Главная страница
Навигация по странице:

  • ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ РЕФЕРАТ

  • Содержание

  • 1. Появление кино в Приморском крае 1.1. Рождение кино в Приморье к. 19 – н. 20 вв.

  • 1.2. «Второе пришествие» кинематографа в Приморском крае. Первые кинотеатры.

  • 2. Развитие кино в революционный период и 20-е гг.

  • Список источников и литературы

  • Первые кинотеатры в Приморском крае. Развитие кинематографа. реферат кино. Рождение кино в Приморском крае и первые кинотеатры


    Скачать 65.8 Kb.
    НазваниеРождение кино в Приморском крае и первые кинотеатры
    АнкорПервые кинотеатры в Приморском крае. Развитие кинематографа
    Дата20.01.2022
    Размер65.8 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлареферат кино.docx
    ТипРеферат
    #336794

    МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И АРХИВНОГО ДЕЛА ПРИМОРСКОГО КРАЯ

    ГАПОУ «Приморский краевой колледж культуры»

    ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ РЕФЕРАТ

    по дисциплине: История отечественной культуры

    Тема:

    Рождение кино в Приморском крае и первые кинотеатры

    Работу выполнила студентка

    Харченко Анна 3 курс 324 группа

    Специальности: Народное художественное творчество (по виду Хореографическое творчество)

    Преподаватель: Струтынская И.В.

    Оценка: _____________

    Уссурийск, 2021 год

    Содержание

    Введение…………………………………………………………………………...3

    1. Появление кино в Приморском крае……………….....................................4

    1.1. Рождение кино в Приморье к. 19 – н. 20 вв.……………………………...4

    1.2. «Второе пришествие» кинематографа в Приморском крае. Первые кинотеатры……………………………………………………..………………..8

    2. Развитие кино в революционный период и 20-е гг. ………………………..14

    Заключение…………………………………………………………………...…..21

    Список источников и литературы………………………………………………22

    Введение

    Кинематограф — отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании движущихся изображений. Иногда также упоминается как синематограф) и кинематография. Кинематограф был изобретён в конце XIX века и стал крайне популярен в XX веке.

    Завоевание мира кинематографом было стремительным, его изначальная «немота» с легкостью стирала международные границы. Сотрудники братьев Люмьер сразу после изобретения кино устремились во все уголки планеты для того, чтобы утолить ненасытное человеческое любопытство и стремление к познанию нового и неизведанного.

    Летом 1897 года они прибыли и во Владивосток, и 1 июля здесь началась новая эпоха – эпоха кинематографа.

    Цель работы – изучить рождение кино в Приморском крае.

    Для достижения поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

    - рассмотреть появление кинематографии в Приморском крае;

    - исследовать эпоху второго пришествия кинематографа в Приморском крае и процесс появления первых кинотеатров;

    - изучить развитие кино в революционный период и 20-е гг. в Приморском крае.

    Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников и литературы.


    1. Появление кино в Приморском крае

    1.1. Рождение кино в Приморье к. 19 – н. 20 вв.

    Эпоха кинематографа во Владивостоке наступила всего через два года после первого в мире показа.

    «Декаданс», «Модерн», «Наполеон» — так пышно и претенциозно назывались первые владивостокские кинотеатры. Давно уже они канули в лету, не оставив и следа от своей былой славы. Исчезли навсегда, выполнив, однако, свою благородную миссию — открыв жителям города таинственный и волнующий мир кинематографа.

    28 декабря 1895 года в Париже на бульваре Капуцинов в «Гранд-кафе» состоялся первый коммерческий киносеанс, где любой желающий за 1 франк мог в течение 20 минут любоваться «живыми фотографиями». Благодаря братьям Люмьер, организовавшим первые киносеансы, этот день вошел в историю как день рождения кинематографа. Новое зрелище стремительно завоевывало мир.

    В 1896 г. первые киносеансы проводятся в Германии, Австро-Венгрии, Испании, Индии, Австралии. Весной того же года представитель братьев Люмьер побывал в Санкт-Петербурге, а уже в первых числах июля на Нижегородской промышленно-художественной ярмарке был проведен первый публичный киносеанс в России.

    Год спустя, в мае 1897 г., «Великий немой» объявился во Владивостоке. В газете «Владивосток» в рубрике «Чудеса науки и изобретения» появилась любопытная заметка: «Честь имею уведомить почтенную публику, что в построенном мной павильоне на углу Светланской и Суйфунской при электрическом освещении будет мною демонстрироваться ежедневно с 1 июня кинематограф — движущиеся фотографии и два фонографа. 300 самых новейших пьес, как русских, так и иностранных. Начало фонографов с 2 дня до 6 вечера и кинематографа с 7 ч. вечера до 11 ч. ночи. Демонстратор А.П. Хегберг».

    «Великий немой» в первый же день собрал аншлаг. Сейчас сложно установить, какие именно это были «живые фотографии». Есть предположение, что на первом киносеансе во Владивостоке показывали фильмы либо братьев Люмьер, либо Жоржа Мельеса.

    Что интересно, Хегберг был бессребреником. Увидев изобретение, «человек с бульвара Капуцинов» поехал по миру не зарабатывать, а знакомить людей с новинкой. Кроме синематографа он демонстрировал фонограф: труба и валик, на который записывалась речь. В его коллекции было более ста пьес.

    Но первый блин вышел комом. Жители Владивостока не оценили чудо науки, посчитав лишним платить деньги за такое представление – большинство из них уже не раз видели изображения на экране (правда неподвижные) на общеобразовательных лекциях в музее Общества изучения Амурского края, мужской прогимназии и женском училище. И скоро касса Хегберга стала пустовать, поэтому он придумал проводить «вечера для холостяков». Каждый желающий за отдельную плату мог наговорить в фонограф все, что захочет, а затем аппарат озвучивал это всему залу.

    Поскольку такие вечера посещали слободские представители сильного пола с охотнорядским воспитанием, то и родная речь носила ненормативный характер. Начальница женской гимназии сразу же запретила своим воспитанницам появляться на Светланской около магазина «Кунста и Альберса» в вечернее время.

    Но ни снижение цены за вход, ни развеселые холостяцкие вечера павильон Хегберга популярным не сделали. В итоге он не продержался и месяца.

    Вскоре в газете «Владивосток» появилось новое объявление: «Вновь прибывший аппаратъ кинематографъ изобретенiя т. Эдисона будет демонстрироваться в павильоне против Кунстъ и Альберсъ, угол Светланской, в продолжение только четырех дней: воскресенье 27-го, понедельник 28-го, вторник 29-го и последний в среду, 30-го iюля. Каждый вечеръ два сеанса. Начало перваго въ 7 ч. вечера, а второго въ 9 часов вечера. За отъездом в Америку аппарат продается за треть стоимости. Прошу не смешивать аппарат, который демонстрировался до моего приезда: общаго по конструкции не имеютъ. С. Маржецкiй».

    Есть версия, что под псевдонимом Маржецкий скрывался Жорж Мельес, который вошел в историю как французский предприниматель, режиссер, один из основоположников мирового кинематографа. Этот человек тайно купил в Англии контрафактный синематограф и повез его по России: Урал, Сибирь, Дальний Восток. Везде он останавливался всего на несколько недель, в итоге тур продлился девять месяцев. Мельес успел посетить города Екатеринбург, Пермь, Красноярск, Иркутск, Омск, Хабаровск. Владивосток был крайней точкой кинопутешествия, здесь в конце июля 1897 года он организовал четыре сеанса.

    Перед отъездом свой кинопроектор Маржецкий сбыл Александру Александровичу Иванову, владельцу строящейся гостиницы «Тихий океан» (ныне Пограничная, 2) и театра при ней с таким же названием. Причем сделал это за бесценок, взяв всего треть от изначальной стоимости, как и указано в объявлении. Уже 3 августа в газете «Владивосток» появляется новый анонс: «В воскресенье 10-го августа въ летнем помещении «Тихiй Океанъ» будетъ демонстрирован аппаратъ «Кинематографъ». Начало сеанса в 8 часов вечера. Перед началомъ сеанса и в антрактах будетъ играть струнный оркестр».

    Так кинематограф перебрался в стены театра Иванова, а затем и в «Театральный зал мадам Галецкой» (ныне Алеутская, 20), где имелось помещение на 350 мест.

    Хотя особой популярности фильмы тогда не имели. Сказывалась высокая цена на сеанс (для детей – 50 копеек, для взрослых – 1 рубль) и плохое качество пленок, попадавших во Владивосток случайным образом. Система кинопропроката появилась в России на рубеже 1906 и 1907 года, ближайшая к Владивостоку прокатная контора Антона Михайловича Дон Отелло располагалась в Иркутске. Она снабжала фильмами все крупные города Сибири и Дальнего Востока.

    В течение последующих двух месяцев кинематограф демонстрировали еще дважды: в том же павильоне на Светланской с 27 по 30 июля и в театре «Тихий океан» (Иванова) 10 августа. При этом «аппарат кинематограф» представляли как изобретение Эдисона и просили «Не смешивать его с аппаратом, который демонстрировался раньше, но мало имел с ним общего по конструкции».

    О том, насколько «выгодным» в коммерческом отношении было это предприятие, можно только догадываться. Однако некто С. Маржецкий в числе первых пытавшихся заняться новым бизнесом, уезжая в Америку в июле 1897 г., избавляется от киноаппарата, продав его за бесценок (треть от фактической стоимости). В течение с 1897 по 1901 г. «кинематограф» во Владивостоке «демонстрировался» в разных местах: в Морском собрании, в театре Галецкого, вновь в театре Иванова, но так и не обрел постоянной прописки.

    Несколько обстоятельств не позволили «великому немому» быстро завоевать себе «место под солнцем».

    Во-первых, неразвитость системы проката в России (вернее ее полное отсутствие в то время), все картины, демонстрировавшиеся во Владивостоке, попадали, как правило, сюда случайно.

    Во-вторых, качество привозимых картин оставляло желать лучшего — мелькание кадров и порыв пленки были привычны. К тому же билеты на первые киносеансы стоимостью от 50 коп. до 1 р. 50 коп. были доступны отнюдь не каждому.

    В апреле 1901 года произошло знаменательное событие. Заезжий «гастролер», некто господин Матье, не только продемонстрировал владивостокской публике киноаппарат (теперь под названием «биограф»), но и заснял город и его жителей на кинопленку. Насколько известно, это была первая киносъемка в городе. А г-н Матье пробыл в нашем городе до ноября и не раз показывал местным жителям возможности своего аппарата.

    1.2. «Второе пришествие» кинематографа в Приморском крае. Первые кинотеатры.

    Второе пришествие кинематографа во Владивосток приходится на 1906—1907 годы, когда на Светланской, буквально впритык друг к другу открывается сразу несколько иллюзионов.

    12 марта 1906 года распахнул двери «Электрический Театр Эдисона» в доме Даттана при ресторане Кюммеля (впоследствии названный биограф «Виктория»).

    26 декабря 1906 года в доме Пьянкова (Светланская, 41) открывается театр-иллюзион «Декаданс» (в дальнейшем — «Идиллия»), а 10 июля 1907 года — «Гранд-Иллюзион» Л. Финкельштейна.

    В 1909 году начали работать сразу несколько небольших иллюзионов на улицах Светланской и Корейской — «Модерн» Горват-Божечко, «Мир иллюзий» Л. Клейна и Золотухина, «Французский» электро-биограф. Неким господином даже была предпринята попытка открыть китайский иллюзион для подданных Поднебесной, но она не увенчалась успехом. Отдельную категорию составляли летние иллюзионы (в городском саду довольно долго работал иллюзион Владивостокского вольно-пожарного общества «Дружинник») и иллюзионы при ресторанах («Светланка»).

    Отличительной чертой этого периода является то, что владельцами кинотеатров были уже отнюдь не заезжие гастролеры, а люди довольно известные в городе — владелец ресторана, в прошлом дирижер, Кюммель, предприниматели Л. Финкельштейн, К.С. Ягджоглу. Последний впоследствии создал целую сеть иллюзионов в Хабаровске и Харбине. В 1910 году он построил в Иркутске кинотеатр, вложив в него 100 тыс. рублей. Интересно, что картины для своих иллюзионов Константин Ягджоглу закупал за рубежом лично.

    18 февраля 1909 года во Владивостоке открылся еще один иллюзион — «Золотой Рог», ставший к 1916 году одним из лучших кинотеатров города и по внутреннему обустройству, и по репертуару.

    В 1916 г. было уже 6 кинотеатров. А всего с 1906 по 1917 год только на ул. Светланской насчитывалось не менее 13 иллюзионов. Обострившаяся конкуренция заставила владельцев иллюзионов искать нетривиальные решения для привлечения публики.

