Фонды оценочных средств по специальности 20.02.04 Пожарная безопасность
Фонды оценочных средств (далее – ФОС) представлены в виде междисциплинарных заданий, направленные на контроль качества и управление процессами достижения ЛР, МР и ПР, а также создание условий для формирования ОК и (или) ПК у обучающихся посредством промежуточной аттестации. ФОС разрабатываются с опорой на синхронизированные образовательные результаты, с учетом профиля обучения, уровня освоения общеобразовательной дисциплины «Литература» и профессиональной направленности образовательной программы по специальности 20.02.04 Пожарная безопасность
Таблица
№ раздела, темы
| Коды образовательных результатов
(ЛР, МР, ПР, ОК, ПК)
| Варианты междисциплинарных заданий
| Раздел № 1. Русская литература XIX века. Развитие русской литературы в первой половине XIX века.
Тема № 1. Историко-культурный процесс рубежа XVIII — XIX веков. Становление реализма в русской литературе
| ОК 4,ПК 1.2,ЛР 01,ЛР 04,МР 04,ПРб.01,
ПРб.02, ПРб.06, ПРб. 07, ПРб.08, ПРб. 09, ПРб. 10
| 1. Прочитайте роман А.С. Пушкина «Дубровский».
А) Что ознаменовал пожар, описанный в 6 главе? Напишите небольшое эссе на эту тему.
Б) Прочитайте фрагмент текста романа. Каким профессиональным качествам можно поучиться у кузнеца?
«В сию минуту новое явление привлекло его внимание; кошка бегала по кровле пылающего сарая, недоумевая, куда спрыгнуть; со всех сторон окружало ее пламя. Бедное животное жалким мяуканьем призывало на помощь. Мальчишки помирали со смеху, смотря на ее отчаяние. «Чему смеетеся, бесенята, — сказал им сердито кузнец.— Бога вы не боитесь: божия тварь погибает, а вы сдуру радуетесь»,— и, поставя лестницу на загоревшуюся кровлю, он полез за кошкою. Она поняла его намерение и с видом торопливой благодарности уцепилась за его рукав. Полуобгорелый кузнец с своей добычей полез вниз. «Ну, ребята, прощайте, — сказал он смущенной дворне, — мне здесь делать нечего. Счастливо, не поминайте меня лихом».
2. Прочитайте и проанализируйте стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». Ответьте на вопрос, сформулированный автором: «Ведь не даром
Москва, спаленная пожаром, французу отдана?
3. Вспомните комедию Н.В. Гоголя «Ревизор».
Прочитайте отрывок:
«Да если спросят, отчего не выстроена церковь при богоугодном заведении, на которую год назад была ассигнована сумма, то не позабыть сказать, что начала строиться, но сгорела. Я об этом и рапорт представлял. А то, пожалуй, кто-нибудь, позабывшись, сдуру скажет, что она и не начиналась».
Какие размышления он у вас вызвал? На какие функции пожара в комедии указывает писатель?
| Раздел № 2. Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века
Тема № 2. Развитие реалистических традиций в прозе (И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, Н.С.Лесков и др.). Новые типы героев в русской литературе. Нигилистический и антинигилистический роман (Н.Г.Чернышевский, И.С.Тургенев). Драматургия А.Н.Островского и А.П.Чехова и ее сценическое воплощение
| ОК 4,ПК 1.2,ЛР 01,ЛР 04,МР 04,ПРб.01,
ПРб.02, ПРб.06, ПРб. 07, ПРб.08, ПРб. 09, ПРб. 10
| 1. Вспомните роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир». Проанализируйте эпизоды «Пожар в Cмоленске» и «Пожар в Москве». Сравните их. Что знаменует пожар в первом и втором случае?
2. Прочитайте рассказ Л.Н. Толстого «Пожар». Какие правила пожарной безопасности нарушила Маша?
3. Прочитайте рассказ Л.Н. Толстой «Пожарные собаки» Опишите действия, представленные в произведении. Кем являются действующие лица? Какое впечатление произвел на вас данный рассказ?
4. Напишите эссе на тему «Образ огня в романе Ф.М.Достоевского «Бесы».
5. Выпишите названия произведений А.П.Чехова, в которых встречается образ огня
| Раздел № 3. Поэзия второй половины XIX века.
Тема № 1. Обзор русской поэзии второй половины XIX века. Идейная борьба направлений «чистого искусства» и гражданской литературы. Стилевое, жанровое и тематическое разнообразие русской лирики второй половины XIX века
| ОК 4,ПК 1.2,ЛР 01,ЛР 04,МР 04,ПРб.01,
ПРб.02, ПРб.06, ПРб. 07, ПРб.08, ПРб. 09, ПРб. 10
| 1. Прочитайте стихотворения Ф.И.Тютчева и проанализируйте его языковые особенности:
Широко, необозримо,
Грозной тучею сплошной,
Дым за дымом, бездна дыма
Тяготеет над землей.
Мертвый стелется кустарник,
Травы тлятся, не горят,
И сквозит на крае неба
Обожженных елей ряд.
На пожарище печальном
Нет ни искры, дым один, –
Где ж огонь, злой истребитель,
Полномочный властелин?
Лишь украдкой, лишь местами,
Словно красный зверь какой,
Пробираясь меж кустами,
Пробежит огонь живой!
Но когда наступит сумрак,
Дым сольется с темнотой,
Он потешными огнями
Весь осветит лагерь свой.
Пред стихийной вражьей силой
Молча, руки опустя,
Человек стоит уныло –
Беспомо́щное дитя.
Какими средствами поэт описывает пожар? Охарактеризуйте данную чрезвычайную ситуацию (вид, причины, последствия). Как необходимо вести себя в данной чрезвычайной ситуации? В чем опасность этой чрезвычайной ситуации? Спланируйте мероприятие по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации. Составьте алгоритм поведения людей в данной чрезвычайной ситуации. Напишите памятку: «Правила поведения человека при пожаре».
2. Составьте подборку стихов Ф.И.Тютчева, в которых фигурирует образ огня. Напишите сочинение на тему: «Огненная стихия в поэзии Ф.И. Тютчева».
3. Проанализируйте языковые особенности стихотворения Ф.И. Тютчева:
Пламя рдеет, пламя пышет,
Искры брызжут и летят,
А на них прохладой дышит
Из-за речки темный сад.
Сумрак тут, там жар и крики —
Я брожу как бы во сне, —
Лишь одно я живо чую —
Ты со мной и вся во мне.
Треск за треском, дым за дымом,
Трубы голые торчат,
А в покое нерушимом
Листья веют и шуршат.
Я, дыханьем их обвеян,
Страстный говор твой ловлю;
Слава Богу, я с тобою,
А с тобой мне — как в раю
4.Исследуйте творчество А.А.Фета и напишите эссе: «Описание и интерпретация природных явлений в творчестве А.А.Фета»
| Раздел № 4 Русская литература XX века. Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века.
Тема № 1. Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Идеологический и эстетический плюрализм эпохи. Расцвет русской религиозно-философской мысли. Кризис гуманизма и религиозные искания в русской философии. Основные тенденции развития прозы. Реализм и модернизм в литературном процессе рубежа веков. Стилевая дифференциация реализма (Л. Н.Толстой, В.Г.Короленко, А. П. Чехов, И. С. Шмелев). Дискуссия о кризисе реализма. Обращение к малым эпическим формам. Модернизм как реакция на кризис реализма
| ОК 4,ПК 1.2,ЛР 01,ЛР 04,МР 04,ПРб.01,
ПРб.02, ПРб.06, ПРб. 07, ПРб.08, ПРб. 09, ПРб. 10
| 1. Проанализируйте языковые средства стихотворения К. Бальмонта:
Я шутя её коснулся,
Не любя ее зажег.
Но, увидев яркий пламень,
Я — всегда мертвей, чем камень, -
Ужаснулся
И хотел бежать скорее —
И не мог. Трепеща и цепенея,
Вырастал огонь, блестя,
Он дрожал, слегка свистя,
Он сверкал проворством змея,
Всё быстрей
Он являл передо мною лики сказочных зверей.
С дымом бьющимся мешаясь,
В содержаньи умножаясь,
Он, взметаясь, красовался надо мною и над ней.
Полный вспышек и теней,
Равномерно, неотступно
Рос губительный пожар.
Мне он был блестящей рамой,
В ней возник он жгучей драмой,
И преступно
Вместе с нею я светился в быстром блеске дымных чар.
Какими средствами поэт описывает пожар? Охарактеризуйте данную чрезвычайную ситуацию (вид, причины, последствия). Как необходимо вести себя в данной чрезвычайной ситуации? В чем опасность этой чрезвычайной ситуации? Спланируйте мероприятие по ликвидации последствий пожара. Составьте алгоритм поведения людей в данной чрезвычайной ситуации. Напишите памятку: «Правила поведения человека при пожаре». В каких еще произведениях художественной литературы описан пожар?
2. Напишите сочинение на тему: «Образ огня в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль».
3. Прочитайте рассказ А.И. Куприна «Пожарный». Определите главную мысль рассказа. Каким описывает автор пожарного? Выпишите положительные и отрицательные стороны данного образа
| Раздел № 5. Особенности развития литературы 1920-х годов.
Тема № 1. Противоречивость развития культуры в 1920-е годы. Литературный процесс 1920-х годов. Литературные группировки и журналы (РАПП, «Перевал», конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и др.). Политика партии в области литературы в 1920-е годы
| ОК 4,ПК 1.2,ЛР 01,ЛР 04,МР 04,ПРб.01,
ПРб.02, ПРб.06, ПРб. 07, ПРб.08, ПРб. 09, ПРб. 10
| 1. Выпишите названия произведения М.А. Булгакова, в которых встречается образ огня.
2. Какова роль огня в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарите». Напишите эссе на эту тему
| Раздел № 6. Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.
Тема № 2. Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил в произведениях Э.Казакевича, В.Некрасова, А.Бека, В.Ажаева и др.
| ОК 4,ПК 1.2,ЛР 01,ЛР 04,МР 04,ПРб.01,
ПРб.02, ПРб.06, ПРб. 07, ПРб.08, ПРб. 09, ПРб. 10
| 1. Напишите сочинение на тему «Образ огня в произведениях времён Великой Отечественной войны».
2. Подготовьте сообщение: «Роль пожарного на войне».
3. Написать эссе: «Образцы поведения людей на войне на основе анализа художественной литературы» (Борис Васильев «В списках не значился», «А зори здесь тихие», Константин Симонов «Живые и мертвые», В. Некрасов «В окопах Сталинграда», Ю.Бондарев «Горячий снег», А.Твардовский «Василий Теркин» и др.).
4. Напишите эссе: «Пепел Хатыни: преступление фашистов» (на основе анализа художественных произведений); «Опаленные огнем войны: художественные свидетельства узников концлагерей», «Какие книги жгли нацисты?»
| Раздел № 7. Особенности развития литературы 1950—1980-х годов.
Тема № 2. Изображение жизни советской деревни. Глубина, цельность духовного мира человека, связанного своей жизнью с землей. Динамика нравственных ценностей во времени, предвидение опасности утраты исторической памяти. Попытка оценить современную жизнь с позиций предшествующих поколений (В.Шукшин, В.Распутин)
| ОК 4,ПК 1.2,ЛР 01,ЛР 04,МР 04,ПРб.01,
ПРб.02, ПРб.06, ПРб. 07, ПРб.08, ПРб. 09, ПРб. 10
| 1. Вспомните повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой» и «Пожар». Сравните их. Какова роль огня в этих произведениях?
2. Прочитайте рассказ Б.А. Можаева «Встреча с огнём». Объясните, почему автор выбрал именно такое название произведения.
3. Напишите эссе: «Из специалистов технологического профиля – в литераторы». Кто из писателей имеет технологическое образование? Что дает технологическое образование писателю?
4. Прочитайте повесть В.Г. Распутина «Пожар». Охарактеризуйте данную чрезвычайную ситуацию (вид, причины, последствия). Как необходимо вести себя в данной чрезвычайной ситуации? В чем опасность этой чрезвычайной ситуации? Спланируйте мероприятие по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации. Составьте алгоритм поведения людей в данной чрезвычайной ситуации. Напишите памятку: «Правила поведения человека при пожаре». Как в произведении интерпретируется пожар?
5. Прочитайте произведения Д.Гранина «Иду на грозу», Домбровского Ю.О. «Факультет ненужных вещей», Стругацких А.Н., Б.Н. «За миллиард лет до конца света». Какие проблемы поднимаются в данных произведениях?
| Раздел № 8. Творчество поэтов в 1950—1980-е годы
Тема № 1. Развитие традиций русской классики и поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии 1950—1980-х годов. Лирика поэтов-фронтовиков. Творчество авторов, развивавших жанр авторской песни. Литературные объединения и направления в поэзии 1950—1980-х годов
| ОК 4,ПК 1.2,ЛР 01,ЛР 04,МР 04,ПРб.01,
ПРб.02, ПРб.06, ПРб. 07, ПРб.08, ПРб. 09, ПРб. 10
| 1. Прочитайте стихотворение Н. Заболоцкого:
Некрасивая девочка
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье, -
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Что символизирует огонь в данном произведении?
2. Подготовьте реферат «Образ огня в творчестве поэтов 50-80 годов 20 века»
Что символизирует огонь в данном произведении?
3. Подготовьте реферат «Образ огня в творчестве поэтов 50-80 годов 20 века»
| Раздел № 9. Драматургия 1950—1980-х годов.
Тема № 1. Особенности драматургии 1950—1960-х годов. Жанры и жанровые разновидности драматургии 1950—1960-х годов. Интерес к молодому современнику, актуальным проблемам настоящего
| ОК 4,ПК 1.2,ЛР 01,ЛР 04,МР 04,ПРб.01,
ПРб.02, ПРб.06, ПРб. 07, ПРб.08, ПРб. 09, ПРб. 10
| 1. Подготовьте реферат «Образ огня в драматургии 1950—1980-х годов».
2. Раскройте тему душевно-духовного инфантилизма героя драматургии 1950—1980-х годов
| Раздел № 10. Особенности развития литературы конца 1980—2000-х годов
Тема № 1. Общественно-культурная ситуация в России конца ХХ — начала ХХI века. Смешение разных идеологических и эстетических ориентиров. Всплеск антитоталитарных настроений на рубеже 1980—1990-х годов. «Задержанная» и «возвращенная» литература. Произведения А.Солженицына, А.Бека, А. Рыбакова, В.Дудинцева, В.Войновича. Произведения А.Солженицына, А.Бека, А.Рыбакова, В.Дудинцева, В.Войновича
| ОК 6,ПК 1.3,ПК 2.4,,ЛР 06,ЛР 07,ЛР 08
ЛР 10,МР 01,МР 02,МР 05,МР 08,ПРб.03,ПРб.04
ПРб.05
| 1. Подберите произведения русской художественной литературы конца 1980—2000-х годов, отразивших вопросы пожарной безопасности, описание профессии пожарного.
2. Проанализируйте «возвращенную» литературу (Николай Вагнер, Дмитрий Минаев, Саша Черный, Осип Мандельштам и др.). Какое место занимает образ огня и пожара в данных произведениях?
3. Проанализируйте языковые особенности стихотворения Саши Чёрного:
Эй, ребятишки,
Валите в кучу
Хворост колючий,
Щепки и шишки,
А на верхушку
Листья и стружку…
Спички живей!
Огонь, как змей,
С ветки на ветку
Кружит по клетке,
Бежит и играет,
Трещит и пылает…
Шип! Крякс!
Давайте руки —
И будем прыгать вкруг огня.
Нет лучше штуки —
Зажечь огонь средь бела дня.
Огонь горит,
И дым глаза ужасно ест,
Костер трещит,
Пока ему не надоест…
Осторожней, детвора,
Дальше, дальше от костра —
Можно загореться.
Превосходная игра…
Эй, пожарные, пора,
Будет вам вертеться!
Лейте воду на огонь.
Сыпьте землю и песок,
Но ногой углей не тронь —
Загорится башмачок.
Зашипели щепки,шишки…
Лейте, лейте, ребятишки!
Раз, раз, еще раз…
Вот костер наш и погас.
4.Опишите изобразительно-выразительные средства стихотворения Степана Кадашникова:
Вечный спор с тишиною,
Напряженно сердца
Замирают людей.
Замирает на миг
Даже небо ночное —
Значит, в городе ждут
Настоящих парней.
Досталась им опасная работа —
Борьба с огнём, стоящим на пути.
И если в этом не уверен кто-то,
Пускай в огонь попробует войти.
Беспощаден пожар —
Оплавляются камни,
Огнедышащий зверь
Смерть несёт и беду.
Но навстречу встают,
Словно рыцари, парни,
Несмотря ни на что,
К вам на помощь идут.
Их доспехи порой
Не спасают от боли,
Но, какой бы огонь
Ни стоял на пути,
До победы они
Не выходят из боя,
И прошу я судьбу:
«Их в бою сохрани…»
| Раздел № 11. Русская литература XXI века.
Тема № 1. Постмодернизм, воспринимающий чужие языки, культуры, знаки, цитаты как собственные, из них строящий новый художественный мир (В.Ерофеев, С.Соколов, В.Пелевин, Т.Толстая, В.Нарбикова, В.Сорокин и др.)
| ОК 6,ПК 1.3,ПК 2.4,,ЛР 06,ЛР 07,ЛР 08
ЛР 10,МР 01,МР 02,МР 05,МР 08,ПРб.03,ПРб.04
ПРб.05
| 1. Перечислите названия не менее 10 стихотворений разных авторов, в которых фигурирует образ спасателя, оказания специализированной помощи, поведение персонажей произведений при пожаре.
2. Напишите эссе на основе анализа произведений постмодерна: «Пожары XXI века».
4. Изучите феномен киберпанка как специфической формы самосознания гуманитарной культуры начала XXI века. Подберите произведения художественной литературы постмодернизма, в которых дана амбивалентная оценка достижений цифровых технологий и опыта трансчеловечности. Напишите эссе «Цифровые технологии в работе пожарного».
5.Подготовьте виртуальную выставку: «Художественные произведения XXI века о чрезвычайных ситуациях».
6.Подготовьте справку о пожаре как чрезвычайной ситуации, иллюстрируя языковым материалом из произведений художественной литературы.
7. Охарактеризуйте средства художественной выразительности стихотворения Б. Дубровина «Да, огонь»:
Да, огонь,
Очаги согревающий,
Это — символ добра и тепла.
Но пожар,
Очаги сокрушающий,
Это — символ вселенского зла.
Неожиданно сердце взволнуется —
Молодой иль дожил до седин:
Друг за дружкою мчится
По улице
Вереница пожарных машин.
Напряженно стараешься вслушаться,
Точно взятый опасностью
В плен,
Перекличкой тревоги
И мужества
Отзывается
Голос сирен.
И рождаются в это мгновение
В перекрестье летящих огней
Восхищение
И преклонение
Перед подвигом
Сильных людей.
Как Вы понимаете смысл данного стихотворения? Охарактеризуйте данную чрезвычайную ситуацию (вид, причины, последствия). Как необходимо вести себя в данной чрезвычайной ситуации? В чем опасность этой чрезвычайной ситуации? Спланируйте мероприятие по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации. Составьте алгоритм поведения людей в данной чрезвычайной ситуации. Напишите памятку: «Правила поведения человека при пожаре».
8. Современный поэт Владимир Бояновский пишет:
Офицеры пожарной охраны,
По плечу вам любая беда.
Вас Чернобыля горькие раны
Призывали в былые года. Вам знакомы и смерть, и опасность,
Взрывы, яд – да всего и не счесть...
Вы несли гордо самую важность -
Офицерское званье и честь. Начинали учебу с конспектов,
В ад вели за собою бойцов.
Лишь вперед! – несгибаемый вектор –
Вас калил, превращал в молодцов. Вы ответственность мудро держали
В недалеких годах молодых.
Крепкой волей всегда побеждали
На пожарах, в стихиях любых. Ведь судьбу вы свою выбирали
Как велели и сердце, и нрав.
Сколько вынесли вы, недоспали!
Святой долг был важнее всех прав. Вам ли было когда до печали,
Коль служили примером всегда?!
И не раз на себе испытали
Что нет слова «чужая беда». Сколько жен и детей не видали,
Если жизнь по частям разложить?
Компенсация – ваши медали
И желанье с достоинством жить.
Проанализируйте изобразительно-выразительные средства данного стихотворения. Как Вы понимаете смысл данного стихотворения?
9.Напишите, каким образом усовершенствовались подходы к предотвращению пожара в XXI веке.
10. Составьте языковой портрет писателя или поэта: подберите словарь литературоведческих терминов по творчеству писателя/поэта, исследуйте специфику языковых средств художественных произведений, постройте семантическое поле слов (или «облако слов», в том числе при использовании специальных сервисов по генерации слов в интернете) того или иного произведения, например, слов «пожар», «огонь» на основе художественных текстов, в которых представлено описание пожара в разные исторические периоды развития общества. Напишите эссе: «Репрезентация пожара и его интерпретация поэтом/писателем как отражение национальной языковой картины мира»
|
|