Главная страница

досуг. Развития индустрии досуга


Скачать 28.69 Kb.
НазваниеРазвития индустрии досуга
Анкордосуг
Дата28.10.2022
Размер28.69 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файладосуг.docx
ТипДокументы
#760258

Развития индустрии досуга
По определению отечественного исследователя Г.А. Аванесовой, под досугом современного человека подразумевается время, которое свободно от необходимого труда в сфере общественного производства, а также от воспроизводства человеком своих жизненных функций в рамках домашнего хозяйства и социальных отношений. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даль дает следующую характеристику человеку в условиях досуга: «досужий - умеющий, способный к делу, ловкий, искусный, хороший мастер своего дела, или мастер на все руки». Практически до начала XX в. понятие «досуг» трактовалось как достижение, способность, возможность человека проявить себя в свободное от работы время. Современное значение интересующего нас понятия появляется в Советском энциклопедическом словаре 1981 года: «Досуг - часть внерабочего времени, остающегося у человека за вычетом непреложных, необходимых затрат».

Обыденное восприятие досуга зачастую ассоциируется со свободным от работы временем. В современных энциклопедиях и справочниках понятия «досуг» и «свободное время», как правило, также уравниваются между собой. Однако ученые-исследователи и менеджеры, работающие в области организации досуга населения, не отождествляют эти явления, хотя они тесно связаны между собой. Досуг следует понимать как центральный элемент культуры, имеющий глубокие и сложные связи с общими проблемами работы, семьи, политики. Для досуга можно отвести место в «свободном времени», но свободное время можно не посвящать досугу.

Категория «досуг» в своем первоначальном значении восходит к древнегреческой культуре. Досуг был важной составляющей жизни индивидов, занимал одно из центральных мест в системе социальных институтов, восхвалялся Сократом и являлся, по его мнению, «драгоценным состоянием» и неотъемлемым свойством жизни древнегреческого общества. Аристотель считал «художественный и эстетический досуг наивысшей добродетелью или, по крайней мере, путем к ней». Таким образом, понятие «досуг» в античном мире характеризовало счастье, крепкую государственность, порядок и гармонию во взаимодействии индивида с внешним миром.

Кроме того, досуг в его античном понимании был мерой оценки не только человеческого в человеке, но и сверхчеловеческого божественного. Критерием для подобной оценки являлись мудрость, интеллектуальное развитие, достигаемое в досуговое время. Поэтому свобода мысли, творческого воображения, созидающая человека в человеке и приближающая его к подобию бога, являлась ключевым смыслом и целью досуга. И в этом контексте, по мнению современного исследователя С. В. Андреевой, феномен досуга был родственен тому смыслу понятия «игра», который вкладывал в него нидерландский историк культуры Й. Хейзинга. Согласно его концепции игра - более древнее состояние мира, чем культура, первородное по отношению к человеку, присущее животным и являющееся фактором превращения неразумного примата в человека.

Исходя из всего вышесказанного, С.В. Андреева делает вывод о том, что сущностью досуга является игра как свободное действие, сопровождающее человека осознанием «иного бытия». В своей статье «Феномен досуга: история и современность» она пишет: «Современное досуговое время неоднородно и протекает в трех параллельных плоскостях - реальной, виртуальной и идеальной. И хотя в досуговом пространстве эти плоскости зачастую смешиваются, но вместе с тем они находятся как бы в обособленном состоянии от общественного бытия, как игра по концепции Й. Хейзинги. По этому принципу Хейзинга сравнивает игру с неким «сакральным действием», священным культовым актом. Это, в свою очередь, определяет досуг как сакральное игровое действие, осуществляемое в мире реального бытия».

Если посмотреть на феномен досуга с ценностной точки зрения, то главной аксиологической характеристикой данного феномена является самореализация личности. Иными словами, то, как человек проводит свободное время, говорит не только о его склонностях, интересах, деятельностной направленности, уровне интеллектуального и духовного развития, но и о том, в каких направлениях он хочет развиваться и самосовершенствоваться.

Другими важными ценностями досуга являются отдых и движение, служащие восстановлению физических сил и душевного равновесия. Также в жизни общества досуг ценен для стабилизации, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, укрепления солидарности, взаимосвязи поколений, общения, удовлетворения потребностей личности в радости, развлечений и т. д. От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил во многом зависит социальное самочувствие человека, его удовлетворенность своим свободным временем.

Виды досуговой деятельности человека можно условно разделить на три группы:

1)просто отдых (игры, развлечения, созерцание и т. д.);

2)просвещение (усвоение, потребление культурных ценностей);

3)творчество (техническое, научное, художественное).

Многие исследователи занимаются выделением функций досуга. Однако их окончательная систематизация, к сожалению, еще не проведена. Таким образом, мы имеем достаточно фрагментарную картину вышеупомянутых функций. В целом, досуговая активность способна выполнять функции оздоровления психики, развития внутреннего мира, расширения индивидуальной жизненной среды.

В основном в современной литературе упоминают 5 следующих функций досуга:

1)развлекательную,

2)компенсаторную,

3)познавательную;

4)развивающую;

5)рекреативную.

Развлекательная и компенсаторная функции реализуются путем создания для человека возможности реализовать потребности и аспекты его внутреннего развития, что невозможно в полной мере в деловой сфере, в домашнем хозяйстве, на фоне повседневных забот. Поскольку в утилитарных областях практики человек далеко не всегда может реализовать свой творческий потенциал, обратиться к любимым занятиям, пережить развлекательный эффект, снимающий внутреннее напряжение, и т. п.

Особо следует выделить развивающую и познавательную функции досуга. На первый взгляд может показаться, что они значимы в основном для детей и юношества. Действительно, в период социализации и индивидуального развития личности досуг приобретает огромное воспитательное значение. Вместе с тем эти функции остаются важнейшими и в более зрелом возрасте человека. В это время ему в меньшей степени, но все же необходимо расширять кругозор, сохранять социальные связи, отзываться на требования времени. У взрослых подобные процессы исследователи называют не воспитанием, а вторичной социализацией, что по существу тоже связано с индивидуальным развитием. Досуг располагает широкими возможностями осуществлять эту вторичную социализацию взрослых и пожилых людей с наибольшим эффектом.
Место индустрии досуга в культурной жизни общества
В последнее десятилетие досуговый сектор постепенно утрачивает свою вторичную значимость по отношению к сфере труда и становится одной из центральных жизненных сфер для многих людей. Современный исследователь Г.Г. Волощенко в культурно-исторической традиции выделяет три сферы досуга: «праздную», «высокую» и «высшую». В настоящее время мы можем наблюдать многослойность досугового пространства, пронизывающее общественное бытие. В нем присутствуют как высшая, так и высокая сферы досуга, однако праздная над ними превалирует.

Кроме того, современный досуг является противоречивой единицей жизненной сферы, в которой субъективно идёт речь об индивидуальном развитии вне социального контроля и учреждений. В этом досуг доступен для каждого, в той мере, в которой участник досуговой деятельности обладает материальными средствами. Вследствие этого возникают феномены элитного и массового досуга. Элитизация современных досуговых объединений проявляется в форме возникновения и развития элитарных структур и форм досугового общения. Массовые досуговые формы являются доступными всем посредством телевидения.

По мнению российского экономиста И.А. Пискуновой, «досуг не всегда означает свободу, а стремление человека создать себе упорядоченное, обеспечивающее уверенность окружение, оказывает влияние и на оформление досуга». Она выделяет следующие особенности, характерные для проведения современного досуга:

-постоянный досуговый ритм (досуг определённых дней недели посвящён постоянным активностям);

-постоянные организационные рамки (в досуге выбирают окружение для действия, которое является надёжным, безопасным для исполнения, например спортивное объединение, постоянный столик в одной и той же гостинице);

-постоянное окружение (обеспечивает безопасность, не нужно каждый раз выбирать, основано на доверии).

На основании вышесказанного, И.А. Пискунова делает вывод, что «границы между свободной досуговой деятельностью и «связующим» обязательством по ритуализированному участию в несвободной досуговой деятельности являются размытыми».

Идеал досуга - это отражение общественно акцентируемых форм отношений, а реальный современный досуг довольно часто расходится с ним. Приведённые доводы приводит нас к пониманию того, что досуг - это не чётко определяемое и отграниченное от других сфер понятие, а то пространство жизнедеятельности, в котором наиболее ярко проявляются последствия трансформаций, происходящих в современном обществе, и которое позволяет представить совокупность факторов, определяющих объём, содержание и структуру досуга. Канадский исследователь Р. А. Стеббинс в своей статье «Свободное время: к оптимальному стилю досуга» пишет: «Оптимальный досуговый образ жизни достигается, когда человек через социально-приемлемую досуговую деятельность осуществляет свои возможности наиболее полно и получает желательное качество жизни».

Таким образом, можно сделать вывод, что досуг интегрирует множество разрозненных аспектов жизни человека в единое целое, формируя у него представления о полноте своего существования. В свободное время человек стремится реализовать множество неутилитарных потребностей, испытать специфические состояния, мало связанные с повседневностью, пережить благотворный эффект оздоровительных эмоций, возвышенных состояний, утонченных чувств. Без досуга жизнь современного человека была бы не только ущербной, она лишилась бы одного из своих базовых стержней, стала бы

социального бытия и развитие научно-технического процесса задали новый вектор развития досуга, при котором главной его функцией стала развлекательная, а сам он стал ассоциироваться исключительно с ничегонеделанием, развлечением, расслаблением, наслаждением, труднопереносимой.

Однако, с другой стороны, увеличение количества свободного времени в структуре самореализация личности отошла на задний план. Эта ситуация является губительной и требует усилий для ее преломления в лучшую сторону. Утверждение приоритета самореализации личности в рамках досуга, восстановление его полифункциональности, а также возвращение ему всей полноты и разнообразия должны стать первоочередными задачами современного общества.
Исторические и культурные предпосылки организации досуга в США
Главным содержанием истории США, как и многих других государств в новое время, является развитие капитализма и буржуазного общества. Исторически сложилось так, что для этого в США имелись очень благоприятные условия: отсутствие феодализма как системы, победа в войне за независимость 1775 - 1783 гг.; географическое положение и огромные нетронутые богатства целого материка. В результате экспансии территория США за 1776 - 1900 гг. увеличилась в 10 раз. «Свободная» земля явилась предпосылкой для победы демократического пути развития капитализма в сельском хозяйстве и создала базу для развития капитализма «вглубь», вылившегося в стремительный рост промышленности в конце XIX века. Европа выбрасывала в Новый Свет миллионы и миллионы деятельного населения, создававшего богатства Америки. Две кровопролитные мировые войны обогатили США, способствовали усилению их позиций в капиталистическом мире. Эти и многие другие особенности истории США придают ей большое своеобразие и помогают уяснению в прошлом и настоящем истоков многих важных явлений: силы американского капитализма на протяжении длительного периода, относительной слабости рабочего и социалистического движения в США, а также отдельных черт национального характера американцев.

В то же время особенности экономического, социального и политического развития США, истолкованные превратно, с позиций буржуазной апологетики и национального шовинизма, вылились в теорию «исключительности», обосновывавшую «уникальность» исторического опыта США, «идеальность» американских общественно-политических институтов как образцов для подражания, а в конечном счете «неподвластность» американского капитализма общим закономерностям его развития. Теория «исключительности» изменялась на протяжении поколений, наполнялась различным содержанием в сознании разных слоев американского общества, но всегда являлась важнейшим элементом американского буржуазного сознания. Она получила четкое отражение в буржуазной историографии на всем пути ее развития - от колониального времени до наших дней.

Зерна идей об «исключительности Америки» начали зарождаться еще с ее открытием и нередко как мечта простых людей о земле, свободной от эксплуатации, стране, где царят гармония и счастье, являясь составной частью социальной утопии - легенды о «золотом веке».
Индустрия досуга в РК.
Наибольшей популярностью среди казахстанцев пользуются парки развлечения и отдыха. Именно здесь практически каждый житель нашей республики, от самого маленького и до самого взрослого, проводит свое свободное время, и именно парки являются лидерами на рынке развлекательных услуг. В 84 развлекательных парках страны за последний год побывало 16,4 миллиона человек. Среди досуговых объектов в парках развлечений и отдыха (2155 единиц) количество игровых автоматов составляет 1197 объектов, а число аттракционов в сумме равняется 67о. Разместились парки развлечений по стране крайне неравномерно. Больше всего досуговых объектов располагается в двух столицах нашей республики: Астане и Алматы. Такие области, как Кызылординская, Акмолинская, Мангыстауская и Западно-Казахстанская, испытывают дефицит парков развлечений и отдыха.

В Казахстане насчитывается 3120 учреждений культуры клубного типа. Число коллективов самодеятельного творчества - 13161, количество участников которых в совокупности составляет 181580 человек. Лидером по количеству учреждений клубного типа является Акмолинская область, аутсайдером - Мангыстауская.

Таким образом, все вышеперечисленные данные позволяют сделать вывод, что несомненным лидером по спектру и количеству предоставляемых развлекательных услуг является город Алматы. Вслед за лидером - столица Астана, Караганда, которая не так давно занимала второе место по численности населения, и Шымкент, стремительный рост которого начался сравнительно недавно. В целом, Южный Казахстан, в данный период времени, предоставляет наибольшее число развлекательных услуг, на втором месте Северный и Центральный. Восточный и Западный Казахстан расположились на последнем месте. Так, например, в Западном Казахстане отсутствуют цирки и зоопарки.

Относительно предпочтений населения, больше всего казахстанцы любят проводить свое свободное время в парках развлечения и отдыха. Следующую позицию среди досуговых учреждений занимают кинотеатры.

В целом, можно утверждать, что отечественный рынок развлечений практически сформирован. Однако почти все сегменты еще не достигли пика своего развития, либо осваивают пока не занятые ниши. Ориентировочные сравнения сети предприятий индустрии развлечений в странах Европы и США свидетельствуют, что даже по количественным показателям отставание Казахстана весьма значительно - развлекательных центров, мотелей, кемпингов, гостиниц, прокатных пунктов музеев, парков, и других объектов индустрии развлечений в Казахстане в десятки раз меньше. На начальной стадии находятся такие объекты отдыха и развлечений, как клубы здоровья, гольф-клубы, тематические парки, автоматические кинотеатры и кинотеатры для автомобилистов, кафе клубного типа. Во много раз меньше число аквапарков, бассейнов, кортов и центров горнолыжного спорта. Слабо развит рынок услуг для полноценного семейного досуга. Сегодня для семейного отдыха предлагаются другие, упрощенные формы развлекательных центров. Тем не менее, индустрия развлечений начинает набирать обороты благодаря росту покупательной способности населения и накопленному менеджерами опыту в управлении объектами развлекательной инфраструктуры.
Индустрия досуга в РК.

Если рассматривать в разрезе развлекательных услуг, то видно, что спортивные услуги и услуги по организации отдыха являются ключевыми в Казахстане.

Затрагивая распределение объема развлекательных услуг по областям РК, то здесь бесспорным лидером выступает Алматинская область, и город Алматы. Алматинская область уступает Южно-Казахстанской области лишь по предоставлению услуг по созданию программ и телерадиовещанию. А вот минимальный объем предоставляемых развлекательных услуг имеют следующие области: Жамбылская (услуги по производству кино-, видеофильмов, TV программ, фонограмм и музыкальных записей и услуги в области творчества искусства и развлечений), Западно-Казахстанская (услуги по созданию программ и телерадиовещанию, услуги по организации азартных игр и заключению пари, спортивные услуги и услуги по организации отдыха), Мангыстауская (услуги библиотек, архивов, музеев и прочих культурных учреждений). Также не развита сфера предоставления услуг по организации азартных игр и заключению пари в Актюбинской и Карагандинской областях.

С двухтысячных годов в сфере культуры начали достигаться определенные результаты. Ежегодно число действующих музеев на территории Казахстана в среднем увеличивается на 17%. Вместе с растущим уровнем образования наблюдается спрос на библиографическую информацию. Это привело к росту пользователей библиотек в среднем на 2,5 процента по сравнению с прошлым годом, что, в свою очередь породило необходимость технического обеспечения библиотек (почти 50% компьютеризированы). В 2010 году число читателей составило порядком 4,5 миллионов человек, 1,5 миллиона из которых - дети. С каждым годом увеличивается число книг на государственном языке, которые в 2010 году составили 28,5% от общего числа всех книг.

Самые знаменитые библиотеки находятся в следующих крупнейших городах Казахстана: Алмате, Астане, Актобе, Атырау, Таразе, Усть-Каменогорске, Уральске, Караганде, Костанае, Кызылорде, Семее, Павлодаре и Петропавловске.

В 205 музеях Казахстана находится 2,5 миллиона экспонатов. Число посетителей музеев на конец 2010 года составило 4,3 миллиона человек.

Большинство самых знаменитых театров Казахстана расположено в г. Алматы. Это государственный академический театр оперы и балета имени Абая, казахский государственный академический театр драмы имени М.О. Ауэзова, республиканский корейский театр музыкальной комедии и многие другие. Второе место по количеству театров поделили Астана, Караганда и Шымкент. На третьем месте расположились такие города Казахстана, как Актюбинск, Костанай, Павлодар, Семипалатинск и Уральск.

Данные показатели свидетельствуют о том, что основная часть театров располагается лишь в крупных городах Казахстана, численность населения которых превышает 100 тысяч человек. Соответственно чем меньше город, тем меньше в нем театров. Статистические данные свидетельствуют о том, что в 2010 году театральные спектакли посетило около двух миллионов человек. Всего публике за год было продемонстрировано 11755 спектаклей.

Строительство цирков в маленьких городах Казахстана - дело не рентабельное, и напротив, если численность населения города вот-вот достигнет миллиона или уже достигла, то здесь неминуемо должен появиться цирк. В Алмате уже есть два цирка, в Караганде и Астане - по одному, и, совсем недавно, новый цирк открылся в Шымкенте. В 2010 году в цирках нашей республики состоялось 364 представления. Число зрителей составило 128 тысяч человек.

Зоопарков в Казахстане ровно столько же, сколько и цирков. Причина отсутствия большого количества зоологических объектов также объясняется нерентабельностью их появления в малых городах. Расположились они на карте Казахстана несколько иначе. Тройку знаменитых зоопарков составляют Алматинский, Карагандинский и Шымкентский. Вот зоопарки в Северо-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областях появились для демонстрации фауны соответствующих регионов республики. Число посетителей зоопарков равняется 746 тысячам человек в год.

Свыше 7129 млн. тенге составил доход организаций, осуществляющих кинопоказ, говорится в сообщении агентства Республики Казахстан по статистике. Из них 5555,5 млн. тенге (77,9%) - по предприятиям частной формы собственности. В прошлом году кинопоказы проводились в 87 кинотеатрах, а также с использованием 364 передвижных и стационарных киноустановок. Было проведено 365,4 тысячи киносеансов, которые посетило около 1о миллионов человек. Доля взрослой аудитории составила 76,3%. Казахстанские фильмы посмотрели 830,8 тыс. человек, российские - 1896,1 тыс. человек и зарубежные - 7352,4 тыс. человек. 18 организаций - кинопроизводителей создали за 2010 год 144 полнометражных и короткометражных фильма, 134 из которых - национальные фильмы.

В Казахстане в конце 2010 года насчитывалось 67 концертных организаций. За этот год было проведено 6401 концерт. Для сравнения, в 2008 году было организовано 7464 концерта, а число организаций составляло 73 единицы. Статистические данные позволяют сделать вывод, что спрос населения на различного вида концертные мероприятия уменьшается. В 2010 году на концерты пришло 2,9 миллиона человек, в том числе на филармонические - 2,1 миллиона, на эстрадные - 821 тысяча человек. Больше всего филармонических концертов проводится в Карагандинской области, а эстрадных - в Костанайской. Наибольшее число концертных организаций находится в Алматы.


написать администратору сайта