Главная страница
Навигация по странице:

  • 25. Причины падения Византийской империи, историческое значение завоевания Константинополя турками. Борьба с турками-османами. Падение Константинополя.

  • Причины падения Византийской империи и его последствия.

  • 26. Западноевропейская архитектура, скульптура и живопись развитого Средневековья. Изобразительное искусство в XI—XIII вв.

  • 28. Образование и наука в XII – XIV веках. Литература и театр.

  • Раннее средневековье (V первая половина xi вв.)


    Скачать 1.17 Mb.
    НазваниеРаннее средневековье (V первая половина xi вв.)
    Дата07.01.2023
    Размер1.17 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаBilety.doc
    ТипДокументы
    #875623
    страница23 из 24
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24
    24. Турецкая агрессия в Европе, борьба с нею.

    Турки-османы. Османские завоевания на Балканах. Турецкое племя кайы, переселившееся из Центральной Азии во времена нашествия Чингисхана, осело в северо-западной части Малой Азии и вошло в состав Сельджукского султаната. Свое наименование «османы» это племя получило от имени Османа, основавшего династию турецких султанов. Воспользовавшись смутой в Сельджук-ском государстве. Осман порвал в 1299 г. зависимость от иконий-ского султана и стал править как самостоятельный бей, подчиняя византийские владения в Малой Азии. Его преемник Орхан-бей захватил в 1326 г. крупный византийский город Бруссу и сделал его столицей Османского государства. Спустя несколько лет турки-османы, в состав которых влилось много других тюркских племен, подчинили всю западную часть Малой Азии, от Мраморного до Черного моря. Они начали совершать набеги на Балканы. В 1352 г. турки переправились через Дарданеллы и укрепились на западном берегу пролива. В 1354 г. они овладели разрушенной землетрясением крепостью Галлиполи. Началось завоевание балканских стран. В 1362 г. турки завладели Адрианополем (по-турецки Эдирне) и перенесли в него свою столицу. Теперь они окружили Константинополь со всех сторон и вскоре сделали императора своим данником.

    Османские войска двинулись на Сербию. В 1389 г. в кровавом сражении на Косовом поле они разбили сербов и подчинили их своему господству. Вскоре было завершено завоевание Болгарии:

    в 1393 г. пала болгарская столица Тырнов, а в 1396 г.-последний болгарский город Видин. Османское завоевание сопровождалось неимоверными жестокостями и грабежами. Турки увозили имущество, угоняли скот, а местных жителей обращали в невольников-рабов. На Балканы переселялось из Малой Азии турецкое население.

    Завоевав Сербию и Болгарию, турки стали угрожать Венгрии. В 1396 г. в битве у болгарского города Никополя войско турок (имевшее численный перевес) разбило крестоносное войско, которым командовал венгерский король Жигмонд. Султан Баязид готовился к завоеванию Константинополя и блокировал его окрестности. Но в это время в Малую Азию вторглись полчища Тимура;

    многие анатолийские бей перешли на сторону завоевателя. В битве под Анкарой в 1402 г. турки потерпели жестокое поражение, и Баязид попал в плен к Тимуру, откуда он и не возвратился. Тимур разделил Османское государство на уделы между сыновьями Баязида. На некоторое время в стране наступили междоусобия. В Западной Анатолии вспыхнуло крестьянское восстание под предводительством Бедреддина (1416 г.). Эти события отсрочили завоевание турками Константинополя.

    Султан Мурад I (1421—1451), укрепив свою власть в Малой Азии, начал новые завоевательные походы в придунайские страны. В 1444 г. турки разгромили под Варной венгеро-чеш-ское войско, сражавшееся под командованием Яноша Хуньяди.

    25. Причины падения Византийской империи, историческое значение завоевания Константинополя турками.

    Борьба с турками-османами. Падение Константинополя.

    Турецкая угроза нависла над столицей империи — Константинополем. Ослабленные Сербия и Болгария не могли оказать серьезного сопротивления туркам. С начала XV в. вокруг Константинополя смыкалось кольцо турецких владений.

    Гибель Византии была отсрочена на полстолетия лишь потому, что в 1402 г. Османская держава потерпела под Анкарой страшное поражение от войск Тимура. Вспыхнувшая в Турции вооруженная борьба за трон между сыновьями султана Баязида и крестьянские восстания в Анатолии (1415—1418) на некоторое время отвлекли внимание турок от Византии. Но уже в 1422 г. турки пытались взять штурмом Константинополь. Султан Мурад II снял осаду только потому, что в Малой Азии вновь начался мятеж османской знати. Византия вынуждена была уступить туркам целый ряд городов в Македонии и Фракии и сохранила за собой лишь жалкие остатки владений. В 1430 г. турки овладели крупнейшим экономическим центром Византии — Фессалоникой.

    В этой обстановке византийское правительство решило любой ценой получить помощь Запада. В 1439 г. на Феррарско-Флорентий-ском церковном соборе была заключена уния между католической и православной церквами на условии признания главенства папского престола. Купленная такой ценой уния никакой реальной помощи Византии не принесла. Более того, она вызвала недовольство и обострение политической борьбы в самой Византии, что помешало сплочению сил для защиты от турок. «Объединительная комедия» нужна была папству лишь для подчинения себе православных церквей, в первую очередь русской и константинопольской, для укрепления своей супрематии в церковной иерархии. Несмотря на сговор верхов, уния с католической церковью была отвергнута византийским народом и потерпела полный провал.

    Летом 1452 г. турки начали непосредственную подготовку к захвату Константинополя. Они организовали блокаду, отрезав его от внешнего мира. Весной 1453 г. султан Мехмед II с большими силами осадил византийскую столицу. Под стенами Константинополя собралась 200-тысячная турецкая армия, снабженная превосходной для того времени артиллерией, а многочисленный турецкий флот закрыл подступы к городу с моря. По словам византийского историка Дуки, на одного защитника стен приходилось до 20 осаждающих. Кроме того, внутри города продолжались распри между политическими партиями, ослаблявшие его оборону. Близорукая политика правительства, боявшегося народа и возлагавшего главные надежды на иноземных наемников (генуэзцев, французов, испанцев, немцев и др.), привела к тому, что лишь сравнительно небольшая часть греков приняла участие в последнем сражении. Защита наиболее важных укреплений была поручена наемникам. Правители генуэзской колонии Галаты, расположенной на северном берегу залива Золотой Рог, еще до осады вступили в переговоры с Мехмедом II и тайно оказывали помощь турецким войскам.

    Несмотря на героическое сопротивление защитников, Константинополь 29 мая 14J53 г. был взят штурмом и подвергнут трехдневному разграблению. Последний византийский император Константин XI Палеолог (1449—1453), был убит в сражении. Большинство жителей города было перебито или обращено в рабство. Великолепные храмы и дворцы были разграблены и сожжены, а многие прекрасные памятники искусства уничтожены.

    С падением Константинополя прекратила свое существование и Византийская империя. В Константинополь, переименованный в Стамбул, была перенесена столица Османской империи. Вслед за Константинополем турки захватили и другие области бывшего Византийского государства в Средней Греции и Пелопоннесе, а в 1461 г. — и Трапезунд, столицу Трапезундской империи.

    Причины падения Византийской империи и его последствия.

    Византия пала под ударами чужеземного нашествия. Однако ее гибель была обусловлена не одним только внешним завоеванием, но и внутренними причинами. Главнейшие из них — экономический упадок Византии и прежде всего упадок ее ремесла и торговли (что было связано в значительной степени с проникновением в империю чужеземных купцов и предпринимателей, подорвавших ее экономику), бедственное положение крестьянства и народных масс города, обострение классовых противоречий в византийском обществе и борьбы внутри господствующего класса, бесконечные феодальные усобицы и предательская политика значительной части феодальной знати. Способствовала гибели Византии также своекорыстная политика папства и западноевропейских государств, оставивших Византию без помощи перед лицом турецской опасности.

    Турецкое завоевание Византии, славянских и других государств Балканского полуострова принесло неисчислимые бедствия народам, населявшим эти страны, и имело глубоко отрицательные последствия для их судеб. Оно надолго задержало дальнейшее экономическое развитие стран Юго-Восточной Европы, привело к упадку и разрушению их производительных сил, задушило те ростки новых производственных отношений, которые уже начинали там пробиваться.

    Вместе с установлением турецкого господства началась длительная упорная борьба славянских и других народов Балканского полуострова против иноземного ига.

    Окончательное утверждение турок на Балканах создало угрозу для европейских государств, не ослабевавшую на протяжении ряда следующих столетий. Папство и западноевропейские феодалы должны были расплачиваться за свою близорукую политику по отношению к Византии: в руки турок попали важнейшие торговые пути в Черное море, на Ближний и Дальний Восток, что нанесло сильнейший удар европейской торговле с Востоком.

    26. Западноевропейская архитектура, скульптура и живопись развитого Средневековья.

    Изобразительное искусство в XI—XIII вв.

    Церковно-религиозное мировоззрение оказало решающее влияние на развитие средневекового искусства. Его задачи церковь видела в укреплении религиозного чувства верующих и поэтому стремилась к регламентации художественного творчества. Художнику диктовались образы Христа, Мадонны, святых, сюжеты, композиции сцен, заимствованные из Священного писания. От него требовалось не реалистическое изображение этих образов, но раскрытие в них идей божества, святости, совершенства. Отсюда часто нарочито деформированное, условное (с точки зрения законов перспективы и анатомии, неизвестных средневековым художникам) изображение человеческих фигур в искусстве того времени. Однако тесная связь с народными традициями определила необыкновенное разнообразие творчества средневековых мастеров; жизненные наблюдения позволили им показать богатство внутренней жизни человека, ценность и красоту труда. В XI—XII вв. значительных успехов достигло прикладное искусство: изготовление художественных ковров, бронзовое литье, эмали. Большого расцвета достигает романская книжная миниатюра. В XI—XIII вв. появляются новые технические приемы обработки стекла и камня (кладка из тесаных камней), что способствовало возрождению в Западной Европе каменного зодчества. В архитектуре вырабатывается новый стиль — романский. Он опирался на традиции римского и византийского зодчества и применялся в строительстве церковных и крепостных сооружений. Церкви представляли собой высокие массивные здания в форме продолговатого креста с многоэтажными башнями, с узкими, высоко расположенными окнами в толстых каменных стенах. Свод поддерживали полукруглые романские арки. Главный фасад и капители колонн были украшены скульптурой. Стены покрывались фресками. И фрески и скульптура были ярко окрашены. Романский стиль отличался большой выразительностью и способствовал усилению религиозного чувства и страха перед богом.

    Со второй половины XII в. на Западе, прежде всего в Северной Франции, появляется архитектура иного стиля, так называемого готического, тоже тесно связанного с городом. Технически она была более совершенна и отражала дальнейший прогресс в общем развитии производительных сил. Характерной чертой готической архитектуры является устремление всего здания ввысь. Стрельчатые арки заменили собой полукруглые арки романского стиля. В готике тяжесть свода несли его выступающие ребра-нервюры и пучки колонн, а также расположенные снаружи здания контрофорсы. Поэтому стены готического собора утратили массивность, в них появились огромные окна, украшенные витражами. Множество остроконечных |башен и башенок, увенчивающих контрофорсы, усиливают впечатление легкости и одновременно пышности готического собора. Образцами этого стиля могут служить собор Парижской богоматери, соборы в Реймсе, Амьене, Ульме, Кентербери и др. Готический собор призван был порождать глубокое религиозное чувство, внушать народным массам идею о недосягаемости божества и величии церкви. Эти соборы представляли собой в то же время выдающиеся творения искусства. «Каменной симфонией» назвал их Гюго. В эпоху ротики начинает играть гораздо большую роль, чем в романский период, светская архитектура. В городах руками цеховых ремесленников-строителей сооружаются в готическом стиле здания для городского совета (ратуши), отражавшие рост социального самосознания городского бюргерства.

    В XIII в. заметно постепенное нарастание реалистических тенденций в скульптуре. Обычными становятся фигуры, обладающие индивидуальными характерными лицами, свободными и естественными движениями. Сюжетами для рельефных изображений часто являются жанровые сценки (крестьяне за уборкой урожая; магистр, читающий лекцию своим ученикам, и т. д.), а также различные народные сказки и предания. В городском искусстве, как и в литературе, сильны были сатирические моменты. Анонимные городские скульптуры порой изображали на стенах соборов карикатурные фигуры монахов и клириков: например, осел, служащий мессу, с прислуживающими ему медведем и свиньей, и др.

