Главная страница

Развитие умения Оценка и использование информациина учебных занятиях по


Скачать 4.62 Mb.
НазваниеРазвитие умения Оценка и использование информациина учебных занятиях по
Дата27.03.2022
Размер4.62 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаe84a8942-f375-4775-8bb3-462e08482bc6.pdf
ТипДокументы
#420536

Развитие умения «Оценка и
использование информации»
на учебных занятиях по
литературе
Пономарева Елена Владимировна, д.ф.н., проф.
Школа современного учителя. Развитие читательской грамотности

2
КОМПЛЕКС ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ
УМЕНИЕ 1
УМЕНИЕ 2
УМЕНИЕ 3
Нахождение информации
Извлечение информации
Локализация информации
Восприятие информации
Распознавание информации
Интеграция информации
Интерпретация информации
Синтез информации
Толкование информации
Понимание информации
Обработка информации
Рефлексия (оценка информации через анализ содержания и формы)
Использование информации
Переработка
(преобразование) информации
Присвоение информации

3
«ОТ ИНТЕРПРЕТАЦИИ – К КОНЦЕПЦИИ, ПОНИМАНИЮ СМЫСЛА»
ДЕКОДИРОВАНИЕ
СМЫСЛА
ПРОИЗВЕДЕНИЯ,
ПОНИМАНИЕ
НАЗНАЧЕНИЯ
ТЕКСТА
Работа с ФАКТОМ
(нахождение, фиксация явной и неявной информации
(информационных единиц/сообщений)
КАК Я понимаю прочитанное
(Через анализ
фактов,
выстраивание
взаимосвязей)?
КАК я оцениваю содержание и форму произведения / текста?
КАК понимаю общий смысл? КАК Я могу использовать информацию?

4
ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА ЧИТАТЕЛЯ –
установление авторского
замысла, содержательного смысла, транслируемого посредством
избранной формы
 КАК содержание претворяется в избранной форме/как формальные механизмы способствуют трансляции смысла?
 КАК информация может быть «проверена» внетекстовой реальностью?
 КАК в произведении соединяются объективный и субъективный пласт повествования?
 КАКИЕ противоречия обнаруживаются в художественном мире/тексте произведения?
 КАК прочитанное экстраполируется на реальную действительность? Как читательский опыт можно применить в жизни (при решении круга жизненных задач)?

5
ОСМЫСЛЕНИЕ И ОЦЕНКА ТЕКСТА
• Процесс, направленный на связывание сообщения текста с собственными убеждениями и опытом в опоре на комплекс знаний,
идей и чувств, полученных читателем до знакомства с текстом, что позволяет ему осуществлять сравнения и делать предположения.
• Оценка предполагает формулирование суждений, основанных на собственных представлениях о
мире
(включающих существо рассматриваемого вопроса).
• Осмысление и оценка требуют от читателя наличия общих и специальных знаний, а также способностей к абстрактному мышлению.

6
ОСМЫСЛЕНИЕ И ОЦЕНКА ТЕКСТА: АЛГОРИТМ
Рефлексия, создание собственного толкования текста на основе анализа, интеграции и интерпретации выявленных информационных единиц, анализа соотношения содержания и формы
Соотнесение толкования со своими убеждениями или знаниями, полученными из широкого контекста
(других текстов, собственного опыта
(читательского, жизненного)

7
МЕСТО ОЦЕНКИ и ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ В
ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Оценка, осмысление, использование («присвоение»)
Анализ
(«проживание»)
Интерпретация, интеграция
(«проживание»)
Поиск факта
Оценка и
использование –
процессы,
синтезирующие
результаты,
полученные на
этапах поиска и
извлечения,
интеграции и
интерпретации
информации.

8
ОЦЕНКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ В КОНТЕКСТЕ
КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА
1. Опора на текст:
 Умение находить и извлекать информацию
 Умение интегрировать и интерпретировать информацию
 Умение понимать и анализировать текст
2. Опора на внетекстовое знание:
 Умение осмыслить и оценить содержание
 Умение устанавливать и восстанавливать внетекстовые связи
 Умение работать с заданным форматом и типом текста

9
Требования «ФГОС…»
П.43.1,
С.48
1) Базовые логические действия*:
• выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
• устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
• с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
• предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
• выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
• выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
• делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
• самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев).
* Подчеркиванием выделены навыки, связанные с оценкой и использованием информации из
текста.

10
Требования «ФГОС…»
П.43.1,
С.48
2) Базовые исследовательские действия*:
• использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
• формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
• проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
• оценивать применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);
• самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений.
*Подчеркиванием выделены навыки, связанные с оценкой и использованием информации из текста.

11
Требования «ФГОС…»
П.43.1,
С.48
3) Работа с информацией*:
• применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
• выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
• находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
• самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
• оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
• эффективно запоминать и систематизировать информацию.
* Подчеркиванием выделены навыки, связанные с оценкой и использованием информации из текста.

12
ОЦЕНКА и ИСПОЛЬЗОВАНИЕ предполагают реконструкцию смысла через установление
общего смысла через соотношение содержания и формы, текста и контекстов
(
внетекстовой реальности), в котором функционирует произведение, текста и личного
опыта (читательского, социального и др.) обучающегося
Учебник
Произведение
(текст)
Затекстовая
реальность
(«тексты вокруг
текста»)
Различные
дополнительные
каналы
трансляции
информации
Жизненный
контекст

13
НАХОЖДЕНИЕ И ИЗВЛЕЧЕНИЕ ФАКТА ИНТЕГРАЦИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ЕДИНИЦ ОЦЕНКА СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ, УСТАНОВЛЕНИЕ
ОБЩЕГО СМЫСЛА, ПОНИМАНИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ВКЛЮЧЕНИЕ В СОБСТВЕННЫЙ
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ И ЖИЗНЕННЫЙ БАГАЖ
Контекст
Текст
Претекст
Интертекст
Затекст
Сверхтекст
Подтекст
Концептуальный
уровень
произведения
+
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ
ЗНАНИЕ

14
ОЦЕНКА ФОРМЫ В ЦЕЛОМ достигается через детальный
анализ составляющих, способствующих реализации
авторского замысла
Формальные
элементы текста
Стилевые
характеристики
(особенности
авторского стиля)
Жанровые
характеристики
(особенности
носителей жанра)
Специфика
носителей жанра
Оценка визуально-
графического
облика
Оценка
композиционного
решения
Оценка сюжетной
организации
Оценка формы

15
Функциональное содержание оценки и
использования информации
Именно навыки оценивания позволяют привести обучающегося к
пониманию произведения на концептуальном уровне: понять авторский
замысел, реализуемый через элементы внешней и внутренней формы;
критически связать все уровни художественной модели, позволяющие
выявить смысл произведения; «проверить» свои предположения путем
соотнесения с другими элементами широкого контекста, а также с
собственным опытом.
«Проживаемые» смыслы в дальнейшем «присваиваются», становятся
частью читательского и жизненного багажа, позволяющего оценивать
вновь прочитанное, давать объективные оценки, предлагать свои
эффективные решения новых проблемных ситуаций.

16
Оценка и использование – завершающий и целеполагающий
этап анализа произведения/текста
Извлечение информации
Где и какие явные факты
(далее по тексту –
сообщения/единицы информации) содержатся в тексте?
Где и какие неявные факты содержатся в тексте?
Интеграция, интерпретация, переструктурирование информации
Что дает совокупность, логическое объединение найденных фактов для понимания общего смысла?
Что дает сопоставление фактов?
Как толковать найденные факты для точного, объемного, глубокого понимания смысла?
Какой информации недостаточно для восстановления полной картины?
Оценка, использование
Как критически оценить объективность и субъективность информации, отделить факт от интерпретации? Как оценить содержание и форму
(художественный мир/образ мира)?
Как художественный мир
(произведение, текст) соотносится с внетекстовой (фоновой, контекстной) информацией? Как контекстный
(в том числе собственный читательский) опыт помогает преломить, использовать информацию?

17
Процессы оценки и использования информации не только логически
завершают, но и связывают все этапы анализа, формируют и
одновременно задействует все читательские навыки
Извлечение нужной информации
Критическая оценка информации
Интерпретация, отбор информации
Работа с неявной информацией
(подтекстом).
Выстраивание ассоциативных связей
Формулировка гипотезы/выбор аргументации, формулировка доказательств
Интеграция информации
Соединение разных планов
(сюжетного, изобразительног о и внутреннего, выразительного)
Формулирова ние собственного высказывания.

18
Комплексная оценка как объективное понимание концептуального уровня
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ
УРОВЕНЬ
УРОВЕНЬ
ВНУТРЕННЕЙ ФОРМЫ
УРОВЕНЬ ВНЕШНЕЙ
ФОРМЫ
Объективное понимание
концептуального уровня
возможно лишь при условии
точного отбора,
интерпретации и интеграции
информативных единиц,
представляющих уровни
внешней и внутренней
формы.

19
ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, направленной на ОСМЫСЛЕНИЕ
И ОЦЕНИВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ ТЕКСТА
 Оценка содержания текста в целом
 Оценка содержания отдельных элементов в целом (примеров, аргументов,
иллюстраций) с целью выявления авторского замысла
 Оценивание формальных характеристик текста (структурных особенностей,
визуально-графического облика и др.)
 Оценка целесообразности и функционального назначения использованных приемов
 Оценка значения каждой структурной единицы в контексте реализации авторского замысла
 Оценка полноты, достоверности, объективного или субъективного характера информации
 Обнаружение противоречий, содержащихся в тексте (группе текстов, широком контексте)
 Формулировка и обоснование собственной позиции по проблеме(-ам),
обсуждаемой(-ым) в произведении/тексте

20
ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, направленные на ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ИНФОРМАЦИИ ИЗ ТЕКСТА

Использование информации из текста для решения практических задач без привлечения фоновых знаний
*

Использование информации из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний
*

Формулирование собственной гипотезы на основе информации, полученной из текста

Прогнозирование сюжета, событийного ряда, развития ситуации, результатов какого-либо действия,
стечения обстоятельств на основе информации, полученной из текста

Осуществление переноса из одной предметной области в другую/из одной ситуации – в другую/из одной художественной модели – в подобную и др. (выстраивать ситуацию «по аналогии»)

Выявление связи между изученной художественной моделью/прочитанным текстом и реальной действительностью
*Такой вид работы с художественными произведениями возможен при подборе банка данных
(приемов, изобразительных средств и др.). Большую степень актуальности это умение приобретает
при работе с нехудожественными текстами (планирование поездки, выбор маршрута, стыковочного
времени; выбор бытового прибора, лекарственного препарата и др.).

21
Роль навыков оценки и использования информации
в процессе освоения художественного мира произведения

Если на этапе поиска и извлечения информации требуется
деконструкция
художественной модели,
предполагающая дифференциацию информационных единиц, выраженных в отдельных реалиях художественного мира,
то на этапе
оценки
происходит
объективное реконструирование мирообраза
, «стяжение» смысловых потоков в единое концептуальное ядро, отвечающее замыслу писателя.

Успешность постижения художественного мира является условием
«присвоения» отрефлексированной информации, объективного понимания всех слагаемых произведения в единстве формы и содержания. Только отрефлексированный,
прожитый,
ставший
«прозрачным»,
понятным материал в дальнейшем обеспечивает попадание произведения/текста в активный читательский багаж, который может быть задействован в качестве интеллектуального, эстетического, эмоционального камертона при оценке последующих произведений, ситуаций, требующих собственного решения или оценки.

22
Примеры работы с учебным материалом,
предусмотренные программой
• Определение приращения смысла (в том числе художественного приращения смысла), который рождается в результате синтеза художественных приемов (отдельных информационных единиц).
• Определение функциональной роли носителя жанра в
художественной модели.
• Определение специфики стилевой организации произведения/текста.
• Привлечение фоновых знаний для оценки/прогнозирования изображаемых событий, сюжетных линий, героев и др.
• Сопоставление явной (выраженной в тексте) и неявной (выраженной в подтексте) информации.
• Анализ способов проявления авторской позиции в произведении.

23
Примеры работы с учебным материалом,
предусмотренные программой
• Сопоставление собственных гипотетических представлений о характере прочитанного с внетекстовым материалом.
• Анализ концептуально значимых противоречий внутри текста (на любом уровне текста).
• Анализ активных позиций текста (активной графики, специфического визуального облика,
особенностей заголовочно-финального комплекса), носящих характер интеллектуального/эмоционального камертона к
тексту,
выступающих в
функции смысло- и
формообразующих элементов; «минус-приёмов» и других элементов,
работающих на формирование авторской концепции мира, авторского решения проблемы, воплощенного в тексте.

24
Примеры работы с учебным материалом,
предусмотренные программой

Особенные сложности при освоении материала школьной программы возникают с анализом лирического произведения (лирики, воплощенной в форме стихотворного произведения), а также с малой лирической прозой.

Несмотря на то, что этот материал, в силу особенностей лирического мирообраза,
предельно отличается от модели текстов, предлагаемых для исследования уровня сформированности читательской грамотности, специфически организованная работа с таким материалом позволяет отрабатывать все навыки функционального чтения, осваивать все уровни работы с текстом и вместе с тем учить школьников осуществлять квалифицированный целостный анализ лирического произведения, не подменяя его прозаическим пересказом текста, как это происходит на практике.

Такой вид работы является демонстрацией того, что навыки функционального чтения и процесс постижения художественной литературы не только не противоречат друг другу, но и
напротив,
при условии грамотной организации,
могут являться обоюдными катализаторами, в равной мере способствующими формированию квалифицированного читателя.

25
Примеры работы с функциональным
анализом лирического произведения

Первый этап работы – создание таблицы, включающей весь спектр выразительных средств,
созданный на основе поиска и
извлечения информационных единиц, а также их функциональную дифференциацию,
обусловленную интерпретацией найденных информационных единиц.

Лирика

выразительный род литературы,
обладающий предельной энергоемкостью: в силу небольшого объема эмоциональная и смысловая нагрузка на каждый элемент лирического произведения существенно возрастает. Поэтому особую значимость приобретает работа с каждой составляющей художественного мира (лексикой, ритмом, интонацией, изобразительными средствами).

26
Примеры работы с функциональным
анализом лирического произведения
Изобразительное средство
Пример (цитата)
Функция
Средства фонической организации
1. Аллитерация
«Полночной порою в болотной тиши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши…»
Создание звуковой картины ночного пейзажа – эффект шороха камышей
2…
……………….
……………….
Лексические средства выразительности



Интонационные фигуры



Изобразительные средства




27
Примеры работы с функциональным
анализом лирического произведения

Второй этап – интеграция информационных единиц, объединение их на основании общности функциональных характеристик (так, например, и лексика, и аллитерация, и ассонанс, и приемы ритмической организации могут способствовать созданию объемной звуковой картины
(К. Бальмон «Камыши» и др.).

Третий этап – создание собственной гипотезы, подготовка собственного сообщения на основе собственной интерпретации проанализированного материала,
отталкиваясь от сходных функциональных характеристик (ЧТО и КАКИМ образом транслирует читателю автор; КАКОЙ смысл закладывается им в основу мирообраза; КАКАЯ картина мира (какая авторская концепция)
реализуется в результате синтеза всего комплекса приемов, выразительных средств, воплощенных на разных уровнях художественной модели (уровнях внешней и внутренней формы).

Такой вид работы является демонстрацией того, что навыки функционального чтения и процесс постижения художественной литературы не только не противоречат друг другу, но и напротив, при условии грамотной организации, могут являться обоюдными катализаторами, в равной мере способствующими формированию квалифицированного читателя.

28
Примеры работы с учебным материалом, предусмотренные
программой (функциональный анализ лирического произведения)
Предельная ассоциативность, философское содержание, обобщенность лирической модели мира предполагает и необходимость обращения к широкому контексту:
• семантике знаков, символов;
• представлениям о специфике художественного метода, направления,
течения, школы, в рамках которых создано произведение;
• представлениям об обстоятельствах создания;
• сведениям о наличии возможных адресатов;
• учету тематического направления, мотивной структуры и др.
Без комплекса этих характеристик невозможно объективно понять и дать исчерпывающую оценку авторской концепции человека и
мира,
воплощенной в произведении.

29
Примеры работы с учебным материалом, предусмотренные
программой (функциональный анализ лирического произведения)

Необходимо учитывать, что особенно яркий, неповторимый и сложный поэтический мир может рождаться в результате столкновения противоречий,
включая внутренние, – противоречий в сознании лирического героя, которые могут быть реализованы в несовпадении знака и означиваемого содержания,
воплощающего истинные чувства героя в
подтексте.
Поэтому весьма продуктивной в плане объективного постижения авторской смысловой интенции,
авторского посыла является сложная, но важная работа не только по выявлению информационных единиц в тексте, но и их интерпретации.

При этом интеграция – сопоставление с другими образами внутри произведения, выход в контекст авторского творчества (возможно, направления,
традиции в целом) – позволяет критически оценить первоначально выдвинутую гипотезу, точно проникнуть в авторский замысел, рождающийся на пересечении многих составляющих (от отдельного знака – до текста – и контекста
(исторического, творческого, биографического и др.).

30
Современный учебник литературы как инструмент формирования
навыков интеграции и интерпретации материала
У
ЧЕБНИК Л
ИТЕР
А
ТУРЫ
Выступает в роли организатора исследовательской деятельности, предлагая обучающимся самостоятельно сделать интеллектуальный выбор на основе анализа множественных интерпретаций материала, включения фонового, сопутствующего материала и информационных ресурсов (материала словарей и др.).
Являясь информационным ресурсом, учебник предлагает обращение к сторонним ресурсам, в том числе к интернет-источникам, информацию из которых обучающийся использует в процессе формулирования и критического оценивания собственной гипотезы.
Проблемно-аналитический подход, наличие проблемных вопросов опровергают схоластическое воспроизведение заученного знания, обеспечивают необходимость формулирования читателями собственной аргументированной позиции, составленной на пересечении информационных единиц составного текста (с учетом читательского и жизненного опыта, фоновых знаний).

31
Образцы заданий (официальные ресурсы, банки заданий).
Вариант 1. «Конкурс сочинений»

32
«Конкурс сочинений»

33
«Конкурс сочинений»

34
«Конкурс сочинений»

35
«Конкурс сочинений»
• После прочтения составного текста (подробные характеристики –
см. ТЕМА № 1) пятиклассникам предлагается выполнить 10 заданий, разных по форме и объектам оценивания. Комплексное задание включает весь спектр логически усложняющихся читательских умений (от поиска информационных единиц – к интерпретации, анализу, оцениванию).
• Умения оценивать содержание и форму текста, использовать информацию из текста позволяют оценить задания 5, 6, 7, 8, 10;

36
Типы заданий. Оценка текста
Вопрос 5. Задание на основе сплошного
текста – одной из конкурсных работ в
жанре письма, написанного другу,
которое проверяет умение оценить
форму текста (структуру, стиль и
т.д.), целесообразность
использованных автором приемов.
Вопрос 6. Пятиклассникам
предлагается поработать и с текстом
путеводителя – еще одной конкурсной
работой. При выполнении задания к
этому тексту проверяется умение
оценить содержание текста или его
элементов (примеров, аргументов,
иллюстраций и т.п.) относительно
целей автора.

37
Типы заданий. Оценка текста
Вопрос 7.
Умение понять
смысловую
структуру
текста
(определять
тему, главную
мысль/идею
текста).

38
Типы заданий. Оценка текста
Вопрос 8.
Умение
установить связи
между событиями
или
утверждениями
(причинно-
следственные
отношения,
отношения
аргумент –
контраргумент,
тезис – пример,
сходство –
различие и др.).

39
Типы заданий. Использование текста
Вопрос 10. Умение
использовать
информацию из
текста для решения
практической задачи
без привлечения
фоновых знаний.
Пятикласснику
предлагается
поработать в жюри
конкурса и решить,
какое из двух
представленных
сочинений стало
победителем.
Требуется обосновать
свое мнение.

40
Образцы заданий (официальные ресурсы, банки заданий).
Вариант 1. «Конкурс сочинений»

41
«Время читать»
• В комплексном задании «Время читать» шестиклассникам предложен художественный текст, автором которого является М.О. Чудакова – известный литературовед, текстолог, писатель (подробная информация – см. ТЕМА № 1).
• После прочтения текста учащимся предлагается выполнить 13 заданий,
разных по форме и объектам оценивания, требующих разных навыков смыслового чтения.
• Умение оценивать содержание и форму текста позволяют оценить задания 1,
3, 10, 11.
• Умение использовать информацию из текста оценивается заданием 13.

42
Типы заданий. Элементы анализа текста
Задание 1. Умение
оценивать
целесообразность
использованных
автором приемов.
Задание 3. Умение
обнаруживать
противоречия при
сопоставлении двух
точек зрения.

43
Типы заданий. Элементы анализа текста
Задание 11.
Умение
оценивать
форму текста
(структуру,
стиль и т.д.).

44
Типы заданий. Элементы анализа текста
Задание 13. Умение
использовать
информацию из текста
для решения
практической задачи
без привлечения
фоновых знаний.
Шестикласснику
предлагается
самостоятельно
(своими словами)
передать законы
чтения,
сформулированные
автором текста.

45
Вариант 3. Подарок // PISA: читательская грамотность.
– Минск: РИКЗ, 2020. – С. 36–47. (201 с.)

46
Типы заданий, направленных на оценку и использование
информации из текста
Задание 3. Анализ формы текста: оценка авторского использования
определенной характеристики текста
(«Как вы думаете, является ли
последнее предложение в рассказе «Подарок» подходящей концовкой?
Обоснуйте свой ответ, демонстрируя ваше понимание того, как последнее
предложение связано с общим смыслом рассказа»)
. Ответ принимается
полностью/частично/не принимается.
Задание 5. Анализ формы текста: демонстрация способности определять
языковые нюансы, которые придают интерпретации определенный оттенок
(«Принимая во внимание всё то, что происходит в рассказе далее, почему, по
вашему мнению, автор решает описать пантеру именно таким образом?»).
Ответ принимается полностью/частично/не принимается.

47
Типы заданий. Элементы анализа текста
Задание 7. Анализ содержания текста: использование подходящей
информации из текста для обоснования точки зрения. Ответ принимается
полностью/частично/не принимается.

48
Оценка и применение в процессе освоения
литературного произведения
«Применение все еще остается критерием понимания»
(Людвиг Витгенштейн (1889–1951) –
австрийский философ и логик).

49
Принципы формирования читательских
умений на уроке литературы

Непрерывность: постепенное, сквозное освоение, усложнение различных видов
чтения, различных алгоритмов анализа произведения/текста.

Универсальность: постижение общих принципов анализа, адекватных для текстов
различной природы; работа с разными типами текстов, в том числе фигурными,
которые позволяют освоить семантику визуально-графических приемов.

Функциональность: осмысление приемов создания художественного мира/текста
через их функциональные характеристики.

Активность: отказ от заучивания в пользу приемов активного освоения материала,
выработки навыков посредством «контакта» с текстом (знание, полученное через
активное самостоятельное действие).

Вариантивность: множественные способы решения задач.

Трансформация материала: текст – таблица – алгоритм – схема и др.

Новые технологические решения: самостоятельный поиск и оценка ресурсов;
литература – «цифра» – литература (проектная деятельность).

50
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ. Анализ произведения (текста) – комплекс
последовательных операций, существенную роль в которых играют
навыки интеграции и интерпретации информации
Развитие у учащихся навыков общего понимания текста
Работа над поиском и извлечением информации из разного типа текстов
Формирование навыков обобщения и интерпретации информации
Развитие навыков рефлексии и оценки информации, в том числе полученной из разных источников
Выход за границы предметного подхода, за рамки предметного знания

51
Благодарим за внимание!


написать администратору сайта