Раннее средневековье (V первая половина xi вв.)
Скачать 1.17 Mb.
|
Мухаммед и его учение. Основы идеологии раннего ислама. Объединение Аравии и создание общеарабского государства было обусловлено складыванием классового общества. Фактором, ускорившим это объединение, явился ислам. Древнее многобожие (политеизм) с его культами племенных и местных богов соотвествовало первобытнообщинному строю, при котором не было общепризнанной верховной власти. С развитием классовых отношений появились стремления к политическому объединению и начали распространяться различные монотеистические учения, наиболее популярным из которых в доисламской Аравии был ханифизм. Были там известны, особенно в Южной Аравии, и проникавшие извне монотеистические христианская и иудейская религии. Возникла необходимость в собственной последовательно монотеистической религии. Ислам возник на арабской почве из соединения элементов t-иудейства, христианства, ханифизма и некоторых обрядовых традиций староарабских домусульманских культов природы. Heсмотря на свой синкретизм, ислам представлял собой принципиально новую религию, отражавшую потребности местного общества. Основатель ислама Мухаммед считался пророком, призванным передать волю Аллаха людям. Таких пророков в истории человечества, по учению ислама, было шесть: Адам, Ной, Авраам, Моисей, Иисус Христос и Мухаммед. После переселения Мухаммеда и его сторонников в Медину там сложилась мусульманская община, которая принципиально отличалась от родо-племенных объединений. Члены её (кочевники, земледельцы, горожане) объединялись по признаку принадлежности к исламу, а их кровнородственные и иные связи имели второстепенное значение. Создание такой организации способствовало начавшемуся разложению родо-племенного строя. Ислам дал этому идеологическое обоснование, а мусульманская община стала организационной основой арабского государства. Мухаммед, считавшийся пророком, «посланцем бога» на земле, высказывал свои суждения как «откровения», полученные им от бога. Речи его записывались учениками на пальмовых листьях, камнях, плоских костях и т. п., заучивались наизусть и затем декламировались речитативом, наподобие старой арабской фольклорной поэзии. Впоследствии, уже после смерти пророка, эти записи были отредактированы и составили священную книгу мусульман — Коран. Основой вероучения была идея единобожия и признания пророческой миссии Мухаммеда. Верующим предписывалось совершать ежедневно пятикратную молитву, платить очистительный налог — закат, в размере 1/40 доли дохода от всего недвижимого имущества, стад, торговых прибылей, ремесла и др. (формально считалось, что налог шел в пользу бедных, фактически же — в распоряжение государства); соблюдать пост в месяце рамадане и совершить паломничество в Мекку, хотя бы раз в жизни. Мухаммед располагал как религиозной, так и светской властью. Поэтому для начального ислама не существовало разницы между духовными лицами и мирянами, между мусульманской общиной и государственной организацией, между религией и правом. Коран давал предписания, касающиеся различных областей жизни. Незыблемой и священной объявлялась частная собственность, детально было разработано право наследования, заключения браков и разводов, опекунства. Существовали различные запрещения — пить вино, играть в азартные игры, есть свинину, заниматься ростовщичеством, колдовством и т. п. Мусульманам предписывалось участвовать в «священной» войне (джихад) с «неверными». Это предписание, родившееся в период войн Медины и Мекки, стало позднее идеологическим обоснованием арабских завоеваний. Мусульманская религия и новое мусульманское государство придавали большое значение собственности на землю. Закрепляя её за представителями родо-племенной верхушки, государство вводило поземельный налог — ушр (1/ю часть урожая). От этого налога первоначально не освобождался никто, даже вновь складывавшаяся мусульманская знать. Однако неосвоенные и вновь завоеванные земли не подлежали разделу и должны были поступать во владение мусульманской общины. Складывалась официальная догма ислама о государственной собственности на землю. Никто без ведома государства не имел права занять эти земли. Мухаммед широко практиковал наделение своих приближенных земельными участками. Владелец участка был обязан платить государству налог, но он мог передать его по наследству, продать и т. д. В арабском государстве уже на первом этапе его существования сложилось четыре категории земель: 1) земли племен, находящиеся в их общей собственности; 2) частнособственнические земли — мюльк; 3) земли