Непреходящее значение Кентерберийский рассказов Чосера. Рассказов Дж. Чосера Эссе Кентерберийские рассказы
Скачать 22.46 Kb.
|
Непреходящее значение «Кентерберийских рассказов» Дж.Чосера Эссе «Кентерберийские рассказы» Дж. Чосера (1340-1400) – знаковое произведение как для английской, так и для общемировой истории литературы. Жанровое своеобразие его (сборник новелл) – обусловлено сюжетной основой: хозяин харчевни «Табард» Гарри Бейли встречает у себя 29 паломников, следующих по большой дороге в Кентербери поклониться мощам Фомы (Томаса) Беккета, архиепископа кентерберийского. С целью развлечь их Гарри изобретает игру-состязание: каждый из них должен рассказать по две истории, одну при следовании туда, другую – обратно. По окончании пути тот, кто рассказал наиболее поучительную и интересную историю, будет награжден роскошным обедом. Можно сказать, здесь возникает некое литературное соревнование, основанное на устном повествовательном мастерстве. Подобный прием открывал перед писателем поле широчайших возможностей рассмотрения человеческих характеров. «Кентерберийские рассказы» содержат живописные портреты современников писателя. В свою очередь многообразие характеров вырастает из многообразия жанров, включенных в произведение: поэма-видение, путешествие-паломничество, рыцарская поэма, баллада, мадригал, ода. Сочетание прозаической и поэтической речи, юмор, соединенный с высокой поэзией, пародирующий сцены из эпоса и трагедий придает произведению определенный эпический размах и аллегорическое звучание. Более того, рассматривая идейное своеобразие произведения, мы можем говорить об обобщенном изображении истории человеческой жизни в ее настоящем и прошлом. Ключевым в этом аспекте представляется момент движения, развития: паломничество в Кентербери предстает как паломничество человеческой жизни к Иерусалиму, Небесному Граду, то есть к возвышенному идеалу. Непреходящее значение «Кентерберийских рассказов» Чосер заключено к их гуманистическое идее. Автор демонстрирует поразительное жизнелюбие, например, в его произведении священные цели паломников не мешают им предаваться земным радостям и воздавать должное вкусной еде и напиткам. Конечная цель повествовательного соревнования – роскошный обед – говорит сама за себя. Но дело не только в пропаганде гурманства. В «Кентерберийских рассказах» каждый персонаж приобретает свое особое место и значение, свой «голос». Причем, повествуя от имени своего персонажа, Чосер «перевоплощается», хотя бы отчасти, в того человека, кому доверил слово, исходит из его возможностей, тем самым повышая интерес к самой фигуре рассказчика, к богатству его речи, ее красочности. Вот почему новеллы весьма неравноценны по художественному значению: довольно беспомощные, скучные соседствуют рядом с блистательными. Все это свидетельствует о мастерстве Дж. Чосер в воссоздании характеров. Каждый рассказчик истории обладает своим индивидуально-художественным восприятием и становится творцом своего произведения. Через призму его мировоззрения воспринимаются все изображаемые события. Следует отметить, что жанр определенной новеллы наиболее соответствует основным чертам характера рассказчика. Заметим, что его произведения отличаются свободным жанровым образованием, композиционной свободой, что, в свою очередь, дает возможность автору включить в его пределы и другие жанровые формы, при этом расположив их в тексте по своему усмотрению. У Чосера мы наблюдаем проявление широкого взгляда на человека и окружающий его мир. В «Кентерберийских рассказах» представлена пестрая толпа людей разных сословий, случайно сошедшихся вместе: юрист, студент, рыцарь, мажордом, шкипер, повар, плотник, батская ткачиха, монах, купец, сквайр, пристав церковного суда. Первое представление участников разговора дается в «Общем прологе», а внутри книги каждой новелле предшествует свой пролог, оценивающий рассказанное, а порой и того, кто рассказывает. Автор достигает высокой степени обобщения посредством отсутствия имен, однако персонажи отличаются значительной обрисовкой характера: в процессе обмена новеллами они проявляют себя, отстаивая свою позицию, порой даже расходятся во мнениях и конфликтуют. Нетрезвый мельник путает очередность и врывается со своим малопристойным повествованием о старом плотнике, его юной жене и ее пылких поклонниках. Этот рассказ уязвляет мажордома, некогда в молодости бывшего плотником, и он отвечает не менее острым случаем о проведенном школярами мельнике. Батская ткачиха, пережившая пятерых мужей, открывает цикл из четырех новелл о браке, а студент в пику ей воспевает идеал женской верности и покорности в образе Гризельды. Немаловажную функцию в качестве художественной характеристики приобретает авторский портрет персонажа. Все подробности здесь значимые, говорящие – о человеке и о мире, в котором он живет. Например, в образе батской ткачихи для Чосера значимыми является все: цвет ее чулок, сафьян, из которого изготовлены ее башмачки. Все это позволяет составить достоверное впечатление о нравственном характере героини. При этом Чосер мастерски использует и