    В XIV—XV вв. в архитектуре большинства стран Европы продолжал господствовать готический стиль в виде изощренной так называемой «пламенеющей» готики. Отличаясь большим единством, он имел, однако, свои особенности в разных странах. Страной классической готики была Франция. Четкость конструкции, богатство декора, яркость витражей, соразмерность и гармония пропорций — основные черты французской готики. Для немецкой готики характерны особенно заметная устремленность ввысь и отсутствие богатого внешнего декора: скульптуры находятся в основном внутри и отличаются сочетанием грубого реализма с мистической экзальтацией. Английские соборы, растянутые в длину, отличались большими размерами и массивностью, почти полным отсутствием скульптурной декорации. Развивается и гражданская архитектура.

    В изобразительном искусстве большого расцвета достигает миниатюра. При дворах французских королей, бургундских герцогов создаются роскошные рукописи, над украшением которых работали художники, съезжавшиеся со всех концов Европы. В миниатюре и портретной живописи ярко проявляются черты реализма, начинают формироваться национальные художественные школы.

    Развитие культуры в феодальном обществе носило противоречивый характер, отражало идейную борьбу того времени между феодально-церковным мировоззрением и его главным носителем — католической церковью — и народной, а позднее также городской культурой. Но развитие городской, народной, отчасти светской рыцарской культуры уже в XI—XIII вв. исподволь подрывало церковную монополию в духовной жизни общества. Именно в духовной жизни городов в XIV—XV вв. зарождаются отдельные элементы культуры Возрождения.

    28. Образование и наука в XIIXIV веках. Литература и театр.

    Сразу после падения римской рабовладельческой цивилизации началась эпоха властвования феодалов. Она продлилась почти тысячу лет и повлияла на разные сферы жизни. Несколько раз изменялась и художественная культура Средневековой Европы. Главную роль в ее становлении сыграло христианство, хотя еще прослеживались черты античного наследия и германских племен.

