Главная страница
Навигация по странице:

  • Главные герои Старик Лодыжкин

  • Второстепенные герои Дворник (

  • Анализ рассказа Чехова «Ванька» 1. История создания произведения.

  • 2. Жанр произведения. Признаки жанра.

  • 3. Название произведения и его смысл.

  • 4. От чьего лица ведётся повествование Почему

  • 5. Тема и идея произведения. Проблематика.

  • 6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

  • 7. Система образов произведения.

  • 8. Композиция произведения.

  • 9. Художественные средства. Приёмы, раскрывающие идею произведения.

  • Анализ рассказа Чехова «Спать хочется» 1. История создания произведения.

  • 2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

  • 9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

  • ьлолдтлллллллллллллллллллр. Рассказа Белый пудель История создания рассказа "Белый пудель" Куприна в основе рассказа "


    Скачать 28.96 Kb.
    НазваниеРассказа Белый пудель История создания рассказа "Белый пудель" Куприна в основе рассказа "
    Анкорьлолдтлллллллллллллллллллр
    Дата13.09.2022
    Размер28.96 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаAnaliz_rasskaza.docx
    ТипРассказ
    #675314

    Анализ рассказа «Белый пудель»

    История создания рассказа "Белый пудель" Куприна

    В основе рассказа "Белый пудель" Куприна лежит реальная история. Лето 1903 года писатель с семьей провел в Мисхоре в Крыму. Здесь Куприн познакомился с труппой бродячих артистов, которые и стали прототипами героев "Белого пуделя". Вот как описывает историю создания рассказа жена писателя, М. Куприна-Иорданская:

    «В послеобеденное время, около двух часов, заходили к нам на дачу иногда бродячие артисты — старик с шарманкой, лет тринадцати мальчик Сережа, акробат, и с ними дрессированный белый пудель. Как только раздавались звуки шарманки, к нашей даче стягивались зрители — турки-каменщики, работавшие на соседней даче, няньки с детьми с других дач и просто случайные прохожие. После представления старик получал деньги, и Александр Иванович звал их обедать на террасу около кухни. Но они брали миски с едой и располагались под деревьями на берегу Сал- гирки. Старик был неразговорчив и старался говорить о себе как можно меньше. Зато Сережа охотно делился своими планами. В длинных путешествиях по Крыму они доходили до Одессы. Там удалось Сереже однажды побывать в цирке, и с тех пор он мечтал выучиться и стать настоящим акробатом. Рассказал он Александру Ивановичу и о том, как одна богатая барыня непременно требовала, чтобы ей продали пуделя, который очень нравился ее мальчику. — Но разве можно нам остаться без пуделя? Дедушка отказался отдать собаку. Барыня очень обозлилась на нас. Мы боялись, что она донесет в полицию да еще скажет, что мы что-нибудь у нее украли,— рассказывал мальчик.— Поэтому мы ушли скорее из города. Эта история послужила Куприну темой для рассказа «Белый пудель»."

    Рассказ "Белый пудель" был впервые опубликован в 1904 в журнале «Юный читатель».

    Тема

    Главная тема данного произведения о добре и зле и о том, что настоящую дружбу и привязанность нельзя купить, ее можно только завоевать. Из рассказа мы узнаем об обыденной и довольно сложной жизни обыкновенных бедных людей, работающих бродячими артистами. Они еле-еле зарабатывают себе на кусок хлеба, показывая свои незатейливые номера с дрессированным песиком под звуки шарманки и наравне делят пропитание не только между собой, но и своим верным псом. При всем этом они не теряют своих положительных качеств, таких как доброта, отзывчивость и любовь.

    Композиция

    Экспозицией в рассказе И.А. Куприна "Белый пудель" является описание жизни Ивана Дудкина и мальчика Вити: кем они были, как встретились и чем занимались.

    Завязка рассказа — это решение артистов зайти в богатый дом, в котором они надеялись получить хорошее вознаграждение.

    Далее следует развитие действия: артисты выступают, собака нравится богатому мальчику, собаку просят продать, артисты отказываются и уходят, собаку похищают.

    Кульминация в рассказе — Витя освобождает собаку.

    Развязка произведения — мальчик и собака возвращаются в Ивану Дудкину, они счастливы и возвращаются к привычной жизни.

    Главные герои

    Старик Лодыжкин (Шарманщик, пожилой мужчина, путешествует вместе с Серёжей).

