Раннее средневековье (V первая половина xi вв.)
Скачать 1.17 Mb.
|
Восстание Фомы Славянина. Павликианство. В IX в. в Византии часто вспыхивали мощные восстания народных масс. В конце 820 г. в Малой Азии началось восстание, быстро распространившееся почти на все фемы. Возглавил движение один цз военачальников, происходивший из славянских переселенцев, фома Славянин. В короткое время под его знаменами собралась многочисленная и боеспособная армия. Фома стремился к захвату трона. К нему примкнула недовольная политикой двора часть аристократии, иконопочитатели, монахи. Оказал ему поддержку и арабский халиф. В конце 821 г. войско Фомы Славянина осадило столицу. Его поддержали славяне Фракии и Македонии. Но столица упорно сопротивлялась. Императорский флот был сильнее флота восставших. Пестрота социального состава повстанцев стала губительно сказываться на ходе движения. Осада не дала результатов. Императору помог правитель Болгарии. Летом 823 г. болгары разбили армию Фомы. Вскоре он был осажден войсками императора в одном из городов Фракии. Осажденные выдали Фому. Он был подвергнут мучительной казни. Восстание под руководством Фомы Славянина всколыхнуло угнетенные массы. В Малой Азии распространилось движение павликиан. Возникнув в VII в. в Армении или в Сирии как религиозная секта, павликианство к середине IX в. стало идеологией вооруженного крестьянского восстания. Павликиане принимали участие в восстании Фомы Славянина. В основе их учения лежало представление о борьбе двух миров — мира добра и мира зла. Бога они считали творцом лишь мира духовного-мира добра. Весь же материальный мир они объявляли миром зла — творением сатаны. Церковь, бывшая опорой государства, расценивалась также как служительница сатаны. С особенно жестокими репрессиями правительство обрушилось на павликиан после восстановления иконопочитания. Отказавшихся отречься от своих взглядов немилосердно избивали, топили в море, сжигали. Было уничтожено до 100 тыс. человек. Но павли-киане долго сопротивлялись. В середине IX в. на востоке Малой Азии возникло независимое павликианское государство со столицей в г. Тёфрика. Временами в руках павликиан оказывалась почти вся Малая Азия. Лишь в 872 г. их войско было окончательно разбито и Тёфрика разрушена. №15. Славянская колонизация Византийской империи. Аграрный строй Византии по «Земледельческому закону». Особенности процесса феодализации. Византийско-русские отношения в IX—XI вв. Усилили в Х в. свой натиск на Византию и русские. Первые походы на владения империи в Крыму (фема Херсон) и на южные берега Черного моря относятся к первой половине IX в. В 860 г. они осадили уже Константинополь. С русскими было достигнуто соглашение, часть знати Киевской Руси приняла христианство. К началу Х в. отношения с Русью снова ухудшились. По всей вероятности, в столице были ущемлены торговые льготы и болгар и русских. В 907 г. русские на бесчисленных лодках-однодеревках появились перед столицей. Византийцы были вынуждены в 911 г. заключить выгодный для русских договор. Русские купцы получили в пользование подворье в пригороде столицы, бесплатное содержание, снаряжение для судов на обратную дорогу. Торговлю они вели беспошлинно. В 941 г. князь Игорь организовал новый поход на Византию. Русские разорили берега Босфора, Никомидии и Пафлагонии, но под стенами столицы их флот был сожжен «греческим огнем». Через три года русские снова дошли до Дуная, но византийцы поспешили откупиться дарами и возобновлением торгово-военного договора. В 968 г. византийцы склонили Святослава к походу против болгар. Но русский князь, подчинив болгар своему влиянию, решил прочно обосноваться на Дунае. В 970—971 гг. совместно с болгарами он вел войну с империей. Однако военные неудачи заставили Святослава по новому договору отказаться от притязаний на Херсон и Болгарию и обещать Византии военную помощь. Русские по-прежнему могли беспрепятственно торговать в Константинополе. В конце 80-х гг. Х в. по просьбе императора Василия II князь Владимир прислал русский отряд, который помог разгромить мятежных феодалов Малой Азии. Но император затягивал выполнение условий, на которых был прислан отряд, а именно — выдать за князя свою сестру Анну. Взятием Херсона Владимир заставил Василия II ускорить заключение брака. Одновременно Русь приняла христианство. Торговые, политические и культурные связи с Византией стали более тесными. Во главе русской церкви первое время стояли назначаемые патриархом византийские митрополиты; византийские зодчие и живописцы работали в Киеве; из Болгарии и Византии ввозились богослужебные книги и предметы культа. Распространялась славянская письменность. На Афоне (полуостров Халки-Дика) уже в начале XI в. возник первый русский монастырь. Но Церковная зависимость Руси от Византии оставалась в значительной мере формальной. В 1043 г. русский флот снова осадил Константинополь, но пострадал от бури на Босфоре и от «греческого огня». Однако угроза повторения похода вынудила византийцев искать мирного разрешения конфликта. Новый