государства; 4) земли, пожалованные государством мусульманской знати. №19. Дамасский халифат. Особенности арабского феодализма. В 661 г. Али был убит одним из хариджитов. Арабская знать Сирии и Египта провозгласила халифом Муавию. Это означало, что победу в гражданской войне одержала арабская феодальная знать. С этого времени и до 750 г. арабским государством управляли халифы из рода Омейядов. Столицей халифата стал Дамаск. Халифат Омейядов (661—750). При Омейядах центральной областью халифата стала Сирия. В ней расселились те арабские племена, на которые опирались омейядские халифы. Сирия стала опорной базой для возобновления завоеваний, прерванных гражданской войной. В конце VII — первом десятилетии VIII вв. арабы прочно обосновались в Северной Африке. В 711 г. они вторглись в Испанию и завоевали почти всю ее территорию. Войска дамасских халифов совершали постоянные вторжения в византийскую Малую Азию. Они доходили до Босфора и Мраморного моря, дважды блокировали Константинополь. Однако закрепиться в этом районе они не смогли. К первой четверти VIII в. арабо-византийская граница установилась по горам Киликийского Тавра и верховьям Евфрата. В начале VIII в. были окончательно покорены Армения, Картли и Албания. Граница халифата проходила в этом районе по Главному Кавказскому хребту до города Дербент. Арабские наместники этих двух районов совершали периодические набеги на земли хазар. В Средней Азии в 705—715 гг. были завоеваны Хорезм и области за Амударьей (по-арабски Мавераннахр — «то, что за рекой»). За обладание среднеазиатскими областями арабам пришлось вести борьбу с тюрками-кочевниками и Китаем, пытавшимися установить свою власть над этими районами. Победа арабов над китайскими войсками в 751 г. закрепила позиции халифата в Средней Азии. В 712 г. арабы вторглись в Индию и завоевали Синд. Социально-экономические отношения в халифате. Африканские и азиатские провинции Византии, Иран, страны Закавказья, Средняя Азия и Испания ко времени арабского завоевания находились на стадии раннего феодализма. Шел процесс феодализации и у самих арабов. В халифате утверждались феодальные отношения, но сохранялись еще патриархальный и рабовладельческий уклады, особенно среди арабов бедуинов и других скотоводческих племен. Верховным собственником всех земель по-прежнему считалось государство, которое облагало население налогами и имело право наделять земельными участками отдельных лиц. Основной формой земельной собственности при Омейядах оставался мюльк — частновладельческие земли, соответствующие западноевропейскому аллоду. Ими владела арабская знать, а также многие прежние византийские, армянские, иранские феодалы, признавшие власть арабов и сохранившие свои владения. Земли феодалов обрабатывались трудом зависимых крестьян-издольщиков. Огромный фонд составляли земли, принадлежащие непосредственно халифу (земли савафи). Эти земли также обрабатывались издольщиками, а весь доход шел в казну. Налоги собирали государственные чиновники. Из халифских земель производились пожалования частным лицам — икта. Они были наследственными, могли быть предметом купли, продажи. Условием владения была уплата соответствующего налога в пользу государства. В халифате существовала четко разработанная налоговая система, которая складывалась из следующих видов обложения: налог закат, который платили мусульмане с ремесла, торговли и скотоводства; подушная подать — джизья, взимаемая с немусульман; поземельный налог (мусульмане платили ушр, немусульмане — харадж). Сначала сумма обложения была ниже, чем в Византии, Иране и других завоеванных странах. Налог был заранее фиксирован, что ставило пределы в эксплуатации покоренного населения. Однако при Омейядах были пересмотрены нормы налогообложения, проведена перепись земель и налогоплательщиков. Крестьянам запрещалось покидать свои земли. При налогообложении стали учитывать не только площадь земли, но и выращиваемые культуры, близость к городу и т. п. Поземельную подать харадж первоначально взимали только с немусульман либо натурой в виде доли урожая, либо в деньгах по твердым ставкам с площади земли независимо от урожая. Поземельное обложение мусульман было ниже. После 700 г. произошли изменения в практике поземельного обложения. Теперь принятие ислама не освобождало земледельцев от уплаты харад-жа; земли, ранее обложенные хараджем, оставались хараджными навсегда независимо от того, владели ли ими немусульмане или мусульмане. Мусульман-неарабов власти нередко обязывали платить и джизью, что вызывало массовое возмущение и даже мятежи. Подобная практика отменялась, но через какой-то срок восстанавливалась снова. Налоговый гнет особенно усилился при последних Омейядах. Политическое устройство. Система государственного аппарата была унаследована арабо-мусульманскими завоевателями от са-санидского Ирана и отчасти от Византии. До Омейядов главную роль в государственном аппарате играли чиновники неарабского происхождения — греки, персы. Омейяды стали брать на службу главным образом арабов. Все делопроизводство теперь велось на арабском языке. Арабский язык стал международным языком для всего огромного региона Западной Азии, Северной Африки и арабской Испании. Омейяды начали чеканить собственную монету. Для наилучшей организации управления государством на всех главных дорогах создавались почтовые станции, налаживалась постоянная почтовая связь. Халифы, как и прежде, обладали гражданской и духовной властью. Власть халифа передавалась по наследству. Для управления огромным государством были учреждены наместничества. Их главы — эмиры — осуществляли на местах военную, административную и фискальную власть. Они имели двух заместителей: один отвечал за финансы, другой — кади — был главным судьей и представителем духовной власти халифа. Таких наместничеств при Омейядах было пять. Произошли изменения в системе комплектования армии. Наряду с племенными ополчениями были созданы военные округа. Войска формировались из арабского населения городов, специально определенных для этого. Наибольшими привилегиями пользовалась сирийская армия. Важным последствием арабского завоевания было распространение ислама на территории халифата. В течение первых двух веков после хиджры завоеватели проводили политику веротерпимости, которая опиралась на зафиксированное в Коране отношение к иудеям и христианам как к «людям писания», получившим «откровение» от пророков — Моисея и Иисуса, а также на экономическую и политическую целесообразность. За немусульманским населением сохранялось самоуправление в рамках их религиозных общин. Ислам распространялся постепенно, но в Х в. мусульмане уже стали составлять большинство населения халифата. Вторая гражданская война и падение халифата Омейядов. Омейяды опирались лишь на ту часть арабской знати, которая была связана с Сирией и Египтом. В оппозиции к ним находились отстраненные от власти Алиды и Аббасиды (потомки дяди «пророка» — Аббаса) и многие сподвижники пророка в Мекке и Медине. Недовольство проявляли также неарабские феодалы и мусульмане-неарабы. Усиление налогового гнета в связи с огромными расходами на содержание армии и двора вызывало широкое недовольство народных масс. Это недовольство, как правило, выражалось в форме различных религиозных движений. Еще в 680 г., после смерти первого омейядского халифа Муа-вийи, шииты во главе с Хусейном, сыном Али и дочери пророка Фатимы, подняли восстание, которое было жестоко подавлено. Было также несколько выступлений хариджитов. Во второй четверти VIII в. отдельные разрозненные восстания прокатились по всему халифату. В 728—737 гг. восстали согдийцы в Мавераннах-ре, в 734—743 гг. — берберы в Магрибе и Испании, в 740 г. — шииты в Куфе, в 744—747 гг. — хариджиты в Двуречье, Западном Иране и Южной Аравии. Все эти восстания имели разный социальный состав участников и различную идеологическую оболочку. Кульминацией всех выступлений явилось восстание в Харасане, ^возглавляемое бывшим рабом Абу Муслимом, которое началось в;, 747 г. и вылилось в настоящую гражданскую войну, охватившую Цвесь Иран и Ирак. Основную массу восставших составляли иранские крестьяне, к которым присоединились иранские землевладельцы-дикхане, осевшие в Харасане арабские племена, много беглых рабов. Столь же пестрым был состав участников восстания Ии в религиозном отношении: мусульмане различных толков — сунниты, шииты, хариджиты и немусульманское население. Войска Омейядов были разбиты восставшими. В результате гражданской войны к власти пришла новая династия — Аббасиды (потомки дяди «пророка»). В 749 г. Аббасид Абу-ль-Аббас-ас-Саффах был провозглашен халифом. Утвердившись на престоле халифата, Аббасиды расправились с восставшими. Абу Муслим был казнен. Развитие феодальных отношений. В халифате Аббасидов получили дальнейшее развитие феодальные отношения. Верховная собственность на землю, как и раньше, принадлежала государству. В то же время сохранялось частное (мюльк) и условное (икта) землевладение, часть земли была в собственности племен и общин. Государственное землевладение было особенно широко распространено в тех областях халифата, где имелись крупные оросительные системы, прежде