    Ходит по миру, зарабатывая на жизнь выступлениями своей небольшой труппы, в которую входят мальчик Серёжа и пудель Арто. Старик Лодыжкин взял Серёжу «напрокат» у пьяницы-сапожника, но тот вскоре умер, а мальчик остался у шарманщика. Старик привязался к мальчику, любит его, как своего родного, беспокоится о его дальнейшей судьбе. Рассказывает мальчику о красивом будущем, что воспринимается Серёжей как сказки. Лодыжкин — спокойный, тихий старик, не любит ругаться. Даже когда им не платят за выступление, он находит оправдание неблагодарным зрителям. Гордый старик с чувством собственного достоинства.

    Серёжа (Сирота, мальчик-акробат, помощник шарманщика).

    Это рано повзрослевший ребёнок, которому хорошо известно, как дорога трудовая копеечка. Ходит со стариком, зарабатывая на жизнь своим трудом. Он не по годам умный и рассудительный мальчишка, хорошо понимает жизнь, правильно оценивает происходящие события, поступки и поведение людей. Он смелый и верный друг, рискуя своей жизнью, не задумываясь, бросается на выручку собаке, которая для них с дедом не только способ заработать, но и, прежде всего, настоящий друг.

    Белый пудель (Породистый пёс, артист, выступает вместе с Серёжей и Лодыжкиным).

    Белый пудель – герой, из–за которого разгорелся весь сыр – бор, является равноправным членом труппы Лодыжкина. У него есть свои обязанности, он, как и Серёжа, артист. Показывает номера, обходит зрителей с шапкой в зубах, собирая плату за выступление. Тоскует и воет в подвале, куда его запер дворник. Очень рад, когда ему на помощь приходит Сережа, вместе с ним убегает от дворника. Прибежав в ночлежку, рад, что снова видит Лодыжкина.

    Второстепенные герои

    Дворник (Служит в богатом доме, мужчина средних лет).

    Здоровый мужик мрачного вида, одет в нарядную рубашку. Подобострастно относится к своим господам, всячески старается выслужиться. Рад исполнить любую просьбу хозяев. Когда ему приказали купить Арто, требует Лодыжкина продать собаку, считает, что всё можно купить. С завистью рассказывает о богатых хозяевах, которые не считают денег. Не понимает, почему старик отказывается продать пуделя, ведь на такие деньги можно магазин открыть. Глупый и подлый человек хитростью уводит собаку.

    Трилли (Маленький мальчик, господский сын).

    Избалованный и капризный мальчик. Его родители богаты и выполняют все его капризы. Считает, что все должны плясать под его дудку. Эгоистичный, он никого не любит, потому что его этому не научили. Всё ему достается легко, и он думает, что так и должно быть. Чего не получает сразу, можно добиться слезами и истерикой. Глупый, пустой и испорченный мальчишка.

    Дама (Мать маленького Трилли).

    Высокомерная дама, классическая представительница дворянской знати. Привыкла жить в роскоши, приучает к этому и своего сына. Чтобы он выпил лекарство, дама предлагает ему деньги и всё, что он ни пожелает. Когда Трилли просит собаку, она ни минуты не сомневается, что старик тут же продаст пуделя. Удивляется и приходит в негодование, получая отказ. Предлагает любые деньги, лишь бы выполнить каприз Трилли.

    Анализ рассказа Чехова «Ванька»

    1. История создания произведения.

    Рассказ «Ванька» был написан в 1886 году, в декабре этого же года опубликован под псевдонимом Антоша Чехонте в рубрике «Рождественские рассказы» «Петербургской газеты».

    Прообразом героя произведения, по мнению исследователей, мог стать сам Чехов, детство которого прошло в отцовской лавке, было тяжёлым, вспоминать о нём Чехову было «тошно и страшно». Им же мог быть и родственник Антона Павловича Михаил, отец которого, хозяин переплётной мастерской, находясь в трудном положении, отдал сына в услужение одному купцу, где тот работал за скудную пищу.

    2. Жанр произведения. Признаки жанра.

    «Ванька» — рассказ, потому что произведение невелико по объёму, примечательно одной сюжетной линией (судьбой одного героя) и описанием одного эпизода из жизни героя.

    3. Название произведения и его смысл.

    Краткое и ёмкое название по имени главного героя — «Ванька». Какой в нём может быть смысл? Возможно, в полном имени Иван (Иоанн), значение которого — Бог смилостивился. Возможно, в сострадании писателя маленькому горемычному мальчику, ещё чистому душой, которого хочется обогреть.

