Главная страница

РЕВИЗОР. Рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении


Скачать 229.5 Kb.
НазваниеРассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении
Дата22.04.2022
Размер229.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаРЕВИЗОР.doc
ТипРассказ
#489560
страница2 из 3
1   2   3
Тема: Разоблачение пороков чиновничества.

Цели урока: получить представление о характере Хлестакова, проследить за мастерством Гоголя в создании образа Хлестакова. Понять, что такое хлестаковщина. Помочь конкретно представить героя.

Ход урока

  1. Что является завязкой комедии? Появление Бобчинского и Добчинского с известием о приезде мнимого ревизора. – с. 261, 3 явление. Полноправным участником пьесы становится СТРАХ (от действия к действию возрастает) Подтвердите эти слова текстом (в репликах, ремарках):

  2. Городничий. «Батюшки, не милы мне теперь ваши зайцы: у меня инкогнито проклятое в голове сидит. так и ждёшь, что вот отворится дверь и – шасть… с. 261(конец 2 явл.)

Бобчинский. … Так он и в тарелку к нам… Меня. – 263, внизу

Городничий. «Пусть каждый возьмет в руки по улице… 266 стр.

- Найдите другие примеры страха Губернатора.

  1. Действие 2, явл. 1 Барин никакого отношения не имеет к ревизии, едет в деревенскую усадьбу отца, «профинтил» дорогою денежки и поневоле задержался в городе в надежде на лучшие времена. Хлестаков служит (низшая ступенька). К службе никакого интереса не проявляет, «вместо того чтобы в должность, идёт по проспекту гуляет, в картишки играет», живёт явно не по средствам. Любит «показать себя», покутить.

Он добрая душа, по своему

Мечтатель и наделён неким обманчивым

Обаянием, изяществом повесы

В. В. Набоков

  1. Почему Гоголь не сразу после отъезда городничего даёт сцену встречи Сквозника-Дмухановского с Хлестаковым, а относит на 2 д., 2 ЯВЛЕНИЕ? Даёт возможность зрителю узнать, что Хлестаков не ревизор, раньше, чем об этом узна́ют чиновники. Поэтому чиновники попадают в ещё более нелепое положение, поэтому они смешны.

  2. Чем был занят Хлестаков с утра, что он делал до своего возвращения в номер гостиницы? Вставал поздно. Первым делом упросил Осипа пойти к хозяину похлопотать о чае. Длинная процедура с умыванием, чисткой платья, одеванием, прихорашиванием, питьём чая. Прошёлся по улицам (Не сидеть же в душном номере), Во время прогулки его столичный вид. Думает, привлечёт внимание провинциалов и особенно провинциалок. Завязать постарается знакомство, навязаться на обед. Попробовать вкусненького, выставленного на лотках. Но это не утолит, а, напротив, только раздразнит аппетит. Потом… побывал на почте, чтобы справиться о денежном пакете. Наконец, измученный, идёт в гостиницу и вновь пытается получить через Осипа обед в гостинице.

  3. Явление 3. Тщетно пытался взять в лавках что-нибудь в долг. Это подтверждает крайне бедственное положение барина и слуги

  4. Явление 5 «…даже тошнит, так есть хочется…»




  1. 6 явление. Чтение. Даже затруднительные обстоятельства не могут заставить Хлестакова задуматься над чем бы то ни было. Едва уломали хозяина и принесли скверный обед, как уже и капризничает, и угрожает, и бранится, и заносится: «Канальи! Подлецы! И даже хотя бы какой-нибудь соус или пирожное. Бездельники! Дерут только с проезжающих» - 275.

  2. Найти в 6 явлении реплику Хлестакова, которая даёт возможность принять его за ревизора«…в столовой сегодня поутру двое каких-то коротеньких человека ели сёмгу (вид лососёвых рыб из рода лососей.) и ещё много кой-чего» - 274 стр.)

Завистливое внимание голодного Хлестакова к содержимому чужих тарелок принято Бобчинским и Добючинским за прозорливую наблюдательность дотошного ревизорского взгляда, что именно этого беспечного, глупого, тщеславного трусливого шалопая приняли за «государственного человека», и теперь к нему направляется очень встревоженный городничий со своей хитросплетённой сетью для «уловления ревизора».


  1. Явление 8 Действие 2. Сцена встречи Городничего с Хлестаковым.

  1. Итак, 2 стороны встретились. Чтение. Цель Городничего нам понятна. Хлестаков ни сном ни духом… Читатель это знает, но не знает этого городничий (Городничий убеждён, что это настоящий ревизор, играющий свою роль) Испуганы оба. Испуг героев нарастает.

  2. Комизм сцены в том, что каждое слово городничего, которым он пытается смягчить гнев «ревизора», ещё более усиливает страх Хлестакова, а следовательно, и сопротивление его, принимаемое Сквозником-Дмухановским за окриком грозного начальства.

  3. Городничий старается себе придать официальный вид, изображая чиновничье усердие. Это ещё более пугает Хлестакова. Хлестаков не то защищаясь. Не то угрожая, начинает стучать по столу кулаками. Стр. 277. Чем больше он пугается сам, тем сильнее кричит. Говорит Хлестаков очень быстро, бессвязно, пытаясь оглушить городничего потоком слов.

  4. Каким внешне представляете Городничего и Хлестакова? Городничий грузен, торжественно важен, наряжен в парадный мундир. Дрожит (иллюстрации) перед щуплым, низеньким, невзрачным Хлестаковым – с. 280, вверху «Ногтем, кажется, придавил бы его»

  5. И он, Хлестаков, распекает градоначальника. (с. 280) Особенно пылко отстаивает себя Хлестаков при предложении переехать на другую квартиру, которое ему кажется вежливым приглашением сесть в тюрьму (277 стр.)

  6. Городничий начинает дрожать (стр. 277) Поняв, что Хлестакова н очень интересуют неполадки в городе, Городничий успокаивается. (с. 278) Услышав, что Хлестаков нуждается в деньгах, он решается предложить в долг, услужливо протягивает деньги.

  7. Почему же городничий решился дать взятку почему он не сразу предлагает деньги Хлестакову? По опыту своей долгой службы знает, что взятка – лучшее средство уладить любые недоразумения. Но Хлестаков своим странным поведением смутил его, и городничий не знает, «с какой стороны приняться»

  8. Кроме того, Сквозник-Дмухановский остановлен ещё и осторожностью: проверяет его Хлестаков или в самом деле он хочет получить деньги – вот над чем раздумывает городничий, вот что заставляет его медлить и сомневаться. Но привычный образ действий берёт верх: «попробовать, не куды пошло» - с. 278, вверху, - лихорадочно шепчет в сторону.

  9. Хлестаков, видя деньги, забывает об опасности.) «Дайте, дайте мне взаймы! с. 278. Успокоенно и радостно говорит: «Я вижу, вы благородный человек. Теперь другое дело».

  10. Городничий же, вручив взятку и облегчённо вздохнув, отходит в сторону и торжествующе произносит: «Я таки ему вместо 200 400 ввернул». (с. 278)

  11. Иллюстрации. Тяжеловесный и осторожный городничий скован испугом и подобострастием. Перед «ревизором» он стоит навытяжку. Неподвижность для него – символ преданности.

Ремарки

Речи про себя, в сторону

Говорит вслух

«робея»

«Всё рассказали проклятые купцы»

«Извините, я право не виноват!»

«Вытянувшись и дрожа всем телом»

«О! тонкая штука!» «Ну слава богу, деньги взял!»

«Пожалуйста, не погубите»

«дрожа»

«нужно быть посмелее…»

«Благое дело изволили предпринять…»

С лицом, принимающим ироническое выражение

«Да рассказывай! – не знал, чем заплатить!..»

«В Саратовскую губернию!..»

«прошу посмотреть, какие пули отливает!..

«Осмелюсь ли просить вас… но нет, я недостоин…»


Умный, опытный городничий убеждён, что видит насквозь петербургского ревизора и угадывает его намерения. Он ловит каждое слово Хлестакова, унижается, лжёт. Всё подчинено (унизительные формы обращения низшего лица к высшему) одной цели: не поддаться, овладеть положением, взять верх в опасной схватке. Где на карту поставлено будущее его. Внутреннее состояние очень выразительно передают авторские ремарки, высказывания вслух и в сторону про себя.

Из таблицы видно, что городничий думает, что «ревизор» видит тонкую игру, даже в гневе на беззаконие градоначальника не проговаривается о своей должности, о цели приезда.

Хлестаков

Трусливый, нахальный, не слушает речей городничего, не видит робости того, неуверенности.

Заикаясь от страха, обороняется жалобами на трактирщика.

У Хлестакова нет совсем реплик в сторону (что на уме, то на языке).

Получает деньги – всё вокруг меняется. Какие любезные, радушные и благородные люди живут в этом городишке. Конечно, долг будет возвращён, выслан из деревни.

И успокоившись, совершенно искренне и простодушно отвечает на хитрые вопросы городничего о цели своей поездки, о службе в Петербурге. – с. 279, внизу.

Польщённый вниманием к себе, делится своими семейными делами, рассказывает об упрямом старике-отце, требующем прилежной службы и, уже рисуясь, говорит о своей привязанности к Петербургу: «Теперь не те потребности, душа моя жаждет просвещения» - с 179, последнее.
Д. з. 3 действие

1 ряд. Как принимали Хлестакова в Богоугодных заведениях

2 ряд 5, 6 явления В чём заключается комизм этих сцен?

3-й ряд. Покажите этапы восхождения Хлестакова от мелкого чиновника до фельдмаршала.
Урок 4

Тема: Действие 4.

Цели урока: 1. Понять, что такое хлестаковщина.

2. Помочь учащимся приблизиться к заданию, над которым трудятся режиссёр и актёр при постановке комедии.

3. Помочь уловить в сцене вранья логику характера Хлестакова.
Методические приёмы: Реконструкция внесценических эпизодов. Беседа.
Оборудование: аудиозапись, Презентация.

Ход урока

І. Проверка домаш. Задания.

1-й ряд. Как принимали Хлестакова в богоугодных заведениях.

  1. Прежде чем показать учреждения, городничий повёз Хлестакова завтракать к Землянике, который, судя по облику его и по фамилии, должен знать толк во вкусной пище. Сначала больница произвела на него странное впечатление. Хлестаков оказался в чистой комнате, главным украшением которой был стол, заваленный разными винами и закусками. Сюда было принесено всё, что в спешном порядке можно было собрать в городе, вытрясти с купцов. Хлестаков был на верху блаженства.

  2. Вопрос рассчитан на домысливание. Зрителю известно о них. Но не показаны. (Когда дрожки подъехали к больнице, Хлестаков несколько испуган: грязное неоштукатуренное здание своим видом напоминало тюрьму, а больные в окнах походили на арестантов. Белые колпаки в сочетании с грязными халатами (255) производили странное впечатление: «Уж не в больницу ли сумасшедших?..» Но стоящий на пороге Земляника так усердно раскланялся, что Хлестаков решился войти. Правда, он едка. Сразу же оттуда не выскочил: такой плотный запах кислой капусты (265) и крепкого табака (256) ударил ему в нос. Но вот Хлестаков оказался… Повеселел, ретиво принялся за еду, изредка отрываясь, чтобы попросить ещё вина или похвалить какое-либо блюдо. К концу завтрака он так отяжелел, что не захотел смотреть больницу.

Но Земляника всё-таки затащил его в одну палату )не зря же чистые колпаки и таблички велел… Больные лежали в кроватях по стойке смирно, закрывшись одеялами почти до глаз, чтобы только колпаки можно было увидеть. На вопросы посетителя им не велено было отвечать.

  1. Увидев, что здесь не с кем приятно поговорить, Хлестаков захотел продолжить осмотр города

  2. Как выглядит и как ведёт себя Хлестаков в доме городничего? Константиновский «Возвращение Хлестакова к городничему после обеда» (Сатирически – раболепие чиновников)

  3. Доволен ли Хлестаков осмотром города?

