Главная страница

Курсовая. Аттестационная работа_Казанина. Развитие музыкальных способностей дошкольников в повседневной жизни доу


Скачать 81.65 Kb.
НазваниеРазвитие музыкальных способностей дошкольников в повседневной жизни доу
АнкорКурсовая
Дата13.03.2023
Размер81.65 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаАттестационная работа_Казанина.docx
ТипДокументы
#984059
страница3 из 4
1   2   3   4

При создании условий для музыкального и творческого развития детей, учитывается, что обстановка во всех возрастных группах в первую очередь должна быть насыщенной, вариативной, доступной и безопасной для ребенка. Пособия должны соответствовать требованиям гигиены, правилам охраны жизни и здоровья детей.

От того, насколько комфортно и правильно организованна музыкальная предметно-развивающая среда в музыкальном зале и в групповом музыкальном уголке, во многом зависят показатели личностного, умственного и музыкального развития ребенка, уровень его воспитанности, эмоциональное состояние.

Музыка занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Хорошая музыка развлекает и успокаивает ребёнка, развивает и воспитывает его. Сухомлинский утверждал, что музыка открывает человеку глаза на красоту родной земли. Музыка сопровождает жизнь человека с самого раннего детства. Она воздействует на его чувства, занимает досуг, в яркой, образной, занимательной форме углубляет имеющиеся представления об окружающей действительности. Музыка обладает большой массой эмоционального воздействия на детей, так как в нем находят сочетание и слово, и инструментальная музыка.

Музыку следует рассматривать как средство воспитания художественной восприимчивости, дыхательной гимнастики, ритмики и иных форм творческого развития дошкольников. Также музыку чаще всего рассматривают в тесной взаимосвязи с певческой деятельностью. Пение следует рассматривать как средство укрепления организма дошкольников. Оно формирует правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Поэтому очень важно петь в чистом проветриваемом помещении, а летом- на открытом воздухе. Певческая деятельность способствует формированию правильной осанки. Занятия пением помогают организовать, объединить детский коллектив.

Музыкальную деятельность можно определить как одну из важнейших форм проявления активного отношения детей к песням и музыкальному воспитанию в процессе различных жизненных ситуаций.

Основная цель музыкальной деятельности – воспитание у детей художественной культуры, приобщение их к музыке.

Задачи музыкального воспитания:

1. Развивать музыкальные способности:

- эмоциональную отзывчивость на музыку;

- ладовое чувство;

- музыкально-слуховые представления;

-чувство ритма.

2. Формировать основы художественной и общественной культуры:

- эстетические эмоции;

- интересы, оценки;

- вокально-певческие умения и навыки.

3. Способствовать всестороннему духовному и физическому развитию детей.

Эти задачи решаются на основе определенного репертуара, применения соответствующих методов и приемов обучения, различных форм организации музыкальной деятельности. Поэтому обучение детей музыке способствует достижению главной цели - развитие личности через развитие эмоциональной и интеллектуальной сферы ребенка средствами музыкального искусства.

Педагогическая диагностика развития музыкальных способностей у детей проводится по следующим уровням:

1. Высокий уровень – творческая активность ребенка, его самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, выразительное исполнение без помощи взрослых, ярко выраженная самостоятельность.

2. Средний уровень – эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в музыкальную деятельность. Ребенок затрудняется в выполнении задания, требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.

3. Низкий уровень – ребенок мало эмоционален, неактивен, равнодушен; спокойно без интереса относится к музыке, к музыкальной деятельности. Неспособен к самостоятельности.

В музыкальном воспитании и обучении, используются наглядные, словесные и практические методы.

Наглядные методы обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений. В процессе обучения, отбираются методические приёмы с учётом степени усвоения двигательного материала, общего развития детей, их физического состояния, возрастных и индивидуальных особенностей. При обучении, используются различные приёмы наглядности: наглядно-зрительные приемы, тактильно-мышечная наглядность, наглядно-слуховой приём.

Словесные методы обращены к сознанию. Они помогают осмыслению поставленных задач и сознательному выполнению двигательных упражнений.

Практические методы связаны с практической деятельностью. Разновидностями этого метода, являются игровой приём, который даёт возможность совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивает творческую инициативу и соревновательный прием используется в целях совершенствования уже отработанных двигательных навыков.

В ходе исследования мною был проанализирован опыт преподавателей и педагогов дошкольного образования. В результате было выявлено, что музыкальная деятельность - это самая эффективная форма музыкального воспитания, способствующая формированию творческой личности ребенка.

Она понятна ребенку, близка его природе, потому что связана с игрой. Через театрализованную игру ребенок получает больше информации об окружающем мире, у него развивается память и воображение, он переживает различные эмоциональные состояния, а самое основное - учится творить. Музыкальная деятельность пользуется у детей неизменной любовью. Участие в ней формирует у ребенка артистические навыки, побуждает его к созданию новых образов. Кроме того, помогает взрослым установить с детьми тесные контакты в плане сотрудничества, являясь для педагога в то же время эффективным средством раскрытия ребенка и педагогического воздействия на него. Любая работа с детьми подразумевает работу с педагогами и родителями, так как ребенок на музыкальном занятии находится всего 20-25 минут, а все остальное время он проводит в группе и дома, поэтому многие педагоги строили свою работу на тесной взаимосвязи как с другими педагогами, так и с родителями дошкольников.

В музыкальной деятельности педагоги используют различные формы организации театрализованной деятельности. На музыкальных занятиях они учат детей понимать язык музыки: слышать начало и окончание музыкальных фраз и целых музыкальных построений, анализировать прослушанное, используя комплекс средств музыкальной выразительности. В движениях, при исполнении пластических этюдов и танцевальных композиций учат передавать настроения и чувства героев, создавать целостный музыкальный образ. Все средства, используемые педагогами на музыкальных занятиях, направлены на то, чтобы помочь ребенку лучше понять музыку, глубже проникнуть в ее содержание, а потом музыка помогала детям выразительнее исполнить тот или иной образ.

Театрализацию в работе с детьми некоторые из педагогов используют с самого младшего возраста. В такой деятельности дошкольники с радостью изображают в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса.

В песенном творчестве воспитателями предлагалось детям придумывать мелодии на отдельные слова: «Что ты хочешь, кошечка? – молочка немножечко!». Старшим дошкольникам предлагалось сочинять мелодии в жанре колыбельной. Такие виды музыкального творчества воспринимались детьми с воодушевлением и большим желанием. Дети имитировали игру на музыкальных инструментах: балалайке, дудочке, барабанах, пианино. Также отмечалось желание дошкольников выбирать себе роли, без какого-либо принуждения.

В процессе музыкального воспитания педагогами использовалась программу «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной, поскольку она направлена на развитие художественно-творческих основ личности, что способствует психологическому раскрепощению каждого ребенка. Программа предполагает богатый выбор танцевальных и ритмических композиций. Здесь детские песни и мелодии, известная музыка из фильмов. Дети имеют возможность петь не только любимые песни, но и танцевать под них. Это доставляет им огромную радость, а если детям нравится это делать, то всегда можно ожидать хороших результатов.

Опыт работы педагогов показывает, что при соблюдении этих основных условий, дети ждут каждого занятия с нетерпением, занимаются с желанием и радостью, что, несомненно способствует раскрытию их творческих проявлений.

Также следует отметить, что главным достижением педагогов в работе по музыкальному воспитанию является умение работать вместе, объединяя усилия заведующей, методиста, музыкального руководителя, воспитателей и родителей в единую творческую команду.

Ценность и польза занятий музыкальной деятельностью очевидна, так как она тесно связана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием, рисованием и т.д. Занимаясь развитием музыкальных творческих способностей детей и анализируя опыт педагогов России, необходимо обратить внимание на следующее:

- у детей уже после первого года обучения сформированность музыкальных творческих способностей оказалась на более высоком уровне по всем направлениям;

- значительно улучшилась способность к импровизациям (песенным, инструментальным, танцевальным);

- дети стали активно пользоваться средствами выразительности (мимика, жесты, движения);

- повысилась эмоциональная отзывчивость, развилась ориентация в эмоциональном содержании, которая базируется на умении различать чувства, настроения и сопоставлять их с соответствующими актерскими проявлениями;

- у детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение, довести дело или роль до конца);

- у детей появились позитивные изменения, которые можно сравнивать по результатам начальной характеристики ребенка и характеристики к концу обучающего периода.

Таким образом, с помощью музыкального ритма можно добиться установления равновесия в деятельности нервной системы ребёнка, успокоить темперамент легко возбуждаемых детей или наоборот раскрепостить скованных, замкнутых, необщительных детей, исключить из моторики ребенка лишние движения и исправить неправильные.

2.2 Система работы воспитателя по развитию музыкальных способностей дошкольника в повседневной жизни ДОУ
Сегодня педагогу необходимо так организовать образовательный процесс, чтобы ребёнок максимально развивался, овладевал различными способами действий в проблемных и неопределённых ситуациях, научился находить собственные варианты решений. Для этого нужно отойти от старых стереотипов и сформировать иную модель взаимоотношений всех участников образовательного процесса.

С введением ФГОС изменилось отношение к дошкольному образованию, стандарт направлен на индивидуализацию ребёнка. Самым главным является социализация детей, приобщение к ценностной культуре мира. А именно правильное понимание социализации – потребность в любознательности, познании мира, потребности в творчестве, мотивации достижений, развитии способности сотрудничать, общаться, освоении этических норм в процессе реальной практической деятельности. В связи с этим встаёт важная задача – развитие творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования воспитательно-образовательного процесса.

Специфика подхода к отбору направлений деятельности педагога по формированию музыкальной культуры определяется особенностями его музыкального формирования. Например, то, в каких условиях проводится музыкальное занятие, налагает отпечаток на характер музыкальной деятельности дошкольников, восприятия произведений искусства, на формирование эмоциональной и интеллектуальной сферы детей. Это обусловливает необходимость обратить особое внимание на обеспечение занятий качественными музыкальными инструментами, современной аудио/видеоаппаратурой, мультимедийным оборудованием, наглядными пособиями и дидактическими материалами.

В работе педагога ДОУ можно выделить три основных направления по формированию музыкальной культуры дошкольников:

- педагог отвечает за правильную постановку и выполнение задач музыкального образования дошкольников;

- в перечень педагога входит оказание методической помощи педагогическому коллективу по организации музыкального образования дошкольников;

- важным направлением деятельности педагога является его взаимодействие с родителями детей.

В перечень непосредственных обязанностей педагога в работе с детьми входит:

- формирование основ музыкальной культуры ребёнка, развитие его музыкальных способностей;

- осуществление диагностики уровня музыкального формирования детей;

- подбор высокохудожественного музыкального репертуара, доступного детям по эмоционально-образному содержанию;

- проведение групповых и индивидуальных музыкальных занятий с детьми;

- подготовка и проведение праздников, развлечений (в том числе тематических музыкальных вечеров, театральных постановок, музыкально-дидактических игр, сказок-драматизаций, постановок детских опер и т. д.);

- участие в подготовке учебно-наглядного материала, пособий по музыке, дидактических игр и т. д.;

- сопровождение музыкой утренней гимнастики и занятий физической культурой.

Одна из главных задач педагога в музыкальном образовательном процессе – сформировать у детей потребность в музыке и отношение к ней как к важнейшей духовной ценности.

Для развития основ музыкальной культуры дошкольников очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальном занятии. Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных педагогических технологий.

Если говорить об использовании информационных технологий на музыкальных занятиях, то здесь они помогают решить ряд задач:

- делают музыкальный материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные. Таким образом, педагог может реализовать на практике идею индивидуализации обучения детей;

- становятся базой для формирования музыкального вкуса, развития творческого потенциала ребёнка и гармоничного развития личности в целом.

Педагог может применять различные технические средства, как при подготовке к музыкальному занятию, на занятии (при объяснении нового материала, разучивании песен, танцев, повторения, для закрепления усвоенных знаний), так и на развлечениях и праздниках.

Особое внимание в формировании музыкальной культуры дошкольников уделено комплексным занятиям, во время которых в значительной степени повышается активность детей, т.к. поставленные педагогом задачи предполагают свободу выбора средств и действий в ее реализации. Творческие занятия раскрепощают самых застенчивых детей, дают возможность детям почувствовать себя сопричастными ко всему, что происходит во время проводимых музыкальных действий, свободно выражают свои эмоции, радуются результатам. На таких музыкальных занятиях царит особая творческая атмосфера. Улучшаются взаимоотношения между детьми и педагогом (устанавливаются взаимоотношения партнерства).

Такие нетрадиционные занятия способствуют воспитанию духовно-нравственных и эстетических качеств ребенка, способствуют формированию способности выражать себя и ориентироваться в окружающем мире.

Логичный и естественный переход от одного вида художественной деятельности к другому делает эти занятия очень динамичными и увлекательными для дошкольников.

Взаимодействие педагога с коллективом дошкольного образовательного учреждения включает:

- ознакомление воспитателей с теоретическими вопросами музыкального образования детей;

- разъяснение содержания и методов работы по музыкальному образованию детей в каждой возрастной группе;

- обсуждение сценариев праздников и развлечений; участие в изготовлении праздничных костюмов, в оформлении интерьера дошкольного образовательного учреждения к праздникам;

- участие в организации предметно-пространственной музыкальной развивающей среды;

- оказание методической помощи педагогическому коллективу в решении задач музыкального образования детей;

- участие в педагогических советах дошкольного образовательного учреждения.

Формы взаимодействия педагога и педагогического коллектива включают:

- индивидуальные и групповые (по 2-4 человека) консультации, в ходе которых обсуждаются вопросы индивидуальной работы с детьми, музыкально-воспитательной работы в группах, используемого на занятиях музыкального репертуара, вопросы организации музыкальной среды дошкольного образовательного учреждения; осуществляется работа по освоению и развитию музыкально-исполнительских умений воспитателей;

- практические занятия педагогического коллектива, включающие разучивание музыкального репертуара для детей;

- семинары, в ходе которых осуществляется знакомство с новой музыкально-методической литературой;

- практикумы, включающие наряду с теоретическим освоением материала практическое выполнение различных заданий в группах;

- выступления на педагогических советах с докладами, тематическими сообщениями по проблемам музыкального образования детей;

- проведение открытых музыкальных занятий, вечеров досуга с последующим их анализом и обсуждением с точки зрения взаимодействия всего педагогического коллектива в решении задач музыкального развития детей.

Поиск новых форм сотрудничества педагога с родителями детей является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников. Педагог должен обращать внимание на сохранении преемственности между семьей и дошкольным учреждением в подходах к решению задач музыкального формирования детей. С этой целью педагог должен знакомить родителей с динамикой развития музыкальных способностей детей, с достижениями детей в области музыкального развития, с репертуаром, осваиваемым детьми в дошкольном образовательном учреждении (по желанию родителей).

Формы взаимодействия музыкального руководителя с семьёй ребёнка:

- индивидуальные беседы с родителями;

- консультирование родителей по вопросам организации музыкального воспитания детей в семье;
1   2   3   4


написать администратору сайта