Римское право предмет курса. Цели и значение изучения римского права. Структура курса
Скачать 0.88 Mb.
|
Популярные иски (actio popularis). Если в частных исках истцом является частное лицо, права которого нарушены и присуждение производится в пользу этого частного лица, то actiо popularis мог предъявить любой гражданин в защиту интересов общества. Взыскание производилось либо в казну, либо в пользу истца, но в качестве вознаграждения. Так, если хозяин дома что-либо поставил или подвесил на общественной дороге (улице) таким образом, что оно могло упасть и причинить вред (так называемый квазиделикт), то любое лицо имело право на иск к хозяину, а хозяин должен был уплатить штраф в 10 тыс. сестерций. Этим перечнем далеко не исчерпываются виды исков, существовавших в римском праве. Таким образом, иск - это требование истца к ответчику, обращенное к компетентному органу (суду) в установленной форме. 3.9 Основными средствами преторской защиты являлись: Интердикт - это распоряжение претора о немедленном прекращении каких-либо действий, нарушающих права граждан (например, претор предписывал виновному немедленно освободить самовольно занятый им земельный участок). Если обещание дано в присутствии претора (стипуляция), то оно становится обязательным, и в случае его неисполнения возможно применение принудительных мер. Реституция - это возврат в первоначальное положение. Данный способ защиты применялся в тех случаях, когда претор считал несправедливым применение к возникшему спору или совершенной сделке общих норм права. Например, старое право не позволяло расторгнуть договор, даже если он был совершен под угрозой. Претор же считал это несправедливым и предписывал реституцию (то есть продавец должен был вернуть деньги, а покупатель - вещь). Ввод во владение применялся при наследовании имущества для того, чтобызащитить права лица, которое признавалось наследником не по старому (цивильному) праву, а по преторскому. 4.1. Понятия persona, status, caput в римском праве. Для того, чтобы выступать полноправным субъектом в сфере частного права с подразумеваемой правоспособностью (caput), человек должен был отвечать двойной совокупности условий. Во-первых, он должен быть человеком с позиций естественного права (иметь разумную душу и человеческое тело с отчетливыми признаками пола). Во-вторых, он должен представлять лицо (persona) с позиций гражданского права. На характеристику человека как лица гражданского права влияли несколько обстоятельств: его состояние свободы или несвободы (status libertatis), состояние гражданства, т.е. принадлежность к римскому гражданству или к гражданству союзнических общин, других народов и т.п. (status civitatis), его положение в римской семье (status familiae). Отсутствие какого бы то ни было статуса не позволяло говорить о человеке как субъекте гражданского права. Полноценным субъектом частного права лицо: А) находящееся в свободном состоянии, Б) принадлежащее к римскому гражданству В) занимающее особое положение в римской семье в качестве persona sui juris, т.е. обладающее завершенной дееспособностью; Г) Человек не моложе 25 лет, Д) лица мужского пола, не подвергшемуся законным запретам и ограничениям по религиозным и другим основаниям. 4.2. Элементный состав caput. Capitus deminutio: виды. Правоспособность обозначалась словом caput-это свойство лица иметь права и обязанности. Быть правоспособным значило caput habere. Сaput определялся трояким состоянием: а) состоянием свободы - status libertatis; б) состоянием гражданства - status civitatis; в) таким семейным состоянием, status familiae, в силу которого данное лицо не подчинялось власти домовладыки. Правоспособность (caput) -. Различалась правоспособность в публичном праве (ius publicum) - включала в себя право участвовать в общественной жизни Римского государства, избирать и быть избранным, служить воинами в римских легионах, быть участниками религиозных и светских праздников и т.