Главная страница
Навигация по странице:

  • Рецензия сочетает в себе признаки информационных и аналитических жанров

  • Жанровые признаки

  • . Предмет

  • По объему рецензии можно разделить на два типа: большие (гранд-рецензии) и маленькие (мини-рецензии).

  • По числу анализируемых произведений

  • Обязательными структурными элементами каждой рецензии, выражающими информационно-аналитическую суть жанра, являются

  • 3) анализ средств выражения темы, идеи, системы образов, мастерства – художественной формы»;

  • Итак, можно выделить следующие жанровые признаки рецензии

  • Перечислим структурно необходимые компоненты рецензии

  • Рецензия – это жанр

  • эмоциональный

  • индивидуальный

  • презентация. Рецензия


    Скачать 330.35 Kb.
    НазваниеРецензия
    Анкорпрезентация
    Дата19.06.2022
    Размер330.35 Kb.
    Формат файлаpptx
    Имя файла540938.pptx
    ТипСборник
    #604438

    РЕЦЕНЗИЯ


    Объектом рецензии является художественное явление, создаваемое одним из видов искусства: литературой, музыкой, живописью, театром, кино.
    Предметом рецензии на литературное произведение является как отдельное произведение, так и сборник произведений или дилогия, трилогия, тетралогия.
    Рецензия сочетает в себе признаки информационных и аналитических жанров и имеет чёткую коммуникативную установку: привлечь внимание читателя к рецензируемому произведению.


    Слово «рецензия» латинского происхождения («recensio») и в переводе означает «просмотр, сообщение, оценка, отзыв о чем-либо»


    «Рецензия – это более или менее развёрнутый целостный анализ произведения и его основных проблем, в ней важна не только информационная, но и оценочная направленность, стремление критика обосновать свою позицию, привлечь внимание читателя к рецензируемому произведению».

    ( Жанры русской литературной критики 70–80-х гг. XIX в. – Казань, 1991. С. 9–1)0.


    Жанровые признаки


    Важно, чтобы оценка произведения подтверждалась анализом, аргументацией, а элементы анализа носили ясно выраженный оценочный характер.

    Наиболее полной и убедительной представляется характеристика жанра, предложенная Е.А. Корниловым. Он выделяет следующие обязательные элементы рецензии:


    1. Назначение рецензии – дать характеристику и оценку рассматриваемого произведения. «Под характеристикой следует понимать описание произведения, раскрытие его сути, идейного содержания и художественной формы. Оценка – это определение достоинств и недостатков произведения на основе его характеристики».
    2. Предмет – «изученный и отражённый в произведениях искусства материал».
    3. Рецензия – локальный жанр, она рассматривает обычно одно произведение, анализирует и оценивает его, не ставя более широких задач.
    4. Рецензия – жанр синтетический по драматургии и стилистике, она является аналитическим жанром, т.к. исследует, анализирует, оценивает и 2) обладает признаками информационных жанров, ибо посвящена обычно локальной теме и отвечает на вопросы: когда, где, что и зачем?

    По объему рецензии можно разделить на два типа: большие (гранд-рецензии) и маленькие (мини-рецензии).


    Мини-рецензии распространены в настоящее время гораздо шире, чем развернутые. Объемом обычно до полутора машинописных страниц, такая рецензия может быть отнесена и в разряд информационных жанров, если содержание ее представляет собой всего лишь краткое извещение автором читателя о своих впечатлениях от увиденного фильма или прочитанной книги и не содержит обоснования их (этих впечатлений), анализа различных аспектов предмета отображения. Если же мини-рецензия представляет собой сжатый, насыщенный, аргументированный анализ того или иного произведения, то ее следует отнести к аналитическим жанрам.

    Большая, развернутая рецензия «гвоздь» газетного или журнального номера – прерогатива прежде всего специализированных изданий. Большой объем дает автору возможность достаточно глубоко и всесторонне охватить исследуемую тему. Такие рецензии обычно готовят маститые критики, обладающие авторитетом у публики, имеющие устойчивые общественно-политические и философско-нравственные взгляды.

    По числу анализируемых произведений


    монорецензии анализируется одно произведение, хотя автор, разумеется, может производить какие-то сравнения и с этой целью упоминать другие произведения. Но объем сравнительного материала в монорецензии очень небольшой.


    Полирецензии производится разбор двух или более произведений, они обычно сравниваются одно с другим, и такой разбор занимает довольно большое место

    Обязательными структурными элементами каждой рецензии, выражающими информационно-аналитическую суть жанра, являются:


    1) сообщение о произведении искусства, его авторах, времени и месте создания;
    2) анализ темы и идеи – содержания произведения искусства;
    3) анализ средств выражения темы, идеи, системы образов, мастерства – художественной формы»;
    4) определение места произведения в творчестве автора, в совокупности других произведений данной тематики.

    Отсутствие хотя бы одного их 4-х элементов разрушает рецензию как жанр.


    Итак, можно выделить следующие жанровые признаки рецензии:


     информация об отдельном произведении;
    характеристика и оценка произведения;
    анализ содержания и формы;
    определение места произведения в литературном процессе;
    привлечение внимания читателя к произведению.

    Рецензия


    – это более или менее целостный анализ произведения с оценочной направленностью, причём рецензент стремится не только обосновать свою позицию, но и привлечь внимание читателя к рецензируемому произведению.

    Перечислим структурно необходимые компоненты рецензии:


    информация о произведении;
    интерпретация художественного явления;
    общая оценка произведения;
    анализ содержания и формы произведения;
    оценка-характеристика;
    представление произведения читателю.

    Рецензия – это жанр:


    полифункциональный (совмещает функции информации, воздействия, убеждения, анализа);
    аргументативный (обязательна обоснованность, объективность авторской оценки);
    эмоциональный (допустима субъективность, личные вкусы и пристрастия критика);
    полиадресатный (предназначен для широкой публики);
    преимущественно письменный;
    индивидуальный (автор – конкретный человек);
    стилистически гибридный (совмещает элементы публицистического стиля как основного и научного).

    Структурные элементы


    сообщение о произведении искусства (автор, название, место и время создания и публикации);
    общая характеристика-оценка произведения (с привлечением пересказа и комментария сюжета, описания кульминационного момента, цитирования и др. приёмов);
    анализ содержания и формы произведения;
    определение места произведения в творчестве автора или литературном процессе в целом;
    привлечение внимания читателя (зрителя, слушателя) к рецензируемому произведению.



    написать администратору сайта