Главная страница
Навигация по странице:

  • 8.Пауль Наторп – один из основоположников социальной педагогики.

  • 9.Понятие социальной педагогики, семейное и общественное воспитание по П.Наторпу.

  • Задание № 2.

  • Социально-педагогическое значение взглядов и деятельности В.А.Сухомлинского, педагогов-новаторов.

  • Ахметова Д.В. ПЗ № 1. Развитие социального аспекта в воспитании в xviii xix вв


    Скачать 65.25 Kb.
    НазваниеРазвитие социального аспекта в воспитании в xviii xix вв
    Дата22.05.2023
    Размер65.25 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАхметова Д.В. ПЗ № 1.docx
    ТипДокументы
    #1149442
    страница4 из 5
    1   2   3   4   5

    7.Теория и практика социальной педагогики по Ф.А.Дистервегу.


    Выдающийся немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег внес неоценимый вклад в развитие социально-педагогического направления в педагогике. Именно он впервые употребил сам термин «социальная педагогика», который впоследствии неоднократно использовал Наторп, выпустив даже книгу под названием «Социальная педагогика» (1898 г.), что и позволило некоторым исследователям считать его создателем научной социальной педагогики.

    А. Дистервег разделял идеи общечеловеческого воспитания. Выделял три принципа социального воспитания: природосообразность, культуросообразность, самодеятельность.

    Под природосообразностью понимал следование за процессом естественного развития человека, учет возрастных и индивидуальных особенностей. В психологии видел «основу наук о воспитании». Призывал учителей изучать своеобразие детского внимания, памяти, мышления

    Культуросообразность – необходимость учитывать в содержании воспитания уровень культуры и воспитательный идеал общества. Устанавливает связь между воспитанием и духовной жизнью общества

    Самодеятельность считал как активность, инициативу, считал важнейшей чертой личности. Высшую цель воспитания Дистервег определял как «самодеятельность» на служении истине, красоте и добру».

    Дистервег, выступая за полноценное общее профессиональное образование учителей, открыл принципиально новое направление в социальной педагогике: социально-педагогическую поддержку особой социальной группе – учителям народных школ. Его журнал в этом аспекте можно рассматривать как первое издание по социальной педагогике. В одной из статей он провозглашает свою знаменитую формулу: «Человек – мое имя, немец – мое прозвище».

    Будучи членом палаты депутатов, он активно отстаивал интересы немецкого учительства, требуя уравнения их в правах со всеми государственными служащими, предоставления государством им содержания, удовлетворявшего их насущные потребности и культурные нужды. Он основал в Берлине в 1832 г. «Педагогическое общество», а затем и еще несколько учительских обществ и союзов – прообразы учительских профсоюзов, которые активно осуществляли социально-педагогическую деятельность в отношении целой части общества – интеллигенции, народных учителей. С 1832 по 1847 г. Дистервег – директор семинарии для учителей городских школ.

    Дистервег намечает программу социальных реформ, которые должны устранить крайнюю бедность трудового народа. Имущественное неравенство он рассматривал как неизбежное зло и понимал, что разрешить эти вопросы «самостоятельно» он не в силах. В числе предложений он выдвигал идею создания рабочих профсоюзов, которые объединили бы «всех граждан до последнего поденщика и осуществляли бы материальную и культурную взаимопомощь среди своих членов». Из этого очевидно, что в число функций этих союзов он включал и социально-педагогическую.

    Стремился улучшить положение трудящихся в рамках существующего строя, говорил о мирном преобразовании существующих общественных отношений. Большую роль он отводил воспитанию и просвещению. Так, например, он требовал, чтобы дети от 6 до 14 лет учились в государственной народной школе, чтобы для работающих подростков и юношей была бы организована широкая сеть дополнительных школ. Ни один ребенок «в указанном возрасте... не должен работать на фабрике или за прялкой». Народная школа должна быть единой национальной, дающей воспитание и образование независимо от сословной принадлежности, материального состояния и религиозных верований родителей.

    8.Пауль Наторп – один из основоположников социальной педагогики.

