План+ 1 глава. Правовое регулирование наследования по завещанию в России и других государств
Скачать 184.46 Kb.
|
ТЕМА: «Правовое регулирование наследования по завещанию в России и других государств» Введение Глава 1. Сущность наследования по завещанию 1.1 Исторические аспекты становления и развития наследования по завещанию в России 1. 2 Основные аспекты наследования по завещанию 1.3 Осуществление наследственных прав Глава 2. Сравнительная характеристика и проблемы практического применения института наследования по завещанию 2.1 Наследование по завещанию в странах романо-германской и англосаксонской правовых семей 2.2 Сравнительная характеристика мусульманского завещания и завещания по российскому законодательству 2.3 Проблемы практического применения института наследования по завещанию и пути их совершенствования Заключение Список использованных источников и литературы Приложения Введение Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что наследование по завещанию на сегодняшний день является наиболее распространённым основанием возникновения права собственности. Граждан, принимающих участие в правовых отношениях, объектом которых является то или иное имущество, с каждым годом становится всё больше. Наследование по завещанию в пятом разделе Гражданского кодекса РФ является первым из оснований наследования и его приоритет перед наследованием по закону можно объяснить тем, что гражданин именно посредством завещания может наиболее действенным способом выразить своё волеизъявление в отношении принадлежащего ему имущества. Установление и гарантированность законом принципа тайны завещания, предоставление возможности требования компенсации морального вреда за нарушение этой тайны, установление принципа свободы завещания, в соответствии с которым перед завещателем открываются большие возможности по распоряжению имуществом вплоть до лишения права на наследование кого-либо из наследников или ограничения их права и т.п., изменение порядка определения обязательной доли в наследственном имуществе, ограничение права на обязательную долю, возможность отстранения обязательного (необходимого) наследника от наследования как недостойного, возможность выбора формы совершения завещания и многое другое побуждают граждан к выбору завещательного способа передачи наследства В настоящее время правовое регулирование наследственных правоотношений, несомненно, нуждается в совершенствовании. Причем многое могут дать изменения в косвенном регулировании наследования, в частности совершенствование налоговой политики. Наследственные отношения в той или иной мере затрагивают интересы каждого гражданина, они распространены повсеместно, а значит, полное, детальное исследование и регулирование данных отношений является насущной потребностью для любого общества. Несмотря на введение в действие 1 марта 2002 г. части III ГК РФ, восполнившей многие пробелы в наследственном законодательстве и привнесшей важные правовые новеллы, наследственные отношения нельзя считать оптимально урегулированной областью законодательства, поскольку в ней остаются недостаточно разработанные, спорные положения. Нужно отметить, что отдельные вопросы наследственного правопреемства так и не получили законодательного урегулирования, а некоторые из законодательных нововведений были неоднозначно восприняты современными исследователями, что породило наличие в науке спорных вопросов и зачастую диаметрально противоположных взглядов. Совершенствование законодательства, регулирующего наследственные отношения, тесно связано с развитием науки наследственного права, многие проблемы которой по сей день остаются неразрешенными. Так, например, среди ученых по сей день отсутствует единое мнение о понятии и характере наследственного правоотношения; вызывает дискуссии закрепленная законом возможность опровержения предположения о принятии наследства наследником, совершившим фактические действия по его принятию; возникают разногласия, связанные с вопросом о составе наследства. Помимо перечисленных, существуют и другие проблемы, требующие научного осмысления и исследования. Наличие в науке наследственного права проблем, дающих почву для их дальнейшего анализа, и объясняется актуальность темы исследования. Объектом исследования выступает совокупность общественных отношений, возникающих при наследовании имущества по завещанию. Предметом исследования является изучение и анализ законодательства регулирующего отношения наследования по завещанию, правовое положение субъектов наследственного права, а также регулирование данного вопроса в зарубежных странах. Цель настоящей работы - раскрыть сущность и обозначить перспективы развития наследования по завещанию в Российской Федерации и других государствах. Поставленная цель обусловила выдвижение следующих задач: - раскрыть исторические аспекты становления и развития наследования по завещанию в России; - рассмотреть основные аспекты наследования по завещанию; - провести сравнительный анализ наследования по завещанию в странах романо-германской и англосаксонской правовых семей - проанализировать сравнительная характеристика мусульманского завещания и завещания по российскому законодательству; - выявить проблемы практического применения института наследования по завещанию и пути их совершенствования. Теоретической основой исследования послужили научные труды следующих правоведов в области гражданского права: М.Ю. Борщевского, Ю.Н. Власова, Зайцеву Т.И., Крашенникова П.В., Толстого Ю. К., Серебровского В. И., Шилохвоста О. Ю. и других. Однако, в настоящее время, как в теории, так и в практике наследственного права остаются нерешенные вопросы. Методологической основой исследования явились общенаучные диалектические методы познания и частнонаучные методы: описательный, формально-юридический, формально-логический, сравнительно-правовой, конкретно-исторический. Структура выпускной квалификационной работы обусловлена елями и задачами и состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы. Глава 1. Сущность наследования по завещанию 1.1 Исторические аспекты становления и развития наследования по завещанию в России Институт завещания является одним из доминирующих институтов как отечественного, так и зарубежного наследственного права, и в этой связи представляет огромный интерес для исследования, начало которому рационально начать с истории его возникновения и становления, и которому мы посвятим несколько публикаций. Общеизвестно, что институт наследования по завещанию впервые нашёл своё законодательное закрепление в Законах Хаммурапи, получив своё дальнейшее развитие в законодательстве Солона, но основные правовые конструкции наследования по завещанию были разработаны римскими юристами. Римское право в части наследования, предусматривая два основания наследования (закон и завещание), тем не менее, не допускало одновременного призвания к наследованию по названным основаниям после одного наследодателя, т.е. закон не допускал, чтобы часть наследства наследовалась по закону, а часть – по завещанию1. Отметим, что с принятием Законов XII таблиц был положен конец концепции публичной природы завещаний; Законы предусматривали неограниченную свободу завещателя в возможности распорядится своей собственностью. Завещание именовалось «testamentum» и в обязательном порядке должно было содержать сведения о назначенном наследнике. Что же касается всевозможных завещательных распоряжений, которые должен был выполнить наследник по завещанию, то они фиксировались в соответствии с волей завещателя в так называемом памятном письме (кодицилле) в присутствии пяти свидетелей1. Последний из четырех основных этапов в истории римского наследственного права, именуемый «наследование по законодательству, реформированному Юстинианом в его Новеллах», в части наследования по завещанию характеризовался делением завещаний на частные (обыкновенные и чрезвычайные) и публичные. Подчеркнем, что по юридической силе и правовым последствиям римское право не предусматривало различий между устными и письменными завещаниями, они отличались только по форме изъявления воли завещателя, и именно римским правом были сформулированы условия действительности завещаний. Императорским законом Юстиниана были внесены изменения, ограничивающие принцип свободы завещания: размер обязательной доли в наследстве составил ½ долю от той доли, которую необходимый наследник имел право наследовать по закону при отсутствии завещания (ранее была ¼). Завещание определялось как изъявление последней воли завещателя и являлось односторонним волеизъявлением (актом), поэтому не допускалось совершение взаимных завещаний, впрочем, как и наследственных договоров. Анализируя ныне действующее законодательство (как российское, так и многих иных государств), можно констатировать, что римское право оказало огромное влияние на наследственное право как в целом, так и на правовое регулирование наследования по завещанию, в частности. Однако, не отвергая общеизвестные истины, множество раз повторяемые учеными-цивилистами, что «основные правовые конструкции, регулирующие переход имущества в порядке наследования, были разработаны еще в римском частном праве, и большинство из них было в дальнейшем воспринято, с той или иной степенью модификации, значительным числом из ныне существующих национальных систем гражданского права»2. Необходимо отметить специфику возникновения и становления российского наследственного права, которая нашла свое наиболее полное отражение в становлении института наследования по завещанию. В Древней Руси завещание представляло собой не «testamentum» в его римском юридическом понимании, а завет умирающего живым, в котором содержались распоряжения наследодателя живым, касающиеся организации его похорон. А главное, оно было обусловлено заботой умирающего о своей душе и содержало распоряжения относительно того, как поминать его, кого он назначает душеприказчиком (исполнителем завещания), «приказывая ему свою душу». Не редко, наряду с вышеперечисленными распоряжениями, завещание содержало угрозу наследникам, а подчас и душеприказчику, Божьим судом, если они не надлежаще исполнят волю завещателя. Подтверждением того, что завещатель, совершая завещание, прежде всего, заботился о своей душе, является тот факт, что в самом названии завещания присутствовал термин «духовное», т.е. само слово «духовная» было синонимом завещанию. Представляет интерес и сама процедура совершения завещания («духовной»): для «укрепления» и оглашения, а главное, для благословения «духовного» приглашался духовный отец (священник), что подтверждает происхождение завещания на Руси не из юридических, а из нравственно-духовных отношений. До принятия Положения о нотариальной части (1886 г.) свидетелями приглашались близкие завещателю люди, которые, как указывалось в самой духовной, «в головах сидели». Русская Правда – первый кодифицированный свод древнерусского права, отразивший процесс зарождения и становления феодальных отношений на Руси (в Пространной ее редакции), содержала положения, регулирующие как наследование по закону, так и наследование по завещанию: «Аже кто, умирая разделить дом свой, на том стояти; паки ли без ряду умреть, то всем детям…» (ст. 92 Пространной Правды). Данное положение подтверждает тот факт, что в указанный период при наличии завещания наследование осуществлялось в соответствии с волей завещателя, а не по закону. Однако завещанием («рядом») возможно было распределить имущество (распорядится, как управлять им) только между наследниками по закону. С течением времени наследование по завещанию и по закону, как основания наследования, все более выражено обособляются в отдельные (самостоятельные) институты, более того, предусматриваются некоторые различия в правах и ответственности наследников, призываемых к наследованию по тому, или иному основанию. Так, в соответствии с Псковской судной грамотой наследование осуществлялось как по закону, так и по завещанию («приказное»). В отличие от Русской Правды, завещание («рукописание», «порядная») могло быть совершено не только в пользу таких наследников по закону как дети, переживший супруг, но и в пользу «боковых родственников» (ст. 14 Псковской грамоты). В период образования централизованного государства (ХV-ХVII вв.), порядок регулирования наследственных отношений в России определялся и Судебником 1497 г., который еще в большей мере зафиксировав укрепление позиций частной собственности, содержал положения, согласно которым, если наследодатель умирал, не совершив завещания, и при отсутствии у него сыновей, все имущество, включая землю, передавалось его дочерям, а при их отсутствии – «ближним» его рода (ст. 60). Практически идентичны по содержанию были и положения Судебника 1550 г. в части наследственных отношений, содержащиеся в ст. 92. Соборное уложение царя Алексея Михайловича (1649 г.), узаконившее окончательное закрепощение крестьян, и в соответствии с которым наряду с иным имуществом крестьяне входили в состав наследства, дифференцировало порядок наследования в зависимости от видов имущества, входившего в состав наследства: различался порядок наследования вотчин (купленных, родовых, выслужных) и поместий. Распоряжение завещателя («духовная грамота», чаще называемая «духовная»), кроме назначения главного наследника, могло содержать те или иные распоряжения, касающиеся различных «выделов» в пользу легатариев (отказополучателей). Допускалось назначение наследниками по завещанию супруга, родственников до пятой степени родства, включая и родственников боковой линии, церковь; легатариями могли быть указаны и посторонние лица. Совершая завещание, завещатель мог указать в качестве наследника только одного из наследников и таким образом лишить наследства своих ближайших родственников или жену1. Предусматривались и некоторые ограничения в возможности совершения завещаний. Так, еще до принятия Соборного уложения (1580 г.), было запрещено завещать все имущество церкви, лишив тем самым возможности наследовать имущество женой и ближайшими родственниками. А в 1679 г. свобода совершения была ограничена запретом завещать выслужные и родовые вотчины. Соборное уложение содержало и ограничения, касающиеся жен завещателя: «А будет, которые люди, отходя от сего света вотчины свои купленыя напишут в духовных своих женам своим бездетным, будет женам их, …а будет жены их пойдут замуж, и им до тех вотчин дела нет, а отдать те их вотчины братьям их, или в род. Или будет написано в духовных, что женам их, будучи во вдовах, теми их купленными вотчинами владети по свой живот, или до тех пор, как постригутся, а как те их жены постригуться или помрут и те их купленные вотчины по тому же отдать братьям их или в род…» (ст. 64). Безусловно, положения Соборного уложения в большей части регулировали порядок наследования по закону, но все, же оно содержало и нормы, определявшие условия и порядок наследования по завещанию (по «духовной»). Как видим, период сословно- представительской монархии знаменуется наряду с другими институтами и развитием института наследования по завещанию. В период же абсолютной монархии значительные изменения в отечественном наследственном праве произошли после издания Петром Великим Указа о порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах (1714 г.), так называемого Указа о единонаследии, который, как и Соборное уложение, имел целью предотвратить дробление родовой наследуемой недвижимости между наследниками и значительно ограничил свободу завещания. В соответствии с названным Указом, были устранены правовые различия между поместьями и вотчинами, определено понятие «недвижимость» и порядок ее наследования: недвижимость (вотчины, поместья и прикрепленные к ним крепостные крестьяне) передавались одному сыну, как правило, старшему, а в случае отсутствия сыновей, какому-либо одному родственнику, при этом дочери имели преимущество перед более дальними родственниками. По мнению многих цивилистов, установление системы майората привело к тому, что институт завещания, успевший довольно-таки значительно развиться в течение предыдущего периода, практически возвратился к исходному пункту: в отношении наиболее дорогостоящей части наследства (недвижимости) свобода завещателя выражалась только выборе члена семьи, завещания в пользу посторонних лиц не допускались1. Восстановление (1731 г.) императрицей Анной Иоанновной практически прежнего порядка наследования было обусловлено тем, что родители старались всевозможными способами все же разделить недвижимое имущество между всеми детьми поровну («подложные» продажи и закладные, истребование клятв разделить имущество поровну и т.п.), к тому же из-за названного наследства происходили ссоры между наследниками, убийства. Хотя вполне возможно, что имело место и политическое побуждение: система майората могла привести к имущественному укреплению знатных родов (фамилий) и их влиянию на политическую жизнь страны. Прежде чем приступить к рассмотрению условий и порядка наследования по завещанию в период действия положений, содержащихся в Своде законов, отметим, что в 1831 г. в России было принято Положение о духовных завещаниях, устанавливающее две основные формы завещаний: крепостные, совершавшиеся завещателем в уездном суде, или гражданской палате, или же в магистрате и т.п., т.е., при участии публичных властей, и домашние, которые совершались завещателем по месту его пребывания1. С принятием Свода законов завещанием считалось законное объявление воли владельца о его имуществе на случай смерти (ст. 1010). Совершить завещание могло только дееспособное лицо, т.е. лицо, находящееся «в здравом уме и твердой памяти» (ст. 1016), следовательно, недействительными были завещания безумных («не имеющие здравого рассудка с самого их младенчества»), сумасшедших («тех, коих безумие происходит от случайных причин и составляет болезнь»), умалишенных, совершивших завещания во время помешательства, а также самоубийц (ст. ст. 356, 366, 1017). Законодатель лишил возможности совершать завещания и тех лиц, которые не достигли 21 года, лишенным всех прав состояния (по приговору суда), принявшим монашеский постриг (с момента пострижения). Совершить завещание мог только тот, кто имел право распоряжаться имуществом, признавались недействительными и завещания, содержащие волю двух лиц в одном завещании (ст. 1018, 1019, 1023 Свода законов). Как видим, отечественное наследственное право, в том числе и институт наследования по завещанию, имеет непростую, противоречивую историю своего развития, более того, до настоящего времени нет определенности относительно начала ее отсчете, поскольку многие правоведы связывают начало правового регулирования наследования на Руси с письменным договором князя Олега с греками (911 г.). Действительно, названный договор свидетельствует о правовых положениях наследования: «Когда русин, служащий царю христианскому, умрет в Греции, не распорядив своего наследства и родных с ним не будет, то прислать его имение наследнику, означенному в духовной»1. Однако представляется необходимым согласиться с мнением тех дореволюционных цивилистов, которые утверждали, что названный документ не является объективным памятником отечественного права, поскольку он распространяется только на тех русских, которые находились на службе византийского императора, и имел международно-правовой характер2. Таким образом, если говорить о генезисе русского наследственного права как системы норм, то необходимо обращаться к Своду законов Российской империи (1832 г.), поскольку до его принятия в сфере наследования не существовало стройной взаимосвязанной системы «закон, судебная практика, теория», и которую только и возможно назвать правом в полном смысле этого слова. |