педагогика. 5 класс. Рассказ Антона Павловича Чехова был написан и опубликован в 1884 году
Скачать 28.77 Kb.
|
1. А.П.Чехов «Винт», «Репетитор», «Месть». «Винт» Этот рассказ Антона Павловича Чехова был написан и опубликован в 1884 году. Содержание. Чиновник городского правления Андрей Степанович Пересолин, возвращаясь из театра, видит свет в окнах правления и, из любопытства заходит внутрь. Войдя, он видит четырёх чиновников правления, играющих в карты и беседующих между собой. Причём, Андрей Степанович слышит такие слова, как государственный банк, народное просвещение, казённая палата и другие серьёзные термины. Присмотревшись, Пересолин видит, что карты, которыми играют чиновники непростые. На картах наклеены фотографические карточки знакомых людей. Каждая карточка, по своему номиналу, соответствует значимости изображённых на них, чиновников и их супруг. Эта выдумка нравиться Пересолину, он присоединяется к компании, и игра продолжается до утра. «Репетитор» Главный герой рассказа «Репетитор» Антона Павловича Чехова — студент Егор. Чтобы хоть как-то заработать деньги, юноша работает репетитором. Но не все ученики способны к обучению. Егор понял это, когда начал учить мальчика Петю. Репетитор готовит ученика к переходу во второй класс гимназии. У розовощёкого упитанного лентяя проблемы как с памятью, так и с дисциплиной. Студент проводит занятия без особого удовольствия и даже презирает своего ученика. В рассказе Антон Павлович Чехов показывает нам, как проходят занятия Егора с Петей на примере одного обычного урока. Петя даже и не пытался выучить домашнее задание. Отец мальчугана, услышав об очередном не сделанном домашнем задании, расстраивается: родитель только вчера порол бестолкового отпрыска. Отец решает присутствовать на уроке. Егор, любивший экзаменовать учащихся, входит в азарт. Репетитор почти пытает Петю, задавая вопросы, ответы на которые Петя точно не может знать. Провалы мальчугана радуют Егора. Но когда Петя начинает давать правильные ответы, репетитор чувствует досаду. Арифметика и вовсе разочаровала юного учителя. Петя не справляется с лёгкой на первый взгляд задачей. Когда Егор пробует объяснить ученику решение задачи, то сам оказывается в тупике и не может решить её. Оправдываясь, молодой репетитор утверждает, что эта задача на уравнения. Но отец мальчугана без особых усилий решает задачку по-своему на счётах. Юноше стыдно, что он не смог дать правильный ответ к такой лёгкой задаче. В конце занятия, когда Егор просит отца Пети оплатить шестимесячный долг за репетиторство, ему обещают, что оплата последует через неделю. Юноша, которому самому нужно платить за обучение, уходит ни с чем, не сказав ни слова. Короткий рассказ «Репетитор» Антона Павловича Чехова учит читателей: прежде чем давать уроки кому-то, сначала сам разберись в материале. Иначе, тебе будет также стыдно, как и Егору. «Месть» Лев Саввич Турманов был довольно обеспеченным человеком, а также женатым человеком, однажды играя в карты узнает, что его благоверная встречается с Дегтяревым и они придумали как общаться с помощью вазы передавая через нее записки. Турманов обиделся за нехорошие слова, которыми обзывали его жена и ее любовник и вечером перед сном придумывает "страшную месть". Он решается и пишет письмо купцу Дулинову и требует, чтобы он положил в вазу 200 рублей, если он этого не сделает, то его убьют. Он рассчитывает, что купец донесет в полицию и они поймают Дегтярева, он попадет в тюрьму. Но увы он просчитался, купец принес деньги, но в полицию не донес, приходит соперник и забирает деньги, у Дегтярева остались деньги и женщина, месть не свершилась. 2.Тютчев Ф.И. «Здесь, где так вяло свод небесный» Здесь, где так вяло свод небесный На Землю тощую глядит, — Здесь, погрузившись в сон железный, Усталая природа спит!.. Лишь кой-где бледные березы, Кустарник мелкий, мох седой, Как лихорадочные грезы, Смущают мертвенный покой. «17-ое апреля 1818» На первой дней моих заре То было рано поутру в Кремле, То было в Чудовом монастыре. Я в келье был, и тихой, и смиренной, Там жил тогда Жуковский незабвенный. Я ждал его, и в ожиданье Кремлевских колоколов я слушал завыванье, Следил за медною бурей, Поднявшейся в безоблачной лазури — И вдруг смененной пушечной пальбой — Все вздрогнули, понявши этот вой. Хоругвью светозарно-голубой Весенний первый день лазурно-золотой Так и пылал над праздничной Москвой. Тут первая меня достигла весть, Что в мире новый житель есть И новый царский гость в Кремле Ты в этот час дарован был земле. С тех пор воспоминанье это В душе моей согрето Так благодатно и так мило — В теченье стольких лет не изменив жило, Меня всю жизнь так верно провожало. И ныне, в ранний утра час, Оно все так же дорого и мило, Мой одр печальный посетило, И благодатный праздник возвестило. И мнилось мне всегда, Что этот раннего событья самый час Мне будет на всю жизнь благим предзнаменованьем. И не ошибся я: вся жизнь моя прошла Под этим кротким благостным влияньем. И милосердою судьбою Мне было счастье суждено, Что весь мой век я над собою Созвездье видел все одно — Его созвездье — и будь же до конца оно Моей единственной звездою. И много, много раз Порадуй этот день и этот мир, и нас… «Неман», Ты ль это, Неман величавый? Твоя ль струя передо мной? Ты, столько лет, с такою славой, России верный часовой?.. Один лишь раз, по воле Бога, Ты супостата к ней впустил — И целость русского порога Ты тем навеки утвердил… Ты помнишь ли былое, Неман? Тот день годины роковой, Когда стоял он над тобой, Он сам, могучий, южный демон — И ты, как ныне, протекал, Шумя под вражьими мостами, И он струю твою ласкал Своими чудными очами?.. Победно шли его полки, Знамена весело шумели, На солнце искрились штыки, Мосты под пушками гремели — И с высоты, как некий бог, Казалось, он парил над ними И двигал всем и все стерег Очами чудными своими… Лишь одного он не видал… Не видел он, воитель дивный, Что там, на стороне противной, Стоял Другой — стоял… и ждал… И мимо проходила рать — Всё грозно-боевые лица… И неизбежная Десница Клала на них свою печать… А так победно шли полки — Знамена гордо развевались, Струились молнией штыки, И барабаны заливались… Несметно было их число — И в этом бесконечном строе Едва ль десятое число Клеймо минуло роковое… Навеяны эти стихи были утомительным и достаточно сложным путешествием Тютчева из Варшавы в Санкт-Петербург. Во время поездки поэт вынужден был подолгу останавливаться в различных городах, так как погодные условия не позволяли двигаться дальше. В частности, автору пришлось на насколько дней задержаться в Ковно (нынче – город Каунас), где он и узнал удивительную историю перехода французских войск через реку Неман. Во многих русских исторических справочниках этот факт попросту умалчивался, так как выставлять Наполеона в выгодном свете считалось неприличным. Однако местные жители хорошо помнили, как при помощи самодельных мостов многотысячная французская армия за считанные часы преодолела водную преграду, которая считалась одной из самых сложных. Заинтересованный этими рассказами, Тютчев провел собственное историческое расследование, результатом которого стало стихотворение «Неман». Оставшись верным самому себе, поэт не смог удержаться от того, чтобы не описать эту могучую реку во всей красе, отметив, что он «как ныне, протекал, шумя под вражьими мостами». Однако гораздо удивительнее то, что описанию переправы французских войск в этом произведении отведено гораздо больше места. Автор отмечает, что «победно шли его полки» и «мосты под пушками гремели». Сам же Наполеон «парил над ними» как бог. Отдавая дань уважения таланту этого непревзойденного полководца, Тютчев отметил, что он «двигал