Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.Периодизация истории отечественного государства и права: формационный и цивилизационный подходы.

  • 3.Периодизация первобытнообщинного строя, характеристика основных этапов и складывание государственнообразующих признаков у славян.

  • 4.Возникновение Древнерусского феодального государства: предпосылки и факторы. «Норманская теория» происхождения древнерусской государственности.

  • 5.Социально-классовая структура древнерусского общества. Пути формирования класса феодалов и класса феодально зависимых людей.

  • 6. Государственное устройство и форма правления Древнерусского феодального государства

  • Основу военной организации Киевской Руси

  • Органы государственной власти и управления Древнерусского феодального государства.

  • 8. Источники древнерусского феодального права. Русская Правда, ее происхождение и основные редакции

  • 9. Преступления и наказания, суд и процесс в Древнерусском феодальном государстве.

  • 10. Феодальная раздробленность Руси: причины, оценка, последствия и формы правления государственных образований, их характеристика. Владимиро-Суздальское княжество

  • 13. Гражданское право по Псковской Судной Грамоте

  • Обязательственное право.

  • 1. Предмет, содержание и методология истории отечественного государства и права как науки и учебной дисциплины


    Скачать 0.57 Mb.
    Название1. Предмет, содержание и методология истории отечественного государства и права как науки и учебной дисциплины
    Анкорotvety_iogp_dooktb.doc
    Дата04.05.2017
    Размер0.57 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаotvety_iogp_dooktb.doc
    ТипДокументы
    #6932
    страница1 из 7
      1   2   3   4   5   6   7


    1.Предмет, содержание и методология истории отечественного государства и права как науки и учебной дисциплины

    История государства и права как научная дисциплина изучает эволюцию структур, институтов и механизмов государственной власти, развития системы в целом, отдельных отраслей, институтов и норм права.

    Предметом науки истории государства и права России является изучение возникновения и развития типов и форм государства и права, институтов и механизмов государственной власти, а также правовых институтов конкретных государств у народов нашей страны в определенный исторический период.

    Основными методами изучения истории государства и права России являются: исторический, сравнительный, системно-структурный, статистический, аналогия и экстраполяция.

    Исторический метод подходит к государству и праву как к развивающимся и изменяющимся во времени явлениям. Данный метод выявляет основные элементы изучаемого объекта и происходящие в нем изменения с целью раскрытия их содержания и взаимоотношений.

    Сравнительный метод заключается в сравнительном изучении государственно-правовых явлений России и других стран. При этом выявляются их общие черты, различия и особенности развития. Могут сравниваться и отдельные государственно-правовые институты страны в процессе их эволюции.

    Системно-структурный метод эффективен при исследовании самоуправляющихся систем, состоящих из множества взаимодействующих элементов. Их анализ предусматривает изучение структуры элементов, их внутренних и внешних связей, выявление системообразующих элементов.

    Статистический метод используется при исследовании количественных сторон исторического процесса. Работа с числовыми показателями позволяет выявить протяженность, распространенность, темпы развития и другие стороны процесса.

    Умозаключение по аналогии -- это вывод о сходстве двух или более явлений в каких-либо определенных отношениях, сделанный на основании их сходства в других отношениях. Аналогия применяется в случаях изучения явлений, сведения о которых неточны, неполны или фрагментарны.

    Экстраполяция предусматривает распространение выводов, полученных в ходе исследования одной части явления (процесса) на другую его часть. Экстраполяция содействует прогнозированию, особенно тогда, когда объектом исследования является исторический процесс. Выводы, полученные в результате исследования завершившейся ступени развития, помогают понять его настоящее и предвидеть границы будущего.

    2.Периодизация истории отечественного государства и права: формационный и цивилизационный подходы.

    Отечественная школа права базируется на формационном подходе к развитию истории и государства, выдвинутом К. Марксом. Введение метода периодизации истории государства и права России связано с особенностями социально-экономического развития российского общества в разные исторические периоды и особенностями государственно-правового развития (государственно-правовые формы, факты и явления). Критерии периодизации: - форма государственного устройства; - форма правления; - правовая система.

    Типы государственно-правового устройства, рассматриваемые с использованием метода периодизации:

    - рабовладельческий тип государства и права — характеризуется наличием класса рабов и класса рабовладельцев (Хазария и Волжская Булгария и т.д.);

    - феодальный исторический тип государства и права — характерен для Древней Руси. Дореволюционные историки права не дали научной периодизации истории российского государства и права. Одни из них строили периодизацию по царствованиям; другие — по месту положения столицы: киевский, московский период ит.п.; третьи — по титулу главы государства: княжеский, царский и императорский периоды и т.д.:

    - тип централизованного государства. На данном этапе произошло образование Русского (Московского) государства путем объединения раздробленных феодальных государств (княжеств) в единое. Важное значение здесь имел внешнеполитический фактор — борьба с монголо-татарским игом. Москва становится центром разрозненного государства;

    - сословно-представительская монархия. С середины XVI до середины XVII в. произошли значительные государственные и правовые реформы, связанные с правлением Ивана IV (Грозного) и присоединением новых территорий к Российскому государству;

    - становление абсолютной монархии. Во второй половине XVII — XVIII вв. значительно увеличивается роль самодержавия в России и усиливается роль государственной власти, что главным образом связано с именами Петра I и Екатерины II;

    - период формирования буржуазно-капиталистических отношений. Начало этого периода в России связано с проведением Александром II крестьянской реформы 1861 г., а также ряда других реформ (судебной, военной, земской, городской и др.); период становления конституционной монархии. В начале XX в. стали распространяться политические идеи Великой буржуазной революции в дворянских кругах России. В этот период начала действовать 1 Государственная дума;

    - падение феодального типа государства и права в России — Февральская буржуазно-демократическая революция;

    - Великая Октябрьская социалистическая революция. Октябрь 1917 г. ознаменовал новый тип государства и права — социалистический, который также разделился на следующие периоды:

    1) социалистическая революция и создание советского государства;

    2) переходный период, или период нэпа;

    3) период государственно-партийного социализма;

    4) период кризиса социализма;

    период развития демократического государства и права Российской Федерации. Его начало связано с распадом СССР и принятием 12 декабря 1993 г. действующей Конституции РФ.'

    ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД — методология изучения государства и права, основывающаяся на марксистском диалектико-материалистическом учении о смене общественно-экономических формаций. Это такой научный подход, который базируется на закономерностях развития государства и права как определенных политических реалиях, сменяемых на определенной стадии развития общества в результате разрешения (революционным способом) существующих антагонистических противоречий между производительными силами и производственными отношениями. Соответственно, основанием формационного подхода является учение о смене общественно-экономических формаций.

    ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД — комплексное, системное использование методологических средств познания, отображающих в своем единстве многоаспектное видение государства и права — их происхождение, сущность, функции, сферы и пределы воздействия на общество, социальную ценность. Основанием цивилизационного подхода является понятие цивилизации.

    3.Периодизация первобытнообщинного строя, характеристика основных этапов и складывание государственнообразующих признаков у славян.

    История человечества делится на три больших этапа в зависимости от материала, из которого изготовлялись используемые человеком орудия труда (каменный век: 3млн. лет тому назад – конец III тысячелетия до н.э.; бронзовый век с конца III тысячелетия до н.э. - I тысячелетия до н.э.; железный век – I тысячелетия до н.э.).Каменный век.В период раннего каменного века (примерно 700тыс. лет тому назад) человек проник на территорию Восточной Европы. Заселение шло с юга.
    Тогда же, очевидно сформировались и существующие сейчас расы (европеоидная, негроидна и монголоидная).Ученые иногда называют поздней палеолит «костяным веком». К находкам этого времени относятся кинжалы, наконечники копий, гарпуны, иглы с ушком и т.п. Жилищем уже служили не только пещеры, но и шалаши и землянки, построенные человеком.В период позднего палеолита на смену первобытному стаду приходит более высокая форма организации общества – родовая община. Родовая община – это объединение людей одного рода, имеющих коллективную собственность и ведущих хозяйство на основе возрастного и полового разделения труда при отсутствии эксплуатации.
    К охоте и собирательству добавилось рыболовство. Отмечены попытки людей плавать на брёвнах. Началось одомашнивание животных: была приручена собака, вслед за ней – свинья. Окончательно была заселена Евразия: человек дошёл до берегов Балтики и Тихого океана. Тогда же, из Сибири через Чукотский полуостров люди попали на территорию Америки.
    Неолит – последний период каменного века (7–5тыс. лет тому назад) характеризуется появлением шлифования и сверления орудий из камня (топоры, тёсла, мотыги). К предметам прикреплялись рукоятки..Бронзовый век.Новый толчок в историческом развитии человечество получило, освоив производство металла. На территории нашей страны ускорилось развитие тех племён, которые жили вблизи залежей меди и олова.Возросла роль мужчины – пастуха и земледельца – в производстве. На смену матриархату пришёл патриархат.Начали складываться большие культурные общности (языковые семьи): индоевропейская, угро-финская, иберийско-кавказская.Первые рабовладельческие цивилизации на земном шаре возникли ещё в эпоху бронзового века в полосе с благоприятным климатом, протянувшийся от Средиземноморья до Китая: деспотии Древнего Востока, Греция, Рим, Индия и Китай. Рабовладение просуществовало как господствующая во всемирно-историческом масштабе форма организации жизни до III-V вв. до н.э.
    На территории Закавказья, Средний Азии и Причерноморья складывались крупные государства, оказавшие влияние на ход мировой истории.
    К северу от цветущих рабовладельческих цивилизаций древности на территории Северного Причерноморья жили многочисленные кочевые племена, пережившие стадию разложения  ­первобытно-общинного строя. В VI-IV вв. до н.э. скифы объединились в мощный племенной союз. В III в. до н.э. на его базе сложилось сильное Скифское государство со столицей в Неаполе Скифском (близ Симферополя). При раскопках Неаполя Скифского археологи обнаружили значительные запасы зерна. Скифы-земледельцы выращивали «лучшую в мире пшеницу» (Геродот). Зерно из Скифии вывозили в Грецию. Посредниками в торговле хлебом были греческие города – рабовладельческие государства на побережье Чёрного моря.В V в. до н.э. Пантикапей стал центром крупной рабовладельческой державы – Боспорского царства.Боспорское царство вело непрерывные войны с соседними кочевыми народам. В 107 г. до н.э. в Боспоре произошло восстание ремесленников, крестьян, а также рабов под предводительством Савмака. Савмак был провозглашен царём Боспора.
    Железный век.
    В то время как в наиболее благоприятном климатическом поясе Земли ещё в период бронзового века получили развитие рабовладельческие цивилизации Месопотамии, Египта, Средиземноморья, Передней и Средней Азии, Индии, Китая, к северу и югу от них жили народы, находившиеся ещё на стадии первобытно-общинного строя. Переходу этих народов к классовому обществу способствовало начало изготовления орудий труда из железа (рубеж I тысячелетия н.э.). Широкое распространение месторождений железа в виде болотных руд, его дешевизна по сравнению с бронзой, более высокая производительность орудий из железа привели к вытеснению бронзовых и каменных изделий.
    Широкое распространение железа на территории нашей страны относится к I тысячелетию до н.э. Продвижение земледелия на север от зоны теплого климата привело к тому, что на землях, где жили наши далёкие предки – славяне, также стали появляться предпосылки для возникновения частной собственности; зарождалось классовое общество, требовавшее организации социальных отношений, и, как естественный результат, складывалось государство.

    4.Возникновение Древнерусского феодального государства: предпосылки и факторы. «Норманская теория» происхождения древнерусской государственности.