  • «Мне нравится, что у Вас всем проезжающим показывают всё в городе. В других городах мне ничего не показывали» - стр. 288, вверху – произносит эту фразу удивлённо, обиженно, капризно

  • В чём комизм сцены? Усилиями окружающих созданы условия, чтобы раскрылось с полной откровенностью всё, что таилось в душонке этого «пустейшего» человечишки, что рисовалось в его нелепых мечтах, что составляло суть его существования.

  • Хлестаков наконец перестал чувствовать голод: «завтрак был хорошо. Я совсем объелся! (с. 288, 2-я реплика). Вполне откровенно и искренне говорит «Я люблю поесть (с. 288 Явл 5. Д.3) Ведь на то и живёшь, чтобы срывать цветы удовольствия». Литературная цветистость фразы ещё более подчёркивает ничтожность жизненной программы Хлестакова.

  • Впрочем, в понятие «срывать цветы удовольствия» Хлестаков вкладывает не только желание вкусно и обильно поесть, стать центром внимания общества, но и нечто другое. Утомлённый верноподданническими речами чиновников, стремящихся обнаружить перед Хлестаковым служебные «добродетели», Хлестаков заинтересованно спрашивает: «Скажите пожалуйста, нет ли у вас каких-нибудь развлечений. Обществ, где бы можно было, например, поиграть в карты?» -289

  • Отчего чиновники так настойчиво говорят о своём отвращении к картам? – Испуганы этим вопросом Хлестакова. Воспринимают его как тонкий способ обнаружить их безнравственность и старательно отрицают своё пристрастие к картам.

  • Но развлечение, которого недостаёт Хлестакову для полного блаженства, не замедляет явиться: входят ДАМЫ




  • Явление 6 (стр. 290) Чтение

  • Как ведёт себя Хлестаков с Анной Андреевной и Марьей Антоновной? (Оживляется): присутствие дам придаёт ему сил, он галантно раскланивается а произносит фразу в духе того «галантного обхождения», которым восхищается Осип в рассказе о Петербурге: «Как я счастлив, сударыня, что имею в своём роде удовольствие вас видеть». Стремясь быть как можно изысканнее, Хлестаков нанизывает в этой фразе несовместимые слова и выражается витиевато. Он не замечает, что прибавление к слову «удовольствие» выражения «в своём роде» придаёт высказыванию иронический оттенок: стало быть, не вполне удовольствие, а, так сказать, в некотором роде. Но Анна Андреевна поражена галантностью Хлестакова и не замечает его невольной иронии. Автор здесь и смеётся над Хлестаковым, высказывающим в своей фразе обратное тому, что он хочет сказать, и над теми, кто не замечает иронии этой галантной фразы.




  • Соревнование в любезностях продолжается. Какими жестами Хлестакова сопровождается этот диалог? (Решить эти вопросы далеко не просто. Вот что пишет по этому поводу И. Ильинский, сравнивая своё поведение на сцене в 2-х различных постановках «Ревизора»: «В 3-м действии, в сцене знакомства с дамами, я в прежнем спектакле выделывал совершенно невероятные балетные па, желая этим показать представление Хлестакова о светских приличиях… Теперь, при знакомстве с городничихой я галантно расшаркиваюсь и затем, чувствую себя от выпитых напитков крайне неустойчиво, мгновенно опускаюсь в кресло. Но, не отдавая себе в этом отчёта, долго ещё настойчиво прошу Анну Андреевну разрешить мне продолжать стоять возле неё».)


Сцена вранья (видео)


  1. Что смешит нас в рассказе Хлестакова?

  • Гиперболы (арбуз в 700 рублей, суп)

  • Смешно не только то, что Хлестаков в число своих сочинений зачисляет и комедию Бомарше «Женитьба Фигаро», и оперу Беллини «Норма», и целый журнал «Московский телеграф» (разнородность их как явлений культуры); острая, насмешливая и едкая комедия Бомарше полярно противоположна строгой, торжественной и сдержанно-страстной опере Беллини

  • «Московский телеграф» - крупнейший для своего времени журнал, издававшийся с 1825-1834 гг. Н. А. Полевым. В нём одно время сотрудничали Пушкин, Жуковский, Баратынский, Вяземский. И всё это в экстазе самообольщения Хлестаков приписывает себе!

  • Комична сама неопределённость тех хвастливых фраз, которыми Хлестаков хочет поразить своих слушателей. Он пытается сказать нечто сверхъестественное, необычайно эффективное. Но сказать ему совершенно нечего. Поэтому фраза часто обрывается на середине, он перескакивает с одного на другоелёгкость необыкновенная в мыслях»), фразы его пусты, в них нет никакого определённого содержания (Достаточно вспомнить одну реплику Хлестакова, чтобы оправдать эпитет Гоголя, назвавшего Хлестакова в «Замечаниях для гг. актёров» пустейшим: «Я ведь тоже разные водевильчики… Литераторов часто вижу. С Пушкиным на дружеской ноге. Бывало, часто говорю ему: «Ну что, брат Пушкин?» - «Да так, брат, отвечает, бывало: «так как-то всё…» - конструирует убожественный диалог, но зато с Пушкиным. (Его воображение убого, но дерзостно.)

  • Пассаж об арбузе и супе. Почему, в самом деле, арбуз – 700 руб, ведь за 700 р. можно купить вещи более изысканные, но их-то Хлестаков не знает, вообразить не может и предлагает арбуз, но за 700 рублей.

  • Итак, человек не способен быть даже настоящим лжецом. Настоящий лжец лжёт зачем-нибудь, то есть ради какой-то цели, так как для него невозможен даже простейший анализ обстановки.

  • Как неопределённость мысли Хлестакова сказывается и в самом построении монолога? Приступая к рассказу о петербургской жизни, Хлестаков не знает, к чему придёт в конце.

