Главная страница
Навигация по странице:

  • Мышление как психический процесс.

  • Особенности мышления при нарушениях речи.

  • Тема: «ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ ПРИ НАРУШЕНИЯХ РЕЧИ» План. Воображение как психическая характеристика.

  • Упражнения для развития воображения. 1.

  • 2. Развитие воображения в детском возрасте. У младшего дошкольника

  • Третий этап

  • 3. Особенности воображения при речевых нарушениях.

  • 4. Диагностика нарушений воображения.

  • 5. Упражнения для развития воображения. Нарисуй сказку

  • Узнай, что это, и дорисуй

  • Найди буквы и цифры, которые спрятались

  • Кто больше придумает или нарисует

  • Развитие речи в онтогенезе


    Скачать 293.5 Kb.
    НазваниеРазвитие речи в онтогенезе
    Дата30.10.2022
    Размер293.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаРазвитие речи в онтогенезе.doc
    ТипДокументы
    #761889
    страница3 из 5
    1   2   3   4   5
    Тема:

    «ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ ПРИ НАРУШЕНИЯХ РЕЧИ»
    План.

    1. Мышление как психический процесс.

    2. Особенности мышления при речевых нарушениях.



    1. Мышление как психический процесс.

    Мышление — это высшая форма познавательной дея­тельности человека, позволяющая отражать окружающую действительность обобщенно и опосредованно, устанав­ливает связи и отношения между предметами и явлени­ями.

    Функции мышления:

    — установление всеобщих взаимосвязей;

    — понимание сущности конкретных явлений как раз­новидности определенного класса явлений;

    — обобщение свойств однородной группы явлений.

    Виды мышления:

    — наглядно-действенное;

    — наглядно-образное;

    — абстрактно-образное.

    2. По степени новизны и оригинальности:

    — репродуктивное (воспроизводящее);

    — продуктивное (творческое).

    3. По характеристике решаемых задач:

    — теоретическое;

    — практическое.

    4. По структуре:

    — дискурсивное;

    — интуитивное.

    Мышление включает следующие операции:

    — анализ (мысленное расчленение предметов, явлений, ситуаций и определение составляющих элементов, частей, моментов, сторон);

    — синтез (соотнесение, сопоставление, установление связи между различными элементами);

    — абстрагирование (отвлечение существенных свойств предмета от несущественных);

    — сравнение (соотнесение каких-либо объектов и вы­деление в них общего или различного);

    — обобщение (соотнесение и выделение общего в двух или нескольких различных явлениях или ситуациях);

    — конкретизация (выражение мысли словами).


    1. Особенности мышления при нарушениях речи.

    У детей с речевой патологией значения слов не одинаковы при различных способах функционирова­ния мысли. Верно и обратное: каков уровень развития зна­чения слов, таковы и способы последнего. Именно в этом Л.С. Выготский видел одно из главных условий единства речи и мышления.

    Мышление имеет особую структуру, в которую входят:

    — ориентировка в условиях задачи, анализ входящих компонентов, выделение признаков и связей;

    — выработка стратегии;

    — поиск соответствующих способов выполнения (ис­полнительный этап);

    — нахождение ответа;

    — сопоставление результатов с исходными условиями.

    Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.

    Этапы выражения мысли словами:

    —- определение мотива высказывания, замысла;

    — перекодирование замысла в развернутую речь и со­здание схемы высказывания;

    — активация грамматических структур — развернутое внешне речевое высказывание.

    По состоянию невербального интеллекта (О.Н. Усанова, Т.Н. Синякова, 1982) детей с ОНР можно разделить на три группы:

    — дети, у которых оно несколько отличается от нормы. При этом своеобразие интеллекта не связано с рече­выми трудностями и не зависит от них. По данным авторов, эта группа составляет 9% от всех детей с ОНР;

    — соответствует норме (27%);

    — соответствует нижней границе нормы, но характе­ризуется нестабильностью (в определенные момен­ты они могут показать состояние интеллекта ниже нормы). Это самая многочисленная в процентном от­ношении группа (63%).

    Обладая в полной мере предпосылками для развития мыслительных операций, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образного мыш­ления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, классификацией, ис­ключением лишнего понятия и умозаключением по ана­логии. Недостатки наглядно-образного мышления у де­тей с недоразвитием речи могут иметь не только вто­ричный, но и первичный характер. В этом случае они обусловлены недостаточностью теменно-затылочных областей коры головного мозга. Несформированность наглядно-образного мышления при недоразвитии речи в большинстве случаев по степени выраженности связа­на с тяжестью речевого дефекта (Т.А. Фотекова, 1993). Для многих детей с ОНР характерна также ригидность мышления (Л.И. Белякова, Ю.Ф. Гаркуша, О.Н. Усанова, Э.Л. Фигередо, 1991).

    А.Р. Лурия изучал нарушения речи при орга­нических поражениях мозга. С.Л. Рубинштейн, как Ж. Пи­аже и Л.С. Выготский, изучал «эгоцентрическую речь», считал, что она способствует выражению эмоций и вы­полняет функцию осмысливания, а «изреченная» мысль приобретает форму и уточняет. Речь оформляет знание, но во многом его и обеспечивает, а не только фиксирует и транслирует.

    Язык — это система, которая осуществляет функции интеллектуальных операций, в том числе обобщения и абстракции. «Проблемные» дети, например алалики, ха­рактеризуются задержкой в развитии мышления. Изуче­нием механизмов нарушения речевого (словесного) мыш­ления занималась И.Т. Власенко. Исследования А.Р. Лурии (1947, 1969), Л.С. Цветковой (1972), И.Т. Власенко (1971, 1976) направлены на разработку проблемы распа­да системы взаимодействия речи и мышления в речевой патологии.

    Речевое мышление осуществляется на основе словесных значений, понятий и логических операций. А.Н. Леонтьев (1975) отмечает, что в значениях представлена преобра­зованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей, отношений, а движение отвлеченных значений и логиче­ских операций составляет внутреннюю умственную дея­тельность. Формирование предметной отнесенности сло­ва — названия — происходит одновременно с формиро­ванием значений слов и систем значений, Л.С. Выготский называл эту связь «единством мышления и речи». Понятие возникает в процессе интеллектуальной операции.

    Научные исследования нарушений сложных психиче­ских процессов в клинике локальных поражений мозга на­чались в 1867 г., когда французский анатом П. Брока дал описание мозга больного, который не мог говорить, хотя и понимал устную речь. После смерти больного Брока смог получить точную информацию о пораженной зоне мозга. Он первым показал, что моторная речь, т.е. двигательные координации, результатом которых является произнесе­ние слов, связаны с задней третью нижней лобной изви­лины левого полушария.

    Брока утверждал, что эта зона — «центр моторных об­разов слов» и что повреждение в этой зоне ведет к особо­му виду нарушения экспрессивной речи, которое он пер­воначально назвал «афемией»; позже это нарушение по­лучило название «афазия», как оно и называется в наше время. Открытие анатома представляло собой первый слу­чай, когда сложная психическая функция, подобная речи, была точно локализована на базе клинических наблюде­ний. Это наблюдение также дало Брока возможность сде­лать первое описание различия функций левого и правого полушарий мозга.

    В 1874 г. немецкий психиатр К. Вернике опубликовал опи­сание нескольких случаев, когда повреждения задней тре­ти верхней височной извилины левого полушария вызыва­ли потерю способности понимать слышимую речь. Он на­звал эту зону «центром сенсорных образов» или «центром понимания устной речи». Афазическое расстройство при­водит не только к нарушению речевого общения, т.е. соб­ственно коммуникативной способности, но и к измене­нию всей системы значений слов или системы понятий.

    Л.С. Выготский (1934) отмечал, что в случае болезнен­ного распада понятий нарушается мера общности, происходит разрушение единства абстрактного и конкретного в значении слова. Связь непроизвольных мыслительных опе­раций, стоящих за значением слова, с произвольно про­текающими анализом и синтезом в познавательной, и в частности мыслительной, деятельности не случайна. На­сколько полно развито мышление, настолько же полно и значение слова, т.е. мыслительные операции, стоящие за значением слова, связаны с анализом и синтезом, проте­кающими на уровне собственно мышления.

    И.Т. Власенко (1990) анализировала структуру значе­ний слов у больных с афазией. Соотношение различных типов вербальных парафазии (словесных замен) и уров­ней нарушения речевого мышления у логопатов — афазиков пока недостаточно изучены. Вербальные парафазии возникают из-за трудности актуализации словесных зна­чений, включая трудности обозначающей и обобщающей функции слова.

    Сенсорная афазия характеризуется парафазиями на ос­нове фонетических и фонематических закономерностей («портфель — портвейн» — сходство звучания), («коле­со — полотенце» — персервации), («глобус — арбуз» — сходство), («повар — каша» — ситуация), («груша — не яблоко» — отрицательные парафазии), («столяр — стружник» — неологизмы), («голубь — ворона» — одна катего­рия). В основе комплексных замен лежат примитивные мыс­лительные операции (выделение второстепенных, нагляд­ных признаков и конкретно-ситуативных связей).

    У больных с моторной афазией функция названия пред­мета отстает незначительно или сохранна. Отмечается пре­обладание парафазии более высокого порядка (в понятий­но-категориальном плане). Вербальная парафазия.— это естественная модель, на которой прослеживается различ­ная степень изменения смысловой структуры значения слов. Нарушение системных речемыслительных операций вы­бора ведущего смыслового признака приводит к сужению значения искомого слова.

    Т.И. Власенко выделяет две категории больных сен­сорной афазией. Первая характеризуется достаточно вы­соким уровнем категориального мышления и наличием вербальных парафазии, возникающих «внутри категорий понятий», т.е. смысловых замен наиболее высокого в психологическом плане порядка. Вторая, с мышлением конкретно-ситуативного типа, — с парафазиями на ком­плексной основе.

    У больных с моторной афазией было выделено три груп­пы, имеющие различные типы мыслительной деятельнос­ти. Первая и вторая, с обобщенным и смешанным типом мышления, характеризовались преобладанием парафазии категориального типа над числом комплексных замен, а у третьей группы (с конкретным мышлением) комплекс­ные замены преобладают над категориальными парафазиями. В соотношении видов парафазии с соответствующи­ми уровнями речевого мышления больных с афазией можно рассмотреть аналогию взаимоотношения степени разви­тия значения слова и уровня мыслительной деятельности.

    Таким образом, смысловые парафазии отражают изме­нение (сужение) значений слов у больных с афазией. Пре­обладание одних парафазии над другими свидетельствует о доминировании определенных мыслительных операций, стоящих за значением используемых слов. Характеру этих операций, выступающих в качестве механизма речемыслительной деятельности, соответствует определенный тип речевого мышления — обобщенный или конкретно-ситу­ативный. Такое взаимообусловленное изменение системы словесных значений и системы речевой патологии, как и нормы, закономерно отражает единство мышления и речи.

    Тема:

    «ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ ПРИ НАРУШЕНИЯХ РЕЧИ»
    План.

    1. Воображение как психическая характеристика.

    2. Развитие воображения в детском возрасте.

    3. Особенности воображения при речевых нарушениях.

    4. Диагностика нарушений воображения.

    5. Упражнения для развития воображения.



    1. Воображение — это психический процесс отражения реальной действительности в непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. С помощью воображения создаются образы таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше.

    Функции воображения:

    — представление действительности в образах и обес­печение возможности пользоваться ими, решая за­дачи;

    — регулирование эмоциональных отношений;

    — произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;

    — формирование внутреннего плана человека;

    — планирование и программирование деятельности.

    Формы выражения воображения:

    — построение образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта;

    создание программы поведения, когда проблемная ситуация является неопределенной;

    — продуцирование образов, которые не программиру­ют, а заменяют деятельность;

    — создание образов, соответствующих описанию объекта.

    Виды воображения

    1. По предмету, материалу деятельности:

    — эмоциональное;

    — образное;

    — осязательное.

    2. По форме существования материи:

    — художественное;

    — техническое;

    — музыкальное.

    3. По способам активности:

    — активное;

    — пассивное;

    — продуктивное;

    — репродуктивное.

    4. По результатам:

    — воссоздающее;

    — творческое.

    Активное воображение характеризуется тем, что, пользу­ясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассив­ного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструиру­ется и творчески преобразуется, а не просто механически копируется или воссоздается. В репродуктивном воображе­нии ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть. Такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

    Активное воображение бывает воссоздающим и творче­ским. Основу воссоздающего воображения составляет со­здание образа предмета и его описания, рисунка, рас­сказа и т.д. Этот вид воображения особенно важен в учеб­ной деятельности, поскольку позволяет учащимся (по рассказам учителя, тексту учебника и пр.) создавать пра­вильное и достаточно полное представление об учебном материале. Творческим воображением называют самосто­ятельное создание новых образов. Оно составляет основу всякой творческой деятельности, которая открывает воз­можность самовыражения, позволяет человеку реализо­вать личный потенциал.
    2. Развитие воображения в детском возрасте.

    У младшего дошкольника только начинает развиваться воображение, причем его пассивная форма. Он с боль­шим интересом слушает сказки и представляет их образы как реально существующие явления. Другими словами, во­ображение некритически компенсирует недостаток жиз­ненного опыта и практического мышления имплантиро­ванием описанных сказочных образов в реальную жизнь.

    Старший дошкольник и младший школьник характери­зуются активацией воображения. Вначале воссоздающего (позволяющего в более раннем возрасте представлять ска­зочные образы), а затем и творческого (благодаря которо­му создается принципиально новый образ). Этот период — сензитивный для формирования фантазий.

    Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры — плод бурной работы фантазии. Дети с увлечением занимаются творческой деятельностью, причем психоло­гической основой последней также является воображение. И в учебе, когда возникает необходимость осознать абст­рактный материал, когда требуются аналоги, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребенку тоже приходит воображение.

    Подростковый возраст отличается переходом от детского восприятия окружающей действительности к взрослому. Школьник начинает более критично воспринимать мир вокруг себя; он уже не верит в сказочные чудеса. Вообра­жение принимает форму мечты как позитивной жизнен­ной перспективы. Подросток с помощью воображения строит планы своего будущего, «проигрывает» различные социальные и нравственные ситуации, как бы тренируясь перед сложной взрослой жизнью.

    Таким образом, в развитии воображения можно выде­лить три этапа.

    Первый этап — 2,5—3 года. Происходит разделение во­ображения на познавательное и аффективное, связанное с двумя важнейшими новообразованиями возраста. С одной стороны, это отделение ребенком себя от предмета, от действия с предметом, и отсюда — направленность его на овладение новыми действиями и предметами, а в слу­чае невозможности прямого овладения обращение к пред­метам-заместителям (В.И. Слободчиков, Д.Б. Эльконин).

    С другой — влияние своего личного «Я», переживание своей отделенное от окружающего мира. Четко выделяются два типа воображения: познавательное, когда ребенок с помощью кукол разыг­рывает некоторые знакомые ему действия и их возможные варианты (кормление детей в детском саду или дома, укла­дывание их спать, прогулка и т.д.); аффективное, проявля­емое при проигрывании ребенком своего переживания.

    Второй этап — 4—5 лет. В этом возрасте ребенок наце­лен на усвоение норм, прежде всего социальных, а также правил и образов деятельности. Взрослые, чувствуя новые возможности ребенка, ведут его обучение и воспитание в основном через образцы, которым он должен следовать. А уровень творческого воображения снижается.

    В этот период у здоровых детей реже возникают устойчи­вые страхи; обычно аффективное воображение проявляют­ся в связи с переживанием реальной травмы. Позитивное воображение ребенка связано с бурным развитием ролевой игры, рисования, конструирования. Но без специального руководства оно носит в основном воспроизводящий ха­рактер, так как ребенок нацелен на следование образцам. Отклонения в процессе овладения ими возможны, но и они носят обыгрывающий, часто случайный характер.

    Особенности использования образа состоят в том, что он, как и у более младших детей, строится путем исполь­зования действий «опредмечивания», а затем дополняется разнообразными деталями. Слово может включаться в этот процесс, вызывая или фокусируя строящуюся за ним це­почку представлений или обобщений.

    В процесс воображения включается специфическое пла­нирование, которое можно назвать ступенчатым. Ребенок планирует один шаг своих действий, делает его, видит результат и планирует следующий. Ступенчатое планиро­вание приводит детей к направленному словесному твор­честву, когда они сочиняют сказки, называя события одно за другим. Но чаще всего ребенок берет за основу план-схему знакомой сказки, модифицируя сами содержатель­ные моменты (например, заяц и лиса строят избушки не лубяную и ледяную, а из кирпича и снега и т.п.).

    Третий этап — 6—7 лет. В этом возрасте ребенок уже усваивает основные образцы поведения и деятельности и получает свободу в оперировании ими. В принципе он уже способен отходить от усвоенных стандартов и комбини­ровать их, используя при построении продуктов вообра­жения.

    Аффективное воображение ребенка направлено, с од­ной стороны, как и в более раннем возрасте, на изжива­ние полученных психотравмирующих воздействий путем их многократного варьирования в игре, рисовании и дру­гих творческих видах деятельности. С другой, в случае ус­тойчивого конфликта с реальностью дети нередко обра­щаются к замещающему воображению. Познавательное воображение претерпевает качественные изменения.

    Все этапы развития воображения как опосредованной функции представляют собой лишь возможности каждого возраста, которые в естественных условиях реализуются, к сожалению, меньшинством детей. Без специального ру­ководства развитие воображения может неблагоприятно сказаться на жизни ребенка.

    Аффективное воображение без достаточного, обычно стихийно возникающего изживания травм способно при­вести к патологическим, застойным переживаниям (на­вязчивые страхи, тревоги) или же ведет ребенка к полной аутизации, созданию замещающей воображаемой жизни, а не реальных творческих продуктов. Познавательное во­ображение имеет тенденцию к постепенному угасанию.

    Воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им реального жизненного опыта. В детстве воображение задействовано наиболее активно. Полнее всего оно реализуется в играх, сочинительстве сказок и исто­рий, в рисовании и других видах творчества.
    3. Особенности воображения при речевых нарушениях.

    Несколько иначе творческие способности развиваются у детей с нарушениями речи. Их представления о предме­тах оказываются неточными и неполными, практический опыт недостаточно закрепляется и обобщается в слове, вследствие чего запаздывает формирование понятий.

    Чем значительнее нарушения речи, тем больше огра­ничиваются возможности ребенка проявить творчество. Он оказывается беспомощным в создании новых образов. Рисунки таких детей отличаются бедностью содержа­ния. Ребенок не может выполнить рисунок по замыслу, затрудняется, если нужно придумывать новую поделку или постройку.

    В игре дети с ОНР отдают предпочтения бытовой те­матике. Нередко их игры носят стереотипный характер, сюжеты мало обогащаются. Замысел оказывается нестой­ким, и игра распадается. Возможности общения между собой в силу речевого дефекта ограничены. Можно ска­зать, что игровая деятельность в целом не достигает того уровня, который характерен для их сверстников с нор­мальным развитием речи.

    Детям оказываются недоступны творческие задания: воспроизвести рассказ педагога, рассказать о событиях из личного опыта. Они плохо понимают переносные зна­чения слов, метафор. Чтобы ликвидировать эти пробелы, надо разработать программу развивающего обучения и си­стематически использовать на занятиях с детьми специ­альные задания и упражнения, направленные на совер­шенствование воображения и активизацию творческих способностей ребенка.

    Эту работу можно организовать в нескольких направ­лениях. Ребенку, отстающему в речевом развитии, трудно создавать и воплощать в игре собственный замысел. По­этому на первых этапах работы педагог должен стать ак­тивным участником детских игр. Важна увлеченность взро­слого игрой, искренность, непосредственность.

    Творчество ребенка органично связано с яркими эмо­циональными переживаниями. Однако дети с недоразвити­ем речи недостаточно эмоционально реагируют на груст­ную сказку, смешной стишок, нежную мелодию. Их речь маловыразительна, движения несколько скованы, дети не очень уверены в себе. Учитывая эти особенности, в коррек-ционной работе надо использовать элементы арттерапии, театрализации, чаще обращаться к музыке и движению.

    Итак, первое направление работыпо формированию твор­ческих способностей детей — развитие воображения и обо­гащение эмоциональной сферы в сюжетно-ролевой игре.

    Второе направлениепредполагает использование специ­альных заданий, в процессе выполнения которых разви­вается способность к преобразованию готовых образов и созданию на этой основе новых.

    Третье направление— формирование способностей к словесному творчеству.

    Возможность создавать что-либо новое, необычное за­кладывается в детстве, через развитие таких высших психических функций, как мышление и воображение. Имен­но их развитию необходимо уделить наибольшее внимание в воспитании ребенка в возрасте от 5 до 12 лет. Этот период ученые считают сензитивным, т.е. наиболее благоприятным для развития образного мышления и воображения.
    4. Диагностика нарушений воображения.

    Работа по развитию воображения должна представлять собой систему поэтапного обучения с постепенным нара­станием сложности и объема заданий, с учетом возраста, психофизического развития индивидуальных особенностей личности. Занятия могут проводиться как фронтально, так и малыми группами (4—6 чел.) или индивидуально. Цель подобной работы — прежде всего расширение кругозора детей, обогащение их сенсорного опыта, развитие и акти­визация речи, обучение приемам оперирования образами и представлениями. Важным условием раскрытия творче­ских способностей является создание общей атмосферы комфортности и увлеченности, а также оказание при не­обходимости разного вида помощи. В качестве примеров приведем несколько заданий. Подобные задания можно рекомендовать для включения в уроки письма, математи­ки, чтения и в другие учебные и внеучебные занятия.
    5. Упражнения для развития воображения.

    Нарисуй сказку

    Вариант 1. Ребенку читают сказку и одновременно по­казывают иллюстрации к ней. Затем их убирают, уточняют содержание и предлагают нарисовать какой-либо эпизод.

    Вариант 2. Ребенку читают сказку, показывают иллюст­рации. Затем их убирают и просят нарисовать всю сказку.

    Вариант 3. Ребенку читают сказку, интонационно вы­деляя наиболее значимые части. Уточняют содержание и просят нарисовать сказку.

    В этом задании формируется воссоздающее воображе­ние. Работа строится по мере нарастания сложности: сна­чала ребенок воссоздает лишь один эпизод, затем цепочку событий. В двух первых вариантах на короткое время пре­доставляется зрительная опора. В варианте 3 сказка созда­ется без наглядной опоры.

    Наряду с воссоздающим воображением развивается логическое мышление. Дети учатся устанавливать причин наследственные зависимости, выделять главные мысли s тексте, учатся планированию, самоконтролю и т.д.

    Узнай, что это, и дорисуй

    Ребенку поочередно предлагают картинки с точечным, схематическим, частичным изображением объектов. Про­сят назвать их и дорисовать.

    Найди буквы и цифры, которые спрятались

    Ребенку предъявляют карточку с «зашумленными» изо­бражениями и предлагают найти в них уже знакомые им буквы и цифры. Со старшими школьниками следует ус­ложнить задание, спросить: «Какие слова спрятались?»

    Вместо букв и цифр «зашумленными» могут быть различ­ные знакомые детям предметы, геометрические фигуры.

    Кто больше придумает или нарисует

    Ребенку показывают две одинаковые геометрические фигуры разной величины. Просят назвать как можно боль­ше предметов, имеющих похожую форму, а затем нари­совать их. В процессе этой деятельности актуализируются образы памяти, развиваются зрительное восприятие, во­ображение.


    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта