Развитие творческих способностей младших школьников в процессе восприятия искусства
Скачать 2.67 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тольяттинский государственный университет» Гуманитарно-педагогический институт (наименование института полностью) Кафедра «Педагогикаиметодики преподавания» . (наименование) 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (код и наименование направления подготовки) Психология и педагогика начального образования (направленность (профиль)) ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (Бакалаврская работа) на тему Развитие творческих способностей младших школьников в процессе восприятия искусства . Обучающийся Е.Е.Жирнова (Инициалы Фамилия) (личная подпись) Руководитель канд. пед. наук, доцент И.В. Груздова (ученая степень (при наличии), ученое звание (при наличии), Инициалы Фамилия) Тольятти 2022 АННОТАЦИЯ Бакалаврская работа на тему: «Развитие творческих способностей младших школьников в процессе восприятия искусства». Автор: Жирнова Елена Евгеньевна В работе – 60 страниц, содержащая 13 таблиц, 74 библиографических источника, приложения. Ключевые слова: творчество, творческие способности, изобразительное творчество, младший школьник, искусство. Объект исследования – процесс развития творческих способностей детей младшего школьного возраста. Предмет исследования – педагогические условия развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе ознакомления с хохломской росписью. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений. Во введении определена актуальность исследования, сформулированы цель, задачи, научный аппарат. Первая глава посвящена изучению теоретических основ развития творческих способностей младших школьников в процессе восприятия искусства. Во второй главе описана методология, которую использовал автор для опытно-экспериментальной работы по развитию творческих способностей младших школьников в процессе восприятия народного искусства. В заключении представлены выводы о проделанной работе: изучение теоретической литературы, проведение опытно-экспериментального исследования. Приложения содержат стимульный материал методик, которые использовались в ходе поведения педагогического эксперимента. Оглавление Введение………………………………………………………….………………..4 Глава 1 Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников в процессе восприятия искусства…………………………………..8 1.1 Проблема исследования творческих способностей младших школьников в психолого-педагогической литературе……………….…..8 1.2 Условия развития творческих способностей младших школьников в процессе восприятия искусства…………………………………………..16 Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей младших школьников в процессе восприятия искусства......…23 2.1 Исследование уровня развития творческих способностей детей младшего школьного возраста…………………………….……………..23 2.2 Реализация педагогических условий развития творческих способностей младших школьников в процессе восприятия искусства.31 2.3 Динамика развития творческих способностей младших школьников в процессе восприятия искусства...............................................................38 Заключение……………………….……………………………………………....43 Список используемой литературы……………………………………………...48 Приложение А «Наглядный материал»………………...……………………....57 Введение Актуальность темы исследования. В настоящее время проблема творческого развития детей младшего школьного возраста является одной из актуальных. Младший школьный возраст - наиболее активный период развития творческих качеств и приобретения опыта, осуществления творческой деятельности. В требованиях ФГОС НОО подчёркивается важность и необходимость создания условий для раскрытия творческого потенциала ребёнка, развитии его творческих способностей, формирования умений и навыков, необходимых для его самореализации. Творческие способности – иной путь, диаметрально противоположный учебным способностям. Все что кажется нестандартным – это творческое проявление. Творческие способности – это возможность достижения результата, но новыми, оригинальными способами. Чтобы творческие способности развивались, необходимо формировать особенные умения: наблюдение, сравнение, синтез, сопоставление, образное мышление, особенный ход мыслей, особое воображение. Согласно ФГОС НОО, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации, в процессе обучения должен быть реализован такой метапредметный результат, как освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Это объясняется тем, что динамика развития современного общества предъявляет высокие требования к способностям человека. Среди них можно выделить умение принимать нестандартные решения, разрабатывать пути по преодолению трудностей для достижения поставленной цели, проявлять гибкость в решении разноплановых задач. На уроках изобразительного искусства учащимся предоставляется возможность стать истинным субъектом творчества. Важная роль в решении проблемы творческого развития младших школьников отводится восприятию народного искусства и ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством, ярким примером которого является хохломская роспись. Проблема развития творческих способностей младших школьников в процессе ознакомления с произведениями декоративно-прикладного искусства нашла свое отражение в научно-педагогических и научно-методических трудах многих отечественных ученых (В.А. Барадулина, А.А. Грибовской, Ю.В. Максимова, Г.Н. Пантелеева). Тем не менее, в практике работы с детьми младшего школьного возраста остаются до конца не разработанными условия творческого развития средствами искусства. Выявленное противоречие обусловило выбор темы исследования и позволило сформулировать его проблему. Проблема исследования: каковы условия развития творческих способностей младших школьников в процессе восприятия искусства? Цель исследования – выделить, обосновать и опытным путём проверить условия развития творческих способностей младших школьников в процессе восприятия искусства. Объект исследования – процесс развития творческих способностей детей младшего школьного возраста. Предмет исследования – педагогические условия развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе ознакомления с искусством. Гипотеза исследования: развитию творческих способностей младших школьников в процессе ознакомления с искусством будут способствовать следующие условия: организация соответствующей предметной развивающей среды; использование в работе цифровых образовательных продуктов (обучающих роликов, тестовых и интерактивных заданий, виртуальных экскурсий); овладение детьми в ходе организованной образовательной деятельности основами изобразительной грамоты (изучение основ композиции, и орнаментальных композиций в том числе, стилистики цвета) и художественными техниками. В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи исследования: На основе анализа психолого-педагогической литературы выявить особенности развития творческих способностей. Определить условия развития творческих способностей младших школьников в процессе восприятия искусства. Разработать и осуществить опытно-экспериментальную работу по развитию творческих способностей младших школьников в процессе восприятия искусства. Теоретические основы исследования. Развитие творческих способностей младших школьников в процессе восприятия искусства носит комплексный характер и сформировано на базе: исследований в области психолого-педагогических основ творческой деятельности детей, раскрытых в трудах Л.С. Выготского, Я.А. Пономарева, Б.М. Теплова, В.П. Зинченко, К.Г. Юнга. исследований в области особенностей художественно-творческого развития детей младшего школьного возраста, которым посвящены труды А.А. Мелик-Пашаева, Т.Г. Казаковой, Б.М. Неменского, Н.Н. Ростовцева, Н.М. Сокольниковой и др. исследований в области теории и технологии развития изобразительного творчества младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства, представленных в работах В.А. Барадулина, А.А. Грибовской, Ю.В. Максимова, Г.Н. Пантелеева и др. В работе использовались следующие методы исследования: теоретические – анализ психолого-педагогической, искусствоведческой и учебно-методической литературы; эмпирические – целенаправленное педагогическое наблюдение за процессом творческого развития младших школьников, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), анализ детских работ; количественный и качественный анализ результатов исследования. Объём бакалаврской работы представлен 61 страницей печатного текста компьютерного набора, 74 наименованиями списка используемых источников, 13 таблицами, и приложениями. Опытно-экспериментальная база исследования ГБОУ СОШ п.г.т. Междуреченск, 1 класс. Всего на различных этапах экспериментальным исследованием было охвачено 30 детей младшего школьного возраста и 3-и учителя начальных классов. Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования в профессиональной деятельности педагогов начальной школы. Глава 1 Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников в процессе восприятия искусства Проблема исследования творческих способностей младших школьников в психолого-педагогической литературе На современном этапе, школа наделена особой ролью развития личности каждого ученика во всех деятельностных сферах, в открытии и развитии способностей, творческих сторон. Школа создает благоприятные условия и стремится сформировать такую среду, в которой ученик сможет активно себя раскрывать и проявлять в различных направлениях. Все эти проявления направлены на формирование целого спектра способностей. Изучение проблемы исследования творческих способностей младших школьников в психолого-педагогической литературе следует начать с рассмотрения понятия «способности». О «способностях» мы можем прочесть у ряда отечественных и зарубежных авторов таких как: Б. Г. Ананьев [3], В.Н. Дружинин [6], Н.С. Лейтес [20], А.Н. Леонтьев [38], Ф. Майл [45], С.Л. Рубинштейн [7], Б.М. Теплов [63], и другие. Изучив различные трактовки, мы можем выделить, что способности – это такие особенности личности, которые относятся к разряду индивидуальных в поле психологических характеристик. Способности человека – предпосылки к эффективному и успешному результату в деятельности. А.Н. Леонтьев [38] и Б.М. Теплов [63] изучали способности и трактовали данное понятие с разных позиций. Б.М Теплов уделял индивидуально–психологическим предпосылкам разнящегося успешного развития тех или иных функций и умений [63]. А.Н. Леонтьев занимался изучением того, как из природных предпосылок на основе структур человеческой деятельности возникает качественные психические функции и процессы [38]. Важным является следующее: оба автора говорят о том, что личности присущи некоторые задатки, которые в конечном итоге не могут быть равны у разных детей. Неравенство врожденных задатков невозможно прямо связать с положительным результатом сложных видов деятельности. В психологической науке существует такой раздел, как «психология способностей». Современная психология способностей, базируется на двух основных подходах: общепсихологическом и дифференциально-психологическом. Общепсихологический подход гласит, что особенность способностей и их различия не так важны. Дифференциально-психологический подход, наоборот, выделяет человека и его особенные способности, опираясь на факты различия людей в способностях. В свою очередь, дифференциально-психологический подход содержит в себе две аспекта: подход личностно-деятельного характера и подход функционально-генетического характера. В работе, мы будем опираться на первый подход, который четко указывает на прямо-пропорциональную зависимость личностных свойств и деятельностной эффективности. С.Л. Рубинштейн, считал, что «способности – это сложное, синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются» [7, с. 44]. Иными словами, способности принадлежат конкретному человеку, проявляясь в обобщенной психической деятельности. В структуру способностей входят: учебные, творческие. Учебные способности призывают человека тренироваться и усваивать уже известные образцы и пути деятельности, закрепляя знаниями, умениями, навыками. Творческие способности – иной путь, диаметрально противоположный учебным способностям. Все что кажется нестандартным – это творческое проявление. Творческие способности – это возможность достижения результата, но новыми, оригинальными способами. Чтобы творческие способности развивались, необходимо формировать особенные умения: наблюдение, сравнение, синтез, сопоставление, образное мышление, особенный ход мыслей, особое воображение. Согласно ФГОС НОО, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации, в процессе обучения должен быть реализован такой метапредметный результат, как освоение способов решения проблем творческого и поискового характера [15]. Это объясняется тем, что динамика развития современного общества предъявляет высокие требования к способностям человека. Среди них можно выделить умение принимать нестандартные решения, разрабатывать пути по преодолению трудностей для достижения поставленной цели, проявлять гибкость в решении разноплановых задач. Творчество в младшем школьном возрасте представлено созиданием новых образов, оригинальных путей и направлений в решении задач, рисовании, пении, рассказе. Отсюда, мы можем сделать вывод о том, что творческие способности – это проявление креативности, это способность открывать новое, осознавать свой опыт деятельности, искать и находить особенные варианты познания. Все перечисленные выше умения входят в понятие «креативность». Она является основой творческого развития личности, а значит и развития общества. Однако, несмотря на высокую значимость для общества, феномен креативности не имеет однозначной терминологической и содержательной трактовки. Понятие «креативность» ввел Д. Симпсон в начале 20 века, определяя ее как «способность человека отказываться от стереотипных способов мышления» [39, с. 6]. Дж. Гилфорд отождествляет креативность с понятием «дивергентное мышление» и определяет ее как особенность конечного мыслительного продукта, разнообразие возможных ответов [19]. Из определений видно, что данные исследователи подчеркивают нестандартность мышления как элемент, входящий в изучаемое понятие. Барышева Т.