всего в Ираке и Египте. Крупными землевладельцами были халиф и его родственники. При Аббасидах произошли изменения в формах пожалований земли. Земли икта ранее жаловались на условиях уплаты налога государству. Теперь владелец икта должен был нести военную или гражданскую службу, за что получал право собирать в свою пользу государственные налоги с предоставленного ему икта. В IX в. появился новый вид феодального владения — вакф — земли, пожалованные государством или частным собственником различным мусульманским учреждениям — мечетям, школам, богадельням, больницам, отдельным духовным лицам. Вакуфные земли не облагались государственными налогами. Поэтому многие земельные собственники начали жертвовать в вакф свои земли, чтобы избавиться от уплаты налогов государству. Для себя и своих наследников они оговаривали право получать определенные отчисления от доходов с земли, передаваемой в вакф. Рост вакуфного и условного (икта) землевладения привел к сокращению доходов казны. Постоянно нуждаясь в средствах, халифы отдавали сбор налогов на откуп. Это привело к неограниченному грабежу налогоплательщиков откупщиками. Крестьяне, сидевшие на государственных, частновладельческих или вакуфных землях, юридически считались свободными, но фактически были феодально зависимыми. Однако в правление Аббасидов оставалась еще и прослойка свободных крестьян — собственников земли. Феодалы, особенно владельцы икта, часто незаконно захватывали земли крестьян и присоединяли их к своим владениям. Крестьянская община в ряде районов быстро разлагалась, превращаясь в тяглую. Так, в Египте, Сирии, Палестине, Южном Иране община стала чисто административным объединением крестьян, отвечавшим перед государством за поступление налогов. В VII—IX вв. в халифате все еще было много рабов, которых использовали не только в услужении, но и в производстве, главным образом, на оросительных работах, в садоводстве, в ремесле, на рудниках, в качестве пастухов и т. п. Широко была распространена работорговля, множество рабов привозили из-за границ халифата, особенно из Африки. В странах халифата была значительно развита торговля. Через его территорию проходили важнейшие караванные пути, соединявшие Средиземноморье с Дальним Востоком. Развивалась морская торговля с Индией, Индонезией, Китаем, поддерживались традиционные торговые связи с Африкой. Арабы торговали также с хазарами, тюркскими кочевниками, Русью. Огромное централизованное государство с единой системой управления, налогообложения, таможенных тарифов обеспечивало безопасность для перевозки товаров по своей территории. В халифате было много крупных городов, в Которых сосредоточивались ремесла и торговля. Наиболее развито было текстильное производство, вырабатывались шелковые, льняные, хлопчатобумажные, шерстяные ткани. Повсеместно славились иранские ковры. Большого мастерства достигло ювелирное ремесло. Производство писчей бумаги, известное в Самарканде уже в начале VIII в., к концу VIII в. существовало в Багдаде, затем Триполи сирийском, а к концу IX в. в Египте. Увеличилась добыча золота, серебра, драгоценных и полудрагоценных камней. Особым спросом пользовалось оружие из знаменитой дамасской стали. Многие города халифата насчитывали сотни тысяч жителей. Крупнейшим городом была столица государства Багдад. Города в халифате не имели самоуправления. Управляли ими хакимы-чиновники, назначаемые центральной властью из представителей феодальной аристократии. Большинство ремесленников зависело от светских или духовных феодалов. К XI в. наметилось некоторое ослабление личной зависимости от феодалов. Укрепились корпорации ремесленников. №20. Халифат Аббасидов. Причины распада халифата. Арабская культура. Халифат Аббасидов (750—1258). Халифы из рода Аббасидов пришли к власти при поддержке иранской землевладельческой знати дикхан, которой они предоставили ряд важных постов в государстве. С этого времени правящая верхушка халифата приобрела полуиранский облик. Столи-цей-Аббасидов стал новый город — Багдад (762 г), построенный недалеко от бывшей сасанидской столицы Ктесифона. В отличие от Омейядов Аббасиды не проводили активной завоевательной политики. Более того, при них были потеряны некоторые территории, ранее входившие в состав халифата: Испания, где утвердилась собственная династия, созданная последним представителем Омейядов Абдар-Рахманом, и ряд областей Магриба, но войны с Византией продолжались почти непрерывно. На рубеже VIII и IX вв. Византия была даже вынуждена платить дань халифату. Продолжались военные действия на Кавказе и в Средней Азии. |