Главная страница

Расцвет Киевской Руси. Расцвет Киевской Руси


Скачать 7.63 Mb.
НазваниеРасцвет Киевской Руси
Дата20.12.2022
Размер7.63 Mb.
Формат файлаpptx
Имя файлаРасцвет Киевской Руси.pptx
ТипДокументы
#854547

Расцвет Киевской Руси


Около 980 г. – попытка провести языческую реформу.

Цель: укрепление власти князя при помощи единой религиозной основы.

Владимир создал пантеон-группу самых главных языческих богов. Главный бог – Перун.

Причины неудачи реформы:

1) Каждое племя считало главным «своего» бога;

2) Перун почитался в основном дружиной, а не крестьянами.

Поиск новой религии

ИСЛАМ-запрещён алкоголь

ИУДАИЗМ-не имеют своего государства

ЗАПАДНОЕ ХРИСТИАНСТВО-преобладание церковной власти над светской

ВОСТОЧНОЕ ХРИСТИАНСТВО

Причины перехода к монотеизму (единобожию):

1) Укрепление великокняжеской власти требовало единой идеологии в лице единой религии;

2) Все соседние страны перешли к монотеизму. Повышение международного статуса и расширение культурных, политических и экономических связей требовало перехода к единобожию;

3) Единобожие в большей степени способствовало укреплению зависимости населения от господствующего сословия.

Последствия принятия христианства

1)Укрепление княжеской власти (Один Бог-один князь, власть князю дана Богом, поэтому перечить князю нельзя)

2)Расширение связей с европейскими государствами

3) Расширение контактов с Византийской империей

4) Улучшение морали и нравов (при князе Владимире был принят Церковный устав, устанавливавший церковную десятину. Церковные суды судили за преступления против веры — ереси, за проступки нравственного характера. Крещение способствовало отказу от языческих обычаев, запрещало кровную месть, жертвоприношения, многожёнство, влияло на развитие ремесла. Церковь поддерживала усилия князей в борьбе за единство Руси, выступала против междоусобиц.)

5) Расцвет материальной культуры (строительство храмов и тд.)

6) Появление письменности, оригинальной древнерусской литературы

7) Сплочение славянских племен в единую древнерусскую народность

8)Установление двоеверия

Повесть временных лет

Языческая реформа 980 г.

«И поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы эти шли бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернялась кровью земля Русская и холм тот».

Принятие христианства 988 г.

«...Повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его... к Ручью и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, – чтобы принял он возмездие от людей».

Строительство Засечной черты на южных рубежах Руси

Походы Владимира


Правление Ярослава Мудрого (1015-1054 гг.)

1024-1036 гг. - совместное правление Ярослава и Мстислава (Русь была поделена на две части)


Правление Ярослава Мудрого (1015-1054 гг.)

Лествичная система престолонаследия


Престол переходил старшему в роду, а не от отца к сыну

Укрепление христианства

  • Возникновение Киево-Печерского монастыря (первый на Руси).
  • Повелел праздновать день святого Георгия 26 ноября («Юрьев день»).
  • Развернулась интенсивная работа по переводу византийских и иных книг на церковнославянский и древнерусский языки.
  • Строительство Софийских соборов в Киеве и Новгороде.
  • В 1051 году, собрав епископов, он сам назначил митрополитом Илариона, впервые без участия константинопольского патриарха. Иларион стал первым русским митрополитом. Он автор первого оригинального русского литературного произведения «Слово о законе и благодати».

Новгород-

-Киев

Внешняя политика Ярослава Мудрого

  • 1030 г. совершил совместно с Мстиславом поход на Литву, основал город Юрьев (ныне Тарту, Эстония).
  • 1030-1031 гг.- Польские походы Ярослава Мудрого .Военные акции киевского князя, основной целью которых было возвращение Червенских городов, захваченных (по другой версии — полученных в награду за помощь) польским королём Болеславом I после его похода на Киев в 1018 году в рамках помощи своему зятю Святополку Окаянному против Ярослава Мудрого в междоусобице сыновей Владимира Крестителя 1015-1019 годов. Поход 1031 года был проведён совместно с его братом Мстиславом Храбрым.
  • 1036 г. – Ярослав нанес решительное поражение печенегам. (в честь чего построен Софийский собор в Киеве). Крестик возле Киева
  • 1043 г.-Поход на Константинополь (Царьград) году в рамках войны с Византией — был организован по приказу князя Ярослава Мудрого и прошёл под руководством его сына Владимира. Завершился полной неудачей.
  • Походы Ярослава на карте

  • «А было печенегов без числа. Он выступил из города и исполчил дружину, и поставил варягов посередине, а на правой стороне – киевлян, а на левом крыле – новгородцев; и стал пред градом. Печенеги пошли на приступ и схватились на месте, где стоит ныне святая София, митрополия русская: было здесь тогда поле вне града. И была сеча жестокая... И побежали печенеги врассыпную, и не знали, куда бежать, одни, убегая, тонули в Сетомли, иные же в других реках, а остаток их бегает где-то и до сего дня»

Повесть временных лет

ЕСЛИ УПОМИНАЕТСЯ СВЯТАЯ СОФИЯ-100 % ТЕКСТ О ЯРОСЛАВЕ МУДРОМ

Итоги правления Ярослава Мудрого

  • При Ярославе Мудром были созданы династические союзы с европейскими странами.
  • Усилилась роль Киева и власть князя
  • Усилилась роли церкви в государстве, освобождение её от влияния Византии.
  • Было положено начало формирования судебной системы, законодательства Руси
  • Окончательно закрепилась лествичная система передачи власти
  • Велось активное градостроительство
  • Дальнейшее развитие просвещения
  • Удачная внешняя политика, разгром печенегов и присоединение Червенских городов, основание Юрьева на Балтике.

ОТЕЦ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА

(ПОЛОВЦАМИ)

СРАЖЕНИЕ НА Р.АЛЬТЕ

Инициатор: Владимир Мономах

Участники:

• Святополк

Олег Святославич

• Владимир Мономах

• Давыд Игоревич Волынский

• Василько Теребовольский.

Итог: «каждый да держит отчину свою». Отмена лествичной системы престолонаследия, фактически закреплён распад Киевской Руси на отдельные княжества, но роль Киева как столицы сохранялась. Князья обязались вместе выступать против внешней угрозы.

Любечский съезд князей 1097 г.
«А скончался благоверный князь Михаил, которого звали Святополком, месяца апреля в 16 день за Вышгородом, привезли его в ладье в Киев, и привели в надлежащий вид тело его, и возложили на сани. И плакали по нему бояре и дружина его вся; отпев над ним полагающиеся песни, похоронили в церкви святого Михаила, которую он сам построил. Княгиня же (жена) его щедро разделила богатство его по монастырям, и попам, и убогим, так что дивились люди, ибо такой щедрой милостыни никто не может сотворить. После того на десятый день устроили киевляне совет, послали к Владимиру, говоря: "Пойди, князь, на стол отчий и дедов". Услышав это, Владимир много плакал и не пошел (в Киев), горюя по брате. Киевляне же разграбили двор Путяты тысяцкого, напали на евреев, разграбили их имущество. И послали вновь киевляне к Владимиру, говоря: "Пойди, князь, в Киев; если же не пойдешь, то знай, что много зла произойдет, это не только Путятин двор или сотских, но и евреев пограбят, а еще нападут на невестку твою, и на бояр, и на монастыри, и будешь ты ответ держать, князь, если разграбят и монастыри". Услышав это, Владимир пошел в Киев».
  • «А скончался благоверный князь Михаил, которого звали Святополком, месяца апреля в 16 день за Вышгородом, привезли его в ладье в Киев, и привели в надлежащий вид тело его, и возложили на сани. И плакали по нему бояре и дружина его вся; отпев над ним полагающиеся песни, похоронили в церкви святого Михаила, которую он сам построил. Княгиня же (жена) его щедро разделила богатство его по монастырям, и попам, и убогим, так что дивились люди, ибо такой щедрой милостыни никто не может сотворить. После того на десятый день устроили киевляне совет, послали к Владимиру, говоря: "Пойди, князь, на стол отчий и дедов". Услышав это, Владимир много плакал и не пошел (в Киев), горюя по брате. Киевляне же разграбили двор Путяты тысяцкого, напали на евреев, разграбили их имущество. И послали вновь киевляне к Владимиру, говоря: "Пойди, князь, в Киев; если же не пойдешь, то знай, что много зла произойдет, это не только Путятин двор или сотских, но и евреев пограбят, а еще нападут на невестку твою, и на бояр, и на монастыри, и будешь ты ответ держать, князь, если разграбят и монастыри". Услышав это, Владимир пошел в Киев».

1113 г. – после смерти великого князя Святополка Изяславича киевляне восстали против бояр и ростовщиков. На помощь был призван Владимир Мономах (сын Всеволода),ставший великим князем.

Повесть временных лет

Походы Владимира Мономаха на половцев

  • 1103 г. –войско под командованием Мономаха разгромило половцев (сражение на Сутени).
  • 1107 г.-поход на половцев
  • 1111 г. – крестовый поход против половцев. Цель: разгромить главный город половцев – Шарукань. На реке Сольнице, притоке Дона произошла решающая битва.
  • 1116 г-организовал поход против половцев, руководил сын Мстислав

Владимир Мономах

Итоги правления Владимира Мономаха


• Сумел приостановить процесс феодальной раздробленности.

