Главная страница
Навигация по странице:

  • Часть первая

  • Захава. Рассматриваются вопросы накопления материала для роли, прослеживаются основные этапы репетиционного процесса


    Скачать 1.25 Mb.
    НазваниеРассматриваются вопросы накопления материала для роли, прослеживаются основные этапы репетиционного процесса
    АнкорЗахава
    Дата16.01.2022
    Размер1.25 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаzakhava_b-masterstvo_aktera_i_rezhissera(1).pdf
    ТипУчебное пособие
    #332820
    страница1 из 21
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

    Захава Б. Е. «Мастерство актера и режиссера»
    Изд. 3-е, испр. и доп.
    Учеб. пособие для институтов культуры, театральных, и культ.-просвет. Училищ.
    Москва, «Просвещение», 1973 г.
    Учебное пособие обобщает опыт работы со студентами по актерскому и режиссерскому мастерству в Театральном училище им. Б. В. Щукина; дана система упражнения, помогающих начинающему актеру в создании сценического образа.
    Рассматриваются вопросы накопления материала для роли, прослеживаются основные этапы репетиционного процесса.
    Страница 1

    Оглавление
    Предисловие........................................................................................................................................5
    Часть первая........................................................................................................................................7
    Глава первая: МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО................................................................7
    Глава вторая: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ТЕАТРА................................................................10
    Театр — искусство коллективное..........................................................................................10
    Театр — искусство синтетическое. Актер — носитель специфики театра ......................10
    Действие — основной материал театрального искусства...................................................11
    Драматургия — ведущий компонент театра .......................................................................12
    Творчество актера — основной материал режиссерского искусства ...............................15
    Зритель — творческий компонент театра ............................................................................15
    Глава третья: О ПРИРОДЕ АКТЕРСКОЙ ИГРЫ.....................................................................17
    Единство физического и психического, объективного и субъективного в актерском творчестве................................................................................................................................19
    Природа сценических переживаний актера..........................................................................20
    Единство актера-образа и актера-творца .............................................................................24
    Действие — главный возбудитель сценических переживаний актера..............................28
    Действие — основной материал актерского искусства......................................................31
    Синтез «переживания» и «представления»..........................................................................31
    Часть вторая. Мастерство актёра....................................................................................................35
    Глава четвертая: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ АКТЕРА..............................35
    Общие положения...................................................................................................................35
    Воспитание художественного вкуса.....................................................................................36
    Дисциплинарно-этическое воспитание.................................................................................37
    Сценическое воспитание актера............................................................................................43
    Система К. С. Станиславского ..............................................................................................43
    Внутренняя и внешняя техника.............................................................................................48
    Единство чувства правды и чувства формы.........................................................................48
    О методе работы над ролью...................................................................................................51
    Глава пятая: СЦЕНИЧЕСКОЕ ВНИМАНИЕ АКТЕРА...........................................................52
    Виды внимания........................................................................................................................52
    Объекты непроизвольного внимания актера .......................................................................55
    Творческий зажим и актерская сосредоточенность.............................................................56
    Правильный выбор объекта...................................................................................................57
    О непрерывной линии внимания...........................................................................................57
    Нужно ли видеть то, чего нет? ..............................................................................................59
    Сценическое внимание и фантазия ......................................................................................61
    О субъекте сценического внимания......................................................................................63
    Актер и зритель.......................................................................................................................64
    Внимание в жизни и на сцене................................................................................................65
    Внимание формальное и творческое ....................................................................................68
    Практические выводы.............................................................................................................69
    Глава шестая: СЦЕНИЧЕСКАЯ СВОБОДА.............................................................................70
    Основной закон пластики.......................................................................................................70
    Свобода внешняя и внутренняя.............................................................................................70
    Принцип компенсации............................................................................................................73
    Страница 2

    Мускульная свобода и сценическое внимание....................................................................74
    Глава седьмая: СЦЕНИЧЕСКАЯ ВЕРА....................................................................................76
    Убежденность актера — необходимое условие убедительности его игры.......................76
    Сценическое оправдание — путь к вере...............................................................................79
    Случайности ни сцене и их оправдание...............................................................................80
    Специфика актерского воображения....................................................................................81
    Практические выводы.............................................................................................................82
    Глава восьмая: СЦЕНИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ И ОЦЕНКА ФАКТА................................83
    Сценическое отношение — путь к образу ...........................................................................84
    Отношение— основа действия. ............................................................................................84
    Два вида сценических отношений ........................................................................................85
    Оценка факта...........................................................................................................................85
    Зарождение сценического действия .....................................................................................86
    Практические выводы ............................................................................................................86
    Глава девятая: СЦЕНИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ..........................................................................87
    Физические и психические действия, предлагаемые обстоятельства и сценический образ.........................................................................................................................................88
    Виды психических действий. Условный характер классификации...................................90
    Значение простейших, физических действий в творчестве актера....................................92
    Превращение психических задач в физические...................................................................94
    «Метод физических действий» Станиславского и «биомеханика» Мейерхольда...........96
    Словесное действие. Логика и образность речи..................................................................97
    Текст и подтекст......................................................................................................................98
    Замысел роли и отбор действий..........................................................................................100
    Сценическая задача и ее элементы......................................................................................100
    Сценическое общение...........................................................................................................102
    Импровизация и фиксирование приспособлений..............................................................103
    Глава десятая: ДОМАШНЯЯ РАБОТА АКТЕРА НАД РОЛЬЮ..........................................106
    Изучение жизни.....................................................................................................................106
    Фантазирование о роли.........................................................................................................109
    Вскрытие текста....................................................................................................................112
    Работа над внешней характерностью..................................................................................114
    Домашние этюды..................................................................................................................117
    Часть третья. Мастерство режиссера............................................................................................119
    Глава одиннадцатая: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ РЕЖИССУРЫ.........119
    Режиссерский замысел.........................................................................................................119
    Жанр пьесы и жанр спектакля.............................................................................................123
    Содержание, форма и мастерство........................................................................................125
    Новаторство и мода в режиссерском искусстве.................................................................126
    О правдоподобии, условности и мастерстве......................................................................128
    Манера актерской игры — основной технологический вопрос режиссерского замысла
    .................................................................................................................................................129
    О внешнем оформлении спектакля.....................................................................................130
    Режиссер и актер...................................................................................................................131
    Глава двенадцатая: РАБОТА РЕЖИССЕРА НАД ПЬЕСОЙ................................................133
    Первое впечатление..............................................................................................................133
    Определение темы пьесы, ее идеи и сверхзадачи..............................................................143
    Глава тринадцатая: РАБОТА РЕЖИССЕРА С АКТЕРОМ...................................................160
    Страница 3

    Правильное самочувствие актера на сцене........................................................................162
    Язык режиссерских заданий — действия...........................................................................164
    Форма режиссерских заданий. Показ, объяснение и подсказ..........................................166
    Застольный период работы над пьесой...............................................................................168
    Работа режиссера над мизансценой....................................................................................171
    Устранение творческих препятствий..................................................................................173
    Глава четырнадцатая: ВОСПИТАНИЕ РЕЖИССЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.................179
    Общие условия художественного творчества....................................................................179
    Режиссерские профессиональные способности.................................................................182
    Режиссерские упражнения...................................................................................................187
    Упражнения для развития режиссерской фантазии и воображения................................192
    ПРИЛОЖЕНИЕ..............................................................................................................................209
    Воспитание сценического внимания.......................................................................................209
    Воспитание сценической свободы...........................................................................................219
    Воспитание сценической веры.................................................................................................223
    Упражнения на отношение и оценку факта............................................................................225
    Страница 4

    Предисловие
    Предисловие
    Захава, Борис Евгеньевич (1896-1976), русский актер, режиссер, педагог, театровед.
    Народный артист СССР (1967), лауреат Государственной премии СССР (1952). Родился 12 мая 1896 в Павлограде Екатеринославской губ. В семье представителя знаменитой династии тульских оружейников. Родители увлекались театром, участвовали в любительских драматических спектаклях, пятилетний мальчик выступал на семейных концертах. Учился в
    Павлоградской казенной классической гимназии, затем был определен в кадетский корпус в г. Орле. В 1910 был принят в 3-й Московский кадетский корпус. Пересмотрел все спектакли в Большом и Малом театрах, ходил в театры Корша и Незлобина, но самые яркие впечатления пережил на спектаклях Московского Художественного театра. Играл Наполеона в любительском спектакле «Не в силе Бог, а в правде». Поступил в Коммерческий институт, но, мечтая о театре, записался в студенческую театральную студию (в дальнейшем
    Мансуровскую — по имени переулка, где она располагалась), художественным руководителем которой был назначен артист и режиссер 1-й Студии МХТ Е.Б. Вахтангов. 26 марта 1914 была сыграна пьеса Б. Зайцева «Усадьба Ланиных» (Захава играл студента
    Евгения), спектакль провалился. С 10 (23) октября 1914 (первая лекция Вахтангова) начались систематические занятия. Самодеятельный кружок стал театральной школой, позднее этот день будет считаться днем основания Театрального училища имени Б.В. Щукина при Театре им. Евг. Вахтангова. В 1918 Вахтангов поручил Захаве и Ю.А. Завадскому вести занятия в т.н. Мамоновской студии, решив по режиссерскому рисунку уже поставленного им спектакля в 1-й Студии осуществить постановку «Потопа» со студентами. Из-за его болезни спектакль ставил А. Дикий, Захава играл Чарли. В качестве дипломного спектакля Вахтангов поставил «Чудо святого Антония» М. Метерлинка (1918), в 1920 возобновил эту работу, поручив ее Завадскому. Захава играл Доктора со «стопроцентной актерской верой в правду вымысла». Первой работой Захавы — ученика режиссерского класса Вахтангова был
    «Юбилей» А.П. Чехова. После коррекции мастера (играть не комедию, а водевиль) уменьшилось игровое пространство (остались все мизансцены), действие приобрело эксцентричный, гротесковый характер. После смерти Вахтангова (1922) в 3-й Студии начались разногласия. В 1923 Захава выпустил свой первый самостоятельный спектакль
    «Правда хорошо, а счастье лучше» А.Н. Островского, в котором чувствовалось влияние вахтанговской «Принцессы Турандот». В 1923, после успешных гастролей 3-й Студии в
    Петрограде, труппа выехала за рубеж. В гастрольной афише стояли «Принцесса Турандот»
    Гоцци, «Чудо святого Антония» в один вечер со «Свадьбой» Чехова и «Правда хорошо, а счастье лучше». В стокгольмской «Принцессе Турандот» принимал участие премьер
    Королевского театра Геста Экман, он представлял артистов и переводил. После возвращения в сезоне 1923-1924 Вл.И. Немирович-Данченко назначил Завадского единоличным директором, что не разрядило атмосферу в Студии. «Вахтанговцы» организовали
    «Художественный актив» — коллективный орган руководства театром, председателем стал
    Захава. За пять лет были поставлены «Виринея» Л.Н. Сейфулиной, «Разлом» Б.А. Лавренева,
    «Барсуки» Л.М. Леонова, «На крови» Мстиславского, «Заговор чувств» Ю.К. Олеши.
    Немирович-Данченко намеревался объединить 2-ю Студию с 3-й, но вахтанговцы отстояли свою самостоятельность: студия стала называться Государственной академической Студией имени Евгения Вахтангова. Тогда же Захава был принят в труппу Театра им. Вс.
    Мейерхольда, сохранив за собой роли в вахтанговских спектаклях «Чудо Святого Антония»
    (Доктор) и «Принцесса Турандот» (Тимур). У Мейерхольда, однажды назвавшего Захаву
    «биомеханическим актером», сыграл Восьмибратова в «Лесе» Островского, председателя
    Страница 5

    Предисловие французской палаты в «Д.Е.» по роману И.Г. Эренбурга и Ван-Кампердаффа в «Учителе
    Бубусе» А.М. Файко. Премьера «Леса «состоялась 19 января 1924 и имела грандиозный успех. В «Д.Е.» интересным было оформление — впервые были использованы движущиеся стены. Захаве предлагались две роли — председателя французского парламента и английского лорда, от второй он отказался. В «Учителе» Бубусе в основу исполнения роли крупного европейского негоцианта Ван-Кампердаффа был положен особый прием, который
    Мейерхольд называл «предыгрой». В результате бесконечных мимических пауз спектакль шел в замедленном ритме, и удачей мастера его назвать трудно. В 1926 Захава поставил спектакль «Барсуки» по роману Леонова, задумав его как народную трагедию и требуя от актеров «правды внутреннего чувства» (определение Вахтангова). В пьесе «Разлом»
    Лавренева (1927), поставленном А.Д. Поповым, превосходно сыграл старого матроса
    Митрича. В 1931 совместно с И.М. Рапопортом Захава поставил «Пучину» Ю. Слезкина
    (художник Н. Акимов). Событием театральной жизни столицы стала постановка в 1932 пьесы М. Горького «Егор Булычов и другие» с Б.В. Щукиным в главной роли. Впоследствии
    Захава ставил эту пьесу еще четыре раза — два раза в Армении, в Болгарии и снова в
    Вахтанговском театре в 1951 с С.В. Лукьяновым в роли Булычова. 25 ноября 1933 в театре прошла премьера пьесы Горького «Достигаев и другие», 17 декабря 1939 — «Ревизора» Н.В.
    Гоголя, где раскрылся талант артистки Г. Пашковой. Готовя постановку «Молодой гвардии»
    Г. Гракова по роману А.А. Фадеева (1948), Захава ставил задачу «поэтическим языком рассказать о совершенно конкретном, о единственном и неповторимом». В 1950 вышел один из признанных его спектаклей «Первые радости» по роману К. Федина. Эпиграфом к постановке «Гамлета» У. Шекспира (1957) режиссер поставил слова Р. Роллана: «Вся драма
    — грозный обвинительный акт против жизни. Но вся она заряжена такой могучей жизненной силой, что страдания переплавляются в радость и сама горечь опьяняет». Гамлета сыграл
    М.Ф. Астангов. Во всех своих спектаклях Захава развивал творческие поиски Вахтангова.
    Одна из его больших актерских побед — роль Кутузова в фильме С.Ф. Бондарчука «Война и мир» (1965-1967) по роману Л.Н. Толстого. Преподавательскую деятельность Захава начал еще в 1918, в Школе-студии Вахтангова, 1925 стал ее руководителем. Преподавал актерское и режиссерское мастерство. Руководил узбекской студией в Москве (1927-1930), преподавал в Институте кинематографии (1937-1940), был заведующим кафедрой режиссуры в ГИТИСе
    (1944-1949). Доктор искусствоведения, профессор. Умер Захава в Москве 25 ноября 1976.
    Страница 6

    Часть первая
    Часть первая
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


    написать администратору сайта