все и все стерег очами чудными своими». О том, что это произведение посвящено опальному французскому полководцу, поэт написал в письме к своей жене, которое было опубликовано спустя много лет после смерти Тютчева и, таким образом, пролило свет на тайну создания стихотворения «Неман». «Осенней позднею порою», Осенней позднею порою Люблю я царскосельский сад, Когда он тихой полумглою Как бы дремотою объят, И белокрылые виденья, На тусклом озера стекле, В какой-то неге онеменья Коснеют в этой полумгле… И на порфирные ступени Екатерининских дворцов Ложатся сумрачные тени Октябрьских ранних вечеров — И сад темнеет, как дуброва, И при звездах из тьмы ночной, Как отблеск славного былого, Выходит, купол золотой… Царскосельский пейзаж, составивший одну из живописных страниц русской лирики, нашел отображение в наследии Тютчева. Дремотная тишина, спокойная поверхность пруда, по которой скользят лебеди, — герой-наблюдатель «Тихо в озере струится…» зачарован отражением от водной глади. Аналогичная система образов воссоздана в стихотворении, появившемся в середине осени 1858 г. Его зачин открывается решительным и однозначным заявлением лирического «я», традиционным для поэтики Тютчева. В первом двустишии содержатся конкретные ориентиры, точно определяющие особенности художественного пространства и времени: субъекту речи доставляет искреннее удовольствие неторопливая прогулка по аллеям Царского Села. Пейзаж, возникающий в первой строфе, подчеркнуто статичен. Кульминацией мотива неподвижности служит образ водоплавающих птиц, будто застывших на озерной глади, метафорически уподобленной стеклу. Автор не употребляет лексему «лебеди», заменяя ее перифразой «белокрылые виденья». Застывшие фигуры грациозных обитателей парка являются закономерным завершением общей картины, доминантами которой выступают тусклый сумрачный свет, безмолвие, затишье. Белоснежный цвет оперения ассоциируется с образами знаменитых мраморных изваяний, изображенных в пушкинских строках. Во втором восьмистишии герой фиксирует изменения, вторгающиеся в неподвижную зарисовку. Его внимание привлекает естественная световая трансформация: возникают длинные тени, медленно подступает темнота. И в этом фрагменте автор стремится к точности, включая в художественное пространство текста знаковые архитектурные детали — богато декорированные постройки екатерининской эпохи. Присутствует указание на временной период: пасмурный октябрьский день быстро гаснет, уступая место густым сумеркам. Произведение завершается ночным пейзажем: в темноте рукотворный ухоженный парк кажется густым лесом. Позолоченный фрагмент дворцового купола блестит в свете звезд. Для характеристики яркого пятна применяется личная форма глагола «выходить», при помощи которой деталь олицетворяется, сближаясь с образом ночного светила. Сравнение со славной прошлого, возникающее в концовке, расширяет тематику стихотворения. За умиротворяющим пейзажем, символизирующим осень жизни, скрывается глубокая историческая перспектива. «Небо бледно-голубое». Небо бледно-голубое Дышит светом и теплом И приветствует Петрополь Небывалым сентябрем. Воздух, полный теплой влаги, Зелень свежую поит И торжественные флаги Тихим веяньем струит. Блеск горячий солнце сеет Вдоль по невской глубине — Югом блещет, югом веет, И живется как во сне. Все привольней, все приветней Умаляющийся день, — И согрета негой летней Вечеров осенних тень. Ночью тихо пламенеют Разноцветные огни… Очарованные ночи, Очарованные дни. Словно строгий чин природы Уступил права свои Духу жизни и свободы, Вдохновениям любви. Словно, ввек ненарушимый, Был нарушен вечный строй И любившей, и любимой Человеческой душой. В зтом ласковом сиянье, В этом небе голубом Есть улыбка, есть сознанье, Есть сочувственный прием. И святое умиленье С благодатью чистых слез К нам сошло как откровенье И во всем отозвалось… Небывалое доселе Понял вещий наш народ, И Дагмарина неделя Перейдет из рода в род. После возвращения из Европы Федор Тютчев не оставил государственной службы и до самой смерти совмещал ее с литературной деятельностью. Он был приближен к царскому двору и мог бы рассказать своим современникам массу поучительных историй, раскрыв интриги, очевидцами которым являлся. Однако Тютчев отличался врожденным тактом, поэтому многие дворцовые тайны унес с собой в могилу. Он никогда не был придворным поэтом, однако в 1866 году по случаю приезда в Петербург датской принцессы Дагмары написал стихотворение «Небо бледно-голубое…». В те теплые сентябрьские дни никто не мог предположить, что очень скоро эта юная особа взойдет на российский трон в качестве супруги императора Александра-III и станет известна под именем Мария Федоровна. Тютчев также не был пророком, однако его произведение, приуроченное к визиту царской особы, наполнено светом и чистотой. Практически ничего не зная об этой юной особе, поэт решил создать оду-посвящение, сделав упор на красоту русской природы. Автор обратил внимание, что погода для Петербурга в дни визита Дагмары выдалась особо теплой и солнечной, увидев в этом благоприятный знак. «Воздух, полный теплой влаги, зелень свежую поит», — так охарактеризовал Тютчев первые сентябрьские деньки. Осень еще не успела вступить в свои права, поэтому вечера в Петербурге все еще по-летнему теплые, а днем небо поражает своей чистотой и голубизной. Природа, по мнению автора, таким своеобразным образом приветствует дочь датского народа, словно бы предвещая юной принцессе счастливую судьбу, неразрывно связанную с Россией. Следует отметить, что будущий император и датская принцесса с первого дня знакомства почувствовали симпатию по отношению друг к другу, и этот факт не мог укрыться от любопытных взоров придворной знати. Заметил зарождающиеся чувства между молодыми людьми и Федор Тютчев, который отметил, что даже природа уступила свой величественный трон «духу жизни и свободы, вдохновениям любви». Конечно же, по Петербургу поползли слухи о скором венчании царского наследника, и они, как показало время, не были беспочвенными. Однако Тютчев в который раз поразился прозорливости русского народа, который сумел признать в хрупкой миловидной особе будущую императрицу. Еще не было объявлено о помолвке, и датская принцесса готовилась в обратный путь, когда поэт написал пророческую фразу: «И Дагмарина неделя перейдет из рода в род». Автор словно бы поддался общему настроению, загодя провозгласив принцессу русской императрицей, чему и сам был нимало удивлен. 3.М.М.Пришвин «Деревья в плену» Михаил Пришвин написал небольшой рассказ о красоте природы в зимнем лесу. В лесу росли молодые березки, снег в период оттепели налипал на деревьях и их верхушки клонились к земле, образуя мостик. автор рассказа решил помочь молодым березкам, он всегда брал с собой палочку и стучал по деревьям, он вздрагивал и стряхивали снег, а потом разгибались. Главная мысль рассказа "Деревья в плену" учит бережно относиться к лесу и ценить его красоту, лес нуждается в заботе человека, который может как помочь, так и погубить лес своим безразличием. Цените красоту леса, такой красоты больше нигде нет и руками ее не создашь. «Муравьи». Рассказ о том, как муравей, улетев на листике далеко от дома-муравейника, с помощью других насекомых вернулся вовремя обратно. Главная мысль, или чему учит: Рассказ учит взаимопомощи. Не нужно стыдиться просить помощи, если она тебе действительно нужна. Муравьишке помогли другие насекомые и он успел до захода солнышка попасть в свой муравейник. Нужно быть дружелюбными, отзывчивыми и помогать друг другу. 4.В.П.Крапивин «Колыбельная для брата» Главного героя зовут Кирилл. Он учится в седьмом классе. В начале года он попадает в очень неприятную ситуацию. Так случилось, что он был в раздевалке для учителей и его обвинили в краже. Мальчика это очень возмутило, он наотрез отказался выворачивать свои карманы. В результате учительница всему классу рассказала, что Кирилл украл деньги у одной из студенток, которые проходила практику в школе. Вскоре мальчик узнал, что кошелек взял Петька. Это спокойный и тихий мальчик, никто и подумать не мог, что он на такое способен. Кирилл собирается рассказать учительнице правду о настоящем воришке, но понимает, что у Петьки была причина: он должен расплатиться с хулиганами. Главный герой решает помочь ему и начинает выяснять отношения с бандой, главарем которой является Дыба. Это непростая задача, но Кирилл не сдается. Он часто вспоминает компанию ребят, с которыми познакомился год назад. Эта отважная команда пыталась сделать из обычной шлюпки красивый парусник. Идея сплотила мальчиков. Команде удалось смастерить корабль и выйти в море. Они справились с управлением, несмотря на начавшуюся бурю. Кирилл надеялся найти в этой группе себе верного друга. Со временем так и произошло. С ним начал дружить Митька, которому было тогда всего восемь лет. Ужас на второклассника наводили мысли о привидениях, он их боялся больше всего на свете. А вот море Митьку вовсе не пугало. Чтобы скрепить свою дружбу навеки, мальчишки обменялись своими сокровенными секретами. Митька поведал другу о том, что зарыл шкатулку со старыми монетами возле сарая. Кирилл в свою очередь рассказал о своих первых юношеских чувствах к девочке. Банда Дыбы жестоко бьет Кирилла, но он не отступает и продолжает бороться с ними. Он помнит о своем товарище Митьке. А еще – песню, которая так часто звучала в отряде. Позже, когда у Кирилла родился брат, он напевал ему именно эту песню как колыбельную. --Колыбельная для брата - небольшая повесть с невероятно насыщенным содержанием, и сюжетным и смысловым. Книга, на мой взгляд, будет полезна абсолютно всем: родителям и детям, ученикам и учителям, мальчишкам и девчонкам. В "Колыбельной" много всего: дружба и цена дружбы, честность и трусость, жестокость и прощение, благородство и подлость, "инквизиторская" педагогика и бережное отношение к миру ребенка, а еще - лето, корабль, паруса и рискованные приключения. «Мальчик со шпагой». Благородная приключенческая книга, направленная всё-таки на подростков, где герой сталкивается с уже довольно серьёзными трудностями в лице хулиганов, предателей, мошенников… Но в этом противоборстве мальчик Серёжа закаляется, находит настоящих друзей. В фехтовальном клубе он учится не только работе со шпагой, но благородству и смелости. Сергей не терпит несправедливости, особенно к младшим и слабым. И даже если клуб закрывается, мальчик сохраняет его в своем сердце. Главная мысль Главное здесь то, что даже ещё ребенку нужно обязательно быть смелым и честным. Не бояться жизни со всеми проблемами, а верить в победу добра – пусть не сразу, но обязательно в итоге. 5.М.М.Зощенко «Великие путешественники». В данном рассказе речь идет о трех друзьях, которые узнали, что земля круглая. Теперь они намерены выйти из одной точки земли и вернуться туда же. Грубо говоря, дети решились на кругосветное путешествие. Однако после отправления дети начинают понимать, что идея была глупой и им не справиться. В юмористической форме показаны случаи, где ребята даже толком мешок не могли нести через лес, не говоря уже о дальнейшем путешествии. Рассказ учит нас тому, что надо быть разумными. Для начала надо все продумать и рассчитать. Только потом будет понятно можно ли справиться с такой задачей. Автор учит детей не бросаться на любые идеи сломя голову. Сначала этой головой надо подумать и изучить все нюансы. В противном случае не продумав все мелочи, вас ждет неудача. В данном случае один из мальчиков оказался умнее и хитрым способом вернул всех назад. |