Главная страница
Навигация по странице:

  • Развитие музыкальных способностей дошкольников в повседневной жизни ДОУ

  • Курсовая. Аттестационная работа_Казанина. Развитие музыкальных способностей дошкольников в повседневной жизни доу


    Скачать 81.65 Kb.
    НазваниеРазвитие музыкальных способностей дошкольников в повседневной жизни доу
    АнкорКурсовая
    Дата13.03.2023
    Размер81.65 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАттестационная работа_Казанина.docx
    ТипДокументы
    #984059
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    «Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга»

    Факультет дополнительного образования

    Аттестационная работа
    Развитие музыкальных способностей дошкольников в повседневной жизни ДОУ






    Выполнила слушательница

    курсов профессиональной переподготовки по программе

    «Дошкольное образование»

    Казанина Дарья

    Юрьевна





    Научный руководитель:

    доцент, к.п.н., доцент кафедры педагогики

    Прошина Идея Ивановна



    Петропавловск-Камчатский

    2021 г.

    ОГЛАВЛЕНИЕ


    1 Теоретические основы развития музыкальных способностей дошкольников в повседневной жизни ДОУ.…………………………………....………………..7

    1.1 Сущность понятия «музыкальные способности» и особенности их развития в дошкольном возрасте………………………………………………...7

    1.2 Методы и формы развития музыкальных способностей дошкольников в повседневной жизни ДОУ........…………………………………………………16

    2 Исследования проблемы развития музыкальных способностей дошкольников в повседневной жизни ДОУ…………………...………..…......25

    2.1 Анализ опыта работы воспитателя по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста в повседневной жизни.………....25

    2.2 Система работы воспитателя по развитию музыкальных способностей дошкольника в повседневной жизни ДОУ.…………........................................31

    Заключение……………………………………………………………………….39

    Библиографический список.………………………...…………………………..41



    ВВЕДЕНИЕ
    Детское творчество – одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.

    Музыка – это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем несравнимые возможности для развития творчества человека, в особенности в дошкольном возрасте.

    Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что развитие музыкальных способностей при формировании гармоничной личности ребенка происходит через восприятие музыки, умении её слушать, анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности. Музыкальное искусство активно помогает решать задачи творческого развития и художественно-эстетического развития и воспитания детей, поскольку оно всегда служило символом добра, красоты, гармонии человеческих чувств, переживаний. Развитие музыкальных способностей всегда являлось одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, потому что именно дошкольный возраст является основополагающим по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных.

    Теоретико-методологической основой исследования служат идеи русской философской и педагогической мысли о развитии музыкальных творческих способностей у детей дошкольного возраста, которые изложены в работах Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, Т.Д. Марцинковской, А.М. Матюшина и других.

    Объектом исследования является развитие музыкальных способностей дошкольников в повседневной жизни ДОУ.

    Предметом исследования являются методы и формы развития музыкальных способностей дошкольников в повседневной жизни ДОУ.

    Целью данной работы является теоретическое обоснование и разработка системы работы по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста в повседневной жизни ДОУ.

    В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

    1. Изучить понятие «музыкальные способности» и особенности его развития в дошкольном возрасте.

    2. Рассмотреть методы и формы развития музыкальных способностей.

    3. Проанализировать опыт работы воспитателя по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

    4. Рассмотреть систему работы воспитателя по развитию музыкальных способностей дошкольников.

    Методами исследования выступили анализ и обобщение методической и научной литературы, формулирование выводов, анализ и обобщение опыта и практики.

    Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов дошкольного и дополнительного образования по развитию музыкальных творческих способностей детей.

    1 Теоретические основы развития музыкальных способностей дошкольников в повседневной жизни ДОУ
    1.1 Сущность понятия «музыкальные способности» и особенности их развития в дошкольном возрасте
    Формирование у ребёнка творческих способностей позволяет расширить представления об окружающем мире и связать их с жизнью. Здесь важно чувство меры, вариативность, чередование воспроизводящих и творческих действий детей.

    Творчески развиваться ребенок может только в атмосфере доверия, доброжелательности и взаимного уважения.

    Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного её выполнения [1, 12].

    У ребёнка дошкольного возраста начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к моменту созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Если созревание и начало развития совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие может достичь наибольшей высоты, и ребёнок может стать способным, талантливым и гениальным.

    Дети этого возраста очень любознательны, у них есть огромное желание познавать мир, их мышление не связано стереотипами. Родители, поощряя это, давая детям знания, привлекая их к разным занятиям, способствуют обогащению опыта. А это является предпосылкой для будущей творческой деятельности.

    Исследованием проблемы способностей занимался Б.М. Теплов. В понятие «способность» он заключил 3 признака [2, 17]:

    1. Под способностью понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

    2. Способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.

    3. Понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

    Как отмечает Б.М. Теплов, способности всегда являются результатом развития. Они существуют только в развитии. Из этого следует, что способности не бывают врождёнными. Они развиваются в соответствующей конкретной деятельности. Но врождёнными бывают природные задатки, которые и оказывают влияние на проявление тех или иных способностей ребёнка.

    Основываясь на этом, можно определить детские творческие способности как индивидуальные особенности ребёнка, благодаря которым он может заниматься творческой деятельностью.

    О.П. Радынова разделяет творческие способности на 2 вида [2, 29]:

    - способности к продуктивному творчеству (сочинение, импровизация);

    - способности к творческому восприятию.

    Возможности детей в выполнении творческих заданий были тщательно проанализированы в исследованиях Н.А. Ветлугиной. Было установлено, что необходимым условием возникновения детского творчества является накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются источником творчества, его образцом. Все произведения искусства воспринимаются целостно, в комплексе выразительных средств. В процессе активного восприятия образа в картине, литературном произведении, музыке дети знакомятся с выразительно-изобразительными средствами, которыми автор передаёт то или иное содержание. Поэтому необходимо использовать произведения искусства для обогащения творческого опыта детей. Это слушание классической музыки, рассматривание произведений живописи, чтение художественной литературы, просмотр спектаклей.

    Другое важное условие – это накопление опыта исполнительства. В процессе творческой деятельности у детей развиваются творческие способности, приобретаются необходимые умения, навыки, знания, позволяющие ребёнку выразить свои собственные впечатления.

    Н.А. Ветлугина совместно с А.И. Ходьковой и другими педагогами определили этапы развития детского творчества:

    1 этап – первоначальная ориентировка в творческой деятельности (ребёнку даётся установка на создание нового – придумай, измени, сочини).

    2 этап – освоение способов творческих действий, поиск решений.

    3 этап – самостоятельные действия детей.

    Творческие проявления детей, например, в ритмике, танцах являются важным показателем музыкального развития. Ребёнок начинает импровизировать, создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у него развито восприятие музыки, её характера, выразительных средств и если он владеет двигательными навыками.

    Многими специалистами в области психологии и педагогики принято считать лучшим периодом для развития творчества именно дошкольный возраст, поскольку практически доказано, что творческие способности детей стоит начинать развивать как можно раньше.

    Детское музыкальное творчество – важный фактор в развитии личности ребёнка. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: пении, танцах, игре на детских музыкальных инструментах. Как считает О.П. Радынова, детское музыкальное творчество по своей природе – синтетическая деятельность [2, 33]. Дети обычно импровизируют спонтанно, в различных играх: они поют куклам колыбельную, напевают марш для солдатиков, охотно сочиняют песни, придумывают мелодии на заданный текст.

    Дети любят инсценировать песни, придумывать движения к хороводам. В этом им помогает литературный текст и характер музыки. Если взрослый не показывает готовые движения при инсценировках, то дети могут создавать оригинальные, самобытные образы, выраженные в движениях.

    В процессе музыкальной деятельности детей (пение, ритмика, слушание, игра на инструментах) формируются и развиваются основные музыкальные способности детей. Все виды музыкальной деятельности детей тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга.

    Результат развития музыкальных способностей дошкольников можно увидеть на различных праздниках, а также в повседневной жизни ребёнка (на занятиях, в играх, на прогулках, в семейной обстановке дома).

    На занятиях с дошкольниками можно использовать следующие виды музыкального творчества [5, 39]:

    - пение;

    - танец;

    - драматизация;

    - игра на музыкальных инструментах.

    У каждого из этих видов творчества существует множество форм выражения.

    Для того чтобы развитие музыкальных способностей ребёнка происходило успешно, нужна особая организация занятия [5, 47]:

    - необходимо специально подбирать музыкальный репертуар и методы работы с ним;

    - на занятиях по слушанию использовать музыку других видов музыкальной деятельности;

    - «включения» в занятие синтеза искусств, прежде всего изобразительного искусства и художественного слова.

    Критериями творчества в процессе развития музыкальных способностей дошкольников могут выступать [6, 13]:

    - оригинальность, которая проявляется в способности предложить новый замысел для игры, танца, песни;

    - быстрота – способность быстро адаптироваться в сложной ситуации;

    - гибкость – способность предложить новое использование для известного объекта;

    - вариативность – умение предложить различные идеи в той или иной ситуации.

    Педагогом дошкольного образования могут использоваться следующие условия для музыкального творчества [6, 41]:

    - слушание инструментальных и вокальных произведений, беседы о выразительных средствах музыкального языка, сравнение тембров голосов, звучания инструментов, их выразительных возможностей — всё это необходимо детям для последующего творчества;

    - развитие основных музыкальных способностей детей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма;

    - обогащение жизненного опыта ребёнка яркими музыкальными и художественными впечатлениями, знаниями, умениями и навыками музыкальной деятельности. Чем богаче опыт дошкольника, тем ярче творческие проявления:

    - использование на занятиях творческих заданий, упражнений, которые стимулируют потребность ребёнка в воплощении своих фантазий и замыслов;

    - предоставление шанса каждому ребёнку для поиска и выявления, индивидуальных для него способов общения с музыкой.

    Методически значимым моментом в организации музыкального творчества является подбор музыкальных произведений, составляющих основу для импровизаций. Произведение становится эмоциональным импульсом и эмоциональной канвой, основой для развёртывания игровых сюжетов и образов детской фантазии.

    Развитие музыкальных творческих способностей придерживается следующих принципов системности [6, 62]:

    1. Принцип целенаправленности.

    2. Принцип систематичности и последовательности.

    3. Принцип доступности.

    4. Принцип наглядности обучения.

    5. Принцип интегрированного подхода.

    6. Принцип воспитывающего и развивающего обучения.

    7. Принцип адаптивности.

    8. Принцип прочности.

    Чаще всего в дошкольном образовательном учреждении используются такие виды импровизаций, как [7, 9]:

    - инструментальные (чаще всего ритмические);

    - творческие задания различной степени сложности: от простых звукоподражаний до сочинения разных по жанру и характеру мелодий;

    - танцевальные (пластические этюды с эмоционально-окрашенными движениями);

    - осознанное отношение детей к средствам танцевальной выразительности, овладение языком пантомимических и танцевальных движений; такое овладение предполагает, прежде всего, понимание значений этих движений, умение с их помощью выражать отношение, настроение своё собственное или изображаемого персонажа;

    - вокальные (педагог начинает песню – дети придумывают концовку; певческие разговоры на заданную тему – один ребёнок поёт вопрос, другой – ответ, например: песенка про сытого кота и голодую кошечку; заранее обсуждается текст диалога, интонации – довольного кота и ослабевшей грустной кошечки);

    - драматические (маленькие и лёгкие музыкальные сценки, развивающие не только музыкальность и двигательную сферу, но и воображение ребят).

    Педагог может проявлять собственное творчество для организации игр-импровизаций с детьми. В дальнейшем это могут быть более свободные композиции или игры с сюжетами, придуманными самими детьми.

    В творческой деятельности ребёнка выделяю три основных этапа [7, 16]:

    1. Формирование замысла.

    На этом этапе у ребёнка возникает идея (самостоятельная или предложенная взрослым) создания чего-то нового. Чем младше ребёнок, тем больше значение имеет влияние взрослого на процесс его творчества. Чем старше ребёнок, тем большим запасом идей он владеет и проще воплощает изначальную задумку в реальность. Сочинение собственных музыкальных образов и целых композиций часто для дошкольников являются отражением какого-нибудь художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического.

    2. Реализация замысла.

    Реализация во многом зависит от приобретённых ранее ребёнком умений и навыков музыкальной деятельности. Уметь интонировать, знать способы игры на детских музыкальных инструментах, владеть танцевальными движениями, уметь выразить интонационно определённый текст и т.д.

    3. Осуществление идеи.

    Используя воображение, опыт и различные инструменты, ребёнок приступает к осуществлению идеи. Детям необходимо творить и переживать, чтобы сделать музыку своим личным опытом, надо «пребывать в ней» - петь, играть на инструментах, танцевать, самому придумывать и изменять, сочинять, переживая при этом чувство восторга и удовольствия.

    4. Анализ творческой работы.

    Исполнив творческий замысел, ребёнок анализирует получившийся результат, привлекая к этому взрослых и сверстников – следит за их реакцией. Спрашивает: «Тебе понравилось?» (моя песенка, мой танец, инсценировка и т.д.). Это позволяет ребёнку почувствовать себя не только маленьким композитором, художником, поэтом, режиссером, но и творческой личностью, индивидуальностью.

    Многими авторами в области педагогики выделяются следующие этапы в формировании творческой личности дошкольников:

    1. Ориентировка детей в новой для них деятельности или музыкально-творческая игра.

    Данный этап содержит в себе объяснение, что у каждого своя роль, и каждый должен вжиться в роль. Это особенно развивает детское воображение совпадение образного слова, музыки и движения. На данном этапе ребёнок вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий. Игровое действие помогает ребёнку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить свойства музыки, а затем и действовать с ними. Действия должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае игра становится своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.

    2. Усвоение детьми способов воплощения музыкально-художественного образа.

    На данном этапе педагог обсуждает с детьми характеры героев, повадки, интонации, способы выражения.

    3. Самостоятельное применение детьми усвоенных способов творчества.
      1   2   3   4


    написать администратору сайта