Развитие творческих способностей с помощью уроков предметной области Искусство. Развитие творческих способностей обучающихся. Решение творческих заданий, которые требуют от учащихся нестандартного мышления, поиска решений на основе уже имеющегося опыта, выявления в ходе решения проблемы пробелов в собственных знаниях и их ликвидация,
Скачать 236.03 Kb.
|
Великие тайны скрывает детское творчество – в каждом ребенке неповторимая творческая лаборатория с необузданной фантазией, полет которой беспределен и неудержим. Достаточно посмотреть на детские рисунки, чтобы убедиться в многообразии зафиксированных ими открытий. Исследования психологов убеждают, что наиболее благоприятными возможностями для проявления творческой природы человека и развития его общих творческих способностей обладает художественное творчество. В художественной деятельности успешно развиваются: наблюдательность, внутреннее видение, образные и эмоциональные потенциалы внутреннего мира, конкретность мышления и воображение, расположенное к синтезам. Решение творческих заданий, которые требуют от учащихся нестандартного мышления, поиска решений на основе уже имеющегося опыта, выявления в ходе решения проблемы пробелов в собственных знаниях и их ликвидация, развитие аналитических компонентов: подвижность, умение дифференцировать положительные и отрицательные свойства объекта, ассоциативность, способность к образованию аналогий, к переносу свойств одной конструкции на другую, сообразительность, смекалка, развитие созидательных компонентов: нестандартность (нестереотипность, нетрадиционный подход, умение видеть явления с новой стороны, преодоление шаблонов, проявление индивидуальности), способность к мысленным преобразованиям (в том числе комбинаторного характера) может проходить на различных этапах обучения изобразительному искусству в школе. Изобразительное искусство, благодаря своим тесным и обширным межпредметным связям станет хорошей подготовкой учащихся к реальной жизни, поможет определиться и окончательно утвердиться в своем выборе профиля обучения и будущей профессии, а следовательно, поможет воспитать успешную, активную личность. Развитие творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности средствами современных образовательных технологий В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Сказка, фантазия, игра, неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка» [с. 35 - 36]. А мы считаем, что эта дорога не только к сердцу ребенка, но и дорога, позволяющая нашим детям умственно развиваться, эмоционально - эстетически расти, становиться духовного богаче, приобщаться к труду, к чтению. «Творить легко!» - так называется творческий проект, реализуемый в нашем лицее педагогами кафедры искусства и технологии. Актуальность проекта обусловлена тем, что проблема развития творческих способностей, творческого мышления, способность к творческому самовыражению школьников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков. Данный проект дает возможность учащимся проявить себя в различных видах творческой деятельности, показать свои способности и повысить творческий потенциал, развивать навыки созидания, самореализации. Мы поставили перед собой задачу: заложить основы творческого потенциала ребёнка и его художественного развития. Как известно, творчество – это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творческий процесс – это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество. Психологи давно пришли к мнению, что все дети обладают самыми разнообразными творческими способностями. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребёнок может проявить себя. Бесталанных детей нет. Задача школы состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности. Самым благоприятным и привлекательным для этого процесса является внеурочная деятельность, когда ни педагоги, ни ученики не связаны рамками урока, а совместная творческая деятельность педагогов и учащихся увлекает как одних, так и других. Дороги, ведущие к искусству, полны терний, но на них удается срывать прекрасные цветы. Ж. Санд Человек по натуре своей – художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту. А. М. Горький Изобразительное искусство – важнейшее средство эстетического воспитания. Основной педагогической идеей моего опыта является то, что занятия по изобразительной деятельности предоставляет широкие возможности для изучения особенностей детей и осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку, что содействует развитию у них не только художественно-творческих способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли. Каждый ребёнок талантлив от природы. Принцип работы педагога по изобразительному искусству – воспитание личности через творчество. Задача преподавателя – создать благоприятные условия для раскрытия и развития творческих способностей у детей. Научить мыслить творчески, видеть в обычных вещах необычное. Ребёнок должен понимать, что он живёт для созидания, а не для разрушения. Надо помочь ребёнку раскрыть свой внутренний потенциал для творчества. Ребёнок должен научиться мыслить