Главная страница

АБОРТЫ. Решение вопроса в интересах только матери или только плода подразумевает отказ от серьезного этического значения личности матери и потенциала развития личности у плода.


Скачать 17.61 Kb.
НазваниеРешение вопроса в интересах только матери или только плода подразумевает отказ от серьезного этического значения личности матери и потенциала развития личности у плода.
Дата25.05.2021
Размер17.61 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаАБОРТЫ.docx
ТипРешение
#209943

АБОРТЫ

Аборт — «постфактумное» средство регулирования рождаемости; он направлен непосредственно на беременность, а не на сексуальность женщины, не на репродуктивный цикл и пр. И как бы ни был опасен аборт для жизни и здоровья женщины, он в то же время является таким средством, которое обеспечивает 100%-ную гарантию предотвращения нежелательных родов. Таким образом, аборт был и остается во многом идеальным средством для реализации репродуктивной свободы женщины.

Среди этических вопросов, касающихся жизни до рождения, ни один не является таким обсуждаемым, как аборт. Позиции «в пользу жизни» и «в пользу свободы выбора» делят все возможные варианты мнений на два противоположных лагеря. Сложность моральных рассуждений сводится к простому решению: либо абсолютная приверженность интересам нерожденного ребенка, либо абсолютная приверженность интересам матери в ее праве на самоопределение.

Для выработки приемлемой этической позиции в отношении аборта должны учитываться: во-первых, желания беременной женщины, во-вторых, этическая значимость плода, в-третьих, значение стадии фетального развития и, в-четвертых, спорное отношение к абортам в обществе.

Решение вопроса в интересах только матери или только плода подразумевает отказ от серьезного этического значения личности матери и потенциала развития личности у плода. Необходимо учитывать интересы обоих по двум причинам: во-первых, мать — это личность, целостность тела которой должна уважаться и цениться, и, во-вторых, продолжение существования (нежизнеспособного) плода зависит от тела матери, нельзя недооценивать или игнорировать ее желания по использованию своего тела.

В западной биоэтике распространен подход, согласно которому в случаях, когда благополучие плода и матери несовместимы, должны быть сформулированы критерии для поддержания благополучия обоих. Одним из таких критериев признается расширение понятия фетального развития. Это означает, что уровень защиты плода должен изменяться вместе с уровнем его развития, по возрастающей градации. Отсюда следует, что семимесячный плод должен быть защищен надежнее, чем трехдневный эмбрион. По степени важности первый ближе к реализации полноценной личности, чем второй. Но справедливо ли это? Не может ли здесь идти речь о дискриминации будущего ЧЕЛОВЕКА?

С другой стороны, в ч. 1 ст. 4 Американской конвенции о правах человека определено, что каждый человек имеет право на уважение его жизни. Это право защищается законом и, как правило, с момента зачатия. То есть каждый эмбрион имеет одинаковые с остальными права на жизнь.

В настоящее время будущие российские врачи по окончании государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования также дают клятву (ст. 71 Закона № 323-ФЗ). Однако в содержании клятвы российского врача не входит обязательство в отношении неродившегося человека. Отсутствуют такие обязательства и в Кодексе врачебной этики (одобрен Всероссийским Пироговским съездом врачей 7 июня 1997 г.).

В целях сопоставления отечественных этических норм с международными, обратимся, в частности, к «Декларации Осло о медицинском аборте», принятой ВМА (Осло, 1970). Декларация определила, что основополагающий моральный принцип врача — уважение к человеческой жизни с момента зачатия. Этот этический принцип, к сожалению, не нашел отражения в этических актах медицинского права России. Предусмотренная ст. 71 Закона № 323-ФЗ клятва врача, равно как Кодекс врачебной этики, даже не декларируют уважение к человеческой жизни с момента зачатия человека.

Позиции всех сторон в оценке абортов, как правило, обосновываются аргументами через вопросы и определения. Так, противники абортов, хорошо организованные и политически активные (католическая церковь, православные христиане, ислам) выдвигают следующие аргументы:

·         Бог дает каждому существу жизнь, и никто не в праве отнимать ее.

·         Человек существует с момента зачатия.

·         Проведение аборта подразумевает под собой лишение жизни безвинного человека.

·         Никто не просит, чтобы ему давали жизнь. Однако уже зачатый имеет право на существование.

·         Решением проблемы аборта может стать усыновление нежеланного ребенка.

Сторонники аборта выдвигают следующие этические аргументы:

·         Каждая женщина имеет право выбора сохранять ей беременность или нет, и никто не может принудить ее сделать это.

·         Лучше сделать аборт, чем родить нежеланного ребенка.

·         Причина запрета аборта - мужская законодательная власть.

·         Закон не должен стоять на пути в случае возникновения угрозы здоровью и жизни женщины.

Главный аргумент противников аборта - это его последствия, такие как: гормональный сбой, развитие доброкачественных и злокачественных опухолей, соматических заболеваний, воспалительных процессов, которые являются причиной вторичного бесплодия и внематочной беременности, перфорация матки и крупных сосудов, кровотечения, обострение хронических заболеваний. Самым частым осложнением является постабортный синдром — это комплекс психических и нравственных проблем и осложнений, не проходящих с годами.

Наверное, можно сделать вывод, что в аспекте правового регулирования абортов на первый план выступают проблемы соотношения прав женщины и прав плода. Чтобы законодательно урегулировать осуществление абортов, необходимо соблюсти следующие принципы:

  • ? четкое определение правового статуса эмбриона и плода;

  • ? уважение права женщины самостоятельно распоряжаться своим телом;

  • ? создание условий по предупреждению проведения криминальных искусственных прерываний беременности;

  • ? внедрение в жизнь государственной политики, направленной на уменьшение количества абортов как средства регулирования рождаемости. А пока искусственное прерывание беременности остается сугубо

моральной проблемой, которую каждая женщина решает для себя сама.

Гутуева Ч.Г. Морально-этические проблемы искусственного прерывания беременности // БМИК. 2016. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/moralno-eticheskie-problemy-iskusstvennogo-preryvaniya-beremennosti (дата обращения: 24.05.2021).


написать администратору сайта