программа Sulus. Рожина Анна Анатольевна педагог дополнительного образования учитель Рожина А. А. 20192020 уч год пояснительная записка образовательная программа
Скачать 53.79 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Батагайская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир за объективом» с 5-6 класс Рабочая общеразвивающая программа «Основы тележурналистики» детской телестудии «SULUS» Возраст обучающихся: 10-18 лет Срок реализации программы - 1 год обучения. Составитель: Рожина Анна Анатольевна - педагог дополнительного образования учитель: Рожина А.А. 2019-2020 уч.год Пояснительная записка Образовательная программа дополнительного образования детей детская телестудия «Sulus» рассчитана на обучение детей 7-18 лет. Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Деятельность телестудии построена на основе комплексной образовательной программы «Основы тележурналистики», которая реализует идеи межпредметных связей и объединяет в единое целое несколько направлений деятельности СМИ, таких как: телевизионная журналистика, основы операторского мастерства, режиссуры монтажа, кинорежиссуры и актерского мастерства . Основное внимание, в процессе обучения, уделяется самостоятельности, индивидуализации и педагогической поддержке учащихся, развитию склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи. Решение задач в сфере обучения реализуется от создания модели личностно-ориентированного образования учащихся студии к обновлению содержания образования и совершенствованию проектной деятельности учащихся: в сфере воспитания - от внедрения во все образовательные ресурсы студии системы воспитания обучающихся, как неразрывной составляющей образовательного процесса, к ее дальнейшему совершенствованию и развитию в процессе освещения культурно - досуговой деятельности образовательных учреждений; в сфере развития – от поэтапного обновления организационной структуры студии и методической службы к системе научно - методического обновления всех направлений деятельности студии, обобщению опыта лучших педагогов; в сфере управления – от организации взаимодействия, сотрудничества всех участников образовательного процесса к внедрению компьютерной информационно-технологической программы внутренней коммуникации. Актуальность данной программы состоит в том, что одной из задач современного образования является воспитание нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Навыки сбора информации, преобразование ее, в форму, удобную для восприятия обучающимися, являются одним из видов самовыражения и раскрытия творческого потенциала школьников. Этап обучения подразумевает овладение ребенком определенным уровнем знаний, умений, навыков, а так же развитие его личностных качеств. Цель данного курса: раскрытие личностного творческого потенциала обучающихся современными техническими средствами обучения. Задачи программы Обучающие: -познакомить обучающихся с основами цифрового видео; -обучение теоретическим основам в области видеоискусства; -овладение приемами работы с цифровой фото, видео техникой; -знакомство с приемами видеосъемки в различных внешних условиях; -формирование технических умений и навыков работы рисования и с разнообразными материалами для лепки, конструктором, природными материалами; -формировать умения рисовать и лепить по представлению героев различных литературных произведений; -формирование и закрепление представлений о безопасной работе с фото, видео техникой, электрическими приборами; -обучение основам тележурналистики; Развивающие: -развитие мелкой моторики кистей рук; -развитие фантазии и воображения обучающегося (придумывание историй, сказок для сценария мультфильма, разработка и создание персонажей, декораций) ; -формирование навыков самостоятельной творческой работы и работы в коллективе над проектами; -привитие интереса к данному виду деятельности; Воспитательные: - воспитывать умение слушать и уважать мнение товарища; -воспитание настойчивости, целеустремленности и ответственности за достижение высоких творческих результатов; - выработать у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности; - формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в современном обществе; - формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми; - создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве. Сроки реализации образовательной программы: - продолжительность обучения 1 год - в год 648 часов - в месяц 72 часа Режим занятий: - 18 часов в неделю - ежедневно Методы обучения и формы организации учебных занятий. Занятия проходят в форме бесед, сообщений, практических занятий. Теоретическое занятие сопровождается демонстрацией методического материала (фотографии, дидактический материал, литература, журналы, слайды, видеоматериалы, мультфильмы). Практические занятия включают в себя работу с оборудованием телестудии (фото - видео камеры, создание и изготовление видеороликов и мультфильмов по литературным произведениям, по собственному сценарию; изготовление персонажей, декораций посредством рисунка, лепки, аппликации). Обучение строится от простого к сложному. Освоение каждого элемента призвано вывести учащегося на качественно новый уровень, подводя его к самостоятельной деятельности. Взаимодействие на съемочной площадке: Работа над сценарием (информационный репортаж, творческий проект). Раскадровка Начитка закадрового текста Запись ведущего Стендап Проведение беседы Проведение интервью Работа в программе AdobePremier и в программе AdobeAudition Взаимодействие с режиссером монтажа Монтаж материала Озвучка материала Направления и элементы, отражают разделы учебной программы (взаимодействие с оператором на съемочной площадке; работа в печатных жанрах; взаимодействие с режиссером монтажа и др.). Каждое направление содержит элементы невербальной связи оператора и журналиста; постановка оппонента; расстояние интервьюирываемого от камеры и т.д. Здесь же, прописываются и отрабатываются возможные обстоятельства, с которыми сталкиваются журналисты во время практической деятельности на съемочных площадках. Учебно-методический комплект. Для успешной реализации программы должны способствовать различные виды групповой и индивидуальной работы: практические занятия, творческие отчеты, участие в праздничных концертах и т. д. Программа предполагает интеграцию в другие образовательные области: «Социализация» - развитие инициативы, умение действовать в команде, развитие творческого воображения; «Безопасность» - умение безопасно обращаться с электрическими, осветительными приборами, ножницами, карандашами, с компьютерной техникой; «Коммуникация» - развитие свободного общения с взрослыми и сверстниками, развитие связной речи - диалогической, монологической; «Чтение художественной литературы» - развитие интереса к художественной и познавательной литературе; Кроме того, необходимы следующие средства обучения: - Светлый и просторный кабинет. - Съемочная площадка. - Аппаратура: видеокамера, фотоаппарат, карты памяти, штатив, телевизор, компьютер с программным обеспечением для видеомонтажа, набор профессионального освещения, устройство вывода (принтер) аудиоаппаратура, микрофон. - Дидактические материалы. - Наборы для детского творчества (цветная бумага, картон, ножницы, клей, пластилин) - Детская литература - Видеотека с роликами и мультфильмами по литературным произведениям, истории кино. Ожидаемые результаты: За один год обучения воспитанники получают необходимые теоретические знания в области видеоискусства, тележурналистики, формируют основные навыки техники безопасности и теоретические знания в области работы с фото - видеотехникой, знакомятся с различными областями применения современных технических средств обучения. Изучают историю экранных искусств, основы аудиовизуальной грамотности, основные принципы работы средств массовой информации. Работают с текстом, узнают отличие телережиссера от кинорежиссера, осваивают основной материал актерского искусства и др. Педагог и учащиеся студии освещает научно - практические, культурно - массовые, детско – юношеские передачи, короткометражные фильмы, спортивные и другие мероприятия. Результатом является выход в эфирное пространство в республиканском канале студии «Сэргэлээх», детских проектов «Кунчээн», «Биhикчээн» Национальной Вещательной Компании «Саха». С первого года обучения учащиеся получают доступ к профессиональному теле и видео оборудованию, выходят на съемочные площадки. Система индивидуальной работы планомерно подготавливает их к созданию собственного творческого проекта и его защите. Итогом обучения является защита творческого проекта. Творческий проект – это мультфильмы, видеофильм (телерепортаж, сюжет), ролики посвящённой теме, которая интересна авторам проекта и содержит познавательный, воспитательный и обучающий характер. Над подготовкой проекта работает группа учащихся, состоящая из оператора, режиссера и корреспондента. Именно этот проект показывает способность ребят к работе в команде, зрелость их мастерства и готовность к сознательному выбору профессии. Учебно – тематический план.
Содержание программы. 1. Вводный раздел. Знакомство с учебной группой, кабинетом телестудии. Техника безопасности при работе в студии. Введение в программу: ознакомление с содержанием и порядком обучения. 2. Оборудование телестудии. 2.1 Знакомство с оборудованием телестудии. Камеры, свет, аудиотехника, компьютер, штатив. Техника безопасности при работе с оборудованием. 2.2 Знакомство с видеокамерой. Предназначение. История появления фото, видео искусства. Примеры использования видеокамеры в быту и в работе. Основы работы с видеокамерой. Составные части видеокамеры. Управляющие элементы. Приемы и способы видеосъемки. Техника безопасности работы с видеокамерой. Практическое занятие - Просмотр видеороликов, снятых с помощью видеокамеры. Обсуждение увиденного материала. 2.3 Основы работы с оборудованием. Штатив. Что такое штатив? Предназначение. Виды штативов (монопод, плечевой упор) . Практическое занятие - Просмотр видеоматериала с изображением разных видов штативов. Устройство штатива. Работа со штативом. Установка камеры на штатив. Съемка со штатива предметов. Съемка обучающимися дошкольниками друг друга. Самостоятельная работа по управлению штативом (регулировка по высоте, наклон, поворот) . 2.4 Работа с освещением. Знакомство со световым оборудованием. Постановка света. Техника безопасности при работе с осветительными приборами. Практическое занятие - Видеосъемка освещенного и неосвещенного предмета. Просмотр, сравнение двух видеозаписей. 2.5 Знакомство с программным обеспечением ПК. Демонстрация программы Adobe Premier Pro CS5. Практическое занятие - Монтаж педагогом видеоматериала, отснятого детьми. Просмотр материала, обсуждение проекта. 3. История появления фото, видео искусства. 3.1 Изучение истории появления видео и фото искусства с помощью наглядного материала, фотографий, слайдов, видеороликов. 3.2 Что такое телевидение. История создания национального республиканского телевидения НВК «Саха». Телевидение сегодня прочно завоевало весь мир, а потому телевизионная режиссура становится невероятно важной и популярной. От качества подачи изображение и создания своеобразного сюжета, зависит успех передачи или шоу. Режиссер должен точно продумывать не только сюжетную часть, но и избрать принцип и тип подачи информации, ограничить ее объем, тип, выбирать подходящие выразительные средства режиссуры. Именно режиссер на телевидении выбирает, как, кому и зачем он передает информацию, в каком виде и когда ее получит зритель. 4. Что такое передача. Телевизионная передача – результат коллективной работы сценариста, оператора, актеров, корреспондентов, ведущих дикторов. Синтетическая природа телевидения и ее воплощение в практике, постановки передачи. Роль телетехники в творческом процессе создания передач. Особенности техники телевидения. Жанры передач: прямой эфир, прямая трансляция, очерковая, развлекательная, информационная, обучающая, познавательная, детская, молодежная, взрослая, авторская. Практическое занятие – просмотр информационных, развлекательных, познавательных, спортивных, культурно - эстетических, художественных передач и ток – шоу. Анализ просмотренных передач. Проба детей в роли тележурналиста. 4.2 Детско – юношеская передача. Ознакомление с работой республиканского канала Национальной Вещательной Компании «Саха», сотрудничество с детско – юношеским объединением студии «Сэргэлээх», детскими проектами «Кунчээн», «Биһикчээн». Практическое занятие – просмотр рейтинговых передач НВК «Саха», ознакомление с рабочим составом детского проекта «Кунчээн». Особенности детских передач. 4.3 Передача и телезритель. Восприятие как окончательный акт в процессе создания телепрограммы. Особенности восприятия передачи группами населения – социальными, возрастными, профессиональными и др. Эстетическое развитие зрителя, его способность к сотворчеству, сопереживанию, соучастие. Творческий контакт во время просмотра, взаимопонимание авторов телепрограмм и телезрителей. Практическое занятие – участие зрителя в передачахток – шоу, использование интерактивных возможностей в передачах. 5. Операторское мастерство 5.1 Приемы и особенности съемки. Первое знакомство с видеотехникой, изучение заводской инструкции камеры. Правила работы с видеокамерой, инструктаж по технике безопасности, учебные съемки. Ручная регулировка предосторожности. Управление функцией. Основные устройства и элементы управления видеокамерой позиции при съемке, съемки для выпуска телепередачи. Общий план, средний план, крупный план. Крупный план как способ передачи эмоциональной составляющей при видеосъемке человека. Практическое занятие - объекты видеосъемки. Живые неживые объекты видеосъемки. Съемка предметов, людей. Проба детей в видеозаписях предмета, учитывая ракурс, освещения, выбора плана съемки. Просмотр работ, обсуждение. 5.2 Виды съемок. Общий план, средний план, крупный план. Практическое занятие – съемка объектов и людей по схеме. 5.3 Авторские ролики. Монтаж рекламных роликов. Съемка и монтаж клипов. Спецэффекты. Практическое занятие - просмотр роликов, реклам, обсуждение и пробный монтаж ролика на программе Adobe After Effects CS5. 5.4 Съемочный период. Реализация режиссерского сценария. Раскрытие сценарного образа. Натурные, павильонные, комбинированные съемки. Работы ведущих дикторов, репортеров. Неоднократная съемка каждого эпизода. Дубли варианты. Стремление режиссера найти более выразительного композиционного решения в монтаже, звуковой трактовке. Практическое занятие – съемка мероприятий проводимых в РДЦ. 6. Объекты видеосъемки. 6.1 Съемка предметов. Выбор ракурса съемки. Неподвижные. Приемы съемки неподвижных предметов. Расположение предмета в кадре. Подвижные. Съемка людей. Массовка. Люди в эпизодах. Практическое занятие – съемка предметов, планы при съемке предмета. Предмет в окружающей среде. Съемка людей с разных ракурсов. 7. Режиссерское мастерство. 7.1 Дать понятие о профессии режиссера. Режиссер — это человек, который занимается постановкой фильма, руководит съемочным процессом или репетициями, если речь идет о театре. Если точнее, режиссеров на съемочной площадке несколько: главный режиссер называется режиссером-постановщиком, его ближайшие помощники — просто режиссерами. И в том, и в другом случае, основу его работы составляет работа с актерами. 7.2 Телевизионная режиссура. Режиссура телевидения в некоторой степени допускает экспромт, может активно использоваться экспериментирование, импровизация. Режиссер должен быть понемногу всем: актером, оператором, гримером, костюмером, сценаристом и всеми прочими специалистами, которые присутствуют на съемочной площадке. 7.3 Кинорежиссура. Кинорежиссура – профессия, для которой требуются разносторонние знания. Человек, решивший заняться ею, должен владеть познаниями из области земледелия и космологии, географии и истории, философии, медицины и пр. Кинорежиссура, обучение которой проводится в стенах высших учебных заведений кино и телевидения, тесно переплетается с другими профессиями. 7.4 Актерское мастерство. Творчество актера - основной материал режиссерского искусства. Актер не только материал, но и творец. Творческие мысли и мечты актера, его художественные замыслы и намерения, мысли и чувства, творческая фантазия, личный и социальный опыт, знания и жизненные наблюдения, вкус, темперамент, юмор, актерское обаяние, сценические действия и сценические краски — все это, вместе взятое, — материал для творчества режиссера, а вовсе не одно только тело актера или его способность по заданию режиссера вызывать в себе нужные чувства. Актер как творец — вот настоящий материал для режиссера. 7.5 Работа со сценарием. Профессия сценариста требует высокой степени собранности, природного трудолюбия, неисчерпаемого объема идей и способности спокойно воспринимать критику со стороны редактора сценариев. Некоторые тексты приходится переписывать по его требованию десятки раз пока, наконец, не появится утвержденный вариант режиссерского сценария. Поэтому крепкая психика – основное требование к сценаристу при приеме на работу. Практическое занятие – придумать план съемки, работа с редактором и оператором. Съемочный период. Монтаж материала. 8. Редакторское мастерство 8.1 Кто такой редактор? Редактор – одна из самых востребованных телевизионных профессий. Редактор телевидения — одна из самых востребованных профессий на телевидении. Телевизионный редактор — это творец, причём гораздо большей степени, нежели ведущий эфира. Редактор сам придумывает программу и воплощает её в жизнь. Профессия редактора телевидения предполагает довольно редкое сочетание черт: способность к творчеству, организованность и уверенность в себе, лидерские качества. Телевизионному редактору требуется умение писать, брать интервью. При этом обязательно нужно владеть темой, в которой он работает. Редактор должен хорошо знать технологию телепроизводства, владеть основами режиссёрского мастерства и тележурналистики, уметь создавать сценарии, монтировать и озвучивать отснятый материал, а также мн. др. 8.2 Дикционная гимнастика. Дикционная гимнастика поможет, как разработать голосовые связки, так и улучшить четкость речи. Первое упражнение представляет собой десятикратное чередование произношения звука «У» и звука «И». При этом губы сложены трубочкой и максимально напряжены. Второе и третье упражнения помогают как растянуть голосовые связки, так и улучшить имеющуюся артикуляцию. Губы также складываем трубочкой, восемь раз пытаемся дотянуться до кончика носа, потом пытаемся дотронуться до подбородка. В ходе следующего упражнения для голосовых связок сложенные трубочкой губы двигаются поочередно влево и вправо по 8 раз. Завершающим упражнением этой группы будет десятикратное чередование произношения звука «П» и звука «Б». Оно позволяет как смягчить голосовые связки, так и размять губы. Еще один комплекс направлен на активность языка. Он поможет как укрепить голосовые связки, так и мышцы языка. В рамках первого упражнения складываем язык поочередно то трубочкой, то чашечкой 10 раз подряд. Второе упражнение направлено на поочередное доставание языком носа и подбородка. Его нужно проделать минимум восемь раз. Так тренировать голосовые связки нужно с особой тщательностью. Это может помочь даже как быстро восстановить голосовые связки при повреждении, так и расслабить голосовые связки при излишнем перенапряжении. Практическое занятие – составления текста редактора, монтажного листа (начальная подводка, стэнд – ап, закадровый текст, лайф, конечная подводка). 9. Монтажное построение передачи 9.1 Технология монтажа. Монтаж — творческий и технический процесс в кинематографе, на телевидении или звукозаписывающих студиях, позволяющий в результате соединения отдельных фрагментов исходных записей получить единое, композиционно целое произведение. Монтаж является важнейшей частью кинематографического языка, способной придать повествованию выразительность и внятность минимальными средствами 9.2 Базовые монтажные правила. Монтаж любого видеоряда подчиняется некоторым законам, выработанным за годы развития кино- и телевизионного производства. Некоторые из этих законов считаются простейшими, но их нарушение приводит к искажённому восприятию происходящего на экране и потере ориентации зрителем. Например, при монтаже кадров, в которых движутся одни и те же персонажи или транспортные средства, направление их движения до и после склейки должно совпадать. Монтажные кадры, на которых объект снят с противоположной стороны и движется в обратном направлении, использовать нельзя. любая смена точки съёмки должна быть оправдана не только соображениями композиции кадров, но и соответствием логике повествования. Монтаж диалога двух актёров предполагает, что на крупных планах, где они сняты отдельно друг от друга, их взгляд должен быть направлен в противоположные стороны, а перед лицом должно оставаться свободное пространство. Аналогичные правила относятся к монтажу кадров с панорамированием и снятых движущейся камерой. Ещё одним требованием монтажа является поддержание ощущения непрерывности действия, не допускающее пропуска его частей. Например, если в предыдущем кадре человек входит в дверь, то в следующем он должен выходить из неё с другой стороны. Если после склейки он окажется уже сидящим на стуле в комнате, в которую вошёл, это нарушит целостность сцены. 9.3 Монтажный период. Звукозрительный образ и монтаж. Отбор и соединение кадров, сцен, эпизодов в единое проезведение. Монтаж как продолжение творческого процесса создания телепрограмм, в котором принимают участие режиссер – постановщик и режиссер по монтажу. Захват видео на компьютер. Монтаж видеоматериала на программе Adobe Premier Pro CS5. Озвучивание готового видеоматериала. Экспорт готового материала. Практическое занятие – монтаж своего проекта по выбору учащихся, под руководством педагога. 10. Звукорежиссерское мастерство 10.1 Ознакомление с аудио программой. Adobe Audition 1.5. Запись звука. Обработка аудио звука. 10.2 Звукорежиссер. Должен иметь свою фонотеку, подходящих композиций для видеомонтажа. 10.3 Озвучивание материала. Озвучивание: запись речи, шумов, музыки. Практическое занятие – озвучивание своего проекта учащимися. 11. Мультипликация. Виды анимации. Рисованные, пластилиновые мультфильмы, перекладная анимация. Просмотр фрагментов примеров анимационных фильмов, выполненных в перечисленной технике. История появления мультипликации. Как появилась мультипликация. Первые мультфильмы. Советские, российские мультфильмы. Знакомство с мультфильмами на основе литературных произведений. 11.1 Постановка. Написать сценарий мультфильма. Выбор произведения. Авторский сценарий. Обсуждение персонажей, определение характера. Изготовление персонажей к собственному сценарию. Нарисовать и раскрасить. Лепка из пластилина. Конструирование. Персонажи из бумаги. Изготовление декораций пластилин, аппликация, работа с крупой, природными материалами. Конструирование. 11.2 Съемка и монтаж. Поставить декорацию на съемочной площадке. Съемка по кадрово. Запись звука. Монтаж. Озвучивание. Проектная работа по созданию мультфильма. Предусмотрено индивидуальное и коллективное творчество. -чтение литературных произведений. -составление собственного сценария. -распределение работы внутри коллектива. -придумывание и изготовление персонажей. -придумывание и изготовление декораций. - постановка, съемка. -просмотр, обсуждение. Практическое занятие – составление сценария, съемочный период. Коллективный просмотр готового материала. Обсуждение. Мнения учащихся и педагогов. Выпускник первого года обучения должен знать и уметь: - оборудование телестудии; - основы работы и безопасного использования оборудованием (фото, видео камера, штатив, осветительные приборы); - уметь снимать на фото, видео камеру подвижные, неподвижные предметы; - знать базовые правила съемки и монтажа; - написать тексты и сценарии; - не бояться съемки перед объективом видео камеры; - получить навык актерского мастерства; - знать значение роли режиссера; - знать основы создания мультипликационного фильма; - уметь работать в команде над созданием проектов; Список использованной литературы: Багиров Э. Очерки теории тлевидения. М.,1978. Богданов Н.Г., Вяземский Б.А. Справочник журналиста – Лениздат, 1971 Волынец М.М. Основы композиции кадра. Учебное пособие. М-2002. Головня А.Д. Мастерство кинооператора. – М.: Искусство,1965. Дмитриев Л.А. Сто вопросов т ответов о творчестве тележурналиста. М-2002. Ждан В. Эстетика экрана и взаимодействие искусств. М.,1987. Журналистика в школе. 8-11 классы: программа, материалы к занятиям/ авт.-сост. Н.А.Спирина. – Волгоград: Учитель, 2011. Красный Ю.Е., Курдюкова Л.И. Мультфильм руками детей – М: Просвещение. 1990. Пресс – клуб и школьная газета: занятия, тренинги, портфолио / авт.-сост. Н.В.Кашлева. – Волгоград: Учитель, 2009. Привалов Н.К. Работа над видеосюжетом. Учебное пособие. М-2001. Работа телеоператора службы новостей. Реферативные обзоры. М-2001. Утилова Н.И. Монтаж как средство художественной выразительности. Учебное пособие. М-1998. Ученова В. Беседы о журналистике – М: Молодая гвардия, 1978. Фото – видео. Как пользоваться фотоаппаратом и видеокамерой. Справочник – М: Дрофа. 1995. Что такое хорошо и что такое плохо. Учебное пособие. М-2000. Шильд Вальтер, Пеле Тобиос. Профессиональные фильмы любительской камерой. Техника. Сюжеты. Композиция. Обработка – М: ТОО ВнешСИГМА, 1996. |