Раннее средневековье (V первая половина xi вв.)
Скачать 1.17 Mb.
|
Возникновение и рост городов. Важнейшим результатом подьема сельского хозяйства в Германии, как и в других странах Западной Европы, явилось отделение ремесла от сельского хозяйства и развитие средневекового города. Раньше всего города возникают в бассейне Рейна (Кёльн, Кобленц, Майнц, Вормс, Шпейер, Страсбург, Бонн), Дуная (Ульм, Регенсбург, Донауверт и др.). Процесс отделения города от деревни в Германии К. Маркс датирует IX—XII вв.1 В XII в. в стране насчитывалось около 50 городов, а в течение XIII в. их число возросло до 500. Правда, в подавляющем большинстве это были мелкие города, насчитывающие подчас несколько сот жителей и сохранившие тесную связь с сельским хозяйством. Но наряду с ними уже в XII—XIII вв. выделялись города, не только являвшиеся ремесленно-торговыми центрами ближайшей округи, но и ведшие широкую внешнюю торговлю. К их числу принадлежал, например, Кёльн — самый большой город средневековой Германии. Кёльн был центром развитого металлообрабатывающего и шерстяного производства, изделия которого находили сбыт далеко за пределами Германии. Экономическое значение Кёльна было связано с его выгодным географическим положением. Он лежал на скрещении важ-лейшей водной артерии средневековой Европы — Рейна — с сухопутным торговым путем, шедшим из Брюгге через Вестфалию и Бра-ушпвейг на Гамбург и Любек. Город являлся крупным перевалочным пунктом для товаров, поступающих из Северной Италии, Фландрии л Балтийского побережья. Важными ремесленно-торговыми центрами в этот период выступали также Аугсбург, Нюрнберг, Ульм, Любек и др. К числу наиболее развитых отраслей ремесла в этот период от-лосятся металлообработка, текстильное производство, а также строительное дело. В XII в. в Германии осуществляется переход к сооружению каменных зданий, что сопровождалось крупными техническими нововведениями. В XII—XIII вв. значительных успехов достигло горное дело. Возникают новые центры добычи железной руды (Фрейбург в Шварцвальде), олова (в Рудных горах), меди (Мансфельд), золота (Гольдбург в Силезии), серебра (в Саксонии). Усложняется и совершенствуется сам процесс добычи металлов. В немецком городе рано появилась и достигла большого расцвета цеховая организация ремесла. Древнейшими цехами являются цехи майнцских ткачей (1099), вормских торговцев рыбой (1106—1107) и вюрцбургских сапожников (1128). Существовали даже женские цехи — ткачих шелковых изделий, прядильщиц, шляпниц. В XI—XIII вв. наиболее развитые города, прежде всего рейнские, вели борьбу против сеньориального гнета, особенно тяжелого в епископских городах. Однако лишь немногим городам удалось освободиться из-под власти территориальных князей; это так называемые свободные имперские города (Кёльн, Вормс, Шпейер, Регенсбург, Майнц и др.). Подавляющее большинство городов оставалось под княжеским суверенитетом. Однако многие ремесленно-торговые центры, как правило, пользовались довольно широкой автономией. Внутренними делами таких городов ведал выборный городской совет, которому принадлежало исключительное право налогообложения, организации обороны города, обеспечения его продовольствием. Власть в городах принадлежала патрициату, главным образом богатым купцам. Цехи, игравшие большую роль в экономической жизни города, были бесправны в политическом отношении. С XIII в. начинается борьба цехов за участие в политической жизни города. В ряде городов (Фрейбург, Гослар, Ульм) цехи добились участия в городском совете, но в большинстве случаев цеховые движения в XIII в. заканчивались неудачей. Эволюция аграрных отношений. Подъем городского ремесла оказал большое влияние на развитие аграрных отношений. С появлением городов в товарно-денежные связи стало втягиваться крестьянское хозяйство и хозяйство феодалов. Устанавливались более или менее регулярные рыночные связи между городом и деревней, город становился экономическим центром прилегающей сельской округи. Втягивание деревни в товарно-денежные отношения вело к существенным изменениям в характере аграрного строя, в формах и методах феодальной эксплуатации крестьянства. Во многих районах Германии в XII—XIII столетиях происходит разложение старой вотчинной системы, основанной на использовании барщинного труда крепостных и зависимых крестьян. Повышение спроса на сельскохозяйственную продукцию, вызванное увеличением городского населения, побуждало феодалов отказываться от малопроизводительного барщинного труда, толкало к поискам более выгодных форм поместной организации. Чтобы увеличить доходность своих владений, феодал готов был отказаться от наиболее тяжелых форм крестьянской зависимости и барщины, если это давало более широкие возможности повысить другие крестьянские повинности (денежные платежи и т. п.). На смену основанной на барщинном труде вотчине в XIII в. пришла так называемая чистая сеньория, характерным признаком которой является полное или почти полное отсутствие самостоятельного господского хозяйства. Бывшая барская запашка делилась на сравнительно большие участки, которые сдавались в аренду мейерам (вотчинным управляющим из числа зажиточных крестьян). Но в отличие от Франции и Англии, где и при ликвидации домениального хозяйства крестьяне, как правило, сохраняли наследственные права на свой надел, в Германии значительная часть крестьян из наследственных держателей превратились в краткосрочных арендаторов. Однако это были феодальные арендаторы, уплачивающие владельцу земли не арендную плату, а феодальную ренту. Распространение арендных отношений подобного типа отнюдь не меняло феодальной природы эксплуатации крестьян (со временем их тоже стали называть мейерами). Господствующей формой феодальной ренты становится теперь натуральный оброк продуктами, обычно от четверти до половины урожая, дополняемый часто денежными платежами. «Чистая сеньория» получила широкое распространение в Нижней Саксонии, Вестфалии, Баварии, а также на Швабско-Бавар-ском плоскогорье. В остальных районах Юго-Западной и Средней Германии (Алемания, Франкония, Прирейнская область) происходит процесс так называемого окаменения вотчины. Здесь сохраняется старая вотчинная организация, но в рамках ее совершается частичный переход к денежной ренте, что влечет за собой появление значительного количества лично свободных крестьян, уплачивающих феодалу денежный оброк — чинш. В отличие от районов распространения «чистой сеньории» крестьяне здесь сохранили свои наследственные держания и даже в известной степени укрепили свои владельческие права на них. Смена форм феодальной ренты обусловила существенные изменения в положении немецкого крестьянства. Исчезают наиболее тяжелые формы крепостной зависимости, многие крестьяне получают личную свободу. Можно говорить об определенном улучшении положения немецкого крестьянства в XII—XIII вв. Но это улучшение коснулось прежде всего правового, а не фактического положения крестьян. Освобождение от крепостной зависимости часто сопровождалось лишением их земель. Распространение краткосрочной аренды ухудшало владельческие права крестьян, вело к постоянному возрастанию крестьянских повинностей: при каждом очередном перезаключении арендного договора феодал имел возможность повышать арендную плату. В отдельных районах Германии (в частности, на северо-западе) светские и особенно духовные феодалы захватывали общинные земли и даже иногда сгоняли крестьян с их наделов. Источники XII—XIII вв. полны жалоб крестьян на притеснения и всевозможные злоупотребления со стороны должностных лиц вотчины. Бесконечные феодальные распри, не говоря уже о прямом грабеже со стороны феодалов, тяжелым бременем ложились на крестьянское хозяйство, часто приводили к его обнищанию и разорению. Перемены в аграрном строе содействовали значительной дифференциации крестьянства. Выделялись зажиточные крестьяне, соединявшие в своих руках по нескольку крестьянских наделов (гуф) или арендовавшие целые поместья, которые они обрабатывали руками своих обедневших односельчан. С другой стороны, множилось число малоземельных крестьян, владевших лишь частью нормального земельного чадела. Возникает слой безземельных крестьян. В деревне появляется новый социальный тип — поденщик, вынужденный помимо выполнения обычных сеньориальных обязанностей наниматься к феодалу или зажиточному крестьянину за особую плату. Классовая борьба в ненецкой деревне. Крестьяне вели повседневную борьбу против феодальной эксплуатации. В районах распространения краткосрочной аренды они боролись за сохранение наследственного характера держаний. Повсеместно они выступали против насилий сеньоров, добивались уменьшения феодальных повинностей и поборов. Формы крестьянского сопротивления были различны. Здесь и отказ от выполнения повинностей, и преднамеренное небрежное выполнение их и причинение ущерба хозяйству феодала, и, наконец, убийство наиболее ненавистных господ и их должностных лиц. Особенно широкое распространение приобрело бегство крестьян, принявшее в этот период такой размах, что феодалы заключали между собой соглашения о выдаче беглых, добивались у городов обязательств не принимать в свои стены бежавших крестьян, требовали принятия законодательных мер. Классовая борьба немецкого крестьянства в XII—XIII столетиях носила еще локальный характер. Крестьянские выступления обычно не выходили за рамки отдельной деревни или поместья. Лишь в конце XIII в. происходят более широкие крестьянские восстания. Одно из них под предводительством Фридриха Деревянного Башмака в 1285 г., поддержанное горожанами, охватило большую территорию на севере Германии и было подавлено только соединенными усилиями императора и князей. Экономические предпосылки образования системы территориальных княжеств Подъем производительных сил и связанные е ним перемены в социальной структуре общества оказали большое влияние на политическое развитие страны. Однако социально-экономические сдвиги в Германии в отличие от Франции и Англии в конечном итоге пошли на пользу центробежным силам, использовавшим их для закрепления раздробленности страны. Экономический подъем в Германии в XII—XIII вв. не привел к образованию единого экономического центра, подобного Парижу или Лондону, к которому тяготели бы все области страны. Крупнейшие немецкие города экономически были более связаны с иностранными центрами, чем между собой. Города, расположенные по верхнему Рейну и Дунаю, вели оживленную торговлю с Венецией; Кёльн и другие города на среднем и нижнем течении Рейна тяготели по своим торговым связям к Шампани и Фландрии; города побережья Северного моря торговали с Англией, Скандинавскими странами, Прибалтикой. Для тесно связанного с транзитной внешней торговлей бюргерства этих городов объединение страны не являлось жизненной необходимостью. Немецкие города были естественными экономическими центрами для прилегающей округи. Причем чем значительнее был город как экономический центр, тем обширнее была и примыкающая к нему округа, включавшая в себя не только сельские поселения, но и более мелкие города. В пределах такой округи происходила известная экономическая централизация, устанавливались более или менее постоянные хозяйственные связи. Областная централизация, однако, не сопровождалась установлением прочных связей между различными районами. Тем самым центробежные силы в Германии получали мощную поддержку в самом характере экономического развития страны. Областная централизация в условиях углубляющейся хозяйственной раздробленности Германии явилась экономической основой развития системы так называемых территориальных княжеств, т. е. компактных территорий, в пределах которых их властители обладали относительно полной политической властью. Зачатки территориальных княжеств возникли в Германии, как мы видели, уже в конце XI — начале XII в., но их окончательное утверждение стало возможным на базе экономического подъема XII—XIII вв. Развитие городов явилось для князей орудием укрепления их самостоятельности, источником финансовых доходов, опорой политического влияния. Территориальные князья поощряли развитие городов в своих землях, основывали новые торгово-ремесленные центры. Показательно, что начиная с XIII в. почти все вновь основанные города возникают во владениях князей. Одновременно князья стали подчинять себе имперские города. Оборотной стороной превращения города в орудие территориальной политики феодальной знати явилось прогрессирующее ослабление его связи с центральной властью. В средневековой Германии в отличие от Франции и Англии не сложился союз королевской власти я городов, являвшийся в средние века необходимым условием преодоления политической раздробленности страны. На заре своей истории немецкие города в борьбе с сеньорами также пытались опереться на помощь королевской власти. Они видели в короле (императоре) своего естественного союзника и покровителя, оказывали ему поддержку в его столкновениях с феодальной знатью. Так, во время Саксонского восстания XI в., когда против Генриха IV выступила вся феодальная верхушка Германии, активную помощь королю оказали горожане Кёльна и Вормса. И в дальнейшем горожане оставались союзниками Генриха IV. Однако тогда немногочисленные немецкие города были и в экономическом, и в политическом, и в военном отношениях слишком слабы, чтобы служить действенной опорой короля, и эта ранняя попытка германских королей опереться в своей централизаторской политике на города окончилась неудачей. Что касается преемников Генриха IV, то они все дальше уходили от начинавшегося союза с городами, пока, наконец, в XIII в. их политика в отношении городов не стала откровенно враждебной. Немецкая агрессия на Востоке. Укрепление могущества немецких территориальных князей в немалой степени было связано с агрессией немецких феодалов на Востоке против полабских славян и народов Восточной Прибалтики (так называемый Drang nach Osten). Своеобразие нового этапа немецкой агрессии против славян, начавшегося в XII в., заключается в том, что руководящую роль в ней стали играть не императоры, а князья, опиравшиеся на союз с католической церковью. Князья стремились создать обширные владения, которые служили бы основой их независимого положения в империи. Главную военную силу походов составляли мелкие феодалы-рыцари. Порабощение раздробленных славянских земель после неудач в Италии и в крестовых походах казалось им предприятием сравнительно выгодным и легким. В этом движении принимали участие и немецкие города, стремившиеся получить значительные торговые выгоды на Востоке. Наступление немецких феодалов против славянского племени ободритов, обитавших в нижнем течении Эльбы (Лабы), возглавил герцог Баварии и Саксонии Генрих Лев из рода Вельфов — крупнейший феодальный хищник XII в., соперничавший по своему могуществу с императором. Генрих Лев отличался необычайной даже для той поры жестокостью и коварством, он не останавливался перед самыми кровавыми средствами. После длительной и ожесточенной борьбы на захваченных немцами землях ободритов было создано зависимое от Генриха Льва герцогство Мекленбургское. Около того же времени было основано и маркграфство Бранденбургское (на землях племени лютичей) во главе с Альбрехтом Медведем. В XIII в. центром этого маркграфства стал Берлин (впервые упоминается в 1230 г.). Генрих Лев захватил славянское Поморье (между Одером и Вислой). Население захваченных славянских земель массами истреблялось, уцелевшие сгонялись в места, не пригодные для земледелия, а их земли переходили к немецким феодалам, приглашавшим для их обработки немецких колонистов. В начале XIII в. немецкие феодалы приступили к завоеванию Восточной Прибалтики. С этой целью в 1202 г. при активном участии папы Иннокентия III был организован новый духовно-рыцарский Орден меченосцев, который к середине XIII в. захватил территорию современной Латвии, а затем южную часть современной Эстонии. В 1226 г. Тевтонскии орден, переведенный по распоряжению папы и» Палестины в Прибалтику, начал завоевание земель литовского племени пруссов, населявших Балтийское побережье между Вислой и Неманом. Пруссы оказали длительное и упорное сопротивление захватчикам, и в ходе завоевания, которое было завершено только к концу XIII в., они были подвергнуты беспощадному истреблению. В 1237 г. оба ордена слились в один — Тевтонский. Его владения охватывали почти все юго-восточное побережье Балтийского моря. Попытки немецких рыцарей продвинуться оттуда на Русь были пресечены разгромом их войска в битве на Чудском озере (1242) новгородским князем Александром Невским. Для укрепления своего господства в заэльбских землях феодалы широко использовали крестьян из Германии — колонистов, которых они привлекали льготными условиями поселения. Обычно феодал находил подрядчика (локатора), который вербовал переселенцев, а затем становился старостой деревни. Переселявшимся крестьянам предоставлялись двойные туфы на правах наследственного чиншевого держания. Повинности были фиксированы и взимались только с земли: сами крестьяне считались лично свободными, в частности за ними сохранялась свобода передвижения. Германская колонизация несколько способствовала экономическому подъему Заэльбья. Увеличилась площадь культивируемых земель, выросли новые города, усилились торговые связи по побережью Балтийского моря. Но этот подъем был достигнут ценой массового порабощения и насильственной германизации местного населения. Одновременно немецкая колонизация устремилась на юго-восток, в придунайские земли, также заселенные славянами. Здесь на Среднем Дунае еще в конце X в. была образована Восточная, или Австрийская, марка, в XIII в. она превратилась в герцогство. Затем австрийские герцоги захватили соседние славянские области — Штирию, Каринтию, Крайну. Немецкая колонизация, в которой принимали участие рыцарство, церковь (особенно монастыри) и торгово-ремес-ленные элементы, была направлена также и в Чехию. №16. Польско-Венгерская и польско-литовская унии. Борьба с Тевтонским орденом. Битва при Грюнвальде. №17. Обострение социальных и этнических противоречий в Чехии в XIV веке. Ян Гус и его учение. Ян Гус и гуситское движение. В начале XV в. во главе широкого оппозиционного движения против католической церкви и чужеземного засилья встал великий чешский патриот профессор Пражского университета Ян Гус (1371—1415). Он родился в бедной крестьянской семье в местечке Гусениц в Южной Чехии. Окончив Пражский университет, Гус стал магистром, затем деканом, а в 1409 г. ректором этого университета. Это был первый чех-ректор. В своих проповедях в Вифлиемской часовне и лекциях в университете Ян Гус обличал безнравственность, жадность высшего духовенства, требуя коренной реформы церкви, секуляризации церковной собственности и полного подчинения церкви государству. Гус критиковал не только высшее духовенство, но и всех богачей, эксплуатировавших и угнетавших простой народ. Это создало ему широкую популярность среди крестьянства, бюргерства и городской бедноты. Ян Гус решительно выступал против продажи индульгенций (грамот об отпущении грехов) и платы за церковные обряды. Он требовал введения жестоких наказаний для духовных лиц, приобретавших за деньги духовный сан и допускавших порочащие их звание поступки. Гус выступал против немецкого засилья, в частности в Пражском университете, у руководства которого стояли немецкие магистры. Он требовал, чтобы чехи были хозяевами в своей стране, ратовал за развитие чешской образованности и культуры. Патриотическое движение в стране заставило короля Вацлава IV издать в 1409 г. Кутногорский эдикт, по которому руководство Пражским университетом перешло в руки чехов. Ян Гус перевел на чешский язык Библию, лишив клир исключительного права толковать ее верующим. Этот перевод и другие труды Гуса (в частности, его работы по чешской грамматике) заложили основы литературного чешского языка. У Гуса были талантливые ученики и последователи, которые выдвигали еще более радикальные реформационные идеи. Крупный ученый и общественный деятель Иероним Пражский призывал народ к расправе с католическим духовенством. Он отвергал иконы, мощи и все католические обряды. Другой проповедник — Николай из Дрездена, по происхождению немец, требовал полной свободы проповеди и лишения духовенства мирских благ. Папа обвинил Гуса в ереси и потребовал его выдачи и наказания. Король Вацлав IV, заинтересованный в проведении церковной реформы и секуляризации церковной собственности в пользу государства, ограничился только временным удалением Гуса из Праги. В 1414 г. Гуса вызвали на Констанцский собор. Император Сигизмунд выдал ему охранную грамоту, которую потом предательски нарушил. На пути в Констанц Гуса повсюду приветствовали массы населения, как признанного проповедника-реформатора. Но на соборе его не стали выслушивать, а потребовали отречься от своих «еретических заблуждений». 6 июля 1415 г. по приговору собора Гуса сожгли на костре в городе Констанце. Такая же участь вскоре постигла и Иероним а Пражского. № |