прием иронии, упоминая, что несмотря на желание вести развязную беседу, она была «порядочно глуха», а если кто-нибудь опережал ее в пожертвованиях, она приходила в ярость и совершенно забывала о благотворительности. Эта «достойная» женщина не только пять раз сочеталась церковным браком, но и имела многочисленных дружков в девичестве, т. е. вела образ жизни, весьма далекий от требований христианской морали. Благодаря этому читатель получает более полное представление как о ней самой, так и о том общественном слое, к которому она принадлежала. Таким образом в «Кентерберийских рассказах» мы наблюдаем мастерское изображение различных типов человеческих характеров, достигших определенной степени социального обобщения, то есть Дж. Чосер в своем произведении предвосхищает понятие «литературный тип». Писатель мастерски использует художественные приемы реализма: «портреты людей, их оценку, их взгляды на искусство, их поведение – словом, живую картину жизни». Все это позволяет говорить об актуальности произведения, его непреходящем значении для художественной литературы. Сам Чосер в произведении представляется читателю одним из персонажей-паломников, совершающих путешествие к Кентербери. Именно он появляется в гостинице Габард, присоединяется к группе паломников, слушает слова Хозяина и отправляется к могиле Бекета. В «Кентерберийских рассказах» нет его прямой характеристики. О внешности этого персонажа мы узнаем от Гарри Бейли: трактирщик говорит о его небольшом росте, странноватом виде и склонности к полноте. Паломник Чосер отличается наивностью и любознательностью, ему близки мирские интересы. Однако о его способности рассказчика говорится с большой иронией. В первый же вечер он знакомится со всеми попутчиками, узнает многое об их жизни, привычках и взглядах. Эти сведения он использует затем при описании товарищей по поездке, характеризуя их с разных сторон и создавая яркие, запоминающиеся образы. Образ паломника Чосер несет важную смыслообразующую нагрузку в «Кентерберийских рассказах» – он является повествовательным «Я» всего действия и выражает ироническое отношение самого автора к происходящему. Его наивность можно рассматривать как позу, маску, прикрываясь которой он сообщает общепринятые в ту эпоху мнения и оценки. Например, восхищаясь улыбкой аббатисы, которая в силу своего социального положения должна быть превосходной женщиной, он неожиданно дает ей уточняющие характеристики, заставляющие читателя сомневаться в ее прекрасных душевных качествах. Подводя итог вышесказанному, отметим, что художественное новаторство и мастерство писателя состоит в создании образа рассказчика (паломник Чосер), не тождественного писателю, чьей функцией в произведении является возможность преломленного взгляда на события и героев. Напомним, во времена Чосера авторам было привычно полностью отделять себя от своих произведений, в связи с чем подобный прием воспринимался современниками как чужеродный и странный. Однако объективация отдельных элементов художественной структуры произведения была закономерным процессом в более поздней литературе. Этот прием приобретет высокую функциональную значимость в литературе позднего времени и во многом предвосхитит постулаты постмодернизма – современного философско-литературного направления, где автор уже не является «хозяином» повествования, но должен присутствовать в нем «как гость» в образе рассказчика – нарратора, который является одновременно творцом текста, и персонажем, действующим в условиях его художественного мира. Рассматривая значение новаторства Джеффри Чосера в области поэтики, следует обратить внимание на принцип нанизывания вставных новелл на общий сюжет, который также получил широкое распространение в литературе. Вставная новелла — самостоятельный по теме и сюжету рассказ, включенный в роман, повесть или поэму. У Чосера роль вставных новелл играют рассказы персонажей, причем писатель стремится к высокой значимости и естественности основного сюжета, который обрамляет «вставные» новеллы. В дальнейшем в литературе функция вставных эпизодов была расширена: сюда включались и истории найденного документа, сны, исторические события и т.п. Как важный структуро- и смыслообразующий компонент вставную новеллу можно соотнести с феноменом интертекстуальности постмодернистской поэтики современной литературы. «Кентерберийские рассказы» Дж. Чосера являются одним из наиболее значительных литературных произведений эпохи Предвозрождения в Европе. Однако художественная ценность рассказов не ограничивается данным временным периодом, поскольку новые тенденции, отразившиеся на уровнях идейно-тематического содержания и художественной структуры текста, находят свое продолжение в литературных направлениях и стилях как новейшего времени, так и современности. Важную роль играет в этом персонализация образа автора, который становится транслятором авторского иронического самовыражения, тем самым способствуя появлению элементов реалистичности в произведении. В «Кентерберийских рассказах» Дж.Чосер раскрывает понимание человека как личности, близкое индивидуализму. |