Главная страница
Навигация по странице:

  • 6.2. Res corporales (вещи материальные) и incorporates (нематериальные)

  • 6.3. Res publicae

  • 6.4. Res in commersio и res extra commercium

  • 6.5. Res divini iuris (вещи божественного права) и res humani iuris. Виды вещей божественного права.

  • 6.6. Res mancipi (вещи манципируемые) и nec mancipi (неманципируемые)

  • 6.7. Вещи делимые и неделимые.

  • 6.8. Вещи потребляемые

  • В качестве критерия

  • Super

  • 6.10. Вещи заменимые и незаменимые. Критерий заменимости вещей.

  • 6.11.

  • Различие между простыми и составными вещами

  • 6.12. Вещи главные и побочные. Аксессуары. Отличия побочной вещи от части вещи и аксессуара.

  • Различие между главными и побочными вещами

  • Римское право предмет курса. Цели и значение изучения римского права. Структура курса


    Скачать 0.88 Mb.
    НазваниеРимское право предмет курса. Цели и значение изучения римского права. Структура курса
    Дата16.06.2020
    Размер0.88 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаOtvety_po_Rimskomu_Pravu_1.doc
    ТипДокументы
    #130673
    страница10 из 19
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   19

    6.1. Res как объект права: понятие и принципы классификации

    Определенная принадлежащая внешнему миру сущность, на кото­рую обращается интерес, признаваемый юридической нормой, обра­зует «объект» права, каковым могут являться как лицо (например, сын, объект patria potestas; подопечный или женщина, объекты соответству­ющих tutelae), так и вещи, т. е. сущности, отличные или рассматривае­мые в качестве отличных от лиц, — как материальные и вследствие этого воспринимаемые чувствами (например, земельный участок, раб, рабочий скот), так и нематериальные и потому воспринимаемые толь­ко умом (например, орегае, т. е. трудовая деятельность человека или животного).

    Если говорить о сущностях внешнего мира, подпадающих под оп­ределение «вещи» (в римской терминологии «res»), то следует подчер­кнуть, что объект права образуют не все из них, а лишь те, которые имеют имущественную ценность, т. е. те, которых человек в состоянии достичь и использовать для хозяйственных целей. Поэтому звезды, воздух или вода в открытом море res в смысле объектов права не явля­ются.

    Таким образом, с данной точки зрения понятие «вещи» как объект права не совпадает с их понятием в естественно-природном смысле. Мало того, несовпадение это объясняется также и иными причинами: с естественно-природной точки зрения вещами являются, например, как земля, так и земельный участок, и дерево, и его части (листья, плоды, ствол, корни), и еще меньшие части этих самых частей (кора, черенки листьев, семена плодов). Однако не всегда вышеперечислен­ные вещи образуют самостоятельные объекты права, взятые сами по себе: зачастую бывает так, что определенное право, распространяясь на одну из этих «вещей», охватывает в ней и все образующие ее части, так что для хозяина участка «вещью» является прежде всего земля со всеми своими плодами, однако если он продает то, что на земле про изросло, самостоятельными «вещами», объектами права для покупателя становятся ветки назначенного на вырубку леса, или плоды, цветы, или семена.

    Итак, право видит «вещь» в той части природы, которая рассматривается социально-экономическим сознанием в качестве независимого объекта, подпадающего под самостоятельное имущественное отношение применительно к отдельному праву, которое в связи с этой вещью должно установиться.
    6.2. Res corporales (вещи материальные) и incorporates (нематериальные)

    Наиважнейшим для понимания воззрений римлян на сферу вещей, res, оказывается представление, которое они имели относительно имущества, «patrimonium» - совокупность элементов (bona, добро), дающих частному субъекту экономически выгоды.

    Согласно Гаю, patrimonium образуется из res corporales и res incorporates. Первые представляют собой материальные вещи (которых можно коснуться) — такие, как земельный участок, раб, золото, серебро и бесчисленные иные вещи, вторые представляют собой субъективные юридические ситуации такие, как право узуфрукта, сервитута, требование по обязательству т.д.

    Различие, сформулированное в такой форме, не производит впечатление полной четкости: строго говоря, следовало бы, с одной стороны, противопоставить все материальные вещи, а с другой — собрать вместе все права и при этом прежде всего включить в res incorporal имущественное право в наиболее общем значении, т. е. право собственности. Между тем, согласно представлениям Гая, такое право отождествляется со своим объектом (который является res corporalis) и потому самостоятельного значения не имеет. Поэтому в качестве incorporates рассматриваются исключительно имущественные права, отличные от права собственности (вещные права на чужую вещь, обязательства).

    Тем не менее предложенное Гаем различение нельзя упускать и виду, поскольку, лишь отталкиваясь от него, к примеру, удается понять тот факт, что res corporales могут быть приобретены в patrimonii также и посредством физических действий — таких, как traditio (передача) и occupatio (завладение), в то время как res incorporales (посколь­ку они представляют собой явления, которые заключаются в праве;quae iure consistunt, Gai. Inst. 2.14), как правило, могут входить в patrimonium лишь посредством специальных юридических действий или актов (mancipatio, in iure cessio, contractus, delictum, successio).
    6.3. Res publicae и res privatae. Виды публичных вещей.

    Возможность составить объект частных юридических отношений закрыта для так называемых res publicae, т. е. тех вещей которые принадлежат государству или populus Romanus {publicae происходит на самом деле из populicae). Вещи эта выходят из распоряжения частных лиц посредством обобществления, publicatio, или приобретаются государством непосредственно, как военная добыча.

    В римском праве не существовало современного разграничения между «публичным имуществом», принадлежащим государству, обычно предназначаемым им для свободного использования народом и «казенным имуществом», образующим в полном и точном смысле имущество государства, которым оно пользуется для достижения с их целей. Как предметы народного пользования, res in usu populi (дома, бани, рынки), так и предметы народной собственности, res in pecu populi (земельные участки, государственные рабы), были изъяты под действия правил частного права.

    К res publicae приравнивались res universitatis, т. е. общественные вещи, принадлежащие не государству, а отдельным политическим общинам (universitates), отличным от государства: civitates, municip coloniae.

    Согласно мнению юриста Марциана (впрочем, одиночному), личными от res publicae, хотя и приравненными к ним по юридическому положению следует считать так называемые res communes omniu т. е. такие вещи, которые по своему природному назначению оказыва­ются во всеобщем пользовании, лишенном какой-либо регламента­ции: воздух, речная вода, море, морские берега. И насколько нам из­вестно, другие юристы не выделяли эти вещи в особую категорию, а включали их в число res publicae.
    6.4. Res in commersio и res extra commercium

    Из того факта, что не все res corporales (вещи материальные) являются частью имущества или, во всяком случае, могут быть в него включены, вытекает разграничения. Во-первых, всем res in patrimonio («вещи в имуществе») противостоят res extra patrimonium («вещи вне имущества»), в зависимости от того, являются они фактически объектом имущественного права или нет. Во-вторых, вещам в обороте, res in commercio, противостоят res quorum commercium non est (обычно называемые extra commercium), в зависимости от того, могут ли они, хотя бы потенциально, быть включены в имущество или нет.

    Эти два разграничения не совпадают между собой: например, ничейная или брошенная вещь (res nulliusили res derelicta) не находится in patrimonio кого бы то ни было, но пребывает in commercio и может образовать в будущем объект частных отношений (завладение)

    Чтобы понять, какие вещи могут находиться extra patrimonium, следует принять во внимание параметры, по которым происходит иное разграничение вещей (настолько важное, что Гай называет его даже основным, «summa divisio»), а именно то, которое имеется между res divini iuris (предметами, относящимися к божественному праву) и res humani iuris (предметами, относящимися к человеческому праву), разграничение имеет значение для нас потому, что все вещи, относящиеся к первой категории, исключены из commercium и потому с необходимостью оказываются и extra patrimonium. Вторые же, напротив как правило пребывают in commercio и потому способны делаться час­тью patrimonium, за исключением res publicae (вещей общественных) и приравненных к ним.
    6.5. Res divini iuris (вещи божественного права) и res humani iuris. Виды вещей божественного права.

    Различают 3 категории:

    а)Res sacrae (священные предметы). Это вещи, предназначенные для почитания верховных богов: храмы, алтари, статуи богов, культо­вые принадлежности. Посредством публичной церемонии (посвяще­ние — consecratio, dedicatio) и с согласия римского народа они выхо­дят из частного распоряжения и рассматриваются принадлежащими компании, коей поручен культ, который она согласилась осуществ­лять, а в некоторых случаях (как со статуями) признаются как бы собственностью того бога, которому они посвящены. Посредством обратной публичной церемонии (профанация — exconsecratio, profanatio) эти вещи снова поступают в частное распоряжение.

    б)Res religiosae (предметы поклонения). Это гробницы, посвящен­ные богам подземного мира (лары, маны, пенаты) и потому находя­щиеся как бы в их собственности. Поскольку они удовлетворяют тре­бованиям частного культа (privata religio), для того чтобы они вышли из оборота, публичной церемонии и санкции народа, auctoritas populi, не требуется. Так что само частное лицо и осуществляет вывод такого пред­мета из оборота посредством фактического погребения покойника. Именно начиная с этого момента, но не раньше, гробница, прежде подлежавшая обороту, делается res religiosa. Если гробница не может быть объектом прав, это нисколько не затрагивает того факта, что в связи с ней могут существовать некото­рые юридические отношения, непосредственно связанные с ее функ­цией. Так, существует ius sepulchri (право гробницы), которое охваты­вает право хоронить покойника и справлять на этом месте заупокой­ные ритуалы, а также может возникнуть право прохода через чужой Участок для того, чтобы подойти к гробнице (iter ad sepulchrum). Ius sepulchri защищается посредством actio sepulchri violati (иск в связи с нарушением права гробницы).

    Гробницы подразделяются на наследственные, hereditaria, для ко­торых ius sepulchri переходит от наследника к наследнику без всякого Учета семейных связей, и семейные, familiaria, в отношении которых ius sepulchri, напротив, переходит от предка к потомку, исключая от­сюда постороннего наследника.

    в) Res sanctae (посвященные предметы). В перечислении этих вещей, даваемом Гаем, в качестве res sanctae фигурируют городские стены и ворота. Категория эта остается несколько непроясненной. Гай говорит, что такие предметы «некоторым образом относятся к божественному праву» (quodammodo divini iuris). И действительно, такие res находятся в собственности государства и частные лица не могут делать их объектом своих притязаний (таких, как прислонить к ним или опереть на них строительную конструкцию или укрыться в них разрешения). Суеверное уважение, окружавшее их в связи с религиозным посвящением, настолько велико, что смертной казнью кара тот (sacer), кто причиняет им ущерб или проявляет к ним презрен.
    6.6. Res mancipi (вещи манципируемые) и nec mancipi (неманципируемые)

    Под иным углом зрения римляне разделяли вещи, образующие имущественный объект, на res mancipi и res nес mancipi, в зависимости от того, требовался или нет для их приобретения специальный акт манципации, mancipatio.

    Из числа res corporales, как определяет Гай, res mancipi являлись земельные участки и недвижимость в городах, расположенных в Ита­лии, рабы, тягловый и вьючный скот (быки, мулы, лошади, ослы); среди res incorporales — сельские сервитута, разумеется, наибо­лее древние (право прохода и проведения воды), но, возможно, также и все прочие.

    Надо полагать, составление списка res mancipi corporales было за­вершено в куда более древние времена: как отмечает сам Гай, хотя во времена императоров слоны и верблюды также использовались в каче­стве тяглового и вьючного скота (римляне узнали их не ранее III в. до н. э.), они не входили в число животных mancipi, поскольку еще не были известны, когда осуществлялась классификация.

    Нетрудно поэтому понять, что с развитием товарного хозяйства это различие в значительной степени утратило смысл. Так что нам холится наблюдать, с одной стороны, попытки юриспруденции ограничить его применимость посредством интерпретации (таким 6ыло положение школы прокулианцев, в соответствии с которым тягловой и вьючный скот следовало рассматривать в качестве mancipi не с момента рождения, как продолжали утверждать сабинианцы, а с момента приручения либо — если животное не поддавалось укрощению того возраста, когда такое приучение обычно происходит). С другой стороны, посредством наделения приобретателя процессуальной защитой (преторская собственность) преторский эдикт в определенных обстоятельствах признает вещно-правовой эффект за простой передачей (traditio) res mancipi.

    В праве последнего императорского времени различие между mancipi и res nес mancipi было в большей степени обломком предыдущих исторических эпох, чем живым и действенным институтом. Наконец, оно полностью исчезает из юстиниановского права, которое упразднило его в явной форме.
    6.7. Вещи делимые и неделимые.

    В данном случае право отталкивается не от естественно-природных по­казателей. Несомненно, что все вещи способны физически делиться на все более мелкие части вплоть до атома (в соответствии с убежде­ниями древних, ныне преодоленными). Однако очевидно и то, что с социально-экономической точки зрения не все вещи делимы, поскольку для многих из них разделение равнозначно уничтожению (раб, карти­на и т. д.). Так что с юридической точки зрения делимы все те вещи, части которых, возникающие в результате их деления, продолжают исполнять ту же самую социально-экономичес­кую функцию, что и целое (например, продукты питания, земельные участки).

    Данное подразделение оказывается важным в различных областях права, но прежде всего в отношении общей собственности (communio pro indiviso) и обязательств с множеством субъектов.
    6.8. Вещи потребляемые и непотребляемые.

    Это подразделение исходит не из естественно-природных свойств (поскольку, как это очевидно, все вещи в природе более или менее ускоренно потребляются), а из социально-экономических кри­териев. В самом деле, существуют вещи, которые «primo usu consumuntur» (потребляются с началом их использования) или же, как еще говори­ли римляне, «in abusu (разрушении) consistunt», т. е. использование которых состоит именно в том, чтобы их уничтожать. Таковы, напри­мер, все съестные припасы, вино, масло и т. д., и в качестве таковых же рассматриваются и деньги, но не в том смысле, что имеет место уничтожение отдельных металлических платежных знаков, а в плане экономическом, исходя из которого использовать деньги значит их истратить, т. е. с точки зрения субъекта, пользующегося деньгами, унич­тожить их стоимость. Однако имеются и иные вещи, которые, хотя и постепенно, более или менее замедленно, ухудшают свои свойства но не разрушаются с началом использования, а потому называются «непотребляемыми» (например, машины).

    Описанное подразделение имеет значение в первую очередь для прав (узуфрукт) или договоров (ссуда), объектом кото­рых является вещь, подлежащая возврату после использования, и по­тому она обязательно должна быть непотребляемой.

    В качестве критерия используется скорость уничтожения вещей при ее использовании по назначению.
    6.9. Res mobilis, Res immobiles и res se moventes. Значение принципа superficies solo cedit.

    За исключением тех вещей, которые не могли входить в частное имущество, либо в связи с тем, что они divini iuris, либо в связи с их общественным назначением, хотя они и относились к humani iuris, все прочие вещи явно или неявно подразделялись римлянами исходя из разных принципов. Первое подразделение, имеющее наиважнейшее значение для со­временного права, — то, что пролегает между недвижимыми вещами (почва и все то, что к ней постоянно прикреплено) и вещами движи­мыми (животные, рабы, все перемещаемые вещи). До самого конца классического права это подразделение не имело принципиального значения, поскольку, по сути, поглощалось разницей между res mancipi и res nес mancipi. Правда, следы этого подразделения, иной раз весьма древние, прослеживаются в правилах, касающихся различных институтов (приобретение по давности; защита владения). Значение этого подразделения весьма возрастает начиная с послеклассической эпохи, что происходит также в связи с исчезновением противоположности res mancipi — res nес mancipi.

    Superficiessolocedit – все что на поверхности следует юридической судьбе
    6.10. Вещи заменимые и незаменимые. Критерий заменимости вещей.

    Вещи, образующие объекты юридических сделок, могут рассмат­риваться либо в силу их индивидуальности (species, например, раб Панфил, участок Корнелия, художественное изделие), либо посколь ку они образуют более или менее обширный род, genus (например, центнер зерна, сто литров вина, но также и сто литров красного вина; сто литров красного вина урожая такого-то года и т. д.).

    Обыкновенно намеченное противопоставление приводит к пред­положению, что родовые вещи наделены абсолютно одинаковыми основными качественными характеристиками и потому способны к
    неограниченной возможности замены в пределах genus
    в том смысле, что любое количество этой вещи заменимо таким же количеством (tantundem), взятым из того же рода. Между тем вещи индивидуальные не допускают, чтобы их «заменяли» или «замещали» другими, поскольку каждая представляет собой unicum. Поэтому, если более точного опре­деления предусмотрено не было, тот, кто обязан представить родовую вещь, вправе передать любую вещь, которая входит в общее социально-экономическое понятие рассматриваемого рода.

    В случаях, когда (как, например, при займе) рассматриваемый род образован вещами, которые по природе (например, деньги) или по желанию сторон (например, продовольствие) могут считаться между собой тождественными, значение придается исключительно их, количеству. Римляне говорили о вещах, которые рассматриваются по весу, количеству и мере («res quae pondere numero mensura constant»). Современные юристы, опираясь на выражение, содержащееся в од­ном тексте юриста Павла, говорят в этом случае о «заменимых ве­щах», противостоящих «незаменимым».
    6.11. Вещи простые, составные и собирательные. Pars rei.

    Естественно-природные критерии не имеют здесь значе­ния для права, поскольку, кроме простых элементов, все остальные вещи, с химической точки зрения, представляют собой сложные об­разования. Однако с социально-экономи­ческой точки зрения, фактически оказывается, что некоторые вещи предстают в общем мнении как такие единства, что части, с необхо­димостью их образующие, не обладают независимым существовани­ем, не существуют как самостоятельные вещи. Это те «простые вещи», о которых юрист Помпоний говорит, что они «охваты­ваются единым духом» (животное, растение, бревно, камень).

    Другие вещи, напротив, таковы, что образующие их части легко выделимы, обособлены друг от друга и сохраняют свою сущность, за исключением того, что вследствие объединения они утратили свою функциональную самостоятельность, чтобы образовать целое, имею­щее собственное предназначение, отличное от образующих его частей. Это те составные вещи, о которых Помпоний говорит, что они «со­стоят из соприкасающихся вещей, т. е. многих соединенных одна с другой вещей» (здание, корабль, шкаф).

    Различие между простыми и составными вещами важно в праве прежде всего потому, что в то время, как по отношению к простым вещам невозможно себе представить наличие самостоятельных юриди­ческих отношений, по отношению к составным вещам, напротив, представимо существование в связи с такими частями прав и отноше­ний, которые пребывают в «застывшем состоянии» до тех пор, пока сохраняется соединение, однако проявляются во всей своей действенности, как только соединение прекращается («пробуждение»).Имеются, наконец, еще и другие вещи, которые, хотя они и не соединены материально и сохраняют свою индивидуальность и само­стоятельность, представляя собой каждая в отдельности особую вещь, тем не менее удерживаются вместе той собирательной функцией, ко­торую они все вместе выполняют. Это есть те «собирательные вещи», universitates rerum, о которых Помпоний говорит, что они «состоят из отдельных вещей, так что это есть множество свободных тел, которые однако, связаны одним именем»). Современная критика показала, что в соответствии с римскими представлениями, единственным случаем собирательной вещи, рассматриваемой как таковая в рамках юриди­ческой системы, оказывается стадо.

    Понятие собирательной вещи важно потому, что различные обра­зующие ее вещи, будучи рассмотрены с определенной точки зрения, имеют значение единичных вещей, однако исходя из других отправ­ных моментов обретают значение единой вещи. Например, собственник, который требует от недобросовестного владельца возвращения стада, не вынуждается к вничению стольких судебных исков, сколько
    голов оно насчитывает, но вчиняет лишь один иск, имеющий целью
    возвратить «стадо».
    6.12. Вещи главные и побочные. Аксессуары. Отличия побочной вещи от части вещи и аксессуара.

    Некото­рые вещи пребывают органически соединенными с другими и образуют вместе с ними единое целое, составную вещь. Однако иной раз случается, что одна вещь находится в отношении хозяйственной зависимости от другой вещи, не будучи существенно важной для ее законченности. В таком случае второстепенная вещь не отождествляется с другой вещью вплоть до того, чтобы образовать ее «часть», но связывается с ней чисто инструментальным отношением, т. е. служит, тому, чтобы сделать возможным использование «главной вещи» или ему способствовать, и потому по отношению к ней приобретает качество «дополнительной вещи», аксессуара (седло по отношению к лошади, рама по отношению к картине).

    В соответствии с римскими представлениями особое положение занимает так называемое instrumentum (инвентарь), образованное со­вокупностью движимых вещей, предназначенных для содействия ис­пользованию главной вещи. Так, в instrumentum fundi (инвентарь зе­мельного участка) входят сельскохозяйственные орудия, бочки, да­вильные прессы, тростник, ивняк; instrumentum tabernae (заведения) образовано техническими приспособлениями торгового или промыш­ленного предприятия; instrumentum navis (корабля) составляют все ору­дия, служащие для мореплавания или рыбной ловли.

    Различие между главными и побочными вещами важно потому, что в отличие от того, что происходит с «частями вещи», не всякое право или отношение, охватывающее главную вещь, с необходимос­тью распространяется также и на побочную, но происходит это лишь тогда, когда таково было явно выраженное желание сторон. Напри­мер, при продаже повозки в случае, когда стороны не сделали специ­альных оговорок, очевидно, что продаются и колеса, между тем как при продаже лошади седло продано не будет.
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   19


    написать администратору сайта