Главная страница
Навигация по странице:

  • Полуэктова Юлия Николаевна

  • «Рождественская открытка: традиции и современность» Полуэктова Юлия Николаевна

  • Цель

  • Предметом моего исследования

  • Рождественская открытка: традиции и современность» Полуэктова Юлия Николаевна

  • Целью

  • Предметом исследования

  • Рождественская открытка традиции и современность Полуэктова Юлия Николаевна Россия, Республика Саха (Якутия) Олекминский район с. Чапаево моу Жедайская сош


    Скачать 87 Kb.
    НазваниеРождественская открытка традиции и современность Полуэктова Юлия Николаевна Россия, Республика Саха (Якутия) Олекминский район с. Чапаево моу Жедайская сош
    Дата16.11.2022
    Размер87 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаphpBwsd4I_rozhdestvenskaya_otkrytka_tradicci-14978.doc
    ТипДокументы
    #792013


    XIII Районная конференция молодых исследователей «Шаг в будущее»

    Рождественская открытка: традиции и современность
    Полуэктова Юлия Николаевна

    Россия, Республика Саха (Якутия)

    Олекминский район с.Чапаево

    МОУ «Жедайская СОШ»,

    6 класс


    Научный руководитель:

    Олизаренко Юлия Валерьевна,

    учитель английского языка

    Олекминск 2010

    «Рождественская открытка: традиции и современность»

    Полуэктова Юлия Николаевна

    Россия Республика Саха (Якутия)

    Олекминский район с.Чапаево

    МОУ «Жедайская СОШ»,

    6 класс

    Каждый подарок, даже самый маленький, становится великим даром, если ты вручаешь его с любовью.

    Д. Уолкот

    Цель моей работы выявить условия необходимые для восстановления и развития традиции дарения рождественских открыток.

    Объект моего исследования – рождественская открытка.

    Предметом моего исследования является процесс осуществления развития традиции изготовления и дарения рождественских открыток.

    Гипотеза исследования я предполагаю, что традиция обмена рождественскими открытками будет пользоваться большей популярностью, если:

    -обучающиеся будут дарить открытки (и получать ответ) от известных людей;

    -обучающиеся будут сами изготовлять эксклюзивные дизайнерские открытки;

    -открытки будут продаваться.

    Задачи исследования:

    - исследовать историю развития Рождественской открытки;

    - определить условия повышения интереса к изготовлению и обмену открытками;

    -опытным путем апробировать изготовить открытки, подарить их известным людям и продать остальным желающим.

    Традиция дарить друг другу рождественские и новогодние открытки настолько приятна и хороша, что кажется, что она существовала всегда. Однако это не так. Более того, новогодние и рождественские открытки в том виде, в котором мы к ним привыкли, возникли достаточно недавно.

    Определенной предтечей возникновения рождественских открыток можно считать китайские визитные карточки, распространенные еще тысячу лет назад. Тогдашний этикет обязывал тем, кто по каким-то причинам не может посетить то или иное торжества, передавать поздравления с праздником при помощи специальных визитных карточек красного цвета, на которых было принято писать поздравления. Впрочем, вряд ли эти визитные карточки имели отношение к истории рождественской открытки — ведь в то время христианства не было еще в помине.

    Шло время, появилось и распространилось христианство, сначала на Ближнем Востоке, а потом и в Европе, а вместе с ним — и традиция праздновать рождество. В то время большое распространение получили средневековые гравюры с изображением христианских мотивов, которые оказали существенное влияние на историю рождественских открыток. Такие гравюры продавались священниками и паломниками, и они стоили достаточно дорого. Ими украшали дома и часто дарили на Пасху и Рождество (рис.1). По прошествии какого времени на гравюрах стали рисовать различные картинки и изображения, и они стали использоваться в качестве пригласительных билетов на различные торжества.

    Однако несмотря на то, что средневековые гравюры немного напоминали современные рождественские открытки по своему функциональному назначению, собственная история рождественских открыток началась немного позднее.

    Принято думать, что традиция дарить друг другу христианские рождественские открытки появилась в Англии. Первую рождественскую открытку нарисовал английский художник Добсон в 1794 году. Однако эта открытка не была отправлена по почте — художник лично вручил ее получателю. Первой открыткой, сделанной на продажу, считается карточка, которую сэр Генри Коул в начале 1840-х заказал художнику Джону Хорсли (т.к. не успевал написать поздравительные письма всем друзьям). Открытку напечатали литографским способом; на ней была изображена семья сэра Коула, сидящая за рождественским столом, и подпись: «Веселого Рождества и счастливого Нового года!» (рис.2). Оставшиеся открытки были распроданы всем желающим, причем разошлись они очень быстро.

    В 1843 году англичанин Хорслей нарисовал первую рождественскую открытку. 1000 экземпляров открытки были проданы в тот год в Лондоне. Издатель Луи Пранг популяризовал рождественские открытки в 1875 году. Он провел в Америке общенациональный конкурс на лучший дизайн рождественской открытки. Усовершенствование почтовой системы и удешевление почтовых отправлений позволили рассылать рождественские открытки множеству друзей во всех точках планеты.

    Сама Ее Величество Королева Виктория самолично отправила родственникам, друзьям и знакомы тысячу восхитительных поздравительных карточек со столь узнаваемым «младенческим» мотивом. На ее правление и приходится кульминация жанра. Вначале открытка имела чисто религиозное содержание, и первый, кто прославился изданием легендарных английских карточек 10Х12, был Томас де ла Рю, мастер литографий и банкнот. Нежнейшие оттенки его печати были высоко оценены капризной викторианской публикой. А при Рафаэле Туке, еще одном издателе, чей талант был отмечен королевским патентом (как рез его клиентками и были царствующая королева Виктория и жена американского президента Гровер Кливленд), рождественская открытка стала куда более мирской и современной.

    С 1860-х производство открыток было поставлено на поток. В 1862 году большим тиражом была отпечатана первая серия рождественских открыток, и все они мгновенно были раскуплены. К 1880 году по почте рассылалось более 11,5 миллиона карточек (почтальоны были загружены и предупреждали: "Не откладывайте отправку открыток до Рождества»). Изобретателями именно почтовых открыток, то есть открытых писем без конверта, считаются немцы. Открытые письма с маркой на обратной стороне ведут свою историю с 1870 года и обязаны своим рождением франко-прусской войне. Обер-почтмейстер Пруссии Генрих Штеффан предложил подобное нововведение, «чтобы не писали, что ни попади». Вскоре по почте стали пересылать не просто письма, а иллюстрированные карточки.

    Первоначально на открытках изображались Иисус Христос в яслях или летящий ангел со звездой в руках. Затем в оформлении стали использоваться мотивы старых традиционных для Англии рождественских обычаев: малиновка, ветки плюща или омелы, веточка вереска, перевитая лентами. Позже на открытках появились изображения Санта-Клауса и произвольные композиции из цветов, веток и елочных украшений.

    В Россию первые рождественские открытки пришли из Англии в 1890-х. Причем купцы привозили только такие, где был один рисунок без надписи, а потом уже сами писали на русском. Снег на открытках был похож на настоящий, его делали из борной кислоты. Иногда на карточках был один только контур рисунка, остальное закрашивалось самостоятельно. Занятие это было довольно трудное, и стоили открытки недешево, тем не менее они были популярны.

    Первые рождественские открытки в России были выпущены с благотворительной целью Петербургским попечительным комитетом о сестрах Красного Креста (Община святой Евгении) для получения дополнительных средств на содержание больницы и курсов сестер милосердия. К рождеству 1898 года Община св. Евгении издала серию из десяти открыток по акварельным рисункам известных петербургских художников. И хотя на них не было надписи «С Рождеством Христовым!», они были и по замыслу издателей, и по сюжетам рисунков первыми русскими рождественскими открытками. С тех пор в России и было налажено производство рождественских открыток.

    В нашей стране идея рождественских и новогодних открыток легла на весьма плодородную почву — традиционная эстетика лубочных картинок, такая популярная у нас, оказалась очень уместна для рисования праздничных открыток (рис.3). Дореволюционные рождественские открытки чаще всего изображали пейзажи русской зимней природы с лихими русскими тройками, проносящимися мимо занесенных снегом избушек. Однако не стоит думать, что сюжеты старинных рождественских открыток исчерпывались такими банальными и избитыми образами. В создании дореволюционных рождественских открыток принимали участие такие известные художники, как А. Бенуа, Л. Бакст, К. Маковский и Н. Рерих. Старинные рождественские и новогодние открытки делали лучшие профессионалы своего дела, заслуженные художники и печатники, а также фотографы — для этого объявлялись конкурсы, устраивались выставки и выпускались каталоги.

    По одной из версий, история новогодней открытки в России началась в 1901 году, когда Николай Каразин создал первую русскую новогоднюю открытку. Впрочем, этот взгляд на историю новогодней открытки в России не единственный. Ряд историков полагает, что отцом русской новогодней открытки стал библиотекарь Петербургской академии художеств Федор Беренштам. В российских старинных новогодних открытках большое внимание уделялось стилю открыток — для изготовления открыток, которые были предназначены для того, чтобы их дарили частным лицам, применялось тиснение, и оформление золотой или серебряной крошкой, а деловые новогодние открытки были выдержаны в более простом и строгом стиле.

    Революция внесла свои коррективы историю новогодних открыток. Советская власть старалась любой ценой вытравить из жизни своих граждан все, так или иначе связанное с религией, и поэтому развитие старинных рождественских открыток после революции прекратилось. Несмотря на то, что большевики надеялись отказаться как от Рождества, так и от Нового года, народ не смог отказаться от зимних праздников, и поэтому новый год все-таки вернули. Правда, при этом полностью очистив от всех рождественских коннотаций. В отличие от старинных рождественских открыток, советская новогодняя открытка стала орудием пропаганды. История новогодних открыток советского периода показывает процесс переосмысления рождественских образов и попытку придать им новый смысл — во время освоения космоса Дед Мороз сменил тройку из старых рождественских открыток на самолет или космическую ракету (рис.4), а когда началась антиалкогольная компания — со старых рождественских открыток исчезли все упоминания о шампанском, более того — пропали даже изображения пустых бокалов.

    Однако по настоящим мощным агитационным оружием советские новогодние открытки (о рождественских не могло идти и речи) стали во время великой отечественной войны, когда после многих лет запретов она официально вернулась в жизнь простых советских граждан. Тематика этих открыток была целиком связана с войной, и качеством они не блистали. Простое поздравление из старинных новогодних открыток сменилось на «новогодния привет героическим защитникам Родины». По сравнению со старыми новогодними открытками, на военных советских новогодних открытках появились новые герои — на этих открытках изображались портреты тех героев, с которых следовало брать пример: Чапаев, Щорс и Котовский. На обороте этой выпущенной в 1941 году открытке был размещен призыв – «С Новым годом, товарищи бойцы, командиры и политработники! Во имя Родины вперед, на полный разгром врага!» (рис.5) .

    Зато в конце войны в страну хлынул поток великолепных зарубежных новогодних открыток - солдаты посылали их из освобожденных стран Европы.

    Послевоенные старинные новогодние открытки кажутся нам особенно теплыми, домашними и уютными. При взгляде на эти открытки до сих пор чувствуется атмосфера безусловной радости, которая воцарилась после победы в Великой Отечественной войне — трудно представить, как много теплых эмоций эти старые новогодние открытки приносили в то полное лишений послевоенное время. Несмотря на то, что современные открытки сейчас есть на любой вкус, в старых рождественских открытках есть какое-то особенно очарование. И дело даже не в безусловном таланте художников, принимавших участие в их создании. Скорее всего, старые новогодние открытки — это частица безвозвратно ушедшей эпохи, с которой связаны приятные воспоминания.

    Если на российских рождественских и новогодних открытках чаще всего изображается Дед Мороз, едущий в санях, запряженных лошадьми или оленями, спешащий к нам на всех видах транспорта, в том числе и на космическом корабле, лихо бегущий на лыжах или играющий в хоккей, то за рубежом предпочитают другие сюжеты. В Германии на почтовых карточках помещают композиции со свечами, подковами, колокольчиками, сладостями, причем размеры карточек колеблются от крохотных, размером с карманную записную книжку, до больших, сравнимых с тетрадным листом. На открытках скандинавских стран часто встречаются гномы. В Швеции отдают предпочтение детским рисункам, работам в технике аппликации, фотографиям. В Эфиопии можно встретить открытку, где изображен Санта-Клаус - негр с черной бородой и в сером халате, сидящий в повозке, которая запряжена мулами.

    В Советской Армии в условиях дефицита, особенно в «горячих точках» и Афганистане, красочных поздравительных открыток для отправки домой (в избытке же были обычно так называемые «армейские» конверты без рисунков и марок по 0,5 и 1 копейке), открытки иногда делали сами: брали красочный плакат либо красивые обои на плотной бумаге, вырезали из них «открытки» и рисовали на обратной стороне гра́фы для письма (слева), индекса (слева внизу), а́дреса туда (справа вверху) и обратного а́дреса (справа внизу). Открытки военнослужащих срочной службы пересылались бесплатно (почтовая марка не требовалась), и такие «самоделки» доходили до адресатов. В 1994 году в Испании появилась музыкальная открытка. При открытии книжечки бумажный язычок замыкает контакт и устройство (батарейка, микропроцессор и динамик) воспроизводит мелодию.

    С 2010 года в Польше с рождественских открыток исчезает религиозная тематика. Младенец Иисус, волхвы, Дева Мария, Святое семейство и Вифлеемская звезда, ранее бывшие почти обязательными на праздничных рождественских открытках, встречаются ныне все реже и реже. Вместо них покупателям предлагают открытки с зимними пейзажами, елками, зайцами на снегу и снеговиками.

    В канун католического Рождества несколько польских репортеров проанализировали праздничные поздравления, рассылаемые польскими министерствами и ведомствами. Религиозной тематики не было практически нигде. Чаще всего встречались открытки с елями, затем шли изображения елочных шаров, а третье место занимали снежинки и зимние идиллические пейзажи. От поздравления открытками с изображением родившегося Иисуса Христа в этом году на Рождество отказалась и канцелярия президента Польши. На посылаемых открытках изображен президентский дворец в Варшаве, засыпанный пушистым снегом. Упоминание Рождества Христова, правда, содержится в поздравительных текстах канцелярии Леха Качиньского, напечатанных на этих открытках. Что касается рождественских поздравлений канцелярии премьер-министра Дональда Туска, то в целях экономии в этом году их рассылали только электронным способом и никаких открыток вообще не закупалось.

    Британцы все чаще предпочитают бумажным открыткам электронные, пишет газета The Daily Telegraph. По данным исследователей, 40 процентов британских подданных в возрасте 16 до 35 лет хотели бы избавиться от обычных открыток. По существующей полтора века традиции каждое домохозяйство рассылает на Рождество в среднем по 30 открыток. Каждая из них обходится в 50 пенсов. Свыше половины британцев считают, что такие открытки слишком дороги, говорится в отчете исследовательской компании Mintel. За два последних года число проданных открыток упало на 20 миллионов - с 2,08 до 2,06 миллиарда штук. Кроме того, молодые британцы все реже что либо пишут на бумаге. В 2005 году министерство образования королевства обнаружило, что треть девушек в возрасте от 16 до 19 лет никогда не писала бумажных писем. Аналогичный опрос показал, что писем не писало большинство юношей.

    А что же у нас? По результатам опроса 100 человек (школьники, учителя и их родители), что составляет 10% от жителей нашего поселка, все они хоть раз дарили открытки близким, но в прошлом году поздравили открыткой друг друга только 64 опрошенных человек. 12 человек при этом поздравляли друг друга еще и электронными открытками. 24 человек не поздравили друг друга ни печатной открыткой, ни электронной.

    И хотя больше половины опрошенных продолжают поздравлять друг друга печатными открытками я считаю, что это количество недостаточно, тем более, что велик процент тех, кто вообще не поздравляет открытками.

    В 6 классе мы изучаем тему «Английские праздники. Рождество». В рамках каждой темы мы всегда выполняем творческое задание, проект. Под руководством нашего педагога мы изготовили Рождественские открытки и подписали их на английском языке. Самую лучшую открытку мы решили отправить Ее Величеству, английской королеве. В нашей школе существует традиция поздравлять английскую королеву с Рождеством. В этом году мы решили остальные открытки продать.

    Данная работа вызвала большой интерес среди всех учеников.

    В результате своего исследования, я пришла к выводу, что старые традиции, особенно связанные и собственноручным изготовлением подарков, открыток, актуальны в нашем новом мире. Открытки, изготовленные своими руками, несут в себе душевное тепло дарителя, а также могут послужить неплохим источником дохода. Ведь в наше время, как никогда, ценится ручной труд и уникальные эксклюзивные произведения. Именно такими и являются открытки, изготовленные нашими ребятами – уникальными, неповторимыми, единственными в своем роде.

    «Рождественская открытка: традиции и современность»

    Полуэктова Юлия Николаевна

    Россия Республика Саха (Якутия)

    Олекминский район с.Чапаево

    МОУ «Жедайская СОШ»,

    6 класс

    АННОТАЦИЯ

    Любой педагог или родитель готов подтвердить, что ожидание новогодних праздников — любимое время в жизни ребенка. Все вокруг начинает наполняться предчувствием чего-то очень значимого, таинственного, почти волшебного. Мало кто задумывается, что то, к чему мы привыкли, встречая новогодние праздники, тесно связано с рождественскими традициями и обрядностью, в которые каждый народ вложил что-то свое, особенное. Невозможно представить себе ни один большой общий праздник без поздравлений и благопожеланий, произносимых устно или записанных на специальных карточках — открытках. Данная работа посвящена изучению Рождественской открытки: истории возникновения, особенностям, а также месту Рождественской открытки в современном мире.

    Целью работы является формирование гражданского мировоззрения и патриотизма, толерантности развитие познавательных и творческих способностей учащихся на основе изучения, возрождения и развития общеевропейских и русских традиций.

    В задачи входило: исследовать историю развития Рождественской открытки, развитие творческих способностей, художественного вкуса путем изготовления собственных, эксклюзивных открыток.

    Выводы: путем опроса установлено, что в нашем поселке Рождественская открытка до сих пор служит знаком внимания и средством поздравления, выражения своих чувств. Традиционным стало изготовление особой открытки для английской Королевы и поздравление Ее Величества. Традиционным также стало изготовление прекрасных открыток учащимися, которые успешно продаются всем желающим. Приятно получить и хранить как добрую память открытку, изготовленную в единственном экземпляре детскими руками.


    Рождественская открытка: традиции и современность»

    Полуэктова Юлия Николаевна

    Россия Республика Саха (Якутия)

    Олекминский район с.Чапаево

    МОУ «Жедайская СОШ»,

    6 класс

    ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ

    В наше время, когда черствеют души и сердца, и Вифлеемская звезда уже не зажигает сердца важно зажечь искру добра Рождественской открыткой. Для духовного роста радость необходима так же как солнечный свет и воздух для цветка. Радость – понятие разностороннее. В жизни ребенка – это радость познания нового, освоенного умения, радость взаимопонимания, эстетического впечатления. Радость новогоднего праздника, запах новогодней ели, мандаринов, ожидание подарков, сказочная рождественская ночь навсегда остаются с человеком. Поэтому так важно воскрешать, сохранять и передавать все традиции празднования Рождества.

    Атмосферу радостного детства надо тщательно оберегать, потому что в ней источник развития добра, нравственности, духовного развития человека. Школа - это второй дом. Если в доме нет радости общения, шутки, юмора, праздника, этот дом не притягателен для ребенка. Создание предпраздничной, сказочной атмосферы, которая происходит в процессе изготовления маленького шедевра, а именно Рождественской открытки, не сравнима ни с чем и останется с ребенком на всю жизнь.

    Проблема заключается в том, что во время кризиса, не только финансового, но и духовного, люди перестают делать вещи своими руками для своих близких. Общеизвестно, что социум, в котором мы все вынуждены существовать, благодаря усилиям современных средств массовой информации изо дня в день становится все более и более агрессивным.

    Один французский философ утверждал, что радость дарителя гораздо сильнее, чем радость одаряемого. Иными словами, дарить подарки гораздо приятнее, чем их получать.

    Целью работы было - выявить условия необходимые для восстановления и развития традиции дарения рождественских открыток.

    Объектом исследования выступает рождественская открытка.

    Предметом исследования является процесс осуществления развития традиции изготовления и дарения рождественских открыток.

    Гипотеза исследования - автор предполагает, что традиция обмена рождественскими открытками будет пользоваться большей популярностью, если:

    -обучающиеся будут дарить открытки (и получать ответ) от известных людей;

    -обучающиеся будут сами изготовлять эксклюзивные дизайнерские открытки;

    -открытки будут продаваться.

    Задачи исследования:

    - исследовать историю развития Рождественской открытки;

    - определить условия повышения интереса к изготовлению и обмену открытками;

    -опытным путем апробировать изготовить открытки, подарить их известным людям и продать остальным желающим.

    В 6 классе мы изучаем тему «Английские праздники. Рождество». В рамках каждой темы мы всегда выполняем творческое задание, проект. Под руководством нашего педагога мы изготовили Рождественские открытки и подписали их на английском языке. Самую лучшую открытку мы решили отправить Ее Величеству, английской королеве. В нашей школе существует традиция поздравлять английскую королеву с Рождеством. В этом году мы решили остальные открытки продать.

    Данная работа вызвала большой интерес среди всех учеников.
    Список литературы:

    http://www.vlasta-tula.ru/articles/show-30.htm

    http://ricolor.org/about/last/1/

    http://www.lookatme.ru/flows/we-wish-you-a-merry-christmas-and-a-happy-new-year/posts/81315-rozhdestvenskaya-otkrytka-istoriya-i-filokartiya

    http://www.bogoslov.ru/text/555626/index.html

    http://novosti.ua/internet/27021/up

    http://ru.wikipedia.org/wiki/Открытка

    Журнал «Английский язык. 1-е сентября» – 2006-2010г.г.

    «Рождественская открытка: традиции и современность»

    Полуэктова Юлия Николаевна

    Россия Республика Саха (Якутия)

    Олекминский район с.Чапаево

    МОУ «Жедайская СОШ»,

    6 класс

    ТЕЗИСЫ

    Рождественская открытка не чопорна и не заносчива, она была и остается незаменимым способом заглаживания обид, восстановления дружбы, и выражения самых теплых чувств.

    Традиция дарить в честь празднования Рождества открытки зародилась по историческим меркам не так давно, всего несколько столетий назад, но несмотря на это имеет различные версии происхождения.

    По одной из версий, традиция рождественских открыток берёт своё начало благодаря художнику Добсону из Англии, создавшему в 1795 году первую серию рождественских открыток с изображением зимних пейзажей.

    По другой версии, первая рождественская открытка появилась в 1843 также в Англии. Именно тогда, англичанин Хорслей нарисовал открытку с изображением семейной рождественской идиллии в окружении сонма ангелов. Издатель Луи Пранг чуть позже, спустя 2 десятилетия, подхватил идеи англичанина и благодаря его работе и выпуску серий рождественских открыток по 1000 экземпляров стало каноном изображать на рождественских открытках ангелов, святых, Иисуса Христа с Богородицей, Библейские сюжеты и зимние пейзажи.

    В Православии, как и в других христианских течениях, есть свои традиции рождественских открыток. Своеобразие их в том, что для православных христиан самый главный праздник – Пасха, Воскресение Христово. Несмотря на это – православные рождественские открытки, особенно открытки, созданные в конце XIX – начале XX веков, представляют огромное значение в искусстве открыточной росписи и занимают достойное место в коллекциях открыток, как больших государственных музеев, так и маленьких частных коллекций.

    Многие могут заметить, что новогодние открытки и открытки рождественские, очень схожи в манере исполнения, но ,при всей кажущейся схожести, эти открытки имеют разное духовное содержание.

    Атмосферу радостного детства надо тщательно оберегать, потому что в ней источник развития добра, нравственности, духовного развития человека. Школа - это второй дом. Если в доме нет радости общения, шутки, юмора, праздника, этот дом не притягателен для ребенка. Создание предпраздничной, сказочной атмосферы, которая происходит в процессе изготовления маленького шедевра, а именно Рождественской открытки, не сравнима ни с чем и останется с ребенком на всю жизнь.


    написать администратору сайта