  • В начале монолога он гордится тем, что не только переписывает, но с начальником отделения на дружеской ноге

  • Желая утвердить себя в глазах слушателей, говорит, что его хотели даже коллежским асессором сделать

  • А в конце он уже вельможа, перед которым дрожит департамент, человек, которого боится Государственный совет.

  • Ложь на наших глазах фантастически разрастается. Он чувствует, что он и в литературе уже господин, и на балах не последний, и сам даёт балы и, наконец, что он – государственный человек.

  • Что же даёт Хлестакову возможность беспрепятственно подниматься по лестнице величия?

  • Конечно, реакция его слушателей (ловят с жадностью всё, что ни произносит он. Они сами как бы кладут ему в рот всё и создают разговор).

  • Самое комическое в восприятии слушателями вранья Хлестакова в том, что истинное лицо чиновники принимают за искусную маску, а вымышленный им вздор – за действительное, настоящее лицо. Поощряют Хлестакова в его лжи, думая, что тем самым узна́ют его.

  • Реплика Хлестакова: «Как взбежишь по лестнице к себе на 4-й этаж, скажешь только кухарке: «На, Мавруша, шинель» - чиновникам кажется оговоркой, инерцией старой роли бедного чиновника, которую пытается играть Хлестаков и которую ему пришлось оставить благодаря «тонкому разоблачению» городничего. Эта реплика гениально многозначительна: напоминает самому Хлестакову и зрителям о том, как далеко он ушёл в своих рассказах о действительности.

- Даёт возможность представить, что Хлестаков – человек «без царя в голове», что он врёт не по плану и проговаривается.

- Эта реплика обнаруживает, насколько ошеломлены чиновники, не способные усомниться в истине рассказа Хлестакова даже после такого откровенного саморазоблачения.

  • Эта сцена кульминационная.

  • Дрожа от страха перед неожиданно открывшейся пред ними значительностью положения и чина Хлестакова, они восхищаются им.

  • Слушатели в 6 явл. приходят во всё больший испуг от речи гостя. Их переживания выразительно передают ремарки (примеры) В конце сцены городничий с перепугу не может произнести ни слова. Стр. 295.

  • Страх перед ним стал почти паническим. После потрясения, испытанного чиновниками в этой сцене, им и в голову не приходит усомниться в реальности власти Хлестакова.

  • Гоголь не раз указывал, что «самый ужас, гроза идущего вдали закона» является основной пружиной действия комедии. Поэтому данный эпизод мы считаем решающим моментом в развитии действия, самым острым проявлением конфликта – кульминацией.

Фантастическая ложь Хлестакова имеет определённые реальные основания. – Завесу над какими сторонами петербургской жизни приоткрывает Хлестаков?

  • 30… 35 тысяч одних курьеров…

  • Иван Александрович, парламентом управлять…

  • В приёмной генералы, графы…

  • Ах, петербургские знаменитости? – С Пушкиным на дружеской ноге…

  • Литература? Всё, что под именем Брамбеуса, Фрегат Надежды и Московский телеграф… всё это я написал.

  • Светская жизнь? Балы?

  • На столе, например, арбуз, 700 рублей. Суп…

  • Дела государственные – вист свой составился: министр иностранных дел, французский посланник, немецкий посланник и я…

Хлестаковщина свойственна каждому из чиновников, и Городничему, и Марье Антоновне, и Анне Андреевне… Любой хочет сыграть роль позначительнее, чем есть на самом деле. (Сходство жизненных представлений Хлестакова и городских чиновников: именно таким в их представлении и должен быть высокопоставленный блюститель законов. Хлестаков – обощающий социальный тип, духовное и реальное порождение сословно-чиновничьей монархии.

Оценка, которую дают чиновники Хлестакову (7 явл. 3 действие: с. 295 «Вот оно, что значит человек!» и другие примеры.

Итог. В ІІІ действии характер Хлестакова раскрылся глубоко. Отчего это произошло, отчего перед ним стоит всё на вытяжку? Ему до этого нет дела: чтобы понять, нужно подумать, а думать он не умеет. В его полупьяной голове при обременённом желудке всё передвоилось, всё перемесилось. Он не помнит, о чём он только что говорит.

Цель городничего достигнута: гость раскрылся – он важная государственная персона. Дело идёт о судьбе городничего, и выход один: поставить заслон из Держиморды и Свистунова – и всех взашей, кто идёт к ревизору с просьбой-доносом. А самого ревизора умаслить взятками. С. 300 – последние реплики городничего.

Таким образом, в комедии Гоголь смеётся не только над тем, что елистратишку приняли за фельдмаршала, сколько над тем, что пустышку приняли за идеал человека.

Д. з. ІVдействие

Чиновники на приёме у «ревизора»

Цели урока: страх перед ревизором как основа комедийного действия. Работа над художественными особенностями пьесы.

Методические приёмы: чтение отдельных эпизодов и ялвений комедии, аналитическая беседа.

Ход урока

Хлестакову принадлежит главная роль в

действии. Около него обращаются все

прочие лица, как планеты около Солнца.

Ю. Манн

Хлестаковщина – бахвальство, не подкреплённое реальными возможностями. Делами, стремление казаться не тем, чем ты являешься на самом деле, пристрастие к рисовке, соединённое с внутренней пустотой, легкомыслием, беответственностью, тщеславием. У Хлестакова эти качества получают своеобразное воплощение: как говорит Гоголь «Он джёт с чувством»: в глазах его выражается наслаждение, получаемое от этого. (Избранные статьи и письма)

Явление 1

Чтение. 1. С каким намерением собрались чиновники в доме городничего на следующий день? Изыскивают наилучшую форму представления «ревизору» и стремятся найти лучший способ дать взятку высокому гостю.

2. Какие детали указывают на то, что взятки – привычное дело для чиновников? Чиновники убеждены, что ревизору необходимо дать взятку, «подсунуть» так, как это делается в «обществе благоустроенном», то есть «между 4-х глаз… чтобы и уши не слыхали…» (301, Артемий Филиппович). Цель этих взяток весьма практическая: защитить, предохранить своё ведомство от ревизий и обезопасить себя. Так к активным попыткам городничего «обезвредить» ревизора подключаются все чиновники.

