Главная страница
Навигация по странице:

  • Две сигнальные системы действительности

  • КАК РАБОТАЕТ РАЗУМ

  • Психологические эксперименты

  • Разъяснение понятий «объективный»

  • Подсознание не может рассуждать так

  • Рождение разума


    Скачать 414.5 Kb.
    НазваниеРождение разума
    Дата21.04.2021
    Размер414.5 Kb.
    Формат файлаppt
    Имя файлаKakRabotaetRazum.ppt
    ТипЛекции
    #197357
    • Тема лекции:
    • Рождение разума
    • Пси-поля в природе и в эволюции разума
    • Речь как основа сознания
    • Как работает разум
    • Живые формы от простейших до высших име-ют нервные системы. Нервные системы отличают-ся количеством нейронов, степенью взаимодей-ствия нейронов между собой и сложностью струк-туры. Чем более сложную нервную систему имеет данный организм, тем более сложная у него систе-ма поведения, условных и безусловных рефлек-сов.
    • На определённом уровне развития нервных систем живых организмов у них появляется новое качество - осознание своего существования в при-роде, осмысление жизни, её законов. Возникают зачатки Разума.
    • Свойства и качества нервной системы опреде-ляются количеством нейронов, структурой нерв-ной системы и уровнем её развития. Для прояв-ления сложных поведенческих реакций живое существо должно иметь большое количество взаимодействующих между собой нейронов.
    • Логично предположить, что существует минимальное число взаимодействующих между собой нейронов, при котором у живого организма проявляется сложная система поведения и взаимодействия его с окружающей средой.
    • Аналогично, существует минимальное число взаимодействующих между собой нейронов, при котором появляется разумная деятельность или некоторые элементы разумности.
    • Рассмотрим, какими возникшими в ходе эволю-ции жизни способами может образоваться систе-ма, имеющая критическое число нейронов, при котором может возникнуть разумность, разум.
    • а) при соединении в одно целое нервных сис-тем многих организмов, - чем более простая нерв-ная система одной особи, тем большее количест-во таких организмов должно объединиться в одну систему (колонию) для того чтобы проявились изложенные выше свойства;
    • б) наличие у одной особи какого-нибудь вида критического количества нейронов, создающих его нервную систему, при котором возникает и развивается разум.
    • Биологи провели серию экспериментов с тер-митами. На ограниченную изолированную терри-торию выпускались термиты, и постепенно увели-чивалась их численность. При этом наблюдалось их поведение. До определённого момента, пока их численность не достигала критической, дейст-вия термитов были хаотическими, бессмыслен-ными.
    • После превышения некой критической числен-ности, поведение термитов резко менялось - их действия приобретали слаженность, осмыслен-ность. Часть термитов приступила к строитель-ству термитника, причём, одновременно со всех сторон. Строительство велось так, что внутрен-ние ходы термитника состыковывались с точностью до доли миллиметра.
    • Другая часть термитов подносила мате-риалы, необходимые для этого строитель-ства. Следующая часть обеспечивала пищей колонию. Появились также ещё и термиты-солдаты, воспитатели, распреде-лители и т.д. Создалась налаженная, организованная жизнь, характерная для поселений термитов.
    • Подобное поведение можно наблюдать у муравьёв и пчёл, проживающих, как и термиты, сообществами.
    • Интересно, что вне своих сообществ эти насекомые не живут. В своих жилищах они поддерживают определённый оптимальный микроклимат, микрофлору. Сообщество само регулирует свою численность, распре-деляет количество особей, выполняющих ту или иную деятельность, в зависимости от необходимости. Например, если в пчелиной семье много трутней, то часть их (избыток) обрекается на гибель. Пчёлы - охранники впускают только «своих» и т.д.
    • В чём суть этого феномена природы?! Попытаемся дать объяснение...
    • Нервная система одной особи этих насекомых не может выполнять сложных поведенческих реакций, которые наблюда-ются в колонии.
    • Если бы эти действия были заложены генетически, они могли бы проявиться и вне колонии. Не говоря уже о том, что возник бы вопрос - кто эти возможности в гены заложил?..
    • Для возникновения сложных поведенче-ских реакций необходимо огромное число взаимодействующих в единой системе нейронов. Что же происходит?.. Природа нашла очень оригинальный способ решения этой проблемы.
    • Каждая отдельная особь (термит, муравей, пчела и т.п.) имеют свою нервную систему - пси-систему - которая создаёт вокруг особи энергетическую защитную оболочку, сохраня-ющую её индивидуальность при примитивнос-ти её поведенческих реакций
    • При повышении концентрации термитов на единице площади, генерируемые всеми термитами пси-поля начинают разрушать индивидуальные защитные оболочки.
    • И, когда концентрация численности становится критической для этого вида, происходит распад индивидуальных защитных оболочек, и возникает одна общая для всех защитная оболочка колонии.
    • Каждая особь при этом приобретает открытую пси-систему и становится частицей единой нервной системы всего общества.
    • Для каждого вида существует своя оптималь-ная численность входящих в семью (сообщество) особей. Можно отметить, как нижнюю границу численности сообщества, при которой возникает общая пси-система (следовательно, становится возможным весь комплекс сложных поведенче-ских реакций), так и верхнюю границу концентра-ции, ограничивающую численность этого сооб-щества.
    • Казалось бы, чем больше численность особей создающих колонию, тем более сложные и совершенные поведенческие реакции в такой колонии.
    • Какие же причины приводят к тому, что сооб-щество, создающее единую пси-систему, имеет потолок численности?
    • а) Дальность действия единого пси-поля сообщества, что определяет размеры террито-рии, - так называемое, жизненное пространство;
    • б) плотность единого пси-поля сообщества, представляющее собой слияние пси-полей всех особей. Существует, так называемая, критичес-кая плотность пси-поля сообщества. При боль-шей плотности оно начинает подавляюще-разру-шающее действовать.
    • в) неполная сонастроенность пси-систем особей при чрезмерной численности.
    • Основное отличие человека от животных
    • Человек отличается от животного наличием речи, т.е. способности выражать свое внутрен-нее состояние с помощью слова или совокупно-сти слов. В процессе эволюции произошел революционный скачок, позволивший живой материи перейти на принципиально новый уровень обобщения в виде собранных в опреде-ленной последовательности символов - звуков (а на последующих этапах эволюции - букв).
    • Человек дал себе много определений. Самое распространенное - это Homo sapiens - человек разумный. В понимании К. Линнея, это означало, что человек возвышается над животным миром и в своих поступках руководствуется разумом, проявляя способность к взаимодействию, предви-дению и вообще мудрость, характерную только для этого вида.
    • Homo ludeus - человек игривый. Это опреде-ление дошло до нас от древних римлян как выражение той мысли, что идеалом для нашего рода, самым прекрасным, наиболее разумным и желанным занятием является игра - даже тогда, когда речь идет о работе.
    • Homo socialis - человек общественный; это определение ближе всего соответствует сути. Оно содержит указание на важную особен-ность человека, в раз­витии которого определя-ющим являются не биологические факторы, а социальные.
    • Homo culturalis - человек культурный; по определению Парнера и Гибсона, это такой вид, который, выделившись из животного мира, создает культуру - нечто такое, что развивае-тся, сохраняется и передается из поколения в поколение. Культура же является результатом речи письменной и устной, а также особого интеллекта.
    • Речь и язык являются настолько характерными свойствами человека, что, пожалуй, наиболее точное название нашего вида было бы человек говорящий - Homo dicens. В этом определении подчеркиваются различия между высшей нервной дея­тельностью животных и человека.
    • Ф. Энгельс так писал о различиях мозга человека и животных: «Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человече-ский мозг». И.П. Павлов отмечал, что «слово сделало нас людьми».