А. определяет креативность как детерминанту творчества и резюмирует, что психологическая структура креативности включает в себя набор креативных параметров. Данные параметры в индивидуальных вариантах образуют так называемые симптомокомплексы [33]. Совокупность данных параметров креативности влияет на творческую деятельность личности: они определяют индивидуальный творческий стиль, обеспечивают продуктивность, новые креативные решения, уникальность способов для достижения результата и получения продукта творчества. В рамках данного исследования мы рассмотрим эстетические параметры креативности. Огромное значение творческая деятельность имеет для развития личности. Суть творчества заключается не только в преобразовании окружающей действительности, но и в формировании активной творческой личности. Творческая деятельность формирует и развивает устойчивые свойства личности, которые обеспечивают успешность деятельности. Таким образом, сам процесс творческой деятельности формирует личность человека [34]. Творческая деятельность играет огромную роль в формировании личности ребенка, являя собой гармоничный путь развития. Как и любой процесс, творчество обладает своими особенностями. Творчество выступает психической деятельностью, которая сочетает в себе логические, интуитивные, сознательные и бессознательные компоненты. Творческая деятельность в своем фундаменте опирается на когнитивные процессы, но при этом специфически их окрашивает (не просто воображение, а творческое воображение, не просто мышление, а творческое мышление) [25]. Основным инструментом ассоциативности, по нашему мнению, является образность, то есть способность воспроизводить в сознании образы. Так как креативность основывается на создании универсального образа (текстового, визуального), то можно сказать, что развитие параметра ассоциативности, в частности способности мыслить образно, является актуальной проблемой психологии, ориентированной на развитие творческого потенциала личности [10]. Одним из важнейших творческих параметров креативности является чувство формы (формотворчество). Чувство формы, как параметр для оценки красоты предметов и явлений, был предметом дискуссий еще древнегреческих мыслителей. Для Аристотеля (384—322 до н.э.) прекрасное – это замысел, представленный личностью в созданной вещи. Идея вещи – это оформление материи, придание ей формы. Пахоменко в своих работах пишет о философии Аристотеля следующее: «Художественное творчество понимается как переход материи в форму. Философской основой этого положения служит понятие энтелехии, т.е. внутреннего стремления всего к воплощению в адекватную форму» [2, с. 7]. Аристотель приравнивал понятие «гармоничная форма» к понятию «красота». А.Н. Мисюкевич называет формотворчество «фундаментальным параметром креативности» и подчёркивает, что гармония в творчестве основывается на формообразующем аспекте понимания природы [49, с. 117]. Таким образом можно сделать вывод, что чувство формы не уступает понятию ассоциативности по важности в с точки зрения эстетической оценки объектов. Чувство стиля – единство структурного характера, которое включает единство образов и приемов. Чувство стиля – это продукт живой практики, который присутствует во всех видах искусства [49]. В первую очередь чувство стиля ассоциируется с эстетическим вкусом. И. Кант в своих трудах писал, что «эстетический вкус есть способность судить о предмете или о способе представления посредством благорасположения или отсутствия его, свободного от всякого интереса» [50, с. 28]. Вкус характеризуется выборочностью, избирательностью. Наличие предпочтений и мнения об объектах означает наличие эстетического вкуса у личности, а всеядность и неразборчивость – отсутствие вкуса. Эстетические параметры креативности и творчества неизбежно взаимосвязаны и могут быть развиты в процессе восприятия искусств. Они присутствуют в любой творческой деятельности и проявляются как гармонизирующий творчество аспект. С их помощью предоставляется возможность вариативности и оценки творческой деятельности. В процессе всей жизни у человека происходит становление эстетического отношения к миру. В младшем школьном возрасте, развитие эстетического отношения проходи по особенному пути. В данном случае, особенно важен возрастной период, который определен сильной сензитивностью к воздействиям [12]. Сензитивность младшего школьного возраста доказана такими психологами и педагогами, как В.В. Давыдова, А.А. Люблинская, B.C. Мухина, Д.Б. Эльконин, Б.Т. Лихачев, Б.М.Неменский и др. Лихачев заключает, что именно в этом возрасте закладывается основа будущего развития эстетической культуры личности [55]. Сензитивность младшего школьника, объясняется особой организацией личностных сфер (мыслительной, эмоциональной) [33]: - восприимчивость сопровождается эмоциональными проявлениями; - воображение пластично, подвижно; - превалирует мышление – наглядно- образное; - подражание – как инстинкт; - познание мира посредством знакомства с значимыми предметами и явлениями в эстетическом контексте. В младшем школьном возрасте сменяется ведущая деятельность ребенка с игровой на учебную, от него требуют осуществлять целеполагание и осмыслять свою деятельность на уроках (в том числе и уроках практической деятельности). Внимание у данной возрастной категории неустойчиво, младшего школьника утомляет долгое восприятие и анализ произведений искусства и даже занятия творческой деятельностью [56]. Большую роль в процессе эстетического развития школьника играет учитель. Например, на уроках изобразительного искусства и технологии, учащиеся не только приобретают опыт творческой деятельности, но и знакомятся с общественными критериями эстетической оценки, которые формирует учитель, учатся сами оценивать эстетические предметы и явления. Ребенок приобретает опыт эмоционального переживания при оценке образца и учится воспринимать оценку собственных работ педагогом и одноклассниками. Возрастные особенности младшего школьного возраста, которые рассматриваются в поле эстетического и творческого развития личности, позволяют педагогу использовать воспитание искусством для формирования внутреннего мира ученика. Эстетическое воспитание поможет правильно выстроить отношение к окружающей действительности, а творческие способности позволят созидать и правильно воспринимать мир вокруг. У детей младшего школьного возраста, существуют определенные показатели творчества, которые раскрывают способ творческой деятельности: - показатель преобразования, интерпретации, слияния старых деталей и построение из них, новых. Этот показатель демонстрирует процесс работы воображения. Наблюдать это можно на этапе замысливания и реализации замысла; - показатель самостоятельного поиска, апробация вариантов, поиск оптимального решения. Этот показатель демонстрирует необходимость творческого поиска, который выражен в экспериментировании и вариативности; - показатель новизны и оригинальности. Этот показатель демонстрирует уровень находчивости, обособленности, инициативности, прокладывания дороги к стремлению творчески решить задачу. - показатель скорости действий и принятия решений [19]. Таким образом, мы пришли к следующим выводам: чтобы развивать творческие способности, эстетическое отношение младших школьников, средствами восприятия искусства, следует удовлетворять ряд условий: - задействовать ученика в различных видах деятельности, которые соприкасаются с искусством, например, использовать материал народного декоративно-прикладного искусства; - учить детей творчески относиться к искусству, а именно к образцам народного декоративно-прикладного искусства; в данном случае, следует научить высказывать свои впечатления; - создать необходимую среду, в которой ученик будет открыт к образному восприятию, сможет высказывать свои впечатления, быть эмоциональным; - учитывать личностные характеристики и возрастные особенности учеников [37]. Проблема исследования творческих способностей младших школьников в психолого-педагогической литературе создает особые условия для изучения и познания культурного наследия. Все показатели творческого начала в деятельности детей могут быть использованы при анализе процессов и результатов деятельности конкретного ребенка, в целом детей группы на занятии, а также вне занятий, т.е. в процессе самостоятельной деятельности. Творческие способности можно отождествлять с творческим потенциалом, который заложен в каждом ученике. Творческая деятельность – создание оригинального, самобытного, неповторимого, что потом входит в историю развития не только самого творца, но науки и искусства. Условия развития творческих способностей младших школьников в процессе восприятия искусства Восприятие искусства, воспитание искусством – это воздействие на внутренний мир ученика, формирование личного духовного содержания, которое предопределяет будущее. Чтобы развивать творческие способности, творчески осмыслять искусство, необходимо определить его роль в воспитательном воздействии. Педагог Б.М. Неменский, считал, что роль воспитательного воздействия искусства заключается в том, чтобы с раннего детства успеть воспитать у детей «невосприимчивость к художественным суррогатам», прививать им против этого иммунитет, вырабатывать художественный вкус, эстетическую изысканность, самостоятельность суждений, понимание подлинного искусства [47]. Б.Д. Лихачев, высказывал идею о том, что «само постижение искусства – это глубокий творческий процесс. Творческое отношение к искусству зависит не только от его качественных характеристик, но и от индивидуальных способностей человека, его изучающего» [55, с. 45]. Интересно соотношение области применения творческих способностей и их развития. Мы пришли к выводу о том, что формирование творческих способностей без практической деятельности – не эффективно. Ученик, который не интересуется никакой деятельностью - это бездействующий ребенок. Такие дети безразличны и не могут проявить никаких способностей. Важно выделить то, что не всякая деятельность, которая способна задействовать ученика, формирует и развивает его творческие способности. Выделим условия, которые созданы для положительного влияния на развитие способностей: Во-первых, деятельность должны вызывать сильные и стабильные положительные эмоции, и радость у младших школьников. Они должны испытывать чувство удовлетворения от этой деятельности, тогда у них будет желание по собственной инициативе, без принужденности заниматься ею. Во-вторых, деятельность детей должна быть творческой, например, драматические способности должны постоянно развиваться в игровых, ролевых действиях; В-третьих, важно организовать деятельность детей таким образом, чтобы они преследовали цели, которые немного выходят за рамки их возможностей, уровня успеваемости, которого они уже достигли. Развитию творческих способностей младших школьников способствуют различные формы внеклассной и внешкольной, в частности, кружковой работы: математические, технические, биологические, литературные, музыкальные, художественные, драматические кружки, в которых младшие школьники должны быть вовлечены. В любой из перечисленных форм может участвовать воспитание искусством. Условия развития творческих способностей младших школьников в процессе восприятия искусства: - первым условием развития, являются благоприятные условия. Благоприятные условия необходимо создать для того, чтобы ученики могли реализовать себя, проявлять свое творчество, реализовать базис своей личностной культуры. Только при таком условии можно говорить о продуктивном художественно-эстетическом развитии детей; - второе условие – это кругозор. Для младших школьников важно не только узнавать новое, но и расширять свой кругозор. Качественно расширить свой кругозор можно путем творческого развития, изготавливая изделия, композиции, одновременно интересуясь историей того или иного художественного метода, историей прикладных искусств и т.д.; - третье условие – познавательная сфера младшего школьника. Чтобы глубоко и в полной мере быть способным к восприятию красоты, искусства, окружающего мира, очень важно работать с развитием индивидуальных познавательных способностей; - четвертое условие – культура поведения и грамотное построение жизнедеятельности. Это условие направлено на то, чтобы младший школьник наиболее грамотно распределял свое время. Последовательное построение своей жизни, логическое использование приобретаемых знаний теоретического и практического характера, позволит ребенку преобразовывать окружающий мир результатами своей продуктивной деятельности, будучи мотивированным от восприятия красоты мира и искусства; - пятое условие – формирование нравственной позиции, эстетического воспитания путем познания и восхищения национального и мирового наследия культуры и искусства. Для того, чтобы вектор взаимодействия младшего школьника с искусством был верен, следует соблюдать следующие педагогические условия: - эстетический опыт должен быть непременно систематизирован и соотнесён с восприятием искусства в аналитико – синтетическом контексте; - понимание выразительности, через общую и единую систему для всех видов искусства; - творческое отображение действительности – эстетическое развитие учеников [39]. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста наиболее эффективно происходит в процессе познания искусства, в процессе художественной деятельности. Наиболее продуктивно этому развитию могут содействовать различные уроки: музыка, урок литературного чтения и творчества, русский язык, урок изобразительного искусства. Мы считаем, что особое внимание следует уделить урокам изобразительного искусства, так как на этом уроке наиболее полно отражены условия развития творческих способностей младших школьников в процессе восприятия искусства: на этих уроках ученик и воспринимает лучшие образцы искусства, расширяет свой кругозор, узнает историю и методы, творческие приемы и направления, а также реализует свой творческий потенциал, участвует в продуктивной деятельности, созидает свой самостоятельный художественный продукт. Также, уроки изобразительного искусства участвуют в особом становлении ученика и его эстетического отношения, и восприятия мира. Под успешным развитием творческих параметров креативности подразумевается повышение способности к генерированию нестандартных идей в результате переработки получаемой информации. В качестве средства развития параметров креативности и творчества младшего школьника, могут выступать и внеурочные занятия. Внеурочная деятельность – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования [20]. Однако, она является одной из форм организации свободного времени учеников, а ее эффективность зависит от уровня заинтересованности школьника. Поэтому необходимо выделить принципы в организации внеурочной деятельности: - учет возрастных особенности учащихся (в том числе принцип быстрого получения результата деятельности), а также социокультурных условий окружающей среды; - доступное изложение информационного материала, большая часть из которого имеет наглядный характер; - практико-ориентированный подход к организации занятий и опора на эстетический опыт учащихся; - частая смена видов деятельности на занятии; - использование не только традиционных, но и художественно-творческих техник и приемов при создании изделий, таких как нетрадиционная роспись изделий, вид ручного творчества, который заключается в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов и прочее. В.А. Ивановой предлагаются следующие формы работы во внеурочной деятельности для развития эстетического симптомокомплекса с помощью восприятия искусства: - общение с природой. Различные экскурсии, походы, экологические игры. После этого можно организовать работу в классе по конструированию изделий с последующей выставкой; - воспитание эстетического характера. Посещение театра, музея, музыкальных вечеров, встреч. Участие в встречах с известными деятелями культуры: поэтами, писателями, актерами. Участие в литературных дискуссиях, викторинах; - развитие эстетики с помощью физической культуры. Организация спортивных праздников и игр. Создание коллажа, газеты и т.д. из фотографий мероприятия и других материалов; - эстетика в оформлении рабочего места, конструирование рабочего инвентаря [19]. Таким образом, современное общество заинтересовано в воспитании творческой личности, а значит необходимо целенаправленно развивать эстетические параметры, воспитывать детей в процессе восприятия искусства. Условия развития творческих способностей младших школьников в процессе восприятия искусства: - стремление к созданию наиболее благоприятных условий для художественно-эстетического развития детей; - стимулирование и раскрытие личного творческого потенциала каждого ученик, посредством практического участия; - воспитание продуктивного восприятия – как основы познавательных способностей в процессе изучения и взаимодействия с искусством; - идеи продуктивности жизни, которые воплощены в распорядке дня и жизни учеников; - построение духовно- нравственной основы, как базы ценностей. В результате теоретических поисков, мы пришли к выводу о том, что творчество – это деятельность, результатом которой являются новые материальные и духовные ценности; высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать что-то новое, оригинальное. В результате творческой деятельности формируются и развиваются творческие способности. Творческие способности развиваются в деятельности, детей необходимо поощрять. Участие детей в разнообразных видах творческой деятельности, и участие в творческом процессе для ребенка является способом созидания собственной личности. Таким образом, мы выделили педагогические условия организации взаимодействия младших школьников с искусством: - аналитико–синтетическое восприятие, в контексте систематизации эстетического опыта; - единство выражения и понимания «художественного образа»; - организованная деятельность, направленная на многостороннее целостное и творческое отображение действительности. В настоящее время общество заинтересовано в воспитании творческой личности, а значит необходимо целенаправленно развивать эстетические параметры, воспитывать детей в процессе восприятия искусства. Также, в итоге, мы хотели бы отметить, что суть синтеза искусств и воспитания искусством, заключается во взаимодействии, интегрировании, комплексности используемых в воспитательно-образовательном процессе различных видов искусства и художественной деятельности с целью нравственного, гуманистического, художественного, эстетического и творческого развития и воспитания младших школьников. |