Главная страница

общ.пси. консп. Б. Ф. Ломов общественные отношения как общее основание свойств личности


Скачать 22.78 Kb.
НазваниеБ. Ф. Ломов общественные отношения как общее основание свойств личности
Дата22.12.2021
Размер22.78 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаобщ.пси. консп.docx
ТипДокументы
#314228

Б. Ф. Ломов
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ОБЩЕЕ ОСНОВАНИЕ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ.
Категория личности относится в психологической науке к числу базовых... она не является сугубо психологической и в различных планах исследуется многими, а по существу, всеми общественными науками, поэтому и здесь возникает вопрос о том специальном аспекте, в котором личность исследуется пси­хологией. Как было показано, психические явления формиру­ются, развиваются и проявляются в процессах деятельности и общения. Но принадлежат они не деятельности или общению, а их субъекту — общественному индивиду — личности. Ни деятельность, ни общение сами по себе никакими психическими качествами не обладают, да они сами по себе и не существуют. Но этими качествами обладает личность. Таким образом, и про­блема деятельности и проблема общения «замыкаются» на про­блему личности. В конце концов через анализ деятельности и общения (более широко — всей жизнедеятельности человека) психология раскрывает — во всяком случае должна раскрыть — психологический склад личности, ее внутренний, духовный мир.

Наряду с принципами единства сознания (человеческой пси­хики в целом) и деятельности, сознания и общения в советской психологии сформулирован личностный принцип, который тре­бует исследовать психические процессы и состояния как про­цессы и состояния личности.

Понятие «личность» относится к определенным свойствам, принадлежащим индивиду (неверно было бы относить это поня­тие, например, к группе людей. При этом имеется в виду и своеобразие, уникальность индивида, т. е. индивидуальность. Однако понятия «индивид», «индивидуальность» и «личность» не тождественны по содержанию. Каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека.

В любом случае личность характеризуется многообразием свойств, и это многообразие закономерно. Понятно, что в связи с этим особо значимой становится задача исследования организа­ции свойств личности в единую структуру и прежде всего выяв­ления тех из них, которые выступают в роли системообразующих.

Но чтобы подойти к решению этой задачи, необходимо в пер­вую очередь рассмотреть вопрос о происхождении свойств лич­ности. Откуда они берутся? Что является их объективным ос­нованием? Какие детерминанты определяют их формирование и развитие? В силу каких причин (и при каких обстоятельствах) У того или иного индивида складывается определенная структу­ра личностных свойств и в силу каких причин она изменяется?

Как известно, многочисленные попытки ответить на эти во­просы на основе изучения индивида, рассматриваемого per se, вывести психические свойства личности человека из его натуры не увенчиваются успехом. Как бы детально ни изучались челове­ческий организм, функции человеческого мозга, динамика пси­хических процессов и состояний, их индивидуальное своеобра­зие и т. д., понять основания и другие детерминанты свойств лич­ности на базе только этого не удается.

Психические свойства личности не могут быть раскрыты ни как функциональные, ни тем более как материально-структур­ные. Они принадлежат к той категории свойств, которые опре­деляются как системные. А это значит, что для раскрытия их объективного основания нужно выйти в исследовании за преде­лы индивида и рассмотреть его как элемент системы. Этой сис­темой является общество. Личностные свойства как проявле­ния социального качества индивида можно понять лишь при изучении его жизни в обществе. Только анализ отношения «ин­дивид—общество» позволяет раскрыть основания свойств чело­века как личности.

Чтобы понять основания, на которых формируются те или иные свойства личности, нужно рассмотреть ее жизнь в обще­стве, ее движение в системе общественных отношений. Эти от­ношения выражаются прежде всего в том, в какие общности, в силу каких объективных причин включается в процессе жизни тот или иной конкретный индивид. В конечном счете его лично­стные свойства формируются и развиваются в зависимости от его принадлежности к определенному классу, нации, этниче­ской группе, профессиональной категории, семье определенно­го (исторически сложившегося) типа, от образования (если он его получает) в школе (и средней и высшей) определенного типа; членства в общественных или политических организаци­ях и т. д.

Включенность индивида в те или иные общности определя­ет содержание и характер выполняемых им деятельностей, круг и способы общения с другими людьми, т. е. особенности его социального бытия, его образ жизни. Это либо содейству­ет его развитию (как, например, в подлинном коллективе), либо сдерживает развитие и уродует личность (как, например, в группах корпоративного типа).

Но образ жизни отдельных индивидов, тех или иных общно­стей людей, а также общества в целом определяется историче­ски развивающейся системой общественных отношений. Поэто­му в ходе его изучения должна быть в первую очередь раскрыта специфика проявлений этой системы. Понятно, что такую зада­чу психология может решить только в контакте с другими обще­ственными науками.

Однако неверно представлять себе дело так, что образ жиз­ни индивида точно и однозначно копирует образ жизни обще­ства или определенных общностей людей. Общий, характерный для данного общества образ жизни выражается в огромной мас­се индивидуальных вариантов. Эти варианты существенно за­висят от того, в какие общности и каким образом включается тот или иной конкретный индивид, мерой его участия в разных видах общественных отношений, совокупностью выполняемых деятельностей и кругом общения.

Итак, общим объективным основанием свойств личности яв­ляется система общественных отношений. В этом смысле обще­ство порождает личность. Личность и общество не противостоят друг другу как две разные взаимодействующие силы. Лич­ность— это член общества и его продукт. Отношение «инди­вид—общество» есть отношение порождения, формирования личности обществом. И вместе с тем порождение, формирова­ние и развитие личностей (их исторически определенных ти­пов) является необходимой «составляющей» самого процесса развития общества, поскольку без личностей ни этот процесс, ни самое общество не могут существовать.

Для личности общество — это не просто некоторая внешняя среда. Как член общества, она объективно необходимым обра­зом включена (осознает она это или нет) в систему обществен­ных отношений. Ее мотивы, стремления, установки, привычки, симпатии и антипатии зависят от того, каково ее объективное отношение к производству, обмену и потреблению, какими гражданскими правами она обладает, как включена в полити­ческую и идеологическую жизнь общества и т. д. Конечно, связь общественных отношений и психологических свойств личности не прямая. Она опосредствуется множеством факторов и усло­вий, которые требуют специального исследования.

При рассмотрении социальной детерминации личности (осо­бенно если эта детерминация понимается как линейная) обна­руживается противоречие; с одной стороны, свойства личности, прежде всего ее сознание и воля, определяются общественны­ми отношениями, которые не зависят от сознания и воли; с дру­гой — личность (во всяком случае, развитая личность) в своей общественной жизни, конечно, ведет себя как сознательное су­щество, обладающее мотивами, целями, волей и т. п.; она актив­но — в большей или меньшей степени — строит свои отноше­ния с другими людьми.

Это противоречие разрешается практически — в действиях личности по отношению к другим личностям и в их действиях по отношению к ней. Социальная детерминация личностей осу­ществляется именно в их действиях и взаимодействиях. Напом­ним еще раз, что общественные отношения складываются из действий конкретных личностей.

Позицию личности в обществе (ее индивидуальное бытие) было бы неверно изображать как некую точку в сложной сети связей между людьми. Скорее ее можно представить как «многомерное динамическое пространство», каждое измерение которого соответствует определенному виду общественных отношений.

В жизни каждой личности эти виды имеют различные «веса».; В один она включена непосредственно, в другие — опосредство­ванно (при этом опосредствование может быть весьма слож­ным). Одни виды объективно оказываются доминирующими, другие — подчиненными. Некоторые «проходят» через всю ее жизнь (или значительный отрезок жизни), в другие она включа­ется эпизодически и т. д. Способы включения и мера участия личности в разных видах общественных отношений так же раз­личны; в них, в частности, по-разному складываются взаимосвя­зи разных форм деятельности и общения.

Иначе говоря, «пространство отношений» каждой личности специфично и весьма динамично.

Детерминированность личности общественными отношениями вовсе не означает, что она является их пассивным слепком/ Более того, самая сущность социальной детерминации исключает это. Включение личности в систему общественных отношений и ее движение в этой системе могут осуществляться только как активный процесс.

Возьмем, к примеру, такие психологические характеристи­ки (состояния) человека, как переживания, чувства и эмоции (не будем обсуждать сейчас вопрос о соотношении между ними). Б психологии накоплено немало данных, позволяющих теми или иными способами оценивать модальность, глубину, устойчивость, динамику эмоциональных состояний; изучаются также интериндивидуальные различия людей по этим показате­лям. Но они описывают эмоцию абстрактно, как таковую, а не в ее личностном аспекте. Переход к этому аспекту требует выяс­нения того, какие события являются значимыми для данного индивида и вызывают у него те или иные эмоциональные со­стояния. Связаны ли эти состояния только с событиями его собственной жизни или той группы людей, которой он принад­лежит (например, семьи), или же в них находят проявления гражданские чувства, содержанием которых является жизнь об­щества. Понять же, чем обусловливается личностная значи­мость воспринимаемых событий, невозможно без анализа раз­вития данной личности в обществе.

То же можно сказать и об интеллекте. Как и эмоции, его мож­но описать целым рядом показателей. Но когда интеллект рас­сматривается как свойство личности, то неизбежно возникают вопросы о том, какие жизненные задачи выбирает эта личность, с каких позиций она их решает, использует ли она свои интел­лектуальные возможности только в своих личных интересах или в интересах общества или против общества. Иначе говоря, изучение интеллекта в личностном плане предполагает выявле­ние его социальной направленности.

То же можно сказать и о волевых свойствах личности. Оцен­ка этих свойств «вообще» мало что дает. Они должны быть взя­ты относительно функций, которые личность выполняет в об­ществе, ее позиции, ее общественной направленности.

Конечно, эта старая триада — эмоции, интеллект и воля — позволяет описывать лишь очень общие, глобальные черты психологического портрета личности. Его детализация предпо­лагает изучение и многих других — на первый взгляд, быть может, и не очень важных — психологических (и даже непсихологических) особенностей. При определенных условиях суще­ственными свойствами личности могут оказаться, например, специфически развитая чувствительность того или иного ана­лизатора, скорость реакции, умение распределять внимание или объем кратковременной памяти и т. д.

Из всего сказанного выше следует, что развитие индивида как личности в обществе обеспечивается сложной, системной детерминацией.

В этом развитии диалектически сочетаются два процесса. С одной стороны, личность все более полно включается в систе­му общественных отношений; ее связи с людьми и разными сфе­рами жизни общества расширяются и углубляются; и только бла­годаря этому она овладевает общественным опытом, присваива­ет его, делает своим достоянием. Эта сторона развития личности часто определяется как ее социализация. С другой стороны, при­общаясь к различным сферам жизни общества, личность вмес­те с тем приобретает и все большую самостоятельность, отно­сительную автономность, т. е. ее развитие в обществе включает процесс индивидуализации. Индивидуализация — это фунда­ментальный феномен общественного развития человека. Один из его признаков (и показателей) состоит в том, что у каждой личности формируется ее собственный (и уникальный) образ жизни и собственный внутренний мир.


написать администратору сайта