    Одним из  её основоположников является Пауль Наторп (1854-1924), немецкий философ и педагог. С 1885 г. и до конца своей жизни он был профессором Марбургского университета, занимался исследованием и интерпретацией философских и педагогических воззрений Платона и И. Г. Песталоцци.  Ещё в первые десятилетия XX в. в работах «Социальная педагогика», «Культура народа и культура личности» он систематизировал понятия и категории социальной педагогики, а в качестве предмета новой науки выделил социальные условия образования и образовательные условия социальной жизни. Концепция этического социализма Наторпа – результат развития его обществоведческих взглядов, выразившихся в разработке основ социальной педагогики.

    Он писал: «Понятие социальной педагогики выражает принципиальное признание того факта, что воспитание индивидуума во всех существенных отношениях обусловлено социальными причинами, точно так же, как, с другой стороны, придание человеческого уклона социальной жизни коренным образом зависит от соответствующего такому уклону воспитания индивидуумов, которые должны в этой жизни участвовать».

    По мнению Пауля Наторпа, социальная педагогика исследует проблему интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа. Такое понимание в полной мере соответствовало социальному заказу новейшего времени и позволяло рассматривать социальную педагогику как отрасль знания о воспитании человека на протяжении всего жизненного пути.

    Главной идеей социальной педагогики Наторпа является идеал неограниченного господства духа, направленного на пробуждение в человеке сознания внутренней свободы. Пауль Наторп стремился создать целостную систему воспитания, целью которой была бы гармония индивидуального и социального начал в человеке. «Человеческое общество означает общность всех существенных черт бытия: общность познания, хотения, даже художественного восприятия: общность всей совокупности жизненного труда и всего мировоззрения, следовательно, и образования». Любой человек вырастает не в одиночестве, путь формирования его личности не происходит без общества. Каждый человек воспитывается в обществе, и именно общность с людьми не даёт ему опуститься до ступени животного. Человек, проходя определённый этап воспитания, совершенствуется, следовательно, совершенствуется и общество, в котором он живёт, так как общность с другими и воспитание тесно связаны между собой.

    «Представление об окружающем чувственном мире – это общее достояние в самом полном смысле слова; оно – общее достояние не только в том смысле, что у всех оно, в общем, складывается одинаково, но и потому, что оно не могло бы сложиться ни у одного человека без сотрудничества других». По мнению Пауля Наторпа, человек может познавать окружающий мир посредством наблюдения и взаимодействия с другими людьми. Вследствие познания у человека отчётливо формируются личностные качества, его сознание и самосознание в целом.

    «Нет понимания самого себя, если нет основы понимания других; нет выступления против самого себя и суждения о самом себе, если нет многократного опыта о том, как сознание выступает против сознания, как один судит о другом». Человек не может считать себя личностью, если не познаёт личность другого. Следовательно, он не сможет относиться к себе как к личности, если ему не будет противостоять другая личность.

    «Сознательно подниматься на высоту этой общности духовного содержания – значит расширять своё «я» и придавать ему наивысшую доступную для человека ценность». Пауль Наторп затрагивает термин сознание, связанное с общностью, воспитанием и образованием; ведь сознание формируется в процессе общественной жизни, это высшая форма психического отражения действительности в виде обобщённой и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов. Мышление и образ мыслей другого человека оказывают влияние на собственное сознание и формируют собственную личность.

    Таким образом, мы видим, что Пауль Наторп значительно развил идеи своих предшественников о личности и обществе и заложил их в основу новой науки под названием Социальная педагогика.

    9.Понятие социальной педагогики, семейное и общественное воспитание по П.Наторпу.

    Еще в трудах Т.Мора, Ж.-Ж.Руссо, Р.Оуэна, Ш.Фурье, И.Г.Песталоцци, Т.Кампанеллы, А.Дистервега содержатся положения о социальной природе воспитания, об оптимальных условиях взаимодействия подрастающего ребенка и социума, о специальном педагогическом влиянии на социальную среду, о культуросообразности воспитания.

    Но к началу XX века социальным проблемам воспитания становится тесно в рамках традиционной педагогики. Они начинают обсуждаться и исследоваться в различных направлениях наук о человеке. Прав был В.И.Вернадский, говоря о том, что проблемы, вышедшие за пределы одной науки, неизбежно создают новые области знания.

    Термин “социальная педагогика” ввел в научный оборот Наторп в своем произведении «Социальная педагогика». Первые две части этой книги представляют собой философские рассуждения с неокантианских позиций и характеризуют мировоззренческую позицию автора, исходя из которой он обосновывает социальную педагогику. По сути дела, первые две части сочинения — это система этики, которую можно рассматривать одновременно и как социальную философию, поскольку Наторп касается таких проблем, как законы социального развития, взаимоотношения техники, хозяйства и права, общественного идеала и другое.

    В третьей части П. Наторп в общих чертах изложил теорию домашнего воспитания, теорию школы и теорию «свободного самовоспитания».

    К концу XIX века понятие «социальная педагогика» постепенно распространялось и дискутировалось, однако в ранней фазе понятие “социальная педагогика” оставалось тесно связанным с внутрипедагогическими дискуссиями, семантически меняющимся между пониманием социальной педагогики как социального воспитания человека и воспитания большей индивидуальной свободы и пониманием социальной педагогики как фокуса общественной интеграции, как ответ на социальные вопросы, решаемые с помощью воспитания.

    Необходимо отметить, что слово “социальный” может употребляться в различных значениях: нейтрально относительно понятия “общество” (социальный лексикон, социальная структура); или оценочно относительно правовой формы общества (социальное государство, социальное учение); указывать на состояние, связанное тем или иным образом с любовью к ближнему или дальнему (социальное сознание, социальная ответственность). Последнее значение социального, понимаемого как этическая основа поведения, относится к разряду языковых особенностей немецкого языка и является в этом специфическом смысле не переводимым.

    Разные оттенки понятия “социальный” вошли в совокупности в слово “социальная педагогика” и используются различным образом в повседневном научно-публицистическом и научном языке в течение последних десятилетий для того, чтобы различать особенности социальной педагогики по отношению к общей педагогике. Но под этим могут пониматься различные точки зрения:

    - нейтральное отношение к выделению определенного рабочего поля, границы которого могут быть спорными, но оно как часть не может иметь иных принципов, чем то целое, в которое входит:

    - оценочное отношение к выделению некоего вида “педагогики несчастного случая” как одной из отдельных областей, которые могут выделиться в ближайшем будущем;

    - оценочное отношение к новой педагогической области, в которой решаются важнейшие вопросы современности.

    Когда Наторп в 1890-х годах в ходе научных дискуссий разворачивал понятие “социальная педагогика”, он не мог предвидеть ее будущего развития. Для него она все также оставалась связанной с областью социальной философии. Его понимание социальной педагогики как “воспитание в обществе, через общество и для общества” подрывало господствующий до сих пор традиционный взгляд на воспитание как процесс, в сущности, ограничивающийся интеракцией между двумя людьми. Наторп взял на себя смелость установить социальный закон развития. Но это также означало и решительную критику существующих общностей, таких, какими они являются, и рассмотрение данного социального состояния как переход от прошлых социальных порядков, которые давно уже несостоятельны, к грядущим, которые еще только заявляют о себе.

    Литература:

    1.Ромм, Т. А. История социальной педагогики : учебник для вузов / Т. А. Ромм. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 260 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05641-9. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/453223 (дата обращения: 21.03.2020).
    2.Басов, Н. Ф. История социальной педагогики : учебное пособие для вузов / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А. Н. Кравченко. — 3-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 250 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05924-3. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/454305 (дата обращения: 21.03.2020).
    Задание № 2.

    Тема: Возрождение социальной педагогики в России (вторая половина ХХ в.)

    1. Системный кризис общества в СССР в 80-е гг. и возрождение социальной педагогики.


    В 70-е гг. советская школа вступает в полосу кризиса, кото­рый со всей очевидностью проявился в начале 80-х гг. XX в. Негативные тенденции — падение интереса к учебе, ухудшение психического и физического здоровья школьников, инфанти­лизм и асоциальность — были настолько очевидны, что призна­вались даже с высоких трибун. Массовый охват, высокие пока­затели успеваемости скрывали низкий уровень подготовки, от­сутствие кадров и финансовых ресурсов. Оазисы передового педагогического опыта в лице сильных педагогических коллек­тивов специализированных и массовых школ, педагогов-энтузиастов, разрабатывавших прогрессивные методики обучения и воспитания, не получали массового распространения и не могли существенно повлиять на общую ситуацию в школьном образовании. Потенциал советской школьной системы был практически исчерпан, а бюрократизм, унификация, чрезмер­ная идеологизация превратили школу в закрытое учебное заве­дение, оторванное от жизни.

    В 60- - 70 –е годы в педагогической науке и практике наметился поворот в сторону социальной педагогики, возобновления теоретических исследований, создания первых организационных форм.

    В эти годы в развитии отечественной социальной педагогики выделяются ТРИ ЭТАПА (по Бочаровой).

    Первый – ( 60-е годы) - этот этап обозначен как организационно-эмпирический. Это годы накопления опыта, эмпирического поиска.

    В школах появились организаторы внеклассной и внешкольной воспитательной работы; работники внешкольных детских учреждений, а также

    Учреждений культуры, спорта, правоохранительных и жилищно-коммунальных учреждений.

    Второй этап - (70-80-е гг) - обозначен как усиление внимания исследователей к проблемам социальной педагогики. Это был качественно новый этап. Стала быстро расти сеть разнообразных комплексов: образовательных, физкультурно - оздоровитель ных, внешкольных. Изменились функции школы: она стала не только координирующим центром микрорайона, но и педагогическим, т.е. осуществляла более интенсивный процесс педагогизации среды. Их опыт обогащал практику социального воспитания.

    Этот этап характеризуется первыми попытками научно-методического анализа практики социального воспитания.

    Третий этап (конец 80-х гг) - это этап дальнейшего углубления содержания социального воспитания, развитие его форм, совершенствование методик, появление новых технологий. Этотпериод характеризуется переходом от отдельных очагов передового опыта социального воспитания к государственному уровню решения проблемы и создания целостной системы социальных служб на основе научного анализа накопленного отечественного опыта и изучения мировой теории и практики социального воспитания.


    1. Социально-педагогическое значение взглядов и деятельности В.А.Сухомлинского, педагогов-новаторов.


    Выдающийся педагог XX в. (1918—1970) В.А. Сухомлинский вырос в крестьянской среде, на личном опыте обучался мудрости народной педагогики, вместе с народом переживал трагедию Отечественной войны, лечил не заживающие ее раны и в полной мере ощутил величие, несгибаемость человеческого духа.

    Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся:

    на принципах гуманизма, 

    на признании личности ребёнка высшей ценностью,

    На личность ребенка должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся.

    Сущность этики коммунистического воспитания Сухомлинского заключалась в том, что воспитатель верит в реальность, осуществимость и достижимость коммунистического идеала, измеряет свой труд критерием и меркой идеального.

    Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд:

    важность формирования мировоззрения учащихся;

    важная роль в обучении отводилась слову учителя,

    художественный стиль изложения,

    сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений.

    Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». В советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли.

    Он воспитывал в детях личное отношение к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью.

    В книге "100 советов учителю": ребенок не только мыслит и познает мир вокруг себя, но и познает самого себя. (Практически идея герменевтического круга: через мир познать себя, через себя познать мир). При чем это знание приходит не только умом, но и сердцем.

      Основные принципы его учения о воспитании: 1) Неповторимость каждого ребенка.

    2) Нет неспособных, бездарных и ленивых детей

    3) Неравество умственных способностей детей. (Здесь нет противоречия с пунктом 2, т.к. у детей разные задатки умственных способностей. Неспособных нет, воспитанию подвластен каждый, а вот как именно будет построено воспитание - это зависит от того, что мы имеет в начале, т.е. от способностей)

    4) Индивидуализация учебно-воспитательного процесса. Грубо говоря к каждому ученику свой особый индивидуальный подход. НО “Опыт убеждает, - пишет В.А.Сухомлинский в статье “Народный учитель”, - если в школе, скажем, шестьсот учеников, то это значит, нужно искать шестьсот индивидуальных тропинок." 
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта