Главная страница

Курсовая. Аттестационная работа_Казанина. Развитие музыкальных способностей дошкольников в повседневной жизни доу


Скачать 81.65 Kb.
НазваниеРазвитие музыкальных способностей дошкольников в повседневной жизни доу
АнкорКурсовая
Дата13.03.2023
Размер81.65 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаАттестационная работа_Казанина.docx
ТипДокументы
#984059
страница4 из 4
1   2   3   4

- выступления на родительских собраниях дошкольного образовательного учреждения с докладами о музыкальном образовании детей;

- открытые музыкальные занятия с детьми для родителей (с последующим обсуждением);

- конференции по вопросам взаимосвязи семьи и детского сада для решения задачи музыкального образования детей;

- анкетирование, опросы родителей с целью выявления условий музыкального развития ребёнка в семье;

- занятия-практикумы для родителей с целью их знакомства с детским музыкальным репертуаром, обучение совместному музицированию с детьми.

В соответствии с требованиями ФГОС, родители становятся участниками образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Очень важно, с первых дней посещения ребёнком дошкольного учреждения, установить контакт с родителями, чтобы и в семье, так же, как и в дошкольном образовательном учреждении, были созданы благоприятные условия для музыкального развития и воспитания дошкольника.

Рассмотрим программу развития музыкальных способностей дошкольников возрастной группы 4-6 лет.

В настоящей работе приводится программа «Детство».

В данной программе основными задачами воспитателя являются:

1. Развитие координации слуха и голоса детей, приобретение детьми певческих навыков.

2. Освоение детьми приемов игры на детских музыкальных инструментах.

3. Освоение элементов танца и ритмопластики для создания музыкальных двигательных образов в играх и драматизациях.

4. Стимулирование желание детей самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью.

Благодаря введению приемов сольмизации, дети 4-5 лет могут начинать попевки от любой ступени, соответственно перенося мелодический рисунок в «нотный дом». У них хорошо развит артикуляционный аппарат, гласные пропеваются на хорошем дыхании. С правильным звукообразованием, построенным на умении расслаблять голосовые связки.

Дети начинают создавать простейшие песенные импровизации, включая их в рассказывание сказок, в игровые драматизации; поют соло и хором без сопровождения детские песенки одноголосно и с элементами двухголосия.

Дошкольники ориентируются в игре двумя руками на металлофоне, дровах, лесенке-дровах, резонаторе и клавишных инструментах. Умеют записать простейший ритмический рисунок. Прочтение ритмо-слогами сопровождают игрой на ударных: бубен, металлофон, лесенка, ксилофон. Каждый ребенок может стать дирижером «импровизационного ансамбля» с игрой и пением, побуждая тем самым друг друга к творчеству.

В соответствии с характером музыкального образа, дети могут подобрать соответствующие средства его создания, а для его интерпретации используют подходящий музыкальный инструмент, нужный набор движений, адекватную песенную интонацию.

Развивается важнейшее умение - перенос, свидетельствующий о высоком уровне освоения музыкальной культуры: полученный на занятиях музыкальный опыт ребенок использует как в самостоятельной деятельности, так и при домашнем музицировании и пении.

В данной программе педагогом подбираются музыкальные инструменты, способные вызвать у ребенка интерес, песенный репертуар, отличающийся незамысловатостью мелодии для возможности его повторения ребенком, а также набор игр, сочетающих в себе элементы игры на музыкальном инструменте, аккомпоновку, исполнение песенного репертуара (как ранее подобранного, так и сочиненного ребенком) и игровых элементов.

Понятие музыкальная культура ребенка - это его музыкально-эстетическое сознание, которое формируется в процессе музыкальной деятельности. К компонентам музыкальной культуры ребенка относятся музыкальный опыт, музыкальную грамотность и музыкально-творческое развитие.

Формирование музыкальной культуры детей предусматривает музыкальное развитие в различных формах музыкальной работы – слушание музыки, пение, музыкально-ритмическая деятельность, музыкально-дидактические игры, игра на детских музыкальных инструментах. Все вместе они воспитывают у ребенка любовь к музыке, углубляют его восприятие и понимание окружающего, вызывают определенное к нему отношение, формируют музыкальный вкус.

Таким образом, в деятельности педагога ДОУ можно выделить три основных направления по формированию музыкальной культуры дошкольников:

- музыкальный руководитель отвечает за правильную постановку и выполнение задач музыкального образования детей;

- в перечень обязанностей педагога входит оказание методической помощи педагогическому коллективу по организации музыкального образования дошкольников;

- важным направлением деятельности педагога является его взаимодействие с родителями детей.

Для детей с самого раннего возраста необходимо создавать условия для усвоения и развития у них музыкальной культуры. Одни дети способны достичь высокого уровня музыкального развития, другие, возможно, более скромного. Важно, чтобы с раннего детства дети учились относиться к музыке как к важному явлению духовной культуры. Только развивая потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы детей, можно приобщить их к музыкальной культуре.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современных условиях, когда остро стоит проблема размытости художественно-эстетического вкуса подрастающего поколения, одним из центральных направлений работы является уровень развитости музыкальных способностей у детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст предоставляет большие возможности для формирования художественно-эстетических качеств, в том числе музыкально-творческой активности ребёнка.

«Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества».

Подобрав методы и приёмы, систематизировав работу, вовлекая в свою работу педагогов и родителей, все это позволит создать условия для развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста. Изучив содержательную сторону музыкальных способностей и возможностей детей, можно предположить, что использование творческих заданий, их вариативность, создание положительной мотивации предполагает успешное развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и развитию одарённости.

Развитие музыкальных способностей дошкольников позволяет не только эффективно воспитывать творческую личность в ребёнке, но и развиваться педагогу, проявлять художественный вкус, реализовать собственный творческий потенциал, учиться ориентироваться в стилях и направлениях музыкального искусства, соотносить свои музыкальные предпочтения с педагогическими задачами.

Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения дошкольника. Чередование видов деятельности: пения, слушание музыки, игры на детских музыкальных инструментах, движения под музыку, требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявление волевых усилий. Например, исполняя песню, необходимо вовремя начать и закончить её. В танцах, играх уметь действовать, подчиняясь ритму музыки. Всё это совершенствует волевые качества ребенка.

С помощью музыкального ритма можно добиться установления равновесия в деятельности нервной системы ребёнка, успокоить темперамент легко возбуждаемых детей или наоборот раскрепостить скованных, замкнутых, необщительных детей, исключить из моторики ребенка лишние движения и исправить неправильные.

Для детей с самого раннего возраста необходимо создавать условия для усвоения и развития у них музыкальной культуры. Одни дети способны достичь высокого уровня музыкального развития, другие, возможно, более скромного. Важно, чтобы с раннего детства дети учились относиться к музыке как к важному явлению духовной культуры. Только развивая потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы детей, можно приобщить их к музыкальной культуре.

В деятельности педагога ДОУ можно выделить три основных направления по формированию музыкальной культуры дошкольников:

- музыкальный руководитель отвечает за правильную постановку и выполнение задач музыкального образования детей;

- в перечень обязанностей педагога входит оказание методической помощи педагогическому коллективу по организации музыкального образования дошкольников;

- важным направлением деятельности педагога является его взаимодействие с родителями детей.

Одна из главных задач педагога в музыкальном образовательном процессе – сформировать у детей потребность в музыке и отношение к ней как к важнейшей духовной ценности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. – Казань: Центр инновационных технологий, 2015. – 608 с.

2. Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). – Воронеж, 2018. – 100 с.

3. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. – М.: Детский сад со всех сторон, 2015. – 124 с.

4. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: «Академия», 2002. – 354 с.

5. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: 2015. – 238 с.

6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 2018. – 210 с.

7. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учебное мпособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ИНФРО, 2019.– 284 с.

8. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 2016. – 105 с.

9. Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. - М.: Линка-Пресс, 2019. – 224 с.

10. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб: Питер, 2017. – 359 с.

11. Емельянова И.Е. Педагогическая тактика развития одаренности детей дошкольного возраста. – М.: Изд-во «Перо», 2016. – 284 с.

12. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет. – М.: Новая школа, 2016. – 286 с.

13. Зайнагов А.Р. Пути возрождения традиций художественно-эстетического воспитания детей в семье в работе с молодежью. – Екатеринбург, 2019.– 226 с.

14. Запорожец А.В. Об эмоциях и их развитии у ребенка. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. – М.: Педагогика, 2016. – 247 с.

15. Карл Орф Методика элементарного музицирования. - М.: Линка – Пресс, 2015. – 581 с.

16. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. - М.: Таланты – XXI век, 2014. – 123 с.

17. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М.: Просвещение, 2016. – 210 с.

18. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность дошкольников. – М.: Академия, 2020. – 320 с.

19. Лозовая В.И. Теоретические основы воспитания и обучения. – Харьков: 2013. – 272 с.

20. Мелик-Пашаев А.А. Художественная одаренность детей, ее выявление и развитие. – Дубна: 2016. – 112 с.

21. Мониторинг в детском саду: научно-методическое пособие. – СПб: Издательство Детство-пресс, 2015. – 592 с.

22. Музыка в детском саду: планирование, тематические и комплексные занятия/ сост. Н. Г. Барсукова [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2014. – 365 с.

23. Мухина В.С. Детская психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2020. – 352 с.

24. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Издательство Академии педагогических наук, 1947.– 334 с.

25. Художественно-эстетическое развитие ребенка в дошкольном детстве. – М.: Дрофа, 2014. – 384 с.
1   2   3   4


написать администратору сайта