Главная страница
Навигация по странице:

  • 5.1. Понятие, особенности и состав римской семьи.

  • 5.2. Родство: понятие, виды (

  • 5.3. Свойство: понятие, степени правовое значение.

  • 5.4.1. Условия заключения брака и препятствия заключения брака.

  • 5.4.2. Помолвка (

  • 5.4.3. Формы заключения брака.

  • 5.4.4. Правовые последствия заключения брака.

  • 5.4.5. Браки cum manu и sine manu : различия. Брак CUM MANU – брак с мужней властью

  • Римское право предмет курса. Цели и значение изучения римского права. Структура курса


    Скачать 0.88 Mb.
    НазваниеРимское право предмет курса. Цели и значение изучения римского права. Структура курса
    Дата16.06.2020
    Размер0.88 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаOtvety_po_Rimskomu_Pravu_1.doc
    ТипДокументы
    #130673
    страница8 из 19
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   19

    4.10. Юридические лица по римскому праву.

    Термин был неизвестен римскому праву. Постглоссаторы ввели в оборот понятие persona fictiva. Римляне использовали целый ряд наименований: collegia, societas, universitas, муниципии и т.п.

    Не создали римские юристы и законченной теории юридических лиц, так как в то время юридические лица только зарождались и мало участвовали в товарообороте. Признание юридической личности организации складывалось постепенно.

    Первыми юридическими лицами были, по-видимому, муниципии, городские общины, которым государство предоставляло самоуправление и хозяйственную самостоятельность. Претор признавал за муниципиями право искать и отвечать в суде через особых представителей (actores), назначавшихся для каждого дела декретом муниципального совета. Вслед за муниципиями и по их образцу были признаны субъектами права и частные корпорации. Ряд государственных учреждений, латинские и перегринские общины, храмы, коллегии жрецов, коллегии государственных служащих осуществляли функции за счет своего имущества.

    Законы XII Таблиц (VIII, 27) предоставляли коллегиям (сообществам) право заключать любые соглашения, лишь бы они не нарушали какого-нибудь постановления, касающегося общественного порядка. Создавались в это время коллегии свободно. В классическом праве возникли крупные и многочисленные корпорации эквесторов (всадников), публиканов (откупщиков), аргентариев (банкиров) и т.д. Юридические лица, кроме религиозных и некоторых привилегированных (например, похоронных), стали создаваться с разрешения Сената и санкции императора.

    В кодификации Юстиниана были четко разделены universitates personarum и universitates rerum. Появился новый вид: принудительные объединения.

    Первые (среди них collegia, corpora, sodalitates, societas) являлись юридическими лицами либо c хозяйственной, либо с религиозной (и т.д.) целью, обладали собственным имуществом и имели в своем составе отдельных членов. Члены имели право голоса на собраниях, могли избираться в управление объединения.

    Вторые (causae piae, фонды, именные фонды) не имели отдельного членства. К ним относились, например, сиротские дома, дома для престарелых, больницы, церкви и т.д. В постклассическом праве появились принудительные юридические лица. При их основании преобладало административное принуждение, членство было постоянным и длилось до самой смерти. Это профессиональные корпорации ремесленников, работников и торговцев. Членскими билетами в них были клейма, нанесенные на тела их членов.

    Прекращалась деятельность юридических лиц с достижением цели либо с распадением личного состава (по классическому праву минимальное число членов - три), если их деятельность принимала противозаконный характер.

    Относительно содержания категории юридического лица (совокупности - universitas) положения римского права можно свести к следующим:

    Юридические лица могут рассматриваться в сфере частного права как физические лица, т.е. являются наряду с физическими лицами субъектами частного права.

    Юридическое лицо не прекращается выходом отдельных членов из его состава. Ульпиан пишет, что для советов муниципий и других совокупностей не имеет значения, все ли члены этой совокупности остаются, или остается часть, или весь состав переменился .

    Юрист Алфен приводил сравнение с кораблем. Время от времени на корабле приходится менять то одну часть, то другую, и может наступить момент, когда все составные части корабля сменятся, а корабль будет все тот же . Юридическое лицо может быть истцом и ответчиком в суде.

    От имени юридического лица действует не любой, а тот, кто уполномочен на это законом или решением самого юридического лица .

    Юридическое лицо обладает имуществом, на которое его члены не имеют права. Марциан пишет, что театры, стадионы и т.п. принадлежат общине как совокупности, как целому, а не отдельным ее членам. Поэтому общий раб, принадлежащий общине, не считается принадлежащим отдельным лицам по долям, но принадлежит совокупности .

    Юридическое лицо само отвечает по своим долгам своим имуществом. Члены юридического лица не отвечают по его долгам, так же как и юридическое лицо не отвечает по долгам своих членов. Ульпиан пишет, что если имеется долг в пользу совокупности, то это не является долгом отдельных лиц .

    Правоспособность юридических лиц включала в себя права патроната (в отношениях со своими вольноотпущенниками). За немногими исключениями юридические лица не имели права наследовать после граждан.

    Таким образом, как справедливо считают ученые, хотя римское право не знало термина "юридическое лицо" и не выработало законченной теории юридического лица, основная мысль о юридическом лице (совокупности - universitas) как приеме юридической техники для введения в оборот имущественной массы, обособленной от имущества физических лиц, была выражена римским правом отчетливо. В римском обществе юридические лица только зарождались и существовали в форме муниципий, религиозных организаций, профессиональных союзов ремесленников, работников, торговцев, благотворительных организаций и т.п.
    5.1. Понятие, особенности и состав римской семьи.

    Семья – законченный тип промежуточной патриархальной семьи, объединявший под властью главы семьи жену, детей, других родственников, кабальных, а также рабов (Энгельс), ее мог основать только римский гражданин.

    В отличие от семей других народов, в которых правовое значение имеет кровное (когнатическое) родство, в римской семье юридически значимым было агнатическое родство, основанное на власти и подчинении. Члены римской семьи делились на подчиненных (persona aliena juris) и главу семьи (paterfamilias), осуществляющего власть над ними. Агнатическое родство являлось основанием возникновения права наследования, установления опеки над недееспособными. Агнатами являлись не только кровные родственники (сын, дочь, внуки), но некровные (жена подвластного сына, усыновленный). Агнатское родство возникало по мужской линии (после брака, дочь агнатка в семье мужа). Власть домовладыки была безграничной (однако существовал домашний совет – совещательный орган, состоящий из наиболее влиятельных агнатов), он полностью обладал имуществом семьи, никакие обстоятельства не освобождали от его власти (возраст, должность), она прекращалась после его смерти или по его воле (emancipatio). После смерти отца, сыновья становились домовладыками, жены сыновей переходили под власть своих мужей, над вдовами устанавливали опеку. Семья (familia) делилась по количеству сыновей. Совокупность таких семей образуют семью по общему праву – объединяет всех агнатов, лиц, происходящих из одной патриархальной семьи. Все имущественные отношения, возникающие между членами семьи, остаются замкнутыми внутри нее, упорядоченные домашним обычаем. В связях с внешним миром выступает только домовладыка, все прочие члены – несостоятельны. Постепенно кровно родство стало преобладать над агнатическим.
    5.2. Родство: понятие, виды (adgnatio и cognatio), линии (recta и transversa), степени (gradus).

    Аdgnatio – это узы, связывающие с главой семьи, а так же друг с другом всех тех, кто подчинен его власти. Узы эти не связаны с кровными: приемные дети и женщины, перешедшие под власть мужа, по крови они чужие, и агнатами не являются дети, произведенные на свет домовладыкой и выведенные им из под власти по эмансипации.

    Сognatio – это узы, связывающие между собой кровных родственников, происходящих от одного родоначальника вне зависимости от того, являются они агнатами или нет.

    Различают две родственные линии – «прямую» (recta), образованную предками и потомками, уходящими с обеих сторон в бесконечность (прямая восходящая – внук, сын, отец, прямая нисходящая – отец, сын, внук), т.е. всеми теми, кто происходит один от другого начиная с общего родоначальника и «побочную» (transversa), которую составляют все лица, также происходящие от общего родоначальника, однако не происходящие один от другого (братья, дядя и племянник). Лица, принадлежащие одной ветви, являются родственниками (по побочной линии) членов другой ветви.

    Между прямыми и побочными линиями устанавливаются разные степени родства (gradus).

    По прямой линии степень родства исчисляется по числу промежутков, которые разделяют родственников (1-ая между отцом и сыном, 2-ая дедом и внуком).

    По побочной линии степень родства исчисляется восходя по ветви до общего родоначальника, а затем спускаясь к тому лицу, с которым определяется родство (2-ая степень между братьями, 3-я между дядей и племянником, 4-ая между двоюродными братьями).
    5.3. Свойство: понятие, степени правовое значение.

    Узы, связывающие одного супруга с родственниками другого, - это не родство, а свойствό. Супруг является свойственником родственников своего супруга в той же степени, в какой тот является их родственником (зять по отношения к тестю является свойственником 1-й степени по прямой линии, т.к. такова степень родства его жены по отношению к тестю). Наличие свойства может воспрепятствовать заключению брака, является препятствием процессуальной обоснованности некоторых исков. Отношения свойства прекращаются с расторжением брака.
    5.4.1. Условия заключения брака и препятствия заключения брака.

    Условия вступления в брак:

    1) взаимность;

    2) состояние физической зрелости (14 лет для мужчин, 12(13) – для женщин);

    3) согласие партнера, выраженное лично или его законным представителем (домовладыки): не допускался брак по принуждению (Libera matrimonia esse);

    4) не допускался брак лица, состоявшего в непрекращенном браке;

    5) вступающие в брак лица должны иметь ius conubii (т.е. право вступать в законный брак, при котором дети получали права римского гражданства) (по этому признаку браки делились на правильные, неправильные и конкубинаты);

    По мимо этого после заключения брак характеризовался:

    6) наличием половой связи между партнерами в браке;

    7) стрем­лением партнеров заключить именно брачный союз;

    8) постоянной совместной жизнью супругов, или, во всяком случае стремле­нием к таковой: партнеры в браке имеют единое местожительство, ведут общее хозяйство и т.п.

    Отсутствие любого из означенных условий ставит под сомнение правовой смысл брачного союза, переводит отношения мужчины и женщины в другое качество либо служит основанием для признания брака недействительным.

    Препятствия заключения брака:

    Не все лица могли заключать бра­ки: несовершеннолетние, безумные, кастраты, рабы исключались из воз­можных партнеров по брачному союзу.

    Не мог признаваться в качестве брака союз между лицами несоответствующего социального уровня: меж­ду сенатором и артисткой, между магистратом и женщиной, подпадаю­щей под его должностную власть.

    Правовой брак может быть заключен только между лицами единой религии и по правилам одной религиозной процедуры.

    Кровнородственные связи так­же были препятствием для заключения брака.
    5.4.2. Помолвка (sponsio): форма, юридические последствия.

    Обычай обмениваться от собственного имени или от лица своих детей торжественными обещаниями заключить брак в будущем.

    Проходила в форме торжественного обещания (sponsio).

    Юридические последствия помолвки:

    1. создает как бы свойству между помолвленными и их родственниками;

    2. узаконивает право жениха на вчинение action iniuriarum (иск личного оскорбления) в защиту невесты и accusation adulterii (обвинение в супружеской измене) за ее измену;

    3. препятствует под страхом бесчестия совершению в это же время другой помолвки;

    4. требует согласия pater familias (домовладыки) и отсутствия препятствий в части родства.

    В случае если брак не состоится, виновная сторона уплачивает неустойку.
    5.4.3. Формы заключения брака.

    «Брак- это союз мужа и жены, общность всей жизни, единение божественного и человеческого права» (определение, данное Модестином в Дигестах Юстиниана). В общественном мнении и законодательстве идеалом римской семьи был так называемый правильный брак – IUSTUM MATRIMONIUM, IUSTAE NUPTIAS. В литературе по римскому праву принято различать брак с мужней властью - MATRIMONIUM CUM MANU и брак без мужней власти - MATRIMONIUM SINE MANU.

    В древнейший период заключение брака совпадало с переходом жены в семейство мужа с установлением над ней власти мужа.

    Власть мужа устанавливалась тремя способами:

    Первый CONFARREATIO –особый религиозный обряд, совершаемый в присутствии жениха и невесты, десяти свидетелей, верховного жреца. При этом произносились торжественные формулы (VERBA SOLEMNIA). Как полагают исследователи, этот способ применялся лишь в среде патрициев, но плебеям он был недоступен. Второй COEMPTIO –светский способ. Жена покупалась мужем у её отца, братьев или опекунов в манципированной форме, т.е. в присутствии пятерых свидетелей и весовщика. При этом жених произносил формулу: «Эта женщина принадлежит мне по праву квиритов...» и т.д. Данная форма была доступна и плебеям. Третий USUS –узус- фактическое брачное сожительство в течение года, порождавшее брак с мужней властью. Муж приобретал власть над женой вследствие давности владения. Если жена не хотела, чтобы фактическое сожительство превращалось в брак с мужней властью, то она согласно закону XII Таблиц, имела право прервать давность, отсутствуя в доме мужа в течение трех ночей(так называемое правило троеночия). Узус устанавливает MANUS в тех случаях, когда брак совершался без требуемого обряда, либо с серьезным нарушением обряда.
    5.4.4. Правовые последствия заключения брака.

    Действительный брачный союз предполагал взаимные права и обязанности супругов как личного, так и имущественного характера. Неравенство партнеров внутри римского брака выражалось в том, что на жену приходились по преимуществу требования обязательного характера, тогда как мужу предоставлялись значительные права в отношении жены. Жена в правильном браке следовала сословному и гражданскому положению своего мужа. Ее внутрисемейный статус был подчиненным: она приравнивалась как бы к дочери, а муж приобретал над ней власть домовладыки. Жена не могла жить одна, рецепированное право прямо ввело в обиход требование об обязательности ее следовать местожительству своего мужа. Муж имел право заставить жить жену в своем доме, прибегнув для этого или к насильственным действиям или к помощи властей. Жена обязывалась к домашним работам, к поддержанию дома в состоянии, отвечающим сословному положению семьи (т.е. её невыполнение этих требований делало причину развода уважительной и для нее влекущей штрафные последствия). Супруги (и муж в т.числе) обязаны были поддерживать нормальные отношения в семье как личного, так и сексуального свойства. Отказ в выполнении супружеского долга, прелюбодеяние жены (измена мужа трактовалась римским правом ограничительно – наравне с двоеженством) также считались основаниями для требования о прекращении брака. Прелюбодеяние жены могло караться домашней саморасправой, на которую имели право муж и отец жены (но только отец имел полное право убить безнаказанно нарушительницу супружеских устоев). Имущественные отношения супругов различались в зависимости от формы заключения брака по римскому праву. При заключении бра­ка в обрядовой форме (cum manu) все имущество жены и ее, условно, рабочая сила с абсолютностью переходили к мужу, он имел право винди­кации на любое принадлежащее жене имущество как полноправный соб­ственник даже в отношении ее прежней семьи. Все возможные приобре­тения в это имущество (как до, так и после брака) переходили мужу. Он имел полное право по распоряжению имуществами жены, при том, что родственники ее не могли в это вмешиваться. При заключении брака посредством брачного соглашения (sine manu) в семье действовал принцип раздельности имуществ супру­гов. Управление и распоряжение доходами с имущества жены принадле­жало мужу, но отчуждать эти имущества муж не имел права без специ­ального разрешения супруги либо ее прежнего домовладыки. Прежние родственники имели право не только предъявить мужу требования о вос­становлении имущества, но даже иски по поводу злоупотреблений в уп­равлении им. Но и жена не могла (как не обладающая jus commercii) ни­коим образом самостоятельно распоряжаться этими имуществами в хозяйственном отношении. Супругам запрещались при этой форме зак­лючения брака взаимные дарения (имелись в виду, конечно, прежде все­го, дарения мужу). За женой сохранялось пассивное право выступать участницей цивильного оборота: дарить, занимать, участвовать в управлении имуществами, наследовать другие имущества. Ответственность возлагалась также на супругов раздельно, за исключением случаев конфис­кации имуществ по уголовным преступлениям.
    5.4.5. Браки cum manu и sine manu: различия.

    Брак CUM MANUбрак с мужней властью, жена целиком попадала под власть мужа. Отсюда вытекало право мужа истребовать (виндицировать) жену, подобно вещи, от всякого третьего лица («по праву квиритов»). Муж мог отдать ее в кабалу кому-либо и наказывать включительно до лишения жизни. Вступая в брак, женщина навсегда и полностью выпадала из семьи своего отца, разрывала связи с отцовской семьей, попадала под такую же власть мужа, под какой оказывались и дети, рожденные ею в браке. Она лишена была права требовать развода. Только муж мог дать ей развод.

    С течением времени, т.е. в период поздней республики, власть мужа над женой заметно ослабляется. На смену браку с мужней властью пришел брак без мужней власти – MATRIMONIUM SUNE MANU. Причиной появления этой формы явилось разложение прежней патриархальной семьи. Брак SUNE MANU возникает из простого брачного соглашения – NUPTIAS CONSENSUS FASIT. Следовательно, этот брак неформальный, хотя при нем могли совершаться какие-то обряды, например, введение жены-невесты в дом мужа. Личные права мужа над женой не столь всеобъемлющи, как при браке CUM MANU. Лишь в случае прелюбодеяния муж имел право убить жену, но затем и это право исчезает.
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   19


    написать администратору сайта