3. Кто 1-й предлагает «подсунуть» взятку Хлестакову? (с. 300 – Артемий Филиппович Земляника)

4. Как в речи Земляник и проявляется его осторожность и опытностьв подобного рода делах?

  • «Нужно кое-что предпринять»

  • «Ну, известно, что»

  • «Эти дела не так делаются. Зачем нас здесь эскадрон? Представиться поодиночке…»

5. Из каких деталей мы понимаем. Что взятки здесь – привычное дело? («эти дела не так делаются в благоустроенном государстве» - с. 301)

6. Почему судья решается идти к Хлестакову первым?

2 явл. ІІІ действие.

  1. Понимает ли Хлестаков причину «радушия» чиновников? (Ещё далёк от догадки. Почему все так внимательны к нему и услужливы. Иван Александрович продолжает оставаться в приятном заблуждении, что окружающих привлекают его личные незаурядные качества. «Я люблю радушие. И мне, признаюсь, больше нравится, если мне угождают от чистого сердца, а не то, чтобы из интереса… Нет, я не знаю, а мне, право, нравится такая жизнь»

  2. Перечитать ремарки 3 явления: страх, подобострастие, услужливость.

  3. Почему страх судьи сменяется торжеством?

4-5 явл.

  1. В чём комизм диалогов Хлестакова с почтмейстером и смотрителем училищ? (Разговор происходит в очень странной манере. Хлестаков говорит о вещах само собой разумеющихся, очевидных, но из светской любезности завершает каждую фразу праздным вопросом, совершенно не требующим ответа: «А мне нравится здешний городок. Конечно, ре так многолюдно – ну, что ж? Ведь это не столица. Не правда ли, ведь это не столица?» Словоохотливому почтмейстеру ничего не остаётся делать, как только поддакивать: «Совершенная правда», «так точно-с», «Совершенно справедливо».)

  2. Но Хлестакову, находящемуся в благодушном настроении, и этого вполне достаточно. Покорные ответы почтмейстера для него - свидетельство единства душ: «Я, признаюсь, рад, что вы одного мнения со мною». У почтмейстера сам просит взаймы 300 руб.

  3. Растерянность и трепет свойственны всем чиновникам, но каждый из них даёт взятку по-своему, что отражено в речи, действиях чиновников и авторских ремарках.

  4. Понимает ли Хлестаков, кто перед ним, с кем он разговаривает? Соотносит ли он свои вопросы и содержание разговора с характером собеседника?

  • Комическое столкновение 2-х разнородных пластов лексики: разговорной, развязной и бойкой у Хлестакова и канцелярской, служебной, приниженно-почтительной у Хлопова.

  • Ни смущение Хлопова, ни его робость, ни сдержанность его ответов, ни замешательство не помогают понять Хлестакову характер собеседника. Имей Хлестаков хоть крупицу проницательности, он понял бы, что неуместно Хлопову предлагать сигару и расспрашивать «насчёт женского полу».

Явл. 6, 7, 8

Хлестаков возвращает Землянику, вспомнив о приятном приложении к разговору с другими чиновниками. У Земляники просит сам, возвращая его, уже 400 руб. (Развязность Хлестакова возрастает)

Особенно колоритна встреча Хлестакова и Земляники. Земляника – человек осторожный, он представился Хлестакову только тогда, когда выяснил, что беседы других чиновников с Хлестаковым кончились благополучно

  1. Почему Земляника представился ревизору последним? Плут, мошенник: первый предложил «подсунуть», сам не спешит дать взятку: все чиновники уже дали, и он уверен, что Хлестаков будет благосклонен к богоугодным заведениям, а денежки лучше приберечь. Кроме того, желая проявить служебное рвение, он наушничает, но хочет, чтобы проверить его донос было невозможно. Поэтому он и является последним. Чтобы обезопасить себя, он подленько доносит на других, зная, что ревизору нужен уличающий материал. Надеялся, денежки можно приберечь. Но Хлестаков возвращает Землянику.

  2. Иллюстрация «Хлестаков берёт взятку у Земляники». Как выглядит эта сцена в изображении Константиновского? Земляника несколько смущён, он вопросительно смотрит на Хлестакова, вынимая деньги из бумажника: хватит или ещё дать? Хитрое выражение глаз Земляника старается спрятать: губы растянуты в подобострастной улыбке, стан почтительно изогнут. Земляника непомерно толст, и это движение даётся ему с большим трудом, он как будто даже покраснел от напряжения.

Хлестаков, напротив, стоит в совершенно свободной позе, элегантно скрестив ноги, он локтём опирается на кресло, под локоть предусмотрительно подложена подушечка (Хлестаков любит расположиться удобно).

Хлестаков несколько устал от приёмов. Он небрежно, элегически, но милостиво принимает деньги. Весь его облик очень выразителен: «Ну, давайте, если уж вам так хочется сделать мне приятное. Меня, правда, сейчас более всего занимает сигара, но деньги я приму».

  1. Почему Земляника не доносит на городничего? Хитро осторожен: говоря о беспорядках в городе, он обходит городничего. «Кто знает, очевидно, думает попечитель, - как повернётся дело, ведь ревизор живёт в доме городничего!»

  2. Практически все чиновники выдели в Хлестакове лицо, от которого зависит их дальнейшая судьба. Особенно отличается Земляника, успевший за время приёма «заложить» множество своих приятелей и родственников с целью продвижения по службе.

7 явление

Хлестаков просит у Добчинского 1000 руб, но довольствуется 65 руб. от него и его приятеля. Эта сцена – момент, где Хлестаков уже не в роли просителя. Ремарка «Выпроваживает их» (стр. 311) подтверждает предположение (Хлестаков догадался, что его принимают за государственного человека).

Добчинский и Бобчинский с самыми сокровенными просьбами пишли:

Один просит незаконнорожденному сыну присвоить его фамилию,

Другой – рассказать о своём существовании в Петербурге «всем там вельможам разным», возможно, это стремление после себя оставить какой-то след.

9 явление

Почему Осип настаивает на отъезде? (Слуга умнее барина) Как ему удаётся уговорить Хлестакова оставить город? (Лошадей хороших дадут. Напоминает о гневе отца) И чтобы ямщики «как фельдъегеря катили! И песни бы пели!..»

Приняв решение уехать, он ещё с большей уверенностью разыгрывает роль облечённого властью государственного лица и важно принимает жалобы купечества и мещанства на произвол городничего.

10 явление

Однако возгласы Хлестакова «Ах, какой же он мошенник! Да это, просто, разбойник!.. Да за это, просто, в Сибирь…» - совсем не означают какого-либо возмущения самоуправством городничего: Хлестаков любуется собой, примеряясь к роли генерал-губернатора, - и только. В Хлестакове купцы видят своего заступника, прекрасно понимая, что это их последняя надежда.

11 явление

- На что жалуются слесарша и унтер-офицерша?

- Как Гоголь показывает зрителю, что обиженных в городе ещё очень много? Просьбы, жалобы посетителей выслушивает не хуже любого действительного важного чиновника. Новая для Хлестакова манера возникает как следствие той раболепно-угоднической атмосферы, которая создаётся каждым входящим.

Приходит ещё целый ряд безымянных и даже не появившихся на сцене фигур, показывающихся в перспективе открытой двери, пытающихся подать свои просьбы через окно…

Иными словами, к Хлестакову устремился весь гоголевский город, от городничего до простолюдина. В руках Хлестакова была практически судьба всех людей этого города. Но самое смешное парадоксальное было то, что Хлестаков ничего этого не понял, ведь они ненастоящий, мнимый ревизор.

Нельзя даже в полном смысле подношения, которые берёт Хлестаков в ІV действии, назвать взятками. Он и не понимает, что это взятки, так как знает своё положение и не может представить, что всё вручаемое ему даётся с определённой целью. Это он воспринимает как очередное проявление милых нравов этого чудесного города, населённого приятными и учтивыми людьми.

Но долго выдерживать натиск жалобщиков и прошений он не может, ему надоедает эта форма игры, тем более что представляется случай блеснуть своей светскостью и столичными манерами перед дамами.

ΧІІ – ΧІV явления

  1. Хлестаков способен играть любую роль, даже пылкого влюблённого. Видимо, поднаторевший в общении с особами женского пола из мещанской среды, герой чувствует себя уверенно. Интуиция подсказывает ему, что поражения здесь не будет. На какое-то время он с головой уходит в новую игру – игру в пылкого, страстного, отчаянного героя романа, которому жестокие родители грозят разлукой с возлюбленной: «Решите: жизнь или смерть?.. Я влюблён…»

  2. И дамы, тоже стремящиеся себя показать в лучшем свете, притворяются – тем самым подыгрывают Хлестакову.

  3. Известие о том, что лошади готовы, возвращают Хлестакова на землю. Вот теперь он хитрит уже вполне сознательно, разъясняя недоумение городничего, куда же отбывает наречённый зять: «А это… На одну минуту только… На один день к дяде – богатый старик; а завтра же и назад…»,- обещая вернуться точно «завтра или послезавтра».

  4. И любезно предложенных «тестем» денег он берёт 400 р. после многозначительной ремарки: «немного подумав», не отказывается и от персидского голубого ковра и уезжает, высказав самую искреннюю благодарность: «…Очень обязан за ваше гостеприимство! Я признаюсь от всего сердца, мне нигде не было такого хорошего приема…»

  5. Сквозник-Дмухановский узнаёт, что все меры, принятые им для того, чтобы ревизор не встретился с городскими обывателями, оказались напрасными:

  • Ревизор принял от купцов подношения,

  • Выслушал слесаршу

  • И высеченную унтер-офицерскую вдову

  • Получил все жалобы, прошения

  • И деньги от толпы других пострадавших из-за притеснений начальства городских жителей

  1. Это катастрофа, крушение, потеря места, суд и суровое наказание.

  2. Городничий готов «впопыхах» умолять, унижаться, отводить от себя обвинения: с. 321. Он величает ревизора, сообразно высокому чину последнего, «превосходительством», показывая тем самым, что «инкогнито» разгадано, что притворству нет места в стол опасной для него ситуации.

  3. Но внезапный поворот событий: на грани полного отчаяния и безнадёжности городничий узнаёт, что «из превосходительство» просит руки его дочери.

  4. Всего несколькими репликами Гоголь раскрывает, что совершается при этом в глубине души Сквозника-Дмухоновского.

  • Сначала страх, почти ужас при сообщении Анны Андреевны, что петербургский сановник просит руки Марьи Антоновны: «Куда, куда!... Рехнулась, матушка! Не извольте гневаться, ваше превосходительство: она немного с придурью…»

  • Затем замешательство, смятение: «Не могу верить, ваше превосходительство!.. Не смею верить, недостоин такой чести… Не могу верить: изволите шутить, ваше превосходительство… Не могу верить…»

  1. Гордничий страшно боится рассердить гостя, сомневается, колеблется: «Ах, боже мой! Я ей-ей не виноват ни душою, ни телом. Не изволите… с 322»

Обручение дочери с ревизором возносит городничего на вершину такого успеха, что он окончательно теряет голову, а вместе с тем способность критически относиться к окружающему. Ему кажется, что игра выиграна, так ил иначе он победил ревизора, теперь уже ничем не грозят его преступления и грешки, ставши известными петербургскому вельможе, - хозяин положения – он, Сквозник-Дмухановский.

Д. з. письменно ответить: Каким образом Хлестаков приходит к убеждению, что принят за «государственного человека» и как использует от это открытие; каковы жизненные цели и стремления городничего?

Конец действия 4 очень динамичен. Как и в 3 действии, где все трясутся от страха.