    • Речь
    • как основа сознания
    • Две сигнальные системы действительности
    • Животное воспринимает окружающий мир в результате воздействия на него материальных факторов (раздражителей). На основе этих воздействий у животного формируются безусловные или условные рефлексы. Совокупность этих конкретных сигналов внешнего мира И.П. Павлов предложил называть первой сигнальной системой действительности.
    • Можно считать, что первая сигнальная система - это совокупность нейронов коры больших полушарий, принимающих участие в обработке всех конкретных сенсорных сигналов внешней и внутренней среды. Сами эти сигналы можно называть сигналами первой сигнальной системы. Анализ сенсорных сигналов в этой системе - это процессы первой сигнальной систе­мы. Первая сиг­нальная система обеспечивает формы конкретночувственного отражения. Человек воспринимает внешний мир также, как и животные - на основе деятельности первой сигнальной системы.
    • Под второй сигнальной системой действи-тельности И.П. Павлов понимал совокупность словесных раздражителей, а также нервные процессы, возникающие в больших полушариях головного мозга в результате сигнализации окружающего мира речевыми обозначениями предметов и явлений природы, раздражающими органы чувств (анализ и синтез слов, обладаю-щих смыслом). В предлагаемой нами трактовке - вторая сигнальная система — это совокупность нейронов, участвующих в восприятии слова как сигнала сигналов.
    • Значение слова как условного сигнала для животных и человека. Для животного слово представляет собой набор звуковых волн и является раздражителем первой сигнальной системы, на который можно выработать условный рефлекс. Однако слово для животного не несет смысловой нагрузки. Для человека звучание звонка (конкретный раздражитель) и слово «звонок» (обозначение конкретного раздражителя или абстракция от реального раздражителя) одинаковы в качестве условных раздражителей. Для собаки слово «звонок» - набор звуковых волн.
    • У человека слова приобретают смысл в резуль-тате возникновения прочной связи в коре больших полушарий между центрами возбуждения, возни-кающими под действием конкретных сигналов окружающего мира, и центрами возбуждения, возникающими на слова, обозначающие конкрет-ные раздражители. Таким образом, слова приобре-тают смысл на основе механизма установления условнорефлекторных связей в коре больших полушарий головного мозга.
    • Слово, обладающее смыслом, является абс-тракцией конкретного раздражителя, его символом, заменителем и основой появления мышления и мыслеформ.
    • С позиций квантовой физики, разум или чело-веческое сознание выступает как бесспорное проявление единства цельного мира и как невидимая связь с ним реальность. Ключевые положения квантовой теории:
    • Нелокальность
    • Неразрывная целостность
    • Скоординированная организация
    • Независимость от пространства и времени
    • Неотделимость наблюдателя от наблюдаемого
    • В основе всех сил, действующих на материю, лежит квантовое поле.
    • Всю живую и неживую природу пронизывает Сознание
    • Важность наблюдения нелокальных явлений трудно переоценить с точки зрения современной науки. Открытие того, что нелокальность – явле-ние природы, и что наша физическая реальность нелокальна, позволяет сделать поразитель­ные выводы, которые только сейчас обсуждаются в научном сообществе. Свойство нелокальности простирается выше взаимодействующих частиц и физических систем. Нелокальны также сознание, система «разум-мозг» и многомерные аспекты нашей сущности! Все они обладают способностью взаи­модействовать с другими системами, незави-симо от разделяющего их расстояния.
    • В эксперименте двоих человек попросили взаимодействовать друг с другом некоторый период времени, пока они не почувствуют, что между ними установилась связь. Затем их помес-тили в две отдельные клетки Фарадея, которые, как известно, экранируют и блокируют все тради-ционные электромагнитные сигналы. Одному человеку показали мигающий свет (другой об этом не знает). Мигающий свет сразу же создает потенциал, зафиксированный и измеренный на электроэнцефалограмме, которая регистрирует сигналы головного мозга первого человека. Уди-вительно, что сигнал такой же формы и силы (наведенный потенциал) одновременно появля-ется в мозгу второго человека!
    • Это явление объясняет Госвами. Он считает, что два мозга-разума действуют как нелокально взаимосвязанная система. Взаимосвязь систем «разум-мозг» поддер-живается с помощью нелокального созна-ния и квантовой природы нашего мозга. Генерировать такой резонанс - это неотъе-млемая и естественная способность наше-го нелокального сознания и нашего кван-тового мозга!
    • Благодаря этому эксперименту мы начинаем осознавать, что связь человека с человеком всегда будет невидимым, но реальным нелокальным взаимоотноше-нием. В этом смысле мы можем рассмат-ривать подобный обмен информацией между двумя человеческими системами «разум-мозг» как резонанс. Настройка на такой резонанс происходит в гиперпрост-ранстве!
    • Здесь мы слышим эхо и отзвуки поз-днего Дэвида Бома. Возможно, никто не внес больший вклад в разработку нашей научной «парадигмы сдвига», чем этот великий физик XX столетия! Именно у него мы находим концеп-цию голографической Вселенной, в которой ум и материя неразделимы!
    • КАК РАБОТАЕТ РАЗУМ
    • Вы обладаете разумом, и вам следует научиться им пользоваться. Есть два уровня разума: созна-тельный . Вам оста­нется только одно: убедить свое подсознание воспринять данную идею - и закон подсознания принесет желанное здоровье, душев-ный покой или успех. Вы отдаете прика­зания или распоряжения, а подсознание добросовестно воспроизводит запечатленную в нем идею. Таков закон вашего разума: или рациональный и под-сознательный или иррациональ­ный. Вы мыслите, используя сознательный разум, и все ваши мысли проникают в подсознание, реагирующее в зависи-мости от их характера. Подсознание является ре­зиденцией ваших эмоций, это ваш созидательный разум. Пока вы мыслите позитивно, все будет хорошо; если вы думаете негативно, то последуют плохие события. Так ра­ботает ваш разум.
    • Запомните главное: восприняв идею, подсозна-ние начинает ее выполнять. Интересное обстоя-тельство заключается в том, что подсознание в равной степени откликается как на хорошие, так и на плохие идеи. Именно этот закон при негативном мышлении яв­ляется причиной неудач, расстройств и несчастий, а обладателю гармоничного и конст-руктивного образа мышления приносит прекрасное здоровье, успех и бла­госостояние. Душевный покой и здоровый организм станут неиз­бежным приобретением обладателя праведных мыслей и чувств.
    • Чего бы вы ни пожелали в своем сердце и ни по­чувствовали как истинную необходимость, ваше подсознание - реакция или отклик подсознания опре­деляется характером мысли или идеи, утвер-дившейся в сознательном разуме. Психологи и психиатры отмечают, что при переда­че мысли в подсознание в мозговых клетках происходят изме-нения. Приняв какую-нибудь идею, оно начина­ет немедленно осуществлять ее. Подсознание рабо-тает по принципу ассоциации идей и использует все ваши знания, накопленные на протяжении целой жизни. Для выполнения поставленной зада-чи оно пользуется бес­конечной силой, энергией и мудростью, находящимися внутри вас, а также всеми законами природы. Иногда под­сознание немедленно разрешает все ваши трудности, но иногда ему требуется много дней, недель или месяцев для нахождения нужного решения.
    • Различия между сознанием
    • и подсознанием
    • Запомните: сознание и подсознание - это не два ра­зума, а просто две сферы деятельности в пределах одного разума. Сознание является мыслящим разумом; это часть разума, которая выбирает. Так, вы можете выбирать кни­ги, дом или спутника жизни, принимая решения своим сознательным разумом. С другой стороны, ваше сердце продолжает автоматически фун-кционировать, процессы пищеварения, крово-обращения и дыхания контролиру­ются под-сознанием с использованием процессов, неза­висимых от сознания.
    • Подсознание принимает то, что в нем запечатлено или во что вы сознательно верите. Оно не раздумывает над вещами, подобно сознанию, и не вступает с вами в пререкания. Подсознание подобно почве, принимающей любые семена, хорошие и плохие. Ваши мысли активны; их можно сравнить с семенами. Отрицательные, дес-трук­тивные мысли продолжают негативную работу в подсо­знании; через определенное время в соответствии со своей природой они реализуются в вашей жизни.
    • Помните: подсознание не проверяет, хороши или плохи ваши мысли, истинны они или ложны, оно реаги­рует в соответствии с характером предлагаемых мыслей или предложений. Например, если вы что-то сознательно рассматриваете как истину (хотя на самом деле это мо­жет быть ложью), ваше подсознание воспримет посылку как истину и будет добиваться соответствующих резуль­татов.
    • Психологические эксперименты
    • Многочисленные эксперименты, проведен-ные пси­хологами и другими специалистами на людях в состоя­нии гипноза, показали, что подсознание не способно производить выбор и сравнение, необходимые для мыс­лительного процесса. Эти эксперименты неоднократно подтверждали: подсознание принимает любое внуше­ние, насколько бы ложным оно ни было. Приняв любое такое внушение, подсознание реагирует в соответствии с его характером.
    • Вот пример подчинения подсознания внушению: если опытный гипнотизер скажет своему пациенту, что он Наполеон Бонапарт или даже кошка, или собака, то пациент будет выполнять эту роль с безукоризненной точностью. Личность пациента на какое-то время изме­няется: он не сомневается, что является тем, кем его на­звал гипнотизер. Гип-нотизер может сказать одному из испытуемых, находящемуся в состоянии гипноза, что у него чешется спина, другому - что он является мрамор-ной статуей, третьему - что сейчас мороз и ему холод-но. И каждый из них будет действовать строго по пра-вилам своего нового образа, воспринимая из окружа-ющей обстановки только то, что относится к его идее
    • Эти наглядные примеры ясно демонс-трируют разни­цу между думающим разумом и подсознанием, которое безлично, не избирательно и принимает на веру абсо­лютно все, что посчитает истинным ваш сознательный разум. Отсюда следует вывод: чрезвычайно важно пра­вильно выбирать мысли, идеи и предпосылки, которые благословляют, исцеляют, воодушевляют и наполняют вашу душу радостью.
    • Разъяснение понятий «объективный»
    • и «субъективный» разум
    • Сознание иногда называют объективным разу-мом; оно имеет дело с предметами внешней действительно­сти. Объективный разум занят познанием объективного мира; средствами его наблюдения являются ваши пять органов чувств. Объективный разум является нашим гидом и руководителем в связях и контактах с внешней средой. Используя пять органов чувств, вы получаете зна­ния. Объективный разум учится через наблюдения, опыт и систему образования. Я уже говорил, что главнейшей функцией объективного разума является мышление.
    • Предположим, что вы один из тысяч туристов, еже­годно посещающих Лос-Анджелес. На основа-нии впе­чатлений от увиденных парков, чудесных садов, величе­ственных зданий и привлекательных домов вы придете к выводу, что это прекрасный город. Это и есть работа вашего объективного разума. Подсознание часто называют субъектив-ным ра­зумом. Он познает свою окружающую среду независимо от названных пяти органов чувств. Субъективный разум воспринимает все интуицией; это резиденция ваших эмоций и хранилище памя-ти. Субъективный разум вы­полняет свои высочай-шие функции в моменты, когда органы чувств бес-помощны. Одним словом, это тот ра­зум, который заявляет о своем присутствии в тех случа­ях, когда объективный разум находится в отрешенном или сонном, дремотном состоянии.
    • Субъективный разум видит без помощи естес-твен­ных органов зрения; он имеет способность ясновидения и яснослышания. Субъективный разум может покидать ваше тело, совершать путешествия в дальние края и ча­сто приносить с собой очень точную и правдивую ин­формацию. Субъективный разум позволяет читать мыс­ли других людей, содержание запечатанных конвер-тов и запертых сейфов. Он обладает способнос-тью оценивать мысли других людей, не прибегая к обычным средствам общения. Важнейшее усло-вие для умения правильно мыслить - это пони-мание взаимодействия объективного и субъектив-ного разумов.
    • Подсознание не может рассуждать так,
    • как сознание
    • Подсознание не может вступать с вами в пререка-ния. Следовательно, получив от вас неправиль-ные указания, оно примет их за истину и начнет осуществлять, создавая соответствующие усло-вия, ситуации и эмоции. Все собы­тия, происходя-щие в вашей жизни, основаны на мыслях, запеча-тленных в подсознании посредством убеждения и веры. Если вы передали в свое подсознание оши-бочные посылки, то наилучший метод их преодо-леть - это фор­мирование и многократное повторе-ние конструктивных гармонических мыслей, кото-рые будут приниматься под­сознанием. Являясь резиденцией привычек, подсозна­ние формирует таким образом новый и здоровый образ мышле-ния и жизни. Характер сознательного мышления оставляет глубо­кие следы в подсознании.
    • Представление
    • о понятии сверх сознания
    • В наше время достоверно установлено, что в опре-деленных ситуациях - в результате медитации, пре-дельного умственного, физического или эмоциональ-ного напряжения - человек действительно впадает в странное состояние. Обездвиженный, он как будто отключается от внешнего мира и перестает воспри-нимать окружающее: не реагирует на звуки, свет, движение, речь... Это - не сон, не обморок, не потеря сознания. Сознание в эти минуты не покидает челове-ка, но работает в ином режиме, чем обычно. Похоже, что в этих измененных состояниях сознания у человека открывается «особый вид восприятия». Непостижимым образом человеку становится доступна информация (часто абсолютно досто-верная), которая никак не могла быть воспринята его органами чувств.
    • Для изучения ИСС создана специальная междуна-родная организация психологов – Трансперсональ-ный институт; ИСС изучают в Станфордском универ-ситете (США, штат Калифорния), в отделении психо-логии Коннектикутского университета (США); в Окс-фордском и Кембриджском университетах (Велико-британия), в Университете Западной Англии (Брис-толь), в Институте мозга человека РАН (Санкт-Пе-тербург), в Институте прикладной психофизики (Омск) и многих других научных центрах.
    • В настоящее время ученые применяют различные методы вызывания ИСС в лабораторных условиях. Это гипноз, специально организованная медитация, гипервентиляция легких (так называемое холотроп-ное дыхание), сенсорная изоляция, а также примене-ние специальных приборов, которые управляют моз-говыми волнами при помощи различных акустиче-ских и оптических сигналов.
    • С 1988 года Т. ван Хоуэн - ученый, известный созданием физической теории пси-взаимодействий, - по приглашению Национального управления по аэронавтике и исследова-нию космического пространства (NASA) и Пентагона возг-лавил программу по созданию электронных устройств для целенаправленного изменения состояния сознания и полу-чения воспроизводимых психофизических эффектов бес-
    • контактного получения информации от отдаленных (скры-тых) физических объектов. Большинство экспериментов осуществлено в стенах Станфордского Международного исследовательского института – главной лаборатории, изучающей паранормальные эффекты. Эксперименты были завершены созданием аппаратуры, функционирую-щей на основе принципа усиления инициирующего сигнала при распаде метастабильных состояний. В дальнейшем эта аппаратура, как и подобные конструкции, получили общее для всей группы приборов название «мозговых машин» (метатронов).
    • Практически все люди, испытавшие такие мгновения, в один голос утверждают, что они соприкоснулись с реаль-ностью, по сравнению с которой реальность обыденной жизни - сон, иллюзия. «Объективная основа такого рода состояний, - считает академик РАМН В.П. Казначеев, - связана с погружением в полевую космическую реальность, в которой могут „приоткрываться» те её измерения, что лежат за пределами обычного... мира».
    • Но каким образом человек проникает в эту многомер-ную космическую реальность? Над этим вопросом ломают головы многие ученые. И практически все они склоняются к мысли, что в измененном состоянии сознания человек окунается «в глубины собственного сознания».Но это же парадокс! Как можно вырваться «за пределы обычного мира», погружаясь в себя? Действительно, налицо как будто явное противоречие. Однако оно легко снимается, если мы вспомним, как изменилось в XX веке представле-ние ученых о сознании.
    • Привычное разделение мира на «материальный» и «духовный» - условно. Это Единый Мир, подоб-ный листу Мёбиуса, противоположные стороны которого на самом деле являются одной единой поверхностью. Мир физических объектов («тварный мир») и мир сознания («мир идей») на самом деле - нераздельное целое. И человек – полноправный обитатель обоих миров. По идее, он должен воспри-нимать мир во всей его полноте. Возможно, именно так и было у наших далёких предков. Но так уж случилось, что на определенном этапе человек должен был сосредоточиться на физических (мате-риальных) объектах Единого Мира. Стремясь вку-сить плоды от «древа познания», стремясь познать эти физические объекты, человек старательно раз-вивал рациональное мышление.
    • Логика крепла, «рацио» занимало всё большее место в сознании человека, постепенно заглушая изначально заложенные способности иного восприятия мира – внелогического, иррациональ-ного. Мы вкусили плоды от древа логического познания. Они оказались горькими. Мы застряли в физическом мире. Способность погружаться в океан Вселенского Сознания слабела, затухала... Но, к счастью, не исчезла совсем. Каждый из нас порой ненароком заглядывает в кладовые вселен-ского хранилища, хотя и не догадывается об этом. По-прежнему оставаясь читателями «космической библиотеки», мы бессознательно пользуемся ей. А потом говорим об интуиции, озарениях, удив-ляемся предчувствиям, вещим снам.
    • Если раньше под сознанием подразумевали, грубо говоря, логическое мышление, то сегодня в это понятие включаются и все уровни так называ-емого бессознательного. Это и подсознание, которое ведает защитными механизмами, биохи-мическими процессами в организме, рефлексами, инстинктами... - всем, что помогает выживанию человека как биологического вида. Это и надсоз-нание, обеспечивающее самореализацию лично-сти и развитие высшего «Я». Это и сверхсозна-ние, позволяющее активизировать скрытые резервы мозга и организма для подключения к неким «трансцендентным истинам».
    • У психологов, начиная с 3. Фрейда, существует твердая убежденность, что бессознательное регулирует поведение человека не в меньшей, а может быть, в большей степени, чем разум. Прав-да, в обычном состоянии наше бессознательное функционирует как бы на заднем плане, за кули-сами, незаметно. Мы совершенно не задумываем-ся, когда нам сделать очередной вдох. Не отда-вая себе отчета, зажмуриваемся при вспышке яркого света. Не замечая, как это происходит, мы изменяем позу, мимику. Мы не понимаем, почему вдруг хотим съесть что-то вполне конкретное, а от чего-то - не менее вкусного - наотрез отказываем-ся. В эти моменты наш организм подчиняется командам подсознания.
    • Надсознание проявляет себя еще менее отчет-ливо. Если мы и воспринимаем его работу, то лишь в виде смутных позывов. Иногда очень сильных, но всегда неясных. Мы не замечаем, как ноги сами несут нас по знакомому пути, в то время как голова занята совсем другими проблемами... Мы так до конца и не понимаем, почему к одному делу нас тянет неудержимо, а к другому - душа не лежит. Почему для достижения какой-то цели мы готовы жертвовать жизнью, а для другой - и пальцем не шевельнем. Почему в кого-то мы влюбляемся с первого взгляда, а к кому-то - тоже без видимых причин - сразу же испытываем антипатию. Все эти стереотипы, пристрастия и предпочтения - не что иное, как программа развития нашего «Я», содержащаяся в надсознании.
    • А вот действие сверхсознания нами практически не ощущается. В обычном состоянии приемник нашего сознания работает в довольно узком диапазоне: «ловит» и обрабатывает информацию лишь от нашего физического мира. Рациональное и деятельное, бодрствующее сознание вынуждено постоянно реагировать на быстро меняющуюся обстановку, решать возникающие проблемы. Эти внешние помехи забивают, глушат и без того тихий голос сверхсознания - наш разум не может уловить ничего, лежащего за пределами привычного ему мира. Но иногда наступают моменты, когда все практические вопросы жизни, все будничные заботы и потребности отступают, уходят куда-то на задний план.
    • Это может случиться, когда человек целиком поглощен чем-то одним: решением творческой задачи, созерцанием прекрасного - будь то величественное зрелище звездного неба, морской дали, горных пейзажей или что-то совсем как будто незначительное - цветок, роса на паутинке... Но чаще это случается, когда человек переживает «психодуховный кризис» - когда он стоит на краю гибели из-за тяжелой болезни, сильного стресса, физической перегрузки... В эти редкие минуты, когда всё мирское становится неинтересным, неважным, ненужным, из-за кулис на сцену выходит главный герой пьесы - многоопытное и мудрое сверхсознание.
    • Стоит вдуматься в это слово, и становит-ся ясным: сверхсознание принадлежит не только человеку, но и чему-то еще - более высокому. Являясь частью индивидуаль-ного сознания, сверхсознание распростра-няется далеко за его границы - в беспре-дельный Космос. По сути, сверхсознание и есть тот самый «канал», который связыва-ет человека с «космическими архивами». В измененном состоянии сознания, когда этот канал открыт, границы индивидуального сознания размываются.
    • И трудно сказать, что именно происходит: то ли индивидуальное сознание проникает в Сознание Вселенной, то ли наоборот - Сознание Вселенной вливается в сознание человека. А может быть, оба потока однов-ременно устремляются навстречу, проникая друг в друга. Как бы то ни было, в эти минуты у человека возникает сознание космической протяженности. Можно сказать, что благодаря сверхсознанию, «сознание каждого человека включает в себя Семантическую Вселенную во всей её безграничности», подобно тому, как осколок голограммы содержит в себе всё изображение.
    • В измененном состоянии сознания, когда сверхсознание начинает говорить в полный голос, на нас снисходят глубокие прозрения, необычай-ные откровения, «намного превосходящие нашу образовательную и интеллектуальную подго-товку».
    • В обычном, так называемом бодрствующем, состоянии сознания мы познаем, опираясь глав-ным образом на логику. Мы наблюдаем, анализи-руем, сравниваем с чем-то уже известным, класси-фицируем... А потом составляем общее представ-ление - строим некую конструкцию. Как ни печаль-но, но изготовленная нами конструкция может вовсе не раскрывать сути того, что нам так хочется понять. Недаром наука то и дело возвращается к уже познанному, опровергая прошлое знание как неверное или неполное. По-видимому, логика - безусловно, мощный инструмент познания - всё же не всесильна.
    • В измененном состоянии сознания «интел-лект не получает повреждений». Просто его деятельность отличается от обычной. Что же происходит в этом «необычном режиме» с нашим логическим мышлением?
    • Самый распространенный взгляд, что оно отключается, перестает работать. С этим согласиться трудно. Наблюдения и эксперимен-ты с разными людьми со всей очевидностью доказывают, что в измененных состояниях сознания человек не только может наблюдать и запоминать, но и способен анализировать, размышлять над воспринятым.


    написать администратору сайта