• Это было время усиления Руси. Мономах сумел объединить под своей властью до трёх четвертей территории государства.

• Продолжал развитие законодательства, облегчил положение зависимых людей.

• Укреплял страну путём династических связей, сам был женат на дочери английского короля Гите.

• Продолжал градостроительство, укрепление городов: был построен мост через Днепр, основал город Владимир- Залесский.

• Активно велась торговля, развивались ремёсла, скотоводство, земледелие, велась добыча воска, мёда, рыбы, меха.

• Вёл успешную внешнюю политику: громил половцев, (совершил 83 похода).

• Написал «Поучение детям», ставшее одним из самых главных литературных памятников Древнерусского государства.

Мстислав Великий (1125-1132 гг. )


Посадники – наместники в городах (из числа дружинников), управляли на основе принципа кормлений (т.е. за службу получали судебные пошлины и часть налогов, которые собирали с населения);

Социально-экономическое развитие Древнерусского государства в X-XII вв.

ЗАВИСИМОЕ НАСЕЛЕНИЕ
  • Закупы — разорившиеся общинники, которые получали от землевладельца купу — помощь деньгами или товарами в долг. Вернув долг, закуп становился свободным человеком.
  • Рядовичи — люди, которые заключили договор (ряд), согласившись работать у господина на определённых условиях. Зависимое положение рядовича и закупа не распространялось на членов его семьи и не передавалось по наследству.
  • Наиболее бесправными были рабы — холопы (челядь). Они работали на земле князей и владельцев вотчин.
  • Смерды-сначала свободные, потом лично зависимые крестьяне-общинники

Социально-экономическое развитие Древнерусского государства в X-XII вв.

Социально-экономическое развитие Древнерусского государства в X-XII вв.
  • Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. (ответ пишем в виде последовательности цифр, например, 4512

А)Захват Олегом Киева

1)988 г.

Б) Призвание варягов

2)1015 г.

В) «Крестовый поход» в степь Владимира Мономаха

3)882 г.

Г)Принятие христианства

4)1111 г.

5)862 г.

А)Любечский съезд

1) 945 г.

Б) Древлянское восстание

2) 1036 г.

В) Разгром Хазарского каганата

3)1051 г.

Г)Разгром печенегов Ярославом Мудрым

4) 965 г.

5)1097 г.

Ответ:

Ответ:
  • Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) VIII—XII вв.
  • 1) рядовичи 2) волхвы 3) помещики 4) закупы 5) полюдье 6) пожилое
  • Ниже приведён список разных групп населения. Все эти группы, за исключением двух, существовали в Древнерусском государстве.
  • 1) бояре; 2) закупы; 3) рядовичи; 4) баскаки; 5) монахи; 6) казаки
  • Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, обозначают категории зависимого населения, названные в Русской Правде.
  • 1) закуп; 2) холоп; 3) рядович; 4) смерд; 5) боярин; 6) вервь.
  • Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к периоду Древнерусского государства.
  • 1) гриди; 2) вече; 3) смерд; 4) ярлык; 5) полюдье; 6) баскак
  • Часть древнерусского города, где жили торговцы и ремесленники, называлась…
  • … — денежный штраф в пользу князя за убийство свободного человека в Древнерусском государстве
  • Наследственное земельное владение феодала-
  • Налог в пользу церкви, составляющий 1/10 доходов князя-
  • – глава русской православной церкви до учреждения патриаршества в 1589 г.
  • Категория зависимого населения Древнерусского государства. Заключали с феодалом договор (ряд), который ставил их в определенную зависимость от феодала-
  • Центральная укрепленная часть древнерусского города, обнесенная стенами-…

Установите соответствие между терминами, понятиями и их определениями. Ответ запишите в виде последовательности цифр

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

ПОНЯТИЯ

А) земледельцы, заключившие с хозяином земли договор на выполнение работ

Б) свободные или зависимые земледельцы, основная масса населения Древней Руси

В) люди, находившиеся в полной зависимости от хозяина земли

Г) земледельцы, взявшие ссуду

 

1) смерды

2) холопы

3) закупы

4) тиуны

5) рядовичи

6) помещики

Установите соответствие между понятиями, терминами и их определениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ПОНЯТИЯ

 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

А) вира

Б) полюдье

В) удел

Г) вече

 

1) доля члена княжеского рода

2) штраф за совершенное преступление

3) часть дани и оброка, отдаваемая церкви

4) объезд князем с дружиной подвластных земель для сбора дани

5) народное собрание

6) точный размер дани

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

 

А) «В год 6390 (летоисчисление от Сотворения мира). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил поза-ди, и сам приступил, неся младенца Игорь. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де "мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим". Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: "Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода", и показал Игоря: "А это сын Рюрика". И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила - за церковью святой Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: "Да будет это мать городам русским". И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью. Тот Олег начал ставить города и установил дани словенам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по 300 гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава».

Б) «И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот. Но преблагой Бог не захотел гибели грешников, и на том холме стоит ныне церковь святого Василия, как расскажем об этом после. Теперь же возвратимся к прежнему.

Владимир посадил Добрыню, своего дядю, в Новгороде. И, придя в Новгород, Добрыня поставил кумира над рекою Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы как богу».

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

1) после Олега правил Русью князь Святослав

2) Олег первым из князей подписал выгодный для Руси договор с Византией

3) указанные события относятся к концу IX в.

4) князь Владимир взошёл на великокняжеский престол в Киеве, согласно завещанию своего отца Святослава

5) в летописи говорится о «языческой реформе» князя Владимира

6) «Языческая реформа» потерпела неудачу, но не остановила попыток князя реформировать сферу религии

 

Фрагмент А

Фрагмент Б

 

 

 

 

 

Что из перечисленного относится к деятельности и правлению Владимира Мономаха? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) крестовый поход в половецкую степь

2) принятие Устава о резах, ограничившего ростовщический процент

3) строительство Десятинной церкви

4) разгром печенегов под Киевом

5) написание «Поучения детям»

6) перенос столицы во Владимир-на-Клязьме

Из шведской саги «Круг земной» Снорри Стурлусона

«Из письма Ингигерды, конунговой дочери, он узнал, что к конунгу шведов Олаву прибыли с востока из Хольмгарда послы Ярицлейва конунга, чтобы сватать дочь конунга шведов Олава за Ярицлейва, и что Олав конунг хорошо принял их сватовство...

Следующей весной в Швецию прибыли послы Ярицлейва конунга из Хольмгарда узнать, собирается ли Олав конунг сдержать обещание, данное предыдущим летом, и выдать свою дочь Ингигерду за Ярицлейва конунга. Олав конунг сказал об этом Ингигерде и заявил, что он хочет, чтобы она вышла замуж за Ярицлейва конунга. Она отвечает: «Если я выйду замуж за Ярицлейва конунга, то я хочу получить от него как вено [выкуп невесты] все владения ярла [правителя города] Альдейгьюборга и сам Альдейгьюборг [г. Ладога]». Послы из Гардарики согласились от имени своего конунга....

Тем же летом они вместе отправились на восток в Гардарики. Ингигерда вышла замуж за Ярицлейва конунга. Сыновьями их были Вальдамар, Виссивальд и Хольти Смелый.

Ингигерда, конунгова жена, пожаловала Рёгнвальду ярлу Альдейгьюборг, и он стал ярлом всей той области».

20. О событиях какого века говорится в документе? О каком русском князе идёт речь в отрывке?

21. Какая страна названа в тексте Гардарикой? Используя текст, определите, каким правом обладали женщины Гардарики в указанный период?



Согласно летописной легенде, перед князем Владимиром стоял вопрос о выборе религии между христианством западным, восточным (православием), исламом и иудаизмом. В результате он остановился на восточном варианте. Дайте не менее трёх объяснений такого выбора.


  • — при выборе религии решающую роль сыграли прочные экономические связи Руси с Византией
  • —бабка Владимира Ольга и многие жители Киева уже были христианами
  • — принятие христианства по восточному образцу позволяло обеспечить в Древней Руси преобладание светской власти над духовной
  • В 1113 г. умер киевский князь Святополк. После его смерти в Киеве произошло восстание и были разгромлены дома ростовщиков и должностных лиц. Опасаясь дальнейших погромов, бояре призвали на княжение переяславского князя, сына третьего Ярославича-Всеволода в нарушение прав сыновей второго Ярославича-Святослава. Назовите князя, призванного в Киев. Укажите любые две причины, почему киевляне остановили на нём свой выбор.

Князь: Владимир Мономах

  • Князь: Владимир Мономах
  • Он был фактически соправителем своего отца, когда тот занимал киевский престол, что вызывало доверие со стороны киевлян
  • Мономах был одним из главных инициаторов успешного похода против половцев 1111г., что обеспечивало его популярность в широких слоях населения
  • Он был одним из инициаторов прекращения усобиц, так как выступил инициатором Любечского съезда 1097 г.
  • Его авторитет подкреплялся тем, что он был внуком византийского императора Константина Мономаха


написать администратору сайта