    4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

    В рассказе чередуется авторское повествование (от третьего лица) и повествование Ваньки в письме (от первого лица). Таким образом, сочетается объективный взгляд автора и субъективный взгляд героя, при этом даже в отсутствие прямой речи письма мальчика Чехов порой смотрит на ситуацию с точки зрения Ваньки.

    5. Тема и идея произведения. Проблематика.

    Тема произведения — детство, потерянное в «людях».

    Идея: нельзя калечить детство ребенка, он должен расти в заботе и любви.

    Проблематика: Жестокость и равнодушие взрослых людей к обездоленному ребёнку.


    6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

    Действие происходит под Рождество. Ванька Жуков, деревенский мальчик девяти лет, не так давно отданный «в люди» московскому сапожнику, пишет трогательное письмо «милому дедушке Константину Макарычу». Поздравив деда с Рождеством, Ванька переходит к описанию своей жизни у хозяев. Накануне сапожник Аляхин выпорол его за то, что он уснул над люлькой ребёнка, не качал его. И хозяйка была жестока с ним, издевательски тыкала ему в лицо мордой селёдки, потому что он не так её чистил. Терпит мальчик и от подмастерьев, которые заставляли его воровать хозяйские огурцы и посылали в кабак за водкой.

    В то же время Ванька с тоской и теплотой вспоминает деревню, весёлого деда, его собак. Он вспоминает, как хорошо было ему в деревне на Рождество, перед его мысленным взором встаёт картина, как выбирали они с дедом в лесу за рождественскую ёлку для господского дома. В душе Ваньки живёт тёплое чувство к барышне Ольге Игнатьевне, которая выучила его читать, писать, помогла ему освоить счёт и даже танец кадриль.

    Слёзно просит Ванька деда увезти его из Москвы обратно в деревню, запечатывает письмо в конверт, на котором выводит адрес «на деревню» (без названия) и указывает адресат «дедушке, Константину Макарычу». После отправки письма Ванька, согретый сладкой надеждой, крепко засыпает и видит хороший сон, как дед на печи и зачитывает кухаркам его письмо.

    7. Система образов произведения.

    Ванька Жуков — главный герой рассказа. Круглый сирота девяти лет. Жил в деревне, в помещичьем имении с матерью, горничной в господском доме. Когда она умерла, его отправили сначала в людскую, а затем — в Москву, в ученики к сапожнику. В доме сапожника ему очень плохо: бьют, плохо кормят, не дают выспаться.

    Дедушка Константин Макарыч — маленький, юркий старик лет шестидесяти пяти. Он состоит на службе у господ сторожем, всегда навеселе, с нюхательным табаком, любит заигрывать с прислугой противоположного пола.

    Ольга Ивановна — барышня, которая от нечего делать обучила Ваньку грамоте, потчевала леденцами, но когда мальчишку «спроваживали» в Москву, видимо, не замолвила за него слова.

    Сапожник Аляхин и его жена. Эти люди благочестиво идут к заутрене. Вроде бы они православные христиане, но по сути это фарисеи, которые следуют букве закона, а не духу Евангелия. Относятся они к мальчику не по-христиански, не сострадают его сиротству, нещадно эксплуатируют и жестоко наказывают.

    8. Композиция произведения.

    Экспозицией рассказа можно назвать подготовку Ваньки к написанию своего послания. Начало письма с поздравления — завязка. Кульминация — рассказ Ваньки о его невыносимой жизни в Москве, просьба забрать его в деревню. Развязка — в окончании письма, запечатывании его в конверт, написании адреса, ставшего крылатым выражением. Эпилог — счастливый сон, как дед получил письмо и зачитывает его, сидя на печи.

    9. Художественные средства. Приёмы, раскрывающие идею произведения.

    Ванькины воспоминания деревни Чехов украшает эпитетами, метафорами, которые подчёркивают отрадность картины для Ваньки: прозрачен и свеж (воздух), Млечный путь вырисовывается ясно, небо, усыпанное звёздами, ярко-красные окна деревенской церкви.

    Речь Ваньки полна фразеологизмов, что характеризует его принадлежность к простому народу: кланяться в ножки, сделай божескую милость, сечь как сидорову козу, бога молить.

    Анализ рассказа Чехова «Спать хочется»

    1. История создания произведения.

    Рассказ «Спать хочется» А.П. Чехова впервые вышел в свет в 1888году в Петербургской газете. Чехов имел представление о состоянии недосыпающего ребёнка: ему в детстве приходилось учиться и работать в лавке отца. Идею рассказа «Спать хочется» писатель почерпнул из своего детства.

