Рабочее движение и распространение марксизма в России. Рабочее движение и распространение марксизма в России. Введение
Скачать 30.43 Kb.
|
Рабочее движение и распространение марксизма в России. Введение В последней трети XIX в. численность рабочих в России увеличилась в 3 раза и достигла 3 млн человек. Главным источником пополнения рядов рабочего класса оставалось крестьянство. Из-за отсутствия страхования и пенсий земельный надел был для них единственной гарантией относительного благополучия в будущем. Продолжительность рабочего дня на заводах и фабриках составляла 13-14 часов, на отдельных производствах до 15-17 часов . Широко применялся труд женщин и подростков. Заработная плата рабочих в России была в 2 раза ниже, чем в Англии, и в 4 раза ниже, чем в США. За малейшую провинность рабочих наказывали штрафами. Весьма тяжелыми были условия быта рабочих. Рабочие жили в своеобразных казармах. Там имелись общие спальни и отдельные каморки. На нарах в общих спальнях размещались на ночлег мужчины, женщины, дети (раздельные спальни для мужчин и женщин появились лишь к конце XIX в.). Каморки предоставлялись рабочим, имевшим семьи: одна каморка предназначалась для двух и более семей. Снять квартиру или купить домик могли лишь высококвалифицированные рабочие, постоянно проживавшие в городе. Зарождение рабочего движения в России произошло в 1870—1880-х гг. Промышленный кризис ударил по текстильной промышленности. Владельцы сокращали производство, увольняли рабочих, снижали заработную плату и увеличивали штрафы. Это вызвало взрыв недовольства рабочих, об угрозе которого не подозревали ни фабриканты, ни власти. Находясь на заработках в городе, вчерашний крестьянин был свободен от условностей сельской жизни — от повиновения отцу, общине и др. Покинув деревню ради прокормления семьи и столкнувшись в городе с еще большей неустроенностью, он смело выражал свой протест. Первые забастовки рабочих начались еще в 1870-х гг. и были похожи на крестьянские бунты. В первой половине 1880-х гг. число рабочих стачек быстро росло. В центральных губерниях, в промышленных городах происходили массовые волнения рабочих. С 1881 по 1887 г. ежегодное число стачек возросло почти в 4,5 раза. Затем, в условиях экономического подъема, забастовочное движение пошло на убыль, но недовольство рабочих сохранялось и грозило новыми крупными протестами. Самая сильная стачка вспыхнула 7 января 1885 г. на Никольской мануфактуре «злого капиталиста» Т.С. Морозова в Орехово-Зуеве (Владимирская губ.) — крупнейшей хлопчатобумажной фабрике России. На ней работало 8 тыс. рабочих. Из-за кризиса администрация 5 раз снижала заработную плату, штрафы достигали 24%-40% заработка. После нового резкого снижения зарплаты рабочие восстали. Во главе стачки стояли рабочие П.А. Моисеенко и В.С. Волков. Отказавшись работать, ткачи разгромили фабричную лавку, квартиры директора и мастеров. В Орехово-Зуево прибыли войска, на фабрику приехал владимирский губернатор. Рабочие подали ему свои письменные требования. Они добивались повышения заработной платы, протестовали против произвольного роста штрафов и требовали, чтобы администрация предупреждала об увольнении за 15 дней. Но по приказу губернатора были арестованы вожаки и активные участники стачки. Более 600 рабочих было выслано по месту жительства — в свои деревни. Несмотря на репрессии, волнения продолжались до 18 января. Суд над зачинщиками стачки проходил во Владимире в мае 1886 г. Против подсудимых выдвигались обвинения по 101 пункту. Но когда вскрылись факты чудовищного произвола администрации, присяжные вынесли оправдательный вердикт, названный «Московскими ведомостями» 101-м залпом салюта «в честь показавшегося на Руси рабочего вопроса». Тем не менее МВД санкционировало высылку вожаков стачки: Моисеенко — в Архангельскую губернию, Волкова — в Вологодскую. Морозовская стачка 1885 г. имела всероссийское значение, она привлекла к себе внимание широких кругов общественности. Под влиянием этих событий правительство издало в 1886 г. Фабричный закон, который гарантировал социальные права рабочих, запрещал произвольные штрафы, но ввел строгие наказания за участие в забастовке. Издание закона не остановило стачечную борьбу. Забастовки вспыхивали то в Петербурге, то в Твери, то под Москвой, по-прежнему сопровождаясь погромами и изгнанием особо ненавистных управляющих. Очевидец вспоминал, что в 1893 г. во время стачки на Хлудовской мануфактуре в Рязанской губернии речка Гуслянка едва не вышла из берегов, заваленная мотками пряжи. Чуть ли не каждая крупная стачка заканчивалась столкновениями с властями, которые всегда становились на сторону хозяев. Лишь с наступлением промышленного подъема в 1893 г. волнения рабочих постепенно улеглись. Первые рабочие организации. Первой рабочей организацией был "Южнороссийский союз рабочих", основанный в 1875 г. в Одессе революционером-интеллигентом Е. О. Заславским. Союз насчитывал около 250 человек из ряда городов юга России (Одесса, Херсон, Ростов-на-Дону). В своей деятельности на первый план Союз выдвигал задачи политической борьбы, так как "политическая свобода" обеспечивает за каждым человеком самостоятельность убеждений и действий. Непосредственными требованиями Союза были: свобода слова, печати, право собраний и сходок. Кроме того, рабочие требовали ликвидации сословных прав и преимуществ, введения обязательного и бесплатного обучения во всех учебных заведениях, ограничения рабочего времени, запрещения детского труда, отмены косвенных налогов и т.д. Важнейшим документом Союза был устав, в котором утверждалось, что рабочие могут достигнуть признания своих прав только "посредством насильственного переворота, который уничтожит всякие привилегии и преимущества". Союз заявлял, что труд должен стать основой личного и общественного благосостояния. Члены Союза вели пропаганду среди рабочих, участвовали в организации стачек. В декабре 1875 г. Союз в результате предательства был раскрыт и разгромлен, а 15 его участников были преданы суду и приговорены к каторге или тюремному заключению и ссылке. Е.О. Заславский был приговорен к 10 годам каторги. В 1878 г. он умер в тюрьме В 1878 г. в Петербурге на основе объединения разрозненных рабочих кружков возник "Северный союз русских рабочих". Союз насчитывал свыше 200 членов. Он имел свои отделения за Невской и Нарвской заставами, на Васильевском острове, Выборгской и Петербургской сторонах, Обводном канале. Костяк Союза составляли рабочие-металлисты. Во главе стоял центральный рабочий кружок, куда входили представители районных организаций. Руководителями "Северного союза" были рабочие-революционеры — слесарь В. П. Обнорский и столяр С. Н. Халтурин. В. П. Обнорский еще в бытность за границей сумел познакомиться с рабочим движением Запада, с деятельностью I Интернационала, с программами социалистических партий. Он являлся автором программных документов Союза. С.Н.Халтурин хорошо знал нелегальную литературу, был связан с народническими организациями. Открыто заявил о своем существовании "Северный союз русских рабочих" в январе 1879 г., когда в нелегальной типографии была напечатана его программа "К русским рабочим", принятая на учредительном собрании членов организации. Союз заявлял, что его главная цель — "ниспровержение существующего политического и экономического строя государства, как строя крайне несправедливого". В документе определялась роль рабочего класса в России как класса, в котором "заключаются вся сила и знание страны" и от которого зависит успех социальной революции. В своей деятельности на первый план Союз выдвигал задачи политической борьбы, так как "политическая свобода" обеспечивает за каждым человеком самостоятельность убеждений и действий. Непосредственными требованиями Союза были: свобода слова, печати, право собраний и сходок. Кроме того, рабочие требовали ликвидации сословных прав и преимуществ, введения обязательного и бесплатного обучения во всех учебных заведениях, ограничения рабочего времени, запрещения детского труда, отмены косвенных налогов и т. д. Члены "Северного союза" вели пропаганду на предприятиях Петербурга, участвовали в стачках и руководили ими, поддерживали стачечников денежными средствами, выпускали прокламации. Руководители Союза стремились наладить связи с другими городами России, ставя перед собой цель превращения организации во всероссийскую. В феврале 1880 г. Союз издал первую нелегальную рабочую газету "Рабочая заря". После выхода первого номера газеты типография была разгромлена полицией. Еще в январе 1879 г. был арестован В. П. Обнорский. Вскоре после ареста виднейших членов "Северного союза" он прекратил свою деятельность. Один из руководителей "Северного союза", Степан Халтурин, стал народовольцем. 5 февраля 1880 г. он осуществил взрыв в столовой в Зимнем дворце. После этого скрывался, активно участвовал в деятельности Исполнительного комитета "Народной воли". В марте 1882 г. он был казнен за участие в убийстве одесского прокурора В.В.Стрельникова. Таким образом, в 70-е гг. XIX в. рабочее движение начинает играть существенную роль в общественном движении страны: определяются специфические пролетарские методы борьбы (стачечное движение), создаются первые рабочие организации, их программы. Из числа рабочих выдвигаются первые руководители: Петр Моисеенко (1852–1924), Петр Алексеев (1849–1890), Степан Халтурин (1857–1882), Виктор Обнорский (1851–1919). Однако движение 70-х гг. охватывало еще узкий круг рабочих. Пролетарская струя еще не могла выделиться из общего потока народничества. Удары и разочарования, которые испытали революционные народники на рубеже 70—80-х гг., заставили их многое переосмыслить и переоценить. Некоторые из них начали разочаровываться в революционных возможностях крестьянства. Взоры вчерашних «деревенщиков» обращались в сторону рабочего класса. Тем более, что социалистическое движение на Западе в это время приняло марксистскую окраску. Чем можно объяснить такое быстрое распространение марксизма в среде российской интеллигенции? Н.А. Бердяев писал, что "по сравнению с марксизмом старый русский социализм представлялся явлением провинциальным. Марксизм конца 90-х гг. был, несомненно, процессом европеизации русской интеллигенции, приобщением ее к западным течениям, выходом на большой простор". Современный английский ученый советолог Эдвард Карр считает, что быстрое распространение марксизма в России среди интеллигенции было обусловлено интенсивным развитием русской промышленности и отсутствием традиции или буржуазной политической философии. Зарождающееся в России среднее сословие принимало марксизм как идеологическую опору в борьбе против феодализма и самодержавия. В то же время "легальные марксисты" отказались от марксистской революционной идеи. Они выступали за реформистский путь развития, против социалистической революции и диктатуры пролетариата. Н.А. Бердяев писал, что в данный момент капитализм непосредственно нельзя устранить, не подвергая опасности само существование общества. Он утверждал, что общественный прогресс мыслим только на основе и в рамках капитализма, что в истории "социальных катастроф и революций, строго говоря, никогда не было и не будет, бывает лишь социальная эволюция большей или меньшей интенсивности". Отстаивая идею исторической закономерности и неизбежности победы капитализма, "легальные марксисты" затушевывали его антагонистические противоречия. "Легальные марксисты" отвергали идеи революции и диктатуры пролетариата. Они считали, что в борьбе за изменения в политическом строе страны необходимо основываться на принципах права и законности, легальности, легитимности. "Легальные марксисты", и прежде всего П.Б. Струве, по существу раньше, чем западноевропейские социал-демократы, чем Э. Бернштейн*, стали развивать ревизионистские идеи. "Легальные марксисты" поняли значение капитализма, необходимость экономической европеизации России. Вспомним знаменитый призыв П.Б. Струве пойти на выучку к капитализму. "Легальные марксисты" успешно разрабатывали идеи русского демократического конституционализма, стояли за переход от натурального, преимущественно земледельческого быта к современному индустриальному денежному хозяйству. Таким образом, марксизм оказал серьезное влияние на различные течения в общественном движении России, став серьезным толчком для развития буржуазно-либерального движения, идей конституционной демократии. Зарождение марксизма и его основоположники Исторически марксизм, идеологами которого, были Карл Маркс и Фридрих Энгельс, зародился и в основном сформировался в 40-е гг.XIX в. в Германии как отражение процессов социальной борьбы с активным участием в ней новой силы - пролетариата (промышленных рабочих). Одним из первых русских марксистов стал Г. В. Плеханов, в прошлом — бакунист и руководитель «Черного передела». К нему примкнули другие члены организации — В.И. Засулич, П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч, В.Н. Игнатов. В 1883 г., собравшись в Женеве, они объединились в группу «Освобождение труда». Его группа поставила перед собой две задачи: организовать пропаганду в России теории социализма путём перевода на русский язык и распространения произведений К.Маркса и Ф.Энгельса; дать критику народнической идеологии и разработать основные вопросы общественной жизни страны с новых позиций. Ее программа:полный разрыв с народничеством и народнической идеологией;пропаганда социализма;борьба с самодержавием;опора на рабочий класс;создание рабочей партии. Группа «Освобождение труда» проделала большую работу по распространению марксизма в России. Она перевела на русский язык работы Маркса и Энгельса: «Манифест коммунистической партии», «Наемный труд и капитал», «Развитие социализма от утопии к науке» и другие, напечатала их за границей и стала тайно распространять в России. Группа "Освобождение труда" пришла к следующим выводам. Пореформенная Россия движется по капиталистическому пути, а это неизбежно должно привести к полному разложению общины. Таким образом, надежды народников на торжество "общинного социализма" не имеют основания. Зато за счет разоряющегося крестьянства будет расти и крепнуть пролетариат. Именно он может и должен привести Россию к социализму, установив свою диктатуру и проведя необходимые преобразования во всех сферах жизни. Для этого необходимо придать пролетарскому движению нужное направление, внести в него научно разработанную идеологию, вооружить единой программой действий. Подобные задачи может осуществить только революционная, проникнутая духом марксистского учения интеллигенция. Но чтобы такая интеллигенция появилась, необходимо отвоевать кадры для нее в идейной борьбе, прежде всего - у народников, как либеральных, так и революционных. Особенно важную роль в распространении марксизма сыграли книги Г.В. Плеханова "Социализм и политическая борьба” (1883) и "Наши разногласия" (1885). Резко критикуя основные постулаты народнической идеологии, упорно доказывая преимущества марксизма, Плеханов и его соратники стремились увлечь за собой хотя бы часть революционно настроенной общественности. Первой своей марксистской работе, «Социализм и политическая борьба», Плеханов решил рассчитаться со своим народническим прошлым. Вопреки Бакунину, а отчасти и Чернышевскому, он заявил, что борьба за социализм включает в себя и борьбу за политические свободы и конституцию, а ведущая сила в этой борьбе — промышленные рабочие. Плеханов полагал, что между свержением самодержавия и социалистической революцией должен быть длительный исторический промежуток. Он предостерегал от «социалистического нетерпения», от попыток форсирования социалистической революции. Самым печальным их последствием, писал он, может стать установление «обновленного царского деспотизма на коммунистической подкладке». Ближайшей целью русских социалистов Плеханов считал создание рабочей партии. Он призывал не запугивать либералов «красным призраком социализма». В борьбе с самодержавием рабочим потребуется помощь и либералов, и крестьян. Правда, в работе «Социализм и политическая борьба» присутствовал тезис о «диктатуре пролетариата», сыгравший печальную роль в социалистическом движении. Ближайшей целью русских социалистов Плеханов считал создание рабочей партии. Он призывал не запугивать либералов “красным призраком социализма”. В борьбе с самодержавием рабочим потребуется помощь и либералов, и крестьян. Правда, в этой же работе “Социализм и политическая борьба” присутствовал тезис о ”диктатуре пролетариата” сыгравший весьма печальную роль в социалистическом движении и судьбе России. Появление в России первых марксистских работ Плеханова вызвало взрыв возмущения среди убежденных народников. Плеханова обвиняли в «отступничестве», «оскорблении святыни», переходе «на службу реакции». Устраивались торжественные сожжения его книг. Тем не менее в России стали появляться марксистские кружки. Один из первых, под руководством болгарского студента Димитра Благоева, возник в 1883 г. — почти одновременно с группой «Освобождение труда». Члены благоевского кружка, петербургские студенты, начали пропаганду среди рабочих. В 1885 г. Благоева выслали в Болгарию, но его группа просуществовала еще два года. В 1889 г. среди студентов Петербургского технологического института во Слабой стороной всех этих кружков была их слабая связь с рабочими, т.е. с теми, кто и должен, по Марксу, стать главной действующей силой будущей революции.зникла другая группа, которую возглавил М.И. Бруснев. В 1888 г. марксистский кружок появился в Казани. Его организатором был 17-летний Н.Е. Федосеев, исключенный из гимназии за «политическую неблагонадежность». Осенью 1888 г. в кружок Федосеева впервые пришел бывший студент В.И. Ульянов. Осенью 1887 г. В. Ульянов поступил на юридический факультет Казанского университета, но проучился недолго. В декабре он участвовал в студенческой сходке. Многих, кто был на ней, исключили из университета и выслали из города — в том числе и первокурсника Ульянова. После недолгой ссылки в село Кокушкино В.Ульянов вернулся в Казань и подал прошение о восстановлении в университете. Многих участников сходки восстановили, но ходатайства Ульянова вызывали настороженное отношение. «Уж не брат ли того Ульянова? — написал на прошении один важный чиновник «не следует принимать». В. Ульянов просил о разрешении выехать за границу для продолжения образования — и вновь получил отказ. Со времени исключения из университета и до 1891 г. В. Ульянов не имел определенных занятий. В это тяжелое время, чувствуя себя отверженным, пришел он в кружок Федосеева. В 1891 г. В. Ульянову, наконец, разрешили держать экзамены экстерном на юридическом факультете Петербургского университета. Получив университетский диплом, он занял должность помощника присяжного поверенного при Самарском окружном суде. Мелкие уголовные и гражданские дела не давали удовлетворения от службы. Он продолжал ходить на собрания марксистов постепенно втягивался в подпольную работу. Юридическое образование, полученное наспех, почти не отразилось на взглядах В. Ульянова. Наоборот, верный ученик Чернышевского, он с презрением относился к «буржуазному» праву и «буржуазным» конституциям. Гражданские свободы ценил лишь за то, что они дают возможность вести социалистическую пропаганду. В 1893 г. В. Ульянов перевелся из Самары в Петербург. Отныне все силы он отдавал организации марксистского движения, пропаганде среди рабочих и полемике с народниками. В ходе борьбы с народничеством В. Ульянов, вольно или невольно, позаимствовал многие его черты. Первые шаги к созданию сильной и централизованной организации В. Ульянов предпринял в 1895 г. Он выезжал за границу, где встречался с Плехановым. Участвовал в создании петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». «Союз» стал самой многочисленной из всех прежде существовавших социал-демократических (марксистских) организаций. В его руководство входили В.И. Ульянов, Г.М. Кржижановский, Н.К. Крупская, Ю.О. Мартов (Цедербаум) и др. Руководящему центру были подчинены районные группы, а им — рабочие кружки. Поддерживались связи со многими заводами. Издавались листовки, готовился первый номер нелегальной газеты. Однако в ночь с 8 на 9 декабря 1895 г. полиция арестовала 57 членов «Союза», в том числе Ульянова. В 1897 г. он был сослан в село Шушенское Енисейской губернии. Петербургский «Союз» продолжал действовать. В 1898 г. по его инициативе в Минск съехались представители ряда марксистских кружков и групп (9 человек). Они объявили о создании Российской социал-демократической рабочей партии. Минский съезд известен как I съезд РСДРП. На I съезде присутствовало 9 делегатов от Петербургского, Московского, Киевского, Екатеринославского “Союзов”, группы “Рабочей газеты” и “ Общественного рабочего союза в России и Польше” (Бунд). Съезд избрал ЦК, провозгласил создание РСДРП. После съезда был опубликован Манифест российской социал-демократической партии. В Манифесте отмечалось, что российский рабочий класс “совершенно лишен того, чем свободно и спокойно пользуются его заграничные товарищи: участия в управлении государством, свободы устного и печатного слова, свободы союзов и собраний”, подчеркивалось, что эти свободы являются необходимым условием в борьбе рабочего класса “за свое конечное освобождение, против частной собственности и капитализма – за социализм”. Манифест не был программой партии, в нем не были сформулированы конкретные задачи. Съезд не принял и устава Но вскоре после съезда было арестовано большинство членов избранного на нем Центрального Комитета. Отчасти по причине арестов, а также из-за внутренних несогласий распался петербургский «Союз». В условиях промышленного подъема стачечное движение шло на спад. Для социал-демократов настали нелегкие времена. Большую роль в подготовке созыва II съезда РСДРП сыграла газета "Искра", первый номер которой вышел в 1900 г. В состав редакции "Искры" вошли Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, П.Б. Аксельрод, В.И. Ленин, Ю.О. Мартов и др. Редакция "Искры" осуществила организационную работу по созыву съезда, был подготовлен проект Программы РСДРП. До созыва II съезда РСДРП и окончательного оформления социал-демократической партии было проведено идеологическое размежевание с народниками, "легальными марксистами" и "экономистами*". Особенно острая полемика развернулась накануне II съезда с "экономистами" и другими течениями внутри социал-демократии России. Против позиции "экономистов" выступили такие видные российские социал-демократы, как Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, Ю.О. Мартов и др. Накануне II съезда РСДРП позиция "экономистов" была отвергнута большинством социал-демократических организаций России. II съезд РСДРП, который состоялся в июле-августе 1903 г. в Брюсселе, а затем в Лондоне, носил по существу учредительный характер. Главной задачей его было принятие программы и устава партии. Теоретическая часть программы начиналась с марксистского тезиса о том, что производственные отношения достигли такого уровня развития, когда капитализм стал тормозом на пути дальнейшего прогресса. Конечной целью социал-демократии (программа-максимум) провозглашались социальная революция, установление диктатуры пролетариата для социалистического переустройства общества. Диктатура пролетариата определялась как "завоевание пролетариатом... политической власти", необходимое условие социальной революции. Ближайшей политической задачей (программа-минимум) была буржуазно-демократическая революция, которая должна была свергнуть самодержавие, установить республику. Ее задачи были разделены на три группы: политические требования (равное и всеобщее избирательное право, свобода слова, совести, печати, собраний и объединений, выборность судей, отделение церкви от государства, полное равноправие всех граждан независимо от национальности и право наций на самоопределение, уничтожение сословий); экономические требования (8-часовой рабочий день, целый ряд мероприятий по улучшению экономического, жилищного положения рабочих); требования по аграрному вопросу (отмена выкупных и оброчных платежей и возврат полученных по ним сумм, возвращение отрезков, отнятых у крестьян в ходе реформы 1861 г., учреждение крестьянских комитетов). Программа РСДРП принципиально отличалась от программ западных социал-демократических партий, в нее был включен вопрос о диктатуре пролетариата. На II съезде РСДРП был принят также устав, который закреплял организационное строение партии, права и обязанности ее членов. Принятие устава сопровождалось серьезными спорами, дискуссией, особенно по вопросу о членстве в партии. Однако в целом устав соответствовал ленинскому представлению о партии как централизованной и дисциплинированной организации, построенной на принципах демократического централизма. Дальнейшее размежевание на съезде произошло и во время выборов в центральные органы партии, в состав редакции "Искры" и по другим вопросам, приведшим впоследствии к расколу российских социал-демократов на большевиков и меньшевиков. Программа РСДРП принципиально отличалась от программ западных социал-демократических партий, в нее был включен вопрос о диктатуре пролетариата. На II съезде РСДРП был принят также устав, закреплявший организационное устройство партии, права и обязанности ее членов. Принятие устава сопровождалось серьезными спорами, дискуссией, особенно по вопросу о членстве в партии. Вывод Развитие капитализма сопровождалось зарождением рабочего движения, началом распространения марксизма в России и возникновением социал-демократии. В 1870-е гг. в стране появляются первые рабочие организации: «Южно-российский рабочий союз» (1875) и «Северный союз русских рабочих» (1878–1880). После разгрома революционного народничества бывшие участники «Черного передела» Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, Л.Г. Дейч, В.Н. Игнатов обратились к марксизму, основав за границей, в Женеве, в 1883 г. группу «Освобождение труда». Несколько марксистских кружков в 1883–1892 гг. (Д.И. Благоева, Н.Е. Федосеева, М.И. Бруснева и др.) действовали и в России. В 1895 г. попытку объединить разрозненные кружки и соединить их с рабочим движением предпринял петербургский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», которым руководил В.И. Ульянов (Ленин) и Ю.О. Цедербаум (Мартов). Но все кружки были быстро ликвидированы царской охранкой. Однако их появление и деятельность способствовали становлению социал-демократии и образованию в будущем политических партий. После разгрома революционного народничества это течение трансформируется в либеральное народничество. Его представители, оставшись сторонниками общинного социализма, не принимали революционных методов борьбы и призывали к эволюционным реформам для постепенного улучшения жизни народа. Основным направлением своей деятельности они избрали культурно-просветительскую работу среди населения и пропагандировали так называемую «теорию малых дел». Наиболее видными идеологами либеральных народников были публицисты и экономисты Н.Ф. Даниельсон, В.П. Воронцов, Н.К. Михайловский. Таким образом, марксизм оказал серьезное влияние на различные течения в общественном движении России, став серьезным толчком для развития буржуазно-либерального движения, идей конституционной демократии. Литература 1.Палеолог М. Царская Россия накануне революции. М., 1991. 2. Согрин В. Политическая история современной России. М., 1994. 3. Тютюкин С.В., Шелохаев В.В. Марксизм и русская революция. М.,1996. 4. Хальвеч В. Возвращение Ленина в Россию в 1917 году: Перев. с нем. М., 1990. 5. Хрестоматия по истории России. В 4-х т. М., 1994. Источник: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=15665 © Библиофонд 6.https://studref.com/415015/istoriya/rabochee_dvizhenie_rasprostranenie_marksizma_rossii 7.К. Маркс - злейший враг большевиков, Полифакт; 8.История экономических учений, М., 1983; 9. История экономических учений, М., 1961; 10.История экономических учений. Курс лекций, М.; 1993; 11.Группа «Освобождение труда», Материалы предоставлены проектом Рубрикой © 2001 Russ Portal Company Ltd.; © «Большая Российская энциклопедия»; 2001год. |