Главная страница

Поэтика ранних романтических рассказов М. Горького (Челкаш, Старуха-изергиль, Макар Чудра, Мальва). ИРЛ 1 задание. Рассказов М. Горького "Челкаш", "Старухаизергиль"


Скачать 19 Kb.
НазваниеРассказов М. Горького "Челкаш", "Старухаизергиль"
АнкорПоэтика ранних романтических рассказов М. Горького (Челкаш, Старуха-изергиль, Макар Чудра, Мальва
Дата28.05.2020
Размер19 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаИРЛ 1 задание .docx
ТипРассказ
#126357

Бирюкова Екатерина

21ф1801а

ИРЛ

Поэтика ранних романтических рассказов М. Горького ("Челкаш", "Старуха-изергиль", "Макар Чудра", "Мальва")

Среди ранних романтических рассказов М. Горького «Челкаш», «Старуха-Изергиль», «Макар Чудра» и «Мальва» можно провести множество параллелей.
Начну с образа-символа, который с самых первых строк, окутывает и раскрывает поэтику всех четырёх рассказов. Это, несомненно, образ моря. В «Старухе Изергиль» рассказчик «слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу», в «Макаре Чудре» старый цыган сторожил коней своего табора на берегу моря, в рассказе «Челкаш» люди работали на гигантах-пароходах, заглушая плеск моря своими разговорами, и «дикой музыкой труда», и в «Мальве» - «море смеялось», «в тени одной из лодок лежал Василий Легостев, караульщик на косе, передовом посте рыбных промыслов Гребенщикова», лежал и видел, как едет к нему его Мальва.

Море символизирует бескрайность, надежду и свободу. Оно простирается далеко за границы нашей видимости, само по себе оно свободно, со своими явлениями и «законами». Выбор М. Горьким моря, как места действия, сопряжен с поэтикой ранних романтических рассказов. Всех их пронизывает мотив вечного равновесия, жизни, судьбы и свободы. В рассказе «Старуха Изергиль» старуха произносит значимую фразу: «Каждый сам себе судьба!». Судьбу могут творить люди сильные, а если они сильные, значит они и красивые – говорит старуха. Какой человек может творить свою судьбу? Человек свободный, который ни к чему не привязан. В подтексте рассказа создаётся четкий тезис: «Человек свободный должен быть смелым, и тогда он сможет творить свою судьбу». Тезис подтверждается невероятно красивым и горьким рассказов о молодом человеке Данко.

Но почему свободный от всех, от людей, от мыслей Ларра был поражен и людьми, и судьбой? Ответ на этот вопрос произносит старуха: «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей... Вот как был поражен человек за гордость!»

В «Макаре Чудре» рассказчик, чьё имя вынесено в заголовок, считает, что нужно просто впитывать в себя жизнь. Самое главное для человека – это воля и свобода. Своим рассказом о молодом цыгане Лойко Зобаре Макар Чудра показывает, что может сделать с самым свободным и вольным человеком такое чувство, как любовь. Страсть – это плен души, который свободному человеку перекрывает дыхание. Человек пренебрегает своей свободой, которую неотступно сохранял всю свою жизнь, и ставит на первое место любовь. Лойко Зобар, который когда-то «играл с девушками, как кречет с утками», теперь любит красавицу Радду больше своей воли. Лойко «прильнул устами к ногам мертый Радды» после того, как сам же убил её.

В завершение своего рассказа Макар Чудра произносит фразу, которая отражает поэтику свободы произведения « …Идешь ты, ну и иди своим путем, не сворачивая в сторону. Прямо и иди. Может, и не загинешь даром. Вот и все, сокол!». Не стоит забывать, что местом действия в этом рассказе является море.

Так же и в рассказе «Челкаш» главный герой ловкий вор и пьяница Гришка Челкаш, раньше обычный крестьянин, у которого был хозяйственный отец, любящая мать и жена, теперь свободен, он ворует и зарабатывает на этом большие деньги. Свои кражи он проводит на бесконечном, свободном и открытом пространстве – на море. Но его душа заключена в рамки, в минуты слабости он с горечью вспоминает о своей деревенской жизни, о жизни, которая ему нравилась. Мотив свободы пронизывает весь рассказ, на нём построен образ Челкаша, человека, которого уважают, человека свободного и вольного, но, к сожалению, совершенно одинокого.
Море в рассказе не только символ свободы, но еще и хранитель множества тайн, оно стирает следы произошедших событий, но навсегда сохраняет их в себе. Последний абзац четко ставит перед нами данную символику: «Скоро дождь и брызги волн смыли красное пятно на том месте, где лежал Челкаш, смыли следы Челкаша и следы молодого парня на прибрежном песке... И на пустынном берегу моря не осталось ничего в воспоминание о маленькой драме, разыгравшейся между двумя людьми.»

Перейдём к последнему для нашего анализа рассказу М. Горького «Мальва», действия которого тоже происходят на берегу моря. На этот раз это не вольное море, а современная цивилизация. Василий, имеющий жену и сына, устроился на рыбный промысел и покинул свою деревню. На косе он был свободным, работал и работа была легче, чем в деревне, к нему приезжала любовница Мальва. Но всё изменилось, когда Мальва приехала не одна, а с его сыном. Настроив отца и сына друг против друга, она не осталась ни с одним из них. Василий вернулся к своей жене в деревню спустя 5 лет после отъезда. События, которые изменили весь уклад жизни Василия, сложенный за 5 лет пребывания на косе, уклад, который его полностью устраивал, отняли у него и его свободу. Теперь он уехал к жене, где ждут его всё прежние заботы.

Так же рассмотрим мотив отдалённости от родного дома, пронизывающий все четыре рассказа. В «Старухе Изергиль» рассказчик слышал рассказы в Бессарабии, а сама старуха в детстве «жила с матерью под Фальми, на самом берегу Барлыта». Следовательно, сейчас она вдали от своего дома. В рассказе «Челкаш» главный герой тоже давно покинул свой родной дом, где были у него и мать, и отец, и жена. В «Макаре Чудре» табор рассказчика кочевал по Буковине, когда познакомился лично с Лойко Забаром. И в «Мальве» Василий покинул свою деревню и жил 5 лет на косе.

Среди ранних романтических рассказов М. Горького можно выделить много общего. Их объединяет и поэтика, и мотивы, проходящие «сквозь» все рассказы, и схожие образы, и средства создания места действия, и пейзажи и ещё многое другое.


написать администратору сайта