Главная страница
Навигация по странице:

  • Народные движения в халифате Аббасидов.

  • Культура в странах халифата.

  • 21. Италия VIII-XI вв. Особенности процесса феодализации в Северной, Средней и Южной Италии.

  • Развитие феодальных отношений в Северной и Средней Италии.

  • Развитие ремесла и торговли. Раннее появление городов.

  • Политическая раздробленность.

  • Раннее средневековье (V первая половина xi вв.)


    Скачать 1.17 Mb.
    НазваниеРаннее средневековье (V первая половина xi вв.)
    Дата07.01.2023
    Размер1.17 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаBilety.doc
    ТипДокументы
    #875623
    страница9 из 24
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   24
    Распад халифата Аббасидов.

    В течение IX — первой половине X в. Аббасидский халифат распался на отдельные эмираты. Это было обусловлено рядом причин: различным уровнем экономического развития отдельных областей халифата, отличавшихся также по этническому составу населения, культуре, языку, религии, степени исламизации; ростом крупной земельной собственности за счет государственного землевладения, что привело к усилению сепаратизма крупных феодалов и созданию наследственных эмиратов; подъемом освободительной борьбы покоренных народов. Бывшие халифские наместники превращались в самостоятельных правителей. Так было с Тахиридами в Хорасане, Саманидами в Мавераннахре, Тулунидами в Египте, Багратидами в Армении. Первоначально они посылали часть собираемых ими налоговых сумм центральному правительству, а затем отказались и от этого. В некоторых провинциях власть захватили крупные местные феодалы. Возросла роль предводителей гулямов, которые неоднократно устраивали дворцовые перевороты, свергали халифов и ставили новых по собственному усмотрению. Начиная с 60-х гг. IX в. халифы стали марионетками в руках собственной гвардии. К началу Х в. в руках Аббасидов оставался только Арабский Ирак и Западный Иран. В 945 г. эти области были захвачены Иранской династией Буидов. Аббасидские халифы потеряли политическую власть. За ними сохранялось лишь духовное руководство.

    Народные движения в халифате Аббасидов.

    Аббасиды пришли к власти, использовав победоносное народное восстание, но они не оправдали народных надежд. Выступления народных масс продолжались. В 751 г. вспыхнуло восстание в Бухаре, в 755 г. — в районе Нишапура и Рейа, в 776—778 гг. — грандиозное восстание под руководством Муканны в Мавераннахре, в 778—779 гг. — в Гургане (юго-восточное побережье Каспийского моря). Особенно грандиозной была крестьянская война 815—837 гг. под предводительством Бабека, которая началась в Южном Азербайджане и распространилась затем на Западный Иран вплоть до Исфахана и Кермана. Борьба шла под лозунгами секты хуррамитов, проповедовавшей социальное равенство, равное право всех людей на землю и другое имущество. Их идеалом была свободная сельская община с коллективным землевладением. Восставшие несколько раз одерживали победу над войсками халифата. Лишь в 837 г., мобилизовав огромные военные силы и средства, а также использовав предательство примкнувших к восстанию феодалов, халифату удалось подавить это движение.

    Крупным потрясением для страны было восстание зинджей. Зинджи — чернокожие рабы, труд которых широко применялся в халифате. Восставшие в течение четырнадцати лет (869—883) удерживали в своих руках большой район Южного Ирана и Хузис-тана. Они взяли приступом крупнейший город и порт Басру. К восстанию рабов присоединились крестьяне и бедуины, на сторону восставших перешло наемное войско халифата, набранное из тюркских племен. В 879 г. предводитель зинджей Али ибн-Му-хаммед объявил себя халифом и стал чеканить монету со своим именем. Созданное рабами государство копировало халифат Абба-сидов. Вожди зинджей стали превращаться в феодальных правителей. Не было даже отменено рабство. Значительная часть восставших начала отходить от восстания. Воспользовавшись этим, правительственные войска разгромили зинджей. Восстание зинджей имело значительные последствия для социальной истории халифата. Главное из них — отмирание рабовладельческого уклада. Значительно сократился импорт рабов из Африки. Начиная с IX—Х вв. землевладельцы предоставляли рабам земельные участки, превращали их в феодально зависимых крестьян.

    Другим крупным потрясением для халифата явилось движение карматов. В конце IX—Х в. оно охватило бедуинов, ремесленников и крестьян Сирии, Ирака, Бахрейна, Йемена и Хорасана. В начале Х в. на Бахрейне карматам удалось даже создать свое государство, которое просуществовало более полутора столетий. Многие области халифата, например Сирия, Египет, платили им дань.

    Карматы представляли собой одно из ответвлений шиитской секты исмаилитов. Они выступали за социальное равенство всех людей (кроме рабов). В своем государстве карматы попытались восстановить общинное рабство. На Бахрейне было ликвидировано крупное землевладение и феодальная эксплуатация, но сохранялось рабство как база благосостояния всей общины. Государство карматов насчитывало около 30 тыс. негритянских и эфиопских рабов, которых они предоставляли земледельцам для работы в поле и садах. Нуждающимся земледельцам и ремесленникам выдавались ссуды из общественной казны, которая составлялась из военной добычи. Как и государство зинджей, государство карматов со временем переродилось в обыкновенное феодальное государство. Крестьянские восстания не проходили бесследно. Они расшатывали устои Аббасидского государства, способствовали временному ограничению феодальной эксплуатации.

    Культура в странах халифата.

    В VII—Х вв. для всего огромного региона от Мавераннахра до Испании языком международного общения стал арабский язык. Культуру этого региона условно называют арабской или мусульманской. Однако следует иметь в виду, что в странах с неарабским населением, вошедших в состав халифата, продолжали развиваться местные культуры, лишь вступавшие во взаимодействие с культурами других стран и народов, включенных в халифат. Помимо арабского элемента, арабо-мусульманская культура впитала в себя многое от культурного наследства персов, сирийцев (арамейев), коптов, иудеев, народов Средней Азии и др. Усвоено и переработано было наследие эллинистическо-римской культуры.

    Наибольший расцвет арабской культуры приходится на VIII—XI вв. В VIII—IX вв. были записаны многие произведения доислам-ской арабской устной поэзии. На базе староарабской поэзии, а также Корана сложился классический арабский язык средневековья. Поэзия VII—VIII вв. во многом продолжила старые традиции, сохраняя свой жизнерадостный тон и воспевая воинские подвиги, любовь, веселье, вино. В прозе был популярен жанр любовно-приключенческих рассказов и анекдотов из быта разных слоев населения. В Х—XV вв. сложился знаменитый сборник сказок «Тысяча и одна ночь», в который вошли переработанные и перенесенные в арабскую среду сюжеты персидских, индийских, греческих и иных сказок. Наиболее известны в это время были поэт Абу Нувас (756—810), обличитель распущенности, царившей при дворе халифа Ха-руна ар-Рашида, Абу-ль-Атахия (конец VIII-начало IX в.), и великий сирийский поэт-философ Абу-ль-Ала аль-Маарри, живший во второй половине XI в., и др.

    Начиная с середины VIII в. было сделано много переводов с греческого и сирийского языков на арабский. Прежде всего, переводились труды по философии, математике, медицине, астрономии. Многое было переведено также с персидского языка. Через персов арабы познакомились с достижениями индийцев в области математики и астрономии. От индийцев они заимствовали цифры, которые европейцы назвали арабскими.

    Архитектура в странах халифата развивалась на основе переработки арабами эллинистическо-римских и иранских художественных традиций. Наибольшей известностью пользуются культовые и дворцовые здания. Это мечеть Амра в Фустате (VII в.), соборная мечеть в Куфе (VII в.), знаменитый храм «Купол скалы» в Дамаске. Уже при Омейядах начали возводить купола и минареты. С Х в. здания стали украшать арабесками — тончайшим растительным или геометрическим орнаментом с включением стилизованных надписей. Из-за враждебности ислама к изображению живых существ, якобы ведущему к идолопоклонству, живопись в странах ислама не получила значительного развития и ограничивалась орнаментами. Высоко ценилось искусство каллиграфии. С XII в. начало развиваться искусство миниатюры.

    Центрами науки были Куфа, Басра, Харрон, Багдад. В Багдаде был создан «Дом науки», представляющий собой соединение своего рода академии, библиотеки, обсерватории с коллегией переводчиков.

    Больших успехов достигла медицина. Наиболее известными в этой области были: в Сирии семья Бахтишо, давшая семь поколений знаменитых врачей, известный багдадский хирург IX—Х вв. Абу Бекр Мухаммед ар-Рази, а также знаменитый Ибн Сина (Авиценна, 980—1037 гг.), прославившийся своими трудами «Книга исцеления» и «Канон врачебной науки», где были обобщены достижения медицины того времени.

    Математика, география и астрономия у арабов развивались на базе эллинистического и индийского наследия. В IX в. во многих городах халифата появились публичные библиотеки и обсерватории. В Х в. сложился тип средней и высшей мусульманской школы-Мадраса (медресе). В IX в. начала развиваться светская историография. Крупнейшими ее представителями были историк арабских завоеваний ал-Белазури (IX в.), историк Багдада Ибн Абу Тахар Тейфур (IX в.), авторы всеобщих историй ал-Иакуби (IX в.), ат-Табари (IX в.), ал-Масуди (X в.).

    Значительных успехов достигла философия, воспринявшая эллинистическое наследство, в частности идеи Платона, Аристотеля, неопифагорийцев. Наиболее известными философами являлись ал-Кинди (IX в.), ал-Фараби (X в.), Ибн Сина. Близкий к карматам философский кружок в Басре («Братья чистоты») составил энциклопедию философских научных достижений своего времени (конец IX в.). Многие из философов и ученых были энциклопедистами. Так, Ибн Сина известен как философ, медик и поэт, ал-Бируни — филолог, историк, математик, астроном.

    К XI—XII вв. завершилась разработка ортодоксальной системы исламской теологии, появился культ святых. На рубеже VII—VIII вв. сложилось аскетически-мистическое течение в исламе — суфизм. Аскеты-суфии, иначе называемые факирами или дервишами, стали играть в исламском мире роль, подобную нищенствующим монахам в христианстве. Суфии осуждали богатство, призывали отказаться от всех благ мира, провозглашали культ бедности и самоотречения для спасения души и слияния с богом. В этом учении отразился протест социальных низов против феодального гнета, хотя и в пассивной форме.

    21. Италия VIII-XI вв. Особенности процесса феодализации в Северной, Средней и Южной Италии.

    В средние века Италия не была единым государством, здесь исторически сложились три основные области — Северная, Средняя и Южная Италия, распадавшиеся, в свою очередь, на отдельные феодальные государства. Каждая из областей сохраняла свои отличительные черты в течение всего средневековья. Эти отличия вытекали из особенностей экономических, политических и географических условий отдельных частей Апеннинского полуострова.

    Большую часть Северной Италии занимает Ломбардия — плодородная долина реки По, которая в VI—VIII вв. находилась под властью лангобардов (отсюда ее название — Ломбардия), а с VIII в. вошла в состав Каролингской империи. Значительную часть Средней Италии занимала Папская область, светское государство пап («Вотчина св. Петра») с центром в Риме, и остатки лангобардских владений — герцогства Беневент и Сполето, находившиеся в вассальной зависимости то от папы, то от Каролингов. К северу от владений римского папы лежало герцогство Тоскана. Северная и Средняя Италия после Верденского договора 843 г. формально стали самостоятельным единым королевством во главе с верховным сюзереном — королем. Свой титул король получал после венчания его в Павии железной короной лангобардских королей. В действительности же и в Северной, и в Средней Италии власть принадлежала отдельным феодалам.

    Южная Италия и остров Сицилия до конца XI в. также была раздроблены на отдельные феодальные владения и часто переходили от одних чужеземных захватчиков к другим. В течение длительного времени, начиная с VI в., значительная часть юга страны — Апулияг Калабрия, Неаполь и Сицилия были византийскими провинциями. В IX в. сюда вторгаются новые завоеватели — арабы, завладевшие всей Сицилией и образовавшие там эмират с центром в Палермо; арабы захватили временно также Апулию. Беспрерывные феодальные усобицы и острая вражда между византийскими и арабскими завоевателями способствовали вторжению в Южную Италию норманнов (из Нормандии), которые завоевали всю Южную Италию и Сицилию и основали здесь в начале XII в. Сицилийское королевство, включившее все южноитальянские земли.

    Развитие феодальных отношений в Северной и Средней Италии.

    Пестрота политической карты Италии усложняла развитие феодальных отношений. В Северной и Средней Италии при лангобардах на протяжении VI—VIII вв. шел процесс становления феодальных отношений. Лангобарды, вторгшиеся большими массами в Италию, селились на захваченных землях отдельно от местных жителей родовыми общинами, кровнородственными группами, которые назывались «фара». С покоренного римского населения, главным образом с колонов и других земледельцев, они взимали треть урожая.

    В связи с постоянными войнами и захватами земель лангобардской знатью, а также под влиянием римской частной собственности уже в конце VII в. пахотные участки у лангобардов стали превращаться в аллод, фара начала разлагаться. Это способствовало возникновению крупного землевладения королевских дружинников — гезиндов, военных предводителей — герцогов, графов и самих королей, а также церкви и монастырей. К IX в. из крупных землевладельцев, светских и духовных, постепенно складывается класс феодалов. Свободные сельские жители теряют право собственности на свой земельный участок и вынуждены искать покровительства у земельных магнатов (патронат и коммендация), превращаясь в зависимых земледельцев. Постепенно происходит слияние всей массы зависимого населения — бывших римских рабов, колонов, рабов и полусвободных у лангобардов — с разоряющимися свободными общинниками и превращение их в единый класс феодально зависимого крестьянства.

    Но в целом процесс феодализации в VII—VIII вв. развивался у лангобардов медленно в силу изолированности их поселений в Италии и длительного сохранения общинной организации и родовых отношений. Франкское завоевание (конец VIII в.) значительно ускорило процесс разорения свободных земледельцев и превращения их в зависимых держателей. В IX—XI вв. обычно держание крестьянина предоставляло собой аренду земли по договору, как правило, на 29 лет. Эта аренда называлась либеллой и фактически была одной из форм феодального держания: крестьянин-либеллярий отдавал третью или четвертую часть урожая феодалу и работал у него на барщине. В IX—XI вв. либеллярная форма держания была преобладающей. Нередко крестьяне держали землю и на условиях прекария, уплачивая оброк и выполняя барщину. Распространена была также такая форма держания, как эмфитевзис — вечнонаследственная аренда за натуральный или денежный оброк при наличии у арендатора права отчуждать свое держание в пределах данного поместья.

    В IX—X вв. значительная часть либелляриев и прекаристов попала и в личную зависимость от феодалов — превратилась в крепостных.

    Среди повинностей крепостных крестьян большой удельный вес имела барщина, составлявшая от 2 до 12 недель в году, в монастырских же хозяйствах в периоды посева и сбора урожая — до 3—5 дней в неделю. Наряду с барщиной значительное место занимала продуктовая рента. Здесь в VIII в. крестьян начинают облагать и денежными платежами.

    Наряду с крепостными сохранялся слой лично свободных держателей, находившихся в поземельной зависимости от феодала и выполнявших в его пользу определенные повинности. Очень большую роль в Италии играло церковное землевладение; в VIII—IX вв. здесь создаются крупные монастырские хозяйства, в которых работало большое число зависимых и крепостных крестьян.

    Южная Италия была мало затронута остготским и лангобардским завоеваниями и по своему социально-экономическому развитию сильно отличалась от Северной и Средней. Юг Италии и Сицилия длительное время оставались под господством Византии, стремившейся сохранить здесь рабовладельческие порядки, что обусловило значительное отставание в феодализации этих областей. В IX—XI вв. здесь еще не вполне сложилось феодальное поместье, основную рабочую силу составляли не крепостные крестьяне, а колоны, рабы и мелкие свободные арендаторы. Единый класс феодально зависимого и крепостного крестьянства еще не сложился.

    Развитие ремесла и торговли. Раннее появление городов.

    Складывание феодальных отношений и распространение либеллярной формы крестьянских держаний привели к значительному повышению уровня развития производительных сил в сельском хозяйстве, к появлению в Северной и Средней Италии в сравнительно раннее время элементов товарно-денежных отношений и к отделению ремесла от сельского хозяйства. Результатом этого было появление таких новых экономических центров, как города. Они возникли в Италии в IX—XI вв., раньше, чем в других европейских странах. Древние стены и здания многих итальянских городов, сохранившиеся по большей части еще от римских времен, послужили костяком, который обрастал плотью благодаря развитию ремесла и торговли.

    В Лукке уже в IX—X вв. ремесленники производили тонкие сукна и чеканили монету. В Павии в X в. существовали корпорации купцов и ремесленников (кожевников, чеканщиков монеты и др.). Развитие ремесла вело к расширению торговых операций. Выгодное расположение на торговых путях в бассейне реки По содействовало возвышению таких городов Ломбардии, как Милан — крупный ремесленный центр, издавна известный производством оружия и ткачеством, Пьяченца, в которой развито было ткацкое производство и уже в IX в. четыре раза в год происходили ярмарки, Верона. Одним из важнейших торговых центров стала Павия, через которую шли пути с альпийских перевалов и Апеннинских гор, пересекавшиеся здесь с речными путями. В Павии, как и в Пьяченце, была ярмарка.

    В IX—XI вв. в Италии особенно значителен был рост городов, ведущих посредническую торговлю между западными и восточными странами (внутренняя торговля была развита сравнительно меньше). Венеция на побережье Адриатического моря уже в VIII—IX вв. вела торговлю с греческими городами, с Египтом и Сирией. В X в. возрастает значение Генуи и Пизы, которые торговали с Западным Средиземноморьем. Широко развита была посредническая торговля южноитальянских городов Амальфи и Бари: их корабли везли в Византию хлеб, оливковое масло, оружие, а оттуда — восточные товары.

    Политическая раздробленность.

    Наряду с многочисленными феодальными княжествами картину полной феодальной раздробленности Италии в X—XI вв. дополняли многочисленные города. Раннее развитие городов в Италии обусловило их раннее освобождение от власти феодальных сеньоров. До X—XI вв. политическая власть в городах Северной и Средней Италии находилась в руках феодалов — герцогов, графов, епископов. Начиная с X в. в результате борьбы городов с сеньорами (начало этой борьбы относится к IX в.) в некоторых городах возникают самоуправляющиеся городские общины (коммуны), многие из которых к концу XI в. становятся самостоятельными городскими республиками (Милан, Пьяченца, Верона, Парма, Венеция, Генуя, Пиза, Флоренция, Лукка, Сиена и др.).

    Пользуясь политической раздробленностью Италии и обострением междоусобной борьбы итальянских феодалов, германский король Оттон I в 962 г. предпринял поход на Рим, захватил его, короновался императорской короной и провозгласил создание новой Римской империи, включающей в себя Германию и значительную часть Италии. Это искусственное политическое образование, не имевшее под собой ни общей экономической базы, ни этнического единства, послужило причиной неисчислимых бедствий для Италии на протяжении многих столетий ее истории. Германские короли и императоры, считая себя хозяевами итальянских земель, постоянно организовывали походы для грабежа Италии и подчинения ее своей власти.

    В IX в. папство находилось в состоянии крайнего упадка. Различные феодальные клики в Риме постоянно вели борьбу за то, чтобы посадить на папский престол угодных им лиц. После похода Оттона I папы попали под контроль германских императоров, которые стали сажать на папский престол своих ставленников, полностью от них зависевших. Поддержка папством беспочвенной идеи создания сильной Римской империи во главе с германскими королями сыграла предательскую реакционную роль по отношению к итальянскому народу.

    Кроме того, само существование в центре Италии самостоятельного светского государства пап являлось одним из важнейших препятствий к объединению страны.

    Беспрерывная междоусобная борьба итальянских феодалов, в которую вмешивались папы и германские короли, способствовала вторжениям в страну все новых и новых завоевателей — византийцев, венгров, германских феодалов, арабов, норманнов, грабивших и ослаблявших Италию и усиливавших хаос в ее политической жизни. Однако, несмотря на эти сложные условия, в IX—XI вв. в Италии начался процесс формирования итальянской народности. Она рождалась в тяжелой и длительной борьбе с иноземными захватчиками, но не была уничтожена многочисленными завоеваниями. Напротив, завоеватели ассимилировались местным населением, усваивали язык итальянского народа, в основе которого лежала латынь, и его высокую, веками создававшуюся культуру.

    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   24


    написать администратору сайта