д. Правоспособность в частном праве (ius privatum) включала в себя право заключения полноценного брака с отцовской властью над детьми (ius conubii) и право участвовать в торговом обороте, совершать сделки (ius commercii). Отпадение или изменение одного из этих состояний, capitis deminutio влекло за собою и прекращение либо изменение объема или содержания правоспособности. Различали: capitis deminutio maxima (максимальное) - если лицо утрачивало состояние свободы, например попадало в плен; capitis deminutio media (среднее) - если лицо утрачивало римское гражданство, например будучи приговорено к ссылке; capitis deminutio minima (наименьшее) - если лицо изменяло свое семейное положение, например становясь подвластным вследствие усыновления. Соответственно изменение статуса могло быть и в сторону усиления, улучшения состояния лица. 4.3. Свободные (libertus). Свободнорожденные и вольноотпущенники (ingenio и libertini). В древнем Риме Вольноотпущенник назывался libertus относительно того, кто дал ему волю и libertinus — относительно своего гражданского и политического положения. В знак своей свободы он надевал тогу, брил себе голову и покрывал ее шляпой (pileus). Но в юридическом положении В. существовали значительные различия, смотря по тому, отпущены ли они были на свободу с применением формального порядка (manumissio justa) или без применения такого порядка (manumissio minus justa). Формальный порядок отпущения на волю заключался в совершении известных действий перед магистратом (manumissio vindicta, censu) или в отпуске путем завещания (m. testamento); император Константин присоединил к этому способ отпущения на волю в церкви (m. in sacrosanctis eccelesiis). В конце республики образовалось несколько упрощенных форм отпущения на волю: господин писал рабу с объявлением о его свободе (per epistolam), объявлял раба свободным в присутствии своих друзей (per amicos), допускал его к своему столу (per mensam). Юристы императорского периода вообще всякое сомнение относительно действительности того или другого способа отпущения на волю решали в пользу свободы и допускали даже некоторые виды молчаливого отпущения. Но бесспорную свободу и право гражданства сообщали лишь формальные способы отпущения на волю. При всем том В., по причине своего рабского происхождения, отличались от свободнорожденных граждан (ingenui), находились в очень униженном гражданском и политическом положении и составляли в государстве особое низшее сословие (ordo libertinorum). Кроме того, свобода В. была ограничена известными обязательствами, которыми он был связан относительно своего прежнего господина, ставшего после отпущения на волю его патроном (patronus). В. получал от него свое родовое имя, допускался к участию в родовом культе и в родовом склепе (jus sepulcri); часто он оставался в доме и в услужении господина, иногда получал и средства для первого обзаведения. Взамен на В. возлагались известные обязательства, некоторые в силу особого договора, заключенного господином, или вследствие клятвы, взятой с В. [При отпуске раба на волю по завещанию, господин мог постановить разного рода условия (например, выплаты определенной суммы наследнику, обязательство служить ему в продолжение определенного срока). До выполнения этих условий раб назывался statu liber.], некоторые же в силу закона. Так В. обязан выказывать своему патрону уважение, помогать ему в случае нужды; гражданский процесс с патроном и даже с его родственниками и детьми он может начать лишь с разрешения претора; запрещено ему заводить со своим патроном уголовный процесс, даже свидетельствовать против него в таком процессе (в период империи делалось исключение только для преступлений об оскорблении величества). Патрон являлся законным опекуном несовершеннолетних В. и имел некоторое право наследства: во времена республики он получал половину наследства, если В. умирал бездетным; при Августе это право патрона было еще расширено. Обыкновенное наказание для неблагодарного В. состояло в лишении jus sepulcri; но при императорах власть патрона в этом отношении расширилась: патрону позволено было удалять неблагодарного В. в ссылку, а в более важных случаях он мог обвинить В. перед префектом города или в провинции перед правителем, который, смотря по обстоятельствам, приговаривал неблагодарного В. к наказанию розгами, ко временному изгнанию и даже к работам в рудниках. Со времени же Диоклетиана и Константина обычным наказанием неблагодарного В. сделалось возвращение в рабство. Что касается гражданских и политических прав В., то jus commercii они пользовались без ограничения: им открыт был полный простор приобретать собственность, вступать в договоры, завещать и получать по завещанию; до Августа они лишены были права вступать в римский брак (jus connubii) со свободнорожденными. Во все времена они были исключены из римского легиона. До союзнической войны (91 г. до Р. X.) они, при критических обстоятельствах, принимались во флот, но лишь в качестве матросов; со времени же этой войны В. допущены в сухопутную армию, но не в легион, а в особо сформированные когорты. В. лишены были права занятия высших государственных должностей (jus honorum), вступления в сенат и в сословие жрецов; ограничены были в праве участия в народных собраниях; вместе с другими низшими слоями населения они вносились исключительно в списки четырех городских округов (триб) и таким образом вовсе не влияли на голосование сельских округов. Но, начиная с 312 г. до Р. X., одни цензоры из личных видов распределяли В. по всем округам, другие возвращались к старому порядку. Под конец республики число В. сильно увеличилось. Римское государство наполнилось новыми гражданами, вышедшими из подонков общества; многие из них были иноземцы, вовсе незнакомые с условиями государственной жизни. Для противодействия наплыву В. в среду римских граждан принимались различные меры. Уже в 357 г. до Р. Х. последовало непрямое ограничение отпусков на волю в том смысле, что, по lex Manlia, всякий отпуск на волю был обложен налогом в 5% рыночной стоимости отпускаемого раба. Более обширные меры приняты были при Августе. Законом, изданным в 8 г. после Р. X. (lex Fufia Canina), запрещено было поголовное освобождение рабов в завещаниях. Разделение граждан на свободнорожденных и В. уничтожено было при Юстиниане. Впрочем, и раньше еще империя ввела юридическую фикцию, в силу коей В., по благоволению императора, объявлялся свободнорожденным, и притом двумя способами: 1) через natium restitutio, которое давалось только с согласия патрона, освобождало В. от его обязанностей к последнему, следовательно, сглаживало все следы рабского происхождения, и 2) через пожалование права на золотое кольцо (jus anuli aurei), которое указывало на возвышение В. в сословие всадников, но не освобождало его от обязанностей к патрону. Свободнорожденные римские граждане ingenio были носителями полной правоспособности, политической, семейной и имущественной. Основными политическими правами граждан были: а) право нести службу в регулярных римских войсках; б) право участвовать и голосовать в народных собраниях (ius suffragii); в) право быть избираемым в магистраты (ius honorum). Право участвовать в народных собраниях отражалось и в структуре имени римского гражданина. В конце периода республики и в первое время империи полное имя римского гражданина состояло из пяти частей: а) praenomen - имя в собственном смысле слова; б) nomen - наименование семьи или рода, к которому принадлежит данное лицо; в) указание имени отца в родительном падеже (подобное русскому отчеству: сын такого-то); г) наименование трибы, в составе которой носитель имени голосует в народном собрании, причем это последнее указание сохранилось в составе полного имени и после того, как народные собрания в период империи перестали созываться; д) прозвище, которое стало включаться в полное имя гражданина позднее других частей. Таким образом, полное имя, например, Цицерона было: Marcus (praenomen) Tullius (nomen) M (arci) f (ilius) Corneliana (triba) Cicero (cognomen). Не имея политических прав, женщины не имели и официального имени: они носили имя, которое присваивалось им в быту, с присоединением в родительном падеже имени отца или мужа, под властью которого женщина состояла, в родительном падеже: дочь или жена такого-то. В области частноправовых отношений правоспособность римского гражданина складывалась из упомянутых выше ius conubii и ius commercii, в составе которого с некоторого времени стали особо выделять testamenti factio, право составлять и быть свидетелем при составлении завещания (testamenti factio activa) и право быть назначенным наследником по завещанию (testamenti factio passiva). Вольноотпущенники (libertini) представляли категорию лиц свободного состояния, но отличавшуюся в своих правах от полноценных римских граждан; в этом смысле они противопоставлялись свободнорожденным. Положение вольноотпущенников различалось в зависимости от условий (источника) их прежнего рабского состояния. Те, кто отпускались из рабства, связанного с военным пленом (т.е. кто ранее был «врагом римского народа»), никогда не могли приобрести прав римского или латинского гражданства; особыми условиями было обставлено и освобождение из рабства приговоренных преступников и осужденных заочно. Только отпущенные на свободу в самом Риме считались римскими гражданами (cives Romani), но не полноправными. Отпущение из рабства прежних римских граждан не создавало специальной ситуации: они вполне восстанавливали прежний статус, если в период рабского состояния не совершали преступлений и иных постыдных дел. 4.4. Servi. Причины рабского состояния. Manumissio: виды. Патронат. Причины рабского состояния Рабами рождаются либо становятся поэтому выделяют рабов по рождению или по основаниям последующим рождению посредством пленения например. А) Ребенок рабыни рождается рабом Б) причины рабского состояния последующие рождению 1) пленение в ходе войны (и римлянин ставший пленником врага утрачивает свободу) 2) причины рабского состояния по юс цивили эти причины могут относиться только к римлянам. Рабом становился должник проданный trans Tiberim, indelectus (уклоняющийся от службы в армии ) incensus (уклоняющийся от от обязанности пройти цензовую перепись), вор пойманный с поличным (fur manifestum). Так же утрачивал свободу гражданин который передавался чужеземцу noxae deditio за вред нанесенный данному народу. Согласно классическому праву рабом становился свободный человек старше 20 лет, который по злому умыслу устроивший собственную продажу в качестве раба с тем что вырученные деньги после продажи разделит с продавцом, свободная женщина состоящая в половой сывязи с чужим рабом несмотря на неоднократные напоминания доминус (сенатум консультус клаудианум), приговоренный к каторжным работам в руднике (ад металла), или к тяжким наказаниям (сервус пëна) раб наказания (отменены Юстинианом). В послеклассическом праве свободу утрачивал так же вольноотпущенник отозванный своим патроном из-за возмутительной неблагодарности. Способы освобождения от рабства А) Цивильная манумиссия – раб станоится вольноотпущенникм по воле хозяина. В древнем праве освобождение раба (manumissio) могло происходить тремя способами: manumissio vindicta - освобождение путем мнимого процесса о свободе; manumissio testamento - освобождение по завещанию; manumissio censu - освобождение путем занесения раба в цензорские списки, как налого- и военнообязанного. Б) Преторское освобождение когда не соблюдались должным образом правила освобождения по юс цивилис то претор мог отказать прежнему хозяину и настоять на освобождении раба. В классическом праве наряду с формальными способами появилось неформальное освобождение: на основании обычного письма и освобождение в присутствии друзей. Классическое право ввело ряд ограничений для освобождения из рабства: можно было освободить не всех, а лишь определенную часть рабов, но не больше 100; нельзя было освобождать рабов моложе 30 лет; господин не может быть моложе 20 лет; если освобождение было совершено вопреки интересам кредитора. В постклассическом праве из ограничений остались два: господин должен быть старше 20 лет и освобождение не должно иметь место вопреки интересам кредитора. Раб мог стать свободным независимо и даже вопреки воле господина. На основании закона или решения государственных органов свободными становились рабы, донесшие о подготовке бунта или восстания; указавшие или обнаружившие убийц своих господ; старые и больные рабы; рабы, имеющие заслуги перед Римом. Патронат. Патрон, это то лицо, которое отпустило раба на свободу. Вольноотпущенник принимает родовое и личное имя своего патрона с добавлением вольноотпущенник такого то, и обязан оказывать ему всяческое уважение и повиновение, не выступать против него с обвинениями по уголовным делам, предъявлять ему бесчестящие его иски, оказывать ему содействие во всех затруднительных ситуациях. Позднее был принят закон об оказании, в том числе материальной помощи. Патрон так обладал правом наследовать вольноотпущеннику. И был законным опекуном несовершеннолетних вольноотпущенников. Между патроном и вольноотпущенником существовала обоюдная договоренность предоставлять содержание в случае нужды. Патронат можно было и утратить связи с тяжким преступлением против вольноотпущенника отказ его содержать в случае нужды и выдвижение против него обвинения в уголовном преступлении. И наоборот если вольноотпущенник оказывает патрону явное неуважение, то он вновь становится рабом. Начиная с эпохи Августа политическую и социальную полноценность вольноотпущеннику можно было приобрести путем дарования ему золотого кольца (право золотого кольца).Однако полное приравнивание вольноотпущенника к свободным гражданам могло быть только после restitutio natalium (восстановления рода), жаловавшимся императором с согласия патрона. Юстиниан даровал всем вольноотпущенникам льготы хотя и сохранил все права патронов в неприкосновенности. |