Главная страница
Навигация по странице:

  • Курсовая работа по МДК 02.05 "Теория и методика музыкального воспитания с практикумом"

  • Глава 1. Теоретические основы развития музыкального слуха у дошкольников 1.1 Музыкальное восприятие, как основной вид детской музыкальной деятельности.

  • курсовая по развитию музыкального слуха у детей дошкольного возраста. курсовая. "Развитие музыкального слуха у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах"


    Скачать 27.06 Kb.
    Название"Развитие музыкального слуха у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах"
    Анкоркурсовая по развитию музыкального слуха у детей дошкольного возраста
    Дата14.05.2021
    Размер27.06 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлакурсовая.docx
    ТипКурсовая
    #204765

    Областное государственное бюджетное профессиональное

    образовательное учреждение

    "Ульяновский социально-педагогический колледж"

    Курсовая работа

    по МДК 02.05 "Теория и методика музыкального воспитания с практикумом"

    на тему: "Развитие музыкального слуха у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах"

    Выполнила:

    студентка 2 курса II "Д-2" группы

    специальность 44.02.01

    Дошкольное образование

    заочное отделение

    Григорьева Анжелика

    Руководитель:

    Стодольская Ольга Александровна

    Ульяновск

    2020

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Оглавление




    Введение

    Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. «Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления» (Радынова О.П.).

    В настоящее время можно считать общепризнанным, что человек живет больше в мире чувств, нежели в мире разума; на этом сходятся как педагоги и психологи, так и представители других гуманитарных отраслей знания. А поскольку это так, музыка и есть то искусство, которое предоставляет человеческому духу возможность постоянной и интенсивной внутренней жизни.

    Музыка закрепляет в гармоничных сочетаниях звуков душевные движения людей, в которых - как в древности, так и в наши дни - наиболее полно выражается отношение человека к окружающему его миру. В этих душевных движениях и отношениях с миром, собственно, и состоит жизнь. Так же, как в живописи изображение на полотне обретает вечную жизнь, так и музыкальное выражение чувств и эмоций, пережитого человеком опыта чувственных взаимодействий с миром обретает право на вечное существование. Причина этого в том, что в тончайших, душевных взаимоотношениях, в чувственной сфере человека кроется глубокое интуитивное знание, благодаря которому он точнее и эффективнее воспринимает природу и окружающих его людей.

    Недаром в древних философских учениях интуитивно-врожденное (т.е. переданное человеку по наследству, можно сказать, по социальному наследованию) знание почиталось высшим знанием. И именно с его помощью только и мог человек постичь сущность музыки.

    Музыкальное искусство является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.

    Музыкальное развитие - одна из центральных составляющих эстетического воспитания, оно играет особую роль в целостном гармоничном развитии личности ребенка.

    Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры - т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполняется впоследствии.

    Музыка имеет сходную с речью интонационную природу.

    Подобно процессу овладения речью, для которой необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения.

    Известный фольклорист Г.М. Науменко писал: «… у ребенка, попадающего в социальную изоляцию, происходит задержка умственного развития, он усваивает навыки и язык того, кто его воспитывает, общается с ним. И какую звуковую информацию он впитает в себя в раннем детстве, та и будет основным опорным поэтическим и музыкальным языком в его будущем сознательном речевом и музыкальном интонировании. Становится понятным, почему те дети, которых укачивали под колыбельные, воспитывали на пестушках, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, наиболее творческие дети, с развитым музыкальным мышлением …».

    Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления.

    Развитие музыкальных способностей, одна из главных задач музыкального воспитания детей. Очень важным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды, воспитания и обучения. Способности зависят от врожденных задатков, но развиваются в процессе воспитания и обучения. Все музыкальные способности возникают и развиваются в музыкальной деятельности ребенка. «Не в том дело, - пишет ученый - что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности» (Б.М. Теплов).

    Глава 1. Теоретические основы развития музыкального слуха у дошкольников

    1.1 Музыкальное восприятие, как основной вид детской музыкальной деятельности.

    Музыкальное восприятие это не только умение слушать, но и слышать музыку. Музыкальное произведение, воспринимается ребёнком с помощью языка звуков и интонаций. Слушание - один из наиболее развивающих и сложных для детей видов музыкальной деятельности. Дети учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать полностью её. В процессе слушания возникают образы и впечатления происходящие в голове самого ребёнка. В дошкольном детстве многие музыкальные впечатления, ребёнок получает не столько от самой музыки, сколько от эмоциональной реакции ребенка. «Человек стал человеком, – писал В. Сухомлинский – когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных звонких колокольчиков, жаворонка в бездонном летнем небе, шорох снежинок, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту прекрасную музыку, умей наслаждаться красотой». Музыкальные произведения, вызывает у детей различные чувства такие, как радость, удивление и восторг.

    Процесс музыкального восприятия.

    Музыкальное восприятие

    Свойства Стадии музыкального восприятия Психологический механизм восприятия

    Целостность 1 стадия. Общее впечатление о прослушанном произведении. Эмоциональная отзывчивость на музыкальное произведение.

    Образность 2 стадия. Углубление в само содержание музыкального произведения. Выявление его ярких и интересных его особенностей. Память

    Эмоциональность 3 стадия. Повторное восприятие уже изученного произведения. Музыкальный слух

    Осознанность Мышление

    Музыкальное искусство, не только расширяет кругозор ребёнка, но и обогащает его духовный мир. Музыка побуждает к общению и к творческой деятельности, доставляя эстетическое наслаждение детям. Воздействуя на чувства и сознание ребёнка, она способствует его активному сопереживанию. Систематические упражнения в слушании музыкального произведения, очень хорошо помогают ребёнку сознательно и эмоционально воспринимать её. Прежде чем разучивать песню, дети прослушивают её и запоминают. Процесс познания и оценки музыкального произведения, полностью зависит от уровня общего и музыкального развития каждого ребёнка.

    Образ возникающий у дошкольников при первом прослушивании может быть разным по своей глубине. Главное, чтобы дети смогли почувствовали и ощутить настроение и характер музыкального произведения, а так же проявляли к ней эмоциональное отношение и понимали её музыкальный образ. На этой стадии музыкального восприятия, дети достаточно точно и смело могут выразить характер прослушанной музыки в жестах и в мимике, а так же в словесных оценках. Занятие по слушанию музыки должно быть построено таким образом, чтобы дети могли услышать данное музыкальное произведение не менее двух раз, что позволяет углубить их собственное восприятие. Глубина восприятия музыки на первой стадии зависит от разных причин, например, от привлекательности самого музыкального произведения для детей, их общего развития и индивидуальных особенностей. Главная задача педагога здесь, помочь ребёнку найти своё конкретное отношение к музыкальному произведению, понять, какие чувства вызывает у него эта музыка. Без развитого у ребёнка восприятия, исполнительская деятельность сводится к воспроизведению по образцу и не выполняет никакой развивающей функции. Детское исполнительство требует неоднократных повторений и упражнений.

    Музыкa для восприятия детьми младшего и среднего возраста должна быть светлой и жизнерадостной, а тематика музыкальных произведений должна быть близка и понятна детям. В старших группах, так же продолжается и углубляется работа по восприятию музыкальных произведений. Восприятие детей этого возраста, становится более осознанным и управляемым, в это же время развивается произвольная память и внимание детей. Дети эмоционально реагируют на исполнение музыкальных произведений педагогом. При прослушивании музыки дети должны обязательно самостоятельно высказываться. Самые яркие и любимые музыкальные произведения, могут быть включены в сценарии праздничных утренников. Праздники в детском саду, это незабываемая страница в жизни каждого ребёнка. Именно поэтому так важно, чтобы в процессе подготовки к празднику, и на самом праздничном мероприятии звучала высокохудожественная музыка, способная оставить заметный след в душе ребёнка. Для музыкального развития детей в основном используют два вида музыки, инструментальную и вокальную. Детям раннего и младшего возраста доступнее вокальная форма звучания, но в детском саду инструментальное сопровождение используют намного чаще. С помощью инструментальной музыки, дети познают всю суть художественного мира образов.

    Восприятие невозможно без осознания и понимания того, что воспринимается. Известный ученый – музыковед, педагог В. Н. Шацкая отмечала, что «под активным восприятием музыкального произведения подразумевается восприятие, связанное с его эстетической оценкой и осознанием сoдержания музыки, ее идей, характера переживаний и всех выразительных средств, формирующих музыкальный образ». О необходимости и осознания смыслового содержания воспринимаемой музыки, говорили многие выдающиеся композиторы и музыковеды. Б. В.Асафьев отмечал: «Музыку слушают многие, а слышат немногие, в особенности инструментальную. Под инструментальную музыку приятно мечтать. Слышать так, чтобы ценить искусство, – это уже напряженное внимание, значит и умственный труд». Дети младшего возраста воспринимают общий характер, настроение музыкального произведения. Старшие дети могут услышать смену частей, тембровые, динамические и элементарные ритмические особенности.

    1.2 Музыкальный слух, его виды

    В настоящее время существуют разные классификации видов музыкального слуха. Нам ближе классификация В. В. Медушевского, который в основу структуры слуха ставит перцептивный и интонационный слух. Вместе с тем, принципиальной разницы между классификациями нет, поэтому мы будем дополнять характеристику перцептивного и интонационного слуха в соответствии со взглядами других ученых.

