Главная страница

Курсовая. Аттестационная работа_Казанина. Развитие музыкальных способностей дошкольников в повседневной жизни доу


Скачать 81.65 Kb.
НазваниеРазвитие музыкальных способностей дошкольников в повседневной жизни доу
АнкорКурсовая
Дата13.03.2023
Размер81.65 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаАттестационная работа_Казанина.docx
ТипДокументы
#984059
страница2 из 4
1   2   3   4

Педагог на данном этапе должен полностью включать своё внимание в действие: внимательно следить и глазами, улыбкой, мимикой подбадривать ребёнка, жестом, краткой подсказкой помогать в его самостоятельной творческой работе.

4. Анализ самостоятельных творческих проявлений детей.

В данный этап включается похвала каждого ребёнка, выслушивание мнение зрителей, обсуждение игры и т.д.

Показатель правильности системы в работе с дошкольниками – когда ребёнок точнее передаёт характер игрового персонажа, движения становятся свободными, исчезает скованность, появляется уверенность. При этом основными показателями творческой личности ребёнка является доминирование эмоций радости, интерес и увлечённость к фантазированию, способность быть самим собой, умение слушать своё «Я», преобладание образного восприятия мира, способность воплощать свои замыслы непосредственно в творчестве.

Само по себе творчество детей скромно по своим результатам. Но педагогическая эффективность применения его в воспитании детей значительна. Жизнь ребёнка обогащается переживаниями, которыми сопровождается процесс творчества. Деятельность эта требует от ребёнка волевых усилий при осуществлении преднамеренных действий, активности, инициативы. Она доставляет ему эстетическое удовольствие, радость, будит творческое воображение.

Таким образом, развитие музыкальных способностей дошкольников позволяет не только эффективно воспитывать творческую личность в ребёнке, но и развиваться педагогу, проявлять художественный вкус, реализовать собственный творческий потенциал, учиться ориентироваться в стилях и направлениях музыкального искусства, соотносить свои музыкальные предпочтения с педагогическими задачами.

1.2 Методы и формы развития музыкальных способностей дошкольников в повседневной жизни ДОУ
Музыкальными способностями называют способности, связанные с творческой деятельностью ребёнка в области музыки. Чтобы творческие проявления детей на занятиях имели целенаправленный, активный и эмоциональный характер, педагогу необходимо следующее [8, 15]:

- отбирать такой музыкальный материал для урока, который может являться основой формирования конкретных творческих навыков и в то же время отвечать дидактическим требованиям; использовать приёмы, методы и формы работы, способствующие созданию на уроке атмосферы творческой активности, заинтересованности, непринуждённости;

- выбирать приёмы показа образцов творчества в различных видах музыкальной деятельности учащихся, различными способами импровизировать;

- разрабатывать и ставить наиболее рациональные пути взаимодействия видов деятельности на каждом занятии, исходя из его темы.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать именно в дошкольном возрасте. Потому, что музыкальное развитие ребёнка оказывает ничем незаменимое воздействие на общее его развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок становится более чутким к окружающей его красоте и в жизни, и в искусстве.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для овладения музыкальной культурой. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребёнка как можно раньше.

Музыкальное творчество в дошкольном учреждении – один из показателей высокого уровня развития музыкальных способностей у детей, характеризующийся определёнными умениями и навыками, способностью переносить разнообразные музыкальные действия в повседневную жизнь.

Музыкальные занятия позволяют ребёнку не только в увлекательной игровой форме войти в мир музыки, но и развивает умственные и физические способности, а также способствуют социальной адаптации ребёнка. Весёлые песенки, упражнения под музыку, потешки, народная и классическая музыка оказывают самое позитивное влияние на развитие личности ребёнка, формирование его творческих способностей.

Занятия развивают двигательные навыки, координацию, концентрацию внимания, речь (подпевания, дети учатся взаимодействию в коллективе, развивают музыкальный слух, обучаются игре на музыкальных инструментах. На музыкальных занятиях детей учат петь, танцевать, слушать музыку, играть на музыкальных инструментах. Большое внимание уделяется также театрализованной деятельности. Музыкальные занятия эмоционально раскрепощают ребёнка, обогащают впечатлениями, формируют музыкальные способности.

Детское музыкальное творчество можно разделить на исполнительское и «композиционное». Такое разделение использует Е. Горшкова, основываясь на позиции, принятой в искусствоведении Б.В. Асафьевым [4, 11]. Детским исполнительным творчеством она считает выразительность, индивидуальную манеру исполнения музыкально-пластических, танцевальных образов. Детское «композиционное» творчество – это создание новых музыкально-пластических, танцевальных образов, которые являются более или менее завершёнными танцевальными композициями.

Традиционно в дошкольном учреждении принято выделять такие формы организации музыкальной деятельности [4, 14]:

- музыкальные занятия;

- самостоятельная музыкальная деятельность детей;

- музыка в повседневной жизни;

- музыка на праздниках.

На музыкальных занятиях, в процессе обучения дети непринужденно учатся чувствовать красоту музыкального произведения и выражать свою радость от его восприятия словами, танцами, игрой на детских музыкальных инструментах или изобразительным творчеством.

Одним из приоритетных направлений в области музыкального воспитания является размышления и анализ, которые способствуют развитию логического и ассоциативного мышления, формированию навыков самостоятельной работы.

Музыкальное воспитание детей не должно ограничиться развитием слуха, ритма, слушанием музыки, обучению пению или игре на инструментах. Главная задача - стимулировать и направлять творческую фантазию, умение импровизировать, сочинять в процессе индивидуального и коллективного музицирования.

Много внимания в работе с дошкольниками нужно уделять развитию музыкально-игрового и танцевального творчества. В процессе упражнений, игр, танцев детям предлагается самостоятельно подбирать движения. Также необходимо учить детей самостоятельно выбирать средства выразительности для передачи игрового образа - походка, жест, танцевальное движение, которые они применяют позже во время игр.

Чаще всего на музыкальных занятиях педагоги вместе с дошкольниками разучивают разные музыкальные игры, в которые позже дети играют в группе. Такой вид развития музыкальных способностей способствует не только развитию памяти и таланта, но и социальной вовлеченности ребёнка в процесс.

В повседневной жизни дошкольников важное место занимают праздники и развлечения. Именно они являются источником, питающим самостоятельную музыкальную деятельность детей.

С музыкой в дошкольном учреждении дошкольники встречаются не только во время занятий, праздников, развлечений, но и в часы досуга, самостоятельных игр, во время прогулок, утренней зарядки и так далее. Так, например, музыка, сопровождая утреннюю зарядку, активизирует и организует детей.

Включение музыки в повседневную жизнь детей в условиях дошкольного учреждения происходит под руководством воспитателя или педагога, который с помощью музыкального руководителя или самостоятельно подбирает музыкальный репертуар. Педагогу необходимо так организовать жизнь детей в группе, чтобы она стала ярче, разнообразнее.

Также отдельное внимание стоит уделить свободному от занятий времени: именно в это время зачастую дошкольники самостоятельно устраивают игры, в которых музыке отводиться значительная роль. Такими играми могут выступать, например, концерт, музыкальное занятие, цирк, танцевальные битвы и другие игры, где дети вспоминают и исполняют знакомые песни, танцы, импровизируют, сочиняя собственные песенки и подбирая их на технической аппаратуре (телефон, плеер и др.) или на музыкальном инструменте.

Во время прогулок также можно развивать способности. Воспитатель помогает организовать детям подвижные игры с пением. Дети могут петь любимые песни или танцевать под музыку (если такая возможность имеется). Летом на прогулку можно захватить детские музыкальные инструменты, предоставив детям возможность импровизировать, исполняя несложные мелодии.

Творческое использование музыки во время досуга, на прогулке, на занятиях обогащает детей новыми впечатлениями, способствует развитию самостоятельной, творческой инициативы.

О.П. Радынова музыкальную культуру ребенка дошкольного возраста рассматривает как интегративное личностное качество, которое формируется в процессе:

- систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального искусства;

- музыкально-образного мышления и воображения;

- накопления интонационного познавательно-ценностного опыта в творческой музыкальной деятельности;

- развития всех компонентов музыкально-эстетического сознания, т.е. эстетических эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкуса, представлений об идеале (в доступных возрасту границах), рождающего эмоционально-оценочное отношение ребенка к музыке, актуализирующееся в проявлениях эстетической и творческой активности[12, 6].

Роль дошкольного учреждения проявляется через личностные и профессиональные качества педагога или педагога-музыканта, его талант и мастерство, общекультурный уровень воспитателей и всего педагогического коллектива, через созданные ими условия.

Музыка способна воздействовать на развитие творческой личности ребёнка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к активному восприятию и преобразованию окружающего, к активному мышлению. Так же как художественная литература, театр, изобразительное искусство – музыкальное искусство выполняет важнейшую социальную функцию.

Цели, задачи и содержание музыкального образования определяют выбор методов или способ достижения какой либо цели. Исходя из специфики основных задач музыкального воспитания дошкольников, методы и приемы определяются как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на развитие музыкальных способностей и формирование музыкальных умений.

Наглядный метод в музыкальном воспитании имеет разновидности.

Наглядно-слуховой метод – исполнение произведения педагогом или в аудиозаписи. Известно, что «живое» исполнение более действенно, но не в состоянии полностью заменить аудиозапись. Наиболее эффективно сравнение аудиозаписи с «живым» звучанием, их разумное чередование.

Наглядно-зрительный метод – применение картин, рисунков, цветных карточек и т.д. Наиболее действенно применение наглядно-зрительного метода при знакомстве с музыкальными инструментами. На занятии применяются компьютерные технологии.

Применение наглядно-зрительного метода значительно облегчает усвоение музыкальных знаний. Это: показ репродукций, изображений инструментов, использование цветных карточек, моделирование высоты звуков и их ритмических соотношений, компьютерные технологии.

Словесный метод предполагает [7, 65]:

- сообщение детям различных сведений о музыке;

- разъяснение новых понятий, обогащающих словарь ребенка, побуждающих детей осознанно высказываться о характере музыкальных произведений;

- объяснение того, как овладеть определенными умениями и т. д.

Практический метод чрезвычайно важен в музыкальном воспитании детей. Он включает и показ педагогом исполнительных приемов в различных видах деятельности, и активное включение самих детей в процесс восприятия музыки, исполнительство. В современных методиках широко используются такая разновидность практического метода как интонационно-речевое. Практический метод помогает закрепить музыкальные знания на собственном опыте, обеспечивая осознанность этого процесса.

Исследуя музыкальную культуру дошкольников знаменитые педагоги Н.А. Ветлугина и О.П. Радынова, выделили ещё ряд методов: метод упражнения в практических действиях, метод поисковых ситуаций, побуждающий к практическим действиям, метод контрастного сопоставления произведений, метод уподобления характеру звучания музыки, активизирующие творческие проявления.

Игровой метод предполагает вхождение ребенка в мир музыкального искусства, которое будет проходить легко и радостно через «волшебный мостик» игры. По мнению Н.А. Ветлугиной, игра является «одним из средств, которым можно пользоваться при обучении программным умениям и развитии музыкальных способностей». В технологии «Элементарного музицирования» Т.Э. Тютюнниковой, главное место уделяется этому методу «С детьми играю, но они не осознают, что их при этом учат». Осознанному усвоению знаний способствует музыкально-дидактическая игра, она позволяет объединить слуховую, зрительную наглядность, слово, а также практические действия детей. При этом игровой метод помогает без особых затруднений усвоить многие достаточно сложные музыкальные понятия и представления.

Для организации музыкально-игровой деятельности необходимы соответствующие пособия и игрушки. Игрушки используются как сюрпризный момент, сопровождают восприятие музыки, пение, музыкально-ритмические движения. С помощью игрушек можно быстро составить сюжет развлечения или занятия.

Праздник – одно из ключевых эмоционально насыщенных событий в жизни детей. Он всегда рассматривался как итог образовательной работы учреждения, как показательное выступление для родителей. По своей сути праздник – одна из форм интегративной организации детской художественно-эстетической деятельности. Типичными задачами праздника становится: приобщение детей к национальным и мировым традициям, воспитание любви к Родине, к семье.

Самостоятельная музыкальная деятельность – это такая деятельность, которая возникает по инициативе детей, без участия педагога или при незначительной помощи. В основе лежит желание ребенка поделиться своими музыкальными впечатлениями, стремление продлить желание общение с музыкой. Условиями появления такой самореализации служит опыт музыкальной деятельности (умение воспринимать музыку и умений исполнительства). Формами самостоятельной музыкальной деятельности могут выступать музыкальные уголки, где присутствуют детские музыкальные инструменты, инструменты сделанные своими руками из бросового материала, музыкально-дидактические игры, ЛЭП буки, атрибуты для музыкально-ритмических движений, аудиозаписи песенок, музыка для танцев. В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно играют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Исходя из генезиса развития музыкальной деятельности детей младшего дошкольного возраста, определим оптимальные формы организации музыкальной деятельности. Ведущей деятельностью дошкольников в возрасте от 1 года – до 3 лет, является предметная, предметно-манипулятивная. Следовательно, для этого возраста приемлемым являются следующие современные формы и методы музыкальной деятельности:

1. Игровое экспериментирование со звуками.

2. Предметное коллекционирование (погремушки, любимые музыкальные игрушки).

3. Музыкально-игровые приемы (звукоподражание).

4. Музыкальные и музыкально-литературные загадки.

5. Музыкальные пальчиковые и музыкально логоритмические игры.

6. Игры-путешествия в разнообразный мир звуков.

7. Музыкально-двигательные игры.

Ведущей деятельностью в возрастной группе от 3 лет – до 5-ти лет является игровая сюжетно-ролевая игра. Современные формы и методы музыкальной деятельности для детей этой возрастной группы являются:

1. Музыкальные песни-игры.

2. Игры-путешествия.

3. Музыкально-дидактические игры.

4. Сюжетные проблемные ситуации или ситуации с ролевым взаимодействием.

5. Беседы.

6. Игровые проблемные ситуации на музыкальной основе.

Таким образом, занятия музыкой влияют на общую культуру поведения дошкольника. Чередование видов деятельности: пения, слушание музыки, игры на детских музыкальных инструментах, движения под музыку, требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявление волевых усилий. Например, исполняя песню, необходимо вовремя начать и закончить её. В танцах, играх уметь действовать, подчиняясь ритму музыки. Всё это совершенствует волевые качества ребенка.

Цели, задачи и содержание музыкального образования определяют выбор методов или способ достижения какой либо цели. Исходя из специфики основных задач музыкального воспитания дошкольников, методы и приемы определяются как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на развитие музыкальных способностей и формирование музыкальных умений.

Формами развития музыкальных способностей дошкольников могут выступать экспериментирование со звуками, музыкально-игровые приемы и загадки, музыкальные песни-игры, игры-путешествия, музыкально-дидактические игры и иные формы, используемые педагогами в своей деятельности.
2 Исследования проблемы развития музыкальных способностей дошкольников в повседневной жизни ДОУ
2.1 Анализ опыта работы воспитателя по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста в повседневной жизни
Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с разработкой ФГОС ДО были разработаны требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к развивающей предметно-пространственной среде.
1   2   3   4


написать администратору сайта