креативно. Любой урок должен вызвать удивление и интерес. Надо научить детей видеть в простых вещах интересные идеи, уметь фантазировать. Например, случайно увиденное пятно на стене, похожее на слона или на птичку. Или лужа на асфальте, похожая на какое-то существо. Мы живём в красивом мире, на такой красивой планете Земля. В творческом развитии человека проявляется общее и особенное. Особенное в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженными особенностями, индивидуальностью. Индивидуальный подход заключается в управлении развитием человека. Это не значит, что мы приспосабливаемся к отдельному ученику, наоборот мы приспосабливаем формы педагогического воздействия к индивидуальным особенностям, с тем, чтобы обеспечить необходимый уровень развития личности. Творческий человек, как правило, более успешен во всем - от простого общения до профессиональной деятельности. Творческие способности помогают ученику находить оригинальные решения сложных проблем. Именно поэтому необходимо стимулировать мотивацию учащихся к творчеству, создавать условия для развития их творческих способностей. Одной из главных задач уроков изобразительного искусства является развитие художественно-творческих способностей детей и подростков путем целенаправленного и организованного обучения. Творчество - высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной и т.д. Для педагогов развитие творческой индивидуальности является одной из важнейших задач обучения и воспитания. Реализация творческих способностей ребенка делает более богатой и содержательной его жизнь, обогащает его сверстников, коллектив. Становление творческой индивидуальности в школьном возрасте является важным условием дальнейшего полноценного развития личности. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию, самовоспитанию. Работая с детьми на уроках, я заметила, что они очень быстро осваивают программу, желая творить самостоятельно. В процессе моей работы возникла целая система развития воображения детей, изготовления новых поделок, создание композиционных решений. Для этого на кружке «Акварель», необходимо было включать в процесс работы новые методы и технологии обучения обучающихся творчеству. Это расширило творческие возможности детей, и позволило им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от предлагаемых стандартов и утвердиться в позитивной позиции «творца». Одной из многочисленных задач образования: является сохранение, возрождение и развитие детского изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества, пропаганда ценности традиций и культур народов России. Во время внеурочной деятельности дети осваивают различные виды прикладного творчества. Искусство народных промыслов, которому обучаю своих воспитанников, возвращает нас к русским утраченным традициям. Занятия провожу таким образом, что сам процесс обучения становится процессом активного увязывания теоретических знаний и практических умений с жизнью. В условиях активизации познавательной деятельности посредством развития творческих способностей на занятиях учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Обучающиеся заинтересованы, приобщены к творческому поиску, активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, а творческим. Эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка. В своей работе использую разные приемы, методы и технологии, что можно проследить на примере урока в 5 классе по теме: «Народные праздничные обряды», в обучение которой была включены: игровая деятельность, иллюстрации о русских народных обрядах, русские народные песни, пословицы и представлен кроссворд, формирующие умения выделять характерные признаки того или иного традиционного костюма, в результате чего ученики стали легко распознавать образы народных костюмов и праздников. Умелое применение игровой технологии помогает построить занятие таким образом, что игра, являясь развлечением, переросла в обучение, творчество, коллективную практическую деятельность. Технология проблемно-развивающего обучения прослеживается на уроках, целью которого является постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, поиск и отбор доказательств, в результате дети с легкостью усваивали азы линейной и воздушной перспективы. Проблемная ситуация прослеживается обучающимися в ее игровом воплощении: ребята изготавливают полевые цветы разными приемами, не используя существующие шаблоны, а предлагая свои варианты схем, используя знания и умения, полученные ранее. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализа соотношения игровой ситуации. В занятие были включены также игры и упражнения, формирующие умения выделять основные характерные признаки цветов, сравнивать, сопоставлять их. Наблюдалось чередование деятельности: практическая, интеллектуальная, релаксационная. Методы творческого поиска и проектно-конструкторский повысили интерес детей к поисковой деятельности при выполнении работ, помогли создать цветы по собственным шаблонам. Технология коллективно творческого воспитания прослеживается на уроках, целью которых является научить работать обучающихся коллективно. В результате увеличивается уровень активности детей на уроках и создается коллективная работа. Обучающиеся, достигая цели – учатся применять полученные знания и умения в коллективной работе. При развитии творческих способностей и активизации познавательной деятельности учеников на уроках изобразительного искусства одной из наиболее действенных технологий я считаю важным применение игровых технологий, проектных технологий, ИКТ. Эти методы обучения интересны детям, так как дают им возможность раскрыть свой потенциал, проявить себя в различных видах деятельности, способствуют реализации творческих способностей, учат общаться в коллективе. Проведение уроков в нетрадиционной форме с применением современных педагогических технологий является мощным инструментом повышения познавательной активности обучающихся, приучающий их к самостоятельной познавательной деятельности. Виды образовательной деятельности, которые я применяю при работе на уроке и кружке по изобразительному искусству: работа с постановочной натурой; терминологические диктанты; кроссворды; демонстрация новых работ; демонстрация презентаций, созданных педагогом и воспитанниками; проверочные и контрольные тесты; викторины; индивидуальные задания; развивающие упражнения. Представленный опыт дает детям возможность шире взглянуть на мир, увидеть красоту изготавливаемых работ, почувствовать разнообразие творческих ощущений, расширить их кругозор, привлечь родителей к углубленному развитию их детей изобразительным и декоративно-прикладным искусством. Физминутки повышают мотивацию к творческой деятельности, изобразительному искусству и прикладному творчеству, дети раскрепощаются, проявляют огромное желание заниматься творчеством. На уроках изобразительного искусства необходимо использовать видеоматериал, включать музыкальные записи. Методика показа видеофильмов разнообразна. Это могут быть фрагменты, более продолжительные просмотры, показ в сопровождении медиативной музыки и др. Эмоциональное воздействие видеообразов на развитие художественного творчества обучающихся трудно переоценить. Таким образом, уроки изобразительного искусства и внеурочная деятельность позволяют обучающимся сформулировать собственный взгляд на проблему, проявить индивидуальные особенности в рисовании и изготовлении работ. Новые методы и технологии обучения детей творчеству расширили творческие возможности детей. Важным итогом уроков и внеурочных занятий по изобразительному искусству является сохранение, возрождение и развитие детского прикладного творчества, пропаганда ценности традиций и культур народов России. Белова Светлана Павловна Педагогические технологии на уроках ИЗО Новые информационные технологии становятся неотъемлемой частью образовательного процесса. Цель современного образования – воспитание и обучение всесторонне развитой личности, способной к творчеству. Педагогическая технология - это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определённой последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Каждый педагог - творец технологии. Создание технологии невозможно без творчества. Современные образовательные технологии, которые применяю я на своей практике: В образовательной организации обучаются учащиеся с разным уровнем умственного развития, поэтому необходимо изучить и применять разные педагогические технологии (см. таблицу 1).Данные технологии являются обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.
Результатом использования различных технологий на уроках является: повышение мотивации к учению у учащихся, повышение уровня качества знаний, а также положительные личностные изменения у детей. Учащиеся на уроках и во внеурочных мероприятиях становятся более активными, открытыми, свободными в общении. Возрастает количество учащихся, принимающих участие в конкурсах разного уровня. Список используемой литературы. 1. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приёма до философии. М.; Сентябрь, 1996г. 2. Драхлер А.Б. К вопросу о презентациях. – www.it-n.ru 3.Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно - методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие /М.:ТЦ Сфера, 2005. Соколова Е.Н. Гуманитарные технологии в обучении школьников изобразительному искусству. Художественно педагогический процесс как искусство, наука, мастерство: учеб. Пособие СПб.: Изд-во ФГПУ им. А.И. Герцена, 2009. С. 21. Ястребов Л.И. Создание мультимедийных презентаций в программе MS PowerPoint 2002. – Ж-л «Вопросы Интернет-образования», № «Развитие креативности обучающихся через творческую деятельность на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности» Фалина Луиза Геннадьевна, учитель изобразительного искусства МБОУ «Красноклчинская СОШ» Нижнекамский муниципальный район Республики Татарстан «Креативность – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее" П. Торренс XXI век – это век стремительного развития информационных технологий. Сегодня даже маленький ребенок знает, что такое интернет. Сетевая паутина оплела человечество. Мы используем информационные компьютерные ресурсы в работе, социальные сети - в общении с родными и близкими. Для школьников интернет стал неотъемлемой частью жизни. В процессе информатизации общества важные составляющие развития личности остаются на втором плане. А как же «прекрасное вечное, доброе»? Поэтому роль педагога, формирующего сознание ребенка, его индивидуальность с помощью искусства сегодня как никогда велика. Именно на уроках изобразительного искусства ребенок рисует свою картину мира, настоящую и будущую. Учитель способствует раскрытию с помощью художественно-образовательных технологий его интеллектуального и духовно-нравственного развития. Одной из основных задач учебного предмета изобразительное искусство является художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие творческого потенциала. Неталантливых детей не бывает. Необходимо только с самого детства дать им возможность поверить в свои силы, почувствовать себя успешными. То, что заложено в детстве, определяет всю последующую жизнь человека. А.Маслоу считает, что развитие креативности может быть чрезвычайно полезно не столько для подготовки людей к творческим профессиям или производству произведений искусства, сколько для создания хорошего человека. В психологическом словаре понятие творческие способности трактуется следующим образом: «творческие способности – это индивидуальные особенности качеств человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода». Главным средством для выполнения творческой деятельности является особое творческое мышление - креативность. В основе понятия лежит глагол английской речи create, в переводе обозначающий «создавать». А креативный (creative) – создающий, творческий. Креативность - это совокупность способностей системы, позволяющих генерировать принципиально новые, оригинальные, нешаблонные идеи и использовать ранее не применяемые средства для решения проблем и достижения целей. Она характеризуется повышенной интеллектуальной активностью для использования возможностей сознания, предсознания и подсознания с целью нахождения более эффективного, оригинального способа решения проблемы. В нашей жизни креативность проявляется как смекалка - способность смело и остроумно находить выход из безвыходной, иногда критической ситуации, используя крайне ограниченные средства и ресурсы. У каждого человека уже с рождения есть и талант, и креативность, которые не является уделом отдельных людей, ученых, изобретателей, имиджмейкеров, рекламных специалистов. Их креативность – результат упорного труда над самим собой. Дети неординарны, у них интересное видение мира. Но в процессе взросления на неординарность и непосредственность влияет общественное мнение, другие факторы окружающей среды и появляется шаблонное мышление. Творчество отодвигается на второй план и человек начинает только воспроизводить и копировать уже имеющиеся шаблоны. Такая деятельность никакой ценности для общества не представляет, люди не получают ресурсов для достижения личных целей. Личность остается незамеченной и не признанной. Глубокий смысл имеет мудрое высказывание Джона Мэйсона «Ты родился оригиналом, так не умри же копией». Мы знаем не так много выдающихся людей с необыкновенными и яркими характерами, хотя каждый человек уникален. Чтобы избежать безликости необходимо непрерывное развитие креативности и выполнение всего возможного для реализации своего предназначения. Нужно учить ребят в любой ситуации придумывать нестандартную, оригинальную идею и стремиться воплотить ее в жизнь. Развитие креативности на любом уроке может происходить только в процессе деятельности, и такой деятельностью является процесс творчества. Особенностью детского творчества на уроках ИЗО является не создание общественно – значимого продукта, а сам процесс творчества и его результат, что имеет большое значение для личностного развития детей и являются фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем. Творческие способности – это не только способности ребенка реализовать себя в художественном творчестве, но и создание своего «Я», своей индивидуальности, единственной и неповторимой. Уроки ИЗО позволяют развивать такие креативные способности, как: Беглость – это способность генерировать большое количество идей в единицу времени а уроке. Позволяет быстро находить множество способов решения проблемы и определить наиболее подходящее. Ребенок должен научиться быстро определиться с замыслом рисунка, решить композицию, сделать набросок, сделать рисунок, подобрать и сочетать цвета всего за 45минут урока за вычетом других видов учебной деятельности. Оригинальность - это способность генерировать новые, нестандартные, неординарные идеи, отличающиеся от уже известных или очевидных. Чем лучше развита эта способность, тем быстрее преодолевается психологическая инертность, ограничивающая мышление стандартными шаблонами и убеждающая в нереальности и бесполезности оригинальных идей. Оригинальность рисунка – создание рисунка самостоятельно, с применением собственного воображения, без копирования и заимствования. Гибкость - это способность использовать различные способы для генерации оригинальных идей и быстро переключаться между способами и идеями. Это способность ученика корректировать свои действия на основе оперативной оценки результативности выполнения рисунка. Открытость - это способность при решении проблемы длительное время воспринимать новую информацию извне, а не использовать имеющийся опыт и не придерживаться стандартных стереотипов. Наблюдается стремление ребенка к открытию новых знаний, высокая мотивация к изобразительной деятельности. Здесь немаловажна роль учителя в подборе уникального материала к уроку. Восприимчивость - это способность в обычной ситуации находить противоречия, необычные детали, неопределенность. Уроки ИЗО позволяют детям находить необычное в обычном, простое в сложном и обсуждать это с учителем и одноклассниками. Образность – это способность генерировать идеи в виде единых, цельных мысленных образов. Чувственное познание мира, кажущееся невозможным взрослому человеку, у детей не вызывает затруднений. Они могут нарисовать шуршание под ногами осенней листвы, звон хрустального колокольчика, касание бабочки к своей руке; изобразить горький запах полыни или свежий аромат весеннего ветра, в то время, когда у взрослого человека, деятельность которого напрямую не связана с творчеством, эта способность просто отсутствует. Умение восхищаться красотой окружающего мира вовсе не одно и тоже с умением изобразить это выразительным средствами на бумаге. Абстрактность - это способность генерировать общие, сложные идеи на основе частных, простых элементов. Позволяет обобщать и строить единое представление проблемы на основе простых, несвязанных знаний и идей. Имея развитое воображение, ребенок может представить себе и нарисовать нечто отвлеченное от конкретных образов, что-то неопределённое, непознанное и загадочное, которое может представить только он сам. Детальность - это способность детализировать рисунок до понимания каждого его элемента. Позволяет разбивать рисунок на части, анализировать их до тех пор, пока не станет ясны его мельчайшие элементы. Чем сильнее детализирован рисунок, тем больше конкретной информации предоставляется зрителю. Чем меньше детализация рисунка, тем большая свобода для фантазии предоставлена зрителю. Вербальность - это процесс разбиения единой, образной идеи на отдельные компоненты и выделение существенных частей. Позволяет прояснить структуру проблемы и связи между ее элементами и обмениваться этой информацией с другими для совместного решения проблемы. Стрессоустойчивость – это способность действовать и генерировать идеи в новой, необычной, неизвестной ранее окружающей среде. Мыслить креативно способен каждый. Этой способностью нас наградила природа. Способность каждому из нас дала природа. Если бы человечество не обладало креативным мышлением, то наша цивилизация никогда бы не достигла такого высокого уровня развития технологий, науки, медицины и прочего. Но почему же тогда один человек может креативно мыслить, а другой - нет? Одни способны изобретать, писать картины, сочинять стихи и песни, находить выход из сложных ситуаций, а другие – нет. Учитель в процессе развития креативности на уроках изобразительного искусства может сталкиваться с множеством проблем и препятствий, которые необходимо преодолевать. К ним относятся: Лень и слабая воля. Они также мешают начать творческий процесс и преодолеть психологическую инертность. Для их преодоления необходимо тренировать самодисциплину. Страх провала, неудачи, которые возникают из-за недостатка опыта и наличием неопределенности при оказании воздействий. Помощь более опытного человека, который сможет дать корректную оценку рисков предполагаемого воздействия в э случае буде решением проблемы. Слабая самоорганизация. Наличие слишком большого количества дел и идей создают препятствие в расстановке приоритетов. Чтобы справиться с проблемой, необходимо организовать личные цели и дела в единую надежную систему. Это освобождает память и сознание от постоянного, повторяющегося обдумывания этих дел, которое затрудняет процесс генерации новых идей. Отсутствие приоритетов. В процессе творческого мышления генерируется большое количество идей, которые нужно реализовать. Самые важные следует в первую очередь, а менее важные можно оставить на потом. Но многие стараются в первую очередь реализовать более простые идеи, но менее полезные идеи. Следует «ставить в очередь» идеи, цели и дела. Загруженность сознания. Необходимо чередовать умственную деятельность и отдых. Часто сознание начинают использовать для решения других проблем. Повышенная загруженность сознания снижает скорость генерации идей. Чтобы преодолеть это препятствие нужно осознанно делать перерывы, чтобы ускорить творческий процесс. Конформизм, при котором чужое мнение и опыт безропотно принимается, критике и анализу нет места, соглашательство со всем, без проведения оценки правильно ли это или нет. Здесь необходимо развивать критичное мышление, проявлять любознательность ко всему новому, спрашивать "Зачем? Почему? Для чего это нужно?". Нетерпеливость в решении проблемы. Но для этого нужны идеи, определенный объем знаний и высокий уровень развития интеллекта. И если ученик не находит путь решения проблемы, он быстро теряет интерес, переключается на более легкую проблему. В этом случае важна тренировка самодисциплины, целеустремленности. Ригидность. Твердость, неуклонность в применяемых средствах для принятия решений и достижения целей. Ученик отвергает новые идеи ради традиционных, старых. Подспорьем учителю будет развитие гибкости мышления, использование новых средств для достижения поставленных задач. Изучив определения и имея представления о механизмах критического мышления, можно создать эффективную развивающую программу курса внеурочной деятельности, целью которой является расширение творческих способностей учеников, умение презентовать себя через защиту творческих работ, демонстрация превосходства через организацию выставки собственного творчества, развитие интеллектуально-творческого потенциала в конкурсах и научно-исследовательских конференциях. Поиск оригинального решения, преодоление психологических барьеров крайне трудны для ребят. Они понимают, что не всегда могут найти в себе «креативную жилу». Учителю необходимо всегда поддерживать желание достигать новых вершин и реализовывать поставленные цели. Общаясь в объединении заинтересованных творческих людей с высоким уровнем развития креативности в непринужденной обстановке, каждый ребенок становится коммуникабельным, обогащает свою речь терминами понятиями, выдвигает больше новых идей. Как же определить уровень креативности школьников? Оценивать креативный потенциал очень сложно. Он не может быть измерен в количественных показателях (в отличие от уровня интеллекта). Из многообразия методик его изучения, можно выделить методику Торренса, доступную и понятную. Результаты диагностики обладают высокой степенью надёжности, так как методика была разработана по итогам длительных исследований, проведённых на большом количестве испытуемых. Торренс утверждал, что для успеха во взрослой жизни одного только творческого потенциала недостаточно. Для полной реализации возможностей человеку также требуется наличие определённых умений и мотивации. Только при условии сочетания этих трёх составляющих можно рассчитывать на большие творческие достижения в дальнейшей жизни. Развитие креативности обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности предполагает не пассивное усвоение навязанных форм и методов отношения к окружающему, а собственное активное и гибкое восприятие, основанное на индивидуальных качествах человека. Их познание и реализация становятся основой формирования личности, ее творческого отношения к себе, к окружающим, к природе и социуму. Учитель, умеющий обернуть недостатки в достоинства, знающий особенности развития личности своих учеников, умеющий решать вышеуказанные проблемы, преодолевать трудности - станет для них примером, сумеет организовать творческую деятельность, направит их к успеху, повысит эффективность и успешность творческой деятельности в классе. Создание на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности креативной среды позволяет формировать ключевые компетенции у обучающихся, создать в классе (группе) атмосферу сотрудничества. Дети приобретают надпредметные связи и опыт самообразования, культуру исследовательского труда и развивают собственные творческие умения. А результаты изучения креативного мышления ребят позволят создавать творческие задания и эффективно подбирать образовательные технологии для проведения уроков и занятий. ЛИТЕРАТУРА Аверина И.С., Щебланова Е.И. Психодиагностика одаренности школьников// Психологическая газета.- 1997. - №1 (16). Алессандрини К., Дуарте Х., Дупас М., Бианко М. Рисуночный тест Сильвер: результаты стандартизации в Бразилии // Исцеляющее искусство. – 2001. – Т.4, № 1. – С. 22-43. Баграмянц М.Л. Психология одаренности: теория, эксперимент, практика. - М., 2003. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. — М., 2002. Богоявленская Д.Б., Сусоколова И.А. Зарубежные исследования психологии творчества: Постгилфордовский период (часть 1) // Психологическая наука и образование. –2007. –№3. –C. 97 – 107. Богоявленская Д.Б., Сусоколова И.А. К вопросу о дивергентном мышлении // Психологическая наука и образование. –2006. - №1. - С. 85-96. Быстров А.Н. Нормативная модель личности и деятельности подростка. Архангельск, 2005. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб., 1997. ТЕСТ Э.П. ТОРРЕНСА: ОЦЕНИВАЕМ ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ http://shkolabuduschego.ru/shkola/test-e-p-torrensa-otsenivaem-tvorcheskoe-myishlenie-shkolnikov.htmlhttp://shkolabuduschego.ru/shkola/test-e-p-torrensa-otsenivaem-tvorcheskoe-myishlenie-shkolnikov.html Сравнительный анализ креативности подростков для последующего учета особенностей их творческого мышления при построении учебных программ. https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2016/03/21/sravnitelnyy-analiz-kreativnosti-podrostkov-dlya Леонтьева Т.В. //Развитие креативности подростков во внеурочной деятельности. https://cyberleninka.ru/article/v/razvitie-kreativnosti-podrostkov-vo-vneurochnoy-deyatelnosti |