Радикальный поворот в отношении гос-ва к церкви. Религиозный тип культуры
Скачать 19.22 Kb.
|
Реформы Петра вырвали страну из средневековья и радикально сменили ее духовную доминанту с религиозной на светскую. Чтобы понять значение этого поворота, надо четко представлять, чем отличается светский тип культуры отрелигиозного.
Центром нарождения нового для России типа культуры стал Петербург. Петр понимал, что в этом процессе определяющее значение имеет материальная культура . Для достижения западноевропейского уровня в России требовалось «завести искусство економическое», – подчеркивал сподвижник Петра I Ф. Прокопович. Создание экономики по западному образцу, с мануфактурами и освоенными новыми сырьевыми районами, поставило перед русскими целый ряд задач. Включение в систему международной морской и сухопутной торговли, в свою очередь, требовало создания внутри страны новой сети транспортных коммуникаций – дорог каналов, портов, точных карт суши и водных просторов, экономических расчетов грузопотоков. Остро вставали вопросы строительства собственного морского торгового флота, создания промышленности военного и гражданского назначения, светской системы образования и науки, налаживания форм и способов получения знаний и опыта у Запада. В городе на казенный счет строили пристани и верфи (1704 год – Адмиралтейство, 1713 год – верфь для небольших судов, 1720 год – верфь на Охте), обустраивались гостиные дворы, торговые ряды – рынки, склады, появилась первая в России и одна из первых в европейских столицах биржа (петербургская биржа была старше бирж Берлина, Стокгольма, Вены). Развитие материальной культуры в Петербурге Петр I обеспечивал привлечением иностранных мастеров, созданием крупных мануфактур с предоставлением им государственных субсидий и самого современного оборудования. Высокий уровень производства позволял создавать в Петербурге высококачественные изделия, сочетавшие утилитарные, технические, конструктивные достоинства с достоинствами эстетическими, возводя вещи на уровень прикладного искусства. Мануфактурные предприятия Петербурга подразделялись на три категории: казенные обслуживали армию и флот, дворцовые работали в основном на нужды двора, частные были ориентированы на рынок. Культура Петербурга решительно и последовательно выразила радикальный поворот в отношениях государства и церкви. Петр стремился уничтожить те обрядовые отличия, которые воспринимались, как свидетельство особой власти патриарха и митрополита, а следовательно, и в целом того традиционного порядка, который ограничивал власть монарха. Так, он лишил митрополитов права носить белый клобук . Согласно легенде, Константин Великий, после того как его исцеляет папа Сильвестр, дает папе белый клобук как знак высшего достоинства, а себе отводит место папского конюшего, признав тем самым верховенство духовной власти над светской. Специальным средством дискредитации традиционных представлений и порядка были ритуалы пародийно-кощунственного характера. В этом ряду можно назвать Всешутейший и всепьянейший собор, в который Петр играл с 1692 года и до своей смерти, шутовские свадьбы, маскарады, похороны карликов и т.п. Петр непосредственно занимался разработкой такого рода церемоний, и сам принимал в них участие. Для их участников игры и увеселения носили в ряде случаев обязательный характер. От пира или маскарада нельзя было отказаться. Участие в них были необходимыми знаками лояльности, готовности перевоспитать себя по установленному Петром образцу. Участие в Всешутейном и всепьянейшем соборе было пожизненной (а иногда и наследственной обязанностью. Разнообразные пародийные ритуалы, которые создал Петр, и в которых участвовали представители социальной элиты, имели публичный характер, осуществлялись демонстративно на глазах всего народа. Это не просто развлечения отдыхающего монарха, а целенаправленная работа преобразователя общественного сознания. Так, Всешутейший и всепьянейший собор был использован в дискредитации патриаршего достоинства и церковных притязаний. «Заседания» – попойки собора проходили в соответствии с четким порядком, введенным Петром. Сам Петр был «протодьяконом», а главой собора многие годы оставался Никита Зотов – некогда учитель царевича. Он носил титул патриарха, или князь-папы, которому все на соборе шутовски покланялись. В 1700 году умер патриарх Андриан, царь назначил ему преемника в лице митрополита Стефана Яворского, объявленного блюстителем патриаршего престола. Патриарший разряд был упразднен , а его функции были переданы восстановленному в 1704 году Монастырскому приказу. Все имущество и финансы церкви находились в ведении этого приказа. Наконец, в 1721 году церковь получила свой высший орган – Святейший Синод. Архиепископ Ф. Прокопович по поручению Петра написал духовный устав для Синода. Это был законодательный акт, в котором определялись функции Синода, обязанности его членов по управлению церковью, подчеркивался государственный характер учреждения: «Духовный коллегиум под державным монархом есть и от монарха установлено». Таким образом, Петр I полностью подчиняет церковь своей власти. Она стала послушным орудием политики царя. Духовенство превращается в такое же сословие, имеющее свои обязанности и задачи, как дворянство и посадские. Петербургские преобразования, направленные на ограничения самостоятельности церкви и на обмирщение религии вели к подрыву ее влияния на культуру и общественную мысль, утверждению абсолютизма, который представлял собой высшую форму феодальной монархии и был прогрессивным этапом в развитии феодального строя. Одним из важнейших завоеваний культуры Петербурга петровского времени было новое видение человека, новое решение проблемы личности. Человек перестает быть лишь существом греховным. Он ценен сам по себе и как активно действующая личность. Не богатство и знатность рода, или национальность, а общественная польза, ум и храбрость могут возвести его на одно из самых высоких мест в социальной иерархии. Примером тому может служить карьера А.Д. Меншикова и многих других сподвижников Петра. В 1722 году просветительский постулат внесословной ценности человека был законодательно зафиксирован в Табели о рангах всех чинов: воинских, статских и придворных, открывшей возможность не дворянам получить за заслуги перед государством дворянское звание. Идеалом Петровской эпохи стал человек – гражданин, человек – патриот. Утверждение абсолютизма требовало установления системы прямой зависимости развития культуры от правительства, «огосударствления культуры». Это относится, прежде всего, к системе образования. Требовалось светское практическое образование. До Петра светское образование получали почти исключительно путем домашних занятий, да и оно ограничивалось элементарной грамотой и счетом. Литература петровского периода носит переходный характер, основная тенденция ее развития – обмирщение. Поощряя ее светские формы, Петр I осуществил ряд реформ, непосредственно повлиявших на становление новой литературы. В 1710 году вводится русский гражданский алфавит, который отделил светскую книгу от церковной. Если раньше книги издавались в основном по «благославлению церкви», то теперь – по повелению государя. Литература в Петровскую эпоху помимо чисто практических функций стала выполнять и функции развлекательные. Изменился и сам тип писателя: если раньше это был преимущественно монах, пишущий по обету, то теперь –грамотей, пишущий по заказу. Таким образом, литература петровского времени была тесно связана с деятельность царя, с его трудами и новшествами. Словесность отразила процесс изменения мировосприятия общества от аскетичных древнерусских установок к светским взглядам. Одновременно в литературе складываются предпосылки классицизма. Не имея социальных корней на русской почве, какими оно обладало на Западе, барокко в русской культуре смогло стать только одним из явлений переходного периода от средневековой культуры к системе и структуре жанров светского искусства. И все-таки о барокко в культуре Петербурга можно говорить и с точки зрения стиля в некоторых его искусствах. Значение петровского времени для истории музыки города не столько в оставленных им ценностях, сколько в создании необходимых условий для дальнейшего роста и развития. |