Главная страница

«Религиозная отделенность» от Европы. Религиозная отделенность от Европы


Скачать 142.73 Kb.
НазваниеРелигиозная отделенность от Европы
Дата16.03.2021
Размер142.73 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла«Религиозная отделенность» от Европы.docx
ТипДокументы
#185256

«Религиозная отделенность» от Европы

Чаадаев обращает внимание на тот факт, что Россия не вошла

<<в семью европейских народов», оказалась на обочине всемирной

истории. История России рисуется Чаадаеву достаточно мрачно:

<< Сначала дикое варварство, затем грубое суеверие, далее - иноземное

владычество, жестокое, унизительное, дух которого национальная

власть впоследствии унаследовала, - вот печальная

история нашей юности ... Никаких чарующих воспоминаний, никаких

прекрасных картин в памяти. .. Окиньте взором все прожитые

нами века, все занятые пространства - и вы не найдете

ни одного приковывающего к себе воспоминания, ни одного

почтенного памятника, который бы говорил о прошедшем с силою

и рисовал его живо и картинно. Мы живем лишь в самом

278 Глава 3. Основные вехи истории философии

ограниченном настоящем, без прошедшего и без будущего, среди

плоского застою>.

Не о превосходстве над Западом надо вести речь, а о колоссальном

отставании от него! Попытки <<догнать>> европейские народы

уже предпринимались. Чаадаев вспоминает Петра 1, <<величайшего

из наших царей>>, который, по его мнению, << начал для

нас новую эру>>. В чем же состояла эта новая эра? В заимствовании.

В преклонении перед Западом. <<С этого времени мы только

и делали, что, не сводя глаз с Запада ... вбирали в себя веяния,

приходившие к нам оттуда, и питзлись ими ... Из западных книг

мы научились произносить по складам имена вещей . Нашей

собственной истории научила нас одна из западных стран, мы

целиком леревели западную литературу, выучили ее наизусть,

нарядились в ее лоскутья и, наконец, стали счастливы , что походим

на Запад ... >>, -так с горечью писал Чаадаев.

Далее Чаадаев задалея вопросами, почему же столь печальная

участь постигла Россию? Почему <<единственный урок>>, который

она может дать другим народам,- это урок отрицательный,

как не надо жить? Почему <<МЫ никогда не шли об руку с прочими

народами... не принадлежим ни к одному из великих семейств

человеческого рода>>? Для Чаадаева, называвшего себя

«христианским философом» , ответ очевиден: дело в духовных основаниях

общества. А таким духовным фундаментом общественной

жизни для Чаадаева является религия. Значит, разница путей европейских

народов и отечественной истории коренится в различии

господствующих форм христианства - католицизма на Западе и

православил в России.

Для Чаадаева народы являются такими же духовными и

нравственными существами, как и отдельные личности. Поэтому

для жизни народа, как и для жизни отдельного человека, необходим

не только правильный физический , но и правильный

духовный режим.

Католическая форма христианства стала связующим звеном

в истории европейских народов, силой, объединявшей Западную

Европу даже во времена феодальной раздробленности (и здесь

Чаадаев во многом прав). <<В течение пятнадцати веков у них

бьm один язык при обращении к Богу, один нравственный авторитет,

одно и то же убеЖдение», -восклицал Чаадаев.

Для Чаадаева история Европы определяется идеей религиозного

единства преЖде всего потому, что европейская цивилизация

бьmа сформирована католицизмом и его принцилом духовного

Отечественная философия 279

единоначалия, выраженного в папизме (власти папы римского ,

наместника Христа на земле). Папство централизовало , вносило

принцип религиозного единства в европейскую жизнь , католическая

церковь стала универсальной общественной силой воспитания

и духовного объединения рода человеческого. Чаадаев бьm

потрясен и пленен активностью католической церкви в истории,

он видел в ней силу , придающую цивилизации единство и динамизм

. Поэтому все беды России он выводил из «религиозной отделенностИ>>

России от Европы , которая приводит и к ее отделенности

и от западной интеллектуальной , культурной традиции. По

мнению Чаадаева, Россия, приняв православне (которое он называет

<<домашней>> религией в отличие от политизированного католичества),

лишилась возможности духовного слияния с Европой.

В русской общественной мысли Чаадаев бьm первым , кто

высказал положение об отсталости России , причины которой он

усматривал во влиянии православия , унаследованного от <<Жалкой

» Византии. Таким образом , европацентризм был обоснован

Чаадаевым с христианской точки зрения. Запад предстал у Чаадаева

антиподом Востока, как истинно христианское общество ,

которое << одухотворено духовными интересами >>, а они никогда

не могут быть удовлетворены, так как они беспредельны по своей

природе . Именно поэтому христианство для Чаадаева - не

только связующая сила меЖдУ разными народами , но и универсальный

двигатель истории. Дело в том, писал Чаадаев , что <<как

только материальный интерес удовлетворен, человек больше не

проrрессирует: хорошо еще , если он не идет назад. Только христианское

общество ... одушевлено духовными интересами , и

именно этим обусловлена способность народов к совершенство ванию,

именно здесь вся тайна их культуры ... >>.

Христианская духовность , по мнению Чаадаева , затронула

русское общество лишь поверхностно, в своей основе оно осталось

языческим, не идущим далее <<материальных» целей. Россия

отстала. Но Чаадаев (особенно в «Апологии сумасшедшего>> , где

он, лораженный гневной критикой, пытался объяснить свою позицию)

поставил волрос о преимуществах неразвитости, в чем

бьmо немало романтического лреувеличения и утопизма.

Предназначение России

<<ЗападниК>> Чаадаев не чужд славянофильской нотки , когда

от резкой и беспощадной критики лереходит к предвидению будущего

России . «Я считаю наше положение счастливым , если

280 Глава 3. Основные вехи истории философии

только мы сумеем правильно оценить его>>, - оптимистично

умозаключал Чаадаев. Отсталость и неразвитость дают возможность

учиться на чужих ошибках. Россия, приобщившись к западной

культуре и влившись в <<европейскую семью>> народов,

сможет претендовать даже на роль лидера общественного движения.

Слабости <<домашнего», духовного православин мoryr стать

достоинствами, так как восполнят недостатки излишне политизированного

(а потому и подчас эгоистичного) католичества.

Чаадаев страстно уверял читателя: << ... у меня есть глубокое убеждение,

что мы призваны решить большую часть проблем социального

порядка, завершить большую часть идей, возникших в

старых обществах, ответить на важнейшие вопросы, какие занимают

человечество>>. «Оживление>> веры в России приведет ее, в

конце концов, к слиянию с остальными народами, к объединению

различных христианских конфессий и установлению Вселенской

Церкви, причем именно Россия должна сыграть в этом

процессе главную роль.

Удивительный и парадоксальный факт: в России даже западники

были чуть-чуть славянофилами. Чаадаев, пророчествовавший

о грядуmем величии отечества, западник Герцен, мечтавший

о социализме, но своем, особенном, <<русском крестьянском

социализме>>, - все они признавали самобытность и особое место

России во всемирной истории. «Что же, разве я предлагаю

моей родине скудное будущее?»- запальчиво спрашивал Чаадаев.

С ним можно согласиться- будущее великое. Но не слишком

ли безоглядно приносил он в жертву этому будущему про шлое

России, отрекаясь от ее истории? Именно с подобными

возражениями обратились к Чаадаеву его оппоненты из <<Лагеря»

славянофилов.

Критику, задевающую подчас национальное достоинство,

католические симпатии «басманного философа>> (так прозвали

Чаадаева, жившего на Басманной улице в Москве), искусственное

разделение и размежевание России и Европы в его письмах

трудно принять и современному читателю. Тем не менее, независимо

от оценки и отношения к чаадаевекой философии истории,

очевидно, что Чаадаев бьm одним из первых русских мыслителей,

Задумавшихея о месте России во всемирной истории,

он как бы спровоцировал развитие русского самосознания. Бердяев

позднее скажет, что «вся русская философия истории будет

отвечать на вопросы, поставленные в философских письмах

Чаадаева>>. При всей своей обличительности в отношении Рос-

Отечественная философия 281

сии и обращенности к Западу Чаадаев остался в истории русской

мысли искренним патриотом, который с полным правом мог написать

о себе: «Слава Богу, я всегда любил свое отечество в его

интересах, а не в своих собственных>>.

Вопросы н задания

1. Расскажите о жизни П. Я. Чаадаева. Что вы знаете о его дружбе с

А. С. Пушкиным1 Какие стихи Пушкин посвятип Чаадаеву1

2. Как Чаадаев оценивал русскую историю1 Почему Россия, по его мнению,

«Ничего не дала миру»1

3. Очевидно, что немецкая культура не похожа на французскую, английская

- на немецкую и т. д. Почему же все-таки можно, с точки

зрения Чаадаева, говорить о единой европейской культуре1 Как она

сложилась1

4. В чем причина того, что Россия не вошла в «европейскую семью народов

», несмотря на несколько попыток это сделать1

5. Что, по Чаадаеву, определяет развитие народов1

6. Какое будущее Чаадаев рисует для своей страны1

3.6.3. Философия славянофильства

Нет любви к человечеству в том,

кто чужд своему народу.

А. Хомяков

Россия опровергает своей исторической судьбой рассуждения

о жесткой обособленности Востока и Запада. <<Евразийское>>

положение страны приобрело символическое значение в национальном

сознании. До сегодняшнего дня не смолкают споры о

<<русской идее>>, о высоком предназначении России, об особой,

объединяющей роли русской культуры. Они имеют поистине

громадное значение для духовной жизни русского общества.

В такой своеобразной (с географической и исторической точек

зрения) стране, как Россия, течения, подобные западничеству

и славянофильству, должны бьmи возникнуть в силу объективных

условий. Запаздывание России в социально-экономическом

развитии по сравнению с развитыми западноевропейскими

странами ставило русскую общественную мысль перед выбором

nути, <<Образца>>, <<Модели» дальнейшего развития. Сама поста-

282 Глава 3. Основные вехи истории философии

новка вопроса о преимуществах неразвитости, исторической

<<юности>> содержала в себе немало наивного преувеличения и

утопизма, но имела под собой и реальную почву. Одним из первых

ответ на этот трудный вопрос в отечественной мысли попытался

дать П. Я. Чаадаев, с горечью отмечавший, что его родина

оказалась «В стороне от общего движения>>, и чтобы достичь великого

будушего, ей необходимо влиться в европейскую семью

народов, усвоить достижения западной культуры. Суть подобной

позиции в нескольких словах изложил Л. И. Шестов: «Старший

Запад бьm несомненно умнее, богаче, красивее нас. И мы

полагали, что причина тому - его знание, его опыт. Мы верили,

что у него есть <<слово>>, которым он разрешит все>>. Однако

такая западническая ориентация, особенно в форме безоглядного

пренебрежения российским прошлым, вызывала и обратную

реакцию - поиски собственного , особого пути в истории. <<Философические

письма>> П . Я. Чаадаева во многом ускорили консолидацию

славянофильства в мощное течение русской общественной

мысли , помогли его оформлению.

Темы и эволюция славянофильства

Долгое время в советский период славянофильство оценивалось

как реакционное течение, выступавшее против прогрессивного

развития России. Такая оценка неправомерна. Славянофильство

так же, как западничество, имело множество оттенков

- от <<полицейского» до леволиберального, которому чужда

бьmа идея национальной замкнутости и обособленности. В целом

же, славянофильство возникло как закономерная реакция на

крайности западнической имитации европейских порядков и

структур, как протест против европацентристской идеологии.

Славянофилам более , чем западникам, бьmи присущи органический

подход к историческому процессу, понимание истории как

культурного единства, целостности. Недаром западник А. И. Герцен

отмечал, что западничество только тогда получит место и

значение общественной силы, когда овладеет темами и вопросами,

пущенными в обращение славянофилами. Что же это за темы


и вопросы?

Как уже отмечалось, славянофильство никогда не бьmо единым,

монолитным течением. Оно объединяло и «правую>> партию

(А. С. Шишков, М. П. Погодин), олицетворявшую <<полицейскую>>

тенденцию и имевшую непосредственное отношение к

идеологии <<официальной народности>>. Православие, самодер-

Отечественная философия 283

ж:авие, народность- три <<кита» этой идеологии, лозунг государственной

политики империи. Доведенные до карикатурности

nредставителями этого крьmа идеи избранности русского народа

, его особого исторического предназначения приводили иногда

к курьезам, например, критике употребления иностранных

слов, когда калоши предлагалось называть <<мокроступамИ>>, ношения

одежды европейского образца, бритья бород и т. п.

Однако облик славянофильства определяли мыслители иного

масштаба и образа мысли. Проблема взаимопроникновения различных

культурных традиций бьmа воспринята русской общественной

мыслью во всей ее сложности, и критика Запада славянофилами

либерального, умеренного направления вовсе не отрицала

ценности европейской культуры. Скорее, это бьm своеобразный

протест против слепого <<ученичества>> и утверждения западниками

исторической модели западноевропейской цивилизации как

единственно возможной. Говоря о направлении славянофильства

, связанного с такими именами, как А. С. Хомяков, И. В. Киреевский,

К. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин, вернее отмечать не антизападническую,

а внезападническую их ориентацию. Хомяков,

называвший Западную Европу <<страной святых чудес», или Киреевский,

участвовавший в издании журнала <<Европеец>>, не отрицали

Запад, а относились к нему как к прошлому, пусть и

великому.

Славянофильство - это не идеология узколобого национализма.

Националистическим идеям противоречит сам христианский

характер религиозной философии славянофилов. Ведь для

христианства «Нет ни эллина, нет ни иудея>>, ему претит противопоставление

людей по национальному признаку. Отсюда и

осознание целостного характера человеческой истории, чувство

родства с Западом (это тоже христианский мир!).

<< Славянский вопрос>>, осознанный русской интеллигенцией

как сложная социально-философская, политическая и культурная

проблема, будоражил в то время умы. Он привлекал внимание

самых разных людей- М. Бакунина, М. Погодина, Ф. Тютчева,

К. и И. Аксаковых, Ф. Достоевского и К. Леонтьева. Реакция

на недооценку русского национального (и шире

славянского) гения помогла оформиться славянофильству в

мощное идейное течение, темы которого долгое время влияли на

дуХовную жизнь русского общества. Поэтому говоря о славяноФильстве,

необходимо иметь в виду значительную духовную эволюцию

данного течения:


написать администратору сайта