    Перцептивным называется слух, направленный на распознавание структуры. В него входят:

    1. Звуковысотный слух

    2. Мелодический

    3. Гармонический

    4. Темброво-динамический

    5. Полифонический

    6. Фактурный

    7. Интервальный

    Данные виды слуха представляют собой разновидности слуховых ощущений. Они находятся во взаимодействии, но каждый обладает присущими ему особенностями и отвечает за определенный участок структуры музыкальной ткани, подлежащей распознаванию.

    Звуковысотный слух занимает ведущее место среди видов перцептивного музыкального слуха. Он проявляется наиболее ярко, и зачастую степень его развитости принимают за уровень музыкального слуха вообще, что неверно. Эта роль звуковысотного слуха объясняется тем, что из таких видов слуховых раздражителей, как высота, длительность, громкость, тембр наиболее сильным является высотный раздражитель. Изменение звука по высоте слышно сильнее, чем изменение других его характеристик.

    Б. М. Теплов, отмечая важную роль звуковысотного слуха в музыкальной деятельности, полагал, что термин «музыкальный слух» имеет два значения. В широкое значение он включал все виды музыкального слуха, а музыкальным слухом в узком смысле считал звуковысотный слух, так как звуковысотное движение является основным носителем смысла в музыке.

    В отличие от американского психолога К. Сишора, утверждавшего, что слух в основном имеет характер природного задатка, Б. М. Теплов доказал, что звуковысотный слух в значительной мере поддается развитию. К примеру, из практики музыкального образования хорошо известно, что самый тонкий звуковысотный слух (различение 1/16, 1/32 и менее тона) характерен для обучающихся игре на скрипке; медленнее этот вид слуха развивается у пианистов. Это обусловлено особенностями инструментов: необходимостью нахождения звука в первом случае и закрепленным темперированным строем во втором.

    Мелодический слух обеспечивает целостное восприятие мелодии. Он основывается на звуковысотном в его проявлении по отношению к движению одноголосной мелодии. В основе мелодического слуха лежит ладовое чувство (Б. М. Теплов), представляющее собой способность различать ладовые функции звуков мелодии, их устойчивость и неустойчивость, взаимное тяготение. Одним из его наиболее простых проявлений служит чувство тоники – стремление заканчивать на ней мелодию и воспринимать все остальные звуки лада как незавершенные.

    Другой основой мелодического слуха являются музыкально-слуховые представления (см. далее «внутренний слух»), так как мелодический слух предполагает предслышание, позволяющее воспринимать мелодию в целом.

    Иногда в мелодическом слухе выделяют интервальный слух – способность по мере движения мелодии анализировать интервалы.

    Мелодический слух хорошо развивается у певцов, струнников, духовиков и гораздо хуже – у пианистов. Одним из характерных для пианистов недостатков является исполнение «по одной ноте», при котором играющий все вроде бы делает правильно, а мелодия распадается на отдельные звуки. Это происходит от недостаточного развития (или задействования) мелодического слуха. В пении же, к примеру, такое исполнение невозможно, так как при голосовом звукоизвлечении один звук естественным образом переходит в другой.

    Гармонический слух, напротив, интенсивно развивается у пианистов (баянистов, аккордеонистов) и более медленно – у представителей музыкальных специальностей, имеющих дело преимущественно с одноголосной мелодией. Это слух, ориентированный на созвучия (аккорды). Он возникает на основе звуковысотного слуха и ладового чувства и позволяет не только одновременно услышать вертикаль, но и осмыслить составляющие ее звуки как принадлежащие к определенным функциям.

    Темброво-динамический слух иногда подразделяют на составляющие его тембральный, направленный на распознавание тембра, т. е. качества звука, и динамический, определяющий изменения его силы. Однако на практике тембр тесно связан с динамикой: он может меняться в зависимости от изменения силы. К примеру, звук, тембр которого можно условно определить как «серебристый», не останется таковым при большом крещендо, приводящем к фортиссимо. Поэтому данные виды слуха чаще определяют как один – темброво-динамический. От его развитости во многом зависит профессионализм музыканта, его способность передавать тонкие звуковые градации. Непрофессиональному любителю музыки развитый темброво-динамический слух позволяет насладиться красочностью звучания – например, оркестрового.

    Из всех видов музыкального слуха именно в темброво-динамическом наиболее ярко проявляются механизмы синестезии. Синестезией называют такое взаимодействие ощущений, при котором под влиянием раздражения одного анализатора возникают ощущения, характерные для другого анализатора.

    1.3


    написать администратору сайта