договор был скреплен женитьбой сына Ярослава Мудрого Всеволода на дочери василевса Константина IX Мономаха. Торговые и культурные отношения Византии и Руси продолжали успешно развиваться. В русских городах появились подворья византийских купцов, сложились группы русских купцов («гречников»), систематически продававших свои товары в Византии. Длительное и тесное общение Руси с Византией оставило глубокий след в развитии русской культуры. Наиболее подробные сведения о жизни византийской деревни этого периода содержит «Земледельческий закон» — сборник обычного права, записанного в VIII в. Постепенно этот сборник приобрел большую популярность как в Малой Азии, так и в европейских провинциях, где была велика роль славянских общин. Община в Византии была соседской. Участки пахотной земли и приусадебная земля находилась в наследственном частном владении домохозяев, живших малыми, а иногда большими семьями. Неподеленная земля (угодья) пастбища, луга, леса, источники и т. п. — использовались сообща и являлись общинной собственностью. Все земли деревни — общины составляли единый налоговый округ. В отличие от позднеримской общины византийская община этого времени уже не знала периодических переделов. Значительную роль в сплочении общин сыграла славянская колонизация. Оказавшись среди чуждого по образу жизни, языку и культуре населения, славяне укрепляли общинные связи как свое сильнейшее оружие. Сходным было положение армян, сирийцев и других народов, живших на восточных рубежах империи или переселенных во Фракию, на границу с образовавшимся около 680 г. Болгарским государством. На землях славян, где сохранилась или была восстановлена власть империи, наблюдался переход от землевладельческой общины к соседской, значительнее была роль больших семей. Однако постепенно расслоение и влияние развитых в империи товарно-денежных отношений обусловили возникновение аллода в славянской общине. В византийской деревне появлялось все больше крестьян, не имевших средств для обработки своих участков. Одни из них покидали деревню, другие становились наемными работниками, третьи шли в кабалу. В то же время отдельные общинники пользовались наемным трудом, приобретали рабов, превращаясь в мелких вотчинников. Формировался слой землевладельцев нового типа. Государство использовало общинные порядки в фискальных целях: общинники были связаны круговой порукой в уплате налогов и в отправлении повинностей. С увеличением налогов и ростом имущественного расслоения круговая порука не спасала крестьян от разорения, а ускоряла его; община интенсивно разлагалась. Немало мелких и средних городов Византии аграризовалось. Общий упадок города отразился отчасти и на крупных центрах. Однако потребности двора и знати, заказы на вооружение и снаряжение для армии и флота, спрос иноземцев на высококачественные изделия поддерживали высокий уровень ремесла в крупных городах. Все это, а также эксплуатация деревни через сохранившийся государственный аппарат, доходы от значительно более развитой, чем на Западе, торговли позволили перейти «в готовом виде» из античности в средневековье таким городам, как Константинополь, Фессалоника, Никея, Эфес. Рабский труд частично еще применялся в мастерских, но в основном ремесленники были свободными, они по-прежнему объединялись в корпорации. Однако если ранее корпорации создавались в основном с целью отправления государственных повинностей, то теперь они защищали также интересы и своих членов — свободных производителей. Резко возросло значение внешней торговли на Балканах. Повысилась роль путей, ведущих из славянских земель и из Западной Европы в Константинополь и Фессалонику. Оживилась торговля с Венецией, Амальфи, а затем и с арабами. Городское самоуправление (курии) почти исчезло. Значение димов упало, заметную роль они продолжали играть лишь в столице. Утверждение феодальных отношений в Византии (вторая половина IX - конец XI в.). Упадок свободного крестьянства. Политика императоров Македонской династии. Подавление народных движений ослабило сопротивление общины. Много общинных земель было захвачено военной знатью в ходе репрессий. Неурожаи и эпидемии IX—XI вв., а также тяжелые войны содействовали разорению крестьян. Рост товарно-денежных отношений ускорял этот процесс. Обедневшие общинники отдавались под покровительство богатых и могущественных людей (динатов), уступая им право собственности на свои участки, селились на господской земле на положении зависимых держателей (париков) или уходили в города. Динаты не только приобретали наделы общинников и общинные угодья, но нередко захватывали их силой, превращая бывших собственников этой земли в своих париков. Разорение свободных мелких землевладельцев приняло размеры стихийного бедствия. Свободное крестьянство было основой фемного строя, военного и финансового могущества империи. Поэтому в Х в. императоры Македонской династии (867—1056) издали серию законов, препятствовавших захвату крестьянских земель. Общины получили предпочтительное право на покупку не только крестьянской, но и динатской земли в случае ее продажи. В 927 г. в стране свирепствовал голод — крестьяне отдавали землю динатам за меру зерна. «Презирая императорские законы, — говорилось в новеллах, — динаты Сгоняли убогих с их собственных полей». Земли, захваченные у крестьян, закон предписывал вернуть им безвозмездно, проданные же полагалось выкупить в рассрочку. Но положение не изменилось. Законы открыто нарушались. Динаты добивались все больших уступок у центральной власти. Не помешал им и закон о сроке давности, по которому крестьянин мог вернуть свою землю, перешедшую к динату менее 40 лет назад. Дело в том, что и правом предпочтения и законом о сроке давности пользовалась богатевшая часть общинников, поднявшаяся в ряды динатов, но сохранившая юридический статус крестьян. Новеллой 996 г. император Василий II Болгаробойца отменил срок давности — земли общин подлежали возврату независимо от срока их утраты. Однако и эта последняя попытка помешать сокращению числа налогоплательщиков также не принесла значительных успехов. Мало того, число париков росло также во владениях императорской семьи и правительственных учреждений. Частично предшественниками этих «государственных париков», как они назывались, были здесь рабы и колоны, частью же они происходили из частных поместий, конфискованных, купленных или выменянных казной. Боеспособность фемного войска падала. Стратиоты становились париками командиров. Поэтому в Х в. императоры объявили стратиотские участки вообще неотчуждаемыми. При раздроблении такого участка собственники его частей должны были сообща вооружать, снаряжать и выставлять воина. Но законы были бессильны остановить процесс обеднения кре-стьян-стратиотов. Социальный облик армии менялся. Большинство стратиотов уже не имело средств для несения военной службы, лишь часть их превратилась в средних и мелких вотчинников. Признавая эти перемены, Никифор II Фока (963—969) стал требовать несения воинской службы в тяжелой коннице лишь с владельцев не менее трех участков. Стратиоты были таким образом резко отделены от крестьянства. Однако еще и в XI в. процесс перестройки армии не окончился. Крестьяне продолжали нести вспомогательную службу в армии. Опасаясь попасть в полную зависимость от провинциальной знати, императоры все чаще прибегали к услугам наемников: норманнов, русских, латинян, грузин, армян и др. Законы Х в. отнюдь не отражали чаяния крестьянства. В них проявилось соперничество двух группировок господствующего класса за преимущественное право на плоды эксплуатации крестьян: провинциальной знати, стремившейся подчинить их себе как париков, и высшего чиновничества, жившего за счет доходов, собираемых с податного населения государства. К тому же и чиновная знать скоро встала на путь создания феодальных поместий. Феодально зависимые и свободные крестьяне. В IX—Х вв. большинство крестьян стали уже париками, которые продолжали трудиться на своих наделах, но потеряли на них право собственности. Много крестьян было поселено на господской земле на так называемом парическом праве — праве наследственного держания после 30 лет точного соблюдения арендного договора с хозяином земли. Положение этих крестьян было тяжелее, так как они оказывались вне общины, которая и под властью господина в какой-то мере защищала своих членов от его произвола. Термин «парик» становился обобщающим, обозначая основное население поместья. Положение частновладельческих и государственных париков практически было одинаковым. Парики в это время еще сохраняли свободу перехода. В IX—Х вв. рабский труд в крупных поместьях еще находил некоторое применение. Преобладающей в IX—XI вв. формой феодальной ренты была денежная при существенной роли продуктовой. Рента слагалась из бывшего государственного налога, все чаще в силу налоговых изъятий передававшегося феодалам, и значительно более высокой платы за держание. Повинности крестьян в пользу феодалов постепенно росли. В период бурной феодализации государство поспешило упрочить свои права не только на стратиотов, но и на другие группы крестьян. Жители сел, лежавших вдоль крупных дорог, должны были обслуживать нужды секрета почты и внешних сношений; Другие села поставляли продовольствие для двора; третьи заготовляли лес и уголь. Слой свободных налогоплательщиков в XI в. был еще достаточ-но^широким. На них лежал тяжкий гнет до мелочей разработанной налоговой системы. Учтено было все: размеры и качество зем — "и, лугов и пастбищ; число голов скота (крупного и мелкого); не были забыты ульи, мельницы, рыбные тони, овечьи загоны, Домашняя птица. Сосчитан был, как невесело шутили крестьяне, каждый лист на дереве и каждый волос на голове. Основными государственными налогами были натуральная подать (переводившаяся с Х в. в денежную) и подворный денежный налог, вносившийся даже неимущими. Кроме того, крестьяне платили судебную пошлину и множество других поборов, несли в пользу государ-ста тяжкие отработочные повинности. Не менее обременительным, чем сами налоги, был безудержный произвол чиновников. Документы XI в. свидетельствуют о крайней бедности свободных крестьян. Феодальный город. «Книга эпарха». С середины IX в. начался новый подъем городов. Он был обусловлен ростом производительных сил и окончательной победой мелкого свободного ремесла. Росли старые города, возникали новые. Улучшилось качество изделий, расширился их ассортимент. Увеличилось количество денег в обращении. У богатевшей знати возрос спрос на предметы роскоши. Развивалась торговля с Востоком, Русью, Западной Европой. Большим центром ремесла и торговли стала Фессало-ника. Однако крупнейшим городом средневековой Европы оставался Константинополь, где ранее всего и начался новый подъем ремесла и торговли. Могучие стены, роскошные дворцы, церкви и монастыри, колоннады и портики, арки и статуи, полная судов гавань Золотой Рог, разноязычная пестрая толпа — все это придавало городу притягательную прелесть для иноземных гостей из всех стран средневекового мира. Но здесь же, рядом с дворцами знати, теснились трущобы бедняков: узкие, не знавшие солнца улочки, непролазная грязь или едкая пыль, гниющие отбросы, вонь кожевенных мастерских. Нигде.не было столько шелков и золота, столько воинов, священнослужителей, знатных щеголей и сановников, но нигде не было и столько нищих, калек и воров. Об организации ремесла и торговли в столице дает представление сборник законоположений эпарха, составленный в основном в начале Х в. («Книга эпарха»). Ремесленники основных профессий были объединены в корпорации, многие из которых восходили к позднеримским коллегиям, но играли в новых условиях роль появившихся позднее на Западе средневековых цехов. «Книга эпарха» называет 22 корпорации. Торговцы главными товарами тоже объединялись в особые корпорации, которые в целом были более привилегированными, чем корпорации производителей. Некорпоративное ремесло не пользовалось защитой властей, а порой и преследовалось. Многие мастера еще использовали труд рабов, но их вытесняли местии (наемные работники). Корпоративное ремесло было тесно связано с императорским дворцом. Оно получило заказы государства и церкви: на вооружение армии и флота, на роскошные одеяния, утварь, украшения. Корпорации не имели прав самоуправления: их внутреннюю жизнь определяли не столько сами члены объединений сколько персонал эпарха. Опека властей сковывала инициативу и скоро из стимула производства превратилась в его оковы. Ремесленники и торговцы не имели права занимать государственные должности и получать титулы. Если же они поступали на имперскую службу, то должны были оставить занятие ремеслом и торговлей. Верхушка корпораций усилила в X_XI вв. борьбу за свои права, поднимая горожан на восстания. Но у нее не было союзников. Императоры искали опору среди горожан против мятежных феодалов, однако главными и непосредственными угнетателями трудового населения города в это время были как раз двор и чиновничество, а не феодалы провинций. №16. Первое Болгарское царство. Особенности образования, формирование феодальных отношений. Внешняя политика. Образование Болгарского государства. Из всех южнославянских раннефеодальных государств наибольшего экономического и политического расцвета в средние века достигло Болгарское. Основой Первого Болгарского царства явился «Союз семи славянских племён» Нижней Мёзии. Неизвестно, когда и как возник этот союз, но несомненно, что к 70-м годам VII в. «Союз семи славянских племён» прошёл уже достаточно длительный путь развития. В истории образования Болгарского государства определённую роль сыграло тюркское племя болгар. Теснимые кочевниками-аварами, орды кочевого тюркского племени болгар, или (как их называют в отличие от славян, принявших это имя) протоболгар, подошли в 70-х годах VII в. к землям дунайских славян и заняли малонаселённую тогда северную часть Малой Скифии (современной Добруджи), которая номинально принадлежала ещё Византии. Но как раз в это время внутренние междоусобицы в Арабском халифате дали империи кратковременную передышку в её изнурительных войнах на Востоке. Византийское правительство получило реальную возможность перебросить часть войск на север Балканского полуострова. Перед лицом этой опасности, одинаково угрожавшей славянам и протоболгарам, и произошло, до-видимому, сближение славянской и болгарской знати. В обстановке почти непрерывных войн это сближение очень быстро завершилось полным включением болгар в государство придунайских славян. Уже в 681 г. протоболгары и славяне одержали крупную победу над византийцами, закреплённую в том же году крайне невыгодным для Византийской империи договором. Более высокий уровень общественного развития славян обеспечил полную ассимиляцию ими пришельцев. Славяне восприняли лишь племенное имя болгар. Это произошло потому, что в VII и VIII вв. славянское государство начали называть Болгарией по этнической принадлежности её тогдашних военачальников — ханов (князей) из династии Аспаруха, которые захватили власть в стране. С этих же пор все жители Болгарии стали именоваться болгарами. |