Главная страница

режиссура. Режиссура культурномассовых мероприятий и театрализованных представлений


Скачать 40.29 Kb.
НазваниеРежиссура культурномассовых мероприятий и театрализованных представлений
Анкоррежиссура
Дата01.11.2022
Размер40.29 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файларежиссура.docx
ТипДокументы
#765452

Режиссура культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений

Оглавление


Введение 3

Глава 1. Вовлечение потенциальной аудитории в подготовку праздника как способ ее активизации 4

Глава 2. Основные приемы организации реального, символического и ритуального действия, создание игровой ситуации и феномен коллективного исполнения 6

Глава 3. Вовлечение участников праздника в активное действие 10

Заключение 15

Библиографический список 16


Введение


Вопросу активизации, взаимодействия актеров и зрительской аудитории уделяли внимание многие теоретики и практики. Актуальность этого вопроса возникала, во-первых, в те моменты, когда режиссеры находились в поисках новых театральных форм в решении спектакля, праздника или театрального действа, во-вторых, когда приходило осознание необходимости вовлечения зрителей в канву развития действия самого спектакля или же когда назревала необходимость воздействовать на зрителя средствами театра.

Искусство массового праздника, театрализованного представления, действа - это искусство больших идей, целенаправленности и гражданского пафоса, требующего в то же время броской образности, ассоциативности, необычного, смелого творческого плана. Праздничная ситуация максимально активизирует эмоциональную сферу человека. Деятельность организаторов при этом имеет задачу утверждения социально значимых ценностей и созидания, вовлечение максимального большинства в единое праздничное действо. Высокий эмоциональный настрой дает возможность повысить эффективность праздничного действия. Эту особенность необходимо учитывать при организации любого праздничного действа не зависимо от того какие методы будут использоваться при его подготовке.

Цель исследования – проанализировать механизм и феномен вовлечения аудитории в рамках режиссуры культурно-массовых мероприятий, театральных и праздничных представлений. Задачами, таким образом, становятся:

1. Изучить способов вовлечения аудитории в процесс подготовки культурно-массового и театрализованного мероприятия;

2. Охарактеризовать приемы вовлечения участников праздника в активное действие;

3. Исследовать феномен коллективного представления.

Глава 1. Вовлечение потенциальной аудитории в подготовку праздника как способ ее активизации


Активизация аудитории – режиссерский прием, заключающийся во включении зрителя в сценическое действие. Существуют различные уровни активизации аудитории – от обращения актеров в зрительный зал и вынесения фрагментов действия в партер до хэппинга предполагающего прямое участие публики в сценическом действе. Мейерхольд использовал для этой цели прием «подсадки». Он же первым использовал для активизации аудитории прием провоцирование зрителя на действенную реакцию.

С точки зрения сопричастности зрителя можно выделить в следующие типы зрительской аудитории:

- участник зрелищного мероприятия - зритель, осознающий себя частью данного действа, воспринимающий себя как соавтор и непосредственный участник зрелища;

- соучастник зрелища - зритель, эмоционально воспринимающий действо как близкое какой-либо контактной социальной группе (детям, родственникам, друзьям, коллегам), однако не считающий себя непосредственным участником зрелища;

- наблюдатель - зритель, эмоционально не принимающий зрелища, не считающий себя его частью, довольствующийся ролью стороннего наблюдателя;

- служащий — зритель, посещающий зрелище с деловой целью (представители СМИ, спонсорских и меценатских организаций, государственного и муниципального управления).1

Весьма условно можно разделить зрителя на несколько основных типов. Разделим их по принципу разности приемов в работе. Нужно понимать, какой тип аудитории на данный момент присутствует в зале перед вами. Естественно, в чистом виде ни один из ниже перечисленных типов не бывает, это всегда «микс», однако в целом можно понять к какому типу данная аудитории тяготеет больше всего. Сразу оговоримся, что данное деление не претендует на научность и взято исключительно из практического опыта ораторов и актеров. Г.А.Товстоногов, выдающийся советский режиссер в своих трудах писал, что в скором времени театральная практика должна дойти до изучения зрителя совместно с социологией. К сожалению, в связи с общим упадком театрального искусства изыскания на тему сегментирования и изучения зрительской массы фактически не идут, однако сама необходимость понимать, кто перед тобой, что за люди пришли на твое выступление или спектакль, от этого никуда не исчезло.

Виды активизации аудитории в рамках подготовки праздника, таким образом, можно разделить на:

- Подсадка, суть которой заключается в том, что среди зрителей в помещении находятся «свои люди», которые из зала задают вопросы ведущим и действующим лицам праздника, вступают в полемику;

- Коллективное пение, которое реализуется посредством завлекания прохожих на репетиции, проводимые, например, в открытом пространстве;

- Ритуальные или церемониальные действия, примерами которых можно считать моменты вноса и выноса знамени, зажжение и эстафета огня, поднятие и спуск знамени, принятие клятв, минута молчания, возложение цветов, венков;

-Игровое действие, с помощью которого можно подготовить человека к активному восприятию, включить его в массовое действие;

- Скандирование – состязательное взаимодействие.

Таким образом, мастерство режиссера театрализованного действия заключается в том, чтобы в рамках задуманного сценарно-режиссерского решения создать тот или иной эпизод, но и в том, чтобы вызвать у зрителя эмоциональный отклик и мотивацию к участию в действе.

Глава 2. Основные приемы организации реального, символического и ритуального действия, создание игровой ситуации и феномен коллективного исполнения


Массовые праздники и зрелища, как наиболее масштабная, всеобъемлющая форма праздничной культуры аккумулируют, вбирают в себя все перечисленные ранее функции, при этом выходят на первый план, усиливаются, приобретают наибольшую значимость функции идеологическая, социально-интегративная, функция трансляции социального опыта, а также коммуникативная, компенсаторная, эстетическая и эмоционально-психологическая. При этом социально-интегративная функция массовых праздников и зрелищ может рассматриваться в разных аспектах:

- как повышение уровня, стимулирование групповой консолидации;

- как прием организации совместной жизнедеятельности людей;

- как прием самоидентификации членов группы, класса, общества.

Коллективный характер массовых празднеств и зрелищ отражает факт участия в них вполне определенной единой общности, считающей данный конкретный праздник свои достоянием и выражающей в этом празднике свои ценности. Участие человека в праздновании является важным доказательством его устойчивой связи с сообществом, отмечающим праздник, показателем усвоения им культурных ценностей этого общества. Праздник остается холодным без активизации зрителя. Основными в процессе театрализо­ванного действия являются:

- Вербальная активизация, дающая участникам возможность самовыражения посредством слова;

- Физическая активизация, побуждающая массу к движению, перемещению и другим фи­зическим действиям;

- Художественная активизация, стимулирующая эмоциональную сферу участников и вызывающая их художест­венную самодеятельность.

К сожалению, на театрализованных представлениях присутствуют равнодушные зрители - посторонние наблюдатели жизненных событий. А иногда просто застенчивые, скованные люди. Как заставить их действовать? На помощь придут приемы активизации - заманивание и провоцирование. Заманивание начинается еще на уровне создания замысла и сценария. Прием заманивания - один из основных приемов вовлечения зрителя в действо является традиционный прием игры среди публики, переходящий в игру с самой публикой.

Заманивание зрителей в совместную игру начинается на уровне создания «окружающей среды», как правило, с изготовления пригласительного билета, программки, с оформления и театрализации подхода к месту действия и самого места действия. Приемом заманивания может выступать заранее предусмотренная в сценарии возможность проявления отношения человека к происходящему событию. Одобрение или неодобрение, активная поддержка какой-либо мысли, присоединение голоса солидарности: митинг, принятие документов, голосование, диспут, хоровое пение, коллективные выходы и шествия, церемониальные действия.

Прием провоцирования, в котором провокация рассматривается как действие или ряд действий с целью вызвать ответное действие провоцируемого, как правило, с целью искусственного создания тяжелых обстоятельств или последствий для провоцируемого. Субъект, совершающий провокации, называется провокатором. Для провоцирования зрителя может быть использована «подсадка»: несколько зрителей, проявляющих первоначальную активность в ответ на вопросы и задания исполнителей: они могут вступать в диалог, в дискуссию, выходить на игру.

При изучении двух основных приемов мы видим, что они содержат в себе множество способов активизации:

- Скандирование, состязательное взаимодействие; под скандированием разумеется также необязательное подчеркивание метрического строя стихов, выдержанных в силлаботонической манере. Чтобы избежать монотонности при скандировании метрических стихов, необходимо читать их в свободном темпе. Скандированием называется также четко разделенное на слоги коллективное громкое произнесение каких-либо коротких фраз.

- Техника вопроса-ответа с залом, назвать которую можно также разговором-интервью.

- Игровое действие - игровая ситуация, возникшая в празднике, надо совершить действие за определенное время.2 Существование игрового действия тесно связано с понятием спонтанной массовой самодеятельности, представляющей собой эмоциональную реакцию, активный действенный отклик на событие, дающей человеку возможность персонификации, опробования себя как личности в различных ролях, подражания избранным в качестве положительного примера героям. Возникающая игровая ситуация ставит человека в положение участника, а не зрителя театрализованного действия. Задача организаторов праздника состоит в том, чтобы найти в замысле такое образно-игровое действие, которое при режиссерском воплощении вызвало бы ассоциации, имеющие под собой реальную основу в прошлом.

- Коллективная театрализованная игра может подниматься до уровня искусства, потому что в ней сочетаются, с одной стороны, цель игры - выполнение правил внутреннего самоограничения, самоопределения, а с другой стороны, цель искусства - создание художественного произведения, эстетически воздействующего как на играющих, так и на зрителей. Сама природа коллективной театрализованной игры такова, что в процессе ее человек наиболее остро ощущает конкретную взаимность между близким ему жизненным материалом и условным игровым действием.

Игровые действия очень важны для театрализованного праздника, так как дают возможность участникам не только сопереживать происходящим событиям, но и самим деятельно проявлять отношение к ним, «опробовать» себя как личность в разнообразных ролях. Характер игрового действия, надо рассматривать его в театрализованном празднике и обряде как форму моделирования социальных отношений, как одно из важнейших средств овладения различными жизненными ситуациями, как возможный путь обучения типам поведения, воспитания структуры эмоций. Именно поэтому игровое действие не может носить беспочвенный характер, а обязательно должно опираться на социальный опыт конкретной ситуативной общности

- Ритуальные и церемониальные действия - выработанное обычаем - минута молчания, возложение венков, символика, обычаи, обряды. В церемониальном действии визуализируется, прежде всего, официально принятое, традиционно-торжественное действие, выработанное обычаем, повторяющееся из года в год и имеющее свой порядок.

Важно, чтобы коллективный выход, шествие были органичны в сценарно-режиссерском замысле театрализованного праздника. Они могут быть как прологом, что дает эмоциональный настрой всем участникам, активно включает их в происходящее, так и кульминацией - проявлением высшей степени энтузиазма собравшимися на празднике людьми, подготовленными к этому всей цепью разворачивающегося художественного действия.

В старинных народных сельских праздниках выход и возвращение с поля домой имел глубокое символическое значение, реальное действие красочно оформлялось. В настоящее время, к сожалению, зачастую оно остается обыкновенной формой передвижения участников праздника, которая не только не имеет эмоционально-образного воздействия, но порой с трудом решается технически. Социально-педагогическая ценность включения выходов и шествий в сценарий праздника состоит в том, что они вносят реальное содержание в театрализацию, создают эмоциональную атмосферу единства сценической площадки и всей аудитории, активизируют массу участников действия, предоставляя ей конкретный канал проявления активности, выражения отношения к отмечаемому событию.

Другим типом реального действия массы в театрализованных праздниках являются коллективные выступления, рапорты, переклички, превращающие праздник в коллективную трибуну. Потребность в такой трибуне чрезвычайно велика, так как собственное выступление всегда конкретизирует и выражает отношение человека к событию, дает возможность приобщения к нему. Этот тип реального действия чрезвычайно разнообразен. Прежде всего это собственные выступления участников того или иного события. Уникальная воспитательная возможность здесь состоит в том, что любая дата, любой событие рассматривается не в общем виде, а очень конкретно, через призму жизненного опыта самих масс. Именно сам жизненный опыт масс, актуализированный в выступлениях, превращается в средство идейно-эмоционального воздействия на личность.3

Существует и другая разновидность коллективного выступления, целевой установкой которого является рапорт о выполнении заданий, обязательств. Обычно такие выступления связаны не с историей, а с сегодняшним днем, актуальным событием, вызывающим потребность в театрализации. В этом случае выступающие - реальная коллективная общность. Такие коллективные рапорты создают атмосферу массовости, торжества, трудового подъема, особой достоверности происходящего, несут большой запас событийной информации. Такая зримая перекличка, художественно оформленная, усиленная музыкой, песней и другими выразительными средствами, представляет собой реальное действие участников праздника.

Таким образом, можно заключить, что коллективные выступления, рапорты, переклички требуют сочетания информационно-логического и эмоционально-образного начал в сценарном замысле и режиссерском воплощении; ставят человека в положение активного участника, оратора в массовом действии, а само это действие делают своеобразной трибуной масс; обладают широким диапазоном - от единичного до массового выступления.

Глава 3. Вовлечение участников праздника в активное действие


В.Э. Мейерхольд в труде «Статьи, письма, речи, беседы» говорит об условном методе, который предполагает «четвертого творца», то есть еще одного участника творческого процесса. Мастер сцены и создания образа отмечал в своих трудах: «Зрителю никогда не удастся своим воображением, творчески дорисовать данные сценой намеки, если режиссер не владеет рисунком игры, как актера, так и зрителя».4

В постановках В.Э. Мейерхольд творческую активность зрителя определял первостепенным элементом, неким началом, ступенью к новому, что предопределяло дальнейшие компоненты театрального действия, выстраивание иного «обнаженного» театрального пространства с условностями и элементами природных зрелищных игрищ. Зритель – главное звено действия, он оратор действия, главный функционал которого вести, быть действующим персонажем спектакля-митинга.

Переводя действие в зал, В.Э. Мейерхольд рушит рампу, таким образом, зритель ощущает себя в центре действия, находится в эфире театра. В.Э. Мейерхольд называет этот «агитспектакль» приемом воздействия на зрителя.

Бесспорно, опыт В.Э. Мейерхольда, его новые формы и поиски помогают сегодняшним практикам в освоении пространства культуры на открытых площадках. Наверняка лишь в свободе творчества интеракция «открытого» спектакля закрепляется как культурная форма. Воплощение совместных действий (игры) остается в памяти как духовный выплеск, отражение духовной ценности, передается от одного участника к другому и может быть повторено. Так активизация зрителя перерастает в более возвышенную сферу всех высших проявлений, обретает место в сфере культа, в сфере священного.

Так зритель приобретает потребность перехода от повседневного пространства в не повседневное, то есть праздничное, и оно всегда социокультурно. Стоит согласиться с высказыванием В.5П. Островской: «Пространство, которое мы называем культурным, имеет не только внешние контуры, оно «расположено» в духовном мире социума и личности. Этот пространственный пласт, или объем, особенно важен, так как воздействует на мотивацию поведения людей».

Театрализованные представления – это форма массового искусства, которая включает художественные средства театра, музыки, хореографии, поэзии, декорационного искусства, кино, пиротехнические средства и приемы, а так же некоторые формы спорта – художественную гимнастику, гимнастические выступления, танцы на льду и циркового искусства – акробатические номера, номера оригинального жанра, дрессированные животные, иллюзионное искусство, клоунада, организация интерактивного общения. Следовательно, театрализованные представления – это собирательная, синтетическая разновидность сценического действия, в которой с помощью монтажного соединения сплавляются в драматургически выстроенную композицию разнообразные виды и жанры искусства.6

Основные принципы художественных средств в постановке театрализованных представлений в учреждениях культуры остаются неизменными, и их интеграция всегда подчинена общим законам сценического искусства и театрального творчества.

Постановка театрализованного представления – это в первую очередь организация досуговой деятельности населения в учреждении культуры. При постановке театрализованного представления в учреждении культуры как методологической основы педагогического воздействия на зрителя очень важно учитывать многое – от выбора тематики и стиля театрализованной программы, выбора художественных средств, разработки сценария, до, непосредственного, проведения мероприятия. Постановка театрализованного представления является художественно-творческим процессом.

В то же время она обязательно ориентируются на соответствие определённому выбору требований. Методика подготовки и проведения театрализованного представления должна состоять из таких основных компонентов, как:

- создание постановочной группы, в состав которой входят сценарист, режиссёр, художник, музыкальный оператор;

- создание сценария, в том числе выбор формы мероприятия, названия и сюжета;

- подбор необходимого материала документального, исторического, стихотворного и написание сценария;

- подбор художественных средств; постановочный период и проведение театрализованного представления.

В целом интеграция различных видов искусства, художественных средств искусства в постановке театрализованных представлений учреждений культуры может выступать в представлении как иллюстрация, и как ассоциация, продвигающие сюжет, что имеет, несомненно, педагогическое воздействие на зрителя. Важными в интеграции художественных средств театрализованных представлений учреждений культуры в педагогическом воздействии на зрителя являются методы активизации зрительской аудитории.7

В современной российской школе театрализованных представлений и праздников приемы активизации зрителей находят свое отражение. А. Д. Силин в практике работы вводил игру среди зрителей, по мере развития игры все действие переходило на зрителей, где приемы заманивания втягивали в театральное действо, так зрители становились героями и персонажами.

Разделения на исполнителей и зрителей в ритуальных действиях нет. Ведущий или символический персонаж, их ассистенты выступают в роли распорядителей церемонии, демонстрируют образцы и способы участия в символическом акте, (направление движения, условные жесты, повторение текстов, пение, действия с атрибутами-флажками, лентами, цветами). Действия участников церемонии строго регламентированы. В народных праздниках-гуляниях символические церемонии приобретают характер карнавальной игры, предполагающей импровизационный тип поведения празднующих. Отсутствие деления на театральную сцену и зрительный зал, превращает и артистов-персонажей обряда (Весна, Дед Мороз) и зрителей в участников общей обрядовой игры. Карнавальные церемонии (интермедии с обрядовыми играми) создают эмоциональную атмосферу, необходимую для ситуации народного гуляния.

В праздничных гуляниях под открытым небом театральные интермедии становятся частью карнавального шествия, продвигающегося среди зрителей по праздничному маршруту. В закрытых залах организуются проходы между зрительскими местами к сцене. Другой прием смешения театрального представления и карнавальной игры заключается в расположении сценических площадок вокруг зрительских мест. В театрально-концертных залах этот приём реализуется расположением артистов в боковых ложах, на галерке. Таким образом, планировка способствует наибольшему погружению зрителя в карнавальную игру, свободную атмосферу непосредственного соучастия, контактам с исполнителями.

Таким образом, при создании спектаклей, направленных на интеракцию зрителей и актеров, режиссерам следует брать во внимание «пространственные концепции ценностей культуры», возможности духовного совершенствования и культурного развития, с тенденцией к облагораживанию среды и сохранению культуры.

Заключение


Массовые праздники и зрелища существуют во всяком обществе как непременный институт, общественное и культурное явление, образуя часть организованной и предусмотренной жизни общества, классов, отдельных слоев и групп, своеобразную форму регуляции человеческой деятельности. Праздник семантически связан со свободным, праздным временем, временем отдыха; с религиозным культом и важнейшими датами истории народа и государства; с трудовым правом и организацией производства; с народными обычаями, ритуалами, обрядами; с традициями социальных движений, торжествами и демонстрациями; с радостью, весельем, играми, пиршеством, потреблением и растратами.

Основная ошибка в понимании проблемы активизации аудитории празднеств заключается в примитивизации данной проблемы. Несомненно, что ситуативная праздничная общность должна быть активизирована, но, к сожалению, необходимость её активизации чаще понимается слишком прямолинейно, воспринимается, как задача всенепременно заставить всех её участников петь, танцевать, участвовать в конкурсах, произносить речи.

Активизированная публика определяется не столько тем, насколько она явно демонстрирует свою действенную активность, сколько тем, насколько в ней нет людей, обделённых вниманием, нет тех, кто чувствует себя посторонним, лишним человеком, не причастным к общему торжеству. В идеале – праздник осуществляется «не для публики», а «руками публики». Публика должна быть в фокусе внимания и обеспечение этого фокуса является главной задачей лидеров-организаторов и лидеров ведущих праздничной программы.

Библиографический список


  1. Артамонова, Л.В. Методика постановки конкурсно-игровой развлекательной программы / Л.В. Артамонова. – Челябинск, 2000. – 189 с.

  2. Генкин, Д.М. Массовые праздники / Д.М. Генкин. – Москва : Просвещение, 1975. – 100 с.

  3. Мейерхольд, В.Э. Статьи, письма, речи, беседы / В.Э. Мейерхольд. – Москва : Искусство, 1968. – Ч. 1. – 792 с.

  4. Московских, Н.С. Активизация зрителей в театрализованном представлении / Н.С. Московских // Вестник СПбГИК. – Санкт-Петербург, 2019. – № 2 (39). – С. 176-181.

  5. Платонова, Ю.Ю. Особенности маркетинга в сфере культуры / Ю.Ю. Платонова // Проблемы современной экономики: материалы II Международной научной конференции. – Челябинск : Два комсомольца, 2012. – С. 142-145.

  6. Режиссура массового театрализованного действа: словарь. – Пермь, 1999. – 302 с.

  7. Самофалов, А.А. Особенности интеграции художественных средств театрализованных представлений учреждений культуры в педагогическом воздействии на зрителя / А.А. Самофалов // Проблемы современного педагогического образования. – Краснодар, 2021. – № 71-3. – С. 194-197.

  8. Шароняна, М.Г. Проблема исполнителя в массовом театрализованном представлении и празднике / М.Г. Шароняна. – Челябинск, 1992. – С. 18-23.

1 Платонова Ю.Ю. Особенности маркетинга в сфере культуры // Проблемы современной экономики: материалы II Международной научной конференции. Челябинск, 2012. С. 143.

2 Режиссура массового театрализованного действа: словарь. Пермь, 1999. С. 124.

3 Артамонова Л.В. Методика постановки конкурсно-игровой развлекательной программы. Челябинск, 2000. С. 82.

4 Мейерхольд В.Э. Статьи, письма, речи, беседы. М., 1968. Ч. 1. С. 164-165.

5 Московских Н.С. Активизация зрителей в театрализованном представлении // Вестник СПбГИК. – СПб, 2019. № 2 (39). С. 178.

6 Артамонова Л.В. Методика постановки конкурсно-игровой развлекательной программы. Челябинск, 2000. С. 107-109.

7 Самофалов А.А. Особенности интеграции художественных средств театрализованных представлений учреждений культуры в педагогическом воздействии на зрителя // Проблемы современного педагогического образования. Краснодар, 2021. № 71-3. С. 196.


написать администратору сайта