Фонды оценочных средств по специальности 26.01.01 - Судостроитель-судоремонтник металлических судов
Фонды оценочных средств (далее – ФОС) представлены в виде междисциплинарных заданий, направленные на контроль качества и управление процессами достижения ЛР, МР и ПР, а также создание условий для формирования ОК и (или) ПК у обучающихся посредством промежуточной аттестации. ФОС разрабатываются с опорой на синхронизированные образовательные результаты, с учетом профиля обучения, уровня освоения общеобразовательной дисциплины «Литература» и профессиональной направленности образовательной программы по специальности 26.01.01 - Судостроитель-судоремонтник металлических судов
Таблица
№ раздела, темы
| Коды образовательных результатов
(ЛР, МР, ПР, ОК, ПК)
| Варианты междисциплинарных заданий
| Раздел № 1. Русская литература XIX века. Развитие русской литературы в первой половине XIX века.
Тема № 1. Историко-культурный процесс рубежа XVIII — XIX веков. Становление реализма в русской литературе
| ОК 4,ПК 1.1,ЛР 01, МР 01,МР 04,ПРб. 01
| 1. Прочитайте поэмы «Корсар», «Джюлио», «Исповедь» М. Ю. Лермонтова. Напишите реферат на тему: «Образы моря и паруса в поэмах М. Ю. Лермонтова».
2. Проанализируйте элегию В.А.Жуковского «Море» и стихотворения А.С.Пушкина «К морю». В чем сходство и различие образа моря?
3.Проанализируйте языковые особенности стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус»:
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?.. Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
| Раздел № 2. Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века
Тема № 2. Развитие реалистических традиций в прозе (И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, Н.С.Лесков и др.). Новые типы героев в русской литературе. Нигилистический и антинигилистический роман (Н.Г.Чернышевский, И.С.Тургенев). Драматургия А.Н.Островского и А.П.Чехова и ее сценическое воплощение
| ОК 4, ПК 4.1, ЛР 06, ЛР 07, МР 05, ПРб.02, ПРб.03, ПРб.07, ПРб.08, ПРб.09, ПРб.10
| Прочитайте повесть А.П.Чехова «Дуэль». Проанализируйте лейтмотив моря в повести А.П. Чехова «Дуэль». Приведите примеры других произведений А.П.Чехова, в которых представлен образ моря?
| Раздел № 3. Поэзия второй половины XIX века.
Тема № 3. Федор Иванович Тютчев (1803—1873)
Жизненный и творческий путь Ф. И. Тютчева (с обобщением ранее изученного). Философская, общественно-политическая и любовная лирика Ф. И. Тютчева. Художественные особенности лирики Ф. И. Тютчева
| ОК 4, ПК 4.1, ЛР 06, ЛР 07, МР 05, ПРб.02, ПРб.03, ПРб.07, ПРб.08, ПРб.09, ПРб.10
| 1. Составить подборку стихов Ф.И.Тютчева, в которых описано море. Какие средства художественной выразительности позволяют поэту отразить символику водной стихии в виде эпической монолитности и полифонизма.
2. Проанализируйте языковые особенности стихотворения Ф.И.Тютчева “Как хорошо ты, о море ночное…”
Как хорошо ты, о море ночное,-
Здесь лучезарно, там сизо-темно…
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно… На бесконечном, на вольном просторе
Блеск и движение, грохот и гром…
Тусклым сияньем облитое море,
Как хорошо, ты в безлюдье ночном! Зыбь ты великая, зыбь ты морская,
Чей это праздник так празднуешь ты?
Волны несутся, гремя и сверкая,
Чуткие звёзды глядят с высоты. В этом волнении, в этом сиянье,
Весь, как во сне, я потерян стою —
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою…
| Раздел № 4 Русская литература XX века. Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века.
Тема № 1. Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Идеологический и эстетический плюрализм эпохи. Расцвет русской религиозно-философской мысли. Кризис гуманизма и религиозные искания в русской философии. Основные тенденции развития прозы. Реализм и модернизм в литературном процессе рубежа веков. Стилевая дифференциация реализма (Л. Н.Толстой, В.Г.Короленко, А. П. Чехов, И. С. Шмелев). Дискуссия о кризисе реализма. Обращение к малым эпическим формам. Модернизм как реакция на кризис реализма
| ОК 4, ПК 1.1, ЛР 01, МР 01, МР 04
ПРб. 01
| 1.Прочитайте рассказы А.И.Куприна «Счастье», «Ласточка», «Гранатовый браслет». Определите многофункциональность образов водной стихии в творчестве писателя
2. Составьте семантическое поле слов: «корабль, яхта, лодка, судно» на основе лексико-семантического анализ текстов художественной литературы.
3. Прочитайте и проанализируйте рассказ И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско». В каких деталях описана пароход «Атлантида»? Кто обслуживает пароход?
4. Составьте языковой портрет писателя или поэта (по выбору), подберите словарь литературоведческих терминов по творчеству писателя/поэта, исследуйте специфику языковых средств художественных произведений, постройте семантическое поле слов (или «облако слов», в том числе при использовании специальных сервисов по генерации слов в интернете) того или иного произведения, например, слов «море», «корабль», «судно», «лодка», «баржа»» на основе художественных текстов, в которых представлено описание морской тематики. Напишите эссе: «Описание морских видов транспорта в русской художественной литературе как отражение национальной языковой картины мира
| Раздел № 5. Особенности развития литературы 1920-х годов.
Тема № 1. Противоречивость развития культуры в 1920-е годы. Литературный процесс 1920-х годов. Литературные группировки и журналы (РАПП, «Перевал», конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и др.). Политика партии в области литературы в 1920-е годы
| ОК 4, ПК 4.1, ЛР 06, ЛР 07, МР 05, ПРб.02, ПРб.03, ПРб.07, ПРб.08, ПРб.09, ПРб.10
| 1.С.В.Сартаков писал о А.С.Новикове-Прибое: ««Море было его розовой детской мечтой. Море было его тяжелой матросской долей. Море было его суровым военным подвигом. Море стало его вдохновенным – и навсегда! – призванием литератора». Подготовьте сообщение и презентацию о жизни и творчестве писателя.
2. Изучите произведение А.С. Новикова-Прибоя «Подводники». Подготовьте краткий пересказ.
2. Приведите примеры произведений авторов 1920-х гг., в которых раскрыта морская тема.
3. Проанализируйте языковые средства стихотворения А.А.Блока «Вчера я слышал песни с моря»
| Раздел № 6. Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.
Тема № 2. Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил в произведениях Э.Казакевича, В.Некрасова, А.Бека, В.Ажаева и др.
| ОК 4, ПК 1.1, ЛР 01, МР 01, МР 04
ПРб. 01
| 1. Напишите эссе «Образы морских военных на войне, представленные на страницах произведений литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет».
2. Подготовьте сообщение: «Роль судостроителя на войне».
3. Подготовьте стенд или видеоролик: «Герои Великой Отечественной войны – мрряки», подберите в качестве языкового иллюстративного материала стихотворения о войне.
| Раздел № 7. Особенности развития литературы 1950—1980-х годов.
Тема № 2. Изображение жизни советской деревни. Глубина, цельность духовного мира человека, связанного своей жизнью с землей. Динамика нравственных ценностей во времени, предвидение опасности утраты исторической памяти. Попытка оценить современную жизнь с позиций предшествующих поколений (В.Шукшин, В.Распутин)
| ОК 4, ОК 6, ПК 5.1, ЛР 08, ЛР10, МР 02, МР 08
ПРб.04,ПРб.05,ПРб.06
| .Проанализируйте образ реки в творчестве В. Распутина.
2. Инсценируйте (или экранизируйте) рассказ «Песня синих морей» К. Кудиевского;
3. Напишите реферат: «Известные в СССР писатели-маринисты»
| Раздел № 8. Творчество поэтов в 1950—1980-е годы
Тема № 1. Развитие традиций русской классики и поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии 1950—1980-х годов. Лирика поэтов-фронтовиков. Творчество авторов, развивавших жанр авторской песни. Литературные объединения и направления в поэзии 1950—1980-х годов
| ОК 4,ПК 4.1,ЛР 06,ЛР 07,МР 05,ПРб.02,ПРб.03
| 1. Проанализируйте стихотворение Э.Асадова:
Прощай! Чуть волна предрассветная брызнет,
Уходим в простор морской.
А море значительно покапризней,
Чем даже характер твой.
Бывают штормяги, бывает и хуже,
Прими мой весёлый привет.
Случится погибнуть — считай меня мужем!
А если же нет — то нет...
2. Подготовьте реферат «Тема военно-морского флота в творчестве поэтов 50-80 годов 20 века»
| Раздел № 9. Драматургия 1950—1980-х годов.
Тема № 1. Особенности драматургии 1950—1960-х годов. Жанры и жанровые разновидности драматургии 1950—1960-х годов. Интерес к молодому современнику, актуальным проблемам настоящего
| ОК 4, ПК 4.1, ЛР 06, ЛР 07, МР 05, ПРб.02, ПРб.03, ПРб.07, ПРб.08, ПРб.09, ПРб.10
| 1. Подготовьте реферат «Тема судостроения в драматургии 1950—1980-х годов».
2. Раскройте тему душевно-духовного инфантилизма героя драматургии 1950—1980-х годов
| Раздел № 10. Особенности развития литературы конца 1980—2000-х годов
Тема № 1. Общественно-культурная ситуация в России конца ХХ — начала ХХI века. Смешение разных идеологических и эстетических ориентиров. Всплеск антитоталитарных настроений на рубеже 1980—1990-х годов. «Задержанная» и «возвращенная» литература. Произведения А.Солженицына, А.Бека, А. Рыбакова, В.Дудинцева, В.Войновича. Произведения А.Солженицына, А.Бека, А.Рыбакова, В.Дудинцева, В.Войновича
| ОК 4, ОК 6, ПК 5.1, ЛР 08, ЛР10, МР 02, МР 08, ПРб.04, ПРб.05, ПРб.06
| 1.Подберите произведения русской художественной литературы конца 1980—2000-х годов, отразивших вопросы флота, судостроения, описание профессии судоремонтника.
2. Проанализируйте «возвращенную» литературу (Николай Вагнер, Дмитрий Минаев, Саша Черный, Осип Мандельштам и др.). Какое место занимает тема моря, судостроения в данных произведениях?
| Раздел № 11. Русская литература XXI века.
Тема № 1. Постмодернизм, воспринимающий чужие языки, культуры, знаки, цитаты как собственные, из них строящий новый художественный мир (В.Ерофеев, С.Соколов, В.Пелевин, Т.Толстая, В.Нарбикова, В.Сорокин и др.)
| ОК 4, ОК 6, ПК 5.1,
ЛР 08, ЛР10, МР 02,
МР 08, ПРб.04
ПРб.05, ПРб.06
| 1.Перечислите названия не менее 10 стихотворений разных авторов, в которых фигурирует образ морского военного, судостроителя и флота.
2. Охарактеризуйте средства художественной выразительности стихотворения М.Барановского «Подводная лодка»:
Подводные лодки – хозяйки морей,
Бесстрашны в глубинных просторах,
Их скрытность в проходах секретных полей
Дает им «Добро» при манёврах. У атомных лодок ведь нет якорей,
Они как акулы в движенье.
Пройти незаметно им нужно успеть,
Чтоб скрыто начать наступленье. Они зависают подолгу на дне,
Винты автономно в работе,
Подлодки в секрете, как в тайном гнезде –
Такая задача в походе. Секретным же курсом уходят к себе,
На базу, где их ожидают.
За смелость в походах и выбор в судьбе
Подводников все уважают. Как Вы понимаете смысл данного стихотворения? 3.Подготовьте презентацию по произведениям XXI века, в которых поднимается тема судостроения, военно-морского флота.
4.Создайте буктрейлер по одному из произведений постмодернизма с морской тематикой
| |