Раннее средневековье (V первая половина xi вв.)
Скачать 1.17 Mb.
|
18. Гуситские войны. Историческое значение гуситских войн. Начало гуситских войн. В ответ на расправу над Гусом и Иеронимом Пражским по всей Чехии начались массовые народные выступления. Чешские дворяне направили протест Констанц-скому собору. Крестьяне и городское население нападали на церкви, изгоняли духовенство, уничтожали предметы культа, захватывали церковные земли. Народные проповедники давали учению Гуса радикальное революционное толкование. Огромные толпы людей шли слушать проповеди на чешском языке. На горе Фавор (Табор) собралось 42 тыс. крестьян. Летом 1419 г. началась открытая вооруженная борьба между гуситами и католиками. В Праге вспыхнуло восстание плебейских масс- во главе со священником Яном Желивским. Восставшие захватили ратушу и выбросили из ее окон бургомистра с его советниками. Восстания охватили Пльзень и другие города. Но в некоторых Гуситские войны. городах верх взяли сторонники католической церкви. В Кутной Горе пронемецкий патрициат устроил жестокую расправу над гуситами, побросав в затопленные шахты тысячи своих противников. После смерти короля Вацлава IV наследником чешского престола был объявлен его младший брат император Сигизмунд. Но чешские гуситы, в том числе шляхта и паны, отказались признать Сигизмунда, выдавшего Гуса на расправу, своим королем. В конце 1419 г. по всей стране поднялась новая волна восстаний. Весной 1420 г. папа объявил крестовый поход против гуситов, в главе которого встал император Сигизмунд. В Чехию вторглось около 100 тыс. крестоносцев, большей частью немцев, которые были уверены в легкой победе. Но чешский народ, поднявшись на защиту своей родины, дал решительный отпор крестоносной армии, разгромив врага у Витковой горы, в окрестностях Праги. Большая заслуга в победе над крестоносцами принадлежала выдающемуся гуситскому полководцу Яну Жижке, в честь которого Виткова гора была переименована в гору Жижки. Собравшийся летом 1421 г. в Чеславе сейм лишил Сигизмунда чешской короны и избрал республиканское правительство из 20 владаржей, в число которых вошел и Ян Жижка. Однако умеренные гуситы настояли на том, чтобы пригласить на чешский престол польского короля Владислава-Ягайло. В августе 1421 г. начался второй крестовый поход против гуситской Чехии. Крестоносцы осадили город Жатец, но взять его не смогли. Подоспевшая на выручку осажденного города армия Жижки обратила крестоносцев в бегство. Так же бесславно закончилось новое наступление Сигизмунда, предпринятое с помощью венгеро-австрийских войск и при поддержке некоторых чешских и моравских панов в январе 1422 г. В это время Жижка в результате ранения ослеп, но продолжал успешно руководить военными действиями. Борьба в лагере гуситов. Чашники и табориты. В 1419 г. в лагере гуситов сложилось два направления — умеренное и революционное. Умеренные — чашники (одним из основных их требований было причащение из чаши для всех, а не только для духовенства, что символизировало упразднение привилегий клира) объединяли значительную часть шляхты, панов и патрицианскую верхушку городов. Программа чашников была изложена в «Четырех пражских статьях» и сводилась к следующему: богослужение должно совершаться на чешском языке; причащение для мирян и духовенства должно быть одинаковым — хлебом и вином; духовенство лишается всяких привилегий; церковные обряды совершаются бесплатно. Эти требования поддержали и табориты, давая им, однако, более широкое и радикальное толкование. Революционные массы гуситов именовались таборитами — от названия горы Табор, на которой собирался народ в начале движения; в 1420 г. в Южной Чехии был основан город Табор, ставший главным военным лагерем революционных гуситов. Табариты объединяли крестьян, часть бюргерства и городской плебс; к ним примкнули и некоторые обедневшие дворяне. Программа таборитов не ограничивалась реформой церкви, а требовала переустройства всей общественной и политической жизни. Однако решительно отвергая существующий феодальный строй, табориты весьма туманно представляли будущее, видя в нем некое царство равенства в духе библейских сказаний о райской жизни. В этом новом обществе, по их мнению, не должно было быть бедных и богатых, угнетенных и угнетателей, люди должны жить свободно, как братья и сестры. Отвергая эксплуатацию, табориты на практике стремились избавить население от феодального гнета, они запрещали крестьянам платить оброки и выполнять феодальные повинности. В обстановке непрекращающихся войн, когда в Таборе и других таборитских городах собирались массы людей, которым нужно было дать приют, кормить, одевать и вооружать, руководители таборитов пошли на некоторые радикальные преобразования. Все приходившие в таборитские общины должны были ссыпать свои деньги в общественные кади, чтобы расходовать их на общие нужды. Эта мера, естественно, носила временный характер. 296 Табориты требовали свободного толкования священного писания, уничтожения всех предметов католического культа, разрушения церквей и монастырей и секуляризации церковно-мона-стырской собственности в пользу народа. Они не признавали культа святых и мощей, пышного облачения священнослужителей. По их учению обряд богослужения могли совершать все знающие писание люди, в том числе и женщины, без особого облачения, в обычной одежде. Поскольку состав таборитов был весьма неоднороден по своему социальному характеру, в их среде появились умеренное и радикально-хилиастическое течения. Хилиасты учили, что в ближайшее время наступит тысячелетнее царство божье на земле и установится полное равенство между людьми. Они отрицали не только собственность, но и семью. В 1421 г. хилиасты были изгнаны из Табора умеренными таборитами во главе с Яном Жижкой. Руководители хилиастов Мартин Гуска и другие были сожжены на кострах. Это не только нанесло удар по хилиазму, но и в целом подорвало революционное гуситское движение. Между чашниками и таборитами шла постоянная идеологическая борьба, по временам вспыхивали вооруженные столкновения. Только перед лицом общей угрозы со стороны крестоносцев они объединялись для совместной борьбы. Чашники, стремившиеся к компромиссу с католиками, пытались разгромить революционное крыло гуситского движения, возглавлявшее борьбу угнетенных масс деревни и города против феодальной эксплуатации. Пражским чашникам удалось лишить руководства плебейские массы Праги, убив в 1422 г. Яна Желивского. Но их попытка организовать убийство Яна Жижки закончилась провалом. Жижка жестоко расправился с предателями. Военные победы гуситов. Походы за пределы Чехии. Уже в первых сражениях с крестоносцами революционная чешская армия показала свои преимущества перед феодальным католическим воинством. В воодушевленной идеями патриотизма и обладавшей большой моральной стойкостью армии гуситов, сражавшейся под командованием выборных военачальников, установилась железная дисциплина, опиравшаяся на революционную сознательность. Гуситская армия была хорошо вооружена и применяла новую тактику ведения боя. Большая заслуга в этом принадлежала Яну Жижке. Пехота быстро передвигалась на боевых повозках, на которых были установлены легкие полевые пушки. При наступлении эти повозки применялись для окружения противника, при обороне из них сооружался укрепленный лагерь (повозки скреплялись цепями, а пространство между ними заполнялось досками). Боевые повозки гуситов с передвигающейся на них пехотой наводили ужас на крестоносцев, и они нередко обращались в бегство, заслышав их стук. Осенью 1422 г. враги гуситов организовали третий крестовый поход, который закончился полным провалом. После этого с новой силой возобновилась борьба между чашниками и табори-тами. Летом 1424 г. таборитское войско под командованием Жижки нанесло чашникам жестокое поражение. Вскоре после этого Жижка умер от чумы. Его преемником стал Прокоп Большой, под руководством которого гуситское войско одержало много новых блестящих побед. В 1426 г. оно разгромило войска Сигизмунда в битве при Усти. Полным поражением завершился четвертый крестовый поход, объявленный папой в 1427 г. В 1431 г. католики предприняли пятый, последний поход против гуситов. Но огромная крестоносная армия была разбита под Домажли-цами и обратилась в бегство, побросав оружие и знамена. Гуситское войско перешло в наступление и вторглось в Германию, Австрию и Венгрию. В 1433 г. гуситы совершили поход на север, дойдя до побережья Балтийского моря. Идеи чешской Реформации, или «богемский яд», как называли их паписты, проникали далеко за пределы Чехии, поднимая народные массы на выступления в Германии, Венгрии и других странах. В рядах гуситов сражались немцы, венгры, поляки и даже русские. Папа и император убедившись в безнадежности крестовых походов против гуситов, начали искать соглашения с чашниками, чтобы общими силами разгромить революционную таборитскую армию. Созванный в 1431 г. в Базеле собор вступил в переговоры с гуситами и добился в 1433 г. компромиссного соглашения с чашниками («Пражские компактаты»), согласно которому в Чехии разрешалось богослужение на чешском языке и причащение под обоими видами. Ликвидировалась церковная юрисдикция и признавалась совершенная уже секуляризация церковного землевладения. Табориты не признали «Пражских компактатов». Началась война между таборитами и чашниками, помощь которым оказывали католические силы. В битве у Липан 30 мая 1434 г. табориты потерпели поражение: одной из причин его была измена умеренных таборитов, перешедших в решающий момент боя на сторону противника. В сражении погибли Прокоп Большой и его ближайшие соратники. Однако отдельные отряды таборитов продолжали сопротивляться. Особенно упорное сопротивление -оказывал Сион. В 1437 г. он пал. Захваченный в плен последний таборитский полководец Ян Рогач был казнен. Сигизмунд, признанный чашниками королем Чехии, занял Прагу. Но он не выполнил своих обещаний. Страна была снова наводнена католическими попами и немцами, которые расправлялись с «еретиками» — гуситами. Историческое значение гуситского движения. Гуситские войны и революционные подвиги таборитов оказали большое влияние не только на историческую судьбу чешского народа, но и на освободительную борьбу других европейских, и прежде всего славянских, народов. В Словакии, находившейся под гнетом венгерских и немецких феодалов, в 40—50-х гг. XV в. разгорелась народная война под предводительством Петра Аксамита. Восставшие братчики по примеру таборитов создали сильную революционную армию и захватывали феодальные замки и города. Венгерские феодалы с большим трудом подавили это народное восстание. Основную силу гуситского революционного движения составляли народные массы — крестьянство и городские низы, боровшиеся против феодального гнета и чужеземного порабощения. Гуситские войны, являвшиеся по своему характеру крестьянскими, на время сплотили широкие слои чешского общества, боровшиеся за национальную независимость страны и реформу католической церкви. Результатом их было национальное возрождение Чехии, хотя народные массы и не добились освобождения от феодального гнета. №19. Италия XII–XIII веков. Образование городов коммун, их превращение в города-государства. В условиях царившей в Италии политической раздробленности отдельные области — Ломбардия, Средняя Италия, Папская область. Южная Италия — развивались в экономическом и политическом отношении совершенно обособленно. Подъем итальянских городов. Образование коммун. По уровню экономического развития и в раннее средневековье, и в эпоху развитого феодализма Северная и Средняя Италия превосходила все страны Западной Европы. В XI—XII вв. происходил бурный подъем ремесла и торговли в городах Ломбардии и Тосканы. Значительный прогресс наблюдался в сукноделии, производстве льняных тканей, добыче металлов и металлообработке, кораблестроении. К концу XII в. в большинстве городов появились цехи. Широко развивалась торговля. В ряде городов наряду с постоянными рынками периодически собирались ярмарки, на которые приезжали не только итальянские, но и чужеземные купцы. Возросла посредническая торговля по Средиземному морю. Венеция, Генуя, Пиза, Амальфи вели оживленную торговлю со странами Леванта, Алжиром, Тунисом, Марокко. Генуя создала свои торговые базы также в Каталонии, Провансе, Северной Африке, Пиза — в городах Южной Франции, на Корсике и Сардинии. Торговля с Востоком приносила итальянским городам баснословные прибыли. Города в Италии, как и в других странах Европы, находились сначала под властью сеньоров — большей частью епископов. С конца IX в. города Северной и Средней Италии вступили в вооруженную борьбу с сеньорами, которая завершилась в XII в. созданием независимых коммун. Во главе коммуны стояли консулы, избираемые обычно на год, которые осуществляли административную и судебную власть, ведали городским ополчением и финансами, поддерживали внешние сношения с другими коммунами и государствами. Законодательную власть осуществлял «совет доверенных лиц» (креденца), избираемый от всех районов города. В отдельных случаях созывались общие собрания всех полноправных граждан — парламенте. Завоеванной свободой воспользовались прежде всего городские верхи — богатые купцы и проживающие в городах мелкие и средние феодалы. Из их среды избирались консулы, члены городских советов и другие должностные лица. Ремесленники и мелкие торговцы оказались бесправными. Предстояла кровавая борьба пополанов («пополо» — народ) против городской аристократии за власть в коммунах. Города-государства. Борьба городов Северной и Средней Италии против феодалов не окончилась созданием коммун. Города стремились подчинить своему господству сельскую округу — к о н-т а д о и проживавших там феодалов. Горожане не могли жить в безопасности, пока рядом находились феодальные замки, из которых совершались нападения и грабежи. К тому же феодалы требовали с купцов пошлины за проезд через их владения. Поэтому подчинение сельской округи стало настоятельной необходимостью для дальнейшего развития городов. Господство над сельской округой решало проблему снабжения города продовольствием, что было особенно важно в условиях частых войн с феодалами и соседними коммунами. Вместе с тем оно давало возможность городским ремесленникам и купцам подчинить себе сельское ремесло. В XII в. города Северной и Средней Италии постепенно подчиняли своему господству грандов, разрушали их замки, а самих феодалов заставляли жить в пределах городских стен на положении вассалов коммуны. Так городские коммуны подчиняли контадо, простиравшееся обычно в радиусе 15—20 км от города. Наиболее могущественные из них завоевали обширные территории и превратились в города-государства. В результате в Северной Италии и Тоскане вместо феодальных сеньорий образовалось множество соперничавших между собой городов-государств, что изменило характер феодальной раздробленности, но ни в какой степени не способствовало ее преодолению. Наоборот, укрепившиеся города-государства постоянно враждовали между собой как торговые конкуренты и вступали в военные конфликты из-за территорий и торговых баз. Это позволяло императорам вмешиваться в конфликты и делать попытки подчинить североитальянские города своему господству. Наиболее ожесточенная борьба развернулась между городами-республиками Венецией и Генуей из-за внешних рынков и торговых баз в Леванте и Византии. В результате четвертого крестового похода Венеция укрепилась в Далмации, Константинополе и на Эгейском море, потеснив Геную. Но с восстановлением Византийской империи в 1261 г. Генуя получила за свою помощь Византии ряд опорных пунктов в Босфоре, Малой Азии и в Крыму и вытеснила венецианцев из этих районов. Она нанесла поражение своей сопернице Пизе, а затем разбила в морской битве при Курцоле и Венецию (1298 г.). Почти на столетие установилось морское преобладаниз Генуи. В 1380 г. венецианцы взяли реванш, разбив генуэзский флот в битве при Кьодже и установив свою гегемонию в Восточном Средиземноморье. Постоянно враждовали между собой Милан с Кремоной и Па-вией Лукка с Пизой. Мелкие города Ломбардии боролись за независимость от крупных городских республик. Только перед лицом общей угрозы со стороны императоров ломбардские города на время забывали взаимную вражду и объединяли свои силы для защиты свободы и независимости. Однако без общего политического центра города были не в состоянии добиться прочного единства. Политическая борьба в городах Ломбардии и Средней Италии. В итальянских коммунах не прекращалась внутренняя политическая борьба. Ремесленники и мелкие купцы выступали против засилья городской верхушки. С переселением в города феодалов сюда были перенесены и феодальные усобицы, нередко заканчивавшиеся взаимным истреблением враждующих родов. В городах возникли политические партии — гвельфы и гибеллины, появление которых было связано с борьбой итальянских коммун против императоров династии Штауфенов. Гвельфами называли противников Штауфенов (от «Вельфы» — княжеская династия, оспаривавшая корону у Штауфенов), гибеллинами- сторонников императоров (от «Вейблинген» — название родового замка Штауфенов). Гвельфы ориентировались на союз с папой и опирались главным образом на торгово-ремесленные слои городов. Гибеллины выражали интересы дворянских кругов. Со временем гвельфами и гибеллинами стали именоваться всякие враждовавшие в городах политические группировки. Подобным же образом и соперничавшие города стали делиться на гвельфские и гибеллинские. Например, Флоренция считалась гвельфским городом, а ее конкуренты — Пиза и Лукка — гибеллинскими. Развитие городского ремесла и торговли усиливало позиции торгово-ремесленных кругов — пополанов. Пополаны добивались участия в управлении коммунами. Перед лицом опасности своему господству гранды, стремясь усилить диктатуру, передавали исполнительную власть одному лицу, обычно первому консулу. С конца XII в. во многих городах консульское управление было вовсе упразднено и власть перешла к подеста, которого обычно приглашали со стороны. Это был платный чиновник коммуны, избираемый, как правило, на год. Тем не менее пополанам, объединенным в цехи и политические союзы, в XIII в. удалось добиться участия в управлении. Старая, аристократическая коммуна уступила место новой, пополанской коммуне. В Парме уже в 1244 г. большинство мест в совете коммуны принадлежало представителям цехов и кварталов. Во Флоренции первая пополанская конституция была введена в 1250 г. Наряду с подеста, приглашаемым из чужого города, избирался «капитан народа», пользовавшийся административной и военной властью. Законодательная власть принадлежала малой пополанской коммуне. В 1293 г. была принята новая конституция под названием: «Установление справедливости». Гранды совсем изгонялись из городских магистратов и лишались политических прав. Враждебные действия против пополанской коммуны наказывались смертью. Никакими политическими правами по-прежнему не обладала не организованная в цехи городская беднота. Таким образом, к власти пришли богатые пополаны («жирный народ»), объединенные в корпорации. Верховный орган — синьория — комплектовался в основном из представителей семи старших цехов. Со временем для грандов была сделана уступка: они могли получить политические права, вступив в один из цехов (два из семи старших цехов объединяли лиц интеллектуальных профессий). В республиках Венеции и Генуе у власти стояла купеческая олигархия. Законодательным органом в Венеции являлся Большой совет, состоявший в конце XIII в. из 242 человек, которые принадлежали к патрицианским семействам, занесенным в «Золотую книгу нобилитета». Вся полнота административной и военной власти принадлежала избираемому пожизненно дожу (от лат. dux — герцог). После неудавшегося политического переворота в 1310 г. был учрежден еще «Совет десяти» — высший орган государственной безопасности, который осуществлял свой надзор даже за членами правительства, не исключая и самого дожа. Осужденные «Советом десяти» заключались в «свинцовые тюрьмы» или бесследно исчезали. В Генуе в XIII в. у власти стояла олигархия. Но позже пополаны, включавшие среднее купечество и ремесленную верхушку, добились участия в управлении. С 1339 г. во главе исполнительной власти стоял пожизненно избираемый дож, опиравшийся главным образом на городской патрициат. По-иному протекала политическая борьба в Милане. Здесь пополаны объединились с мелкими и средними дворянами. Но в созданной ими коммуне преобладание получили дворянские элементы. В конце XII в. цехи организовали свой особый совет в противовес старой консульской коммуне. Исполнительная власть перешла к подеста, на должность которого избирались представители дворянско-пополанского семейства делла Торре. С середины XIII в. они правили в чине наследственного капитана. Положение крестьянства в XII—XIV вв. В результате бурного развития ремесла и торговли и широкого распространения товарно-денежных отношений в Северной и Средней Италии рано началась ликвидация крепостной зависимости. В XI в. почти исчезла барская запашка. Феодалы сдавали землю в аренду или продавали денежным людям. В XII—XIII вв. в Северной и Средней Италии повсеместно происходило освобождение крестьян от личной зависимости, чему способствовала политика городских коммун, нередко в законодательном порядке объявлявших о ликвидации крепостничества. В 1256 г. был издан «Райский акт» в Болонье, согласно которому городские власти выкупали из крепостной зависимости всех крестьян в городской округе. В 1289 г. подобным образом было упразднено крепостное право во Флоренции. Эта политика коммун ослабляла позиции феодалов в контадо, увеличивала количество населения, способного платить налоги и нести военную службу, улучшала снабжение города продуктами и, наконец, обеспечивала городских предпринимателей свободной рабочей силой. Освободившиеся крестьяне были большей частью лишены земельных наделов, так как не имели возможности их выкупить. Земля оставалась собственностью феодалов. Таким образом, освобождение крестьян хотя и было само по себе прогрессивным явлением, не привело к повышению уровня их жизни. Наоборот, эксплуатация усиливалась. Подавляющая часть крестьян превратилась в наследственных арендаторов на условиях уплаты 1/4—1/3 урожая. В Тоскане преобладала аренда типа испольщины. Испольщики обычно получали от земельного собственника инвентарь, рабочий скот и семена. До истечения срока аренды крестьянин не мог оставить участок под угрозой тяжелого наказания — уплаты большого штрафа и насильственного возвращения на прежнее место. В лучшем положении были зажиточные крестьяне, добившиеся более выгодных условий аренды с уплатой фиксированного чинша и свободным распоряжением арендуемым участком. Многие обедневшие крестьяне становились сельскими батраками или уходили на заработки в город. Сельские коммуны. В Северной и Средней Италии в лангобард-ское время существовала общинная организация. В IX—XI вв. община из свободной превратилась в зависимую. В ходе борьбы с сеньорами крестьяне восстанавливали общинное самоуправление. Города нередко помогали им в этом, лишая феодалов юрисдикции над крестьянами и некоторых сеньориальных поборов. В XII—XIV вв. многие сельские общины превратились в коммуны. Но большинство сельских коммун образовалось в это время заново. Они, как и городские коммуны, избирали консулов и создавали свой административно-финансовый аппарат, издавали законодательные постановления — статуты, регулировавшие взаимоотношения в коммуне. Община владела угодьями общего пользования, а в некоторых случаях и пахотной землей. Возникали федерации сельских коммун, включавшие иногда по нескольку десятков сел. Но обычно сельские коммуны оставались под верховной властью сеньора или города. В XIV в. города начали наступать на права сельских коммун, ограничивая их самоуправление и подчиняя своим должностным лицам. Город господствовал над деревней не только экономически, но и политически. Городские магистраты облагали крестьян налогами, устанавливали низкие цены на сельскохозяйственные продукты. Крестьян принуждали продавать все излишки зерна и покупать городские товары. Вводился принудительный ассортимент земледельческих культур, которые должны были возделывать крестьяне в контадо. № |