Главная страница

Доклад. ДОКЛАД Марс. Социальный состав жителей Нижнего Новгорода и Арзамаса в xvii веке


Скачать 3.23 Mb.
НазваниеСоциальный состав жителей Нижнего Новгорода и Арзамаса в xvii веке
АнкорДоклад
Дата23.03.2023
Размер3.23 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДОКЛАД Марс.docx
ТипДоклад
#1009927

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 12»
Доклад

на тему:

«Социальный состав жителей Нижнего Новгорода и Арзамаса в XVII веке».

Выполнила: ученица 7 «Б» класса

Черёмухина Алёна
г. Арзамас, 2019.

В XVII веке Россия вступила в новый период своей истории, который отличался действительным фактическим слиянием областей, земель и княжеств в одно целое. Страна постепенно выходила из состояния хозяйственной разрухи, причиненной интервентами. Основная тяжесть преодоления разрухи легла на крестьянство и городские посады.

Все эти исторические процессы отчетливо прослеживаются на примере Нижнего Новгорода. Хотя Нижегородский край в отличие от других районов страны непосредственно от оккупации не пострадал, тем не менее, экономические связи города были прерваны, что не могло не отразиться на развитии города.

В 1621 году Нижний Новгород делился на кремль, называвшийся «город», Верхний и Нижний посады - соответственно нагорная и подгорная части города. Кроме них в состав города входили слободы: Благовещенская и Старая Немецкая (на берегу Оки), Ямская, Стрелецкая, нижегородских немцев и литовцев, Печерская (три последние - по берегу Волги). За Окой в состав города входили также слободы Кунавинская и Гривка. Всего на посадах и в слободах было 1775 дворов и около 10-12 тысяч жителей.

Кроме того, в Нижнем Новгороде были служилые люди «по прибору»: стрельцы, пушкари - категория людей в Русском государстве XV-XVII вв., состоявших на государственной службе по набору (прибору) из различных слоёв населения (посадских людей, крестьян, обедневших детей боярских). Им выплачивали денежное жалованье. Это были пушкарская и стрелецкие слободки. В свободное время они могли заниматься ремеслами и торговлей, а также не платили налогов.

Оживленным был район Верхнего посада, расположенный за Почайной. Его центральная улица - Ильинская переходила за цепью городских укреплений в Ямскую слободу, где обитали ямщики, обеспечивавшие сухопутные связи Нижнего Новгорода.

В Благовещенской и Печерской слободах (89 дворов) проживали монастырские крестьяне. Они находились в зависимости от монастырей, платили им подати и не считались посадскими людьми, хотя также занимались, в основном, торговлей и промыслами. Свыше 100 человек иноземцев образовывали свои слободы. Нижегородские иноземцы жили замкнуто, занимались торговлей и промыслами, хотя считались на государственной службе.

Основную массу населения города - 48% - составляли посадские люди. Однако по имущественному положению и занятиям нижегородский посад не был однородным. Верхушка его (2,48%) - это так называемые «лучшие люди»: крупные торговцы, владельцы судов. Они вели оптовую, в том числе и международную, торговлю по Волге - хлебом, солью, рыбой и другими товарами. О размерах торговых операций можно судить по суммам, которые с них собирала таможня. В отдельных случаях налог с «лучших» людей превышал налог с небогатых людей в 240 раз. Это наглядно отражает имущественное расслоение посада.

Значительную часть (52% в 1621 году) населения города составляли «беломестцы», числившиеся «не в тягле», освобожденные от налогов. По социальному составу, занятиям и имущественному положению эта группа была чрезвычайно пестрой. В нее входили служилые люди, состоящие на государственной службе, - дворяне, служилые иноземцы, стрельцы, пушкари и воротники. Беломестцами считались и числившиеся на гражданской службе - представители администрации, приказные и т.п. «Не в тягле» состояли 153 нижегородских ямщика, налоги которым заменялись ямской службой, и чрезвычайно многочисленное нижегородское духовенство. Но «тягло не тянули» дворяне, дети боярские, стрельцы, пушкари, ямщики. Ямщики перевозили почту. Проживали на Ильинской горе. Также не платили налогов живущие в монастырских слободах. Но по Соборному Уложению 1649 года они были лишены этих льгот. И только жители Благовещенской слободы их сохранили благодаря патриарху Никону.

Ухудшение положения городских низов вело к открытым классовым боям. В 1655 году восстало посадское население Нижнего Новгорода. Его участников ждала жестокая расправа: многие были арестованы и казнены.

Вспыхнувшая в Поволжье крестьянская война под руководством Степана Разина, явилась крупнейшим социальным движением второй половины XVII века. Нижегородское крестьянство приняло в ней самое активное участие. В результате этого в осадном кольце оказался и Нижний Новгород, но город восставшие взять не смогли.

Начало городу Арзамасу, как и многим русским городам, положила военная пограничная крепость. Во второй половине XVI века, когда царь Иван Грозный повел решительное наступление на Казань и Астрахань, Арзамас стал одним из опорных пунктов обороны восточных границ Русского государства. Сюда назначается воевода для управления обширным Арзамасским уездом, расположенным к югу от рек Теши и Пьяны. В записях о назначении царем служилых людей названы первые арзамасские воеводы Григорий Бобров-Щенятьев и Иван Хохлов. Воевода Хохлов назначен в 1578 г. С этого времени Арзамас известен уже по многим источникам.

