Развитие творческих способностей младших школьников в процессе восприятия искусства
Скачать 2.67 Mb.
|
2.3 Динамика развития творческих способностей младших школьников в процессе восприятия искусства После проведенной работы по развитию творческих способностей в экспериментальной группе в процессе восприятия искусства, был организован контрольный эксперимент, целью которого являлась диагностика творческих способностей и выявление динамика в уровне развития творческих способностей. Контрольный эксперимент необходим для построения сопоставительных зависимостей между детьми, прошедшими комплекс занятий и теми, кто не участвовал в формирующем эксперименте. Методика «Дорисуй фигуру» (О.М. Дьяченко). Данные исследования были обработаны и упорядочены в виде сопоставительных диаграмм результатов в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах (таблица 7). Таблица 7 – Сравнительный анализ результатов исследования творческих способностей в экспериментальной группе
Из сравнительной таблицы, в которой представлены результаты экспериментальной группы можно отметить, что на контрольном этапе исследования по сравнению с результатами констатирующего этапе исследования не выявлено детей с низким уровнем. У 60% школьников выявлен высокий уровень развития творческих способностей. Выявление детей с данным уровнем воображения свидетельствует об эффективном воздействии занятий формирующего эксперимента. Дети со средним уровнем (40%), выполнили задание правильно, но их рисунки были представлены в виде схем. На них не было уточняющих деталей, и они совпадали с рисунками других детей. В контрольной группе выявлено незначительное изменение коэффициента. Таблица 8 – Сравнительный анализ результатов исследования творческих способностей в контрольной группе
Из таблицы 8 видно, что произошедшие изменения в контрольной группе исследования не столь значительны, как в экспериментальной группе. Дети с низким уровнем (47%), не смогли понять, что от них требуется – они рисовали узоры, вместо фигур или рисовали рисунок, который не был похож на определенную фигуру. Дети, имеющие средний уровень (53%), выполнили задание правильно, но их рисунки были представлены в виде схем. На них не было уточняющих деталей, и они совпадали с рисунками других детей. Итогом сравнительного исследования является значительный рост показателей в экспериментальной группе и практическое отсутствие изменений в контрольной группе. Методика «Диагностика уровня творческой активности (авторы М.И. Рожкова, Ю.С. Тюнникова, Б.С. Алишева, Л.А. Воловича)». Результаты исследования представлены в таблице 9. Таблица 9 – Сравнительный анализ результатов исследования творческой активности в экспериментальной и контрольной группах
По результатам исследования на контрольном этапе в контрольной группе исследования не выявлено значительных изменений: произошло увеличение количества детей со средним уровнем творческой активности, количество детей с высоким уровнем не изменилось. В экспериментальной группе можно отметить следующие результаты: - уменьшилось количество детей с низким уровнем направленности на творчество (результаты выросли по сравнению с констатирующим этапом); - увеличилось количество детей с высоким уровнем творческой активности – положительный сдвиг составил 41%. Дети предпочитают сочинять книгу, а не читать или рассказывать прочитанное. Большее количество детей склонны выступать в роли актера, а не зрителя. Они стараются прокомментировать то, что услышали, а не просто рассказывать новости, придумывать новые способы работы, а не искать лучший способ в опыте других детей, размышляют, как улучшить ситуацию. Методика «Вербальная фантазия» (автор Р.С. Немов). Результаты исследования представлены в таблице 10. Таблица 10 – Сравнительный анализ результатов исследования воображения в контрольной группе
Из гистограммы видно, что явных скачков в уровне оценки элементов фантазии в сочиняемых детьми сказках нет, что указывает на отсутствие формирующего этапа исследования в данной группе. Проследим, какие изменения произошли в экспериментальной группе (табл. 11). Таблица 11 – Сравнительный анализ результатов исследования воображения в экспериментальной группе
На контрольном этапе исследования у четырех детей экспериментальной группы выявлен очень высокий уровень фантазирования в сочинении сказок (изменения на 21%). Данные дети успевали во время выполнения задания придумать сразу несколько сюжетов сказки за одну минуту, развертывание дальнейшего сюжета сказки отличалось оригинальностью образов и композиций, сочиненный ими рассказ является придуманным именно самими учащимися, а не переделанным рассказом, услышанным детьми, рассказ отличался большим количеством персонажей и признаков, создаваемый образ главного героя отличается полным описанием и раскрытием характера, рассказ вызывает у слушателей удивление. Высокий уровень способности к фантазированию выявлен у 33% детей экспериментальной группы, что показывает увеличение в рамках контрольного этапа на 20%. Также следует отметить, что в рамках контрольного исследования нами не было выявлено детей с очень низким уровнем способности к фантазированию, хотя на констатирующем этапе данный показатель составлял 20%. Рассмотрим результаты исследования по методике «Использование предметов» (автор Е. Торренс), они представлены в таблице 12. Таблица 12 – Сравнительный анализ результатов исследования творческой продуктивности в экспериментальной и контрольной группах
Сравнительный анализ результатов, представленных в таблице, показывает, что в контрольной группе не выявлено значительных изменений. В экспериментальной группе не выявлен низкий уровень, на констатирующем этапе он составлял 33%. Показатели среднего уровня изменились, рост составил 7%. Высокий уровень изменился – в ходе констатирующей диагностики он составлял 13%, а по итогам диагностики, проведенной на контрольном этапе, составил 53%. Рассмотрим уровни развития творческих способностей и сравним их с результатами, полученными на констатирующем этапе исследования (таблица 13). Таблица 13 – Сравнительный анализ уровня развития творческих способностей на контрольном этапе в экспериментальной и контрольной группах
Сравнительный анализ результатов исследования в контрольной и экспериментальной группах позволяет отметить, что в контрольной группе изменений не удалось выявить положительную динамику творческих способностей. В экспериментальной группе снизился низкий уровень развития творческих способностей, средний уровень развития творческих способностей также снизился, но при этом увеличился высокий уровень развития творческих способностей. Дети с низким уровнем развития творческих способностей не смогли понять, что от них требуется – они рисовали узоры, вместо фигур или рисовали рисунок, который не был похож на определенную фигуру, не видят творческого характера в решении вопросов диагностической методики, предложенное решение не оказалось творческим, дети не были подготовлены к тому, что необходим нестандартный подход к решению поставленной задачи. Дети со средним уровнем выполняли задания правильно, но их рисунки были представлены в виде схем. На них не было уточняющих деталей, и они совпадали с рисунками других детей. Рассказы детей не отличались богатой фантазией и оригинальностью. Дети с высоким уровнем творческих способностей, выполняли полностью оригинальные рисунки, выбирали творческие варианты ответов. При составлении рассказов дети проявляли богатство фантазии, их рассказы были эмоциональными, глубокими, в них были проработаны мельчайшие детали, сами рассказы были необычными, а образы, представленные в них – оригинальными. Дети предлагали очень оригинальные ответы, они не предлагали способы, которые повторяли инструкцию. Таким образом, результаты, полученные в ходе контрольного этапа исследования, показали эффективность проведенной формирующей работы по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста и подтвердили выдвинутую нами гипотезу о том, что развитию творческих способностей младших школьников в процессе ознакомления с искусством будут способствовать следующие условия: организация соответствующей предметной развивающей среды; использование в работе цифровых образовательных продуктов (обучающих роликов, заданий, виртуальных экскурсий); овладение детьми в ходе организованной образовательной деятельности основами изобразительной грамоты (изучение основ композиции, стилистики цвета) и художественными техниками. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В настоящее время проблема развития детей творческих способностей у детей младшего школьного возраста является одной из актуальных. Младший школьный возраст – наиболее активный период развития творческих качеств и приобретения опыта осуществления творческой деятельности. В требованиях ФГОС НОО подчёркивается важность и необходимость создания условий для раскрытия творческого потенциала ребёнка, развитии его творческих способностей, формирования умений и навыков, необходимых для его самореализации. В ходе проведенного исследования мы решили все поставленные задачи. В теоретической части нашего исследования были освещены важные вопросы: раскрыто содержание понятий творчество, творческое развитие, творческие способности; определена суть синтеза искусств и воспитания искусством, которая заключается во взаимодействии, интегрировании, комплексности используемых в воспитательно-образовательном процессе различных видов искусства и художественной деятельности с целью нравственного, гуманистического, художественного, эстетического и творческого развития и воспитания младших школьников; рассмотрены педагогические условия развития творческих способностей обучающихся младшего школьного возраста в процессе восприятия и ознакомления с народным искусством, а именно с хохломской росписью. На основе изучения научной психолого-педагогической, искусствоведческой, педагогической и научно-методической литературы, мы пришли к следующим выводам: а) По мнению многих исследователей творчество является высшей формой психической активности, самостоятельности, проявляется в способности создавать нечто новое и оригинальное (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Л.Ф. Обухова, Б.М.Теплова, Н.А. Бернштейна, В.П.Зинченко, А.В. Запорожец). б) Творчество – это деятельность, результатом которой являются новые материальные и духовные ценности; высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать что-то новое, оригинальное. в) Условия развития творческих способностей младших школьников в процессе восприятия искусства: стремление к созданию наиболее благоприятных условий для художественно-эстетического развития детей, стимулирование и раскрытие личного творческого потенциала каждого ученик, посредством практического участия, воспитание продуктивного восприятия – как основы познавательных способностей в процессе изучения и взаимодействия с искусством, идеи продуктивности жизни, которые воплощены в распорядке дня и жизни учеников, построение духовно- нравственной основы, как базы ценностей. г) Проведенный анализ научно-педагогической и научно-методической литературы позволил нам выделить комплекс педагогических условий, способствующих достижению положительных результатов в развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе восприятия и ознакомления с хохломской росписью, а именно: организация соответствующей предметной развивающей среды (различные наглядные пособия); использование в работе цифровых образовательных продуктов (обучающих роликов, тестовых и интерактивных заданий, виртуальных экскурсий); овладение детьми в ходе организованной образовательной деятельности основами изобразительной грамоты (изучение основ композиции, и орнаментальных композиций в том числе, стилистики цвета) и художественными техниками. д) Также была разработана и осуществлена опытно-экспериментальная работа по апробации педагогических условий развития творческих способностей младших школьников в процессе ознакомления с хохломской росписью, которая включала в себя 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Опытно-экспериментальная работа проводилось на базе ГБОУ СОШ п.г.т. Междуреченск. Экспериментальным исследованием было охвачено 30 обучающихся младшего школьного возраста. Младшие школьники были разделены на 2 группы – экспериментальную и контрольную по 15 человек в каждой. На этапе констатирующего эксперимента, для выявления исходного уровня развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, были определены критерии его оценки (самостоятельность замысла, оригинальность изображения, стремление к наиболее полному раскрытию замысла.) и их показатели.Также был осуществлён подбор диагностических методик. Сравнение уровней развития творческих способностей, обучающихся ЭГ и КГ на констатирующем этапе показало отсутствие существенных различий в количественных показателях и таким образом позволило нам увидеть, что большая часть испытуемых показывает низкий уровень развития творческих способностей. Причины среднего и низкого уровня обусловлены недостаточно высоким уровнем в оснащенности предметно-развивающей образовательной среды. Также нами отмечено, что не все педагоги систематически используют возможности цифровых продуктов на уроках На основании результатов констатирующего этапа исследования, мы сделали вывод о том, что необходимо провести специальную работу, направленную на повышение уровня развития творческих способностей у младших школьников. Формирующий эксперимент был осуществлен в экспериментальной группе в период с января 2022 по март 2022 включительно. Согласно первому положению гипотезы нашего исследования положительное влияние на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста оказывает организация соответствующей предметно-развивающей образовательной среды предметами декоративно-прикладного искусства по мотивам хохломской росписи, побуждающих детей к творческому развитию. Предметно-развивающая среда была наполнена наглядными пособиями хохломской росписи (репродукции, плакаты, альбомы, рисунки, произведениями народных мастеров), мультимедийными энциклопедиями с обучающими функциями («Родина хохломской росписи»), интерактивными обучающими заданиями («Русская народная роспись»). Созданное нами образовательное пространство в экспериментальной группе не только стимулировало познавательную активность детей, но и оставляло место для творческого поиска и самовыражения каждого ребёнка, что является основой для развития творческих способностей учащихся. Согласно второму положению гипотезы нашего исследования в работе нами были использованы такие цифровые продукты, как тренажеры, комплекс презентаций по ИЗО, тестовые и интерактивные задания, виртуальная экскурсия. Нами было отмечено, что использование в работе цифровых продуктов, способствовало созданию на занятии атмосферы увлеченности и творчества, а также стимулировало интерес детей к развитию творческих способностей. Для осуществления третьего положения гипотезы по ознакомлению детей с основами изобразительной грамоты и художественными техниками была разработана серия уроков, на которой были рассмотрены и изучены основы композиции, и орнаментальных композиций в том числе, стилистики цвета и художественными техниками (кистевая). В ходе формирующего эксперимента мы констатировали, что внедренные нами педагогические условия способствовали качественному улучшению творческой активности детей младшего школьного возраста на занятиях. Так в ходе целенаправленного педагогического наблюдения, опираясь на выбранные нами критерии оценивания (продуктивность, оригинальность, разработанность замысла), мы отмечали позитивные изменения в развитии творческих способностей младших школьников экспериментальной группы, проявляющиеся в индивидуальном и оригинальном характере выбора цветового, композиционного, технического решения работ детей. На заключительном (контрольном) этапе исследования, с целью подведения итогов проделанной работы и подтверждения состоятельности выдвинутой гипотезы, был проведен контрольный срез уровней развития творческих способностей у детей ЭГ и КГ. Время проведения контрольного эксперимента – апрель 2022 года. Анализируя полученные данные, мы отметили положительные изменения в количественных результатах у респондентов экспериментальной группы. Для подтверждения состоятельности выдвинутой гипотезы исследования, мы провели сравнение результатов констатирующего и контрольного срезов и таким образом выявили положительную динамику в развитии изобразительного творчества у обучающихся экспериментальной группы. Выводы: Подводя итоги, можно утверждать, что выбранные нами педагогические условия (организация соответствующей предметной развивающей среды, использование в работе цифровых образовательных продуктов, овладение детьми в ходе организованной образовательной деятельности основами изобразительной грамоты), способствуют развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста. Таким образом, гипотеза исследования нашла свое подтверждение, все задачи опытно-экспериментальной работы решены, цель исследования достигнута. |