"Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности"
Скачать 7.88 Mb.
|
Глава 2. Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности 2.1 Понятие и виды театрализованных игр, их значение в развитии речи дошкольников Театрализованная деятельность имеет особое место в речевом развитии. Вся жизнь ребёнка насыщена игрой, каждый воспитанник хочет сыграть в ней свою роль. В игре он получает не только информацию об окружающем мире, но учиться жить в этом мире, строить взаимоотношения. «Что такое театр? Это лучшее средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать психические процессы, совершенствовать телесную пластичность, формировать активность» К.С. Станиславский [34]. Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д. Б. Эльконин, Р. Е. Левина, А. П. Усова и др.).Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, мы пришли к выводу, что помочь может театрализованная деятельность. Именно через театрализацию дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. А умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщать. Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно. Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Театральные игры являются важнейшим фактором, стимулирующим развитие у детей связной речи. В театральной игре каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды причем не только наедине с собой, но и публично не стесняясь присутствия слушателей. Опыт педагогической работы показал, что, театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса) . Занятия в детском театре обогащают детей новыми впечатлениями, знаниями, развивают интерес к художественной литературе, активизируют словарь, разговорную речь, способствуют нравственно-эстетическому воспитанию, позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности, раскрепощенности и т. д. Театрализованная деятельность в детском саду тесно связана с развитием связной речи детей, что выражается в использовании ряда театральных приёмов. А именно: знакомство с литературными произведениями, этюды, речевые упражнения для передачи различных чувств (работа над интонационной выразительностью, использование различных театральных кукол для иллюстрации к художественным произведениям или обыгрывания, инсценировка художественных произведений (стихи, небольшие рассказы, сказки). Подготовка к театрализованной деятельности детей, как правило, проходит в несколько этапов: введение в тему, создание эмоционального настроения; театрализованная деятельность (в разных формах, где воспитатель и каждый ребёнок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал; эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь в полюбившийся образ. Ребенок добровольно принимает черты характера персонажа, мимику и жесты. Дети радуются когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка. Особо любимы детьми сказки, язык сказок отличается большой живописностью, в них много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, монологов, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку и обогатить его словарный запас. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому что в основе его лежит игра. Театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка, самостоятельное творчество, его раскрепощение. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи. Театрализованная деятельность – это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Театрализовано-игровая деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству, является важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей. Основными формами организации театрализованной деятельности есть: театрализованное занятие, музей кукол, театрализованная игра на праздниках и развлечениях, театрализованные игры-спектакли, посещение театров детьми совместно с родителями, совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театрализованные игры в повседневной жизни, мини-игры на музыкальных занятиях, мини-игры на других занятиях и самостоятельная театрально-художественная деятельность. Разработана подборка игр для детей младшего дошкольного возраста. I. Театрализованные игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста: 1. Имитация: • Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте) . • Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево) . • Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке) . 2. Импровизация: • Игра-импровизация под музыку ("Веселый дождик", "Листочки летят по ветру и падают на дорожку", "Хоровод вокруг елки") . • Одно темная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель ("Катя, Катя маленька...", "Заинька, попляши...", В. Берестов "Больная кукла", А. Барто "Снег, снег") . • Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова "Елочка"; К. Ушинский "Петушок с семьей", "Васька"; Н. Павлова "На машине", "Земляничка"; Е. Чарушин "Утка с утятами") . 3. Ролевой диалог героев сказок ("Рукавичка", "Заюшкина избушка", "Три медведя") . 4. Инсценирование фрагментов сказок о животных ("Теремок", "Кот, петух и лиса") . 5. Одно темная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам ("Колобок", "Репка") и авторским текстам (В. Сутеев "Под грибом", К. Чуковский "Цыпленок") . II. Игры по речевому развитию направлены: 1.на воспитание звуковой культуры речи: развитие артикуляционного аппарата, дикции, на произношение шипящих звуков 2.на воспитание интонационного чутья, темпа речи, дикции, силы голоса. 3.на обогащение и активизацию словаря. 4.на развитие связной речи. Подборка дидактического материала: игры, упражнения, художественная литература, пьесы, музыкальные произведения. Изготовление декораций, костюмов, кукол для различного вида театрализованной деятельности. Начиная со среднего возраста (4-5 лет) необходимо последовательно знакомить с видами театров, основами актерского мастерства. Для этого используют этюдный тренаж, помогающий развить внимание и восприятие; привить навыки отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера. В этом неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр, так как его необходимый атрибут - ширма, за которую ребенок стремится спрятаться от зрителя. Ребята, преодолевшие робость, обычно участвуют в инсценировке (постановке, спектакле) как актеры драматического театра. При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт. К началу года в средней группе дети стали говорить лучше, но речь их еще не достаточно сформировалась. Воспитатели стимулируют желание детей включаться в спектакль. Познакомив детей с разными видами театров: настольный театр, театр бибабо, плоскостного театра на фланелеграфе, включили в процесс освоения детьми мини постановок по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик – дедушка», «Тили-бом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок» и др). Театрализованная игра способствует развитию таких качеств личности, как: наблюдательность, самостоятельность, выдержка, развитие фантазии, воображения, коммуникативные навыки. В групповых комнатах для детей среднего возраста в МБДОУ организованы уголки театрализованной деятельности (ширма, пальчиковый театр, настольный, би-ба-бо, театр масок, музыкальный центр и аудиофонотека с песнями, сказками, звуками природы.); уголок книги с русскими народными сказками, потешками, песенками, папки с иллюстрациями «Расскажи сказку»; уголок ряжения. Старший дошкольный возраст - дети активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях. Театрализованные игры отличаются более сложными характерами героев, трудными для разработки мизансценами. Названные игры дают детям возможность применить полученные знания, проявить творчество в различных видах театральной деятельности. В старшем дошкольном возрасте дети освобождаются от комплексов и активно участвуют в театрализованных играх. Навыки кукловождения, приобретенные детьми, позволяют объединять в одной театрализованной игре несколько видов театральных кукол различных систем. Театрализованные игры отличаются более многоплановыми характеристиками героев, трудными для постановки мизансценами, в них действуют наиболее сложные в управлении куклы. У детей вызывает большой интерес изготовление кукол, масок, декораций, афиш и других атрибутов. При игре в кукольный театр невозможно играть молча, ребенок становиться и актёром, и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания. Ребенок впитывает богатство русского языка, выразительные средства речи, различные интонации персонажей и старается говорить правильно и отчетливо, чтоб его поняли зрители. Во время игры в кукольный театр еще более интенсивно развивается речь, обогащается опыт общения в различных ситуациях, количественно и качественно обогащается словарный запас. Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре - слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои затаенные чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией. С расширением кругозора детей, сценические представления усложняются: увеличивается число действующих лиц, более сложными становятся сюжеты спектаклей. Существуют различные виды театров для дошкольников: Пальчиковый театр, театр картинок, театр на палочке, вязаный театр, конусный театр. Огромное внимание в работе с детьми мы уделяем пальчиковому театру. Пальчиковый театр – это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи. Пальчиковый театр – театрализованная, дидактическая, сюжетно-ролевая игра. Уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя. Пальчиковый театр – это развитие мелкой моторики: в ходе игр у детей, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, что является для ребенка естественным средством самовыражения, способствует развитию речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Смысл этого театра заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки (разные, но обязательно по оригинальному тексту). Стимулирование кончиков пальцев ведет к развитию речи. Подражание движениями рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствует не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Театр картинок – этот вид театра способствует внесению разнообразия игры в группах детского сада. Такие игры развивают творческие способности и содействуют их эстетическому воспитанию. Театр на палочке вырабатывается ловкость рук, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, соотносить движения с речью. Вязаный театр развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию. Формирует творческие способности, артистизм. Обогащает пассивный и активный словарь. Конусный театр помогает учить координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью. Выражать свои эмоции посредством мимики и речи. Нами проведена классификация основных театрализованных игр и их значение для речевого развития (Таблица 1). речь дошкольник театральный игровой Таблица 1. Классификации театрализованных игр
Театрализованные игры дают возможность перейти от бессловесных этюдов к этюдам со словами, диалогу, монологу, импровизировать с элементами ряженья на заданную тему, что будоражит фантазию, развивает воображение, дети учатся выражать себя в движении, свободно держаться не стесняясь. Для детей дошкольного возраста важны все компоненты театра и музыка, и костюмы, и декорации, а главное слово. Частые репетиции дают детям возможность общаться, понять чувство партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений. Таким образом, исходя из значимости театрально-игровой деятельности для развития речи дошкольников, мы провели исследование по вопросу влияния театрализованной деятельности не только для развития речи дошкольников, но и для коррекции нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста. С этой целью мы провели констатирующий эксперимент по выявлению уровня речевого развития и нарушений речи среди дошкольников МБДОУ «Ручеек» р/п Варнавино. 2.2 Уровень речевого развития детей дошкольников в МБДОУ «Ручеек» (констатирующий эксперимент) Нами было проведено исследование развития речи дошкольников в нашем дошкольном учреждении по методике Е. А. Стребелевой, предложенные в пособии «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего дошкольного возраста» (пособие основывается на современном подходе к диагностике психического развития детей раннего дошкольного возраста). Нами были обследованы дети в возрасте 4 – 5 лет, относящиеся к ко 2-му и 3-му сензитивным периодам развития речи. Эти периоды важны нам по тем обстоятельствам, что мы максимально можем использовать методики театрально-игровой деятельности для развития и коррекции речи дошкольников. У детей 4-го и 5-го года жизни речь способствует формированию абстрактных форм мышления, произвольности психических процессов, возможности формирования внутреннего плана действий и оценки собственных действий и поведения. Сюжетно-ролевая игра – в эти периоды становится преобладающей и является первым и основным видом деятельности, растущие потребности общениям приводят тому, что у дошкольников развиваются все формы и функции общения. У детей 5-ти 6-ти летнего возраста в норме формируется контекстная речь, то есть самостоятельное порождение текста. В этот период психические стрессы могут привести к возникновению речевой патологии – в виде заикания, а ограничение речевого общения и низкий уровень речевого окружения к недостаточной сформированности монологической речи. На констатирующем этапе исследования целью нашего изучения было выявление уровня развития речи детей дошкольного возраста 4-5 летнего возраста. Экспериментальная работа по выявлению уровня речевого развития и нарушений речи включала применение методик, направленных на выявление уровня познавательного и речевого развития. При подходе к отбору методик для психолого-педагогического обследования учитывался тот фактор, что для ребенка дошкольного возраста ведущим способом усвоения общественного опыта является игра. Это возможно тогда, когда ребенок готов сотрудничать, т.е. у него имеется желание выполнять задания, предложенные взрослым. Исследовательская работа по выявлению уровня речевого развития средствами театрализованной деятельности дошкольников проводилась с помощью следующих методов: рассказ, чтение, беседы, тренинги, импровизация, перевоплощения, упражнения. Использовались следующие методики: - Методика «Сюжетные картинки» (задание направлено на выявление понимания сюжетного изображения, уровня развития связной речи); - Методика «Поиграй» (задание направлено выявления уровня развития игры, умения ребенка действовать с игрушками, выполнять ряд логических связанных действий, объединяя их в общий сюжет); - Методика «Найди пару» (сравнение картинок). (Задание направлено на выявление умения анализировать и сравнивать изображения, находить сходства и различия); - Методика «Расскажи» (сюжетная картинка). (Задание направлено на выявление уровня понимания, восприятия сюжетного изображения, развития связной речи. По результатам проведенной диагностики были выделены 2 группы детей с нарушениями речевого развития: дети с фонетическим нарушением речи (далее ФНР) и дети с задержкой речевого развития (далее ЗРР). Фонетическое нарушение речи (ФНР) - это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно. Как правило, такие нарушения звукопроизношения связаны с нарушением артикуляционной моторики или ее недостаточной сформированностью. Ребенок не может правильно выполнять движения органами артикуляции, особенно языком, в результате чего звук искажается. (Моторное нарушение речи). Такие расстройства могут проявляться: - в отсутствии (пропуске) звука –« акета» вместо «ракета» - в искажениях – горловое произнесение звука р, щечное — ш и т.д. Чаще всего нарушаются: - свистящие звуки – С, З (и их мягкие пары), Ц - шипящие звуки – Ш, Ж, Ч, Щ - сонорные (язычные) – Л, Р (и их мягкие пары) Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка (м, н, п, т). В нашей работе исследуются две группы детей раннего дошкольного возраста ЗРР и ФНР. Задержка речевого развития (ЗРР) у ребенка - это отставание от возрастной нормы речевого развития в возрасте до 4 лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи также как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты. Задержка в развитии речи отражается на формировании всей психики ребенка. Она затрудняет общение ребенка с окружающими, препятствует правильному формированию познавательных процессов, влияет на эмоционально-волевую сферу. Термин задержка речевого развития (ЗРР) широко применяется в логопедической практике. Этот диагноз уместен по отношению к детям раннего возраста. Примерно до пяти лет остается надежда на до развитие нервных структур, ответственных за речь. Т.Б. Епифанцева педагог-деффеколог выделяет причины возникновения задержки речевого развития: - Не востребованность речи, если с ребенком никто не разговаривает или наоборот, угадывает все его желание, и говорит с ним, не формируя потребность ребенка выражать свои требования и эмоции словами; - Замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь (чаще обусловлено генетически); - Заболевания и поражения головного мозга (гипоксия, травмы и инфекционные заболевания, перенесенные внутриутробно, в период родов и в первый год жизни); - Нарушения слуха, речь формируется на основе услышанного, если у ребенка есть проблемы со слухом, то возникают проблемы с воспроизведением слов, то есть с речью; - Различные заболевания впервые годы жизни; - Наследственные факторы, в этих случаях нарушения речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью; - Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности, нарушения эмоционально - волевой сферы и дефициту в развитии речи [34]. Младенец, появившийся на свет, не обладает врожденным знанием законов языка, на котором он будет говорить. У него только есть способность в определенный период своего развития усвоить нормы и правила языка, на котором разговаривают окружающие его люди. Это языковая способность ребенка, реализующаяся через общение с взрослыми через имитацию ребенком слышимой им речи. При этом языко - речемыслительная деятельность ребенка формирует неосознанные языковые обобщения. В результате ребенок осваивает основные единицы языка и законы их функционирования. Речь ребенка оказывается не простым повторением образцов, которые он слышит от взрослых, а творчеством, в котором речь рождается как средство общения, средство познания и средство регуляции деятельности своей и окружающих. Если в силу каких-либо причин имитационная или языко -речемыслительная деятельность не формируются вовремя, то в дальнейшем у ребенка отмечается недоразвитие речи той или иной степени тяжести. Очень важным заключением необходимо считать вывод ученых о том, что задержка темпов речевого развития, обусловленная снижением мотивации общения, поддается быстрой и полной коррекции [34]. На констатирующем этапе исследования участвовали 18 детей: 9 мальчиков и 9 девочек. В результате исследования было выявлено 10 детей с ФНР и 8 детей с ЗРР, в группе с ФНР 5 мальчиков и 5 девочек, в группе с ЗРР 4 мальчика и 4 девочки (Приложение 1). Констатирующий эксперимент проводился по 4 разным сериям заданий. Предложенные задания являлись оптимально выполнимыми для дошкольников с нормальным развитием речи. Целю констатирующего эксперимента была диагностика развития речи у детей 4 - 5 лет посредством театрализованной деятельности. В соответствии с целью исследования в констатирующем эксперименте были поставлены следующие задачи: 1. Выявить особенности восприятия детьми дошкольного возраста литературных произведений разных жанров и умение драматизировать их. 2. Выяснить умение детей сочинять элементарные сюжетные сказки на тему, предложенную экспериментатором. 3. Выявить наличие задатков сценических навыков у младших дошкольников, их умение изобразить литературного героя с помощью движений, жестов, мимики, позы и с использованием элементарных интонационных средств выразительности. 4. Выявить значение проводимых методик, их эффективность. Методика обследования проводилась в форме диалога, с каждым ребёнком индивидуально, все ответы ребёнка были зафиксированы. Детям было предложено 3 серии заданий, предложенные задания являются оптимальными для детей данного возраста. Первая серия заданий была направлена на выявление понимания детьми особенностей жанра литературных произведений и умение драматизировать их. Детям прочитали рассказ К.Д. Ушинского «Лиса Патрикеевна», сказку «Лиса и козёл» и стихотворение С. Маршака «Еж и лиса». Все произведения отбирались с точки зрения образной характеристики персонажей и возможности дальнейшей драматизации по сюжету. Следующее задание этой серии выявляло умение драматизировать хорошо знакомые сказки. Сначала детей спрашивали: «Какие сказки ты знаешь?», Затем им предлагали сыграть по ролям сказки «Курочка Ряба» и «Репка», «Кошкин дом». Большинство детей отказывались от выполнения этого задания, мотивируя это тем, что не знают, как можно сыграть роль бабушки или дедушки, хотя дети знали сказки очень хорошо. Некоторые дети предлагали рассказать по очереди две сказки, но не обыгрывать её. Из группы детей с ФНР в первой серии заданий было выявлено с высоким уровнем - 2 ребёнка (10%) развития, со средним уровнем развития - 5 детей (55%), с низким уровнем развития - 3 ребенка (35%). Из группы детей с ЗРР только 2 ребенка 25% попытались обыграть роли из сказки, но единого сюжета не получилось. Задание на перспективу разыгрывания по ролям выполнил только один ребенок, он предвидел не только соединение сюжета, но и его дальнейший показ, 6 детей (75% ) отказались от участия в сюжете (что подтверждает факт несформированности у этих детей речевых навыков). Вторая серия заданий выявляла умение придумывать сказку на тему, предложенную экспериментатором, и понимание ребенком возможности драматизировать свое сочинение, а также умение построить диалог по картине «Дети собирают грибы». Проверялось, может ли ребенок выстроить сюжет в соответствии с заданной темой, соблюдая структурные элементы высказывания (начало, середина, конец), вводить в содержание разных персонажей, интересные действия, давать описание обстановки, диалог героев. Выявлялось также умение интонацией передавать характеристику персонажей. Экспериментатор говорил: «Любишь ли ты сам придумывать сказки (рассказы)? Представь себе зайчика, который заблудился в лесу. Ты должен передать, как это произошло, что с ним случилось и чем все закончилось». Оценивались: умение выдерживать все структурные части сочинения (начало, середина, конец) и связывать их между собой; оригинальность сюжета, наличие диалога между действующими лицами и использование в тексте средств художественной выразительности. Анализ сочинений детей показал, что в основном они четко выдерживали структуру сказки. Начинался текст со слов: «Однажды, один раз, жили-были». Объем сказки - от 5-ти до 10-ти предложений. Были высказывания, которые трудно было оценивать, сюжет излагался не в логической последовательности, с нагромождением событий и действующих лиц. Следующее задание этой серии выявляло умение составлять рассказ по картинке и включать в сочинение диалог действующих лиц. Ребенку предлагалось придумать рассказ «Дети идут по грибы» (на картинке изображены мальчик и девочка, в руках у них корзинки, они наклоняются, заглядывают под кустик, а там растут подосиновики). Анализ сочинений детей (на тему и по картине) позволил выявить 3 уровня развития словесного творчества. Дети I уровня придумывали оригинальный сюжет, соответствующий предложенной теме, четко выделяли композиционные части высказывания (начало, середину, конец). В сказки включался диалог действующих лиц, описание обстановки, раскрывались чувства персонажей. Текст излагался в логической последовательности, диалог передавался очень выразительно, с изменением силы голоса и интонации (3 детей). Дети II уровня соблюдали композицию сказки, однако, их сюжет не отличался большой оригинальностью. В сказках встречались диалоги персонажей, которые были заимствованы из других литературных произведений, хотя дети могли их передать выразительно (5 детей). К III уровню были отнесены дети, которые затруднялись в выстраивании сюжета, не соблюдали логическую последовательность в его изложении, диалоги персонажей отсутствовали, а сам текст излагался монотонно, не менялась сила голоса, темп речи был замедленным. Встречалось много остановок, пауз, повторов слов (2 детей). Дети с ФНР. Было выявлено с высоким уровнем - 2 ребёнка (10%) развития, со средним уровнем развития – 3 ребёнка (15%), с низким уровнем развития - 6 детей (75%). Дети второй группы (ЗРР) 6 детей низкий уровень (80%), были отнесены 2 ребенка средний уровень 20% Третья серия заданий (речевые игры) выявляла умение войти в диалог. Педагог изображает птицу, а ребенок птенца. При проведении задания детям предлагается разбиться на пары и изобразить разговор птиц со своими птенцами. Дети, не участвующие в диалоге, должны угадать, каких птиц изображают играющие. Дети группы (ФНР) выявлено с высоким уровнем - 2 ребёнка (10%) развития, со средним уровнем развития - 5 детей (50%), с низким уровнем развития - 3 детей (40%) Дети второй группы (ЗРР) выявлено с низким уровнем развития - 8 детей (100%) Таким образом, можно подвести итоги констатирующего этапаэксперимента по уровню развития речи у воспитанников МБДОУ «Ручеек»: У группы детей с ФНР (10 детей: 5 мальчиков, 5 девочек). Высокий уровень развития речи составляет у 4 детей - 40% .В беседе дети быстро реагировали на реплики, пользовались различными их видами, в том числе и побуждающими партнера к речевому действию. Охотно беседовали на различные темы (о театре, семье, недавних событиях). По желанию собеседника могли определенное время поддерживать разговор на предложенную тему. В речи детей присутствовали вопросы познавательного содержания. Пользовались различными типами предложений, включая в них обращение к собеседнику и фразы вежливости, доброжелательным тоном. Речь правильная, наблюдались отдельные синтаксические ошибки. Средний уровень развития речи составили 5 детей (50%). Дети охотно вступали в беседу с взрослым, быстро реагировали на реплики собеседника, однако беседу поддерживать не могли, часто отвлекались, стремились высказать свою информацию, от чего в разговоре постоянно менялась тема. Реплик, стимулирующих собеседника к беседе, употребляли мало, в основном - сообщения, вопросы, реже - побуждения к действию, обоснования. Вопросы однообразны; отсутствие логики и последовательности в формулировке вопросов (оставляли вопрос без внимания). Для этого уровня детей характерно использование единичных форм речевого этикета, использование их не во всех ситуациях побуждений, лишь в тех ситуациях, которые часто встречаются в повседневном обиходе: приветствие, просьба, извинение; прослеживалась краткость, свернутость реплик, включающих только речевой штамп; расширенные реплики употреблялись значительно реже; обращение к собеседнику в них всегда отсутствовало; доброжелательность проявлялась ситуативно. Низкий уровень развития речи составил 1 ребенок 10%. Мальчик пассивно включался в диалог, проявляли слабую речевую активность. Беседа протекала медленно, много длительных пауз. Интерес к беседе отсутствовал. Разговор длился, пока взрослый проявлял инициативу. У группы детей с речевыми нарушениями (ЗРР) (8 детей: 4 мальчика и 4 девочки). Высокий уровень развития речи отсутствует. Средний уровень развития составили 1 ребенок – 10% (Наташа). Отмечалось ограниченное количество ответов на вопросы; в обращениях чаще использовались реплики сообщения. Девочка почти не прибегала к формулам речевого этикета, т.к. объем фраз речевого этикета ограничен; формы обращения к ребенку и взрослому смешаны («Здравствуй» - «Здравствуйте»); предложения, используемые детьми, неполные, неоконченные, часто с грамматическими ошибками. Низкий уровень развития речи составили 8 детей – 90%. Во время обследования мы отметили наличие простых фраз из 2-3 слов. Дети использовали простые конструкции предложений. Их высказывания были на уровне перечисления воспринимаемых предметов и действий. Отмечается ограниченность словаря действий и признаков. У 2 детей (Ивана и Артема) грамматический строй речи не сформирован. Наблюдались смешение падежных форм, пропуск предлогов. Звукопроизношение значительно отстает от нормы; многочисленные искажения, замены и смешения звуков; нарушено произношения мягких и твердых, звонких и глухих, шипящих, свистящих. У 4 детей отмечаются нарушения слоговой структуры слова. Дети сокращали количество слогов. Наблюдалась перестановка слогов и звуков, сокращение звуков при стечении гласных. Дети в основном не проявляли активности и инициативности при общении. Отсутствовал интерес к заданию, речь интонационно невыразительна. У 2 детей отсутствие фразовой речи. Дети пользовались жестами, мимикой, отдельными лепетными словами и звукокомплексами. Понимание речи носило ситуативный характер. Отмечалось отсутствие понимания значений грамматических изменений слов, значений предлогов. Словарный запас резко отстает от нормы; предметный, обиходный словарь; глагольный почти отсутствует; характерны лексические замены. Резко искажено звуковое оформление лепетных слов; неустойчивая артикуляция; низкая возможность слухового распознавания звуков. Слоговая структура слова грубо нарушена, сокращение слогов от 2-3 до 1. Отмечается ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова. Дети произносили только гласные и звуки раннего онтогенеза, фонематический слух грубо не нарушен, задания по звуковому анализу ребенку не понятны. У детей проявляется отказ от выполнения заданий, не умение реализовать поставленную задачу или отказ от его выполнения. При детальном рассмотрении, констатирующий этап исследования показал, что при выполнении таких методик, как: «Сюжетная картинка» и «Расскажи», дети с ФНР и ЗРР испытывали затруднения, словесное описание проходило с большим трудом. Методики: «Найди пару» и «Поиграй» прошли более успешно, дети были активнее, показали неплохие результаты по анализу, они с успехом сравнивали изображения, сочиняли сюжет мини-игры удобным для них способом (вербальным и невербальным). 2.3 Основные направления экспериментальной работы по развитию речи и коррекции нарушений речевого развития посредством театрально-игровой деятельности в МБДОУ «Ручеек» (формирующий эксперимент) Основными методами, использованными нами в формирующем эксперименте по развитию и коррекции речи воспитанников МБДОУ детский сад «Ручеек» были следующие: наглядный, словесный, игровой. Рисунок. Методы работы по развитию речи дошкольников Традиционные приемы словесного метода: - выразительное чтение; - рассказывание сказок; - беседа по содержанию; - объяснение незнакомых слов; - повторное чтение; - прослушивание произведение в аудиозаписи. Словесные методы употреблялись нами только с детьми 3-го сензитивного периода (5 – 6 лет). Возрастные особенности дошкольников требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах применяют наглядные приемы обучения (кратковременный показ предмета, игрушки, рассматривание иллюстраций), или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей (чтение стихов кукле, появление разгадки − предмета и др.). После чтения литературного произведения проводилась беседа, и выполнялись разнообразные творческие задания. Цель беседы – уточнить понимание содержания произведения, его идеи, осознания средств художественной выразительности. Можно привлекать детей к воспроизведению отдельных фрагментов [45]. Речевой образец - правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя. Образец должен быть доступен для повторения, подражания. Для того чтобы добиться осознанного восприятия детьми образца, воспитатели увеличивают роль детской самостоятельности, так же сопровождают образец другими приемами - пояснениями, указаниями. Образец должен предшествовать речевой деятельности детей; во время одного занятия он мотет использоваться неоднократно, по мере необходимости. Речевой образец преподносится детям подчеркнуто четко, громко, неторопливо[45]. Повторение - преднамеренное, неоднократное использование одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. Практикуются повторение материала воспитателем, индивидуальное повторение ребенком, совместное повторение (воспитателя и ребенка или двух детей), а также хоровое. Особенно нуждается в четком руководстве хоровое повторение. Желательно предпослать ему пояснения: предложить сказать всем вместе, четко, но не громко. Словесное упражнение - многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков. В отличие от повторения упражнение отличается большей частотой, вариативностью, большей долей самостоятельных усилий детей [45]. Источником - определяющим круг разговоров, рассуждений воспитателя и детей, являются наглядные предметы или явления. Наглядные приемы − показ картинки, игрушки, иллюстрации, элементы инсценирования, движения или действия (в игре-драматизации, в чтении стихотворении). При показе иллюстраций не рекомендуется останавливать чтение. Конечно, во всех этих процессах обязательно предполагается слово воспитателя, которое направляет восприятие детей, объясняет и называет показываемое. Формирующий этап эксперимента включал в себя реализацию театрального Проекта «Золушка» в работе свыделенными нами группами детей МБДОУ «Ручеек». Проработав в дошкольном учреждении 15 лет музыкальным работником, мы убедились, что для всестороннего и гармоничного развития ребенка необходимо применять театрализованную деятельность, которая обладает такими значимыми воспитательными, образовательными и обучающими функциями, что их нельзя сравнивать с другими методами. Нами, совместно с учителем – логопедом, был разработан театральный Проект по речевому развитию дошкольников средствами театрализованной деятельности, который мы назвали «Золушка». Главным итогом реализации этого Проекта мы считали бы создание собственного Театра в нашем дошкольном учреждении, который функционировал бы во всех возрастных группах детей, соответственно с их возрастными возможностями. Задачи театрального ПРОЕКТА «Золушка»: Образовательные: Познакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др). Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт (знание о театре, его истории, устройстве театра, театральных профессий, костюмы, атрибуты, театральная терминология и др.). Развивающие: Развить у детей психологические качества: воображение, речь, чувства пространства сцены, умение «читать» характеры персонажей пьесы (исходя из возрастных особенностей детей). Развить интерес к истории различных видов искусств, театра, истории мировой культуры. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам. Воспитательные: Воспитывать у детей художественный вкус. Формировать морально-этические нормы поведения. Формировать в каждом ребенке (независимо от его развития) творческую личность, обладающую внутренней свободой и нравственностью. Особенности проведения занятий с дошкольниками в соответствии с их возрастными особенностями: С детьми первой младшей группы воспитатели должны разыгрывать народные песенки, сказки и потешки. С детьми второй младшей группы воспитатели должны продолжать начатую работу с использованием игрушек, фигурок плоскостного, настольного театра, театра Петрушки. С детьми средней и старшей групп возможна организация театрализованной деятельности как самостоятельной, для чего необходимо создание специальных условий: - создать предметно пространственную среду; - изготовить ширму; - иметь набор кукол. Все это дает возможность каждому ребенку принять участие в театрализованной деятельности. Мы разработали План проведения занятий: Музыкально-ритмическая разминка. Дыхательная и речевая гимнастика. Игры, минута шалости, физическая минутка. Театрализованная деятельность. Музыкально-ритмическая разминка включает в себя ритмические, музыкально практические игры и упражнения, которые развивают: - двигательные способности детей (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость); - пластическую выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции и др.); - воображение (способности к пластической импровизации). Дыхательная и речевая гимнастикапомогает детям при помощи игр и упражнений сформировать четкое произношение (дыхание, артикуляцию). В театрализованной деятельностидети обогащают свой словарный запас, активизируют речевые умения и навыки, учатся говорить ярче и образнее. В нее входит драматизация, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихотворениям. Для драматизации, инсценировки, рассказывания рекомендуется использование коротких, хорошо знакомых сказок. Критериями в подборе сказок должны являться: - ярко-выраженная социальная норма; - возможность обыграть сюжет; - предпочтение сказкам, персонажами которых являются животные (с точки зрения психологии животные вызывают оживление, неподдельный интерес и эмоции). Методические приемы театрализованной деятельности: - анализ сказки с точки зрения поведения персонажей; - выделение героев с различными чертами характера; - проигрывание этюдов (фрагментов сказок, сценок из жизни); - использование элементов психогимнастики; - игровые упражнения, в которых дети учатся различать и называть основные эмоции и чувства, видеть связь между поступками эмоциями. В рамках предложенного нами театрального Проекта, нами были разработаны рекомендации родителям «Как рассказывать и читать сказки детям», основные моменты рекомендаций: - ребенка нужно научить вдумчиво слушать сказку и читать ее; - уделять чтению сказок определенное время суток, чтобы ребенок не был переутомлен, был выспавшимся, накормленным; - создать сказочную атмосферу чтения и определенные (постоянно выполняемые) условия начала действия ; - познакомить ребенка с различными вариантами сказок (разбирать вместе с ребенком сюжеты, характеры и поведение персонажей); - придумывать собственные сказки (иногда на проблемные темы поведения ребенка); - прочитывать сказки повторно (при первом прослушивании возможны не полные впечатления, при повторном чтении углубляются впечатления, нарастает сила эмоциональных переживаний); - обсуждение сказки и сказочных персонажей. Виды чтения сказок: чтение вслух, пересказ и беседа, рассматривание иллюстраций, совместное и самостоятельное прочтение Говоря о роли родителей по развитию и коррекции речи, необходимо отметить, что привлечение родителей к постановке спектаклей (домашнее задание – выучить с детьми слова, изготовить декорации для спектаклей и приготовить атрибуты для своего ребенка) доставляло радость и положительные эмоции всем участникам этого процесса. Для реализации Проекта было привлечено руководство нашего дошкольного учреждения и спонсоры для создания содержательной предметно – развивающей среды. В каждой группе детского сада были организованы театральные уголки для театрализованных игр и представлений (соответственно с задачами речевого развития в соответствии с возрастом детей – ширмы для кукольных спектаклей, пальчиковые куклы, набор кукол для кукольных спектаклей, маски, костюмы для спектаклей в старших группах садика, уголки «ряжения»). В каждой группе были созданы литературные уголки (где хранится художественная литература, в том числе книжки-раскладушки, книжки-панорамы, книжки, созданные родителями совместно с детьми в период подготовки представлений). 3. В старшей группе создан уголок исскуств, для самостоятельной художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста. 4. Проводится работа по созданию музыкальных уголков в каждой возрастной группе, где собираются разнообразные дидактические игры и музыкальные инструменты. 5. Создается уголок Сказка во дворе детского садика, где ребята будут встречаться с героями любимых сказок. 6. В результате осуществления театрального Проекта создается свой Театр. В результате проведения формирующего эксперимента нам удалось подтвердить нашу гипотезу о роли театрализованной деятельности в развитии и коррекции речевого развития дошкольников. Проведенные нами исследования о роли театрально-игровой деятельности подтвердили то, что она является одним из самых эффективных способов воздействия на развитие и коррекцию нарушений речи детей. Участие детей в проведенных театрализованных играх привели к улучшению результатов в развитии речи ненавязчивыми средствами театрализованной игры, вызвав у детей радость, живой интерес и положительные эмоции от пребывания в детском саду. В группе с ФНР у 30% детей прослеживается положительная динамика в формировании навыков звукопроизношения (четкая, грамотная, чистая ритмическая речь). У 30% детей прослеживается значительная положительная динамика в формировании словаря воспитанников. У 40% детей прослеживается значительная положительная динамика в формировании грамматического строя речи воспитанников. У 30% детей прослеживается значительная положительная динамика в формировании навыков связной речи воспитанников. В группе детей с ЗРР у 10% детей прослеживается положительная динамика в формировании навыков звукопроизношения (четкая, грамотная, чистая ритмическая речь). У 10% детей прослеживается значительная положительная динамика в формировании словаря воспитанников. У 10% детей прослеживается значительная положительная динамика в формировании грамматического строя речи воспитанников. У 10% детей прослеживается значительная положительная динамика в формировании навыков связной речи воспитанников. Результаты проведенного формирующего эксперимента с использованием указанных выше диагностических методов убедительно продемонстрировали значительную роль детской театрализованной игры для развития и коррекции речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности. |