    2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

    По жанру «Спать хочется» — рассказ. Признаки рассказа в данном произведении:

    • небольшой объём;
    • число действующих лиц ограничено;
    • повествование об одном важном эпизоде из жизни героини;
    • важность детали в понимании характера героя;
    • повествование от одного лица;
    • выразительное, запоминающееся название.

    3. Название произведения и его смысл.

    Название «Спать хочется» представляет собой безличное предложение. Эта безличная конструкция подчёркивает полную зависимость героини от внешних обстоятельств, которые она не в силах преодолеть.

    4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

    Повествование в рассказе ведётся от лица автора (третье лицо), но в авторскую речь часто вливается голос персонажа. И в ряду авторских оценок происходящего звучат оценки героини. Таким образом, героиня рассказа становится повествователем совместно с автором. Такой режим повествования даёт возможность глубже анализировать движения души героя произведения и насыщает текст эмоциональностью.

    5. Тема и идея произведения. Проблематика.

    Тема: Дети, лишённые детства.

    «Спать хочется» стоит в одном ряду с рассказом Чехова «Ванька», только судьба героини в рассказе «Спать хочется» ещё трагичнее.

    Идея: Физическое и психическое насилие над ребёнком убивает в нём душу.

    Постоянное истязание девочки бессонницей, работой без отдыха привело её к отупению, почти животному состоянию. Ничему не наученная, не имеющая базовых жизненных и этических понятий, она становится одержимой идеей убить ребёнка, мешающего ей жить.

    Проблематика: Незащищённость детей законом, их бесправное положение «в людях»; безответственность хозяев перед законом за жестокое обращение с детьми, находящимися у них в услужении; формальность православия в народной среде: в доме постоянно горит лампада, а несчастный ребёнок доведён до отчаяния нещадной эксплуатацией; жизнь в бездуховной среде лишает ребёнка духовности, подводит к преступлению.


    6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

    Девочка Варька тринадцати лет живёт «в людях» в доме сапожника. Она выполняет обязанности няньки и хлопочет по хозяйству. Хозяйственные поручения она выполняет днём, а ночью качает хозяйского ребёнка в колыбели. Постоянное недосыпание доводит её до галлюцинаций. Девочке невыносимо хочется спать, но такой возможности ей не предоставляют. Стоит Варьке задремать — и хозяйская брань с тяжёлым подзатыльником тут же возвращают её к реальности. Детский плач становится её неотвязным кошмаром. В состоянии, близком к помешательству, Варька находит простое решение проблемы. Она душит ребёнка и, смеясь от радости, тут же засыпает.

    7. Система образов произведения.

    В рассказе одна главная героиня — Варька. Это девочка-подросток 13 лет. Они с матерью пришли в город наниматься, после того как отец Варьки умер. В её сознании всплывает картина из прежней жизни в деревне, болезнь и смерть отца — первое её горе. Потом она видит, как они с матерью просят милостыню. Эти видения появляются у Варьки, когда ей невольно овладевает дремота, но окрики хозяев выводят её из состояния полусна, и замученная девочка снова топит печь, бежит в лавку, чистит картошку, ставит самовар, убирает комнаты, моет лестницу. Мысли её обрывочны, её главная задача — не заснуть, выполнить поручения, чтоб хозяева не прибили. От вынужденной бессонницы лицо девочки деревенеет, голова её кажется ей самой усохшей. Она истощена физически и психически. Автор отмечает «старушечью позу» девочки и её «ничего не выражающие глаза». В ней уже исчерпаны жизненные силы, душа — убита.

    8. Композиция произведения.

    В построении рассказа автор применяет такие композиционные приёмы, как сходство ситуации в начале произведения с его концовкой, повтор детали — лейтмотив рассказа («спать хочется»).

    Завязка рассказа кроется в воспоминаниях Варьки: с матерью Пелагеей они идут наниматься в город.

    Развитие действия — жизнь девочки в доме сапожника.

    Кульминация — принятие решения убить ребёнка и выполнение его.

    Финал рассказа остаётся открытым, развязки нет, она предполагается.

    9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

    В произведении нет пейзажных зарисовок. Только в воспоминания Варьки есть светлый берёзовый лес и ясное утро. Мир потемнел, когда отец её умер. Она вспоминает мрачную дорогу и тёмный лес по её обочинам, что символизирует тяжкие обстоятельства её жизни, вынуждающие её идти в город. В описании комнаты, в которой находится Варька, автор использует художественную деталь — верёвка, тени от панталон, зелёный огонёк лампады. Деталь повторяется несколько раз, подчёркивая узость и ограниченность мира девочки. Веревка, протянутая через комнату, — символ перечёркнутой жизни Варьки. А зелёное пятно всё время присутствует в помраченном сознании девочки как наиболее яркий отзвук окружающей обстановки.

    Калоша, в которую хочется спрятаться Варьке, — ещё одна художественная деталь, подчёркивающая сужение мира девочки. В её замутнённом сознании она вырастает до огромных размеров.

    В рассказе нет речи героини, она бессловесна. Варька только мурлычет (не поёт) колыбельную. Чехов на протяжении всего рассказа делает упор на этот глагол, намекая читателю на приближенность героини к животному состоянию. Речь хозяев состоит из приказаний и грубости в отношении девочки.

    Ванька

    Варька

    Общие сведения о герое

    Ванька, главный герой рассказа. Героя зовут Ванька, такое обращение обозначает неуважение к ребёнку. Ванька Жуков девятилетний мальчик, отданный в ученье к Сапожнику Аляхину, пишет письмо своему единственному родственнику дедушке Константину Макарычу и просит его забрать. Вспоминает детство, деревню в которой он раньше жил, дедушкиных собак. Парень не по годам умён и обладает лучшими чертами взрослости в сочетании с детской сентиментальностью (далеко не каждый ребенок может писать столь длинные, связные письма). Ванька по-взрослому борется со всеми тяготами жизни и по-детски не хочет с ними смиряться. Особенно горько переносить невзгоды приходится человеку, имевшему доселе для счастья всё. Так произошло и с нашим Ванькой: раньше он жил в деревне господ Живарёвых, рядом с еще живой матушкой, ходил в трескучий январский мороз за рождественской елкой вместе с любимым дедушкой. Ему было весело и легко на душе.

    Варька, сирота, прислуга доме ремесленника. Героиню зовут Варька, из-за её возраста, ей всего лишь 13. В начале рассказа мы узнаём, что девочка лет 13 сидит и качает ребёнка всю ночь, в то время, когда хочется спать, а её хозяева спят. Девочка осталась сиротой и её взяли нянькой к ребёнку. Она вспоминает свою маму Пелагею и отца Ефима, как он умирал на её глазах. В этой девочке воплощено все детское несчастье: от инфантильного непонимания запретов и ограничений до всесильного, страшного сиротского горя. Единственный герой, в котором по ходу повествования происходят изменения. Их нельзя назвать личностными, однако с поной уверенностью можно сказать, что лишь страдание Варьки имеет привязку ко времени: мы наблюдаем усугубление ее несчастья, достигающего в концовке своего аффекта; остальные герои произведения несчастны латентно и, более того, априорно. Помимо прочего, Варька — образец бескомпромиссного детского желания помочь, которое, вкупе со сложными обстоятельствами ее жизни, и формирует ее жертвенность, которую ее хозяева, воспринимают, однако, как данность.

    Обязанности в доме сапожника

    Следил за ребёнком, чистил рыбу, ухаживал за хозяйством.

    Няня для ребёнка, затапливает печку, ходит за дровами, чистит калоши, прислуживает хозяевам, бегает им за алкоголем.

    Отношения взрослых к ребёнку

    Безразличие со стороны взрослых, унижение.

    Унижение, называют плохими слова(паршивая), поднимают руку на неё.

    Психологическое состояние ребёнка

    В рассказе радостные рождественские эмоции соседствуют с безнадежностью в душе Ваньки. Радостное уживается рядом с грустным. Детская душа гибнет от алчности и безразличия взрослых.

    Но есть другая сторона рассказа. Она показывает надежду мальчика на позитивные изменения в жизни, когда мальчик смотрит на свечу.

    Варька всегда плачет, ей некуда деться, гнетущая обстановка комнаты, в которой воедино сплетаются свет от зелёной лампадки и шевелящиеся тени от развешанного на длинной верёвке белья, храп мужиков за стеной и духота, постепенно доводят Варьку до состояния, промежуточного между сном и явью.

    Вопросы к рассказам.

    1)Дети очень хотят обратно к своим родным, снова почувствовать тепло родных краёв, а не только унижение.

    2)То, что его дедушка Константин Макарыч заберёт к себе

    3)Ложное представление что всё наладится


    написать администратору сайта