Вслед за неожиданным сватовством следует столь же поспешный отъезд Хлестакова. Гоголь ставит героев перед необходимостью новых поступков, усиливает интерес к следующему действию таким неожиданным концом.

V действие

Цели урока: показать роль 5 действия в композиционном плане комедии,

Отметить комические элементы,

углубить самохарактеристикой характеристику городничего;

раскрыть роль финала, смысл эпиграфа пьесы.

Ход урока

1 явление. Чтение. Проверка дом. задания. Каковы жизненные цели, стремления городничего? Поведение городничего напоминает поведение Хлестакова в минуты вранья. Он в состоянии самодовольства, успокоения, торжества. Всё происшедшее он воспринимает как «богатый приз», вполне заслуженный им, его стараниями и усилиями. Упиваясь новым положением тестя, крупного петербургского чиновника, городничий строит радужные планы будущего . Он оповещает весь город, что «выдаёт свою дочь не то, чтобы за какого-нибудь простого человека, а за такого, что и на свете ещё не было, что может всё сделать, всё, всё, всё!» - с. 325.

  1. Предложение руки Хлестаковым вплотную приближает к чиновникам ещё один мираж – Образ Петербурга, вожделенный, манящий. Он становится благодаря мнимому сватовству почти реальностью:.

  2. Что привлекает Сквозника-Дмухановского в петербургской жизни? А Анну Андреевну? Есть ряпушку (вид пресноводных рыб из рода сигов. Размерами достигает 13—20 см, максимальная величина — до 35 см. По форме ряпушка несколько похожа на сельдь) и корюшку (проходная рыба). Антон Антонович собирается переехать в Петербург, бросить городничество и, благодаря связям, «влезть в генералы». Городничий примеряет через плечо орденскую ленту. Материализованный мираж Петербурга конкретизируется в наивных размышлениях героев. Эти наме́рения разделяет и Анна Андреевна, которая хочет, чтобы их «дом был первым в столице» и чтоб в её комнате «такое было амбре», чтоб нельзя было войти…

  3. Но ведь Антону Антоновичу неплохо жилось городничим? Почему же так хочется ему стать генералом? Хлестаковщина. Объясните роль ремарки «заливается и помирает со смеху». Каким особенным смехом заливается городничий? Торжество новоявленного генерала, перед которым все трепещут и дрожат: титулярные, капитаны, городничие… Ведь генералу, одному из самых высоких чинов российской бюрократической иерархии, никто не указ.

  4. Вспомните, какой панический страх пережил только что городничий (д. 4, я 15), узнав, что купцы жаловались на него, в какой трепет и унижение поверг его всепробивающий ужас перед властью «генерала» Хлестакова. А теперь этот страх будет пробирать других перед его особой. Заманчиво видеть дрожащих и трепещущих! (такой же восторг души испытывал и Хлестаков, воображая себя начальником департамента: «И точно, бывало, прохожу через департамент, - просто зеслетрясение – всё дрожит и трясётся как лист» (д. 3, я. 6) Всем задать острастку – вот на что имеет право генерал.

  5. Что же положено в основу взаимоотношений в чиновном мире? Право унижать других. На этом презрении к низшим и угодничестве перед высшими чинами держалась бюрократическая машина России. Эта узаконенная государством система создала, сформировала психологию чиновника. Чин значил всё! Представление о подлинном достоинстве человека было искажено.

  6. Этим чувством презрения, чванством, высокомерием

  • сразу была охвачена Анна Андреевна, как только представила себя генеральшей: «Натурально, в Петербурге. Как можно здесь оставаться?» «Натурально, что за городничество

  • Коробкин: «В следующем году повезу сынка в столицу на пользу государства, так, сделайте милость, окажите ему вашу протекцию, место отца заступите сиротке.

Городничий. Я готов стараться.

Анна Андреевна… да ведь не всякой же мелюзге оказывать покровительство».

  1. Городничий упивается своим будущим высоким положением так же, как некогда Хлестаков (в сцене вранья) наслаждался мнимым величием. В порыве радостного благодушия даже прощает «неблагодарных» купцов. С которыми в начале 5 д 2 я говорил так ядовито грубо. Но и здесь у городничего чисто практические, а не сентиментальные соображения. Во-первых, он хозяйничал в городе в полном единодушии с купцами, не одному из них «помог сплутовать». Поэтому, если поднимать против купцов дело, надо заодно «спровадить в Сибирь» и самого себя. Во-вторых, городничий хочет устроить пышную свадьбу дочери и ему нужно, чтоб поздравление было щедрое, не «каким-нибудь балычком или головою сахару». Он надеется, что «аршинники» в порыве благодарности за прощение принесут всё, что нужно к свадьбе

2 – 7 явления

  1. Какие стороны характера раскрываются в городничем в сцене с купцами? (жестокость, ненависть к людям низшего сословия. Об этом говорит его речь: «Что, самоварники, аршинники, жаловаться? Архиплуты, протобестии, надувайлы морские! Жаловаться? Что? много взяли?» «Приход купцов, - пишет Белинский, - усиливает волнение грубых страстей городничего: из животной радости он переходит в животную злобу… Он пересчитывает Абдулину свои благодеяния, т. е. напоминает случаи, где они казну вместе обворовывали…»

  2. В этой сцене выражен волчий закон мира мошенников. В этом мире преступном кто вывернется, у того права и сила. («вот ты теперь валяешься у моих ног» - с. 328)

  3. Пересказать визиты и поздравления, показать контраст между внутренними побуждениями и внешним выражением.

Явл. 7

Каскад смешных моментов:

  • Чихание (2-й раз – желая выслушать поздравления)

  • Слияние голосов в поздравительный гул,

  • Реплики в сторону,

  • Комическое совпадение реплик («Чёрт тебя подери», «И вам того же желаю»)

  • Подберите подпись диапозитиву в воображении «Парад лицемерия, зависти и чванства».

  1. Сравним 1 и 7 явления. Как меняется настроение супругов? Если в 1 д. только мечтают о жизни в Петербурге, то в 7 явлении говорят об этом как о деле решённом. Не напоминают ли в этой сцене кого-то супруги? (В каждом тень Хлестакова)

  2. Кто помог этому страшному восхождению? Чиновники с их поздравлениями уверили городничего, что его фантастическая мечта стала реальностью.

  3. А как меняются гости в этих явлениях? Сначала шум поздравлений, затем голоса становятся тише, вопросительнее, как будто они боялся обеспокоить важную особу. И только злой шёпот реплик в сторону нарушает это состояние страха. Неискренни поздравления чиновников. Их истинное отношение к неожиданному счастью городничего видно в репликах «в сторону». Но упоение славой и «успехами» не дают городничему заметить это.

Явление 8

  1. Чтение письма Хлестакова разрушает все планы городничего. Лицемер. Это и есть развязка комедии.

  2. Описание немой сцены. Гоголь в замечаниях для господ актёров: с. 253, последний абзац. Гоголь говорит, что может исчезнуть весь эффект пьесы от несоблюдения этого эффекта всеобщего потрясения.

  3. Почему так важно было для выражения смысла всей пьесы передать всеобщее мгновенное «окаменение» (Весть о приезде «по именному повелению из Петербурга» чиновника сваливается на головы всех ещё более неожиданно, нежели письмо Хлестакова к Тряпичкину. Чиновники ещё не успели оправиться от своей ошибки. Городничий весь во власти отчаяния: всё рухнуло, и теперь какой-то бумагомарака выставит его на всеобщее посмешище. «Ничего не вижу. Вижу какие-то свиные рыла вместо лиц…» - кричит городничий. А «свиные рыла» тоже опомниться не могут. Ещё не излит до конца гнев на Добчинского и Бобчинского, и и вдруг сообщение о настоящем ревизоре. Это уже катастрофа.

  4. А почему городничий с такой злобой обрушивается на писак? Боится не столько того, что раскроются его плутни, которыми он даже гордится, сколько позора: ведь он сам оказался обманутым. Вот мораль чиновников: обмануть ловко – доблесть, быть обманутым – нестерпимое оскробление.

  5. «Чему смеётесь? Над собою смеётесь! Эх, вы!»

  6. В немой сцене обнажает сущность каждого героя. Чтение стр. 253- последнего абзаца. Круг действующих лиц в конце пьесы расширяется до предела. К Городничему собралось множество народа – чрезвычайные события, увенчавшиеся «сватовством» Хлестакова – подняли со своих мест и таких, которых давно уже «нельзя было выманить из дому» («Мёртвые души»). И вот всех их поразила страшная весть о прибытии настоящего ревизора.

Немая сцена представляет графически верхушку пирамиды города. Удар пришёлся по её высшей точке и, теряя несколько в своей силе, распространился на более низкие «слои пирамиды». Тут множество оттенков

Городничий?

Бобчинский и Добчинский?

Что отразилось на лицах трёх дам? («самое сатирическое выражение лица» по адресу «семейства Городничего». Каково вам теперь будет, голубчики? – словно говорит их поза. Вообще, среди гостей, стремящихся (в немой позе) «заглянуть в лицо Городничего», наверняка находились и такие, которым лично бояться было нечего, Но и они застыли при страшном известии.

Вполне возможно, что немой сценой и окаменением Гоголь хотел подвести к идее возмездия, торжества государственной справедливости.

Всех оковал страх. Печать нового, высшего страха легла на физиономии и позы каждого персонажа, независимо от того, был ли он отягощён личной «виной»

  1. Что произойдёт в городе после приезда ревизора? Представим, что прибывший ревизор – честный человек. Вряд ли он сумеет заметить следы злоупотреблений: они были тщательно земетены из страха перед Хлестаковым.

  2. Опыт обмана ревизующих, как мы видели, достаточно велик у чиновников Обыватели города смертельно напуганы и вряд ли посмеют жаловаться 2-й раз. Если же чиновники будут разоблачены, кем же можно заменить их? Разве что сделать Добчинского почтмейстером, а Бобчинского попечителем… но это ещё более карикатурный вариант власти. Может быть, пришлют честных людей из столицы? Но в том Петербурге, который показан Гоголем и характерным представителем которого является Хлестаков, вряд ли такие найдутся.

  3. Нет путей к спасению. Гоголь создал картину жестокой правды.

  4. Роль эпиграфа к комедии. Дан Гоголем позже, в 1842 г. после пережитых им потрясений от потока яростных обвинений в клевете на Россию, в искажении действительности.

  5. Вспоминаем, какую высокую гражданскую цель поставил Гоголь, создавая комедию (Собрать всё дурное и за одним разом над всем посмеяться). Итак, комедия не клевета, а зеркало. Не пеняйте на него, не упрекайте его в искажении, а присмотритесь к его отражению Эпиграф звучит резко и смело.

  6. Значение комедии. Чернышевский: «Гоголь первый представил нас нам в настоящем нашем виде, первый научил нас знать наши недостатки и гнушаться ими…»

  7. Но вот уже 175 лет комедия живёт на сценах театров. Что даёт она современному зрителю, читателю, помимо того, что мы узнаём, как это было?

Нет ли в нас самих, вокруг нас каких-то черт Хлестаковых, гоголевских дам, городничего, Земляники, Ляпкина-Тяпкина, Держиморды, Бобчинского и Добчинского?

И у нас есть люди, любящие «срывать цветы удовольствия», то есть легко получать жизненные блага, не платя за них трудом; и у нас есть пустозвоны и бахвалы, любители приврать, любители тёплых местечек, ловкачи и взяточники. Эти порочные явления противоречат морали.

Его весёлое и суровое слово борется за высокое призвание человека, за умную, честную, достойную жизнь.

Д. з. подготовка к сочинению Ляпкин-Тяпкин и Земляника. Сделать выписки из «Замечаний для господ актёров»; из содержания

Д. 1 –я. 1, 3

Д. 3 – я. 5, 6

Д. 4- я. 5, 4, 5

Д. 5 –я. 3, 7

1   2   3


написать администратору сайта