    В Средние века изменилось мировоззрение человека. На него повлияли христианские догмы, а также работы античных мастеров. Основные особенности средневековой культуры: символизм; обращенность к Богу; умозрительность; образ страдающего человека. Религия занимала большое место в художественной культуре европейского Средневековья. Мастера считали, что искусство должно приближать человека к Богу. Архитектура, картины, скульптура считались знаковыми, они отражали сверхъестественные, демонические и духовные образы. Все произведения искусства в Средневековье создавались таким образом, чтобы нести поучительный смысл. Они содержали мораль, отвлекали людей от повседневности. При этом был распространен образ скорбящего человека. Религиозные мастера часто изображали сюжеты мученичества. Это было присуще литературе, музыкальным произведениям, театральным спектаклям, живописи. Образование и литература В Западной Европе с XII века началось развитие художественной литературы. Произведения писали на латинском и национальных языках. Стали популярными несколько жанров: рыцарские романы и поэзия; героический эпос; басни; стихотворения трубадуров; поэзия вагантов. Важной частью был героический эпос, который делился на исторический и фантастический. Первый основывался на реальных событиях, второй — на сказках и фольклоре. Рыцарская литература была представлена в романах и поэзии. На самом деле оба вида — это стихотворные произведения, написанные в романском стиле. При дворах богатых феодалов часто выступали трубадуры с любовной лирикой. Во Франции прославились труверы, а в Германии миннезингеры. Городская литература была антирелигиозной и антифеодальной. Это басни, сатиры, грубоватые шутки. Самые известные произведения Средневекового периода: «Песнь о Роланде»; «Повесть о Тристане и Изольде»; «Эрек и Энеида»; «Ланселот, или Рыцарь Телеги»; «Роман о Розе». Старые монастырские школы в городах постепенно заменялись кафедральными заведениями. В них могли обучаться будущие священники и кадры светской администрации. Постепенно у школ появилось направление. В городах открывали музыкальные, математические, медицинские учреждения. А также внимание учителя уделяли таким наукам, как схоластика и теология. На западе Европы открылись университеты, что привело к дальнейшему развитию образовательной системы. Первый появился в итальянском городе Болонье, а следующие в Англии, Франции, Испании. Каждый университет имел единые факультеты и академический язык — латинский. На младшем курсе изучали семь свободных искусств: грамматика; риторика; арифметика; диалектика; геометрия; астрономия; музыка. Бакалавры знали правила сложения и вычитания, таблицу умножения, умели читать и писать, красиво говорить, распознавать созвездия и играть на нескольких музыкальных инструментах. Затем они могли искать работу или продолжить научную деятельность — поступить на старший факультет, где изучали юриспруденцию, медицину или богословие. Иногда студенты переходили из одного университета в другой, если им нужно было поменять место жительства. Архитектурные памятники Архитектурными центрами были итальянские города. Мастера, проживавшие в них, продолжали следовать античным традициям. Наиболее застроенным оказался город Равенна. Здесь во времена Средневековья возвели дворцы и соборы, гробницы и амфитеатры. Все сооружения украшали мозаикой. Среди практичных построек известны мосты, акведуки, храмы и баптистерии. Самые известные памятники архитектуры: мавзолей Теодориха; церковь мученика Виталия; базилика Святого Петра; мавзолей галлы Плацидии; церковь Сан-Лоренцо Маджоне. На западе Европы было гораздо больше храмов и соборов, чем на востоке. Практически все они возведены в античном стиле. Одно из основных внутренних украшений — мозаика. Но греки украшали ею полы храмов, а итальянцы, затем и другие мастера, простенки и апсид. Изготавливали ее не из цветных камней, а непрозрачного стекла — смальты. Рим был в эпоху Средневековья религиозным центром. Здесь находилась резиденция Святого Папы, церкви общин, базилики и храмы. Впервые в средневековой истории построили крипту с обходом вокруг надгробия. Позже она стала неотъемлемым атрибутом христианских храмов. Изобразительное искусство Еще одно искусство, расцвет которого пришелся на Средние века, — изобразительное. В этот период развились книжная миниатюра, живопись, скульптура. Хотя книги стали уже не предметом роскоши, а средством для получения знаний, их продолжали украшать, повышая стоимость. Миниатюры можно было встретить на страницах Евангелия и Псалтыря. Сначала художникам трудно было как-то разбавить поэтические аллегории и символы рисунками. Но позже они сумели объединить характерные черты византийцев и варваров. Известные примеры мастеров: «Аахенское Евангелие»; «Утрехтская псалтырь»; «Евангелие Эбо». Венец художественной культуры Средних веков — монументальная живопись. Фресками и мозаиками были покрыты стены и потолки практически всех храмов, базиликов и соборов. А также ими украшали дворцы императорских семей. Чаще всего изображали римских полководцев и властителей, сюжеты из Библии, лики святых. Не было художников, которые выкладывали пейзажи или натюрморты. Мастера больше внимания уделяли изображению противостояния добра и зла. Рисовали также и портреты на полотнах. Смешение стилей характерно для средневековой культуры Западной Европы в начале Ренессанса. Постепенно художники отходили от классических канонов романской живописи к изображениям реалистичного мира. Доминировали христианские сюжеты. Картины еще не были трехмерными, мастера пока не научились делать неплоские изображения. Но на полотнах уже тщательно прорисовывали детали, что делало композиции завершенными. Позже итальянские мастера смягчили линии тела и лица при написании портретов. Их работы больше напоминали живых людей, чем кукол, как это было на раннем этапе развития средневековой живописи. Появлялись новые скульптурные композиции. Они украшали храмы и дворцы императоров. В эту эпоху статуи стали более реалистичными благодаря тому, что мастера научились создавать сложную драпировку. Позы человеческих фигур стали более естественными, а сами они больше не напоминали кукол. Музыка и театр Музыка Средневековья носила преимущественно религиозный характер. Но вскоре стали появляться музыканты, которые выступали в частных домах и на светских мероприятиях. Сначала выступали только трубадуры, которые распространились по Европе с северных провинций Франции. Знаменитые деятели этой сферы: Бернанд де Вентадорн; Фольке де Марсель; Жеро де Борнель. Они пели о неразделенной любви, рыцарских подвигах, прекрасных дамах, простых пастушках. Некоторые песни были похожи на баллады, которые появились только в XIV веке. Трубадуры исполняли и танцевальную музыку — вирелай и рондо. Играли они только на духовых или струнных инструментах. Театр до начала Средневековья пришел в упадок. Вдохнуть в него жизнь смогла католическая церковь. Духовенство пыталось расширить свое влияние. Для этого оно приспосабливало к христианству общекультурные языческие праздники, крестьянские торжества. А отмечали их не только танцами и гуляньями, но и театральными действиями. В подобные представления превратились и некоторые церковные мероприятия. Во время воскресного шествия на службу пели канонические хоралы и вопросно-ответные композиции. Месса включала и антифонные перезвоны. А истоком литургической драмы считаются трехголосые тропы. Диалог между ангелами и тремя Мариями у могилы Христа написал неизвестный автор в 925 году. А в 970 обнаружили записанную инструкцию к ним. Она включала описание жестов и костюмов. Обычно театральные постановки связывали с празднованием дня Тела Христова. Спектакль растягивался на 1−2 дня, так как пытались проиграть подряд 40 пьес. Финансированием занимались торговые гильдии и цехи. Актерами были любители, образованных театралов сложно найти. Из-за этого все диалоги писались простыми стихотворениями, часто пренебрегали реальными историческими данными и причинно-следственными связями. Романский стиль С десятого по двенадцатый век в Западной Европе господствовал романский стиль, который преобладал в архитектуре, живописи, скульптуре, литературе. На самом деле стиль образовался благодаря смешению римской и варварской культуре. В это время строились религиозные здания. Они были простыми, так как совмещали сразу несколько функций — жилища для монахов, библиотеки, мастерские и помещения для проведения службы. Архитекторы разработали арочные конструкции, которые заменили прежние деревянные сооружения. Каменные здания стали более безопасными. Важным этапом развития культуры стала скульптура. Она имела декоративный и практический характер. Идеалом для мастеров были работы византийских скульпторов. Статуи не были высокими, их изготавливали из золота, бронзы или слоновой кости. А детали позаимствовали у Ближнего Востока: скульптуры украшали тканями, драгоценными украшениями, геометрическими узорами. Живопись использовалась для росписи стен и колонн храмов. Но она была еще настолько примитивной, что изображения рассматривались как символы. Соборы украшали мозаиками и фресками, популярными были библейские мотивы. Ремесленники занимались художественной обработкой металлов. Чаще всего изготавливали утварь для проведения церковных мероприятий — чаши, подсвечники, блюда. Позже появились искусные ювелиры, работающие с золотом и серебром. Активно развивалась текстильная промышленность. Кроме производства одежды и обуви, были популярными настенные гобелены, панно, ковры, шторы, вышивки. Готическая культура На смену романскому стилю пришел готический. Если говорить кратко, то он принес множество изменений в архитектуру и живопись. Появилась готика во Франции и почти весь XV век господствовала в Европе. Сначала подобное название использовали в пренебрежительном смысле для архитектуры варваров — готов. Но в итоге готика стала характерной для периодизации высокого или классического Средневековья. В таком стиле стали строить церковные здания. У них были каменные своды, но тонкие и легкие конструкции, а купола устремлялись вверх. Сооружения подобного типа имели арочные окна, благодаря чему внутри помещений было очень светло. Это привело к настоящей революции в строительстве. Готическая скульптура была монументальной. Крупные статуи ставили на входах в церкви, их прикрепляли к колоннам. Тогда это было значительное достижение, не виданное до того в Западной Европе. Скульптуры отличались натурализмом — мастера детально прорабатывали локоны, глаза и губы, складки тела и одежды. В Средневековье человек стал на новую ступень развития. Одно из главных достижений эпохи — изменения в образовании, появление новых стилей в искусстве. Без появления подобной культуры не смогла бы дальше развиваться Западная Европа. Из-за этого историки называют Средние века строительными лесами, с помощью которых основались современные традиции.
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24


    написать администратору сайта