Главная страница

Развитие детского изобразительного творчества в дошкольном возрасте Содержание


Скачать 124.99 Kb.
НазваниеРазвитие детского изобразительного творчества в дошкольном возрасте Содержание
Дата18.05.2023
Размер124.99 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаdiplom_1.docx
ТипРеферат
#1140729
страница6 из 7
1   2   3   4   5   6   7

2.3. Анализ опытной работы



Для выявления эффективности формирующего этапа эксперимента был проведен контрольный этап. Его цель состояла в выявлении эффективности цикла занятий, направленного на развитие детского изобразительного творчества.

ЗАДАЧИ ДАННОГО ЭТАПА:

1. Охарактеризовать изменения в творческих проявлениях детей.

2. Сравнить особенности выбора детьми содержания творческих рисунков на констатирующих и контрольных этапах при создании условий развития детского изобразительного творчества.

3. Проследить динамику изменений, произошедших в проявлении
оригинальности в детских рисунках.

Контрольный этап эксперимента строился по аналогии с констатирующим. Он включал в себя такие методы исследования, как тестовое задание «Нарисуй, что-нибудь необычное», индивидуальные беседы с детьми об их рисунках, наблюдение процесса рисования и его анализ, анализ детских рисунков, тестовое задание « Шесть кругов», анкетирование родителей.

Для выявления уровня овладения изобразительной деятельностью и изменения в развития творчества были взяты показатели и критерии, разработанные Т.С. Комаровой, которые были использованы в констатирующем эксперименте.

Для диагностики мы взяли группу критериев, построенной на анализе продуктов деятельности и позволяющей определять уровни овладения рисованием детей в экспериментальной группе после серии занятий по овладению нетрадиционными художественными техниками. Мы сделали сводную таблицу и представили в ней все оценки, полученные детьми по каждому критерию и показателю. Таким образом, определили количество детей, имеющих высокий, средний и низкий уровень развития изобразительной деятельности дошкольников.

Результаты диагностики представлены в таблице № 3

Таблица № 3

Анализ уровня развития изобразительной деятельности дошкольников в экспериментальной группе




Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Констатирующий этап

2 чел.

5 чел.

3 чел.

Контрольный этап

5 чел.

4 чел.

1 чел.


Итак, из анализа уровня развития изобразительной деятельности видно, что увеличилось количество детей, имеющих высокий и средний уровни, а количество детей, имеющий низкий уровень, уменьшилось человек. Дети стали более точно передавать форму и строение предметов, передавать композицию по всей плоскости листа. Проявилось творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение с ним, дети стали использовать в рисунках большое количество цветов и оттенков. Цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого. Возросло эмоциональное отношение к рисованию, дети с радостью и увлечением приступают к заданию педагога, стараются выполнить задание самостоятельно, увеличилось количество оригинальных изображений.

Для более полного представления о творчестве детей необходимо сравнить уровень нестандартности творческого мышления в экспериментальной группе на констатирующем и итоговом этапе.

Для этого за основу была взята диагностика Т.С. Комаровой «Шесть кругов». Выполнение этого диагностического задания оценивалось по критериям «продуктивность», «оригинальность», количество индивидуальных изображений.

Обработка и анализ полученных результатов в экспериментальной группе позволили сделать вывод о том, что процент продуктивности значительно повысился и составил-90%. 5 детей заполнили все кружочки, 4 ребёнка оставили незаполненными 1-2 кружочка. Дошкольники с удовольствием включились в деятельность, задание вызвало у детей эмоциональный отклик, они свободно экспериментировали с цветом, рисунки были яркими, эмоциональными. Дети старались наделять предмет оригинальным образным содержанием, например, мордочки зверюшек (заяц, мишка, поросенок, мышонок, котенок, щенок), цветок (цветик-семицветик, подсолнух, ромашка, одуванчик, сказочный), яблоко (желтое, красное, зеленое). Таким образом, процент оригинальности вырос на 31%. Также увеличилось количество созданных детьми индивидуальных изображений и составило - 10%. Тестирование осуществлялось индивидуально, поэтому возможность копирования была исключена. Каждый образ, созданный ребенком, можно считать оригинальным (даже если он повторяется в рисунках других детей).

Таким образом, исходя из задач экспериментальной работы, на основе изучения философской, психологической, педагогической и искусствоведческой литературы и, опираясь на составленные, на констатирующем этапе критерии развития творчества детей, мы провели анализ детских рисунков по следующим показателям:

- композиционное и цветовое решение;

- нетрадиционная техника исполнения;

- передача настроения, эмоциональность;

- оригинальность,

- соединение нетрадиционных техник в одном рисунке.

В ходе контрольного этапа были проанализированы рисунки дошкольников 4-5 лет, в соответствии с определенными на констатирующем этапе уровнями развития творчества детей 4-5 лет. Результаты этого анализа представлены в таблице № 4.

Таблица № 4
Творческие проявления детей на контрольном этапе

Критерии

Констатирующий этап (%)

Контрольный этап (%)

Композиция

37

50

Оригинальность

40

60

Нетрадиционная художественная техника

9

90

Соединение техник

-

40

Эмоциональность

14

80


Таким образом, проведение контрольного этапа позволило провести сравнение результатов творческих проявлений детей до и после обучения. Так, можно отметить разнообразие техники исполнения рисунков: оттиск, набивка сухой клеевой кистью, восковые мелки в сочетании с акварелью, рисование пальчиками, использование нескольких изобразительных техник в одном рисунке. 90% детей используют в своих работах различные нетрадиционные художественные техники, 40% детей используют в одном рисунке несколько нетрадиционных художественных техник. Различна степень применения нетрадиционных художественных техник, так самая распространенная техника - рисования пальчиками - ее используют 50% детей, дальше идет пастельные мелки 42%, восковую свечу использует 14%, технику оттиска и печати 10%. Возросла эмоциональность, это заключалось в том, что у детей возрос интерес к художественной деятельности. Уже через несколько занятий, было завоевано доверие детей. Им нравилось то, что они создавали. В группе, где проводились занятия, педагога дети встречали вопросами: «Что мы сегодня будем делать?» «Мы будем сегодня рисовать?» «Когда вы еще придете?» Такая заинтересованность детей очень помогала, особенно в начале работы, преодолевать трудности, возникающие на занятиях. Выросла самостоятельность детей в процессе выполнения композиции, дошкольники реже стали обращаться за помощью, стремились выполнять задание без помощи взрослого, обсуждали особенности применения нетрадиционных художественных техник между собой. Количество применения детьми оригинальных элементов, применение готовых образов в необычных ситуациях выросла с 40% до 60%.Дошкольники не только стремились к выполнению образа или композиции самостоятельно, но с включение дополнений, преобразовывали ошибки в достоинства (гибкость), переносили навыки работы с одним материалом на другой, аккуратно выполняли рисунки, эмоционально передавали настроение посредствам цвета. По результатам экспериментальной работы видно изменение уровня развития детского изобразительного творчества.

Проведение контрольного этапа позволило провести сравнение показателей сформированости элементов художественно-творческой деятельности. Улучшились навыки и умения работы с нетрадиционными художественными техниками, выросло количество применяемых детьми оригинальных элементов. Из анализа детских работ, высказываний детей можно было констатировать, что у них начинает формироваться опыт творческой деятельности, появляются образы воображения, которых раньше не было.

На занятиях дети получали знания об эталонах цвета, формы и величины предметов, развивалось умение составлять предмет из нескольких частей. В последующем эти навыки и умения окажут большое влияние на скорость овладения творческой деятельностью.

На констатирующем и контрольном этапах было проведено анкетирование родителей. Образец анкеты представлен в приложении. Проанализировав анкеты можно сделать следующие выводы: изменилось отношение родителей к важности и необходимости изобразительной деятельности для дошкольников. Если раньше родители не обращали внимание на то, какие условия для изобразительной деятельности созданы для ребенка дома. У некоторых детей не было никаких изобразительных материалов, у 40% только цветные карандаши, многие родители не считали нужным рисовать вместе с ребенком. Во время формирующего эксперимента была проведена выставка работ детей, где родители могли увидеть интересные работы своих детей, а на итоговом этапе эксперимента родители отметили, что у детей появился интерес к изобразительной деятельности, они стали чаще дома рисовать и привлекать родителей к совместной деятельности.

Также на контрольном этапе была проанализирована динамика изменений уровней художественного творчества в процессе обучения в экспериментальной и контрольной группах, которая представлена в таблице № 5.

Таблица № 5

Динамика изменений уровней художественного творчества

в процессе обучения

Уровни художественного творчества

Экспериментальная группа

Контрольная группа



До обучения

(чел. +%)

После обучения

(чел. +%)

До обучения

(чел. +%)

После обучения

(чел. +%)

Высокий

2 чел., 20 %

5 чел., 50 %

2 чел., 20 %

3 чел., 30 %

Средний

5 чел., 50 %

4 чел., 40 %

6 чел., 60 %

5 чел., 50 %

Низкий

3 чел., 30 %

1 чел., 10 %

2 чел., 20 %

2 чел., 20 %

Кол-во детей

10 чел., 100 %

10 чел., 100 %

10 чел., 100 %

10 чел., 100 %


Диаграмма 2

Динамика изменений уровней художественного творчества

в процессе обучения (%)


Результаты проведенного исследования показали, что одним из эффективных путей повышения уровня художественного творчества в рисунках дошкольников является создание таких условий, как организация интересной содержательной жизни ребенка; единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка; учет индивидуальных особенностей; комплексное и системное использование методов и приемов; взаимосвязь обучения и творчества.
1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта