Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.2 Реализация педагогических условий развития творческих способностей младших школьников в процессе восприятия искусства

  • Развитие творческих способностей младших школьников в процессе восприятия искусства


    Скачать 2.67 Mb.
    НазваниеРазвитие творческих способностей младших школьников в процессе восприятия искусства
    Дата22.10.2022
    Размер2.67 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла!!po_protokolu_11050960.docx
    ТипДокументы
    #748605
    страница2 из 4
    1   2   3   4
    Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей младших школьников в процессе восприятия искусства
    2.1 Исследование уровня развития творческих способностей детей младшего школьного возраста
    Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ГБОУ СОШ п.г.т. Междуреченск. В данном эксперименте участвовало 30 младших школьников. Возраст испытуемых 7 лет – младший школьный возраст. Все испытуемые были разделены на две группы – контрольную и экспериментальную.

    Исследование проводилось в рамках трех этапов:

    Первый этап исследования – констатирующий. На данном этапе проводился отбор групп детей, которые примут участие в опытно-экспериментальной работе, был подобран пакет методик, позволяющих решить задачи исследования, проведено выявление уровня развития творческих способностей у респондентов.

    Второй этап исследования – формирующий. В ходе формирующей части эксперимента была проведена система занятий.

    Третий этап исследования – контрольный, в ходе которого была проведена повторная диагностика и выявлен уровень развития творческих способностей.

    Теоретический анализ психолого-педагогических исследований по проблеме исследования, позволил выделить критерии развития творческих способностей (см. табл. 1). В данной таблице нами представлены не только критерии развития творческих способностей, но и показатели развития, в соответствии с которыми мы подбирали методики для проведения исследования.

    Таблица 1 – Диагностическая карта исследования уровня развития творческих способностей младших школьников


    Критерии развития творческих способностей

    Показатели развития творческих способностей

    Методы диагностики

    Когнитивный критерий

    Беглость, гибкость, оригинальность

    Методика «Использование предметов» (автор Е. Торренс).

    Личностный критерий

    Скорость, необычность, оригинальность

    Методика «Вербальная фантазия» (автор Р.С. Немов).

    Мотивационный критерий

    Развитие творческих способностей, изучение оригинальности решения задач на воображение.

    Методика «Дорисуй фигуру» (автор О.М. Дьяченко).

    Деятельностный критерий

    Чувство новизны; критичность; способность преобразовать структуру объекта; направленность на творчество.

    Диагностика уровня творческой активности (авторы М.И. Рожкова, Ю.С. Тюнникова, Б.С. Алишева, Л.А. Воловича).


    При рассмотрении творческих способностей учащихся, использовалась методика «Дорисуй фигуру» (автор О.М. Дьяченко).

    Цель методики – определить уровень способностей воображения.

    Учащемуся предлагался частично изображенный рисунок и предлагалось дорисовать изображенную фигуру. Перед учеником ставят задачу завершить заготовку так, чтобы получилась законченная работа. Желательно перед осуществлением упражнения провести беседу об умении фантазировать, приводя легкие для понимания ребенка примеры.

    Обработка данных. При подсчете результатов выявляется степень оригинальности и необычности рисунка. Устанавливается тип решения задачи.

    Результаты исследования, проведенного с экспериментальной и контрольной группами, представлены нами в таблице 2. Результаты исследования творческих способностей представлены в виде уровней – высокго уровня, среднего уровня и низкого уровня.
    Таблица 2 – Результаты исследования развития творческих способностей


    Уровень

    Экспериментальная группа

    Контрольная группа

    Низкий уровень

    60%

    53%

    Средний уровень

    40%

    47%

    Высокий уровень

    0%

    0%


    По данным таблицы 2, результаты в обеих группах практически одинаковы:

    Высокий уровень развития творческих способностей не выявлен. Дети с высоким уровнем творческих способностей, как правило, выполняют полностью оригинальные рисунки.

    Средний уровень в экспериментальной группе выявлен у 40% учащихся, в контрольной группе у 47% младших школьников. Дети со средним уровнем выполнили задание правильно, но их рисунки были представлены в виде схем. На них не было уточняющих деталей, и они совпадали с рисунками других детей.

    Низкий уровень выявлен в экспериментальной группе у 60% детей, в контрольной группе этот показатель составил 53%. Данные учащиеся не смогли понять, что от них требуется – они рисовали узоры, вместо фигур или рисовали рисунок, который не был похож на определенную фигуру.

    Коэффициент оригинальности в экспериментальной и контрольных группах имеет прямую зависимость с неординарностью выполнения поставленных задач. Величина этого коэффициента тем выше, чем более сложные способы построения логических цепочек были применены учениками.

    Выполнение данного упражнения показало низкий уровень творческих способностей в обеих группах, что напрямую связано с величиной коэффициента оригинальности.

    Методика «Диагностика уровня творческой активности (авторы М.И. Рожкова, Ю.С. Тюнникова, Б.С. Алишева, Л.А. Воловича)».

    Цель: основываясь на полученных показателях, провести сравнительный анализ изменений сформированности творческой активности у учащихся.

    Выделяют уровни творческой активности:

    - низкий – от 0 до 9;

    - средний – от 10 до 15;

    - высокий – от 16 до 20.

    Результаты исследования представлены в таблице 3.
    Таблица 3 – Результаты исследования уровня творческой активности


    Уровни творческой активности

    Экспериментальная группа

    Контрольная группа

    Низкий уровень

    33%

    40%

    Средний уровень

    54%

    33%

    Высокий уровень

    13%

    27%


    Согласно таблице 2, средневзвешенный уровень направленности на творчество в группах существенно не отличается. Однако, при детальном рассмотрении заметны различия в соотношении уровней.

    Низкий уровень направленности был зафиксирован у 33% детей в экспериментальной группе и у 40% - в контрольной группе. Для среднего уровня эти показатели составили 54% и 33%, что уже является значительным разрывом между группами.

    Аналогичная картина получилась при сопоставлении высокого уровня направленности на творчество – у двух учащихся экспериментальной группы 13% и четырех учащихся контрольной группы 27%.

    Дети с высоким уровнем творческой активности выбирали творческие варианты ответов. Их ответы предполагали, что они выберут более сложный вид работы – вместо чтения сочинительство, вместо шаблонных способов решения задачи – творческие,

    При анализе данных на этапе констатации выявлено, что дети не видят творческого характера в решении вопросов диагностической методики, предложенное решение не оказалось творческим, дети не были подготовлены к тому, что необходим нестандартный подход к решению поставленной задачи.

    Методика «Вербальная фантазия» (автор Р.С. Немов). Ученику дается задание за 1 минуту придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору ребенка. Далее необходимо рассказать его устно в течение 5 минут.

    Творчество ученика оценивается по следующим критериям:

    - богатство фантазии;

    - впечатлительность, эмоциональность образов;

    - скорость процессов воображения;

    - глубина и проработанность (детализированность) образов;

    - необычность, оригинальность образов.

    Результаты исследования представлены в таблице 4.
    Таблица 4 – Результаты исследования уровня развития воображения


    Уровни

    Экспериментальная группа

    Контрольная группа

    Очень высокий уровень

    6%

    -

    Высокий уровень

    13%

    20%

    Средний уровень

    28%

    27%

    Низкий уровень

    33%

    40%

    Очень низкий уровень

    20%

    13%


    Согласно таблице 4, как в экспериментальной, так и в контрольной группе преобладает очень низкий, низкий и средний уровни фантазийных элементов. Учащиеся как экспериментальной, так и контрольной групп не могли понять, каким образом необходимо выполнить задание, не знали, какой элемент добавить на рисунок.

    Младшие школьники с высоким уровнем развития воображения при составлении рассказов проявляли богатство фантазии, их рассказы были эмоциональными, глубокими, в них были проработаны мельчайшие детали, сами рассказы были необычными, а образы, представленные в них – оригинальными.

    Методика «Использование предметов» (автор Е. Торренс).

    Задача заключалась в том, чтобы назвать как можно больше вариантов нестандартного использования предметов.

    В качестве предмета была предложена газета. Газету используют для чтения. Ученикам было необходимо придумать возможные варианты использования газеты. Результаты были оценены в баллах.

    Затем были выделены уровни по количеству набранных баллов.

    - высокий уровень – более 30;

    - средний уровень – от 15 до 29;

    - низкий уровень – от 9 до 14.

    Результаты исследования представлены в таблице 5.
    Таблица 5 – Результаты исследования творческой продуктивности


    Уровни

    Экспериментальная группа

    Контрольная группа

    Низкий уровень

    47%

    53%

    Средний уровень

    40%

    47%

    Высокий уровень

    13%

    -


    Исходя из результатов, представленных в таблице 5, можно отметить, что как в экспериментальной, так и в контрольной группах детей преобладает низкий и средний уровни в выполнении данного задания. В экспериментальной группе эти уровни суммарно составляют 87%, а в контрольной группе – 100%. Высокий уровень выявлен только у 13% детей экспериментальной группы, в контрольной группе он не выявлен. Дети предлагали очень оригинальные ответы, они не предлагали способы, которые повторяли инструкцию.

    В таблице 6 мы представили уровни развития творческих способностей, которые были выделены по итогам проведения исследования на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы.
    Таблица 6 – Уровни развития творческих способностей на констатирующем этапе


    Уровни развития творческих способностей

    Экспериментальная группа

    Контрольная группа

    Низкий уровень

    53%

    56%

    Средний уровень

    34%

    31%

    Высокий уровень

    13%

    13%


    Таким образом, результаты констатирующего эксперимента показали, что у большинства участников эксперимента выявлено преобладание низких и средних уровней в выполнении предложенных заданий: творческий характер в действиях, поступках детей отсутствовал, дети предпочитали не применять поисково-исследовательский характер в выполнении заданий методики, креативные решения практически отсутствовали. Полученные результаты свидетельствовали о необходимости разработки комплекса занятий по развитию творческих способностей посредством восприятия народного искусства.

    2.2 Реализация педагогических условий развития творческих способностей младших школьников в процессе восприятия искусства
    С учетом выводов, сделанных согласно результатам, полученным в ходе диагностики, были разработаны дальнейшие направления развития творческих способностей детей младшего школьного возраста и педагогические условия:

    • организация соответствующей предметной развивающей среды;

    • использование в работе цифровых образовательных продуктов (обучающих роликов, тестовых и интерактивных заданий, виртуальных экскурсий);

    • овладение детьми в ходе организованной образовательной деятельности основами изобразительной грамоты (изучение основ композиции, и орнаментальных композиций в том числе, стилистики цвета) и художественными техниками (кистевая).

    Формирующий эксперимент был осуществлен в экспериментальной группе в период с января 2022 по март 2022.

    а) Согласно первому положению гипотезы нашего исследования положительное влияние на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста оказывает организация соответствующей предметно-развивающей образовательной среды предметами декоративно-прикладного искусства по мотивам хохломской росписи, побуждающих детей к творческой изобразительной деятельности.

    Для выполнения этого условия в классе для ознакомления детей младшего школьного возраста с декоративно-прикладным искусством нами была создана среда, благодаря которой дети имели возможность приобщения к разным видам и жанрам декоративно-прикладного искусства. Нами были использованы изделия хохломской росписи (альбомы, плакаты, произведения народных мастеров) (Приложение А).

    Для организации учебного процесса на уроках изобразительного искусства были использованы:

    1. наглядные пособия («Золотая хохлома») [48],

    2. мультимедийные энциклопедии (с обучающими функциями) («Родина хохломской росписи»),

    3. интерактивные обучающие программы (Интерактивное задание «Русская народная роспись») [37],

    4. печатные пособия (репродукции, плакаты, альбомы, рисунки и др.) («Хохломская роспись. Искусство детям» Л. В. Орлова),

    5. интерактивная доска Smart Board.

    Использование интерактивной доски при работе с народным промыслом, вызвало положительный отклик у младших школьников. Детям хотелось попробовать самостоятельно заполнить шаблон отразив на нем травный орнамент хохломской росписи.

    Благодаря созданной нами соответствующей предметно-развивающей среде, оказало положительное влияние на развитие творческих способностей. Наглядные пособия позволили продемонстрировать красоту и своеобразие хохломской росписи. Красивые, необычные предметы вызывали у детей живой интерес (желание рассмотреть, потрогать, высказать своё мнение, сравнивать и использовать изделия народных мастеров в разных видах активности).

    Такое спонтанное восприятие народных изделий сопровождалось возникновением у детей эстетического наслаждения, которое способствовало возникновению чувства прекрасного и одновременно с этим побуждало детей к проявлению творческой активности.

    Мультимедийные энциклопедии помогли при знакомстве с орнаментом хохломской росписи. При проведении виртуальной экскурсии энциклопедия с обучающими функциями «Родина хохломской росписи», дала возможность обучающимся закрепить знания о народном промысле, а также узнать историю происхождения росписи.

    Интерактивное обучающее задание «Русская народная роспись», помогло дополнить и обобщить знания младших школьников, о существующих в России народных промыслах и разнообразных традициях росписей. В рамках нашего исследования было необходимо сделать народное искусство стимулом для собственного творчества детей.

    На наш взгляд, созданное образовательное пространство в экспериментальной группе не только обогащало познавательную активность детей, но и оставляло место для развития творческих способностей и самовыражения каждого ребёнка.

    б) Согласно второму положению гипотезы нашего исследования использование в работе педагогом разнообразных цифровых продуктов будет оказывать положительное влияние на развитие творческих способностей младших школьников. В работе нами были использованы:

    1. тренажеры «Декоративное искусство», «Технические приемы» (Баринова Л.В.),

    2. комплекс презентаций по ИЗО (Фокина Л.П.),

    3. тестовые и интерактивные задания: викторина «Хохлома», тест «Народные промыслы»),

    4. виртуальная экскурсия [66].

    Тестовые и интерактивные задания были использованы и применены в работе в виде игрового материала, учащиеся отвечали на вопросы теста и викторины с энтузиазмом, были заинтересованы и увлечены процессом.

    Использование различных тренажеров, например, «Декоративное искусство», «Орнамент народов России. Хохлома», предоставило возможность обобщения материала, а также рассмотрения технических приемов в декоративном искусстве, что особенно оказывает влияние на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста.

    Наличие в классе цифровых продуктов предоставило нам возможность проведения виртуальных экскурсий для ознакомления детей с хохломской росписью. Ученики смогли не только увидеть разнообразные изделия народных мастеров, но и побывать в Нижегородском Заволжье, на родине промысла, посмотреть на работу мастеров. Виртуальные экскурсии позволили познакомить обучающихся с историей возникновения промысла, традициями создания изделий, продемонстрировать детям этапы создания изделий хохломской росписи, возможности материала и художественной росписи.

    В процессе целенаправленного педагогического наблюдения, мы отмечали, что использование в работе цифровых продуктов, способствовало созданию на занятии атмосферы увлеченности и творчества, а также стимулировало интерес детей к изобразительной деятельности в целом.

    в) Для ознакомления детей с основами изобразительной грамоты и художественными техниками была разработана серия уроков:

    1. урок-экскурсия «В гости к Хохломе»,

    2. мир «Золотой хохломы. Травный орнамент»,

    3. «Золотая хохлома» (групповая форма работы),

    4. аппликация из цветной бумаги «Золотая хохлома»,

    5. изготовление панно в технике: «Пластилинография» в хохломском узоре,

    6. роспись шаблона «матрёшки» в хохломском узоре.

    На первом занятии, с целью расширить представления обучающихся о хохломском промысле, мы провели виртуальную экскурсия на тему «В гости к хохломе».

    Был сформирован образовательный маршрут, по которому проводилась виртуальная экскурсия, в ходе которого дети познакомились с интересными фактами о данном виде росписи, легендами, цветовыми особенностями и технологией производства. Так же в классе вместе с детьми была создана выставка изделий хохломской росписи, где на начальных этапах ознакомления экскурсоводом выступал учитель, а затем и сами учащиеся имели возможность стать «экскурсоводами». Благодаря такой форме работы, ученики не только воспринимали предметы искусства, но и познавали его, осмысляя содержание, идею, учились раскрывать содержание предмета в процессе его обследования. Игровая ситуация и принятие роли «экскурсовода» вызывали у детей положительные эмоции, придавали им уверенности в своих силах и способствовали реализации собственных замыслов в дальнейшей практической деятельности.

    Во время работы мы предлагали обучающимся темы для рисования, способствующие закреплению умений детей изображать элементы хохломской росписи и создавать композиции с использованием этих элементов.

    Нужно отметить, что дети проявили интерес к заданию, им понравились изделия хохломской росписи, они их долго рассматривали. Мы вместе с ребятами находили похожие элементы, сравнивали их. При этом они были активны и заинтересованы росписью. В ходе занятий мы познакомили обучающихся с разнообразными хохломскими орнаментами [10].

    На третьем уроке были озвучены особенности цветовой гаммы, используемые в хохломской росписи художниками. Был проведен совместный анализ изделий (роспись вазы для цветов в травном орнаменте).

    Учащимся было предложено групповое задание: заполнить цветом приготовленные заготовки и расположить их в вазе.

    Дети выполняли упражнения на повтор представленных на образцах элементов травного орнамента. Конечно, не все сразу получалось, но дети были увлечены процессом рисования, пытаясь получить прекрасное украшение для вазы.

    Для того чтобы помочь детям овладеть данным видом рисовальных движений, мы подготовили ряд трафаретов, с помощью которых движения детей становились уверенными и аккуратными. После того, как трафареты осваивались детьми, они старались повторить орнамент без них, закрепляя свой успех.

    Важную роль в развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста играет и знакомство детей с художественными техниками. Нами были выбраны следующие материалы: кисти (щетинные, синтетика), краски (гуашь, акварель), клей, пластилин, акварельная бумага, картон, цветная бумага.

    В процессе проведения формирующего эксперимента мы использовали как традиционные (классические) художественные техники, такие как рисование влажной кистью тонкими линиями и штрихами, мазками [35]. На занятиях с детьми, при ознакомлении с хохломской росписью рассматривались такие понятия, как форма, цвет, композиция.

    Для экспериментальной группы было проведено занятие по ознакомлению с различными художественными материалами и техниками. Детям были показаны примеры работ, выполненные в разных техниках с использованием разных материалов [43].

    Продолжая работу по развитию творческих способностей у младших школьников, было проведено развивающее занятие по технологии, направленное на выявление особенности цветовой гаммы хохломской росписи при помощи цветной бумаги.

    Стремление детей быть самостоятельными проявлялось в ходе всего педагогического процесса.

    Ученики показывали свой опыт при росписи матрешки, вазы и с удовольствием демонстрировали свои достижения при работе с аппликацией из цветной бумаги и изготовления панно в технике «Пластилинография» в хохломских узорах.

    Учащиеся настолько увлеклись ходом занятий, что активно включились в обсуждение новых видов орнаментов, которые сочинялись ими в ходе обсуждения, добавляли что-то новое в уже созданные образцы[31].

    Таким образом, в ходе формирующего эксперимента мы внедряли педагогические условия, направленные на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в ходе ознакомления с искусством.

    Так в ходе целенаправленного педагогического наблюдения, опираясь на выбранные нами критерии оценивания (продуктивность, оригинальность, разработанность замысла), мы отмечали позитивные изменения в развитии творческих способностей младших школьников экспериментальной группы, проявляющиеся в индивидуальном и оригинальном характере выбора цветового, композиционного, технического решения работ детей.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта