Римское право предмет курса. Цели и значение изучения римского права. Структура курса
Скачать 0.88 Mb.
|
Развитие римского права в эпоху Древнего Рима.Первый период (VIII в. — III в. до н.э.) характеризуется как период начального формирования римского права. Все его принципы и институты подчинены традиции медленно ломающегося в социальном смысле патриархально-общинного строя, право существует только в рамках патриархальной римской общины, для членов общины и ради сохранения ее ценностей и вместе с тем привилегий, оно неразрывно с юридической практикой жрецов-понтификов, пронизано сакральным, и потому формально-консервативным началам. В этот период отмечается становление главных видов источников римского права, переход от обычного права к государственному законодательству и основанной на нем постоянной судебной практике. Римское право в этот период представляет явно выраженное привилегированное право — т.н. квиритское право, которое не только отделяет членов римской общины от не римлян, но и носит сословный характер даже внутри Рима. Квиритское право консервировало патриархальное строение семьи с безусловным господством домовладыки, в его рамках не было развитого права собственности и всего того, что закономерно обуславливает обращение такой собственности; отношения гражданства заканчивались на пороге римского дома и определяли только военно-общественную и религиозную деятельность узкого круга глав родов и семей в традициях, восходящих еще к временам военной демократии и власти вождей — царей. Второй период (III в. — II в. до н. э.) — переходный, предклассический. Предпосылкой правового движения стала социальная унификация римской общины, стирание принципиальных граней между патрицианством и плебеями. На место строго формальной юридической практики приходит концепция утверждения справедливости, что позволяет делать судебное правоприменение более современным, учитывающим усложнение гражданской жизни и новых коллизий. Формируется система и практика гарантирующих исков, которые включают в себя конкретные требования с подразумением пока собственно материального права. Третий период (I в. до н. э. — III в. н. э.) — классический для всей эпохи античного римского права. В условиях длительного социального кризиса Древнего Рима (I в. до н. э. — нач. I в. н. э.), распада республиканских установлений и утверждения монархии происходит формирование принципов публичного права как права, выражающего суверенитет римского народа, а затем переосмысление с их точки зрения нового монархического строя. Одновременно складывается уголовное право в современном смысле с вполне самостоятельными объектами правовой охраны и принципами применения. В условиях расширения Римской империи и конструирования под нее социальных опор формируется общий правовой статус свободного гражданина, оперирующего самым широким спектром неформально толкуемых, основанных на стремлении к правовой справедливости и равенству в рамках гражданско-правовых отношений институтов собственности, владения, видов дозволенных и охраняемых правом сделок, правовых требований и т.д. Четвертый период (IV — V вв. н. э.) — время начинающейся трансформации римского права из правовой системы, приспособленной только к нуждам античного общества и специфической государственности, в систему, пригодную для других социальных и политических условий. Развитие императорского законодательства и его преимущественное значение меняет круг источников права и их сопоставительную значимость; преобладающей формой права и источником норм стал закон, что в свою очередь приводило к несомненному огосударствлению права. Судебный процесс также становится неразделим с государственным администрированием. В этих условиях реальным историческим фактором стала целостная правовая политика власти, преобразующая (ввиду собственных интересов и разумения) начала и институты права. Рецепция римского права. Рецепция римского права, усвоение римского права странами Западной Европы в средние века. Широкая Рецепция римского права началась в 12 в. и достигла кульминации в 15—16 вв. В основе процесса возрождения римского права лежало развитие в недрах феодального общества буржуазных связей и отношений, поскольку оно отличалось «... непревзойденной по точности разработкой всех существенных правовых отношений простых товаровладельцев...» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 311) и содержало в себе готовые формы регулирования имущественного оборота, которых не имелось в феодальном праве. Восприятие римского права способствовало преодолению партикуляризма права, отражало стремление нарождавшейся буржуазии к созданию единого национального правового порядка. Рассчитывая укрепить господство над крестьянами, Рецепция римского права поддержали феодальные круги; королевская власть нашла в нём юридические формулы абсолютизма. Распространению римского права способствовала также католическая церковь; большую роль в этом сыграли глоссаторы и особенно постглоссаторы, не только преподававшие классическое римское право, но и обработавшие его применительно к условиям феодального общества. Особенно глубокие последствия имела Рецепция римского права в Германии. 1.3 Значение понятия «ius», его определение по Цельсу. В объективном смысле ius обозначает в первую очередь mores в противоположность lex. С определением civile (гражданское), ius охватывает как mores, так и leges, а впоследствии – еще и senatus consulta и constitutions principum в противоположность ius honorarium и ius gentium. Наконец, употребленный во множественном числе (iura) , термин ius означал нормы, содержащиеся в сочинениях юристов. Что касается субъективного значения, достаточно будет вспомнить знаменитое определение узуфрукта- это право пользоваться чужой вещью и извлекать из нее плоды, сохраняя саму вещь неизмененной., или разные выражения, указывающие на права, которыми пользуется обладатель сервитута прохода (ius eundi, ius agenda – право прохода, право прогона скота). Термин «ius» используется также во многих других значениях, вошедших в употребление в разные периоды, среди которых можно считать особенно важными следующие: а) ритуал, торжественная форма, кот. необходимо соблюдать ( в этом смысле Гаем ius определяются конфарреация, confarreatio, и манципация, mancipacio); б) субъективное состояние имущественного положения, как в выражениях «sui iuris» («самовластный»), «alienti iuris» («подчиненный чужой власти»); в) совокупное юридическое имущественное состояние субъекта (как в выражении «succession in ius», «преемство в праве») или вещи («ius fundi», «право земельного участка», явл. характеристикой юрид. положения земельного участка); г) место, где в присутствии магистрата разворачивается первый этап частного процесса, в этом смысле термин употребляется в выражениях in iure cession, interrogation in iure, confessio in iure (уступка, опрос, признание в присутствии магистрата) и т.д.. 1.4 Основные признаки и принципы римского права. Роль aequitas и bona fides в римском праве. Признаки римского права. Римское право оказалось в сверх высокой степени развития. В России была концепция римского права в кон. 19 в.. Римское право оказывается абстрактным (противоположным). В силу этой абстрактности право становится универсальным. Затем, как следствие, появляется системность (упорядоченная совокупность). Римское право было практичным, не было деления на теорию и практику. Труды юристов использовались по существу. Рим. Пр. было неразрывно связано с моралью и нравственностью. Право- есть искусство, или наука, или ремесло добра и равенства ( справедливости). «Ius est ars boni et aequitas». Принципы римского права Закон в отличие от права – форма существования правовых норм, закон – проявление общей воли. Принцип общей пользы. Интересы общества превыше всяких интересов. Защита закона выше защиты человека. Принцип равенства. Права создаются не для отдельных лиц, а общим образом. Принцип справедливости. 1.5Структура римского права: ius civile, ius praetorium, ius gentium, ius naturale. Ius civile (гражд. пр. или цивильное право). ius strictum (строгое право), то право, которое фиксировалось в законах или в обычаях. ius honorarium (право чести) – прво рим. гражд-на стать должностным лицом, кот. создавалось должн. лицом в ходе применения строгого права. (ius praetorium) – пр., которое создавалось судьями. Преторы имели полномочия защищать несуществующее право или оставлять сущест. пр. без защиты. Ius gentium (право народов), похожее на современное межд. частное право – это право для иностранцев в Риме. Ius naturale (право природы) – естественное прво. Структура – есть субъекты правоотношений, предмет правоотношений. «Все право, которым мы пользуемся, относится либо к лицам, либо к вещам – это предмет правоотношений». (Гай.). Либо права на вещь, либо права на действия. В отношении права собственности предмет и объкт правоотношений совпадает – право действия. 1.6 Методы правового регулирования в римском праве. Методы правового регулирования в римском праве. Пожалуй, только англия избежала тотального заимствования римского наследия и сохранила свою особую право систему. Напротив, в италии и германии, франции и испании широко использование римских правовых норм положило начало континентальной (романо-германской) правовой системы. Монархи римской империи, как называлась тогда германия, например, предписывали судам своей страны в первую очередь применять не немецкое право, а переработанное римское. Необходимость перетолкования норм римского частного права неизбежно вызывалась двумя обстоятельствами. Во-первых, тогдашняя наукам римской жизни понимала искаженно. Во-вторых, индивидуалистическое по духу, нацеленное на регулирование довольно развитых торговых отношений, римское право невозможно было прямо использовать корпоративно организованной феодальной европе. Но создавать догматические конструкции, прежде не известные римскому праву, хотя и основанные на использовании его достижений. Так возникло понятие собственности, юридического лица ("фиктивной персоны") и множество других. Парадоксальным образом утилитарный подход к правовому наследию рима дал толчок развитию правовой теории. И в новое время римское частное право приобрело свойство канона, образца юридическс мышления. Изучение материалов римской юриспруденции подготовило поколения и поколения высокообразованных правоведов, которые свободно владели методами юридического анализа и обобщения. Тем самым римское частное право - продукт первой в истории человечества шко научного правоведения - явилось средством преобразования юридического мышления. |