|
Рабочая программа по дисциплине Цели и задачи освоения дисциплины Дисциплина Объектноориентированный анализ и программирование
Объектно-ориентированный анализ и программирование
Объектно-ориентированный анализ и программирование
Рабочая программа по дисциплине
Цели и задачи освоения дисциплины
Дисциплина «Объектно-ориентированный анализ и программирование» относится к группе наиболее важных курсов для подготовки профессионала в области информационных технологий. Практически все сферы деятельности современного специалиста требуют понимания принципов построения программных систем.
Именно поэтому целью освоения дисциплины является, прежде всего, знакомство с объектно-ориентированной парадигмой программирования, использование которой на сегодняшний день является наиболее эффективным подходом к разработке программных структур и комплексов. Достижение цели осуществляется посредством решения следующих задач.
Знакомство обучающихся с терминологией объектно-ориентированного программирования. Овладевание базовыми принципами объектно-ориентированной парадигмы. Получение навыков в области проектирования компонентов программных систем с помощью специализированного языка графического описания UML. Усвоение принципов работы объектно-ориентированного языка программирования Java. Знакомство с типовыми задачами проектирования и методами их решения с помощью аппарата объектов.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
Знать: Базовые понятия и принципы объектно-ориентированного программирования. Уметь: Использовать принципы объектно-ориентированной парадигмы для разработки эффективных структур программных систем. Разрабатывать программы, использующие аппарат объектов. Владеть: Навыками, необходимыми для проведения объектно-ориентированного анализа и проектирования. Навыками, необходимыми для разработки компонентов программных систем с помощью инструментальных сред графического проектирования.
Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина относится к общепрофессиональному циклу подготовки бакалавра и специалиста. Для освоения материала необходимы знания, полученные в ходе изучения курса «Программирование». В свою очередь дисциплина является базовой для таких предметов как «Управление жизненным циклом информационных систем», «Моделирование бизнес-процессов», «Проектирование систем управления знаниями» и «Проектирование систем электронных коммуникаций».
Компетенции студента (общекультурные (ОК) и профессиональные (ПК, СПК)), формируемые в результате освоения дисциплины Компетенция
| Сфера применения компетенции
| Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК—1)
| Общекультурная, профессиональная и научно- исследовательская
| Способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9)
| Профессиональная и научно- исследовательская
| Осознает сущность и значение информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-12)
| Профессиональная и научно- исследовательская
| Способен осуществлять планирование и организацию проектной деятельности на основе стандартов управления проектами (ПК-16)
| Профессиональная
| Умеет проектировать архитектуру электронного предприятия (ПК-17)
| Профессиональная
| Структура и содержание дисциплины
Содержание разделов учебной дисциплины Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела
| Введение
| Объектно-ориентированная парадигма. Окружающий мир как совокупность объектов. Абстрагирование.
| Тема 1. «Основы объектно-ориентированного программирования»
| Классы и объекты. Члены класса. Поля и методы. Конструкторы и деструкторы. Наследование. Инкапсуляция. Полиморфизм. Статическое и динамическое связывание. Переопределение методов. Виртуальный метод. Абстрактный класс. Интерфейс. Вложенные и анонимные классы.
| Тема 2. «Язык графического описания
UML»
| Понятие UML. История возникновения и развития UML. Типы диаграмм. Структурные и поведенческие диаграммы. Диаграмма классов. Связи между классами.
| Тема 3. «Язык программирования
Java»
| Язык программирования Java. Особенности. История развития. Виртуальная java-машина. Запуск программ. Простейшая программа на языке Java. Типы данных. Массивы и коллекции. Наследование и интерфейсы. Область видимости элементов. Статические члены. Сериализация.
| Тема 4. «Шаблоны проектирования»
| Понятие шаблонов проектирования. Низкоуровневые и высокоуровневые шаблоны. Основные, порождающие, структурные и поведенческие шаблоны. Концепция МУС.
| Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины
Основные профессиональные сообщества, обсуждающие темы курса, в которых можно задать вопросы экспертам и получить квалифицированный ответ: Название
| Раздел
| Ссылка на раздел
| Ведущие эксперты
| CyberForum
| Объектно-ориентированное программирование и паттерны
| [1] Модераторы
|
| Iguania
| Объектно-ориентированное программирование
| [2]
| Модераторы
| CyberForum
| UML
| [3] Модераторы
|
| UML2
| Форум
| [4] Модераторы
|
| JavaTalks
| Основы языка Java
| [5] Модераторы
|
| OODesign
| Форум
| http://forum.oodesign.com/ll Модераторы
|
| Основные открытые и закрытые источники интернета, на которых есть самые качественные материалы по темам: Название
| Раздел
| Ссылка на раздел
| Объектно-ориентированный анализ и проектирование
| Шаблоны. Статьи по стандартам
| http://ooad.asf.ru/Index.
aspx
| Habrahabr
| Java. ООП. Проектирование и рефакторинг. UML Design
| http: //habr ahabr. ru
| Сообщество системных аналитиков
| Статьи
| http://www.uml2.ru/index. php
| Javenue
| Объектно-ориентированное проектирование
| [6]
| RSDN
| Паттерны проектирования
| [7]
| Шаблоны проектирования
| Справочник
| http://www. design-pattern, ru/
| Intuit
| Программирование на Java
| [8]
| INTERFACE
| Введение в программирование на языке Java
| [9]
| Изучаем Java
| Java-самоучитель
| [10]
| МФТИ\¥
| Объектно-ориентированное программирование
| [H]
| Лаборатория юного линуксойда
| Введение в объектно-ориентированное программирование на Python
| [12]
| Codenet
| Три кита ООП
| [13]
| Основная литература № н/п
| Наименование
| Автор (ы)
| Год и место издания
| Используется при изучении разделов
| 1.
| [14] Язык программирования Java
| Баженова И.Ю.
| М.: Диалог-МИФИ, 2008
| Язык программирования Java. Шаблоны проектирования
| 2.
| [14] Java для Internet в Windows и Linux
| Дунаев С.
| М.: Диалог-МИФИ, 2004
| Язык программирования Java
| 3.
| Объектно-ориентированные методы.
Принципы и практика
| Грэхем И.
| Издательский дом «Вильямс», 2004
| Основы объектно-ориентированного
программирования
| 4.
| Язык UML. Руководство пользователя
| Буч Г., Рамбо Д., Джекобсон А.
| Спб.: Питер, 2004
| Язык графического описания UML
| 5.
| Полный справочник по Java. Java SE 6 Edition
| Шилдт Г.
| Издательский дом «Вильямс», 2007
| Язык программирования Java. Шаблоны проектирования
| 6.
| Приёмы объектно-ориентированного проектирования. Паттерны проектирования
| Гамма Э., Хелм Р., Джонсон Р., Влиссидс д.
| Спб.: Питер, 2004
| Шаблоны проектирования
| |
|
|