    Формирование единого Древнерусского государства обусловлено становлением древнерусской народности и процессом объединения восточнославянских племен. Большинство историков относит образование Древнерусского государства к IX веку. Этот период характеризуется: разложением первобытнообщинного строя и формированием феодальных общественных отношений; становлением общественного и государственного строя раннефеодального государства; возникновением и развитием государственно-правовых институтов; введением на Руси христианской религии; принятием нормативных актов, регламентирующих основные стороны жизни государства и общества; укреплением внешнеполитических связей русского государства и т. д.

    Особенностями формирования Древнерусского государства являются:

    1) географические и климатические условия (большие слабонаселенные территории, трудности сообщения между отдельными землями - реки, озера, что затрудняло координацию всех земель и проведение единой государственной политики);

    2) проживание на территории .Древнерусского государства различных по этническому составу племен, что выразилось в образовании многонационального государства;

    3) взаимоотношения с соседними народами и государствами.

    Основные теории образования Древнерусского государства:

    1)норманнская теория, создателями которой являются немецкие ученые Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер и А.Л. Шлецер. Основанием для норманнской теории послужила древнерусская летопись XII века Повесть временных лет, где говорилось о призвании на княжение на Русскую землю варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора, опираясь на которую сторонники этой теории делают вывод

    о том, что братья-варяги основали Древнерусское государство и дали ему название Русь;

    2) антинорманнская теория (М.В. Ломоносов, В.Г.Белинский, Н.И. Костомаров и др.) считает, что образование Древнерусского государства явилось следствием глубоких эволюционных исторических процессов (разложение первобытнообщинного строя и развитие феодальных отношений), а не было создано выходцами из Скандинавии. Опровергая норманнское происхождение слова Русь, российские исследователи доказали, что племя рось существовало среди восточных славян задолго до появления варяжских князей. Норманнская теория утвердилась как антирусская политическая доктрина и широко использовалась Гитлером в годы Второй мировой войны для оправдания захватнических войн против славянских народов.

    Норманская теория-один из важнейших дискуссионных аспектов истории Русского государства.

    Вопрос о происхождении древнерусского государства связан с формированием древнерусской народности. Большинство дореволюционных историков происхождение русского государства связывало с вопросами этнической принадлежности народа "русь". Ряд историков, как отмечалось выше, придерживаясь норманской теории, считают, что "русь" — это варяги, норманны и другие жители Скандинавии. Вокруг теории о норманнском происхождении Руси и призвании варягов, долгое время в исторической науке шла усиленная дискуссия, которая порой переходила в острую идеологическую борьбу. Варяжская проблема становилась ареной идеологического и политического противостояния. Как отмечал академик Б.Д. Греков, "легенда" о "призвании варягов" много веков находилась на вооружении идеологов феодального государства и была использована русской буржуазной наукой" (Вопросы истории. 1991. № 6. С. 5). Академик Б.А. Рыбаков полагает, что к тому моменту, когда на севере славянских земель появились варяги, в Среднем Поднепровье уже сложилась Киевская Русь. Варяги-пришельцы не овладевали русскими городами, а ставили свои укрепленные лагеря рядом с ними. Он признает реальность Рюрика, но сомневается в двух других героях "легенды" — Синеусе и Труворе. "Легенда", очевидно, составлена из различных преданий и рассказов, в которых историческая правда сплеталась с вымыслом, окружившим описание событий, происходивших за два столетия до их записи. Б.А. Рыбаков, допуская наличие "исторической правды" в легенде, выделял норманнский период в истории Руси, охватывающий три десятилетия (882-912 гг.), когда власть в Киеве захватил норманнский конунг Олег, ставший на время киевским князем.

    Вообще-то в советской историографии существовало три подхода к сообщениям летописи о призвании варягов. Одни исследователи считают их в основе своей исторически достоверными. Другие — полностью отрицают возможность реальных фактов. Третьи улавливают в "предании о Рюрике" отголоски действительных происшествий, но отнюдь не тех, что поведаны летописцем.
    5.Социально-классовая структура древнерусского общества. Пути формирования класса феодалов и класса феодально зависимых людей.

    СОЦИАЛЬНОЕ РАССЛОЕНИЕ ОБЩИНЫ

    Все свободное население Руси называлось людьми, отсюда пошел термин "полюдье". Значительная часть населения была лично свободна, но платила дань в пользу государства. Сельское население называлось смердами. Смерды могли жить как в свободных сельских общинах, так и в вотчинах феодалов и князей, являясь при этом лично зависимыми.

    зависимые от него холопы, челядь, рабы, и отпущенные им на волю и посаженные на землю челядины.

    СВОБОДНОЕ НАСЕЛЕНИЕ КИЕВСКОЙ РУСИ

    Великие князья собирали дань со всех государственных земель, хотя население не было лично зависимо от них. Некоторые ученые определяют такой строй как "государственный феодализм". Младшие отпрыски княжеского рода получали в княжение малые города и превращались в феодалов. Княжеские дружинники, осевшие на землю, получали земли в управление и собирали в них дань от имени князя, часть оставляя себе. Родоплеменная знать, разбогатевшие общинники, давая в долг в голодные годы, могли обращать в зависимых своих общинников. К свободным также относилось сельское и городское население (купцы, ремесленники, общинники - свободные смерды)

    НЕСВОБОДНОЕ НАСЕЛЕНИЕ КИЕВСКОЙ РУСИ

    К этому классу относятся закупы (взявшие "купу" (долг) и отрабатывающие сам долг и проценты на него), рядовичи (заключившие "ряд" (договор) и отрабатывающие деньги или услугу определенный срок по этому договору), холопы, или челядь (рабы из числа пленников или закупов и рядовичей, бежавших до отработки долга), а также смерды - феодально-зависимое население в княжеской или боярской вотчине.

    ВЫСШИЕ КЛАССЫ

    Высшие классы киевского общества имели гетерогенный источник. Их становой хребет состоял из выдающихся людей (мужей) основных славянских родов и племен. Как нам известно, даже в период антов существовала племенная аристократия - "старейшины антов". Некоторые из этих старейшин, должно быть, имели аланское происхождение. С подъемом княжеской власти в Киеве окружение князя (дружина) стала основным катализатором для формирования новой аристократии - бояр. СРЕДНИЕ КЛАССЫ

    Неразвитость средних классов обычно рассматривается как одна из основных черт русской социальной истории. Верно, что как в московский, так и в имперский периоды вплоть до девятнадцатого столетия пропорциональное соотношение людей, вовлеченных в производство товаров и торговлю, и жителей городов в целом в сравнении с крестьянством было низким. Однако, зная о распространении торгового класса Киевской Руси, мы можем быть уверены, что, по крайней мере в Новгороде и Смоленске, торговый люд как социальная группа был пропорционально более велик, нежели в городах Западной Европы этого времени.

    Нет оснований сомневаться в его наличии в докиевский и раннекиевский периоды. Люди, организованные в гильдии (вервь), упомянутые в "Русской Правде", вполне способны составить такого рода средний класс.

    НИЗШИЕ КЛАССЫЛюди низших классов в русских городах киевского периода назывались "младшими людьми" (молодшие люди). Они были в основном рабочими и ремесленниками различного рода: плотниками, каменщиками, кузнецами, сукновалами, кожевниками, горшечниками и т. д. Люди одной и той же профессии обычно жили в одной части города, носившей соответствующее имя. Так, в Новгороде упоминаются Горшечный район и Плотницкий район; в Киеве - Кузнецкие Ворота и т. д.

    К низшим классам киевского общества принадлежали также наемные рабочие или работники. Далее следуют смерды, которые составляли становой хребет низших классов в сельских районах. Смерды лично были свободны, но их правовой статус ограничивался, поскольку они подчинялись специальной юрисдикции князя.

    ПОЛУСВОБОДНЫЕПолусвободные не были крепостными, поскольку отсутствовал элемент "неэкономического давления" в процессе утраты ими свободы. Связь между ними и их господами была чисто экономической, поскольку это было отношение между кредитором и должником. Как только долг выплачивался с процентом, должник вновь становился полностью свободным.

    Особенность отношения состояла в факте того, что долг этого типа должен был выплачиваться не деньгами, а работой, хотя не было возражений на его выплату деньгами, если должник неожиданно обретал достаточную для этого сумму.

    6. Государственное устройство и форма правления Древнерусского феодального государства

    Киевская Русь не была централизованным государством. Древнерусское государство было "лоскутным", его населяли разные племена - полян, древлян, кривичей, дреговичей и др. Местные князья обязаны были участвовать со своей ратью в походах киевских князей, присутствовали на феодальных съездах, некоторые из них входили в состав княжеского совета. Но по мере развития феодальных отношений, углубления процесса феодализации связи местных князей с киевским великими князем все больше ослабевают, возникают предпосылки для феодальной раздробленности.

    По форме правления древнерусское государство являлось раннефеодальной монархией с достаточно сильной монархической властью.

    Основными характеристиками древнерусской раннефеодальной монархии можно считать:

    * экономическое и политическое влияние боярства на центральную и местную власть;

    * большая роль совета при князе, господство в нем крупных феодалов;

    * наличие дворцово-вотчинной системы управления в центре;

    * наличие системы кормления на местах.
    Государственное единство Киевской Руси держалось на системе сюзеренитета-вассалитета. Вся структура государства покоилась на лестнице феодальной иерархии.

    Во главе Древнерусского государства стоял великий князь. Ему принадлежала верховная законодательная власть. Известны крупные законы, и великими князьями и носящие их имена: Устав Владимира, Правда Ярослава и др. Великий князь киевский сосредоточил в своих руках и исполнительную власть, будучи главой администрации. Он возглавлял всю военную организацию древнерусского государства, лично водил войско в бой.

    Первоначально в Киевской Руси применялась десятичная, или числен­ная, система управления, выросшая из военной организации, при которой начальники воинских подразделений - десятские, сотские, тысяцкие - являлись руководителями более или менее крупных звеньев государства.

    Система местного управления была проста. Кроме местных князей, сидевших в своих уделах, на места посылались представители центральной власти - наместники и волостели.

    Основу военной организации Киевской Руси составляла великокня­жеская дружина, по численности сравнительно небольшая. Это были професси­ональные воины, зависевшие от милости князя. Но и он сам от них зависел. Дружинники были не только воинами, но и советниками князя. Старшая дружина представляла собой верхушку класса феодалов и в значительной степени определяла политику князя, внутреннюю и внешнюю.

    В Древней Руси не было специальных судебных органов. Судебные функции выполняли представители администрации, включая ее главу великого князя. Однако существовали специальные должностные лица помогавшие в отправлении правосудия. Среди них можно назвать, например вирников, которые собирали уголовные штрафы за убийство. Вирников, когда они находились при исполнении служебных обязанностей, сопровождала целая свита мелких должностных лиц. Судебные функции выполняли также церковь и отдельные феодалы, которые имели право судить зависимых от них людей (вотчинная юстиция). Судебные полномочия феодала составляли неотъемлемую часть его иммунитетных прав.

    Важным элементом политической системы древнерусского общества стала церковь, которая с момента крещения Руси оказалась тесно связанной с государством. Поначалу князь Владимир Святославич пытался использовать в государственных интересах языческий культ, установив иерархию языческих богов во главе с Перуном - богом грозы и войны, но затем переориентировался на христианскую религию и крестил Русь. По преданию он долго раздумывал, прежде чем сделать выбор в пользу православия.


    1. Органы государственной власти и управления Древнерусского феодального государства.


    Высшими органами власти в Древнерусском государстве были великий князь, совет при князе, феодальные съезды, вече.

    Властные функции великого киевского князя в период княжения Олега (882-912 гг.), Игоря (912-945 гг.) и регентши Ольги при Святославе (945-964 гг.) были относительно несложны и заключались в:

    * организации дружины и военных ополчений и командования ими;

    * охраны границ государства;

    * осуществлении походов на новые земли, захват пленных и взимание с них дани;

    * поддержание нормальных внешнеполитических отношений скочевым племенам юга, Византийской империей, странами Востока.

    Вначале киевские князья управляли только киевской землей. В ходе завоевания новых земель, киевский князь в племенных центрах оставлял тысячу во главе с тысяцким, сотню во главе с сотским, меньшие гарнизоны во главе с десятским, которые выполняли роль администрации города.

    В конце X века функции власти великого князя претерпевают изменения. Отчетливее стал проявляться феодальный характер власти князя.

    Князь становится организатором и командующим вооруженными силами (многоплеменной состав вооруженных сил усложняет эту задачу):

    * заботится о строительстве укреплений по внешней границе государства, строительстве дорог;

    * налаживает внешние сношения с целью обеспечения безопасности границ;

    * осуществляет судопроизводство;

    * осуществляет утверждение христианской религии и материально обеспечивает духовенство.

    Княжескую власть осуществляли на местах посадник, волостели и тиуны. Князь изданием законов закреплял новые формы феодальной эксплуатации, устанавливал правовые нормы.

    Таким образом, князь становится типичным монархом. Великокняжеский престол передавался вначале по наследству по принципу "старшинства" (старшему брату), а затем по принципу "отчины" (старшему сыну).

    Совет при князе не имел отдельных от князя функций. Он состоял из городской верхушки ("старцев градских"), крупных бояр, влиятельных дворцовых слуг. С принятием христианства (988 г.) в Совет вошли представители высшего духовенства. Это был совещательный орган при князе для решения важнейших государственных вопросов: объявление войны, заключение мира, союзов, издание законов, финансовых вопросов, судебных дел. Центральными органами управления были должностные лица княжеского двора.Следует отметить, что с совершенствованием системы феодализма десятичная (тысяцкие, сотники, и десятские) система заменяется постепенно дворцово-вотчинной. Исчезают разделения между органами государственного управления и управления личным делами князя. Общий термин тиун уточняется: "огнищанин" называется "тиуном-огнищным", "старший конюх" - "тиуном конюшим", "староста сельский и ратный" - "тиуном сельским и ратейным" и т.д.

    Феодальные съезды (снемы) созывались великими князьями для решения важнейших вопросов внешней и внутренней политики. Они могли быть общегосударственными или нескольких княжеств. Состав участников в основном был тот же, что и Совет при князе, но на феодальные съезды созывались и удельные князья.

    Функции съезда составляли:

    * принятие новых законов;

    * распределение земель (ленов);

    * решение вопросов войны и мира;

    * охрана границ и торговых путей.

    Вече созывалось князем или феодальной верхушкой. В нем участвовали все взрослые жители города и не горожане. Решающую роль здесь играли бояре и городская верхушка "старцы городские". Холопы и подчиненные домовладыке люди на вече не допускались.

    Известно, что решение об убийстве за злоупотребление сбором дани князя Игоря древляне приняли на своем вече.В 970 году Новгородское вече пригласило на княжение Владимира Святославовича.

    На вече решались вопросы:

    - созыва и комплектования народного ополчения и выбор предводителя;

    - выражался протест против политик князя.Исполнительным органом вече был Совет, который фактически заменял вече. 

    8. Источники древнерусского феодального права. Русская Правда, ее происхождение и основные редакции

    Источники: законод. власть, создающая закон; суд, вырабатывающий своими решениями новые нормы права; частные лица и органы правительства, содействующие созданию новых юр. обычаев. Т.О. источники права: закон, обычай, договор, суд.реш-ия. Источники нпа: обычное право, судебная практика, византийское право.церковные уставы князей Владимира, Ярослава. Главными НПА были:-договоры с византией.- княжеские уставные грамоты, княжеские уставы. Причины принятия: завершения складывания гос. структуры сделало необходимым систематизирование права. Русская права стала процессуальным сборником. Также церковные суды нуждались в письменном своде законов, т.к. 1.церковными судьями были греки и южные славяне, кот.не знакомы с русскими юр. обычаями,2.в русских юр. обычаях было много норм языческого обычного права, которые зачастую не соответствовали новой христианской морали, поэтому церковные суды стремились смягчить обычаи. Т.О. создание РП непосредственно связано с принятием христианства и введения института судов. Основным правовым документом был сборник правовых норм, РП. Он представляет собой целый комплекс юридических документов, составными частями которого являлись Древнейшая Правда (около 1015 г.), Правда Ярославичей (около 1072г.), Устав Мономаха (около 1120— 1130 гг.). Русская Правда в зависимости от редакции подразделяется на Краткую, Пространную и Сокращенную.Списки краткой правды: Академический и археологический.Краткая Правдасостояла из 2 частей. Первая была принята в 30-е гг. XI в. (Правда Ярослава). Вторая часть была принята в Киеве на съезде князей и крупнейших феодалов после подавления восстания низов 1068 г. и получила название Правды Ярославичей. + Покона Вирного. Пространные списки заключали больше кол-ва статей.Она состояла из 2 частей -Устава князя Ярослава и Устава Владимира Мономаха. По тексту списки могут быть разделены: Синоидальный список и наиболее многочисленный вид входит в состав юр. сборников известных под названием Кормчих и Намоканон, представляет собой собрание церковных правил. Сокращённые списки: статьи, которые близки к Потсранной правде. Т.О. только в 1497 был издал Судебник Ивана 3,заменившйи РП.

    9. Преступления и наказания, суд и процесс в Древнерусском феодальном государстве.

    Понятие и термин, которым обозначалось преступление «Обида»- причинение морального или материального ущерба лицу или группе лиц.

    Виды преступлений 1. против личности 2.имущественные

    Объекты преступления – это личность и имущество.

    виды наказаний: основной вид- штрафы. Высшая- «поток и разграбление»

    Смягчающие вину обстоятельства : состояние опьянения

    -отягчающие: корыстный умысел

    Русская Правда знает о субъективной стороне преступления, относя к ней умысел или неосторожность. И хотя четкого разграничения мотивов преступления и понятия виновности ещё не существует, они уже намечают­ся в законе.

    Суд во времена Русской Правды не был отделен от администрации, и судьей был, прежде всего, сам князь. Княжеский суд разрешал дела феодальной знати, междукняжеские споры.

    Характер судебного процесса и его признаки: Состязательный характер, судебный процесс был гласным, устным

    Процедура суда 3 этапа:1.- «заклич»2.- «свод»3.- «гонение следа»

    Русская Правда не знает еще возрастного ограничения уголовной ответственности, понятия невменяемости. Состояние опьянения не исключает ответственности. В литературе высказывалось суждение, что опьянение по Русской Правде смягчало ответственность (убийство на пиру). В действительности при убийстве в драке имели значение не состояние опьянения, а элемент простой ссоры между равными людьми. Больше того, Русская Правда знает случаи, когда опьянение вызывает повышенную ответственность. Так, если хозяин бьет закупа под пьяную руку, то теряет этого закупа со всеми его долгами; купец, пропивший доверенный ему чужой товар, отвечает не только в гражданском, но и в уголовном порядке, притом весьма строго.

    Русской Правде известно понятие соучастия. Эта проблема решается просто: все соучастники преступления отвечают поровну, распределение функций между ними пока не отмечается.

    Русская Правда дифференцирует ответственность в зависимости от субъективной стороны преступления. В ней нет различия между умыслом и неосторожностью, но различаются два вида умысла - прямой и косвенный. Это имеет место при ответственности за убийство: убийство в разбое карается высшей мерой наказания - потоком и разграблением, убийство же в "сваде" (драке) - только вирой. Впрочем, некоторые исследователи полагают, что здесь ответственность зависит не от формы умысла, а от характера самого преступления: убийство в разбое - это низменное убийство, а убийство в драке все-таки как-то может быть оправдано с моральной точки зрения. По субъективной стороне различается и ответственность за банкротство: преступным считается только умышленное банкротство. Состояние аффекта исключает ответственность.Что касается объективной стороны состава преступления, то подавляющее число преступлений совершается путем действия. Лишь в весьма немногих случаях наказуемо и преступное бездействие (утайка находки, длительное невозвращение долга).Среди преступлений против личности следует назвать убийство, телесные повреждения, побои, оскорбление действием. Княжеские уставы знают и состав оскорбления словом, где объектом преступления является преимущественно честь женщины.

    В уставах князей Владимира Святославича и Ярослава рассматриваются также половые преступления и преступления против семейных отношений, подлежащие церковному суду, - самовольный развод, прелюбодеяние, похищение женщины, изнасилование и др.

    Среди имущественных преступлений наибольшее внимание Русская Правда уделяет краже (татьбе). Самым тяжким видом татьбы считалось конокрадство, ибо конь был важнейшим средством производства, а также боевым имуществом. Известно и преступное уничтожение чужого имущества путем поджога, наказуемое потоком и разграблением. Суровость наказания за поджог определяется, очевидно, тремя обстоятельствами. Поджог - наиболее легкодоступный, а потому и наиболее опасный способ уничтожения чужого имущества. Он нередко применялся как средство борьбы, когда закабаляемые крестьяне хотели отомстить своему господину. Наконец, поджог имел повышенную социальную опасность, поскольку в деревянной Руси от одного дома или сарая могли сгореть целое село или даже город. В зимних условиях это могло привести и к гибели массы людей, оставшихся без крова и предметов первой необходимости.


    10. Феодальная раздробленность Руси: причины, оценка, последствия и формы правления государственных образований, их характеристика. Владимиро-Суздальское княжество
    Со второй четверти XII в., а точнее, с 1132 г. от Р. X., смерти Мстисла­ва Великого, сумевшего ещё некоторое время после смерти своего отца, Владимира Мономаха, удерживать целостность Киевской Руси, государ­ство это было разделено между его сыновьями и внуками и перестало су­ществовать как единая держава Рюриковичей. Из него выделились и обо­собились и ранее тяготевшие к самостоятельности отдельные земли – княжества. К этому времени выделялись следующие княжества: Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское, Полоцкое, Новгородское, Псковское Эти княжества, в свою очередь, дробились на уделы, управлявшиеся ближайшими родст­венниками сидевших в столичных городах князей.

    В процессе разрастания княжеских семей процесс дробления становил­ся все интенсивнее. И если в середине XII в. можно было насчитать 15 княжеств, то в началеXIII в. – около 50, а в начале XIV – около 250.

    Последствия раздробленности:

    1. положительные- отдельные княжества получили возможность развиваться бурно, не зависели от Киева.

    2. Отрицательные- ослабление обороноспособности страны.


    Особенности политической раздробленности нашей страны:

    1. Все русские князья были Рюриковичами

    2. Единая православная религия

    3. Единство исторического развития, единство языка и культуры

    4. постоянная угроза нападения со стороны соседей


    Владимиро-Суздальское княжество представляло собой раннефеодальную монархию с сильной великокняжеской властью. Великий князь опирался на дружину, при помощи которой создавалось военное могущество княжества. В совет при князе входили дружинники, представители духовенства (после перенесения митрополичьей кафедры – сам митрополит), наместники-дружинники, управлявшие городами. Структура феодального общества мало отличалась откиевской, однако здесь появляется новая категория феодалов – дети боярские, а в XII в. появляется и новый термин – «дворяне».

    11. Вечевой строй Новгородской и Псковской феодальных республик, его характеристика.

    В знак независимости от княжеской власти, в связи с установлением республиканского строя, Новгород стал именоваться Господин Великий Новгород. С достижением независимости Псков также стал называться Господин Псков. Высшим органом власти в обеих республиках считалось вече главных городов, т. е. собрание жителей городских общин. Участие крестьян в вече не предусматривалось. Не имели решающего голоса и жители других городов, хотя случаи их присутствия на вечевых собраниях Новгорода и Пскова зафиксированы в документах. По своему происхождению Новгородское вече было городским собранием, похожим на остальные, происходившие в других городах Руси в XII в. Вече созывалось князем, посадником или тысяцким. Но когда борьба между различными партиями особенно накалялась, вече созывали частные лица или группы поддержки той или иной партии. Иногда, особенно во время восстаний, одновременно собиралось два веча: одно на Торговой стороне, а второе на Софийской. Вече не было постоянно действующим органом, оно созывалось только тогда, когда в нем была действительная необходимость. Чаще всего это случалось во время войн, восстаний, призыва князей и других социальных катаклизмов. Вече собиралось по звону вечевого колокола на площади, называвшейся Ярославовым двором. Если вече собиралось для выбора архиепископа, то оно собиралось на площади у Софийского собора, на престоле которого клали избирательные жребии. Вече по своему составу не было представительным учреждением и состояло не из депутатов, а из всего свободного населения Новгородской республики. Но фактически вече состояло из тех, кто мог прийти на него, то есть в основном жителей Новгорода, так как о созыве веча не сообщалось заранее. Но иногда на вече присутствовали делегаты от крупных пригородов Новгорода, таких как Псков, Ладога и другие.

    Вече имело право принимать законы, приглашать и изгонять князя, выбирать, судить и снимать с должности посадника и тысяцкого, разбирать их споры с князьями, решать вопросы о войне и мире, раздавать волости на кормление князьям.

    О составе веча, его роли в решении государственных вопросов в научной литературе нет единого мнения. Традиционной является точка зрения, что в нем могло принимать участие все свободное мужское население города, которое сходилось по звону вечевого колокола. В Новгороде вече проходило на Ярославовом дворище на Торговой стороне города или на Софийской площади. В Пскове вече собиралось на площади перед Троицким собором. Памятники донесли известия о многочисленных стычках между новгородцами, происходившими на вече. Иногда разногласия были настолько велики, что собирались два веча: одно на Софийской, другое на Торговой стороне, а потом они шли навстречу друг другу, чтобы врукопашную на Большом мосту через Волхов выяснить, кто же прав. Лишь вмешательством духовенства удавалось иногда предотвратить кровопролитие. Псковское вече имело некоторые особенности. Отсутствие крупного боярского землевладения в республике делало боярство не настолько сильным, чтобы сосредоточить в своих руках всю политическую власть. Военная опасность, постоянно угрожавшая Пскову, усиливала роль князя, что в свою очередь также ослабляло политическую роль боярства. Поэтому вече в Пскове в значительно большей степени, чем в Новгороде, учитывало интересы городской общины.

    Функции веча как высшего органа власти в республиках были весьма многообразны. Оно решало вопросы войны и мира, избирало высших должностных лиц, включая и архиепископа. Выборы проходили путем жеребьевки. Сохранились сведения о выборах архиепископа. Имена трех кандидатов записывались на отдельные жребии и клались на алтарь Софийского собора. Два жребия должен был снять мальчик или слепой. Кандидат, записанный на оставшемся жребии, считался избранным. На вече решались вопросы призвания князей, оно же «указывало им путь». Есть сведения и о том, что на вече происходил суд. На нем одобрялись или не одобрялись основные внутри- и внешнеполитические мероприятия, принимались законы.

    Вече не было органом, созывавшимся регулярно. Обычно оно собиралось по инициативе высших должностных лиц, они же готовили повестку дня, проекты решений. От них во многом зависело, что «приговорит» вече. Коллегия, подготовлявшая вече и осуществлявшая руководство текущими делами, называлось Осподой, или Советом господ в Новгороде и Господой в Пскове. В Осподу, или Совет господ, входили высшие выборные должностные лица Новгорода: посадник, тысяцкий, канчанские старосты, соцкие.

    12. Общественный строй феодальных республик.
    Социальная структура Новгородской республики была по тому времени довольно своеобразной для Руси. Господствующий же класс - феодалы, крупные землевладельцы - был тесно связан с торговлей и ремеслом, с эксплуатацией населения зависимых земель, дававшего ему меха, лен, мед и другие товары для экспорта. Феодалы жили, как правило, в Новгороде, имели большие усадьбы, где кроме них проживали зависимые ремесленники, мелкие торговцы, челядь. Кроме феодальной ренты (чаще оброка), бояре получали доходы от торговли, ростовщичества, поборов с колоний.
    Крупными земельными собственниками выступали архиепископ Софийского собора (Новгородский “владыка”), высшее духовенство, монастыри и церкви. При этом монастырское землевладение росло достаточно быстро. Многие светские феодалы передавали по завещаниям свои земли на помин души. Часто монастыри покупали землю, а нередко и просто захватывали как общинные, так и незанятые. В то же время монастыри крайне редко отчуждали свои владения. Да и вообще дробление земель, свойственное светскому землевладению, у церковного землевладения почти полностью исключалось.
    Кроме того, новгородское духовенство имело право на так называемую “десятину” от торговых пошлин и от вир и продаж (судебных штрафов), получало доходы от эксплуатации колониальных и зависимых народов. Оно играло большую роль в политической жизни республики и теснейшим образом было связано с боярством.Еще одной группой господствующего класса были житьи люди - средние феодалы, так же как и бояре, занимавшиеся еще и торговлей. Однако главным, что определяло их статус, было именно землевладение. Тем не менее, житьи люди, хотя были феодалами, имели ограниченные права по сравнению с боярством. Они не могли избираться на высшие государственные должности. До ХIV в. из числа житьих людей избирали тысяцкого, но затем эта должность была узурпирована боярством.
    Поскольку купцы объединялись вокруг церкви, то, как и положено прихожанам, избирали старост (причем сразу трех): один от житьих и “черных” людей (впоследствии тысяцкий) и два от купцов. Старосты разбирали как внутрицерковные проблемы, так и споры иванских купцов с иностранными и новгородскими купцами. Иванская организация в решении своих дел была вполне самостоятельна и посадник не участвовал в рассмотрении таких споров. И таких корпораций купцов в Новгороде было несколько.Основное население Новгорода состояло из мастеров, учеников, ремесленников и наймитов - так называемых “старейших” и “молодших”, или “черных”. Как члены городской общины, они пользовались некоторыми привилегиями, в частности, при покупке земель, тянувших к городу, принимали участие в местном самоуправлении, обладали податным иммунитетом. В то же время они являлись основной массой городского населения, платившей подать, несшей повинности по строительству и ремонту городских построек, укреплений, дорог и т.д. Им были присущи вольнолюбивые нравы. Не случайно история Зависимое население республик включало в себя прежде всего крестьян, половников, холопов.Государственный строй
    Юридически высшим органом власти считалось вече - собрание полноправных жителей мужского пола главных городов. При этом участие крестьян или жителей других городов не предусматривалось.
    Вече не было систематически созывавшимся органом. Оно собиралось по решению боярского совета, князя, посадника, иногда - по инициативе жителей города. Но, несмотря на регулярность созыва вече и довольно четкую организацию его деятельности, реальная власть в Новгороде принадлежала боярскому совету - “осподе”. Боярский Совет собирался по мере надобности и решал основные вопросы государственной значимости: подбирал кандидатуры князя, посадника, других должностных лиц, готовил вечевые собрания, необходимые документы, решал вопросы внешней политики. И как бы то там ни было, именно готовившие повестку дня и проекты решений вече высшие должностные лица во многом предрешали, что “приговорит” вече. Решения, которые готовил Совет господ для веча, как правило, принимались. Так образом Совет проводил политику, угодную боярству.
    Большую роль в управлении играли должностные лица, избираемые на вече. Высшим должностным лицом в обеих республиках были посадники. Вторым лицом в Новгороде был тысяцкий. В Пскове избирали вместо тысяцкого еще одного посадника. Должность тысяцкого, оставшаяся от древней численной системы управления, предполагала наличие в городе 10 сотен. В Пскове же 10 сотен не набиралось. Своеобразным должностным лицом в Новгороде был архиепископ. Он избирался из монахов, выходцев из боярской среды. Новгородцы добились, чтобы он не назначался митрополитом, а избирался на вече. Точнее, вече избирало трех кандидатов, жребий же решал, кто именно из них будет “владыкой”. Митрополит лишь утверждал волю новгородцев. Владыка осуществлял не только управление новгородской епархией и церковным судом. Он выполнял и светские обязанности: хранил казну и архив, возглавлял дипломатические переговоры. При Софийском храме содержался специальный “владычный” полк - постоянная вооруженная сила новгородского боярства.
    13. Гражданское право по Псковской Судной Грамоте

     

    Гражданское право занимает важное место в нормах Псковской Судной грамоты. Гражданское право занимает важное место в нормах Псковской Судной грамоты. Право собственности знает деление вещей на недвижимые (“отчина”) и движимые (“живот”). К недвижимым относились земли, рыболовные участки, пчельники (“борти”). Для недвижимости устанавливался особый режим владения. Защита земельной собственности — одна из важнейших частей Псковской Судной грамоты. Князья не могли отдавать землю в собственность по своему усмотрению, им разрешалось выделять ее в управление гражданам с согласия администрации. Это было как бы «временным держанием» (ст.14, 88 и т.д Псковская Судная грамота регулирует и владение “кормлями” — землями, полученными от республики или от частных лиц в пожизненное (но не наследственное) владение. Кормли запрещалось продавать (статья 72 ) Предусматривала Грамота и процедуры истребования вещей из чужого законного и незаконного владения (в случае находки, приобретения краденных вещей). Приплод от скота после его покупки принадлежал новому собственнику (ст. 110)..
    Обязательственное право.. Псковской судной грамоте были известны договоры купли-продажи, дарения, залога, займа, мены, поклажи, найма помещений, личного найма и изорничества.

    Договор купли-продажи.
    Договор купли-продажи недвижимого имущества заключался только в письменной форме (статьи 10 - 13). Купля — продажа, заключенная в нетрезвом состоянии могла быть признана недействительной по требованию одной из сторон. Договор дарения.
    То есть дарения признавалось только в том случае, если оно было произведено перед священником или перед другими людьми. Договор дарения мог заключаться в письменной или устной форме.
    Залог.
    Договор займа.
    Для признания действительным договора займа на сумму больше 1 рубля необходимо было, чтобы он был заключен в письменной форме и обеспечивался записью и закладом

    Договор поклажи.
    Псковской Судной грамоте был известен “договор поклажи” — хранения имущества. Судебные разбирательства по этим статьям производились только в том случае, если претензии были подкреплены ”записями” — юридически заверенными актами:


    Договор личного найма.
    В Псковской Судной грамоте также есть статьи о личном найме, заключавшемся с различными работниками. Наем ремесленников в XIV-XV вв. получил широкое распространение. В Псковской Судной грамоте есть несколько статей, регулирующих отношения между нанимателями и наймитами. Наследственное право. Наследование по завещанию.
    Псковская Судная грамота знает два вида наследлования имущества: наследование по завещанию и наследование по закону. Завещание признавалось действительным, если оно было написано и сдано в городской архив (статья 14).
    Наследование по закону.
    В Псковской Судной грамоте обозначен круг лиц-наследников по закону.[24] К ним относятся: отец, мать, сын, брат, сестра (статья 15). Но дети лишались права наследства по закону, если отделялись от родителей: “53. Аже сын отца или матерь не скормит до смерти, а пойдет из дому, части ему не взять”. Муж или жена, после кончины супруга, имели право пользоваться его имуществом до вступления во второй брак или до своей смерти.

      1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта