Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.2. Технология использования игровых методов на уроках окружающего мира в начальных классах

  • 2.3. Технология сотрудничества на уроках окружающего мира в начальных классах

  • Примерная структура групповой формы обучения

  • 2.4. Организация опытно-экспериментального исследования по развитию познавательного интереса на уроках окружающего мира в начальных классах посредством использования образовательных технологий

  • Развитие познавательного интереса к урокам окружающего мира в начальных классах посредством использования образовательных технол. для диплома. Развитие познавательного интереса к урокам окружающего мира в начальных классах посредством использования образовательных технологий


    Скачать 116.68 Kb.
    НазваниеРазвитие познавательного интереса к урокам окружающего мира в начальных классах посредством использования образовательных технологий
    АнкорРазвитие познавательного интереса к урокам окружающего мира в начальных классах посредством использования образовательных технол
    Дата05.04.2022
    Размер116.68 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файладля диплома.docx
    ТипДиплом
    #443025
    страница3 из 4
    1   2   3   4
    Глава 2. Образовательные технологии в образовательном процессе

    2.1. Информационно-коммуникативная технология на уроках окружающего мира в начальной школе

    «Смена исторических эпох определяется сменой коммуникационных технологий…»

    Герберт Маршалл Маклюэн

    Мы живем в век информации, в век, когда происходит компьютерная революция. Мы являемся свидетелями того, что компьютеры занимают все более прочные позиции практически  во всех областях современной жизни. В современном обществе теперь грамотным считается тот человек, который не только пишет, читает, считает, но и способен к самореализации при помощи информационно-коммуникационных технологий.

    Информационные технологии обучения (ИТО) как совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности.[40, c. 231].

    Данной проблемой занимаются многие педагоги – практики (Алейникова О.А., Апатова Н.В., Бейзеров В.А., Будунов Г.М., Молочков В.П., Морозов Ю.М., Новожилова Н.В. и др.).

    Итак, информационные технологии активно внедряются в образовательный процесс. Предполагают расширение методических возможностей учебного процесса, новые формы его организации. Использование информационных технологий в процессе обучения – новое, быстроразвивающееся направление в образовании, которое еще только проходит этап становления, но, без сомнения является перспективным.

    Любая информационная технология включает в себя две проблемы:

    1. решение конкретных функциональных проблем пользователя;

    2. организация информационных процессов, поддерживающих решение этих проблем.

    При этом не следует преувеличивать возможности компьютеров. При всех своих искусственно-интеллектуальных возможностях, трансформациях и достижениях любой компьютер — это сегодня всего лишь средство повышения эффективности интеллектуальной человеческой деятельности. Причем это средство, прежде всего информационное, ориентированное на информационное обслуживание потребностей человека. Как сделать это обслуживание наиболее продуктивным именно в сфере образования — в конечном счете, главный вопрос всей многоаспектной и многофакторной проблемы информатизации сферы образования.

    Компьютер — сложное техническое устройство. Его собственно образовательно-педагогические возможности во многом предопределяются техническими факторами, теми реальными достижениями в научно-технической сфере, которые придают компьютеру определенные свойства и позволяют ему выполнять с должным эффектом заданные функции, в том числе и функции, ориентированные на запросы системы образования.

    Процесс компьютеризации школы необратим, т. к. является одним из направлений информатизации общества. Он позволяет усовершенствовать процесс обучения за счет расширения информационного пространства, повышения самостоятельности и индивидуализации обучения. Возможно, в будущем он приведет к персонализации образования. Ведущей силой процесса обучения является педагог, компьютер следует рассматривать как его помощника. Использование информационных технологий – перспективное направление развития образования, которое в недалеком будущем станет неотъемлемой частью процесса обучения.

    В связи с этим становится понятной актуальность не только изучения, но и применения современных методик и новых образовательных технологий в практической деятельности учителей.

    Без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. В настоящее время 85% учащихся в возрасте от 7 до 17 лет используют компьютер, а 20% из них выходят в Интернет, и эти данные с каждым годом увеличиваются. Считаю, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров, будет только возрастать и в соответствии с этим, будут возрастать и требования к компьютерной грамотности учащихся начального звена.

    Начиная учиться в школе, ребенок может почувствовать определенный дискомфорт. Низкая оснащенность сегодняшней школы, средний возраст педагогов и в связи с этим недопонимание некоторыми из них психологических особенностей развития современных детей, устаревшие учебные программы и методические приемы приводят к существенному снижению мотивации учения школьников, заставляя вдумчивых педагогов искать современные средства и методы обучения. Используя различные средства обучения можно сказать, что одно из средств это информационные средства, обладающие уникальными возможностями широко распространенными и апробированными в современных школах, является применение мультимедиа, что предполагает применение компьютера.

    С внедрением ИКТ в образовательный процесс у учителя появились неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. И наконец, появилась возможность для обеспечения  эффективной организации познавательной деятельности учащихся. [37, c. 82]

    Основной источник повышения интереса к учебной деятельности –это создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке, технике, к достижениям современной культуры, искусства, литературы.В этом случае ученики значительно ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и от того относятся к ним с большим интересом, что позволяет их использовать для повышения активизации познавательного процесса. Использование различных образовательных средств информационно-компьютерных технологий в  обучении позволяет организовать урок, которому  свойственно следующее:

    • интерактивность и диалоговый характер обучения;  -  ИКТ обладают способностью "откликаться" на действия ученика и учителя; "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения:

    • неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложение сколько угодно велики.

    • принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;

    • управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;

    • оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;

    • поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.

    Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой школьникам учебной информации и успешность их обучения. Компьютерная технология может осуществляться в трех вариантах:

    1. как «проникающая» технология - применение компьютерного обучения  по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач;

    2. «основная» - определяющая наиболее значимые из используемых в данной технологии  частей;

    3. «монотехнология» - когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера.

    Можно привести многочисленные и вполне убедительные примеры из моей практики, подтверждающие эффективность использования компьютеров на всех стадиях педагогического процесса в начальной школе:

    • на этапе предъявления учебной информацииобучающимся; например, на уроках окружающего мира, где изучаются природные зоны в 4 классе, с помощью электронного учебного пособия дети не только посмотрят природу и животных, но и слушают звуки, которые характерны данной зоне. Благодаря интерактивности просматривают описание каждого животного.

    • на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером; например, при повторении времен года в 2 классе, убирают лишние предметы из рисунка.

    • на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний (навыков, умений); применяю в 4 классе викторины на изученные темы.

    • на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения; тесты в электронном виде, которые более наглядно демонстрируют те или иные разделы изучаемой темы.

    • на этапе коррекции и самого процесса обучения, и его результатов путем совершенствования дозировки учебного материала, его классификации, систематизации. Например, в ходе решения заданий выявляются пробелы знаниях ученика, и идет возвращение к разделу программы, который был усвоен не в полной мере.

    Все эти возможности собственно дидактического и методического характера действительно неоспоримы. Кроме того, принимаю во внимание, что использование рационально составленных компьютерных обучающих программ с обязательным учетом не только специфики собственно содержательной (научной) информации, но и специфики психолого-педагогических закономерностей усвоения этой информации данным конкретным контингентом учащихся, позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, стимулировать познавательную активность и самостоятельность обучающихся. [10, c. 81]

    Как показала практика, компьютерное обучение действительно является эффективным, способствует реализации известных дидактических принципов организации учебного процесса, наполняет мою деятельность принципиально новым содержанием, позволяя сосредоточиваться на своих главных обучающих, воспитательных и развивающих функциях.

    Развитие способностей ученика в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал.

    На сегодняшний день не все предметы в начальной школе обеспечены в полном объеме наглядными электронными пособиями, соответствующими современному уровню развития новых информационных технологий.

    Отсутствие совершенных электронных пособий не означает, что мы должны пассивно ожидать их появления. Мне по силам сформировать из разрозненных электронных пособий Мультимедийный образовательный комплекс, отвечающий специфике и направлению работы, так как имею необходимое для этого образование. Такой набор видеофрагментов, анимаций, электронных таблиц и др. прекрасно дополняет любой традиционный урок.

    Наиболее ярко это сотрудничество проявляет себя в ходе проведения интерактивных бесед с применением мультимедиа-технологии обучения.

    По сравнению с традиционным для школы уроком-лекцией, когда излагаю тему, а учащиеся слушают, смотрят, запоминают учебный материал; беседа, построенная по предлагаемой методике, имеет важное преимущество — интерактивность. Интерактивность дает учащимся возможность активно вмешиваться в процесс обучения: задавать вопросы, получать более подробные и доступные пояснения по неясным для них разделам и фрагментам излагаемого мною учебного материала.

    Сочетание комментариев с видеоинформацией или анимацией значительно активизирует внимание детей к содержанию излагаемого учебного материала и повышает интерес к новой теме. Обучение становится занимательным и эмоциональным, принося эстетическое удовлетворение и повышая качество излагаемой информации. При этом существенно изменяется роль учителя в учебном процессе. Эффективнее использую учебное время беседы, сосредоточив внимание на обсуждение наиболее сложных фрагментов учебного материала.

    Как правило, в младших классах наиболее приемлемы компьютерные уроки, на которых предусматривается смена методов обучения и деятельности обучаемых. При этом с учетом данных о распределении усвоения информации и кризисах внимания учащихся на уроке, провожу объяснение в его первой части, а на конец урока планирую деятельность, которая наиболее интересна для учащихся и имеет для них большее личностное значение. К такой деятельности можно отнести самостоятельную работу и разные виды контроля.

    Вот некоторые примеры заданий, которые могут быть полезны не только для саморазвития школьника, но и для организации урока в классе.

    Найти в библиотеке электронных наглядных пособий схему опыта, проделать его дома и описать экспериментальные наблюдения.

    Подготовить доклад, сообщение с использованием иллюстраций из библиотеки.

    Сравнить формулировку, приведенную в пособии, с формулировкой его в учебнике, по которому занимаетесь. В чем сходство и в чем различие этих формулировок? Какие еще формулировки известны? Не противоречат ли они друг другу или следуют друг из друга?

    Работа с использованием диска протекает не более 15-20 минут. Во-первых, этого требуют «Правила работы на компьютере», во-вторых, информация, получаемая учащимися во время такой работы, достаточно объемна и при более длительной работе может быть не усвоена. [16, c. 34]

    На уроках окружающего мира использую презентации, материал для которых подбираем вместе с учащимися (по Интернету, из учебных электронных пособий, фотографии природы, города, сделанные учащимися при помощи мобильных телефонов.)

    Каждая презентация имеет определенную структуру, в основе которой лежат следующие принципы:

    • учебный материал излагается с логической последовательностью;

    • анимация и цветовое решение слайда должно помогать усваивать логику материала;

    • должны присутствовать элементы занимательности (может быть даже развлекательные моменты, юмористические элементы), которые помогут привлечь внимание учащихся.

    Следовательно, участие в процессе обучения одновременно педагога и компьютера значительно улучшает качество образования. Использование предложенной методики активизирует процесс преподавания, повышает интерес учащихся к изучаемой дисциплине и эффективность учебного процесса, позволяет достичь большей глубины понимания учебного материала.

    Несмотря на положительные стороны использования компьютерных технологий на уроках в начальной школе существует ряд проблем, про которые не стоит забывать. Наиболее общие проблемы включают нарушение зрения (напряжение глаз, размытое видение, резь, раздражение и боли, двойное зрение и ухудшение зрения). Следующими в списке стоят нарушения опорно-двигательного аппарата, среди них боли в спине, шее, плечах, руках и кистях, включая запястный сухожильный синдром (онемение, покалывание и снижение чувствительности пальцев). По мере увеличения времени работы на компьютере отмечается возникновение еще большего количества проблем.

    Следовательно, использование информационных технологий на уроках в начальной школе влечет за собой ряд проблем, которые не всегда учитываются учителями при составлении учебных занятий. Педагоги в большей степени ориентируются на положительный эффект от работы на компьютере. В связи с этим можно выделить «плюсы» и «минусы» такой работы.

    Учителю не всегда понятно, как можно использовать ИКТ в своей педагогической деятельности. Компьютер еще не всегда воспринимается как инструмент обучения наряду с аудио и видеоустройствами, что связано с непониманием новых возможностей, предоставляемых ИКТ. В связи с этим представляется необходимым конкретизировать способы использования ИКТ в работе учителя начальных классов. Я в своей педагогической деятельности использование информационно- коммуникационных технологий осуществляю следующим образом:

    ведение рабочей документации в электронном формате;

    составление календарно-тематического планирования по всем предметам начального обучения;

    создание методических копилок: «Уроки окружающего мира», «Внеклассные занятия», «Дидактические материалы по окружающему миру», «Фотогалерея», «Контрольные, проверочные работы», «Тесты», «Олимпиады»,  «Статьи по природоведению», «Сообщения по природоведению», «ОБЖ» и многое другое.

    Создание и подготовка дидактических материалов,позволяющих сделать процесс познания наглядно-образным и создать условия для развития мышления учащихся. Сюда можно отнести визуальный ряд, состоящий из портретов писателей, фотографии животных и растений, рисунки, печатные варианты индивидуальных заданий (карточки для тренировки навыков, организации самостоятельных и контрольных работ) памятки, наглядные средства обучения: демонстрационные таблицы, схемы, чертежи и т. д.);

    Создание презентаций  на определённую тему по учебному материалу. Презентация предполагает демонстрацию на большом экране в сопровождении автора и содержит названия основных разделов и тезисов выступления, а также неподвижные и подвижные иллюстрации (фотографии, видеофильмы, мультипликации).

    Мультимедиа выступления повышают эффективность учебно-воспитательного процесса за счёт:

    активизации восприятия учащихся за счёт использования звуковых и зрительных демонстраций, выделения главных мыслей;

    во время выступления учитель не поворачивается к доске, таким образом не теряет контакта с классом, не тратит время на выписывание текста на доске;

    большой объём информации может быть получен из Интернета и с компакт дисков и воспроизведён на экране, в формате, видимом всем учащимся;

    учащимся проще отвечать, когда он опирается на отображаемый на экране план выступления.

    создание фильмов  в MovieMaker;

    использование готовых программных продуктов;

    («Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия»).

    Работа с электронными энциклопедиями.

    Современному человеку необходимо уметь быстро искать нужную информацию, находящуюся на разных носителях. Компьютер позволяет отбирать и анализировать информацию. Для эффективного поиска информации необходимо научиться правильно формулировать вопросы и пользоваться поисковыми системами.

    Работа с электронными детскими энциклопедиями даёт возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе. (Например: выбрав в электронной библиотечке имя автора, быстро найти нужное произведение, или найти нужную иллюстрацию и информацию из любой области знаний.)

    Данную работу на первом этапе можно проводить, отображая на экране всю последовательность операций для формирования у учащихся алгоритма поисковой деятельности.

    Как показывает практика, учащиеся увлечённо осваивают компьютерные программы. При правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию.

    использование Интернет-ресурсов в процессе подготовки и проведения урока, внеклассного мероприятия, самообразования;

    В настоящее время уже во многих школах активно используются такие формы документации, как электронный журнал, портфолио учителя, портфолио ученика. Для того чтобы эти формы работали, необходимо, чтобы учебное заведение (педагог) имел постоянный доступ к сети Интернет.

    организация и проведение УЗ (внеклассных мероприятий) с использованием информационно-коммуникационных технологий;

    при организации исследовательской и проектной работы учащихся.

    Использование современных компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе на начальной ступени обучения имеет большие преимущества, которые заключаются в следующем:

    Индивидуализации обучения;

    Самореализация обучающихся;

    Росте объема выполненных на уроке заданий;

    Возможности получения различного рода материалов через сеть Интернет и использование специальных дисков (мультимедиа-система электронного учебника позволяет наполнить программу звуком естественных процессов, продублировать текст голосом диктора, создать необходимый музыкальный фон для работы, включить любой видеофрагмент, «оживить» мультипликацией любой географический процесс, что обеспечивает большую наглядность и интерес учащихся);

    Повышении познавательной активности и мотивации усвоения знаний за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента (решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя). Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером.

    Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на персональном компьютере, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным;

    Помогает учителю лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и все дальнейшее освоение компьютера;

    Позволяет учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика. [40, c. 137]

     Следует отметить, что наряду с плюсами, возникают различные проблемы как при подготовке к таким урокам, так и во время их проведения.

    Существующие недостатки и проблемы применения информационно-коммуникационных технологий:

    не у всех учащихся в домашнем пользовании имеется компьютер.

    не предусмотрено деление класса на группы при проведении занятия в компьютерном классе.

    не всегда легко интегрировать компьютер в поурочную структуру занятий.

    не хватает компьютерного времени на всех.

    мониторинг по отслеживанию результатов обучения и воспитания, в том числе создание тестовых работ.

    Компьютерное тестирование.

    Учитель, решивший воспользоваться тестовыми методом, может самостоятельно создать тест, пользуясь соответствующей оболочкой- системой для создания тестов (такую возможность даёт использование интерактивного аппаратно-программного комплекса).

    Компьютерное тестирование (с использованием индивидуальных пультов тестирования) даёт возможность за короткий промежуток времени фиксировать, анализировать результат проделанной работы, возвращаться к выполненному заданию, работать над ошибками.

    Опыт работы показывает эффективность применения электронных сборников-тренажёров.

    Считаю, что к этой процедуре следует относиться весьма ответственно:

    тестирование на уроке не должно занимать более 10-15 минут;

    следует обеспечить высокий темп тестирования (из расчета на каждый вопрос – не более 1 минуты);

    необходимо создать максимально комфортные условия для учащихся.

    Легче воспользоваться готовыми шаблонами, конструкторами тестов. К примеру, несколько  тестов разработаны участниками образовательного портала  «Сеть творческих учителей» А. Баженовым, А. Комаровским, Д. Ивановым.

    Авторы подготовили такие шаблоны, где учителю, имеющему даже небольшой опыт работы с PowerPoint, окажется под силу подготовить замечательную подборку тестов. Достаточно лишь заполнить слайды необходимыми вопросами, вариантами ответов, соответствующей наглядностью.

    Анализ работы по использованию информационных технологий в обучении окружающего мира свидетельствует о том, что интеграция традиционных форм и новой компьютерной технологии является эффективной в достижении основных целей обучения:

    такая организация обучения решает дидактические задачи, которые раньше решались с меньшим педагогическим эффектом, удовлетворяет основным принципам педагогической технологии;

    повышает интерес учащихся к процессу изучения естествознания, что уменьшает количество трудностей в процессе обучения;

    повышает уровень овладения понятиями;

    развивает определенные черты личности и качества учащихся, такие как хорошая реакция, ориентировка, самостоятельность, самоконтроль.

    2.2. Технология использования игровых методов на уроках окружающего мира в начальных классах

    Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению учебных предметов. Занимательность условного мира игры, делает положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Игра способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. [1, c. 64]

    Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.

    В жизни детей игра выполняет такие важнейшие функции, как:

    - развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

    - коммуникативную: освоение диалектики общения;

    - по самореализации в игре как на «полигоне человеческой практики»;

    - терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

    - диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

    - коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

    - межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей;

    - социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

    Значение игры в обучении.

    В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

    - в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

    - как элементы более обширной технологии;

    - в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

    - как технология внеклассной работы.

    Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. [18, c. 48]

    Особенность игры педагогической в том, что ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре в так называемом, «чистом виде», учитель должен организовать и координировать игровую деятельность детей. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:

    - дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

    - учебная деятельность подчиняется правилам игры;

    - учебный материал используется в качестве её средства;

    - в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;

    - успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

    Механизмы, обуславливающие привлекательность игры.

    К.Д. Ушинский писал: «Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог реющий человек, пробует свои силы и еще войти по сложности её явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более чем дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни, в игре же ребенок, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями. Можно выделить следующие факторы, делающие игру для ребенка не просто привлекательной, но и незаменимой, единственной сферой реализации потребностей:

    - Самостоятельность. Игра – единственная сфера жизни, в которой ребенок сам определяет цели и средства.

    - Возможность творчества вне игры доступна лишь небольшому количеству школьников. Игра же представляет собой возможность «безнаказанно» творить в очень многих областях жизни. В области межличностных отношений (классические игры типа «дочки-матери»), в управлении (игры в «города», которые дети населяют вымышленными персонажами), собственно в исполнительном творчестве – вылепить из пластилина, нарисовать, сшить костюм... [44, c 231]

    Ю.В.Геронимус выделил следующие факторы, способствующие возникновению игрового интереса:

    - удовольствие от контактов с партнерами по игре;

    - удовольствие от демонстрации партнерам своих возможностей как игрока;

    - азарт, от ожидания непредвиденных игровых ситуаций и последовательных их разрешений в ходе игры;

    - необходимость принимать решения в сложных и часто неопределенных условиях;

    - удовлетворение от успеха – промежуточного и окончательного;

    - если игра ролевая, то удовольствие от процесса – перевоплощение в роль.

    Привлекательность игры заключается в возникновении новых возможностей. Это зависит от типа игры. Очевидно, наиболее привлекательны возможности, соответствующие актуальным потребностям возраста и личности. Проблема игровой мотивации очень важна.

    В играх могут быть реализованы следующие потребности:

    - наличие собственной деятельности;

    - творчество;

    - общение;

    - власть;

    - потребность в ином;

    - самоопределение через ролевое экспериментирование;

    - самоопределение через пробы деятельностей.

    Требования к играм в образовании, обеспечивающие привлекательность игр:

    1. Игровая оболочка должен быть задан игровой сюжет, мотивирующий всех учеников на достижение игровых целей.

    2. Включенность каждого: команды в целом и каждого игрока лично.

    3. Возможность действия для каждого ученика.

    4. Результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющих; должен быть риск неудачи.

    5. Игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнение было связано с определенными сложностями. С другой стороны, задания должны быть доступны каждому, поэтому необходимо учитывать уровень участников игры и задания подбирать от легких (для отработки учебного навыка) до тех, выполнение которых требует значительных усилий (формирование новых знаний и умений).

    6. Вариативность – в игре не должно быть единственно возможного пути достижения цели.

    7. Должны быть заложены разные средства для достижения игровых целей.

    Ограничения и недостатки использования игр в образовании.

    Из перечисленных требований к игре, очевидно, что игра – очень время – и трудоемкая форма. Подготовка игры требует обыкновенно на порядок большего количества времени, нежели её проведение.

    Игра не является педагогической панацеей. Зачастую педагоги называют игрой все то, что не имеет стандартной формы «фронтальный опрос – новый материал - закрепление – домашнее задание».

    Проблема и пути её решения в следующем:

    - увлечение самого педагога игровыми формами;

    - запрет на «обязательность» внедрения игр;

    - проработка требований к игре (наличие легенды, мотивов, структуры отношений и т.д.

    Игра – живое явление, более широкое, чем вкладываемое в неё дидактическое наполнение. Поэтому дети могут легло перейти «от цели к мотиву», то есть увлечься игровой оболочкой и потерять образовательное содержание.

    Существует также опасность возникновения зависимости от игры. Игра настолько привлекательна для школьников, что зачастую даже могут отказывать себе в таких потребностях, как еда, питье и т.п. [7, c. 33]

    Теория и классификация игр.

    Наряду с трудом и учением игра – один из основных видов деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

    В структуру игры как деятельности личности входят этапы:

    - целеполагания;

    - планирования;

    - реализации цели;

    - анализа результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

    В структуру игры как процесса входят:

    - роли, взятые на себя играющими;

    - игровые действия как средства реализации этих ролей;

    - игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

    - реальные отношения между играющими;

    - сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.

    Большинство игр отличает следующие черты:

    - свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

    - творческий, в значительной мере импровизационный, активный характер этой деятельности («поле творчества»);

    - эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция («эмоциональное напряжение»);

    - наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

    Педагогические игры - достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

    1. Педагогические игры достаточно разнообразны по:

    - дидактическим целям;

    - организационной структуре;

    - возрастным возможностям их использования;

    - специфике содержания.

    2. По характеру педагогического процесса бывают:

    - обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

    - познавательные, воспитательные, развивающие;

    - репродуктивные, продуктивные, творческие;

    - коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.

    3. По характеру игровой методики делятся на:

    - предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры – драматизации.

    4. По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.

    5. По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии:

    - различают игры с предметами и без них;

    - настольные;

    - комнатные;

    - уличные;

    - на местности;

    - компьютерные и с ТСО;

    - с различными средствами передвижения.

    Использование игр на уроках окружающего мира.

    В современных условиях бурного развития начальной школы, появления альтернативных программ и систем обучения учитель старается работать творчески - уроки проводятся разнообразно и увлекательно. Для формирования положительной мотивации на уроках необходимо учитывать следующие положения:

    выделение основных понятий и учебной задачи урока;

    полную умственную нагрузку всех учащихся класса в течение урока;

    разнообразие структуры и методов обучения;

    использование на уроках наглядных пособий;

    разнообразие методов обучения;

    применение дидактических игр;

    использование на уроках самостоятельной работы школьников и многое другое.

    В начальной школе на уроках окружающего мира учащиеся должны усвоить основы важного пропедевтического предмета, формирующего мировоззрение и экологическую культуру. Экологическое образование детей является неотъемлемой задачей современного процесса обучения и воспитания. Основная экологическая идея выражается формулировкой “все в природе взаимосвязано, природа единое целое”. Если взрослыми эта идея обычно воспринимается как аксиома, то для детей она должна быть наполнена конкретным содержанием и доказана.

    Дидактическую ценность для изучения природы на уроках естествознания имеют лишь те игры, в которых ребенок действительно сталкивается с теми проблемами, которые имеются в реальных природных условиях. Именно они позволяют получить личный опыт переживания той или иной ситуации, поведения в ней и принятия решения. Наиболее органичны для детей младшего школьного возраста ролевые игры, т.е. игры с распределением ролей. Приведу примеры некоторых из таких игр. [40, c. 234]

    Игры активизируют познавательную деятельность на всех стадиях изучения нового материала, используя возможности методических приемов.

    2.3. Технология сотрудничества на уроках окружающего мира в начальных классах

    Технология сотрудничества в начальной школе на уроках окружающего мира. Для того чтобы учение стало коллективной деятельностью, необходимо, чтобы каждый ученик стал субъектом этой деятельности. Равнодушное отношение к учению. («Буду делать только то, что скажут и когда скажут»), пассивное поведение на уроке («Буду сидеть тихо, и меня не спросят»), постоянная потребность в помощи и инструкции делают из ученика пассивного наблюдателя, неспособного самостоятельно мыслить и действовать. Распределение ролей между учителем и школьниками, при котором ученик постепенно становится организатором своего учебного труда (учит себя), является основным условием учения как коллективной деятельности. Технология сотрудничества – работа в группах и парах- способствует развитию у младшего школьника умения проявлять инициативу, творчество, самостоятельность в учении. Способствует развитию умения учиться.

    Групповая работа очень привлекает младших школьников. Но первый опыт ее организации может оказаться неудачным (нерабочий шум, медленный темп работы, неумение детей действовать совместно), и тогда педагог частично или полностью отказывается от такого обучения. Между тем групповая работа – это уникальная форма организации урока. Она обеспечивает непосредственное взаимодействие между учащимися (дети выполняют задание совместно в составе группы или пары) и делает руководство со стороны учителя косвенным. Он выступает только в роли организатора начала и окончания работы: формулирует задание (одинаковое или разные, но все они подчинены единой цели), общую инструкцию по его выполнению, вместе с учениками активно участвует в оценивании результатов. Оцениванию подлежит работа всей группы, а не отдельных учеников. Ошибки и просчеты отдельных учеников не афишируются, а обсуждаются в группе. Учитель объединяет детей в группы с учетом их личных склонностей. Известно, что слабому ученику нужны не столько сильные, сколько терпеливые, доброжелательные партнеры. Школьнику с повышенной активностью нужен рядом человек, способный уследить за ходом рассуждений и зафиксировать идею или ход рассуждений. Объединение детей «по желанию» не всегда дает продуктивный результат, поскольку личные отношения становятся определяющими в распределении поручений и организации работы команды. В этом случае руководителем может оказаться ученик, недостаточно разбирающийся в проблеме; решение может быть подменено обсуждением посторонних, не связанных с учебным материалом проблем. То есть при организации группового обучения педагогу приходится учитывать личностные особенности и учебные возможности своих учеников. [40, c. 356]

    Технология сотрудничества имеет большое значение для развития самостоятельности ученика. Работая в команде, ученик получает реальную возможность проявить инициативу (выбрать задание, посоветовать, как организовать работу); учится планировать свои действия, убеждать в правильности своих рассуждений, предположений, нести ответственность за действия команды и свои собственные. В условиях групповой работы школьник более внимательно относится к оценке своего участия в выполнении общего задания, поэтому обращение за помощью в случае затруднения носит осознанный характер, а формулируемые вопросы о неизвестном или не понимаемом более конкретны. Групповая работа способствует развитию таких необходимых ученику качеств, как умение оценивать результаты своей работы. Взаимодействуя в группе, школьник учится помогать, сопереживать, соотносить свои действия и поступки с чужими. Работая с одноклассниками над решением общей проблемы, ребенок учится слушать, высказывать свое мнение, вести диалог.
    Педагог, выбирающий технологию сотрудничества, может использовать один из трех вариантов взаимодействия участников команд, последовательно развивающих самостоятельность в совместном труде: лидерный, паритетный и демократический. В первом случае роли распределяет организатор группы (лидер). Он же раздает задания (поручения) в группе. Во втором все ученики договариваются о распределении ролей в группе, каждый отвечает за свою часть. Результатом работы является решение, сложенное из частей – достижений каждого участника команды. В третьем - ученики договариваются о ролях (организатор, исполнитель, проверяющий), распределяют части задания между собой, координируют решение.
    Примерная структура групповой формы обучения:

    1. Подготовительный этап (определение задач групповой работы,
      формулирование общих требований к выполнению учебной задачи,
      распределение по группам).

    2. Формулировка задания и общий инструктаж по его выполнению.
      Распределение поручений и заданий в группе.

    3. Индивидуально ориентированная формулировка общего задания каждым учеником.

    4. Выполнение поисковой (реконструктивной, исследовательской)
      части учебного задания. Решение учебной задачи.

    5. Подготовка к предъявлению решения (составление, выработка
      коллективного решения).

    6. Предъявление решения. Комментирование решения.

    7. Самооценка индивидуального и общего решения.

    8. Анализ трудностей и ошибок в организации работы и решении учебной задачи.

    9. Итоги работы: выводы об основных предметных знаниях, умениях и навыках; выводы об умениях и навыках выполнения роли обучастии в совместном труде. [12, c. 54]

    Широкое применение в начальной школе имеет парная работа. Она характеризуется активным взаимодействием двух учеников. Распределение на пары может быть как ситуативным, так и преднамеренным. В первом классе задания для парной работы даются педагогом, как правило, на хорошо известном учебном материале, чтобы основное внимание дети могли уделить освоению приемов совместной работы. В дальнейшем для парной работы может быть выбрано любое задание, требующее обсуждения ситуации, вариантов и способов решения. Иногда имеет смысл предлагать для совместной работы тренировочные задания, задания на взаимный поиск ошибок и т.д. Парная работа имеет эффект для развития познавательной деятельности школьника только в том случае, когда учитель специально учил детей работать в парах, ставить такие вопросы друг другу, которые требуют умения вдумываться в условие задачи, анализировать ее состав и содержание, выполнять обоснованные действия с целью решить задачу.
    Рассмотрим такую ситуацию обучения работе в паре. Чтобы ученики научились работать друг с другом, учитель вызывает кого-нибудь из учеников (желательно более подготовленного) и демонстрирует перед всем классом, как нужно работать в паре. Сначала учитель ставит вопросы своему партнеру – ученику, который читает задачу, объясняет, что в задаче дано, каков вопрос задачи, каким действием задача решается, что получится в ответе. Потом роли меняются: ученик становится учителем и все вопросы ставит как учитель. Педагог становится учеником – отвечает на вопросы, решает задачу, объясняет, почему задача решается именно так. Имея эталон, ученики руководствуются им при организации собственных действий. В таком эталоне особенно нуждаются дети, которые в силу тех или иных причин недостаточно хорошо успевают в школе. У них, как правило, заниженная самооценка. Но ведь и им, как всем младшим школьникам, интересно узнавать новое, показывать, как они умеют что-то делать, общаться. Дети с трудностями в обучении, дети неорганизованные и пассивные тоже нуждаются в предоставлении им возможности для самостоятельного поиска.

    Использование технологии сотрудничества способствует развитию у младшего школьника желания и умения быть успешным учеником.

    2.4. Организация опытно-экспериментального исследования по развитию познавательного интереса на уроках окружающего мира в начальных классах посредством использования образовательных технологий
    Исследование проводилось в МКОУ «СОШ №2» г. Исилькуль в 3 классе.

    Для подтверждения выдвинутой гипотезы в период практики было проведено исследование, которое включало три этапа.

    На этапе первичного констатирующего эксперимента с целью изучения уровня познавательного интереса учащихся 3 класса МКОУ «СОШ№2» были использованы следующие методики:

    1) Методика «Составление расписания» подготовленная профессором Л.В. Байбородовой с целью изучения отношения учащихся к отдельным предметам и учителям (Приложение 1).

    2) Модифицированная методика Г.Н. Казанцевой «Изучение интереса к предмету» для определения уровня познавательного интереса(Приложение 2).

    Предлагаемые стандартизованные методики исследования познавательного интереса дают достоверные результаты, легки в обработке и помогают получить данные об уровне познавательного интереса.

    Методика составления расписания проводилась с целью изучить отношение и интерес учащихся к предмету окружающий мир.

    Были получены следующие результаты:

    «отсутствие интереса к предмету окружающий мир» показали 17,7% учащихся (это 3 учащихся) – ни разу не включили в расписание.

    «недостаточный интерес к предмету» т.е. включили окружающий мир в расписание один раз – 41% (7 учащихся)

    23,6% учащихся продемонстрировали устойчивый интерес к предмету окружающий мир, т.е. 2 раза в неделю.

    «повышенный интерес к предмету» составило – 17,7%, т.е. в расписание окружающий мир было включено 3 раза в неделю (Приложение 3).

    Целью методики Казанцевой являлось изучение уровня познавательного интереса учащихся

    - низкий уровень познавательного интереса показали 29,4% учащихся (5 детей). Данный уровень характеризуется отсутствием интереса к предмету, несформированность и отсутствие учебной мотивации.

    47% учащихся показали средний уровень познавательного интереса (8 детей), что говорит об их отзывчиво-эмоциональной позиции, но не стремление выразить свое отношение к природе в творческой деятельности.

    Осознанную устойчивую познавательную направленность, проявление повышенного интереса к предмету, т.е. высокий уровень познавательного интереса, продемонстрировали 23,6% учащихся (4 учащихся) (Приложение 4).

    Второй этап исследования – формирующий эксперимент.

    На этом этапе были проведены уроки с использованием выбранных образовательных технологий, направленных на повышение уровня познавательного интереса учащихся 3 класса.

    1   2   3   4


    написать администратору сайта