    Летом 1906 года в «Гранд-Иллюзионе» демонстрировались первые «картины в красках» (цветные), в январе 1909 года почти одновременно «Декаданс» и «Гранд-иллюзион» запускают поющие аппараты — «ангелофоны», — благодаря которым публика смогла познакомиться с первыми звуковыми картинами.

    В том же году «Гранд-Иллюзион» начинает показ специальных детских киносеансов, которые проводились в дневное время (с часа дня до шести вечера) и отличались «совершенно новой усиленной и разнохарактерной программой тщательно подобранных картин». В числе этих картин был, например, знаменитый фильм Жоржа Мельеса «Путешествие на луну», снятый по мотивам романа Жюля Верна.

    Что касается репертуара иллюзионов, то он также претерпел существенные изменения. Первые картины, демонстрировавшиеся во Владивостоке, по сути, были короткометражными документальными, даже скорее не фильмами, а зарисовками, длительностью в 3—5 минут. Например, 22 марта 1898 года в театре Галецкого крутили программу, состоявшую из 3 отделений и 16 фильмов соответственно. Сюжеты их были весьма незамысловатыми: «Акробат и обезьянка», «Всадник», «Улица в Париже», «Народный праздник», «Купальщицы на реке Сена» и т.д.

    С 1906 года появляются первые игровые картины, а с 1909 года наибольшее распространение получили сборные программы, включавшие в себя, как правило, драматические, комические и видовые картины. С помощью последних владивостокцы путешествовали по улицам Парижа, Венеции, Стамбула, Берлина и т.д. Свежие политические события с 1909 года освещались специализированными журналами фирм «Пате», «Гомон», «Эклер».

    С успехом шли фильмы лучших кинофирм мира того времени — «Пате» (Франция), «Нордикс» (Дания), «Д'арт итальяна» (Италия), снятые режиссерами с мировыми именами Удо Гадом и Луи Фейадом. В них снимались звезд тех лет: Аста Нильсен, Франческа Бертини, Жени Портер, Сара Бернар.

    Интересно, что самым популярным актером комического жанра в то время был отнюдь не Чаплин, а французские комики Макс Линдер и Пренс Ригоден, с участием которых на экранах города прошло соответственно более 50 и 30 фильмов, а ведь были еще ныне всеми забытые Фрико, Робине, Поксон и другие. Имена актеров на афише служили лучшей рекламой, хотя были распространены и «летучки» — листовки с приглашением на фильм. Их раздавали на улицах, вкладывали в газеты, раскладывали у касс.

    Особое место в программах занимал научный кинематограф. В среднем за сеанс демонстрировалось 5 фильмов. Сейчас трудно сказать, сколько картин прошло на экранах городских иллюзионов вообще, известно, например, что с 6 июля по 30 декабря 1910 года в иллюзионах «Золотой Рог», «Декаданс», «Гранд-Иллюзион» было показано 866 фильмов.

    Программа в иллюзионах менялась каждые 2—3 дня, причем обращает на себя внимание тот факт, что фильмы, демонстрировавшиеся в «Гранд-Иллюзионе», «Идиллии», «Золотом Роге», никогда не дублировали друг друга, т.е. репертуары у иллюзионов отличались разнообразием.

    Но были и ограничения, например, в дни поста во всех иллюзионах крутились только научно-просветительные картины. Не допускались к демонстрации фильмы фривольного содержания. В апреле 1909 г. разгорелся скандал, когда «Гранд-Иллюзион» показал картину «Семь смертных грехов». Вскоре после этого полицмейстер поручил своему заместителю отсматривать все картины, прежде чем они выйдут в прокат.

    Названия демонстрируемых фильмов впечатляют: «Вырежь предательское сердце, и я твоя», «Грешная страсть, или не пожелай жены ближнего своего», «В дурмане богатства», «Пляска смерти», «Жажда измены», «Маска ужаса» и т.д. Самыми популярными, как и сейчас, были мелодрамы, мистические, исторические картины в числе последних во Владивостоке шли «Гибель Помпеи» (1908), «Кабирия» (1910), «Убийство герцога де Гиза» (1907), «Королева Елизавета» (1912) и т. д.

    Интересен факт появления на владивостокских экранах японского фильма. Картина была представлена в рекламе, как «драматическая пантомима из японской жизни». 24 августа 1909 года в «Гранд-Иллюзионе» был показан фильм «Наказанный самурай». Отечественные картины в городе появляются 21 апреля 1909 года, история даже сохранила нам название первого фильма — «Тарас Бульба», драма в 4-х частях, снятая на киностудии Александра Дранкова. Практически все знаменитые русские фильмы такие, как «Понизовая вольница» (первый игровой отечественный фильм — 1908), «Оборона Севастополя» (первый исторический «блокбастер» — 1911) и другие шли во Владивостоке. Особое место в этом ряду занимает «Прекрасная Люканида» Владислава Старевича — один из первых объемных мультфильмов в мире, где в качестве главных героев выступали… жуки.

    «Золотая эпоха» проката русского кино наступает в 1914, когда по объективным причинам прокат зарубежных фильмов был значительно сокращен. Именно тогда появляются фильмы с участием Ивана Мозжухина («Отец Сергий», «Пара гнедых», «На вершине славы»), Веры Холодной («У камина», «Пытка молчания» и т.д.) и других звезд отечественного кино. Одна из актрис отечественного кинематографа — Софья Гославская («Домик в Коломне» «Ревность», «Сестра милосердия», «Руслан и Людмила» и др.) с апреля по октябрь 1915 года выступала во Владивостоке на сцене летнего театра «Миниатюры» и, к слову сказать, была не замечена, хотя фильмы с ее участием шли в местных иллюзионах.

    Киносеансы проводились ежедневно, как правило, с 12 дня до 11 вечера. Стоимость билета варьировалась в зависимости от места. Так, например, в «Золотом Роге» в 1913 году билет в 4-х местную ложу стоил 3 рубля, в партер — 75 копеек, на балкон — 50 коп., на галерку — 35 копеек. Для детей, учащихся, нижних чинов стоимость билета не превышала 25 копеек. Нижним чинам к слову согласно статье №100 Устава внутренней службы разрешалось занимать места только на галерке и боковых балконах.

    В антрактах, когда перезаряжались бобины с кинопленкой, публику развлекали как могли, помимо многочисленных исполнителей русских романсов и цыганских песен, куплетистов (Евгения Шадурская, братья Мустевич, Туманова и т.д.), иногда показывали артистов весьма оригинальных жанров. Так 6 и 7 ноября 1909 г в «Золотом Роге» демонстрировала свои способности некая мисс Вольта — «королева электричества» (живой аккумулятор), а спустя год заезжий путешественник Анджело там же предъявил на суд зрителей трех людоедов из Новой Гвинеи. Не остался в долгу и «Гранд-Иллюзион»: с 26 июля по 2 августа 1910 года он представил механическую говорящую голову «Окультус».

    Не менее интересен и даже поучителен для сегодняшнего дня опыт, приобретенный владельцами иллюзионов в области благотворительности. В период с 1907 по 1914 годы практически во всех иллюзионах города не раз устраивались специальные дни, когда весь сбор от кинопоказов шел, так сказать, по «целевому назначению». Таким образом, собирались деньги для Владивостокского общества спорта, вольно-пожарной дружины, общества защиты животных и т.д. В январе 1909 года было собрано и перечислено в специальный фонд около 1 тысячи рублей для пострадавших от землетрясения в Италии. В годы мировой войны неоднократно собирались деньги на лечение раненых, а 3 апреля 1915 года в кинотеатре «Идиллия» было собрано 769 рублей на строительство дома инвалидов для солдат.

    К 1917 году кинематограф стал одним из любимейших видов отдыха и развлечения горожан, и даже последовавшие революция и гражданская война не смогли пошатнуть к нему интерес.


    2. Развитие кино в революционный период и 20-е гг.

    Гражданская война не остановила развитие кинематографа. Люди продолжали ходить в кинотеатры, вне зависимости от того, какая из воюющих сторон в данный момент находилась у власти. Дальний Восток и особенно Приморье заметно выделялись из прочих регионов России.

    Прежде всего, Приморье практически почти всю Гражданскую войну (за исключением редких перерывов) находилось под властью несоветских (небольшевистских) правительств. Это не могло не отразиться на кинематографии и только зарождающейся в эти годы киноиндустрии. Советская власть с момента своего возникновения утилитарно подходила ко всему, в том числе и к искусству. Кинематограф, не просто не стал исключением, а наоборот был практически поставлен, как говорится, «во главу угла».

    Небольшевистские и несоветские правительства в деле кинематографии не были столь категоричны к кинематографу. Однако кинохроника при всех властях использовалась в качестве инструмента идеологической обработки населения.

    К 1917 г. во Владивостоке кинематограф стал неотъемлемой частью культурного досуга и развлечения горожан, чему способствовало несколько факторов.

    Во-первых, в городе уже довольно долго функционировали три стационарных кинотеатра («Золотой Рог», «Идиллия», иллюзион Михайлова и Ерошенкова). В 1917 г. к ним добавились ещё два: общедоступный театр братьев Малеванных и иллюзион «Художественный». В конце войны, 20 ноября 1921 г., открылся ещё один – «Новый театр» (впоследствии – «АРС»), в котором кинематограф успешно соседствовал с театром. Его открытие стало событием для Владивостока: «Владивосток обогатился новым красивым зданием, построенным из железобетона, согласно новейшим приёмам строительно-технического искусства. Зрительный зал, рассчитанный на 1600 человек, состоит из трёх ярусов и нескольких лож. Партер огибается широким променуаром по образцу европейских театров. Лепная отделка внутри и снаружи выполнена в стиле модерн с колоннами типа ампир. При светлой окраске и значительном освещении зал производит эффектное и уютное впечатление».

    Помимо стационарных кинотеатров, во Владивостоке регулярно появлялись временные (летние) кинотеатры. Чуть позже, в начале 20-х годов, кино стали крутить в рабочих клубах (Союза грузчиков, почтово-телеграфных работников и др.). Взвешенная ценовая политика, проводимая владельцами кинотеатров, делала кино доступным для всех социальных групп населения. Стоимость билетов на сеансы варьировалась от 25 копеек до 1,5 рублей.

    Во-вторых, существовала отлаженная система проката, картины поставлялись из столичных городов через крупнейшую в Сибири прокатную контору А.М. Дон-Отелло (г. Иркутск).

    Первая мировая война существенно повлияла на репертуар местных кинотеатров, по понятным причинам практически исчезли с экранов немецкие фильмы (до начала войны они занимали одно из главенствующих мест в репертуаре), возникли сложности с поставкой французских, итальянских картин. Доминирующее место заняли отечественные фильмы, снятые на киностудиях А. Ханжонкова, И. Ермольева, А. Харитонова. Частыми гостями стали американские фильмы, занимавшие до этого довольно скромное место в прокате. Интересно, что именно с этого времени

    владивостокская публика смогла, наконец, познакомиться с творчеством таких звёзд экрана, как Роско Арбакль, Мэри Пикфорд, Чарли Чаплин и др.

    После февральской революции все кинотеатры работали более или менее нормально. Имевшийся у владельцев кинотеатров запас старых картин позволял им сравнительно безболезненно преодолевать возникавшие время от времени проблемы с демонстрацией новых фильмов.

    Из-за нехватки свежих комедий хозяева вытаскивали из запасников и демонстрировали комедии с участием Макса Линдера, который к этому времени практически перестал сниматься в кино.

    Национализация кинотеатров, осуществлявшаяся большевиками на контролируемой ими территории в центральной России и в Сибири, Владивосток практически не затронула. Объяснялся этот феномен тем, что советская власть в городе сравнительно быстро пала. Проблемы у кинотеатров возникли позже и совсем по иным причинам.

    В феврале 1919 г. иллюзион «Идиллия» стал принимать только солдат иностранного экспедиционного корпуса, вход обычным посетителям был запрещён, видимо из соображений безопасности.

    Когда дал о себе знать острый жилищный кризис, разразившийся во Владивостоке в связи с большим количеством прибывших беженцев, то одной из первых его жертв стал иллюзион Михайлова и Ерошенкова, отданный городскими властями под квартиры для тюремных надзирателей. В самих же иллюзионах нередко стали проводиться различные политические собрания, митинги, маёвки, причём спектр сил, здесь представленных, был весьма широк: от национал-демократов до каппелевцев. Особенно много таких мероприятий прошло в 1921 г., а количество сеансов в эти дни существенно сократилось.

    В конце 1918 г. в Приморской области создаётся, а в начале 1919 г. приступает к работе передвижной Земско-кооперативный научно-просветительский кинематограф. Его совместными усилиями создали Союз Приамурских кооперативов, Приамурский Кредитный союз и Областные и уездные земства Приморской области. Помощь в формировании фильмотеки (всего в ней насчитывалось более 1000 картин) оказали представители канадского правительства в лице «Канадской комиссии для оказания экономической помощи Сибири» и «Американский Правительственный Комитет Общественного Осведомления».

    Для оценки деятельности земско-кооперативного научно-просветительского кинематографа произвели сбор отзывов как от представителей местной власти, так и от обычных зрителей. В основном отзывы были положительными.

    С особым восторгом встретили передвижной кинематограф дети, впервые познакомившиеся с кинематографом: «1919 года 13 марта я с радостью пошла в иллюзион. Мне понравились картины, а больше всего жизнь американцев. Они хорошо одеты. Мне бы хотелось чтобы всегда здесь был иллюзион. Я бы желала, чтобы мы анучинцы, так ходили чисто. Хотя у меня голова болит от того, что картины мелькают, но сегодня опять пойду. Я вчера ходила бесплатно, а сегодня денег мне да учительница. Ученица 1-го класса III отделения Клавдия Дегтярева».

    Примечательно, что, несмотря на неплохие результаты в уездах Приморской области, предложение об организации в городе Владивостоке научно-просветительского кинематографа для учащихся не сразу получило должную поддержку городских властей. Но благодаря активности и настойчивости члена Областной земской управы С.И. Афанасьева и вмешательству Союза Родительских Комитетов средних учебных заведений и районных комитетов при начальных училищах г. Владивостока дело сдвинулось с мёртвой точки, и с июня 1920 г. передвижка или, как тогда называли «кинопартия», приступила к работе. Первоначально планировали, показы во всех учебных заведениях города: от мыса Эгершельд до Седанки и от Первой Речки до Чуркина.

    Помимо школ научно-просветительское кино должно было показываться в Народном доме, Крепостном госпитале, Клубе Сибирской флотилии, Театре временных мастерских, столовой грузчиков и др. Условия показов были весьма приемлемые: для детей бесплатно, с взрослых бралась плата в 50 копеек.

    Ребёнок при повторном просмотре должен был заплатить 25 копеек.

    Однако через месяц после начала работы Областная Земская управа постановила: «ввиду отсутствия населения на научный кинематограф, сеансы которого почти не посещаются, таковой закрыть». Причин, по которым научно-просветительский кинематограф не имел успеха у населения, несколько.

    Во-первых, традиционно более высокий интерес публики вызывает художественное жанровое кино, а не документальное (за исключением, может быть, новостной хроники). Кстати, именно в это время на владивостокский экран «прорвался» Чаплин. Во-вторых, слабая реклама, которая в газетах того периода практически отсутствовала. В-третьих, неудачно выбрано было время для демонстрации фильмов, ведь в каникулы организованный просмотр устроить было сложно.

    Тем не менее, к идее просветительского кинематографа вернулись ещё раз, в июле1922 г., на детских площадках Жариковского оврага, Гайдамакской и Голубиной пади, Первой Речки, Гнилом углу Союз Родительских комитетов возобновил показы. Правление Союза обратилось к родителям за содействием в рекламировании этой программы.

    Особо следует отметить, что важную роль кинематографа в проведении

    культурно-просветительской работы признавала и такая консервативная часть общества, как военные. В ноябре 1919 г. культурно-просветительским отделением штаба командующего войсками Приамурского военного округа в иллюзионе «Художественный» два раза в неделю, по вторникам и субботам

    стали проводиться бесплатные сеансы для военнослужащих. Помимо обычных картин демонстрировались фильмы культурно-просветительского и научного характера (по агрономии, промышленности, географии, этнографии) с вступительными лекциями преподавателей из учебных заведений города.

    .

    Если с показом фильмов в городе Владивостоке дело обстояло достаточно хорошо, то в отношении киносъёмок этого не произошло из-за отсутствия квалифицированных кадров, слабой технической базы, нестабильной политической обстановки в крае вообще и в городе в частности. Всё это в значительной степени сказалось на уровне кинопроизводства, вернее на его отсутствии.

    И всё-таки, в период с 1917 по 1922 гг., во Владивостоке было пред- принято несколько попыток наладить кинопроизводство. 18 марта 1917 г. в

    иллюзионе «Идиллия» демонстрировалась кинохроника – «Владивостокский

    праздник победы великой революции». Съёмки были произведены Первой

    кинематографической фабрикой на Дальнем Востоке Товарищества Е. Подольского и М. Зуева. К сожалению, дальнейшая судьба этой кинофабрики

    неизвестна. В ноябре 1919 г. в газете «Дальний Восток» появилась заметка о

    том, что «при участии иностранных капиталов, главным образом американских, во Владивостоке открывается кинематографическое издательство». Была даже анонсирована постановка картины «Украденная смерть» по сценарию известного владивостокского поэта Венедикта Марта, одну из главных ролей в этом фильме должен был исполнить приглашённый из студии Московского Художественного театра актёр Я.И. Яшин. Увы, но и этому проекту не дано было осуществиться, так как вскоре последовала эвакуация американских войск и, соответственно, отток американского капитала из края.

    После прихода в октябре 1922 г. советской власти во Владивосток кинематограф в городе на некоторое время замер. Театр-иллюзион «Золотой Рог», проработав год, превратился просто в театр, «Художественный» до 1924 г. работал с перерывами, появившийся ещё в 1921 г. «Новый театр» тоже не баловал стабильной работой, то открывался, то закрывался на очередной ремонт. Нормальная их деятельность наладилась только с образованием в 1925 г. АО «Совкино». Дальнейшая судьба Земско-кооперативного научно-просветительского кинематографа сложилась следующим образом. В начале 1923 г. на его основе был создан кинематографический отдел губернского отдела народного образования, фильмотека была систематизирована, дополнена и использовалась кинопередвижками в крае в просветительских целях.

    Заключение
    Появление кинопроката в России в начале XX века происходило  стремительно. Способствовало этому, прежде всего, формирование сети  стационарных кинотеатров.  Период «бродячего кинематографа»,  когда  «живые фотографии»  крутили  в более или менее пригодных помещениях (павильонах,  складах,  летних театрах  и так далее) закончился уже в  первые годы  XX  века. 

    В  Приморье  кинематограф и постоянные кинотеатры появились немного позже, чем в европейской части страны. Первые показы кинематографа состоялись в июле 1897 года, когда один за другим, два демонстратора А.П. Хегберг  и  С. Маржецкий в деревянном павильоне на углу улиц Светланской и Суйфунской  устроили  первые сеансы кинематографа для горожан. И в дальнейшем начали появляться одни кинотеатры за другим. Расцвет кинематографа на территории Приморского края можно отнести к периоду 1906 – 1909 гг.

    В годы Гражданской войны кинематограф на территории Приморья не только не «заглох», но и довольно бурно (с поправкой на военно-политическую и социально-демографическую ситуацию) развивался. Деятельность кинематографистов, кинопрокатчиков и всех, так или иначе связанных с кинематографом, создали ту базу, на которой вырос не только советский кинематограф, но и кинематограф, который пытался (но, к сожалению, в отличие от эмигрантской литературы, так и не ставший заметным явлением в мировой культуре) осуществлять свою деятельность в эмиграции.
    Список источников и литературы

    1. Анча, Д. А.Владивосток в фотографиях Меррилла Хаскелла 11 августа 1919 – 23 февраля 1920 / Д. А. Анча, В. И. Калинин.- Хабаровск, 200.- 323 с.

    2. Зоркая, Н. М. История советского кино / Н. М. Зоркая.- СПб.: Алетейя, 2005.- 544 с.

    3. Кинематограф для военных // Дальний Восток. -1919. - № 298.

    4. Кино в дореволюционной России (1896–1917). Становление и расцвет советской кинематографии (1918–1930). Учебное пособие. - М.:. ВГИК, 1992.- 109 с.

    5. Листов, В. С. Россия. Революция. Кинематограф / В. С. Листов.- М.: ВГИК им. С.А. Герасимова, 1995.- 172 с.

    6. Рыкунов, Д. Э. История кино в Приморье /Д. Э. Рыкунов // Известия восточного института. – 2013. - № 1 (21). – С. 13-16.


    написать администратору сайта