Поэтому именно 1578 г. принято считать условно датой основания Арзамаса. Арзамас упоминается как крепость и административный центр большого уезда. Благодаря выгодному географическому положению Арзамас стал заметным торговым центром, здесь торговали хлебом, луком, скотом и птицей. В городе развивалось кожевенное, скорняжное, войлочное, кузнечное, шорное ремесла. С начала XVII века в Арзамасе формируется торгово-ремесленная часть города с развитым войлочным производством.

Проводимые правительством переписи населения с конца первой четверти XVII века преследовали в своей основе окончательное закрепощение податного населения и поэтому в них, как правило, учитывалось только мужское податное население. Особенно в этой связи представляет интерес именно перепись 1646 года послужившая одной из причин к окончательному закрепощению крестьянства. Перепись города Арзамаса зафиксировала социальное расслоение среди посадского населения, причем основную массу составляли состоятельные («середние») хозяева. Это доказывало достаточно высокий уровень жизни. Среди отмеченных переписью ремесел ведущими являлись: сапожное дело и производство бочек. Ликвидация белых слобод Соборным Уложением 1649 года включило в общий состав посада три новых слободы и три помещичьих двора. Это увеличило состав арзамасского посада и пополнило его ряды профессиональными ремесленниками. Перепись посадского населения 1678 года дала нам возможность сделать общие выводы по демографии и по степени социально - экономического развития города со второй половины XVII века. Она зафиксировала по сравнению с предыдущими переписями увеличение мужского податного населения в 3 раза. Причем именно в это время отмечается особенно высокий прирост населения, что свидетельствует, вероятно, о том, что уровень жизни среди арзамасцев в эти годы был достаточно высок. Особо следует заметить, что высокая рождаемость отмечается в ремесленных семьях, а это говорит о возрастании уровня жизни среди данного социального слоя. В свою очередь это давало перспективы развития ремесла, поскольку в условиях XVII века крайне редко дети начинали заниматься другим делом, перенимая опыт из поколения в поколение. Однако по сравнению с 1646 годом перепись 1678 года зафиксировала уменьшение в Арзамасе количества ремесленников в три раза.

Уже в середине XVII в., как и все русские города, он стал быстро изменяться, что было обусловлено всем ходом экономического и социального развития страны. Именно в это время в Арзамасе было 1131 домов, а жителей, кроме монашествующих, 6767 человек. В провинции насчитывалось 12 328 дворов и 117 696 жителей. В названиях некоторых улиц и площадей отразились межгородские связи - Московская улица, другие указывали на род занятий отдельных слоев населения: Стрелецкая, Пушкарская улицы, Кузнецкая площадь. Главная площадь города называлась Арзамасской.

Арзамасцы XVII века жили с тревожным чувством в душе. В 1699 г. в подгородной Выездной Слободе, по указу Петра, были казнены 80 стрельцов мятежного полка Ивана Чернова. Крутые меры Петра I по преобразованию России укрепили абсолютизм в стране и положение дворянства, что еще более усилило крепостную зависимость крестьян. Первый рекрутский набор в регулярную русскую армию 1699 года коснулся и Арзамаса. Здесь было набрано 603 солдата. Сам же город с уездом предписывалось ведать отныне Нижнему Новгороду.

Вывод по социальному составу жителей Нижнего Новгорода и Арзамаса в XVII веке».

Особенностью исторического развития Нижегородского края в XVII веке следует считать наличие здесь сразу нескольких типов городов (уездных -Нижнего Новгорода, Арзамаса) и посадов (волостных центров - Лыскова, Городца).

Жизнь каждого общества сложна и многообразна. Как правило, оно представлено различными социальными слоями. Вклад которых в развитие общества различен.

В Нижнем Новгороде около половины населения были тягловые люди. Нижегородское посадское население не было однородным, люди по установленному порядку делились на группы сообразно своей состоятельности и достатку. Учитывая степень развития торговли, заметную роль в жизни города играло купечество. Торговлю вели как отдельные лица, имевшие иногда очень крупные обороты, так и товарищества, называемые ватагами.

Тогда как в XVII веке на территории Арзамаса активно развиваются ремесло и торговля. Развиваются также кожевенное, скорняжное и войлочное производство, вывозимое как за пределы области, так и за пределы России.

В XVII веке в Нижнем Новгороде был заметный рост населения, связанный с тем, что этот город становился крупным ремесленным городом. Однако и Арзамас - главный город провинции, входившей в Нижегородскую губернию, лишь немного уступал Нижнему Новгороду. К концу XVII века Арзамас по численности населения был примерно равен Нижнему Новгороду.

Этническая карта-схема Нижегородской земли в XVII веке.

А на правом берегу Волги на территории современных Ардатовского, Кулебакского, Выксунского, Навашинского, Вадского, Шатковского, Лукояновского районов проживало мордовское население. Они занимались бортничеством. Отношения с русскими были хорошие. Вдоль реки Пьяны расселились татары. Их еще называли мишарями. В XVI-XVII веках они являлись служилым войском и участвовали во многих военных походах.

Вывод: Проживавшие на территории Нижегородской земли русские, мордва, татары, марийцы мирно соседствовали и уважали обычаи друг друга.



написать администратору сайта